Научная статья на тему 'Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза'

Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1735
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна, Мухина Светлана Асановна

Статья посвящена актуальной проблеме организации здорового образа жизни в образовательном учреждении. На основе теоретического анализа исследуемой проблемы показана незавершенность педагогического истолкования понятий «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая деятельность». Качественные условия здoровьесберегающей среды во многом определяют эффективность и качество результатов работы образовательного учреждения в целом и необходимость систематизации знаний о сущности здoровьесберегающей образовательной среды и ее роли в развитии личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF health-saving university environment

The article deals with the actual problem of the organization of a healthy lifestyle at an educational institution. Based on the theoretical analysis of the research problem, the incompleteness of pedagogical interpretation of the concepts of health-saving educational environment, health protection, health-saving activities is shown. Qualitative conditions of health-saving environment largely determine the efficiency and quality of the results of the educational institution as a whole and the need to systematize the knowledge of the essence of health-saving educational environment and its role in the personality development.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза»

УДК 378.17

И. С. Зимина, С. А. Мухина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Статья посвящена актуальной проблеме организации здорового образа жизни в образовательном учреждении. На основе теоретического анализа исследуемой проблемы показана незавершенность педагогического истолкования понятий «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая деятельность». Качественные условия здоровьесбе-регающей среды во многом определяют эффективность и качество результатов работы образовательного учреждения в целом и необходимость систематизации знаний о сущности здоровьесбере-гающей образовательной среды и ее роли в развитии личности.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, образовательная среда, здоровьесберегающая образовательная среда

Новый этап реформирования системы образования России определяет актуальность систематизации проблемы здоровьесбережения в учреждениях образования. В целом ряде программных документов - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; План действий по модернизации общего образования -подчеркивается, что современная школа должна соответствовать не только целям опережающего образования, обеспечивать успешную социализацию детей с разным уровнем личностного потенциала, состоянием здоровья, но и создавать здоро-вьесберегающую, здоровьеформирующую среду [4, с. 11, 17, 19]. Многолетние исследования и опыт педагогической деятельности определили политическую стратегию в области здоровьесбе-режения. Доказано, что качественные условия здоровьесберегающей среды во многом определяют эффективность и качество результатов работы образовательного учреждения в целом [4, с. 11].

В то же время понятие здоровьесберегающей среды на сегодняшний день употребляется в весьма свободном межпредметном контексте и еще не получило завершенного педагогического истолкования. В большинстве случаев понятие трактуется поверхностно, без учета педагогических особенностей категории «среда» и с неоднозначной интерпретацией понятия «здоровье».

С одной стороны, это новизна самого понятия «здоровье» в науке вообще (по свидетельству

ученых, «наука о здоровье» оформилась только к концу XX века), и в педагогической науке, в частности. Большинство ученых и исследователей склонны брать за основу определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), т. е. рассматривать здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Э. Н. Вайнер (2001), М. Е. Коржова (2007), А. М. Митяева (2008), О. С Гришанова и Е. В. Гусева (2010), А. А. Коробейникова (2009), Е. А. Сигида (2010) и др.) соглашаются с трехкомпонентной моделью здоровья и отмечают невозможность сводить понимание здоровья только к его физической стороне [19, с. 14]. Мы можем отметить, что в данном определении трудно дать оценку понятиям «полного» и «благополучие». Но, совершенствуя смыслы понятия «здоровье» и приближая их к собственному понятийному аппарату, педагогическая наука начинает утверждать триединую природу здоровья. С одной стороны, это весьма перспективная тенденция, поскольку связана с триединой субстанциональностью человека, его биосоциодуховной организацией. С другой стороны, подобная трактовка здоровья осложняет определение здоровье-сберегающей среды, поскольку отражает сложность собственно объекта «сбережения».

Следующей проблемой, на наш взгляд, является поверхностное понимание исследователями средового фактора здоровьесбережения. По-разному трактуют термин «здоровьесберегающая среда»: для описания либо условий здоровьесбе-режения, либо системы здоровьесберегающих

© Зимина И. С., Мухина С. А., 2016

мероприятий, либо отдельных результатов здо-ровьесберегающей деятельности [19, с. 17].

Например, Г. И. Тушина рассматривает здо-ровьесберегающую среду как «совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников» [17, с. 6].

