УДК 373.3/.5
Мирошкина Марина Руслановна
Доктор педагогических наук, заведующая лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых Института психолого-педагогических проблем детства РАО, тапп[email protected], Москва
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ САМООРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье представлены закономерности самоорганизации: обусловленность возникновения и развития самоорганизации нарушением «симметричной» обратной связи между человеком и социумом; развитие современного воспитательного пространства через многократное чередование циклов возникновения, становления и преобразования неформальных и формализованных объединений детей и взрослых; единство ограниченности и безграничности самоорганизации детей в глобальном мире; единство свободы и ответственности субъектов самоорганизации; корреляция типа педагогической деятельности от уровня развития свободоспособности ее субъектов. Описаны принципы самоорганизации - презумпции свободы, актуализации будущего, вариативности путей развития самоорганизации, соответствия содержания педагогический деятельности основным характеристикам поколения детей, сетевой принцип; методологические, средовые, нормативные и функциональные условия реализации педагогического потенциала самоорганизации, содержание педагогической деятельности как создание условий свободовозможности ребенка.
Ключевые слова: самоорганизация детей и взрослых, фактор-импульс, педагогическое сопровождение самоорганизации, свободовозможность.
Miroshkina Marina Ruslanovna
Doctor of Pedagogical Sciences, the Head of Laboratory of self- organization Institute of Psychological and Pedagogic problems of the Childhood of Russian Academy of Education, [email protected], Moscow
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SELF-ORGANIZATION
Abstract. The article presents the laws of self-organization : the conditionality of its emergence and development by violation of "symmetric" feedback between man and society, development of modern educational space through multiple cycles of alternating occurrence, formation and transformation of self-organizing communities of children and adults; unity of infinity and self- limited children's self-organization in the global world, the unity of freedom and responsibility of self-organizing subjects; correlation of the type of pedagogical activity on the level of its freedom possibility subjects. The principles of self-organization: the presumption of freedom; actualization of future; variability development paths of self-organization; compliance of the contents pedagogical activities main characteristics of generations, the network principle; methodological, environmental, regulatory and functional conditions for the implementation of pedagogical potential of self-organization; content teaching activities as creating conditions for freedom possibility.
Keywords: self- organization of children and adults, the factor-impulse, pedagogical support of self- organization, freedom possibility.
В современной науке активно используется понятие симметрии, отображающее существующий в объективной действительности порядок, определенное равновесное состояние, относительную устойчивость, пропорциональность и соразмерность между частями целого.
Законы физики гласят, что действие равно противодействию, угол падения - углу
отражения, символом человеческой красоты является симметричная фигура, лицо; оптимальное геометрическое тело - шар, симметричный по всем осям. Симметричны кристаллы, растения, пространство, время. Симметрия гармонична, бесконечна и замкнута на самой себе. Для развития необходимо нарушение симметрии. Это доказывают современные физики, ищущие в Большом
адронном коллайдере следы неосязаемого бозона Хиггса, когда-то при Большом Взрыве нарушившего вечную симметрию и положившего начало самоорганизации Вселенной. Нарушившая симметрию Ветхого завета Нагорная проповедь Христа создала новую нравственную систему, и, в конечном итоге, - новую цивилизацию. В провинциальной Казани нарушивший симметрию пяти постулатов Евклида Н. И. Лобачевский «запустил» развитие новой геометрии - геометрии космических пространств.
Казалось бы, причем здесь дети, педагогика? Для начала, несколько иллюстраций.
