а
«о
о ж
J
DOI: 10.25588/CSPU.2019.13..7..016
УДК 371.9:371.018 ББК 74.5:74.9
И. Б. Пименова
ORCID № 0000-0001-5334-8463 Старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: bulgariomnia@yandex. ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ТЬЮТОРА
ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
Введение. В статье характеризуется роль и значение деятельности семейного тьютора, в частности представлен опыт осуществления тьютор-ского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих комплексные нарушения в развитии.
Цель статьи - определить особенности семейного тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих комплексные нарушения в развитии.
Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, обобщение педагогического опыта по проблеме.
Резулътаты. На основе опыта организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья описываются возможности и раскрываются особенности осуществления тьюторского сопровождения детей, включающие в себя основные направления работы семейного тьютора, виды его деятельности, показатели результативности осуществляемого коррекционно-педагогического процесса.
Обсуждение. На основании накопленного опыта и проведенного ис-
^ следования, можно говорить о наличии определенных преимуществ тью-^ торского семейного сопровождения, направленного на максимальную реали-
зацию индивидуальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и его полноценную социализацию.
Заключение. Делается вывод о том, что семейное тьюторское сопровождение позволяет организовать полноценную работу с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья в рамках семейного воспитания с учетом его индивидуальных психофизических возможностей, тем самым, создав условия для его развития и самореализации в обществе.
Ключевые слова: тьюторское сопровождение, комплексные наруше- е
а
ния в развитии, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, семей- О
г и
ное воспитание. е
к
Основные положения: *
н
8
- определена актуальность и значимость тьюторского семейного со- g
е
провождения в современной образовательной системе; |
- обоснованы ключевые моменты в осуществлении тьюторского со- | провождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имею- §'
о
щим комплексные нарушения в развитии; |
s
- выделены показатели результативности в работе семейного тьютора J и обозначены виды его работы по сопровождению ребенка с ограничен- л ными возможностями здоровья.
о
1 Введение (Introduction) образования на 2013-2020 годы», Изменение парадигмы педагоги- Концепция Специального Федераль-ческой науки, связанной с гуманиза- ного государственного образователь-цией образования, ориентирует госу- ного стандарта для детей с ограничен-дарственную образовательную поли- ными возможностями здоровья) наст-тику на создание условий для разви- раивает на внедрение новых иннова-тия и самореализации ребенка и его ционных технологий, позволяющих активное участие в образовательном оптимизировать развитие потенци-процессе как полноправного субъекта. альных возможностей каждого ребен-Анализ нормативных документов ка [1; 2; 3]. Развитие инклюзивной (Федеральный закон РФ «Об образо- практики в российском образовании вании в Российской Федерации», Госу- обеспечило равные права и доступ-дарственная программа РФ «Развитие ность общего образования для детей
8 д
о
о
№
£
So
а в о н е
I
tq
Й5
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и позволило применять альтернативные тактики обучения в работе с ними. Особенно это касается детей с ОВЗ, имеющих комплексные нарушения в развитии, у которых сочетания разнородных нарушений осложняет организацию коррекцион-но-педагогической работы в рамках традиционной системы обучения.
В последние годы значительную роль в организации коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ играет организация тьюторского сопровождения, которое в настоящее время является достаточно вариативной формой получения образования данной категорией детей.
Исследование проблем психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, имеющих комплексные нарушения в развитии посредством семейного воспитания, является одним из актуальных и важнейших разделов педагогики, который дает возможность изучить специфику развития ребенка с ОВЗ и осуществить работу по коррекции выявленных нарушений.
Сопровождение ребенка с ОВЗ, имеющего комплексные нарушения в развитии, является наиболее целесообразным и продуктивным, так как
позволяет максимально реализовать все возможности конкретного ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей. Семейное тьюторское сопровождение позволяет специалисту корректировать учебную программу, регулировать учебную нагрузку, осуществлять вариативность в подборе методов и способов обучения [4; 5].
