РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Е. В. ДЕЕВ А
Статья посвящена вопросу сохранения здоровья будущих социальных работников в процессе их обучения в вузе. В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии и основные элементы сохранения здоровья студентов, условия здоровьесбережения будущих социальных работников.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, студенты, социальные работники.
В современном развитии общества наблюдаются важные процессы, направленные на совершенствование системы профессионального образования. Высокие темпы развития общества предъявляют новые, более ужесточенные требования к здоровью человека, и особенно молодого специалиста, вступающего в новые для себя условия, связанные с напряжением психических и физических возможностей. Именно в силу этих важных причин проблема сохранения и укрепления здоровья молодого поколения становится особо актуальной во всех сферах деятельности человека и особо остро - в образовательной области. Одной из важных проблем в современном обществе является неспособность многих выпускников вузов быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики. Эту проблему еще больше усугубляет низкий уровень психического состояния и физического развития выпускников вузов. Образовательный процесс в вузе характеризуется стремлением к усовершенствованию учебных занятий, творческому поиску и внедрению авторских программ и новых педагогических технологий и моделей, однако можно отметить отсутствие контроля и учета изменений в состоянии здоровья студентов. Это еще одна важная проблема, связанная с ухудшением здоровья студентов, которая вызвана информационной перегрузкой и неблагоприятным воздействием гиподинамии из-за недостатка времени, а в большинстве случаев, из-за нежелания найти время на занятия физическими упражнениями и спортом [3].
Неоспоримым качеством, которое лежит в основе успешного формирования социально активной личности, является состояние ее здоровья.
Однако следует признать, что для современного периода развития общества, наоборот, характерно резкое ухудшение физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека. Анализ состояния здоровья студенческой молодежи убеждает в том, что существовавшая система его формирования значительно подорвана, а новая только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические возможности, способные повлиять на причины сдвигов здоровья отдельного человека и нации в целом. Не исключено, что в этом кроется одна из причин пренебрежительного отношения большей части студенчества к своему здоровью, к здоровому образу жизни [3].
Происходящие изменения в российском обществе определяют новые требования к социальному заказу на обучение специалистов социальной сферы. Как отмечают специалисты (С. Р. Галазиева, С. Г. Сериков, И. В. Тарасенко), в сфере современных рыночных отношений нужен специалист, обладающий не только физическим, психическим и духовным здоровьем, но и способный полученные им знания в области физической культуры внедрять в профессиональную деятельность, нацеленный на сохранение и укрепление здоровья коллектива, т. е. обладающий физкультурно-оздоровительной компетентностью.
Опираясь на точку зрения Э. Н. Вайнера, мы считаем, что здоровьесбережение студентов является актуальной проблемой в настоящее время и предполагает, кроме получения качественного образования, приобретение навыков самооздо-ровления, базирующихся на знании основ здоровья и здорового образа жизни.
Проектирование подготовки профессионалов социальной работы становится в постоянно меняющихся социальных условиях нужной функцией научных исследований в области высшего образования. Требования к развитию адекватной современным социальным технологиям кадровой инфраструктуры учреждений социальной защиты населения сформировывают государственный заказ вузовской системе общественного образования в плане качественного результата - профессиональной компетентности выпускников, являющихся проводниками социальной политики, способными организовать процесс социальной поддержки населения, эффективно решать социальные проблемы [6].
К. А. Микурова считает, что на систему образования в целом и вузы, в частности, как на государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья студентов [3].
Студенты составляют особую социальнодемографическую группу, объединенную определенными возрастными рамками, характеризующуюся собственными психофизиологическими особенностями, которые относятся к периоду физического, физиологического, психического и социального созревания, особенностям поведения и специфическими условиями жизни и обучения. Для этой социальной группы характерна деятельность, связанная с подготовкой и включением в трудовую и общественную жизнь. Социальное развитие студентов состоит в познании и восприятии ценностных ориентаций, установок и норм в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере здоровья [5].
В настоящее время существует острая потребность в высококвалифицированных, компетентных специалистах социальной сферы, от деятельности которых существенно зависит социальная стабильность в обществе. Профессиональная компетентность таких специалистов определяется уровнем их личностно-профессионального развития. Профессионально - личностное развитие будущего социального работника может иметь поступательный характер при выполнении важнейшего условия - подготовки психически и физически здорового поколения граждан. Поэтому первичная профилактика, сохранение, накопление и сбережение уровня здоровья студенческой молодежи стоит на первом месте в образовательном процессе вуза [2].