Во дворе многоквартирного дома скучно: железные «малые формы» уже давно отыграны, на хоккейной коробке «тусуются» подростки, младшим здесь не место, ничего нового не предвидится. И вдруг... В одном из подъездов кто-то выбросил матрас. Большой, двуспальный, пружинный. Несколько дней он стоял у стенки подъезда, вызывая недоумение жителей: «Почему вынесли, но не выбросили?». Еще через пару дней матрас исчез. Нет, не исчез, скорее, переместился от подъезда на середину двора. Дети играли на нем в «Елену Исимбаеву». Они прыгали на матрас с шестом, без шеста, ласточкой, «спинкой», «перекидным». Они прыгали с матраса на землю - солдатиком, бомбочкой, группой. Они «плавали» на матрасе как на плоту, играя в путешественников, потерпевших кораблекрушение. Они просто валялись на нем, и хохотали. Они были заняты матрасом дня три - четыре. Потом интерес иссяк. Матрас плавно перекочевал на свалку. При всей «упакованности» наших дворов «игровыми комплексами», стационарными горками (железными, либо деревянными) дети с восторгом ждут, когда во дворе начнут сгребать снег. И пока кучи снега еще не увезли, они мгновенно «осваивают» их. Здесь и «Царь Горы», и катание с горки, и рытье пещер.
Когда в подмосковную школу привезли элементы «ЛЕГО», после уроков ребята с первого по седьмой класс оставались в школе и строили лего-фигуры, а после бегали из класса в класс - сравнивали.
Практически у каждого старшего класса в городской школе есть своя группа в социальной сети. Ребята обменивается информацией, уточняют, что там сегодня рассказыва-
ли на уроке, выполняют домашние задания (иногда - целой группой), готовят мероприятия, которые завтра будут проводить в реальном (не виртуальном мире), обсуждают жизненные вопросы.
Проект профессионального стандарта педагога в части воспитательной работы гласит, что «Педагог должен:
.2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления....
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрос-лые общности учащихся, их родителей и педагогов» [9].
А ведь дети асимметричны, они про то, «как положено» и «что нужно уметь», не знают. Они реагируют на изменения, происходящие в их пространстве и самоорганизуются. В этом и заложено базовое противоречие современной педагогики: воспитательные и организационные усилия взрослого сообщества в массовой практике сориентированы на самосохранение взрослых, а не на актуальное развитие молодого человека. Сегодня традиционная для советской педагогики позиция взрослого «рядом и чуть впереди», неактуальна. Скорее, дети чуть впереди. XXI век - время их жизни. Может, стоит задуматься?
Исследованием феномена самоорганизации занимается лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО [7; 16]. Наши
исследования педагогического потенциала самоорганизации базируются на ведущих положениях философии самоорганизации (М. А. Бакунин, А. А. Богданов, В. П. Бран-ский, В. И. Вернадский, П. А. Кропоткин, В. И. Макаров, И. Пригожин, С. Д. Пожарский, Г. Хакен и др.) [5; 13; 19], социологии и социальной синергетики (Н. М. Байков, Д. В. Брилев, О. В. Долженко, С. Ю. Малков, В. П. Романов) [6; 10; 15], идеях синергетики образования и воспитания (исследования В. Г. Буданова, Е. Н. Князевой, С. В. Куль-невича, С. П. Курдюмова, Л. И. Новиковой, А. С. Панарина, Е. А. Солодовой, М. В. Соколовского, Е. Е. Чепурных и др.) [1; 3; 11; 12; 17; 9; 20].
Самоорганизация детей и взрослых рассматривается нами как спонтанный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью -эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования - социальные взаимодействия или межличностная коммуникация.
Основываясь на синергетическом принципе, мы, в то же время, четко обозначаем границы объекта нашего исследования. Объектом исследования педагогического потенциала самоорганизации на макроуровне являются педагогические системы, воспитательные институты, на микро-уровне -со-существование и взаимодействие детей и взрослых, а также малых неформальных
социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд) в конкретном социальном пространстве (места жительства, досугового учреждения, образовательной организации и др.).
Мы ведем наше исследование не на уровне функционирования больших симметричных систем, а на уровне хаоса, из которого эти системы «вырастают». Заметим при этом, что согласно законам синергетики, именно наличие хаоса на микроуровне обеспечивает устойчивость динамических систем при изменениях параметров среды. Говоря другими словами, большие воспитательные системы семьи, школы, детской организации, подростково-молодежного клуба, учреждения дополнительного образования более устойчивы в условиях нестабильности и риска, если они основаны на самоорганизации своих субъектов. Именно поэтому наше исследование ориентировано на проблемы педагогического анализа и сопровождения процессов возникновения взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами (детьми и взрослыми) на уровне хаоса и упорядочивания его элементов (Таблица 1.)
