ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ
УДК 159
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА
М. Р. Мирошкина1
Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (Россия) Е-mail: [email protected]
Аннотация. Изложены результаты теоретического анализа базового противоречия в межпоколенческих взаимодействиях в сетевом обществе, определенного тем, что современные дети живут в системе «горизонтальных» сетевых отношений, в формате сетевого самоорганизующегося общества, а взрослые ориентируются на выработанные «вертикальные» модели отношений и социального поведения. Дано определение самоорганизации как несанкционированного процесса образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которой является фактор-импульс, сущностью - эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования - социальные взаимодействия или межличностная коммуникация. Фактор-импульс - идея, предмет, явление, событие, информация, провокация, породившие в человеке или группе людей интерес и «запустившие» процесс самоорганизации. Наиболее эффективным типом деятельности взрослого в условиях самоорганизации детей является педагогическое сопровождение, суть которого состоит в формировании готовности ребенка самостоятельно строить свой индивидуальный жизненный проект, а также в готовности взрослого адекватно реагировать на проблемные ситуации, возникающие у детей в различных социальных институтах. Ключевые слова: сетевое общество, «горизонтальные» сетевые отношения, «вертикальные» модели отношений и социального поведения, самоорганизация детей, фактор-импульс, педагогическое сопровождение самоорганизации.
Pedagogical Support of Self-Organization of Associations for Children in the Conditions of a Network Society
M. R. Miroshkina2
Abstract. The study covers results of theoretical analysis of the basic contradiction within inter-generational interactions in the network society, defined by the fact that modern children live in the system of «horizontal» network relations, in the format of network societies, and adults are guided by the developed «vertical» models of relations and social behaviour. Self-organization is defined as an unapproved process of formation of small informal societies (groups, associations, formations, societies, teams) which factor-impulse being their source. The essence of self-organization is effective joint interactions aimed at achieving certain goals, which have arisen as a reflexion of the factor-impulse; the existence basis of self-organization is social interactions or interpersonal communication. The factor-impulse is an idea, subject, phenomenon, event, information, or provocation which generate interest in one person or a group of people «launches» the process of
1 Мирошкина Марина Руслановна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией проблем самоорганизации детей и взрослых, Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования; ул. Погодинская, 8, г. Москва, 119121, Россия.
2 Miroshkina Marina Ruslanovna - doctor of pedagogical sciences, professor, the Head of Laboratory of Problems of children and adults, Institute of Psychological and Pedagogic problems of the Childhood of Russian Academy of Education; 8, Pogodinskaya street, Moskow, 119121, Russia.
© Мирошкина М. Р., 2013
self-organization. The most effective type of activity of the adult under the conditions of self-organization of children is pedagogical support which is aimed at the development of the child's readiness to build the individual life project independently, and in the adult's readiness to react adequately to problem situations arising at children at various social institutes.
Key words: network society, «horizontal» network relations, «vertical» models of relations and social behaviour, self-organization of children, factor-impulse, pedagogical support of self-organization.
Введение
В конце 90-х гг. прошлого века американский социолог М. Кастельс представил научному миру полноценную теорию сетевого общества [1], идеи которого в той или иной степени разрабатывались П. Бурдье, Ж. Делезом, И. А. Мальковской, А. В. Назарчук, Т. Ю. Сидориной и др. [2, 3, 4]. В основе этой идеи понимание того, что современный уровень человеческой цивилизации определен таким этапом развития производства, при котором предметом труда является информация, а основой любой деятельности - социальные контакты и социальные коммуникации. Под социальными контактами подразумевается действия, материальный обмен, вербальное общение, нормативные отношения, интеракция и т.д.
Коммуникация - процесс передачи информации от субъекта к субъекту, технологическим средством транспортировки информации всегда являлась сеть, её характеристики соответствовали уровню развития человечества: в древности это была визуальная сеть, когда сообщение (например, о нападении) передавалось световыми сигналами с одной сторожевой заставы на другую; при использовании звуковой сети сигнал можно было передать при помощи барабанного боя либо выстрела из пушки. По мере развития дорог сформировалась дорожная сеть, тогда появились гонцы, а следом и почта. В эпоху промышленной революции коммуникации осуществлялись посредством транспортной сети, в индустриальную эпоху - радиотелеграфной и телефонной.
