Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тьюторского сопровождения'

Формирование коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тьюторского сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / STUDENTS WITH DISABILITIES / TUTOR ACCOMPANIMENT / INCLUSIVE EDUCATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM / COMPREHENSIVE SCHOOL / TEACHER SPEECH THERAPIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резникова Е. В., Колотилова У. В.

Введение. Проблема организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», который узаконил инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе, что обусловливает поиск эффективных педагогических моделей их обучения и психолого-педагогического сопровождения [1]. Цель статьи: обосновать авторскую модель осуществления тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации для детей младшего школьного возраста. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации тьюторского сопровождения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализ документации, тестирование, наблюдение (экспертная оценка), анкетирование, методы статистической обработки информации. Результаты. Разработана модель реализации тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации, способствующая реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышению их коммуникативной успешности; авторами представлена характеристика основных компонентов модели; выявлены и описаны основные подходы к организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности учителя-логопеда с тьюторской направленностью является повышение коммуникативной успешности и результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Заключение. Делается вывод о том, что реализация тьюторского сопровождения учителем-логопедом в условиях реализации инклюзивного образования будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации в будущем и воспитанию в целом коммуникативной успешности. Основные положения: описаны методологические подходы реализации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в условиях общеобразовательной школы; представлены индивидуальные образовательные программы реализации тьюторского сопровождения коммуникативной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Резникова Е. В., Колотилова У. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING COMMUNICATIVE SUCCESS OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH BY MEANS OF TUTORIAL SUPPORT

Introduction. The problem of organizing tutoring support for children with disabilities today is relevant, especially in connection with the adoption of the new Law “On Education in the Russian Federation”, which legalized the inclusive education of persons with disabilities in schools, which leads to the search for effective pedagogical models their training and psychological and pedagogical support [1]. Purpose of the article. To substantiate the author's model of the implementation of the tutor support of the communicative success of children with disabilities in an educational organization for children of primary school age. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the organization of tutoring support for children of primary school age with disabilities (HIA), analysis of documentation, testing, observation (expert assessment), questioning, methods of statistical information processing. Results. A model has been developed for implementing tutor support for the communicative success of children with disabilities of primary school age in the context of a general educational organization, contributing to the implementation of effective psychological and pedagogical support for students and increasing their communicative success; the authors presented the characteristic of the main components of the model; identified and described the main approaches to the organization tutor support for children with disabilities. Discussion. It is emphasized that the performance of a speech therapist teacher with a tutor orientation is to increase the communicative success and learning outcomes of students with disabilities. Conclusion. It is concluded that the implementation of tutor support by a speech therapist in the context of the implementation of inclusive education will help to address the issues of successful education of children with disabilities, their socialization in the future and education in general, communicative success. Highlights: Described the methodological approaches for the implementation of tutor support for children with disabilities teacher-speech therapist in a secondary school; Individual educational programs for the implementation of the support of communicative success of students with disabilities under the conditions of the implementation of inclusive education are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством тьюторского сопровождения»

DOI: 10.25588/CSPU.2019.88.83.012

УДК 371.9 ББК 74.5

1 2 Е. В. Резникова , У. В. Колотилова

!ORCID № 0000-0002-4785-3559

Кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

2ORCID № 0000-0003-2111-1976

Учитель-логопед высшей категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Челябинска»,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация

Введение. Проблема организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является актуальной, особенно в связи с принятием нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», который узаконил инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательной школе, что обусловливает поиск эффективных педагогических моделей их обучения и психолого-педагогического сопровождения [1].

Цель статьи: обосновать авторскую модель осуществления тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации для детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме организации тьюторского сопрово-

© м

ждения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями р

о а а я

е *

о

8 а

я о

»

здоровья (ОВЗ), анализ документации, тестирование, наблюдение (экспертная оценка), анкетирование, методы статистической обработки информации.