Предметом исследования являются общие закономерности самоорганизации детей и взрослых, малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), принципы и закономерности социального становления субъектов самоорганизации и основы педагогического сопровождения этих процессов.
Самоорганизация возникает в результате нарушения устоявшейся симметрии в систе-
Таблица 1 - Изменение предмета исследования в педагогике в зависимости от уровня самоорганизации
Уровень самоорганизации Хаос Упорядочивание Порядок
Предмет исследования Со-существование детей и взрослых, в конкретном социальном пространстве (места жительства, досугового учреждения, образовательной организации) Взаимодействие детей и взрослых, сосуществование малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд) в конкретном социальном пространстве (места жительства, досугового учреждения, образовательной организации) Формализация и структурирование педагогических систем, воспитательных институтов
Научная дисциплина педагогическая психология, педагогика самоорганизации педагогика самоорганизации синергетика образования и воспитания
ме отношений, деятельности, коммуникаций детей и взрослых, произведенного возникновением фактор-импульса: идеи, предмета, явления, события, — породивших в человеке или группе людей интерес и «запустивших» процесс самоорганизации. Говоря в образах XXI века, фактор-импульс - своеобразный «бозон Хиггса», порождающий хаос как творческую основу для развития детской и взрослой самоорганизации [См., подроб. 16].
Закономерности самоорганизации дет-ско-взрослых сообществ:
обусловленность возникновения и развития первичной самоорганизации детского (взрослого, детского-взрослого) сообщества нарушением «симметричной» обратной связи между человеком и социумом (включая информацию, взаимодействия, взаимоотношения, взаимозависимости, нормы и правила), т.е. нарушением симметрии во взаимоотношениях человека со средой;
развитие современного воспитательного пространства через многократное чередование циклов возникновения, становления и преобразования неформальных и формализованных объединений детей и взрослых в открытой социальной среде;
единство ограниченности и безграничности самоорганизации детей в глобальном мире;
единство свободы и ответственности субъектов самоорганизации на основе осознанного выбора как нормы самоорганизации детских и взрослых сообществ;
корреляция типа педагогической деятельности от возраста ребенка и уровня развития его свободоспособности.
Принципы самоорганизации. Результативность процессов самоорганизации детских сообществ достигается только тогда, когда реализуются индивидуальные потребности ребенка на основе общения и позитивной деятельности, в которые он вступает, основываясь на принципе презумпции свободы, ограниченной только свободой другого человека. При этом формируется определенная общность людей и складывается система социальных отношений, в процессе которых происходит внутренняя самооценка индивида, познание им ценности своего я, процессы самоорганизации, самореализации и саморазвития.
Взрослые проецируют свое прошлое в будущее молодых людей. Между тем, молодые
решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». Будущее влияет на настоящее, определяет смыслы и содержание деятельности человека, стремящегося к осознанному образу будущего. При глобальной неопределенности будущего человеку нужно быть готовым сформировать и реализовать собственный (непротиворечащий самому себе) жизненный проект, а не следовать «канализированной» логике руководящих указаний. Значит, сегодня молодому человеку нужно иметь образ этого будущего, понимать магистральный путь его достижения и уметь организовать самого себя (самоорганизоваться) для того, чтобы эффективно пройти обозначенный маршрут. Исходя из вышесказанного нами, сформулирован принцип актуализации будущего, который входит в определенное противоречие со слабо выраженным стремлением современных подростков к долгосрочным планам.
Принцип вариативности путей развития самоорганизации детей и взрослых. Следуя логике развития современного воспитательного пространства через многократное чередование циклов возникновения, становления и преобразования неформальных и формализованных объединений детей и взрослых в открытой социальной среде будущее не столь однозначно. Среда представляет собой некий единый источник, который функционирует в качестве носителя различных форм будущей самоорганизации и организации, поля различных путей эволюции, существуют спектры путей развития сложных систем в мире, к которым, безусловно, относятся детские самоорганизующиеся сообщества.