В связи с этим проблема обоснования ключевых моментов в осуществлении тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ, имеющего комплексные нарушения в развитии, приобретает особую актуальность. В рамках обозначенной проблемы выделим цель исследования - определить особенности тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих комплексные нарушения в развитии, в условиях семейного воспитания.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Мы солидарны с утверждениями Т. М. Ковалевой, Л. В. Бендовой, С. В. Дудчик и др. о том, что процесс тьюторского сопровождения должен быть ориентирован на принципы лич-ностно-ориентированного образования, при которых целью образования
является развитие личности ребенка, его индивидуальности, при этом учитываются ценностные ориентации ребенка, его убеждения [6; 7].
Ориентируясь на исследования И. М. Бгажноковой, Л. А. Головчиц, М. В. Жигоревой, в которых представлены современные подходы к организации и содержанию воспитания детей с ОВЗ с комплексными нарушениями в развитии, можно утверждать, что основой организации процесса сопровождения таких детей является индивидуальная программа развития, которая разрабатывается специалистом индивидуально в сотрудничестве с семьей ребенка [8; 9].
В этом случае необходимо включить в психолого-педагогическое сопровождение нуждающегося ребенка педагога-тьютора, который поможет разработать наиболее рациональную программу обучения и воспитания и максимально раскрыть индивидуальные способности подопечного.
Тьюторское сопровождение в условиях семейного воспитания предполагает оказание специалистом кор-рекционной помощи ребенку с ОВЗ, создание оптимальных условий для развития и обучения в соответствии с его индивидуальными возможнос-
тями, предоставление помощи семье и включает следующие виды работы.
1. Ежегодная диагностика развития ребенка. 2. Коррекционно-разви-вающая работа. 3. Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка, а также оказания ему коррекционно-развивающей помощи. 4. Профилактика нарушений в развитии. 5. Просвещение родителей ребенка с ОВЗ. 6. Экспертиза.
Таким образом, семейное тьюторс-кое сопровождение представляет комплекс мероприятий, направленных на общее развитие и коррекцию имеющихся нарушений у ребенка с ОВЗ, имеющего сочетанные нарушения в развитии.
3 Результаты (Results)
Поскольку тьюторство ориентирует на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал ребенка, представленное тью-торское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями [10].
При организации образовательной среды тьютором учитывается то
Сй
д
а г о г s ч №
о §
№ ж
ж а ч № ж s №
№
Kl ж
о
г о
о-
s s 3
а д
о о
3 о
№ о
g № ж s
So д
№
s №
к
о 3
а ж
s
ч
№
ж ж
о-
№ о
8
Ж о
о
8 д
о3о
о
№
£
So
а
«о
0 ж
1
обстоятельство, что основной целью обучения ребенка с ОВЗ является направленность на социальную адаптацию и интеграцию ребенка в общество. Поэтому основная задача деятельности семейного тьютора - создание целостной, системно организованной деятельности, в процессе которой созданы социально-психологические, педагогические и специальные условия для успешного обучения и развития ребенка в процессе взаимодействия в образовательной среде. С этой целью тьютором проведена работа по адаптации домашней образовательной среды к интересам и возможностям воспитанника, специалистом тщательно продуман маршрут сопровождения ребенка, определено его рабочее место и проведено ознакомление с сопроводительными документами. Например, тьютором проведена консультация с родителями воспитанника об особенностях обустройства интерьера, специфике подбора мебели и рабочего места для проведения развивающих и реабилитационных мероприятий, оснащения комнаты игрушками, дидактическими пособиями в соответствии не только с возрастными, но и функциональными возможностями ребенка.
Таким образом, семейный тьютор осуществляет общее руководство психолого-педагогического сопровождения ребенка, следит за соблюдением распорядка дня и санитарно-гигиеническими условиями, составляет расписание коррекционно-развивающих мероприятий с участием других специалистов и осуществлял контроль за их выполнением, проводит просветительскую работу с родителями, осведомлен об особенностях лечебно-реабилитационных мероприятий, а также анализирует эффективность осуществляемой коррекционно-педаго-гической работы и проводимого лечения.
