Т.С. ИВАНОВА, канд. пед. наук, «ПедаГОГИЧеСКИй ВуЗ
первый проректор,
зав. лабораторией здоровья»
На примере реализации модели «Педагогический вуз здоровья.» автор статьи предлагает вариант разработки концепции здоровьесберегающей образовательной деятельности, направленной на подготовку грамотных в вопросах здоровьесбережения педагогических кадров.
Ключевые слова: здоровьесберегающая деятельность, концепция здоровьесберегающей образовательной деятельности, модель «Педагогический вуз здоровья».
Создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, является стратегической задачей педагогического сообщества. В связи с этим возникают вопросы создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, определения средств и технологий сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи. Проведенный анализ нормативно-правовых документов, а также практического опыта вузов по решению вопросов сохранения и укрепления здоровья субъектов образования показывает уровень реализации современных идей, связанных с определением задач, содержания, форм и методов организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях. При этом обнаруживается, что некоторые из них нуждаются в целостной научной концепции.
Концепция здоровьсберегающей образовательной деятельности в образовании должна представлять собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом и целью. Она будет указывать способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе понимания сущности пси-холого-физиологических процессов,
сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников.
В диссертационных исследованиях последних лет разработаны подходы к организации здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательных учреждений различного уровня. Отметим среди них следующие: концепция подготовки будущих специалистов по физической культуре к осуществлению здоровьесберегающей педагогической деятельности (Л.В. Белова); формирование готовности к здоровьесберегающей деятельности у будущих социальных педагогов (А.С. Москалева); концепция реализации здоровьесбережения в вузе через развитие адаптационного потен-
54
Высшее образование в России • № S-9, 2012
циала студентов в направлении совершенствования физиологического ресурса, психического состояния и формирования у студентов ценностных ориентаций на здоровье и здоровьесбережение (Д.С. Сомов); разработка педагогических условий и технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в школе (М.В. Козуб); создание системы физической активности и здоровьесберегающих средств как фактора достижения оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений (А.В. Лейфа); создание условий для обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов в процессе их профессионального обучения в здоровьесберегающей образовательной среде вуза (Г.А. Мысина).
Отмеченные подходы объединяют следующие основные идеи: учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, обеспечение готовности будущих педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях различного уровня. Разумеется, они нуждаются в дальнейшей разработке в плане системности и универсальности.
Одним из вариантов построения концепции здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении является реализация модели «Педагогический вуз здоровья». Ее ядром является педагогический вуз, что обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, педвуз аккумулирует и систематизирует практический опыт в области здоровьесбережения, гарантирует преемственность в обеспечении системы образования компетентными в области здоровьесбережения педагогическими кадрами. Во-вторых, научный потенциал вуза позволяет осуществлять научное руководство экспериментальной деятельностью в области здоровьесбережения, а также обобщать и анализировать результаты ис-
следований ученых из других образовательных и научно-исследовательских учреждений. В-третьих, педагогический вуз, обладая широким спектром печатных и электронных ресурсов, способен стать центром организации здоровьесберегающей деятельности и обеспечивать потребности пе-дагогов-практиков в непрерывном и адресном самообразовании. Наконец, обратим внимание и на то, что здоровье педагога тоже является объектом педагогического воздействия.
Идеологической основой модели является культурологический подход к здоровью какбиопсихосоциодуховному феномену и базовой ценности современного общества. Исходя из этого выстраивается следующая система подготовки педагогических кадров для столичного образования: на начальных курсах через учебную и внеучеб-ную деятельность у студентов формируется позитивное отношение к здоровью и мотивация на здоровый образ жизни (т.е. развивается личная здоровьесберегающая компетенция), на старших курсах у будущих педагогов активно формируется профессиональная здоровьесберегающая компетенция.
В проекте концепции реализован системный подход, который обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья студентов, определяя, по каким направлениям следует осуществлять здоровьесберегающую деятельность: инфраструктура образовательного учреждения, внедрение научной организации учебного труда, питания и отдыха студентов, рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы, просветительно-воспитательная работа со студентами, просветительская и методическая работа с учителями и ППС вуза, профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья студентов и сотрудников вуза.