Ведущим принципом построения взаимодействий в социальных сообществах XXI веке является сетевой принцип. Тем более, это актуально для детей и детских сообществ. Сетевое сообщество (социальная сеть) - открытая и мобильная сеть социальных общностей, осуществляющих краткосрочную, либо стратегическую инициативную деятельность, ориентированную на реализацию актуальных потребностей детей и взрослых, объединенную общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, единым информационным пространством и возможностью
доступа к организационным, материальным и информационным ресурсам. Сообщество, имеющее сетевую основу, характеризуется высокой идентичностью, открыто для инноваций, не рискуя потерять свою сбалансированность. И поэтому способно адекватно и быстро реагировать на изменения в локальном социуме, предлагать актуальные решения насущных проблем членов сообщества и других людей, формировать инновационные практики, ориентированные на изменяющиеся потребности детей и взрослых.
Принцип соответствия содержания педагогический деятельности основным характеристикам поколения детей следует из базового противоречия современной педагогики и особенных характеристик современного поколения детей, появившихся на свет в постсоветское время, выросших и сформировавшихся под влиянием трех важнейших факторов: детских переживаний нестабильности 1990-х, стабильной жизни 2000-х и существованием в Интернет- пространстве. Нынешние школьники и дошкольники не знают, что бывает жизнь без Сети. Они живут сегодняшним днем, не строя долгосрочных планов (следствия терактов и нестабильности конца 1990-х, кризисного настоящего). Социальные сети сформировали у них острую потребность в постоянном признании (пример тому - многочисленные «лайки» на их постах), за год они в состоянии прочитать не более 12 книг, зато прочитывают более 2 300 электронных писем. Они могут спокойно отказаться от участия в любом проекте, если он им не интересен, они формулируют нравственные ценности, исходя не из запретов, а из разрешений, они обладают способностью к «многозадачности»: могут одновременно слушать тр3-музыку, общаться с друзьями в чате, бродить по Сети, редактировать фотографии, вдобавок, делая все это во время учебы. Они понимают, что получить доступ к информации важнее, чем запомнить ее.
Основные ценности самоорганизации:
абсолютной ценностью является Человек - существо, способное совершенствовать себя на базе данных ему природой и своих собственных, создаваемых им самим возможностей; Человек - это и ребенок, и взрослый, самоорганизация возможна только в атмосфере признания взаимной
значимости и ценности;
жизнь и здоровье Человека - безусловные базовые ценности любого цивилизованного общества, а, следовательно - детско- взрослой общности, объединения как элемента этого общества;
свобода как возможность выбора Человеком способа и формы организации собственной жизни;
право как основа взаимоотношений в сообществе, когда каждый имеет равные права с другими и право каждого человека ограничено правом другого;
ответственность как мера между правом и выбором позволит реализовать первое и осуществить второе.
Выявленные закономерности и обоснованные на их базе принципы самоорганизации позволяют определить содержание и деятельности взрослого.
Содержание деятельности взрослого в процессе самоорганизации детских сообществ - создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактор-импульса, взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности; а также анализ возможностей развития процесса самоорганизации и создание новых фактор-импульсов для развития самоорганизационного процесса. Будучи как бы в тени, не возглавляя и не направляя «воспитательный процесс», отдавая приоритет детской самоорганизации, педагог делает главное - гарантирует свобо-довозможность ребенка. Свободовозмож-ность - признание взрослым права ребенка и создание для ребенка возможности быть самим собой, расти и развиваться в ситуации реального выбора, принятия решений, реализации соответствующей деятельности и ответственности за ее результат, в соответствии с осознаваемыми ценностными ориентирами (Таблица 2).