Результаты. Разработана модель реализации тьюторского сопровождения

коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья *

а

младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации, способствующая реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся и повышению их коммуникативной успешности; авторами §

I

представлена характеристика основных компонентов модели; выявлены и описа- о

С

ны основные подходы к организации тьюторского сопровождения детей с ограни- |

ченными возможностями здоровья.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью деятельности учителя-логопеда с тьюторской направленностью является повышение коммуникативной

СЬ/ е

з е

»

с о

р

а 8

успешности и результатов обучения учащихся с ограниченными возможностями е

н

здоровья. ы

Заключение. Делается вывод о том, что реализация тьюторского сопровождения учителем-логопедом в условиях реализации инклюзивного образования будет способствовать решению вопросов успешного обучения детей с ограниченными но

Ь 3

возможностями здоровья, их социализации в будущем и воспитанию в целом § |

коммуникативной успешности. С д

о о

Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; г а тьюторское сопровождение; инклюзивное образование; индивидуальная образ о-

Ой

с о

р а

о ос

вательная программа; общеобразовательная школа; учитель-логопед. о е

ж С

д 3

^ ж н

И I

Основные положения:

- описаны методологические подходы реализации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья учителем-логопедом в условиях общеобразовательной школы;

- представлены индивидуальные образовательные программы реализации тью-торского сопровождения коммуникативной успешности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования.

1 Введение (Introduction)

В последнее время в образовательной системе российских школ актуализируются вопросы повышения качества образования, решение которых приобретает характер национальной проблемы. Сегодня не возникает сомнения в том, что складывается прямая зависимость между качеством образования и стремительным развитием общества. Достижение высокого уровня качества образования в общеобразовательном учреждении является одним из главных изменений в образовании. Важным и приоритетным направлением изучения обозначенной проблемы становится поиск педагогических моделей, которые смогут обеспечить реализацию коррекционно-развива-ющей деятельности в учебно-воспитательном процессе в школе.

Демократические изменения в нашей стране повлияли на возникновение в педагогической практике идей интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ), а также необходимость организации инклюзивного образования, совместно с обычными детьми. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья повлекло за собой появление ряда вопросов о возможности усвоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и об успешности достижения учащимися данной категории положительных результатов обучения [2].

При поступлении в начальную школу дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в усвоении образо-

вательной программы, постепенно у них снижается интерес к учению, возникают сложности при выстраивании различных коммуникаций со сверстниками. С нашей точки зрения, повышение коммуникативной успешности в процессе обучения младшего школьника с ОВЗ возможно при преодолении речевых трудностей (устной и письменной речи) в процессе усвоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее - АООП НОО для обучающихся с ОВЗ), а также с учетом субъективной оценки обучающимся результатов своей деятельности [3].

Формирование коммуникативной успешности в обучении детей с ОВЗ возможно только при эффективной коррекционной помощи специалистов психолого-педагогического сопровождения. Коммуникативная успешность детей данной категории может стать условием их успешной адаптации и интеграции при переходе на вторую ступень получения образования. В связи с этим для общеобразовательного учреждения особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм ока-

зания коррекционно-развивающеи помощи детям с ОВЗ в инклюзивной школе и обеспечения условий освоения детьми АООП НОО для обучающихся с ОВЗ.

Среди многообразных педагогических моделей, используемых в современной школе, широкое распространение получила модель тьютор-ского сопровождения образования в школе обучающихся с ОВЗ, которая имеет значительный развивающий потенциал, ориентированный на создание гуманного общества, способного обеспечить гармоничные взаимоотношения личности и социума, развитие способностей человека, приобщить к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация. Это повышает интерес научного сообщества к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.

Проблемы тьюторского сопровождения детей рассматривали Т. М. Ковалева, Е. А. Суханова, П. Г. Щедровицкий и др. [4; 5; 6].

©

Ü

Ü

о а а

я Ü

то «

о

Я Ü

а

s Ü

а

я о

» >5

а

то

S

я о

5

Cl/ то

s то

»

о о

3

а я

Ü

то

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я я

о*

ä о

S 5 ^ s S g

s fe о »

3 з

с g « о

й 3

^ g о

3 о

о3 то

g с

а

«о

о §

S о

!