В век компьютерных технологий возникла новая сеть - компьютерная, с особыми свойствами: она стала не только способом транспортировки информации, но и возможностью ее обработки. Компьютерные сети создали такую форму коммуникации, которая была спроецирована на социальные взаимодействия. Включенные в автоматизированные коммуникационные процессы, люди стали воспроизводить эту систему в собственном общении: общение оказалось организованным через программу сетевых процессов, заложенную в современную электронную технику.
Если технологии прошлого столетия позволили создать в организациях и обществе структуру власти - подчинения, в которой информация
перемещалась сверху - вниз и снизу - вверх, то новые коммуникативные технологии позволяют столь же эффективно транслировать информацию по горизонтали. Принцип горизонтально-сетевых структур расширения стал способен конкурировать с принципом вертикально-иерархических структур подчинения.
Базовое противоречие: горизонталь и вертикаль
Современные дети живут в системе горизонтальных сетевых отношений, в формате сетевого самоорганизующегося общества: это для них единственно возможная среда обитания. Они индивидуализированы и объединение в любые сообщества зачастую для них не цель, а средство достижения искомой цели. Основной механизм формирования этих сообществ - самоорганизация. Взрослые же, ориентированные на свой жизненный опыт и выработанные «вертикальные» модели отношений и социального поведения (скажем прямо, не всегда соответствующие вызовам сегодняшнего времени), стремятся тотально «организовать» молодежь, зачастую используя их как «средство» сохранения существующего «статус-кво».
Взрослые проецируют свое прошлое на будущее молодых людей, между тем молодые решают проблему построения собственного жизненного проекта в категориях «будущего». В этих целевых ориентирах заложено, с нашей точки зрения, основное противоречие современной педагогики, заключенное в том, что воспитательные и организационные усилия взрослого сообщества сориентированы на самосохранение, а не на развитие молодого человека.
Научное понимание самоорганизации
Анализ философских, социологических, психологических, педагогических исследований [5, 6] позволил нам сделать вывод о наличии, по меньшей мере, двух уровней научного понимания самоорганизации. На индивидуальном уровне самоорганизация понимается как интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это - показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, первым признаком высокой самоорганизации считается активное самосознание себя как личности.
На синергетическом уровне под самоорганизацией понимается спонтанный переход от хаоса к порядку, от открытой неравновесной социальной системы к упорядоченным формам организации.
68
Научный отдел
Мы считаем, что менее всего изученными в настоящее время являются досистемные модели и механизмы самоорганизации, в основном в детских сообществах. На основе анализа научных источников и по итогам серии включенных наблюдений за процессами возникновения детских сообществ мы пришли к выводу, что на досистемном уровне самоорганизация - процесс образования малых неформальных социумов с целью достижения общезначимой цели, основой которого являются межличностная коммуникация и горизонтальные социальные взаимодействия. Источником процесса самоорганизации является фактор-импульс - идея, предмет, явление, событие, породившие в человеке или группе людей интерес и «запустившие» процесс самоорганизации.
Детские сообщества
как результат самоорганизации
Наблюдая за играми детей во дворах, моделированием из элементов «ЛЕГО», созданием детских страничек в Интернете, организацией флешмобов, сетевым взаимодействием в игровом виртуальном пространстве, мы сделали вывод об отсутствии взрослого организатора детской деятельности, при этом всегда имеет место фактор, «запускающий» процесс самоорганизации: мы назвали его «фактор-импульс». Фактор-импульс - идея, предмет, явление, событие, информация, провокация, породившие в человеке или группе людей интерес и «запустившие» процесс самоорганизации, процесс самоорганизации протекает по схеме (рисунок).
Модель самоорганизации на досистемном уровне
Таким образом, самоорганизация детей на досистемном уровне - несанкционированный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью - эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования - социальные взаимодействия или межличностная коммуникация.
Формы самоорганизации детей на досистем-ном уровне - игровое объединение, временное объединение, неформальная группа, инициативное объединение. Каждое из них имеет свою
Педагогическая акмеология
специфику, однако объединены они общим качеством - это краткосрочные, часто спонтанные объединения, связанные с достижением актуальной ближайшей цели.