Результатом реализации педагогического потенциала самоорганизации является сформированная свободоспособность субъектов самоорганизации - детей и взрослых (О. С. Газман), - их способности к автономному, нон-конформистскому существованию; готовности к самоорганизации, к реализации самостоятельно познанного жизненного предназначения, на основе собственного нравственного, ценностного
_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
Таблица 2 - Условия свободовозможности как реальности в детском и детско-взрослом сообществе
Категория условий Характеристика условий
Методологические Ментальная и инструментальная готовность взрослых (педагогов, родителей, функционеров, добровольцев) в контексте педагогического обеспечения детской самоорганизации к: признанию приоритета будущего над реальностью прошлого; постоянному развитию содержания педагогической деятельности в контексте новых поколенческих вызовов многообразию в решении актуальных педагогических задач; построению системы горизонтальных взаимодействий с детьми, родителями; приоритету ответственности педагога за результаты педагогической деятельности перед детьми и родителями, а не перед вышестоящими руководителями
Средовые Наличие в государстве и обществе: терпимости к феномену самоорганизации в различных сферах жизни; понимания спонтанного (инициативного) характера самоорганизации детских (детско-взрослых) сообществ как отражение изменений во внешней среде; ментальная готовность к ненаказумемости проявлений самоорганизации граждан как фундаментальной основы современного общества; принятие детьми и взрослыми категорий права, выбора и ответственности как основополагающих ценностей своего сообщества
Нормативные Нормативные гарантии (Федеральное и региональное законодательство, подзаконные акты, ведомственные документы Минобрнауки) реализации свобо-доспособности ребенка и взрослого в: деятельности образовательных организаций различных уровней и видов образования, детских общественных организаций, клубов по месту жительства, инициативных объединений, временных детских объединений
Функциональные Владение взрослыми технологиями социального проектирования; опережающее владение педагогом 1Т, в случае невозможности, готовность учиться 1Т у самих детей; гарантия не нанесения вреда ребенку при обеспечении его свободного включения в глобальное информационное пространство; изменение содержания и технологий профессиональной подготовки педагогов
и содержательного выбора, проявляющегося в принимаемых решениях, поступках и действиях.
Библиографический список
1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 240 с.
2. Гуманистические ценности. Курс лекций // Интернет портал Российского гуманистического общества [Электронный ресурс]. URL: http:// www.humanism.ru/gumanisticheskie-cennosti (дата обращения: 21.03.2014).
3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. Изд. 4-е, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 264 с.
4. Крылова Н. Б., Александрова Е. А. Очерки понимающей педагогики. - М.: Народное образование, 2003. - 450 с.
5. Макаров В. И. Философия Самоорганизации. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009. -432 с.
6. Малков С. Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 240 с.
7. Мирошкина М. Р., Шинина Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве места жительства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2011. - № 3. - С. 158 - 162.
8. Мирошкина М. Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детских объединений в условиях сетевого общества // Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 67-72.
9. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика
поддержки: учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
10. НазарчукА. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. -2008. - № 7. - С. 61-75.
11. Новикова Л. И., Соколовский М. В. Синергия воспитания и обучения // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях не-ста-бильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. -С. 358-368.
12. Панарин А. С. Христианский фундаментализм против рыночного терроризма // Наш современник. - 2003. - № 1 -2.
13. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. - 1991. - № 6. -С. 46 -52.
14. Проект концепции и содержания профессионального стандарта учителя [Электронный ресурс]. URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/ 3071/файл/1734/12.02.15 -Профстандарт_педаго-га_(проект).pdf (дата обращения: 12.10.2013).
15. Романов В. Л. Креативные аспекты социальной самоорганизации и социального управ-
ления // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 59 -71.
16. Самоорганизация детских сообществ. Точки роста // Электронный сборник материалов Научно-практической интернет - конференции на ресурсе М1р://дисткурс.рф, ноябрь-декабрь 2013года / Под ред. М. Р. Мирошкиной, Е. Б. Ев-ладовой.- М.: 2014 -203 с.
17. Селиванова Н. Л. Предпосылки создания перспективных моделей воспитания // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. -С. 25-30.
18. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.
19. Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 344 с.
20. Шустова И. Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №3. - С. 36-42