а

«о

о «

s Ä

со ^

И5

hq

Теоретическими предпосылками решения проблемы формирования коммуникативной успешности детей с ОВЗ выступают исследования, связанные с современным пониманием многоаспектной природы общения, коммуникативных потребностей и способностей обучающихся, коммуникативной компетентности личности (М. М. Бахтин, А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя,

A. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев,

B. А. Кан-Калик, М. И. Лисина, А. В. Мудрик, Г. С. Трофимова

и др. [7]).

Таким образом, одним из необходимых условий перехода к инклюзивной практике получения образования детьми с ОВЗ, воспитания их коммуникативной успешности становится система тьюторского сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Тьюторское сопровождение является одним из важных условий получения качественного образования для детей данной категории и формирования коммуникативной успешности.

2 Материалы и методы (Materials and Methods)

Для подтверждения положений, полученных в ходе анализа научной литературы по проблеме исследова-

ния тьюторского сопровождения коммуникативной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья на базе МАОУ «СОШ № 73 г. Челябинска» была организована практическая часть исследования. Организация исследования осуществлялась учителем-логопедом с тью-торской направленностью в профессиональной деятельности, так как данный специалист обладает необходимым уровнем компетентности в области изучения вопросов коммуникативной успешности детей с ОВЗ [8]. В исследовании приняли участие 6 учеников параллели 2-х классов, которым рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций к учебному плану для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что среди различных способов, которые фиксируют успех в коммуникативной деятельности обучающихся, практически нет адекватных методик для изучения у детей такой пробле-

мы. В связи с этим, для изучения коммуникативной успешности обучающихся фактически возможно только использование метода наблюдения (и экспертной оценки, которая является одной из форм его выражения). Стоит отметить, что учитель-логопед в своей работе с детьми с ОВЗ использует методы анализа научной литературы, изучения документации и продуктов детской деятельности.

В нашем исследовании мы использовали проективную методику (тест тревожности Р. Теммла, М. Дор-ки, В. Амена), фиксирующую не прямые параметры, относящиеся к успеху в коммуникативной деятельности, а косвенные, которые описывают самочувствие обучающихся с ОВЗ в исследуемой ситуации. Выявление тревожности позволяет обосновать предположения относительно индивидуальных особенностей и общей специфики отношения детей с коммуникативными затруднениями к своей проблеме. Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности наличного состояния человека. Показателями плохого

самочувствия могут быть неуверенность в себе, повышенная тревожность, депрессия, различные фрустрации и страхи [8, 9, 10].

Переживание успеха в коммуникативной деятельности сопровождается повышением комфортности учащегося. Поэтому проверка экспериментальным путем наличия или отсутствия коммуникативной успешности должна включать в себя не только измерения способностей учащихся, но и их самочувствия [9].

В качестве инструмента для измерения уровня сформированности коммуникативной успешности обучающихся с ОВЗ нами был использован модифицированный вариант методики измерения уровня коммуникативной компетентности обучаемых Г. С. Трофимовой (в модификации И. А. Гришановой) на том основании, что коммуникативная компетентность в терминах исследователя - это способность успешно осуществлять межличностное общение [7].

Речевые нарушения у детей с ОВЗ также накладывают свой отпечаток на уровень их коммуникативной успешности. Мы в своей практике используем «Тестовую методику

©

орми и

р о

а а

н и е

к о

ун и

ка

3 и

а н

о »

ус

а е

I н

о с

С*/ е

о

г

р а н и

Л е

н н

о*

я

о

с

Ь 3 5 | 3 I

ои

р з сд

ко

ог р

о

р о

ор е

С*/ е

н §

С*/ с

а в о

оил

т о

I

И5

^

а,

в о к и н

со

е

^

ttj

hq

диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой» [11]. Методика выявляет уровни успешности ребенка, а также позволяет определить будущий образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ. Предлагаемая методика позволяет выявить особенности речевого развития детей младшего школьного возраста, как с точки зрения качественной оценки, так и с точки зрения количественной оценки речевого дефекта.