Г. Д. Слесарева, представляет здоровьесберега-ющую среду как «идеальную модель, к которой стремятся все участники образовательного процесса». Автор отмечает, что концептуальные основы здоровьесберегающей среды должны включать «разработку ведущих идей, целей и задач; характеристику методологических подходов и принципов; анализ условий реализации» [13, с. 10]. Аналогично характеризует здоровьесберегающую среду К. А. Колесников в сборнике методических материалов «Школа здоровья и радости» [20, с. 32].

В учебно-методическом пособии Э. Н. Вайне-ра и др. (2005) «Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей среды» определение понятия среды вообще отсутствует. Автор, используя термин «среда», допускает подмену этого термина понятием «обстановка» [3, с. 26]. Он указывает, что «валеологические приоритеты здоровья и безопасности» представляют собой «доминанты деятельности педагогической системы» [3, с. 10] и что «здоровье - категория не медицинская. Медицинской категорией является болезнь», и поэтому решение вопроса о здоровье учащейся молодежи - это «проблема, прежде всего, педагогическая» [3, с. 9].

Г. А. Рябинин определяет здоровьесберегаю-щую среду как «систему педагогического взаимодействия обучаемого и обучающего в процессе двудоминантного управления» [21, с. 11].

Таким образом, можно отметить, что: 1) среда рассматривается, преимущественно, в предметно-пространственных или материально-технологических аспектах [5, с. 55]; 2) прослеживается размытость медицинских, социально-экономических и собственно педагогических точек зрения на сущность здоровьесберегающей среды.

В связи с этим для решения данной проблемы необходимо детально остановиться на наиболее принципиальных положениях средового подхода в педагогике. К обозначенным положениям принято относить: 1) дифференциацию образовательной среды (в некоторых работах - воспитывающей, развивающей среды) и среды вообще как среды жизнедеятельности; 2) указание на диалектическую взаимосвязь развивающих и формирующих функций образовательной среды [19, с. 19].

Первое положение достаточно глубоко разработано в трудах доктора педагогических наук Ю. С. Мануйлова. Ученый доказал, что средой может стать любое пространство жизнедеятельности человека, когда в нем опосредуются его сугубо личностные смыслы и ценности [9, с. 8].

Подобным образом рассматривают образовательную среду Е. А. Ходырева и Т. В. Машарова [18, с. 10]. Основная идея складывающейся «педагогики среды» заключалась в том, что ребенок, взаимодействуя со средой, не только приспосабливается к ней, но и в меру своих сил изменяет, организует среду [10, с. 11]. Достаточно глубоко рассматривает данное понятие В. А. Ясвин: «Образовательная среда - это не столько условия, способствующие реализации поставленной педагогической цели, сколько особый результат образовательной стратегии, это всегда среда развивающая, обеспечивающая комплекс возможностей для саморазвития участников образовательного процесса. Основную роль здесь играет не административная воля и образовательные программы, а «субъективное установление средовых границ». [23, с. 165, с. 192, с. 221]. И. И. Сулима высказывает мнение, на которое необходимо обратить внимание педагогу: «важно, чтобы будущий педагог освоил методологию среды, знал среду, в которой осуществляется учебный процесс, среду, из «которой знание переходит в содержание учебных предметов» [15, с. 37].

Рассмотрим второе положение средового подхода о диалектической взаимосвязи развивающих и формирующих функций образовательной среды. Ж. В. Шарафуллина отмечает, что внешним выражением такой взаимосвязи выступает именно индивидуальный характер опосредования норм и ценностей, культивируемых средой [19, с. 21-22]. Таким образом, о здоровьесберегающей среде можно говорить только в том случае, когда создаваемые в образовательном учреждении условия здоровьесбережения опосредуются в индивидуальном сознании и деятельности учащихся. Акцент необходимо ставить на становлении у учеников мотивов здорового образа жизни, умении рефлексировать на личное состояние собственного здоровья. А. А. Коробейников отмечает, что важно обращение к сознанию ребенка через «систему знаний о здоровье, выход на подсознание через формирование навыков, умений и привычек здоровой жизнедеятельности» [6, с. 37, 61]. Проведенное нами исследование также подтверждает недостаточность усвоения студентами понятия о своем здоровье и сформированность всех

компонентов ценностно-ориентационной деятельности [24, с.244-245]. Следовательно, подобные доминанты здоровьесберегающей образовательной среды - главное и обязательное требование к реализации ее педагогических функций. Именно в этом выражается принципиальное отличие педагогического аспекта здоровьесбережения от медицинского.