Содержание педагогического сопровождения самоорганизации в детском объединении
Обращаясь к позиции педагога, вернемся к идеям Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка и отметим, что она может быть рассмотрена как зона самоорганизации, в которой ребенок осознает свои права, приобретает навыки осознанного выбора, формирует готовность к ответственности за свои поступки, а педагог по-
69
могает ему в осознании процесса и пробах самоорганизации. При этом наиболее эффективным типом деятельности (по Е. А. Александровой) является педагогическое сопровождение.
Содержание педагогического сопровождения в детском объединении определяется спецификой этого социального института и его низкой, по сравнению со школой, регламентированностью, что определяет свободное добровольное включение ребенка в деятельность. Содержание деятельности направлено, прежде всего, на приобретение ребенком реального гражданского опыта в условиях детского объединения, именно поэтому в нем должны создаваться условия для педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности детей, удовлетворения их потребностей в самоорганизации, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих общение, социальное творчество, игру, труд, культуру и другие сферы возможного самоопределения.
Содержание педагогического сопровождения самоорганизации как типа педагогической деятельности состоит в формировании готовности ребенка, подростка, молодого человека самостоятельно строить свой индивидуальный жизненный проект, организовывать свою жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в готовности взрослого адекватно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в подростковой среде в различных социальных институтах - семье, школе, системе дополнительного образования, во дворе, в лагере.
Суть деятельности - создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактор-импульса и обеспечения взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности, анализ возможностей развития процесса самоорганизации, создание новых фактор-импульсов для развития самоорганизационного процесса.
Целью педагогического сопровождения является обеспечение возможности получения детьми и взрослыми позитивного опыта самоорганизации как условия реализации собственной свободоспо-собности (по О. С. Газману).
При принятии педагогического сопровождения как ведущего типа педагогической деятельности рассмотрим систему базовых ценностей, на которой эта деятельность строится.
Абсолютной ценностью при реализации педагогического сопровождения является Человек - существо, способное совершенствовать себя на базе данных ему природой и собственных, создаваемых им самим возможностей. Человек - это и ребенок, и взрослый - члены детского объединения. Только в атмосфере признания взаимной значимости и ценности возможна реализация педагогического сопровождения. Жизнь и здоровье
Человека - безусловная базовая ценность любого цивилизованного общества, а следовательно - детского объединения как элемента этого общества
Свобода - это возможность выбора способа и формы своей организации жизни, равно как отсутствие выбора есть ограничение свободы. Свобода - основа человеческих ценностей, способ и стимул их обретения и созидания, она - спонтанна, потенциально не ограничена и бесконечна, динамична и векторна, т.е. это всегда свобода в чем-то, свобода от чего-то, свобода для чего-то. Принципиально важно сочетание свободы с разумом, доброжелательностью и ответственностью.
Право - основа взаимоотношений в гражданском обществе, когда каждый имеет равные права и право каждого человека ограничено правом другого. Только ответственность как мера между правом и выбором позволит реализовать первое и осуществить второе.
Из системы ценностей следует необходимость формирования на ее основе норм и традиций, педагогического содержания деятельности субъектов детского объединения. Субъектами деятельности детского объединения являются дети и взрослые. Они взаимодействуют на основе равноправия позиций воспитанника и педагога для достижения общепризнанной цели - получения детьми позитивного опыта самоорганизации в контексте совместной деятельности межличностного, межгруппового, межнационального и межпоколенческого общения в конкретных социальных, временных, материально-технических и организационных условиях детского объединения.
Дети - участники деятельности, включаясь в деятельность детского объединения, являются (наравне со взрослыми) его базовой ценностью, что означает их право на жизнь, здоровье, творчество, свободу, выбор, самоорганизацию, самодеятельность, самовыражение в контексте законодательно гарантированных норм и правил, присущих этому объединению. При этом они несут ответственность за возможность реализации аналогичных прав всеми остальными субъектами деятельности.
