В.Э. Черник, канд. пед. наук, доцент, А.С. Гаврилова, аспирант, кафедра педагогики, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия, chernikval@mail.ru, anya47@list.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире повсеместно, в том числе и в России, ведутся поиски тех компетенций, которые обеспечат поступательное развитие общества. К числу наиболее востребованных исследователи относят самоорганизацию. Авторы представленной статьи полагают, что формирование компетенции самоорганизации возможно и необходимо с самого раннего детства. В том числе и в учреждении дополнительного образования детей. На работу по формированию у детей самопроцессов (самостоятельность, саморегуляция, самоорганизация) нацеливает и принятый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В статье представлены различные точки зрения на сущность категории самоорганизации. Сами авторы предлагают рассматривать ее как свойство личности, включающее в себя функциональный и личностный компоненты и заключающееся в способности ребенка организовывать собственную деятельность, управлять ею, ставить цель, а также осознанно контролировать, анализировать и корректировать собственные действия. В структуре самоорганизации детей старшего дошкольного возраста выделены и охарактеризованы следующие компоненты: целепола-гание, планирование, самоконтроль, коррекция и анализ ситуации. С целью их выявления были использованы различные методики. Полученные данные об уровне развития самоорганизации детей шести-семи лет, посещающих учреждение дополнительного образования, позволяют усовершенствовать работу по формированию компетенции самоорганизации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, самоорганизация, формирование компетенции самоорганизации, структура самоорганизации, диагностика самоорганизации, целеполагание, самоконтроль, планирование, анализ ситуации, коррекция, уровни самоорганизации.
В современном обществе идут активный поиск и определение перспектив развития общества и человеческого капитала. Россия здесь не является исключением. Одним из подтверждений этой идеи может быть состоявшийся в Москве в июле 2016 года Форум стратегических инициатив, на котором его участники пытались найти ответы на следующие вопросы: «Какими компетенциями должны будут обладать участники рынка труда через 15-20 лет?», «Что нужно
сделать, чтобы эти компетенции сформировались?». Важнейшим выводом, сделанным участниками форума, стало определение самоорганизации как одной из наиболее востребованных уже в ближайшем будущем компетенции1.
Нет сомнения, что работу по формированию самоорганизации следует начинать в раннем детстве. Об осознании этого государством свидетельствует, в частности, принятие Федерального государственного обра-
зовательного стандарта дошкольного образования, в котором особое внимание обращено на «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» дошкольника2.
Видными исследователями дошкольного детства (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л. Е. Журова, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Под-дьяков, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.) установлено, что дошкольный возраст характеризуется множеством новообразований. В частности, в этот период появляется отношение к самому себе (самосознание). Ребёнок становится способным к самооценке своих действий, поступков, переживаний. Важнейшим психическим новообразованием старшего дошкольника является произвольность психических процессов, что, в свою очередь, влияет на содержание и формы общения с ребёнком. Претерпевают изменения характер и методы руководства детской деятельностью, что связано с предъявлением требований к ее результатам. В конечном итоге, складываются предпосылки для формирования у ребенка умения воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самоконтроля, самооценки. Неслучайно исследователи периода дошкольного детства полагают, что разумное обучение должно быть обучением само-организации3.
Обращение к вопросу о генезисе понятия «самоорганизация» позволило сделать вывод о неоднозначности его понимания. Исследователи по-разному подходят к трактовке условий возникновения самоорганизации личности, характеристике её структуры.
Так, в «Философском словаре терминов» процесс самоорганизации трактуется как процесс спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур4.
В психолого-педагогической науке самоорганизация рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, как деятельность и способность личности, связанные с умением организовывать себя. Во-вторых, как организация человеком собственной трудовой деятельности, а также времени в трудовой деятельности. В-третьих, как резерв повышения эффективности студентов5. Такой авторитетный исследователь самоорганизации, как Д. А. Ишков, рассматривает самоорганизацию как процесс и как явление6.
Существенное значение для разработки различных аспектов проблемы самоорганизации имеет вывод, содержащийся в исследовании А. В. Кирилловой, которая утверждает, что механизм самоорганизации заложен в каждом человеке на физиологическом уровне1. Это означает, что любой вид деятельности можно целенаправленно формировать и развивать. Применительно к деятельности будущего педагога А. В. Кириллова трактует самоорганизацию как упорядоченное и динамическое субъектное свойство, проявляющееся в осознанном построении деятельности по развитию готовности к обновлению компетенций8.