3 Результаты (Results)

Учитель-логопед с тьюторской направленностью в профессиональной деятельности, проанализировав результаты диагностики коммуникативной успешности обучающихся с ОВЗ, составляет индивидуальную образовательную программу на каждого обучающегося.

Рассмотрим тьюторское сопровождение коммуникативной успешности младшего школьника с ОВЗ на примере реализации индивидуальной образовательной программы для ученицы 2 класса Дарьи Б.

Реализация модели тьюторского сопровождения коммуникативной успешности школьницы осуществлялась на нескольких этапах, обозначим их: сбор информации о ребенке;

анализ полученной информации; беседы с родителями обучающейся; совместная с другими специалистами службы психолого-педагогического сопровождения выработка рекомендаций; составление индивидуального плана работы с ребенком и разработка индивидуальной образовательной программы; последующий анализ ситуации развития ребенка, выработка дальнейшей стратегии тьюторского сопровождения.

Предварительный этап включал в себя получение запроса от родителей Даши Б. на сопровождение, на изучение анамнеза. Решение о необходимости сопровождения осуществлялось по заявлению родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий района (ПМПК). Важным параметром сопровождения являлась доступность тьюторской помощи, информационная, временная и территориальная доступность.

На предварительном этапе реализации тьюторского сопровождения мы ознакомились с результатами диагностики Даши Б., проведенной специалистами службы сопровождения, с медицинской картой ребенка

из поликлиники, разработанным образовательным маршрутом специалистами психолого-педагогического сопровождения. Получив общие сведения, мы познакомились с самим ребенком и его семьей, узнали об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своей подопечной.

Происходило постепенное установление психологического контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

На адаптационном этапе тьютор-ского сопровождения шла повседневная, последовательная коррекционно-развивающая работа с Дашей Б., направленная на постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Тьютор определил перспективы развития и учебные задачи, стоящие перед ребенком, наметил потенциальные возможности их решения, выявлены позитивные и негативные факторы влияния на учебную и коммуникативную ситуации [12; 13; 14].

На диагностическом этапе психолого-педагогического сопровождения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мы работали с Дашей Б. по решению вопросов оказания помощи в усвоении учебного материала по русскому языку, литературному чтению. Основные техники работы тьютора на данном этапе: карта интересов «Человек-ресурс», где мы, так или иначе, нашли материал для ответа на вопрос; вопросные техники (тьютор подводил ребенка с ОВЗ к необходимости повышения коммуникативной успешности); образовательное портфолио, где Даша Б. собирала ценные для нее материалы, те, что делают для нее зримыми и ценными ее шаги в самообразовании. Именно в работе с портфо-лио запечатлевалась ее индивидуальная образовательная история.

Проектировочный этап предполагал сбор информации в рамках зафиксированной цели, создание избыточной образовательной среды (логопедические занятия, уроки развития речи, онлайн-тренажеры, кружок художественного слова, библиотека, интернет-ресурсы), знакомство с ресурсами, разработку индивидуальной образовательной программы.

В рамках реализационного этапа тьюторанту предлагалось использовать ресурсные возможности школы:

©

орми и

р о в а н и е к о

ун и

ка т

и в н о »

ус п

е

S н

о

с

Cl/ е

о

г

р а н и

л

е

н н

о

с

ьт

S ! от ми

о

р з сд

ко

ог р

о

р о

ор е

Cl/ е

н g

Cl/ с

а

«о

о

§

s

о

!

и;

^

а

«о

о

«

Ü

я

со

то

И5

hq

посещение логопедических занятий, уроков развития речи, кружка художественного слова, библиотеки. На данном этапе создавалась рабочая папка с речевыми материалами (подбиралась информация по теме каждого урока). Даша Б. готовилась к презентации работы по изученному вопросу - проведение урока для одноклассников по трудной теме. Здесь важно было поддерживать мотив а-цию ребенка, дать ей возможность почувствовать свои успехи. Постепенно увеличивалась доля самостоятельности Дарьи Б. при выполнении заданий, а кроме того, постепенно обеспечивалась ее способность взаимодействовать с другими взрослыми, в первую очередь с учителем, и с другими детьми. Хочется еще раз подчеркнуть, что помощь была разумно дозирована, носила направляющий характер и побуждала ребенка к самостоятельности.