Для реализации этого подхода в образовательную программувуза необходимо включать различные спецкурсы и факуль-
тативы здоровьеформирующей направленности, такие как «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни », «Здоровье в имидже современного педагога», «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Психофизиология школьных трудностей», «Медиаграмотность и здоровье», «Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подростков » и другие.
Основные направления деятельности вуза для создания здоровьесберегающей среды: организация открытых лекций по вопросам культуры здоровья, просветительская работа через институтские СМИ, проведение с помощью студенческого актива акций за здоровый образ жизни («День без табака», «Фотопозитив»), спортивнооздоровительная работа (спортивные секции - от футбола и тенниса до армрестлинга и аэробики, спортивные соревнования и праздники), организация активного отдыха и досуга, формирующего социальное и духовно-нравственное здоровье студентов.
Важным этапом совершенствования системы подготовки будущих педагогов к здоровьесберегающей деятельности является оценка их здоровьесберегающей компетенции в процессе прохождения практики. Практиканты имеют возможность наблюдать деятельность опытных педагогов, использующих здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса (на это нацелена новая форма организации практики - «Педагогические мастерские»). Также студенты пробуют свои силы в использовании педагогических здоровьесберегающих технологий, проводят анализ и самоанализ этого аспекта профессионального мастерства.
Особая роль в реализации модели «Педагогический вуз здоровья» отводится работе с профессорско-преподавательским составом и сотрудниками МГПИ. Несмотря на очевидную значимость личного примера отношения педагога к здоровью, эта часть работы является наиболее сложной и включает индивидуальные и групповые
собеседования, обсуждение вопросов здоровьесбережения на заседаниях кафедр и ученых советов института и факультетов, тренинги и взаимопосещения занятий. Вопросы здорового образа жизни и здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе оцениваются в рамках профессиональных конкурсов («Лучший преподаватель МГПИ» и др.). Также разрабатывается система поощрений за активную деятельность по формированию культуры здоровья студентов.
Эффективность модели «Педагогический вуз здоровья » отслеживается с помощью комплексного мониторинга по таким параметрам, как оценка различных аспектов здоровья студентов и преподавателей, оценка качества образовательной среды, оценка сформированности у студентов и выпускников компетенции здоровьесбере-жения, оценка запросов педагогической общественности в области здоровьесбере-жения и удовлетворенности этих запросов.
Безусловно, вся эта деятельность должна проходить в комфортных условиях (обеспечение квалифицированной медицинской помощи, рационального отдыха, питания, оптимальных гигиенических условий, дружественной образовательной среды).
Модель «Педагогический вуз здоровья» предполагает также уровень послевузовского сопровождения - организационной, информационно-аналитической, научнометодической помощи педагогическим работникам в области организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе. В этом плане отметим такие направления деятельности.
• Наставничество молодых специалистов.
• Послевузовское образование (повышение квалификации, переподготовка педагогических работников, защита кандидатских и докторских диссертаций).
Курсы повышения квалификации по этой теме представлены следующими программами:
56
Высшее образование в России • № 8-9, 2012
■ «Здоровьесбережение в образовании» (очное обучение, 72 часа, курс для школьных педколлективов);
■ «Технологии физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях образования» (очно-заочное обучение, 72 часа, курс для учителей физкультуры и школьных инструкторов ЛФК);
■ «Организационно-технологические основы управления здоровьеформирующей деятельностью образовательного учреждения » (очное обучение, 144 часа, курс для директоров, заместителей директоров и административных работников);
■ модульный курс «Организация здоровьесберегающей деятельности учителя в образовательном процессе »(включается во все программы ДПО психолого-педагоги-ческого цикла).
В рамках научной школы «Здоровьесберегающая среда в современном педагогическом вузе» готовятся к защите кандидатские и докторские диссертации.