Взрослые в определенных социальными ролями рамках выступают, с одной стороны, как носители определенных выше ценностей, с другой - как гаранты прав и свобод детей, с третьей - как профессионалы (или добровольцы), реализующие содержание деятельности (вожатые, руководители детского объединения) либо его обеспечивающие (чиновники, сотрудники органов местного самоуправления, методисты, журналисты, политики).
На содержание педагогического сопровождения самоорганизации детей и взрослых в детском объединении, в идеале, прямое воздействие оказывают:
дети и их родители (или лица их заменяющие), заинтересованные в качестве и актуаль-
70
Научный отдел
ности деятельности детского объединения, ее соответствия тем жизненным ситуациям, которые возникают в жизни ребенка;
другие детские и юношеские организации и движения неполитической направленности, реализующие программы в интересах детства;
инициативные группы жителей муниципального образования, микрорайона, дома - временные объединения граждан для реализации краткосрочного проекта, транслирующие инициативу общественным объединениям, муниципалитетам, муниципальным учреждениям всеми возможными способами;
муниципалитет, на основе сформулированных запросов и инициатив населения формирующий от имени населения социальный заказ на деятельность некоммерческих организаций, общественных организаций и объединений;
неправительственные организации, ориентированные на реализацию программ и проектов, связанных с формированием ценностей гражданского общества в России;
рыночные отношения, диктующие руководителям детских объединений требования к качеству программ и проектов, обеспечивающие конкурентоспособность субъектов деятельности на ранке социально-педагогических программ и проектов.
В реальности на педагогический и содержательный выбор руководителя детского объединения влияют:
политика в отношении детского движения и практика осуществления государственной поддержки детских общественных организаций в регионе;
политика в «зонтичной» организации в отношении своих субъектов - детских объединений и организаций;
перечень традиционных мероприятий в городе, районе, школе, в которых принимает участие детское объединение.
Понятно, что в этих условиях руководителю крайне сложно сосредоточиться на ребенке, и для этого необходима особая позиция самого взрослого. И если выбор сделан в пользу ребенка, из этого следует необходимость построения педагогического содержания на основе принципа ПВО (право - выбор - ответственность).
Заключение
Сетевой характер современного общества требует адекватного подхода к пониманию процессов самоорганизации детских сообществ в условиях неопределенности и риска. Основное противоречие современной педагогики заключено в том, что вектор воспитательных и организационных усилий взрослого сообщества обращен в прошлое, сориентирован на самосохранение, а не на поддержку самоорганизации детей как актуализированного будущего.
Саморганизация детей на досистемном уровне - несанкционированный процесс образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью - эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса; а основой существования -социальные взаимодействия и межличностная комму никация.
Наиболее эффективным типом деятельности взрослого в условиях самоорганизации детей является педагогическое сопровождение. Его содержание педагогического сопровождения самоорганизации как типа педагогической деятельности состоит в формировании готовности ребенка самостоятельно строить свой индивидуальный жизненный проект, организовывать свою жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, а также в готовности взрослого адекватно реагировать на проблемные ситуации, возникающие у детей в различных социальных институтах.
Список литературы
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.URL: http://polbu.ru/kastels_ informepoch (дата обращения: 23.12. 2012).
2. Гуманистические ценности : курс лекций // Интернет портал Российского гуманистического общества. URL: http://www.humanism.ru/gumanisticheskie-cennosti/ (дата обращения: 01.02.2013).
3. Мальковская И. А. Сетевое общество // Глобалистика : энцикл. / гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. С. 914-915.
4. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки : учеб.-метод. пособие. М., 2001. 208 с.
5. КрыловаН. Б., АлександроваЕ. А. Очерки понимающей педагогики. М., 2003. 450 с.
6. Мирошкина М. Р., Горькова Г. Г., Гудков Д. Г., Шини-на Т. В. О содержании и организации курса повышения квалификации специалистов по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. URL: http://www.molclub.ru/articles/47 (дата обращения: 25.12.2012).