На основе анализа структуры здоровьесбере-гающей образовательной среды раскроем ее сущность.

В. А. Ясвин предлагает трехкомпонентную структуру образовательной среды, состоящую из пространственно-предметного; психодидактического и социального компонентов. Согласно доводам ученого, средовые влияния на личность ребенка объясняются взаимообусловленностью пространственно-предметного наполнения среды и характером ее коммуникаций, осуществляемых субъектами средообразования [23, с. 27, 274]. С подобными аргументами соглашаются и другие исследователи (Л. Г. Крыжановская, С. Л. Степки-на) [8, с. 14; 14, с. 65].

Более полное понимание структуры здоровье-сберегающей среды представлено в научной концепции Ю. С. Мануйлова. Используя для ее характеристики понятия «ниша» и «стихия», ученый считает, что эта пара взаимодополняющих терминов «адекватно отображает ту двойственность, биполярность в природе, которая пронизывает всю нашу жизнь». «Ниша - параметр возможностей; стихии - параметр реализации возможностей» [9, с. 77]. Из доводов Ю. С. Мануйлова следует понимание образовательной среды как двуединой субстанции, где предметно-пространственные и субъектно-психические составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Ж. В. Шарафуллина (2016) выделяет в структуре здоровьесберегающей среды следующие компоненты: предметно-пространственный (особенности места, где расположено образовательное учреждение; материально-техническое обеспечение процесса образования; эстетика интерьера и т. п.); организационно-стратегический (качество концептуализации средообразования; тактика управления средовым фактором здоровьесбере-жения; обеспеченность кадрами и т. п.); коммуникативно-технологический (характер педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса; используемые технологии здоровьесбе-режения; связь основного и дополнительного образования; степень вовлеченности учащихся в сре-дообразование и т. п.) [19, с. 29].

Среда, как «педагогическая реальность», фор-мообразуется и моделируется «образовательными траекториями учащихся». Е. В. Ходырева и Т. В. Машарова, отмечают, что функция образовательной среды - «конструирование предметной деятельности по опредмечиванию и распредмечиванию знаний, умений и навыков конкретного учебного содержания, присвоение надпредметных компонентов содержания через выстраивание системы ситуаций» [10, с. 89]. То есть основой здоровьесберегающей среды является создание ситуаций здоровьетворчества, здоровьесбережения, здоровьесозидания и т. п., поскольку в них реализуется триединая природа здоровья в его индивидуально-субъектной данности [19, с. 34].

Привлекает мнение В. Н. Яковлева, что здо-ровьесберегающая среда представляет собой комплексную программу, которая основывается на соответствующей социальной инфраструктуре конкретного типа и включает в себя образовательные, воспитательные, медицинские, административно-управленческие и другие формы работы по обеспечению здоровья молодого поколения в процессе образования [22, с. 20].

Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что взаимосвязь всех компонентов здоро-вьесберегающей среды и их согласованность составляют основу средовой детерминации здо-ровьесбережения. В то же время оптимальность функционирования здоровьесберегающей среды обеспечивается благодаря деятельности всех ее субъектов, включая, прежде всего, деятельность самих учащихся.

В процессе организации здоровьесберегающей среды необходимо учитывать педагогические условия, которые влияют на воспитание у студентов так называемой здоровьесберегающей компетентности, которая является совокупностью ценностных ориентаций, здоровьесохраняющих знаний, умений и навыков, личностных качеств. Цель создания здоровьесберегающей среды в вузе - обеспечить студенческую молодежь высоким уровнем реального здоровья, вооружить их необходимыми знаниями, умениями и навыками для ведения здорового образа жизни, воспитать в них культуру здоровья [1; 22, c. 21].

