УДК 614.23:378.147
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА БУДУЩЕГО ВРАЧА
Маслова Н.Н., Пысина А.М., Кислякова Е.А., Павлов В.А., Сергеев В.В., Юрьева Н.В., Майорова Н.Г., Сныткина Н.Н., Хамцова Е.И., Трясунова М.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обсуждается современный взгляд на роль личности педагога в образовательном процессе.
Ключевые слова: личность педагога, педагогическая деятельность, профессия.
TEACHER AND MENTOR'S PERSONALITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES AND CHARACTER TRAITS OF FUTURE DOCTORS
Maslova N.N., Pysina A.M., Kislyakova E.A., Pavlov V.A., Sergeev V. V., Yurieva N. V., Mayorova N.G., Snytkina N.N., Khamtsova E.I., Tryasunova M.A.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,
Abstract. The article discusses a modern view on the role of a teacher in an educational process. Key words: personality of a teacher, pedagogical practice, profession.
«Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ни заставлял учить, наука
не произведет воспитательного влияния.»
Л.Н. Толстой
«Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и нового величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!..»
И.А. Ильин
Личность педагога всегда играла важную роль в жизни общества, ведь именно ему предоставлена возможность стать наставником для будущего поколения, определить направление развития личности. Настоящий этап развития системы образования характеризуется глубокими и многосторонними преобразованиями. Поэтому и личность педагога должна корректироваться современным темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями образования, особенно в период глобализации.
Ещё в конце XIX века выдающийся русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев показал в своих работах, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Личность педагога как определяющий фактор эффективности учебно-воспитательного процесса всегда вызывала огромный интерес у представителей психологической и педагогической наук.
В настоящее время резко возрос интерес к индивидуально-психологическим особенностям педагога, его педагогическому ма-
стерству, профессионализму. В меняющемся мире профессий профессия учителя остается неизменной, хотя ее содержание, количественный и качественный состав постоянно меняются.
С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель - это наставник. Так и в сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания. Воспитание, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует к себе самого пристального внимания. Задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности и подготовке молодого поколения к труду и другим формам участия в жизни общества. По словам А. Дистервега, педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание».
Проведенные исследования продемонстрировали изменения в представлениях студентов об идеале преподавателя и источниках его авторитета. Возросла значимость личностных свойств педагога и, соответственно, уменьшился вклад других, «инструментальных», качеств, необходимых для его деятельности. В личности преподавателя студенты высоко ценят человеческие качества - такие, как доброжелательность, чувство такта, широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, общительность, справедливость.
Современная педагогическая практика переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных взаимоотношений, то есть превращает его во взаимодействие, диалог как источник личностного роста обоих участников процесса. Педагогический процесс - это прежде всего взаимодействие личностей, и основным средством воздействия педагога становится он сам как личность, а не только как специалист, владеющий необходимыми знаниями и умениями. Человеческие качества педагога, тре-
бовательность к себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности и профессиональных качествах.
Личность педагога профессионального образования включает в себя следующие составляющие: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическую справедливость, педагогическое призвание.
Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к обучаемым, педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Причем, только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности - создание условий для всестороннего, гармонического развития личности обучаемого - может быть признана единственно верной.
Для того, чтобы человек стал успешным педагогом в современном мире, он должен обладать следующими качествами.
Личностными (черты характера) - педагогическая направленность (желание работать с обучаемыми), эмпатия (эмоциональная отзывчивость на переживания студента), педагогический такт (умение сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие учащихся и коллег), педагогическая зоркость (перспективы развития обучаемых), педагогический оптимизм (вера в силы и возможности каждого студента), педагогическая рефлексия (самоанализ собственной деятельности). Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача -выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Профессиональными (сформированными во время получения профессионального образования и в процессе педагогической деятельности) - любовь к профессии, эрудиция, знание методологии, психологии
и педагогики.
Профессиональная компетентность - деловые и личностные качества специалиста, наличие опыта для осуществления определённой деятельности.
Профессиональная мобильность - готовность к смене своего профессионального статуса, освоению новых разделов, переквалификации.
Перечисленные свойства личности педагога не являются врожденными, они приобретаются систематическим трудом, огромной работой педагога над собой.
Одним из важнейших качеств личности преподавателя должна быть всесторонняя педагогическая вооруженность, которая предполагает следующее:
- совершенное знание преподавателем общих положений педагогической и психологической наук;
- ясное представление о сущности и закономерностях учебного и воспитательного процесса, взаимосвязи обучения, воспитания и развития личности на каждом возрастном этапе;
- свободное владение методами изучения личности студента, умение способность проектировать развитие каждого учащегося как индивидуальности;
- основательную методическую вооруженность;
- глубокую убежденность в необходимости и большой значимости психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков;
- личную воспитанность, тактичность, высокую требовательность к себе. Своеобразие педагогической профессии
состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический характер. В процессе образования учитель решает две задачи: адаптивную и гуманистическую, «че-ловекообразующую». Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности и индивидуальности.