Изучая феномен самоорганизации ребёнка, М. Р. Мирошкина, Е. Б. Евладова характеризуют процесс самоорганизации детей и взрослых как спонтанный процесс образования малых неформальных социумов (его источник - фактор-импульс), сущностью которого являются эффективные совместные взаимодействия для достижения цели, возникшей как отражение фактор-импульса, а основой существования - социальные взаимодействия, или межличностная коммуникация. В своей работе авторы отмечают, что самоорганизация возникает в результате нарушения устоявшейся симметрии в системе отношений, деятельности, коммуникаций детей и взрослых, обусловленного возникновением фактор-импульса - идеи,
Важнейшим психическим новообразованием старшего дошкольника является произвольность психических процессов, что, в свою очередь, влияет на содержание и формы общения с ребёнком.
Претерпевают изменения характер и методы руководства детской деятельностью, что связано с предъявлением требований к ее результатам.
предмета, явления, события, породивших в человеке или группе людей интерес и «запустивших» процесс самоорганизации9.
Н.М. Крылова в своём исследовании рассматривает игровые формы самоорганизации трудовой деятельности, выделяя три признака самостоятельности дошкольника. К ним автор относит проявление ребёнком инициативы при выборе и выполнении деятельности; умение выполнять трудовые действия автономно; способность адекватно оценить результат деятельности. При этом большую роль она отводит игре как форме самопознания, саморазвития человека как индивидуальности и отмечает необходимость перехода труда в игру, общение, по-знание10
Ряд исследователей (Н.А. Воробьёва, Л.С. Барсукова) рассматривают самостоятельную деятельность как средство формирования у детей методов самоорганизации. Они отводят значительную роль обучению ребёнка навыкам самостоятельности, которая определяется как особое качество личности, своеобразная форма её активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка, развивающееся в практи-ко-познавательной деятельности дошколь-
ника
11
Ориентируясь на результаты анализа ряда научных работ (Е.А. Александрова, А.Д. Ишков, А.В. Кириллова, С.С. Котова, М.Р. Мирошкина и др.), в структуре самоорганизации детей старшего дошкольного возраста мы выделили следующие компоненты: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция и анализ ситуации.
При выявлении уровня самоорганизации (с учетом ее структурных компонентов) старших дошкольников, занимающихся в учреждении дополнительного образования, нами были использованы следующие экспериментальные методики: методика «Цепочка действий» и тест на развитие самоконтроля Т.Е. Наливайко и Е.Н. Решетник, методика «Изучение саморегуляции», методики «Возьми три палочки» и «Составь рассказ» Н.И. Росляковой, адаптированная методика Г.В. Репкиной, методика «Три предмета» Л.Г. Лысюк, а также диагностическое задание «Лото» О.В. Дыбиной.
Исследование проводилось на базе муниципального автономного учреждения «Городской спортивный центр "Авангард"» города Мурманска среди детей шести-семи лет, занимающихся в группах по обучению плаванию. Общее число испытуемых - 97 человек.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
Исследуя уровень развития каждого структурного элемента, мы установили, что относительно лучше у детей старшего дошкольного возраста сформированы такие компоненты самоорганизации, как целепола-гание, анализ ситуации и коррекция.
Говоря о целеполагании, важно иметь в виду, что, являясь новообразованием у детей старшего дошкольного возраста, оно играет существенную роль при формировании самоорганизации в целом. В любом виде деятельности целевой компонент выступает системообразующим фактором. Целеполага-ние старшего дошкольника рассматривается как свойство личности, обеспечивающее постановку ребенком цели, мысленное представление и осознание конечного результата деятельности, а также удержание этой цели на протяжении всего периода деятельности (например, организация самостоятельной игры, выполнение предложенного взрослым задания и т. д.).
Эмпирическое исследование способности к целеполаганию по методике Г.В. Реп-киной позволило выявить наличие четырех уровней его развития. 16% детей обладают высоким уровнем развития способности к целеполаганию. Им свойственно осознание требований собственно познавательной задачи и предстоящей деятельности. В соответствии с этим они могут определить цель предстоящих действий и сохраняют её в течение всего процесса выполнения, способны самостоятельно сформулировать цель. Несколько большее количество детей (18%) показали средний уровень целеполагания. Им свойственны охотное принятие и выполнение практических задач, при возникновении трудностей - осознание необходимости выявления нового способа действия; при достижении быстро утрачивают познавательное со-
Целеполагание старшего дошкольника рассматривается как свойство личности, обеспечивающее постановку ребенком цели, мысленное представление и осознание конечного результата деятельности, а также удержание этой цели на протяжении всего периода деятельности.