На данном этапе проводилась диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, был проведен анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка.

На аналитическом этапе реализации модели тьюторского сопровождения была организована тьютор-ская консультация, проведена рефлексия [14; 15].

Тьюторское сопровождение заключалось в организации образовательного движения Дарьи Б., которое строилось на постоянном рефлексивном соотнесении ее достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Итогом тьюторского сопровождения Даши Б.была организация такого образовательного события как проведение урока для одноклассников. В качестве результата тьюторского сопровождения Даши Б. при организации урока для одноклассников было повышение уровня ее коммуникативной успешности, самостоятельности и ответственности [16; 17].

Основным инструментом фиксации результатов Дарьи Б. по индивидуальной образовательной программе в рамках урока для одноклассников стало портфолио.

4 Обсуждение (Discussion) Погружение обучающихся с ОВЗ в среду образовательного учреждения, которая позволяет им осуществлять учебную деятельность комму-

никативной направленности с помощью тьютора, привело в итоге к повышению коммуникативной успешности младших школьников с ОВЗ. Экспериментально подтверждено, что процесс формирования коммуникативной успешности младших школьников с ОВЗ в образовательной среде реализуется посредством включения обучающихся в учебное общение на основе организованной ситуации успеха учителем-логопедом с тьюторской направленностью; стимулирования коммуникативной деятельности младших школьников с ОВЗ путем направления их на те области предметно-практической деятельности, соответствующие возрасту, потребностям и интересам личности обучающегося.

5 Заключение (Conclusion)

Проанализировав результаты контрольного этапа эксперимента,

можно сделать вывод, что результативность тьюторского сопровождения коммуникативной успешности обучающихся с ограниченными ОВЗ неоспорима. Выявлено, что школьники, находившиеся на более низком уровне сформированности коммуникативной успешности, перешли на более высокий итоговый уровень. Число школьников с ОВЗ, находившихся на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, уменьшилось на 16,6 % по всем параметрам. Количество младших школьников с ОВЗ, находившихся на среднем уровне, увеличилось на 16,6 %.

Таким образом, педагогический эксперимент свидетельствует об эффективности реализации разработанной модели тьюторского сопровождения коммуникативной успешности младших школьников с ОВЗ.

©

ü

.Й 3

о а а

н ü

то *

о

ü

а ü

а

н о

» >5

а

то §

н о

о

Cl/ то

то »

о

hü 3

а

ä ü

л

то

ä ä

Сй о

3

Библиографический список:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. Надежная правовая поддержка «КонсультантПлюс» : [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.19).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 19.12.2014 № 1598 // Информационно-правовое обеспечение «Гарант»: [Сайт]. URL: http://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения: 17.05.2019).

ä

3 3

I I

з ü о

3 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CS д

* о

8 3

CS о-о

3 о

о3 то

Of с

3. Бондарчук О. А., Бабурин А. В. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. М. : Просвещение, 2018. 152 с.

4. Дудчик С. В., Ковалева Т. М. Технологическая подготовка тьютора: содержание, технологии и методики освоения технологий // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44). С. 369-375. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.44.354

5. Суханова Е. А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях. Томск: Томский государственный университет. 2009. С.372-397.

6. Щедровицкий П. Г. Сопровождение к неизвестному - высший пилотаж // Тью-торское сопровождение. 2011. №1. С. 7-9.

7. Гришанова И. А. Достижение коммуникативной успешности младшими школьниками как организационно-педагогическая проблема: монография. Москва-Ижевск: Инт компьютерных исследований, 2007. 232 с.

8. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб. : Прайм-Еврознак. 2003. 672 с.

9. Гришанова И. А. Методика измерения уровня коммуникативной успешности младших школьников: Педагогическая диагностика. 2006. № 1. С. 80-90.

10. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. : Сфера, 1996. 240 с.

11. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. : АРКТМ, 2000. 55 с.