С одной стороны, педагог подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации, к конкретным запро-
сам общества. С другой стороны, он, оставаясь хранителем культуры, несет в себе вневременной фактор.
Исторически каждая теория обучения и воспитания выдвигает свои собственные требования к личности и деятельности педагога. Так, для современного этапа образования важно не только и не столько научить определенному количеству знаний, сколько воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими. Это актуальное требование кардинально меняет роль педагога. От преподавателя вуза сегодня требуется больше, чем быть носителем и «передатчиком» научной информации. Необходимо стать организатором познавательной активности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.
В современном образовательном процессе все явственней прослеживается тенденция «университизации» высшего образования - не только в российском обществе, но и на мировой арене. Этот факт, несомненно, ведет к пристальному вниманию к содержанию, формам и методам университетского образования. В начале девяностых годов ХХ века возросла историческая потребность в качественно новом учителе, которая определялась, прежде всего, коренными преобразованиями материально-технической базы современного общества на основе достижений научно-технического прогресса, глубокими переменами в содержании и характере труда, совершенствованием всех общественных отношений.
Не представляет сомнения тот факт, что в осуществлении задач перестройки высшего образования центральное место принадлежит именно педагогу, от которого зависит овладение будущим поколением современным уровнем науки и техники, культуры и духовного интеллектуального потенциала общества. В связи с глобальными преобразованиями в системе образования, появилась настоятельная потребность в обновлении педагогической подготовки преподавателей в рамках университета путем все более органичного соединения психолого-педагогических и специальных профессиональных знаний. Только при наличии этого наиболее важного компонента
подготовки педагогических кадров университет с его фундаментальным научным образованием способен создать основательную базу для становления педагогического профессионализма и творческого подхода к работе учителя.
Е.В. Кузьмина, подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность сочетает в себе конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с обучаемыми, другими педагогами, представителями общественности.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
Необходимым качеством для учителя является педагогический такт. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога,
где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Педагогическая справедливость - своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и так далее. Справедливый учитель - это высшая похвала педагогу; в ней выражены уважение, признание ума и человечности, доброты и принципиальности, единства личных и деловых качеств.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной постоянной работы над собой и формируется на основе практического опыта. Однако не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Им является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство - сплав личностных и профессиональных качеств.
В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность), она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем, это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, в будущем можно ожидать ценностного отношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в этом случае отмечается единство личностного развития и профессионального роста личности.
Следовательно, проблема выбора про-
фессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.
Качества, характеризующие личностную направленность педагога, являются предпосылкой и выражением его авторитетности. Авторитет педагога, как и авторитет представителя любой другой профессии, завоевывается упорным трудом. Если в рамках других профессий привычно звучит выражение «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области», то у педагога может быть только авторитет личности.
Важной социальной функцией педагога является формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у обучаемых знаний, понятий и убеждений о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у студентов представление об общечеловеческих ценностях, педагог учит их регулировать своё поведение в соответствии с ними, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной программы саморазвития. Важное место в повестке дня играет проблема непрерывного педагогического образования. А. Ди-стервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности, по Н.В. Кузьминой, является ее продуктивность. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
I - (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный;
II - (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный;
III - (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный;
IV - (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный;
V - (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный».
Таким образом, для совершенствования педагогической деятельности педагог должен быть прежде всего компетентен в своей области.
Органичное личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда происходит «врастание» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности).
Подводя итог вышесказанному, стоит сказать, что педагог - это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования и воспитания может быть представлена, как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Ведь, по словам К.Д. Ушинского, «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Литература
1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В.А. Беликов.
- М.: Академия Естествознания, 2010. - 179 с.
2. Галузяк, В.М. Проблема личной референтности педагога [Текст] / В.М. Галузяк, Н И. Сметанский // Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 36-42.
3. Есарева, З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы [Текст] / З.Ф. Есарева. - Л.: ЛГУ, 1974. - 112 с.
4. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Крутецкий. - М.: Прогресс, 2012. - 410 с.
5. Кузьмина, М.Г. Подготовка педагога в системе университетского образования [Текст]: сб. науч. работ / М.Г. Кузьмина. - Саранск, Изд-во:Морд. ун-та, 2001. - 128 с.
6. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст]: книга для учителя / А.К. Маркова. -М.: Просвещение, 2010. - 190 с.
7. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
8. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л. М. Митина. - М.: Просвещение, 2011. - 140 с.
9. Сластенин, В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя [Текст] / В.А. Сластенин // Психология труда и личности учителя. - Л.: ЛГУ, 1976.
- 254 с.
10. Янкелевич, Р.К. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Р.К. Янкелевич, Р.Ф. Юровский. - Гродно: ГрГАУ, 2008. - 96 с.