Для реализации данной задачи определены следующие основные направления работы семейного тьютора:
- создание специальных условий для решения проблем обучения, воспитания и успешной реабилитации ребенка с ОВЗ;
- координация деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих процесс обучения, воспитания и реабилитации ребенка с ОВЗ;
- систематический мониторинг психолого-педагогического, социального и физического статуса ребенка и динамики его психофизического раз-
вития в процессе сопровождения специалистами различного профиля.
Основу тьюторского семейного сопровождения ребенка с ОВЗ составляет формирование способности к усвоению и активному воспроизводству ребенком с ОВЗ социального опыта, осуществляемого в процессе общения и деятельности, необходимого для включения его в образовательное пространство и успешную социализацию в общество. Поэтому для определения успешности осуществляемой работы необходимо выявление результативности данного процесса. С этой целью тьютором проводится промежуточная и итоговая диагностика развития ребенка с ОВЗ на протяжении всех лет сопровождения. Результаты вносятся в мониторинг динамики развития, что позволяет определять характер результативности в усвоении индивидуальной коррекционно-образовательной программы на протяжении всего срока сопровождения, возможность вносить необходимые изменения в образовательный процесс и процесс сопровождения, корректировать условия, формы, методы и приемы обучения. Итоги обследования фиксируются в протоколе обследования.
В качестве показателей результативности и эффективности полученных данных представлены следующие направления:
- мотивационный - определение мотивационной ориентации, возможность выделить базовые отношения ребенка к самому себе и окружающим, способность к организации собственной деятельности. Результативность этого направления ориентирована на следующие показатели:
- развитие предпосылок трудовой деятельности;
- сотрудничество при выполнении совместной работы;
- формирование навыков культурного поведения.
- социально-коммуникативный -определение социальной и коммуникативной компетентности, особенности взаимодействия с окружающими. Результативность этого направления ориентирована на следующие показатели:
- реализация навыков самообслуживания (способность самостоятельно есть, одеваться, застегивать пуговицы, умываться и т. д.);
- развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;
- повседневная деятельность (возможность выполнения определен-
Л ^
а г о
г
Л
№
О §
№ Ж
Ж
а
Л № Ж
№
№
Й Ж
о
г о
о-
а
о о
►а о
№ о
№ Ж 8 № №
Й
о г
а Ж 8
Л
№
Ж Ж
о-
№ о
8
Ж о
О
8 §
о
№ £
а
«о
0 ж
1
¡Si
ных действий в помещении, посещение магазина, наведение порядка в своей комнате, способность выполнять хозяйственно-бытовые поручения);
- деятельность в свободное время (возможность посещения досуго-вых мероприятий, цирка, театров, туризм, встречи с друзьями, хобби).
- познавательный - определение интеллектуальной зрелости, наличие предпосылок к овладению учебными навыками. Результативность этого направления ориентирована на следующие показатели:
- сенсорное развитие;
- ознакомление с окружающим;
- изобразительная деятельность и конструирование.
Осуществление тьюторского семейного сопровождения позволяет систематически осуществлять кор-рекционно-педагогическую работу с учетом самочувствия ребенка с ОВЗ, создавать необходимую коррекцион-но-развивающую среду в семье, объединить деятельность различных специалистов, участвующих по комплексной реабилитации ребенка и тем самым обеспечить оптимальные условия жизнедеятельности в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем акту-
ального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Анализ результативности тью-торского семейного сопровождения показал значительную динамику ребенка с ОВЗ по всем показателям, что связано с системной, последовательной и комплексной работой всех участников коррекционного процесса.
4 Обсуждение (Discussion)
Проведенная коррекционно-пе-дагогическая работа в рамках семейного тьюторского сопровождения позволяет выделить преимущества осуществления данного процесса.
Отличительной особенностью организации образовательной траектории тьютора, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, имеющего комплексные нарушения в развитии в условиях семейного воспитания, является возможность вариативности при организации условий, необходимых для создания социально-образовательной среды, поскольку подопечному ребенку необходима организация не только психолого-педагогического сопровождения, но и лечебно-реабилитационной помощи, т. е. комплексное воздействие специалистов педагогического и медицинского профиля.