12. Vasilyeva V. S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espacios Education. 2018. vol. 39 (2), 32p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ a 18v39n02/ 18390232.html (accessed 06.05.2019).

13. Borodina V. A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Education Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. pp. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/ con-tents.asp?id=34553047 (accessed 07.05.2019).

14. Психолого-педагогическая программа коррекционной работы : методическое пособие / Е. В. Резникова, Л. Е. Шевчук, А. М. Денисов и др. Челябинск: Цицеро, 2013. 108 с.

15. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации / Г. В. Ганьшина, Г. В. Лунина // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26703 (дата обращения: 13.01.2019).

16. Резникова Е. В. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017. 266 с.

17. Оценка предметных достижений учащихся с ограниченными возможностями

а

а

о

§ £

о

I

сц

^

а"

а

о

к и

ж здоровья в условиях реализации индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения / Е. С. Будникова, Е. В. Резникова // Вестник Челябинского государственна ного педагогического университета. - Челябинск: Федеральное государственное бюджет-^ ное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государствен-

ный гуманитарно-педагогический университет», 2017. №6 С. 27-33. http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (дата обращения: 01.05.2019).

E. V. Reznikova1, U. V. Kolotilova2

1ORCID: No. 0000-0002-4785-3559 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Techniques, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected] ^

T r

2ORCID: No. 0000-0003-2111-1976 i

5'

Master of Pedagogy, Speech Therapist C

of the Highest Qualification Category, Municipal Autonomous General Educational |

Institution "Secondary School No. 73 of Chelyabinsk", Chelyabinsk, i

a

Russia. |

e

E-mail: polulyana87 @ bk .ru U

FORMING COMMUNICATIVE SUCCESS OF CHILDREN WITH RESTRICTED HEALTH BY MEANS OF TUTORIAL SUPPORT Abstract

Introduction. The problem of organizing tutoring support for children with disabilities today is relevant, especially in connection with the adoption of the new Law "On Education in the Russian Federation", which legalized the inclusive education of persons with disabilities in schools, which leads to the search for effective pedagogical models their training and psychological and pedagogical support [1].

Purpose of the article. To substantiate the author's model of the implementation of the tutor support of the communicative success of children with disabilities in an educational organization for children of primary school age.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the organization of tutoring support for children of primary school age with disabilities (HIA), analysis of documentation, testing, observation (expert assessment), questioning, methods of statistical information processing.

l

I

a

s-^

то t 2 tt

TO ö

TO

ö a

s

f

t 0

3

f

О

О 3

a o

0

3

£ £

1

hq

Results. A model has been developed for implementing tutor support for the communicative success of children with disabilities of primary school age in the context of a general educational organization, contributing to the implementation of effective psychological and pedagogical support for students and increasing their communicative success; the authors presented the characteristic of the main components of the model; identified and described the main approaches to the organization tutor support for children with disabilities.

Discussion. It is emphasized that the performance of a speech therapist teacher with a tutor orientation is to increase the communicative success and learning outcomes of students with disabilities.

Conclusion. It is concluded that the implementation of tutor support by a speech therapist in the context of the implementation of inclusive education will help to address the issues of successful education of children with disabilities, their socialization in the future and education in general, communicative success.

Keywords: students with disabilities; tutor accompaniment; inclusive education; individual educational program; comprehensive school; teacher speech therapist.

Highlights:

Described the methodological approaches for the implementation of tutor support for children with disabilities teacher-speech therapist in a secondary school;

Individual educational programs for the implementation of the support of communicative success of students with disabilities under the conditions of the implementation of inclusive education are presented.

References

1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. 273-FZ [About the education in the Russian Federation: Federal law of 2012.29 December № 273- FL]. [Electronic.]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed 15.05.19). (In Russian).

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 19.12.2014 № 1598 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta nachalnogo obsh-chego obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya» (2014) [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19,

2014 No. 1598 "On Approval of the Federal State Educational Standard of Primary General Education for Students with Disabilities"]. Available at: http://base.garant.ru/70862366/ (accessed 17.05.2019) (In Russsian).

