УДК 61(071.1):378.147
ПЕДАГОГИКА ОБЩЕНИЯ КАК ИННОВАЦИЯ
Степанова И.П.1, Пугачев М.К.1, Романов В.И.1,
Новикова Т.Г.1, Куприкова И.М.1, Юркова Е.А.1, Каргина А.С.1,
Степанов С.П.2, Разгильдяева М.В.1, Тудор И.В.1
1 Смоленский государственный медицинский университет, 2Смоленский государственный университет. 1Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28 2Россия, 214000, Смоленск, ул. Пржевальского, д 4.
Резюме. В статье обсуждаются вопросы педагогики общения как новой отрасли научного знания.
Ключевые слова: студенты, методы обучения, высшее образование. TEACHING OF CONTACT AS INNOVATION
Stepanova I.P., Pugachov M.K., Romanov V.I., Novikova T.G., Kuprikova I.M., Kargina A.S., Yurkova E.A., Stepanov S.P., Razgildjaeva M. V., Tudor I. V.
Smolensk State Medical University,
214019, 28 Krupskoy St., Smolensk, Russia.
Smolensk State University,
214000, 4, Przhevalskogo St., Smolensk, Russia.
Abstract. Innovation methods of teaching as part of the academic process are described in the article.
Key words: students, methods of teaching, higher education.
нию педагогических технологий. В 70-х го-
К истории вопроса
Педагогика общения является новой отраслью научного знания, стоящей на стыке социальной психологии и гуманистической педагогики. Ее возникновение обусловлено логикой развития мировой психолого-педагогической мысли. Гуманистическая педагогика занимается научным обоснованием воспитательно-образовательных систем и технологий, в которых высшей ценностью выступает личность студента в ВУЗах. Классическое наследие Коменского, Руссо, Ушинского, Толстого, характеризуется последовательной гуманистической направленностью педагогической стратегии и тактики. Однако с конца 20-х годов процесс развития гуманистической педагогики начинает тормозиться, реанимируется тоталитаризм, свойственный дореволюционной школе [11]. «Железный занавес», изоляция от зарубежной теории и практики привели к дефициту научной информации, обедне-
дах появился ряд публикаций, посвященных психологическим исследованиям феномена педагогического общения [2, 3, 13]. Лишь со второй половины 80-х годов, с началом демократического переустройства нашего общества, педагогическое свободомыслие обретает реальные контуры. Выражением организованного протеста творчески работающих преподавателей против засилья обездушенной административно-командной педагогики явилось новаторское движение и педагогика сотрудничества обрела поддержку. Сердцевиной этой концепции стало равнопартнерство и человечность педагогического общения, построения учебно-воспитательного процесса в ВУЗах. Предложенный педагогами-новаторами термин «педагогика сотрудничества» обрел широкую популярность [1]. Понятие «педагогика общения» - непривычно, нетрадиционно [14]. Однако именно оно позволяет более многосторонне охарактеризо-
вать учебно-воспитательное взаимодействие, его структуру, функции. Близкими к нему в зарубежной науке являются понятия «кооперативной педагогики», «группизма», «коммуникативной педагогики», «педагогики диалога».
Кооперативное обучение создает дух творческого поиска. Преподаватель выступает организатором, координатором и участником деятельности учащихся [7]. Основная форма работы, согласно этому направлению, групповая в небольших по численности свободных объединениях. Лидерами кооперативной педагогики явились Д. Коллер, Д. Кролл. В 70-х годах приобрела популярность монография Ж. Ферри «Практика работы в группе», в которой раскрывается технология организации учебного процесса в малых группах [12]. Гуманизация в высшей школе в значительной мере связана с изучением и адекватной оценкой мирового опыта приобщения молодежи к общечеловеческим ценностям. Весьма существенна при этом роль интеграции педагогики с науками о человеке, его деятельности и общении [9].
Общение как психолого-педагогическое понятие
Изначально общение является базовой категорией социальной психологии. Оно определяется как взаимодействие двух или более людей, заключающееся в обмене познавательной, эмоционально-оценочной информацией. Общение включается в практическое взаимодействие-учение, труд, обеспечивая его планирование, реализацию и контроль.
С конца 60-х годов на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение» [3, 9]. В целостном процессе педагогического общения впервые были выделены дидактический и коммуникативный аспекты. Процесс педагогического общения имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Психология сосредоточивает внимание на первой, а педагогика на второй. Педагогическую теорию и практику интересуют и психические процессы, происходящие между преподавателем и учащимся, и способы управления ими.
Педагогической науке свойственна значительно более широкая интерпретация учебно-воспитательного взаимодействия, выходящая далеко за психологические рамки. Она призвана разрабатывать такие важные её аспекты, как нравственно-этический, эстетический, технологический [9]. Отталкиваясь от психологического определения общения «как информационного и предметного взаимодействия» в целостном процессе педагогического общения, можно выделить коммуникативный и предметный аспекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимодействие порождает коммуникативное. Последнее в свою очередь обеспечивает продуктивность первого. Примером предметной деятельности могут быть разговоры с воспитанниками по душам, с «глазу на глаз». Доверительное общение позволяет обмениваться личностными духовными ценностями. Студенты и учащиеся испытывают дефицит именно такого общения [9].