Так, например, тьютор имеет возможность сопровождать своего подопечного не только в домашних условиях, но и в специализированное (коррек-ционное) образовательное учреждение, в котором числится ребенок, в медицинские центры, больницы и поликлиники, в которых он получает различные лечебно-профилактические процедуры. Данное обстоятельство подчеркивает многогранность той среды, в которой тьютор осуществляет свою деятельность.
В результате ребенку с ОВЗ предложена коррекционно-развивающая среда, представляющая собой комплексный, системный, вариативный, пластически изменяющийся механизм постоянной психолого-педаго-
гической помощи с целью формирования у него адекватной и успешной социализации в обществе.
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, в результате сочетания всех компонентов тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ, а также создания социально-образовательной среды, реализовано единство кор-рекционно-образовательного и реабилитационного пространства, которое позволило, с одной стороны, создать условия для разностороннего развития сопровождаемого ребенка, с другой - включить ребенка и его семью в процесс развития, коррекции, компенсации имеющихся ограничений и значительно повысить эффективность проведенной работы.
Библиографический список
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Надёжная правовая поддержка «КонсультантПлюс» : [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 12.09.18).
2. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы». Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: http://pansion.mil.ru/ uplo ad/site65/document_file/Celevaya-programma.pdf (дата обращения: 27.10.18).
3. Малофеев Н. Н. История формирования отечественной традиции заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья (сообщение 1) // Дефектология. 2014. - № 5. - С. 3-14.
4. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции : монография. Челябинск: Издательство Южно-Урал.гос.гуман-пед.ун-та, 2017. - 266 с.
5. Екжанова Е. А., Чистоградова И. А., Ткачев Д. Ю. Клинико-психолого-педагоги-ческий подход на службе специального образования // Педагогика. 2013. - № 5. - С. 89-94.
6. Бендова Л. В. Функции тьютора в сети ОДПО // Высшее образование в России. 2017. - № 12. - С. 82-89.
7. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. -№ 3 (44). - С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354
л д
а г о г s ч №
о §
№ ж
ж а ч № ж s №
№
Kl ж
о
г о
о-
s s 3
а д
о о
3 о
№ о
g № ж s
So д
№
s №
к
о г
3
а ж
s
ч
№
ж ж
о-
№ о
Ж о
о
д
о3о
о
№
£
So
а >
о к
50
йн
И5
8. Бгажноков И. М., Назаркина С. И., Царев А. М. Организация службы сопровождения семьи и ребенка в Пскове // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2011. - № 4. - С. 28-35.
9. Головчиц Л. А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии // Дефектология. 2006. - № 6. - С. 42-48.
10. Чередилина М. Ю. Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели // Бизнес. Образование. Право. 2017. - № 1(38). - С. 263-267.
I. B. Pimenova
ORCID No. 0000-0001-5334-8463 The Senior Lecturer at the Department of Special Pedagogy,
Psychology and Subject Techniques, South-Ural state Humanities-Pedagogical
university, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
TUTOR SUPPORT CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OF FAMILY UPBRINGING
Abstract
Introduction. The paper describes the role and importance of the family tutor's activity, in particular: the experience of tutor support of children with disabilities is presented, having complex violations in development, and attention is paid to the peculiarities of its use in the process of family education.
The purpose of the article is to determine the features of Family tutor support for children with disabilities, having complex violations in development, in the conditions of family education.
Materials and methods. The main methods are the analysis of scientific literature, pedagogical observation, questionnaire survey and summary of teaching experience on the issue.
Results. The opportunities are described on the basis of experience of the organization of family tutor support of children with disabilities, and the features of the implementation of tutor support of children are revealed, which include the main areas of work of the family tutor, his activities, and performance indicators of the correctional and pedagogical process.