Таким образом, согласно анализу современной психолого-педагогической литературы, сущность и структура здоровьесберегающей образовательной среды понимается как система воздействий функционально-связанных и упорядоченных элементов (компонентов) деятельности ее субъектов,

взаимодействующих между собой для достижения определенных результатов оздоровления личности и формирования здорового образа жизни. Соглашаясь с мнением Г. А. Мысиной, можно утверждать, что формирование в высшей школе здоровьесберегающей образовательной среды предполагает обеспечение таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного влияния на здоровье студентов. Педагогика здоровья реализует приоритет благополучия студентов в образовательном процессе наряду с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированной педагогикой и другими педагогическими системами [11, с. 68].

_Ш_

1. Безрукавый Р. В. Здоровьесберегающая среда вуза как условие формирования у студентов здоровьесберегающей компетентности [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 33. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-sreda-vuza-kak-uslovie-formkovamya-u-stadentov-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti (дата обращения: 24.03.2016).

2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 10-17.

3. Вайнер Э. Н., Анисимова Т. С., Пашкова Л. М. Методология и практика формирования безопасной здoровьесбере-гающей образовательной среды. Славянск на Кубани: СГПИ, 2005. 207 с.

4. Вирабова А. Р. Развитие здoровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. М.: ПР0БЕЛ-2000, 2012. 292 с.

5. Коржова М. Е. Здoровьесберегающие технологии осуществления образовательного процесса в учреждениях СПО: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 20 с.

6. Коробейников А. А. Актуальная европейская проблема: внедрение здoровьеразвивающей педагогики. М.: Редакция журнала Пульс, 2009. 264 с.

7. Кропотова Г. Профессиональная подготовка будущих педагогов к организации и управлению здоровьесберегаю-щей образовательной средой. URL: http://library.udpu.org.ua/ library_files/psuh_pedagog_probl_silsk_shkolu/44/visnuk_3.pdf (дата обращения: 23.12.2015).

8. Крыжановская Л. Г. Оптимизация личностного развития обучаемых в здоровьесберегающем образовательном пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 10-1(60). С. 12-17.

9. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. М.; Н-Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2002. 157 с.

10. Машарова Т. В., Ходырева Е. А. Моделирование учебных ситуаций в личностно ориентированной образовательной среде. Екатеринбург, 2002. 99 с.

11. Мысина Г. А Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н. Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 6 (85). С. 68-76.

12. Ратенко С. Е., Тищенко Н. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S7. С. 96-100.

13. Слесарева Г. Д. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения // Психолого-педагогическое обеспечение как здоровьесберегающий ресурс субъектов образовательного процесса. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 9-11.

14. Степкина С. Л. Модель формирования личностной физической культуры подростков в общеобразовательной школе // Культура физическая и здоровье. 2012. № 1 (37). С. 65-67.

15. Сулима И. И. Педагогическая герменевтика. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД РФ, 2006. 253 с.

16. Таманаева М. Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 120-123.

17. Тушина Г. И. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, КГУ, 2005. 22 с.

18. Ходырева Е. А. Образовательная среда вуза как фактор профессионального самоопределения студентов // Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества (2003; Россия, Киров): материалы междунар. науч.-практич. конф., 3-4 марта 2003 г. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2003. С. 245-247.

19. Шарафуллина Ж. В. Формирование здоровьесбере-гающей образовательной среды в школах Крайнего Севера на основе деятельностного подхода: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2014. 156 с.

20. Школа здоровья и радости: опыт создания безопасной здоровьесберегающей среды / под ред. К. А. Колесникова. Киров, 2011. 146 с.

21. Энциклопедия педагогической валеологии / общ. ред. Г. А. Рябинин. СПб.: Петрополис, 2010. 490 с.

22. Яковлев В. Н. Формирование здоровьесберегающей среды для студентов высших учебных заведений: учеб. пособие / М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. 50 с.

23. Ясвин В. А. Образовательная среда. М.: Смысл, 2001. 366 с.

24. Mukhina S. A., Polozova O. V., Gavribva M. N., Yagdarova O. A., Bakhtina V. V. и др. Health in the System of Students' Axwtogical Orientates Review of European Studies Ш. 7, №>. 8. 2015. Pp. 239-245.

Статья поступила в редакцию 20.09.2016 г.

Для цитирования: Зимина И. С., Мухина С. А. Сущность, содержание и структура здоровьесберегающей образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 4 (24). С. 16-21.