3. Bondarchuk O. A., Baburin A. V. (2018) Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshcheobrazovatelnaya programma nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchihsya s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya [The approximate adapted basic general educational program of elementary general education of students with mental retardation]. Moscow, Enlightenment, 2018. 152 p. (In Russsian).

4. Dudnik S.V., Kovaleva T. M. (2018) Tehnologicheskayapodgotovka tyutora: soderz-hanie, tehnologii i metodiki osvoeniya tehnologiy [Technological training of the tutor: content, technologies and methods of technology development]. Biznes. Obrazovanije. Pravo. 3, 369- ^ 375. (In Russian). rm

5. Sukhanova Ye.A. (2009) Vliyaniye innovatsiy na organizatsionnyye izmeneniya v ob-razovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Influence of innovations on organizational changes in educational institutions]. Tomsk, Tomsk State University. 372-397 (In Russian).

6. Shchedrovitskiy P. G. (2011) Soprovozhdeniye k neizvestnomu - vysshiy pilotazh [Escort to the unknown - aerobatics]. Tutor accompaniment. 1, 7-9. (In Russian)

7. Grishanova I. A. (2007) Dostizheniye kommunikativnoy uspeshnosti mladshimi shkol'nikami kak organizatsionno-pedagogicheskaya problema: monografiya [Achievement of communicative success of younger students as an organizational and pedagogical problem: a monograph]. Moscow - Izhevsk, Institute of Computer Science, 232 p. (In Russian). |

8. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' (2003) [Large psychological dictionary] / sost. i obshch. red. B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. St. Petersburg, Prime Eurosign, 672 p. (In g> Russian).

9. Grishanova I. A. (2006) Metodika izmereniya urovnya kommunikativnoy uspeshnosti mladshikh shkol'nikov: Pedagogicheskaya diagnostika [Methods of measuring the level of communicative success of younger students: Pedagogical diagnostics]. 1, 80-90. (In Russian).

10. Ovcharova R.V. (1996) Prakticheskaya psikhologiya v nachal'noy shkole [Practical t psychology in elementary school]. Moscow, Sphere, 240 p. (In Russian).

11. Fotekova T.A. (2000) Testovaya metodika diagnostiki ustnoy rechi mladshikh d shkol'nikov [Test methods for diagnosing oral speech of younger students]. Moscow, ARKTM, e 55 p. (In Russian).

12. Vasilyeva V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs. Espa- y cios Education. 2018. vol. 39 (2). 32p. Available at: http://www.revistaespacios.com/ M a 18v39n02/ 18390232.html (accessed 06.05.2019) n

13. Borodina V.A. Methodological Support of the Innovative Training of Special Educa- s o tion Teachers to the Education of Disabled Children. Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2017. no. 12. pp. 2486-2492. Available at: https://elibrary.ru/ con-tents.asp?id=34553047 (accessed: 07.05.2019)

14. Gan'shina G. V., Lunina G. V. (2017) T'yutorskoye soprovozhdeniye adaptatsii detey k u usloviyam doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Tutor support for the adaptation of children to the conditions of pre-school educational organization]. Modern problems of science and

g o

Co

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

education. 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26703 (accessed 13.01.2019) (In Russian).

15. Reznikova E. V. (2017) Korrekcionno-pedagogicheskaya pomoshch uchashchimsya shkolnogo vozrasta s raznym urovnem umstvennoj nedostatochnosti v usloviyah integracii [Correctional and pedagogical assistance to school-age students with different levels of mental deficiency in the context of integration: monograph]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 266 p. (In Russsian).

Budnikova E. S., Reznikova E. V. (2018) Otsenka predmetnykh dostizheniy uchashchikh-sya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v usloviyakh realizatsii individualnykh programm psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Assessment of the subject achievements of students with disabilities in terms of the implementation of individual programs of psychological and pedagogical support]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 2017. P. 27-33. Available at: http://vestnik-cspu.ru/upload/pdf/issues/2017/2017_6.pdf (accessed 01.05.2019) (In Russsian).

0

3

£

a" £

1

faq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.