• Организационно-методическое сопровождение педагогов:
■ проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов по организации здоровьесберегающей деятельности, в том числе по здоровьесберегающим технологиям и методикам формирования здоровья обучающихся и педагогов;
■ организацию научно-практического обсуждения различных аспектов формирования здоровья и организации здоровьебезопасного образовательного процесса в режиме круглых столов, конференций, форумов (в апреле 2009 г. в МГПИ проведен межрегиональный круглый стол «Здоровьеформирующее образование: подготовка специалистов (опыт, проблемы, перспективы)», в марте 2010 г. - межрегиональная конференция «Здо-
ровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад - школа - вуз»);
■ выпуск научно-методической литературы по вопросам здоровьесбережения.
• Обеспечение условий для развития единого информационно-образовательного пространства столичного мегаполиса. Моделью предусмотрены следующие шаги:
■ аккумулирование передового опыта здоровьесберегающей деятельности ОУ города (согласно решению коллегии Департамента образования от 12.02.2009 вуз выполняет поручение по анализу здоровьесберегающих педагогических технологий и составлению электронного банка данных);
■ проведение городских конкурсов, марафонов (конкурс социального плаката по пропаганде ЗОЖ, марафон школьных PR-проектов в области здоровья);
■ повышение грамотности родителей и педагогов в вопросах здоровьесбережения (через виртуальное сообщество на сайте «Московское образование » Департамента образования, проект «Академия родительства »);
■ популяризация ценности здоровья и идей здоровьесберегающей педагогики в общественной и педагогической прессе (сотрудничество с газетами «Учительская газета», «Здоровье детей» и «Управление школой» ИД «Первое сентября», «Вечер-
няя газета», журнал «Здоровьесберегающее образование» и др.).
Таким образом, разрабатываемая в МГПИ модель «Педагогический вуз здоровья» представляет собой успешный опыт подготовки и послевузовского сопровождения педагогических кадров для системы столичного образования. В целом такая си-
стема организации образовательного пространства педагогического вуза имеет доказанный практически положительный эффект в подготовке грамотных в вопросах здоровьесбережения педагогических кадров и позволяет студентам применять полученные знания, умения и навыки в процессе педагогической практики.
IVANOVA T. TEACHER TRAINING PROFESSIONAL INSTITUTION OF HEALTH: THE MODEL OF HEALTH-EDUCATION ACTIVITIES
The author suggests the way of developing the concept of health-education activities, aimed at preparing teachers for health keeping activities. The experience of Moscow Humanitarian Pedagogical Institute in realization of the model “Teacher training professional institution of health” is presented.
Key words: health keeping activities, concept of health-education activities, model “Teacher training professional institution of health”.
О.А. РАДЧЕНКО, профессор, проректор по инновационной деятельности и международным связям
Академическая мобильность в российских условиях
В статье представлен опыт организации академической мобильности в Московском городском педагогическом университете. На конкретном примере анализируются трудности и особенности реализации программ обмена магистрантами.
Ключевые слова: академическая мобильность, программы обмена, программы двойного диплома, проектМАУНИМО.
Академическая мобильность традиционно рассматривается как неотъемлемый компонент Болонской системы, а ныне -как одна из основ Европейского пространства высшего образования (ЕПВО), провозглашенного в 2010 г. на Конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса в Вене и Будапеште [1]. Практически с первого созыва «болонских» конференций тема академической мобильности звучала как в докладах об успехах уровневой системы высшего профессионального образования в Европе, так и в многочисленных рекламных материалах, где описывались преимущества этой системы, прежде всего - для обучающихся и профессорско-преподавательского состава.
По сути, академическая мобильность означала возврат к средневековому идеалу студенческой жизни, включавшему свободное перемещение студента между различными европейскими университетами, т.е. обучение в течение одного или нескольких семестров у известного профессора в каком-либо университете и переезд в следующий. Такая система позволяла студенту воспользоваться преимуществами каждого из учебных заведений, получить ценнейшие знания у целого ряда авторитетных ученых мужей, не будучи привязанным к одному и тому же вузу или стабильной схеме учебного процесса. Естественной основой такой системы было господство латинского языка в науке и преподавании позднего средневековья и