References
1. Kastel's М. Informatsionnaya epokha: ekonomika, ob-shchestvo i kul'tura (The informational epoch: economy, society and culture), available at: http://polbu.ru/kas-tels_informepoch
2. Gumanisticheskie tsennosti. Kurs lektsij (Humanistic values: The lection course). Internet-portal Rossijskogo gumanisticheskogo obshchestva (The Internet-portal of Russian humanistic association), available at :http://www. humanism.ru/gumanisticheskie- cennosti/
3. Mal'kovskaya I. A. Setevoe obshchestvo (The network society) Globalistika: Entsiklopediya (Globalistics: Cyclo-
Педагогическая акмеология
71
pedia) / gl. red. I. I. Mazur, A. N. Chumakov. Мoscow, 2003, pp. 914-915.
4. Mikhajlova N. N., Yusfin S. M. Pedagogikapodderzhki: Uchebno-metodicheskoeposobie (The approval pedagogics: The study guide). М., 2001. 208 p.
5. Krylova N. B., Aleksandrova E. A. Ocherkiponimayush-cheypedagogiki (Essays of understanding pedagogics). Мoscow, 2003. 450 p.
УДК 37.032
Т. Н. Гущина1
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (Россия) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются возможности и ограничения педагогического сопровождения старшеклассников в процессе развития их субъектности в образовательной среде на основе рефлексивно-средового подхода. Представлено понимание субъектности как интегративного качества личности, включающее в себя активность, рефлексивность, осознанность ценностных ориентаций и ряд других субъектных свойств. Показано, что рефлексивно-средовой подход к выстраиванию данного вида сопровождения позволяет выявить и исследовать факторы взаимовлияния субъектов и образовательной среды на основе применения рефлексивных механизмов. Представлена структура портфолио «Развитие социальной активности старшеклассника» как рефлексивного механизма, проанализированы его потенциалы и ограничения в стимулировании мотивации старшеклассников в области избранных видов деятельности и повышении уровня их активности. Основное внимание при этом обращается на субъектную включённость самого обучающегося в сопроводительные процессы, а также на тьюторскую позицию педагога - позицию принятия и признания субъектности ребёнка. Анализируются причины, ограничивающие целостность педагогического сопровождения юношей и девушек. Представлены материалы качественного анализа педагогического сопровождения развития субъектности старшеклассников. Ключевые слова: субъектность, старшеклассник, образовательная среда, развитие, педагогическое сопровождение, рефлексивно-средовой подход, рефлексивный механизм.
1 Гущина Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и организации работы с молодёжью, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; ул. Республиканская, 8, г. Ярославль,
150000, Россия.
6. Miroshkina M. R., Gor'kova G. G., Gudkov G. G., Shinina T. V. O soderzhanii i organizatsii kursapovysh-eniya kvalifikatsii spetsialistovpo organizatsii raboty s det'mi i molodezhju po mestu zhitel'stva (Content and organization of the refresher course for specialists by the domiciliary work with children and youth), available at: http://www.molclub.ru/articles/47
On the Pedagogical Maintenance of a Pupil's Subjective Development of Senior Pupils
T. N. Gushchina2
Abstract. The author of the article analyses the potential and risks of pedagogical maintenance of students' subjective development in the educational environment on the basis of reflective-environmental approach. Subjectivity is seen as an integral quality of a person, which includes activity, reflexivity, awareness, value orientations, and several other subjective properties. Reflexive-environmental approach to building this kind of maintenance is indicated as a possible way to overcome the problems mentioned. Through the use of reflexive mechanisms, it helps to identify and evaluate the conditions of mutual interaction between the subjects and educational environments. The author presents the structure of a reflective portfolio «Development of high-school students' social activity» as a reflexive mechanism, analyzes its capabilities and limitations in promoting students' motivation and increasing their level of activity. The main attention is focused on students' personal involvement into accompanying processes, as well as teacher's tutoring position - the position of acceptance and recognition of subjectivity of every child. The reasons of limited integrity of pedagogical support of boys and girls are analysed in the article. The author presents the results of the qualitative analysis of senior students' subjectivity obtained during the conducted research.
Key words: subjectivity, senior pupil, educational environment, development, pedagogical accompanying, reflective-environmental approach, reflective mechanism.
2 Gushchina Tatyana Nikolaevna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Chair of Social Pedagogics and Organization of Work with Youth, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; 8, Re-spublikansaya street, Yaroslavl, 150000, Russia.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
© Гущина Т. Н, 2013