Discussion. We can talk about the presence of certain advan tages
of tutor family support, aimed at the maximum realization of the individual capabilities of a child with disabilities and its full socialization, based on experience and research
Conclusion. It is concluded that the tutor support allows to organize a full-fledged work with a child with disabilities within the framework of family education, taking into account its individual psychophysical capabilities, thereby creating conditions for its development and self-realization in society.
Keywords: tutor support, complex disorders in childhood development, child with disabilities, family education.
Highlights:
- the relevance and importance of tutor family support in the modern educational system;
- the key points are substantiated in the implementation of tutor support for a child with disabilities with complex disorders in development in the context of family education;
- the indicators of effectiveness in the work of the family tutor are highlighted and the types of tutor's work on child support with limited opportunities of health in the conditions of family education ^ are designated.
o r
t §
0
r g
1
s
s-
Referencеs
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. 273-FZ [About the education in the Russian Federation: Federal law of2012.29 December №№ 273-FL]. [Electronic.]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (Accessed: 12.09.18). (In Russian). i
2. Gosudarstvennaya Programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya na », 2013-2020 gody». Federal'naya celevaya programma «Razvitiye dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v Rossijskoy Federatsii do 2020 goda» [The state program of the Russian Federation "The development of education in 2013- 2020. Federal target program "Development of additional education of children in the Russian Federation till 2020"] [Electronic.]. Available at: http://pansion.mil.ru/upload/site65/document_file/Celevaya-programma.pdf (Accessed: 27.10.18). (In Russian).
3. Malofeev N.N. (2014) Istoriya formirovaniya otechestvennoy traditsi i zaboty o
r
s f
a
s t
ludyah s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya (soobshchenie 1) [The history of the r
i
Defektologiya. 5, 3-14. (In Russian). g
formation of the national tradition of caring for people with disabilities (message 1)].
4. Reznikova E.V. (2017) Korrekcionno-pedagogicheskayapomoshch uchashchimsya shkol'nogo vozrasta s raznym urovnem umstvennoy nedostatochnosti v usloviyah integratsii [Correctional and pedagogical assistance to school-age students with different levels of mental deficiency in the context of integration: monograph]. Chelyabinsk, Publishing house of South Ural state humanitarian pedagogical University. 266 p. (In Russian).
5. Ekzhanova E.A., Chistogradova I. A., Tkachev D. Y (2013) Kliniko-psihologo-peda-gogicheskiypodhodnasluzhbe special'nogoobrazovaniya [Clinical and psycho-pedagogical approach in the service of special education]. Pedagogika. 5, 89-94. (In Russian).
6. Bednova L.V. (2017) FunktsiityutoravsetiODPO [Functions of the tutor in the network of the Department of additional professional education]. Vysshee obrazovanije vRossii. 12, 82-89. (In Russian).
7. Dudnik S.V., Kovaleva T. M. (2018) Tehnologicheskaya podgotovka tyutora: soderzhanie, tehnologii i metodiki osvoeniya tehnologiy [Technological training of the tutor: content, technologies and methods of technology development]. Biznes. Obrazovanije.Pravo. 3, 369-375. (In Russian)
8. Bgazhnokova I.M., Nazarkina S. I., Carev A. M. (2011) Organizaciya sluzhby so-provozhdeniya semyi i rebenka v Pskove [Organization of family and child support service in Pskov]. Vospitanije i obuchenije detej s narushenijami v razvitii. 4, 28-35. (In Russian).
9. Golovchic L.A. (2006) Korrekcionnaya-pedagogicheskayapomoshchdoshkol'ni-kams nedostatkamisluhaskompleksnyminarusheniyamivrazvitii [Correctional and pedagogical assistance to preschool children with hearing impairments with complex developmental disorders]. Defectologia. 6, 42-48. (In Russian)
10. Cheredilina M.U. (2017) Tyutorskoesoprovozhdeniyevdoshkol'nomvozraste: harakteristikiimodeli [Tutor support in preschool age: characteristics and models]. Biznes. Obrazovaniye. Pravo. 1 (38), 263-267. (In Russian).
o
R £ £
oij