Об авторах

Зимина Ирина Сергеевна, старший преподаватель, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, irinaSBzimina@yandex.ru

Мухина Светлана Асановна, кандидат биологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, zaslonka@inbox.ru

I. S. Zimina, S. A. Mukhina Mari State University, Yoshkar-Ola

ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE OF HEALTH-SAVING UNIVERSITY ENVIRONMENT

The article deals with the actual problem of the organization of a healthy lifestyle at an educational institution. Based on the theoretical analysis of the research problem, the incompleteness of pedagogical interpretation of the concepts of health-saving educational environment, health protection, health-saving activities is shown. Qualitative conditions of health-saving environment largely determine the efficiency and quality of the results of the educational institution as a whole and the need to systematize the knowledge of the essence of health-saving educational environment and its role in the personality development.

Keywords: health, health protection, educational environment, health-saving educational environment

_m_

1. Bezrukavyj R. V Zdorov'esberegajushhaja sreda vuza kak us-lovie formirovanija u studentov zdorov'esberegajushhej kompetent-nosti [Jelektronnyj resurs] [Health-saving environment of high school as a condition of formation of students' health-saving competence]. Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosypedagogiki i psihologii = Personality, family and society: questions of pedagogy and psychology. 2013, no. 33, URL: http://cyberlemnka.ru/article/ri/ zdoroviesberegayuschaya-sreda-vuza-kak-uslovie-formirovaniya-u-studentov-zdoroviesberegayuschey-kompetentnosti (data obra-shhenija: 24.03.2016).

2. Bezrukih M. M. Zdorov'esberegajushhaja obrazovatel'naja sreda i faktory, prepjatstvujushhie ee sozdaniju [Health-saving educational environment and factors affecting its creation]. Chelo-vek i obrazovanie = Man and education. 2012, no. 2 (31), pp. 10-17.

3. Vajner Je. N., Anisimova T. S., Pashkova L. M. Metodolo-gija i praktika formirovanija bezopasnoj zdorov'esberegajushhej obrazovatel'noj sredy [Methodology and practice of formation of safe health-saving educational environment]. Slavjansk na Kubani: SGPI, 2005, 207 p.

4. Virabova A. R. Razvitie zdorov'esberegajushhej sredy v sisteme obrazovanija na osnove integracii resursnogo obespechenija [Development of health-saving environment in the education system through the integration of resources]. M.: PR0BEL-2000, 2012, 292 p.

5. Korzhova M. E. Zdorov'esberegajushhie tehnologii osu-shhestvlenija obrazovatel'nogo processa v uchrezhdenijah SPO: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Health-saving technologies of the educational process in institutions of secondary vocational education]. Cheljabinsk, 2007, 20 p.

6. Korobejnikov A. A. Aktual'naja evropejskaja problema: vned-renie zdorov'erazvivajushhej pedagogiki [Current European

problem: the introduction of health-saving pedagogy]. M.: Redakcija zhurnala Pul's, 2009, 264 p.

7. Kropotova G. Professional'naja podgotovka budushhih peda-gogov k organizacii i upravleniju zdorov'esberegajushhej obrazovatel'noj sredoj [Future teachers training for organization and management of health-saving educational environment]. URL: http://library.udpu.org.ua/library_files/psuh_pedagog_probl_silsk_ shkolu/44/visnuk_3.pdf (data obrashhenija: 23.12.2015).

8. Kryzhanovskaja L. G. Optimizacija lichnostnogo razvitija obuchaemyh v zdorov'esberegajushhem obrazovatel'nom prostranst-ve [Optimizing the personal development of students in health-saving educational space]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta = Bulletin of the Orenburg State University. 10-1(60), pp. 12-17.

9. Manujlov Ju. S. Sredovoj podhod v vospitanii [Environmental approach in education]. M.; N-Novgorod: Izd-vo Volgo-Vjatskoj akademii gossluzhby, 2002, 157 p.

10. Masharova T. V., Hodyreva E. A. Modelirovanie uchebnyh situacij v lichnostno orientirovannoj obrazovatel'noj srede [Training situations simulation in individually oriented educational environment]. Ekaterinburg, 2002, 99 p.