Предметное взаимодействие является более разработанным в теоретическом и практическом плане. Коммуникативному взаимодействию в педагогике все еще не уделяется должного внимания. Педагогическое общение - широкое понятие, включающее все многообразие коммуникаций педагога не только с учащимися, но и с коллегами, администрацией. Предметное дидактическое взаимодействие ориентировано у учащихся на формирование системы знаний, умений, навыков. Содержание коммуникативного взаимодействия составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием. В предметное взаимодействие преподаватель и учащийся могут вступать на занятии, при подготовке к конференциям, работе в студенческом научном обществе. Однако педагогический эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности - познавательной, художественной, трудовой, но и коммуникативным взаимодействием воспитателя с воспитанниками.
Доминирующими функциями коммуникативного взаимодействия являются воспитательные [4, 5]. Наглядным показателем
успешного коммуникативного взаимодействия преподавателя и учащегося является благоприятный морально- психологический климат в аудитории. Его признаками являются:
- атмосфера творческого поиска, эмоционально-познавательная активность каждого учащегося;
- дух сотрудничества и взаимопомощи;
- культура общения;
- взаимная удовлетворенность общением преподавателя и учащегося. Ведущими функциями коммуникативного взаимодействия являются:
- согласование и координирование предметной деятельности преподавателя и студента, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития;
- создание отношений совместимости, взаимопонимания,
- сопереживания;
- формирование культуры общения учащихся.
Индикаторами культуры коммуникативного взаимодействия выступают:
- адекватность реакций студентов на педагогические действия и поступки учителя, синхронность совместной деятельности;
- эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества;
- соблюдение нравственно-этикетных норм в деловом и межличностном общении преподавателя и студента. Представляет теоретический и практический интерес структура процесса управления общением [3]:
- конкретизация спланированной системы предстоящего общения;
- уточнение условий и структуры предстоящего общения;
- осуществление начальной стадии непосредственного общения;
- управление инициативой в системе начавшегося общения. Генерализующим компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, основанная на принципах гуманизма, уважения достоинства каждого учащегося, соблюдении педагогического
такта [9].
Характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми преподавателем технологиями. Обычно в комплексе применяют психологические и педагогические средства.
Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, па-ралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов и форм работы (беседы, дискуссии, работа в студенческом научном кружке, организация конференций).
Коммуникативная компетентность преподавателя
Нужно дифференцировать не совпадающие по содержанию понятия: компетенция и компетентность. Педагогическая компетенция (от лат. соmpetentia - принадлежность по праву) - круг вопросов, решение которых входит в его обязанности. Педагогическая компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.
Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма преподавателя. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Главную роль в решении коммуникативных задач играет развитый социальный интеллект. Коммуникативный - склонный, способный к установлению контактов, связей.
Особенностями социального интеллекта являются:
- социальная направленность, готовность к сотрудничеству, личная заинтересованность в благе других;
- социальная самоэффективность при решении межличностных проблем;
- интерес и личное сострадание к людям;
- определённое ценностное отношение к себе и другим.
В учебно-воспитательном общении, как педагогической категории, можно выделить следующие блоки:
- социально-психологический;
- нравственно-этический;
- эстетический;
- технологический.
К социально-психологическому блоку относятся умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление, понимать своеобразие личности каждого студента [6, 7, 10]. В структуру нравственно-этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, инициировать благоприятный нравственный климат общения. Эстетический блок включает умения: приобщать учащихся к высокой культуре общения, быть артистичным, выразительным, активизировать эмоциональный тонус учащихся, приобщать к высокой культуре общения.
В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приёмы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт.
Специфическим личностным качеством преподавателя является педагогическая коммуникабельность.
К её ведущим признакам можно отнести следующие:
- потребность в общении со студентами;
- положительная эмоциональная тональность;
- понимание учащихся, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
- разрешение межличностных противоречий;
- гуманизм и демократизм общения;
- эстетика общения.
Таким образом, педагогика общения как инновационное направление, построенное на интеграции данных социальной психологии и педагогики, позволяет не только глубже и многосторонней воспринимать коммуникативные проблемы, но и эффективно решать их в практической деятельности преподавателя.
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. -М.: Просвещение, 1996. - 124 с.
2. Березовин, Н.А. Проблемы педагогического общения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Березовин. - Минск: Изд-во «Университетское», 1989. - 128 с.
3. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1986. - 270 с.
4. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие / А.А. Леонтьев. - Тарту: Изд-во Тартуского университета,1974. - 219 с.
5. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Высшая школа, 1986. - 180 с.
6. Немов Р.С. Психология [Текст]: в 3 книгах / Р.С. Немов - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. - Книга 2: Психология образования. - 608 с.
7. Психология. Педагогика. Этика [Текст]: учебник для ВУЗов / И.И. Аминов [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - Дана, Закон и право, 2002. - 551 с.
8. Реан, А.А. Психология познания педагогом личности учащихся [Текст] / А.А. Реан. - М.: Высшая школа, 1990. - 250 с.
9. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст] / И.И. Рыданова. - Минск: Беларус-кая Навука, 1998. - 319 с.
10. Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: «Академия», 2008. - 480 с.
11. Сухомлинский, В.А. Учителю о педагогической технике [Текст] / В.А. Сухомлинский. -М.: Педагогика, 1987. - 302 с.
12. Ferry G. La pratique de travail en groupe. - Paris,1976. - 115 p.
13. Hills, P. Teaching laerning as communication proœss [Text] / P. Hills. - London: Groom Helm 1979. - 220 p.
14. Warnoch, M., Blackwell, B. - A Way Ahead [Text] / M. Warnoch, B. Blackwell. - Oxford: Education, 1979. - 210 p.