Исследования теоретических подходов к организации комплексной подготовки специалистов
социальной сферы позволяют констатировать тот факт, что социальный работник, выступая организатором и координатором, должен обладать комплексной системой профессиональных знаний, умений, навыков, установок, личностных качеств, которые будут обеспечивать сохранение здоровья специалиста.
П. Д. Павленок отмечает, что реализатором целей социальной работы является специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку для воплощения разных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах. Следовательно, для того, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и воплощения эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, специалист по социальной работе обязан владеть большим арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке [6].
В настоящее время требуется не просто использование полученных студентами в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и личностно-профессиональные качества: ответственность, мобильность, готовность к постоянному творческому саморазвитию, профессиональному росту, социальной мобильности. Ресурсы будущего социального работника приобретают общественную значимость, становятся условием развития социальных отношений, социальной сферы. Специалист социальной сферы должен быть достаточно развитым в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном и волевом планах. Становление личности как профессионала начинается с его самоопределения, ориентации, поскольку правильность сделанного выбора во многом определяет успешность этого процесса в целом [2].
Изменение социально-экономических условий в России сделало актуальным стремление личности к достижению успеха в профессиональной деятельности. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям - это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Это обусловлено тем, что социальное становление молодых специалистов социальной работы происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению, успеху стал-
кивается с возрастной конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. Появление рыночных отношений привело к большим возможностям для проявления инициативности, социальной активности молодых людей. Данные изменения оказали влияние на то, что потребность в профессиональной успешности стала развиваться, осознаваться молодыми специалистами [4].
Наиболее важными условиями успешности и эффективности профессиональной подготовки социальных работников являются укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовленность к профессиональной деятельности, приобретение практически важных знаний по физической культуре.
Важной задачей преподавательского состава системы высшего образования становится формирование у студентов готовности к здоровьесбере-жению. Тем не менее, в настоящее время на фоне общего ухудшения состояния здоровья у студентов и педагогов отсутствуют четкие ориентиры в данном вопросе, современная педагогическая технология, а также реальные возможности для комплексной воспитательной деятельности в данном направлении [3].
Исходя из вышесказанного, в настоящий момент в сфере вузовского образования необходимо рассматривать принцип здоровьесбережения как личную необходимость студента укреплять свое здоровье. Именно во время обучения в вузе студенты испытывают воздействие существенного комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние их физического, психического и репродуктивного здоровья.
Многогранность понятия здоровья молодого человека требует комплексной разработки системы мер по организации учебного процесса в здоровьесберегающем режиме и накопления жизненного потенциала молодежи. Она выходит за рамки педагогической проблемы, так как затрагивает интересы не только отдельной личности, но общества и государства.
Понятие «здоровьесбережение» истолковывается не одинаково. Выделяются его различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие, интеграция, индивидуальность, здоровье, автономия, творчество, продуктивность, но, несомненно одно: потенциальные возможности студента, все то, что может он достичь, и что должно помочь в его будущей профессиональной деятельности есть цель реализации здоровьесбережения.
В. П. Зайцев рассматривает здоровьесберегающие технологии как составную часть и отли-
чительную особенность всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья студентов [3].
Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению Н. К. Смирнова, -это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни [3].
Мы рассматриваем здоровьесберегающую технологию как целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия студентов и педагога.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают: аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности; гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей; здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма; эмоционально -волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов; экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами; физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности [3].
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частными: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); об-
разовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития), так и комплексные: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья; педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни [1].
Среди основных элементов, формирующих целостный комплекс здоровьесбережения студента, следует выделить внешние и внутренние элементы.
К внешним элементам относятся:
1) условия жизни студента;
2) возможности укрепления здоровья (финансовые, наличие времени) и связанная с ними соответствующая инфраструктура (спортивные сооружения, площадки, наличие спортивных секций и т. д.);
3) возможности периодической проверки показателей здоровья (в основном финансовые) и также соответствующая инфраструктура (медицинские учреждения, диагностические центры и т. д.);
4) общественное мнение и отношение общества к проблеме здоровьесбережения и здоровому образу жизни;
5) источники получения знаний и навыков по здоровьесбережению.