11. Mysina G. A. Zdorov'esberegajushhaja obrazovatel'no-vospi-tatel'naja sreda vuza (opyt MGTU im. N. Je. Baumana) [Health-saving and educational environment of high school (experience of Bauman MSTU)]. Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta = News of the Ural State University. 2010, no. 6 (85), pp. 68-76.

12. Ratenko S. E., Tishhenko N. A. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v obrazovatel'noj srede [Health-saving technology in the educational environment]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept» = Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2015, no. S7, pp. 96-100.

13. Slesareva G. D. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' obrazo-vatel'nogo uchrezhdenija [Health-saving activities of an educational

institution]. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie kak zdo-rov'esberegajushhij resurs sub#ektov obrazovatel'nogo processa = Psycho-pedagogical maintenance as health-saving resource of educational process subjects. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2011, pp. 9-11.

14. Stepkina S. L. Model' formirovanija lichnostnoj fizicheskoj kul'tury podrostkov v obshheobrazovatel'noj shkole [Model of formation of personal physical training of teenagers in a comprehensive school]. Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e = Physical culture and health. 2012, no. 1 (37), pp. 65-67.

15. Sulima I. I. Pedagogicheskaja germenevtika [Educational Hermeneutics]. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij juridicheskij institut MVD RF, 2006, 253 p.

16. Tamanaeva M. N. Upravlenie processom formirovanija zdorov'esberegajushhej sredy v obshheobrazovatel'noj organizacii [Management of health-saving formation process in the educational organization]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VImezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, ijun' 2015 g.) = Pedagogical skills: VIth International scientific conference. M.: Buki-Vedi, 2015, pp. 120-123.

17. Tushina G. I. Pedagogicheskie uslovija formirovanija zdo-rov'esberegajushhej sredy obshheobrazovatel'noj shkoly [Pedagogical conditions of health-saving environment formation in secondary school]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo, KGU, 2005, 22 p.

18. Hodyreva E. A. Obrazovatel'naja sreda vuza kak faktor pro-fessional'nogo samoopredelenija studentov [Educational environment of high school as the factor of professional self-determination of students]. Problemy social'nogo samoopredelenija uchashhejsja molodezhi v uslovijah sovremennogo obshhestva (2003; Rossija,

Kirov): materialy mezhdunar. nauch.-praktich. konf., 3-4 marta 2003 g.) = Problems of social self-determination of studying youth in the conditions of modern society. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2003, pp. 245-247.

19. SharafUllina Zh. V. Formirovanie zdorov'esberegajushhej obrazovatel'noj sredy v shkolah Krajnego Severa na osnove dejatel'nostnogo podhoda [Formation of health-saving educational environment in schools of the Far North on the basis of activity approach]: dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2014, 156 p.

20. Shkola zdorov'ja i radosti: opyt sozdanija bezopasnoj zdorov'esberegajushhej sredy [School of health and happiness: the experience of creating a secure health-saving environment]. Pod red. K. A. Kolesnikova. Kirov, 2011, 146 p.

21. Jenciklopedija pedagogicheskoj valeologii [Encyclopedia of pedagogical valeology]. Obshh. red. G. A. Rjabinin, SPb.: Petropolis, 2010, 490 p.

22. Jakovlev V. N. Formirovanie zdorov'esberegajushhej sredy dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij: ucheb. posobie [Health-saving environment formation for higher education students]. M-vo obr. i nauki RF, GOUVPO «Tamb. gos. un-t im. G. R. Der-zhavina», Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G. R. Derzhavina, 2010, 50 p.

23. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda [Educational environment]. M.: Smysl, 2001, 366 p.

24. Mukhina S. A., Polozova O. V., Gavrilova M. N., Yagda-rova O. A., Bakhtina V. V. i dr. Health in the System of Students' Axiological Orientations Review of European Studies. Vol. 7, no. 8, 2015, pp. 239-245.

Submitted 20.09.2016.

Citation for an article: Zimina I. S., Mukhina S. A. Essence, content and structure of health-saving university environment. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 4 (24), pp. 16-21.

About the autors

Zimina Irina Sergeevna, senior lecturer, Mari State University, Yoshkar-Ola,

irinaSBzimina@yandex. ru

Mukhina Svetlana Asanovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, zaslonka@inbox. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.