В данной совокупности к компетенции высшего учебного заведения можно отнести практически все элементы, особенно если учебное заведение представляет собой студенческий городок, где можно формировать и условия для здорового образа жизни студентов, и определенное мнение на уровне субкультуры данного учебного заведения о значимости здорового образа жизни. Значительным подспорьем могло бы быть и формирование в обществе в целом парадигмы стремления к укреплению и сбережению здоровья.
К внутренним элементам можно отнести:
1) конкретные личные показатели здоровья студента;
2) образ жизни и привычки;
3) мотивацию студента к здоровому образу жизни;
4) знания о здоровье и навыки здоровьесбе-режения [І].
В данной совокупности возможно прямое воздействие высшего учебного заведения на такие элементы как образ жизни, мотивацию студента
и, безусловно, знания и навыки в области здо-ровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в вузе направлены на формирование и развитие у студентов позитивной, устойчивой ориентации на сохранение здоровья, как необходимое условие жизнеспособности. У студентов здоровьесбере-жение может проявляться в способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитии чувства компетентности и собственной ценности; мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретении знаний о своем здоровье; культуре здоровья, направленной на ответственное отношение своему здоровью.
Процесс обучения будущих социальных работников навыкам здоровьясбережения должен выстраиваться на основе следующих условий: формирования государственной политики, направленной на развитие у студентов активной жизненной позиции в области сохранения и укрепления своего здоровья, воспитания у них установки на положительное самосохранительное поведение; формирования у обучаемых, педагогов ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; внедрения в образовательный процесс здоровьеформирующих технологий; организации медико-психолого-педагогического мониторинга здоровья обучаемых, педагогов и создания на его основе компьютерной базы данных. Данный мониторинг должен быть ориентирован не только на оценку субъективных и объективных факторов формирования здоровья и здорового образа жизни участников педагогического процесса, но и на оценку эффективности структур и элементов здоровьеформирующего образования, существующих в учебно-воспитательном учреждении.
Исследователи (Р. И. Айзман, Н. М. Амосов, В. И. Белов, И. Н. Гурвич, В. П. Зайцев, Н. А. Корниенко и др.) отмечают, что проблема здоровья напрямую связана с образом жизни студентов, поэтому в процессе обучения необходимо формировать у студентов навыки здорового образа жизни. В понятие «здоровый образ жизни», как мы полагаем, входит соблюдение физиологически оптимального режима труда и отдыха, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, соблюдение правил личной и общественной гигиены, охрана окружающей среды, полезные для личности формы досуга, соблюдение правил психогигиены. Совершенно очевидно, что нарушение хотя бы одной из этих состав-
ляющих не только негативно отражается на состоянии здоровья человека, но и может свести на нет усилия по его сохранению и укреплению. Необходимо отметить, что здоровый образ жизни студенческой молодежи формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением человеком своих социальных и физиологических возможностей и особенностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся профессиональная деятельность, препятствующая или способствующая раскрытию потенциала личности.
Для сохранения здоровья будущих социальных работников в процессе подготовки в вузе необходимо создавать программы формирования здоровья студенческой молодежи; учитывать индивидуально-возрастные особенности студентов; формировать у студентов представление о здоровом образе жизни как необходимом условии самореализации и достижения успеха в профессиональной деятельности.
Литература
1. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М., 2001.
2. Гарашкина Н. В. Технологии подготовки специалистов социальной работы в вузе: компетентност-ный подход: монография. Тамбов, 2004.
3. Гузенко И. В. Оценка образовательного учреждения в реализации здоровьесберегающих технологий // Профессиональное образование. 2004. № 7. С. 33.
4. Деева Е. В. Технология формирования социальной успешности юношей в процессе спортивной деятельности // Социально-экономические процессы и явления. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 327.
5. Мещеряков А. С., Рожнов Р. В. Профессиональное самоопределение студентов как проявление социального здоровья // Профессиональное образование. 2006. № 3. С. 14-16.
6. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2005.
* * *
ROLE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN THE COURSE OF PREPARATION OF FUTURE SOCIAL WORKERS
Ye. V. Deyeva
Article is devoted to a question of preservation of health of future social workers in the course of their training in higher education institution. In article health saving technologies and basic elements of preservation of health of students, conditions of a health-saving of future social workers are considered.
Key words: health, health saving technologies, students, social workers.