(35%), характеризуются тем, что не могут выделить промежуточные цели и спланировать свои действия, могут выполнять несложные одноактные действия с относительно элементарным операционным составом или справляются с предложенными заданиями не полностью. Представленные данные о степени развития способности к целеполаганию у старших дошкольников подтверждаются и результатами второй использовавшейся методики - Л. Г. Лысюк. Однако этот автор предлагает выделять всего два уровня развития целеполагания (высокий и низкий), что, на наш взгляд, не отражает в полной мере широту, неоднозначность и нюансы сформированности данного компонента самоорганизации у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование таких структурных компонентов самоорганизации, как анализ ситуации и коррекция, показало, что в разной степени они присущи значительному числу детей старшего дошкольного возраста. Дети с высоким уровнем их развития характеризуются наличием сформированной коммуникативной рефлексии, в ходе выполнения задания стремятся четко следовать плану работы, самостоятельно исправляют и замечают ошибки и неточности, стремятся к решению поставленной задачи. Средний и низкий уровни были выявлены у 11 и 31% старших дошкольников соответственно. Для этих детей характерны принятие цели, заинтересованность в выполняемом задании, но при затруднениях ребёнок пытается получить поддержку взрослого; выполняя задание, стремится следовать составленной программе действий, самостоятельно замечает и исправляет большинство неточностей и ошибок. Основными показателями низкого и пониженного уровней являются понимание только про-
держание цели и сосредотачиваются на её стых условных заданий, нейтральное эмо-
практической части, удерживают промежу- циональное отношение, безынициативность,
точные цели. Дошкольники, обладающие отвлечённость от выполнения задания; ис-
уровнем ниже среднего (31%) и низким пытуемые, входящие в данную группу, не за-
мечают собственные ошибки, не стремятся к их устранению, проявляют нейтральное отношение к заданию, не сосредоточены на его выполнении.
Данные структурные компоненты (анализ ситуации и коррекция) характеризуют индивидуальные особенности изменения старшим дошкольником собственного поведения, поставленной цели, плана действия и т. д. На наш взгляд, в данном возрасте целесообразно уделять дополнительное внимание формированию у ребенка потребности в самоанализе, анализе собственных действий и действий других, а также стремления к исправлению ошибок. Здесь разумно говорить о рефлексии ребенка дошкольного возраста, которая является характерной чертой развития старшего дошкольника и прослеживается во всех видах познавательной и социальной деятельности ребенка.
Еще одним компонентом самоорганизации является самоконтроль. С использованием двух упомянутых выше методик было выявлено, что большинство вовлеченных в исследование детей (51%) имеют средний уровень развития данного структурного компонента самоорганизации и уровень ниже среднего. Это проявляется в том, что дети не умеют адекватно оценивать себя и контролировать свои действия. 12% детей показали высокий уровень самоконтроля при выполнении предложенных заданий.
Относительно низкий показатель в данном случае ставит перед педагогом задачу уделить этому аспекту более пристальное внимание в работе с детьми. Самоконтроль является необходимым личностным качеством, формирование которого в период дошкольного детства проходит наиболее успешно при организации совместной деятельности ребенка и взрослого. Для плодотворной совместной деятельности старшему дошкольнику необходимо осознавать свою значимость, быть признанным, что возмож-
но только при наличии умения контролировать себя, свое поведение, выполняемые действия как самостоятельно, так и со взрослыми и сверстниками.
Результаты диагностики такого структурного компонента самоорганизации, как планирование, показали наличие наибольшего количества испытуемых с низким и средним уровнями. У 86% старших дошкольников обнаружен низкий уровень, при котором ребёнок имеет трудности в планировании действий как самостоятельно, так и при помощи взрослого. Проведенное исследование даёт основания утверждать, что формирование умения планировать у детей дошкольного возраста происходит с большим трудом. Между тем, планирование рассматривается как сложный, но необходимый структурный компонент самоорганизации старших дошкольников. Овладение ребенком планированием предполагает формирование у него способности предвидения, способности к установлению причинно-следственных связей между собственными действиями и последствиями.
В целом, полученные в ходе исследования результаты показали, что у большей части (56%) вовлеченных в него детей старшего дошкольного возраста имеется средний уровень самоорганизации. У 38% старших дошкольников нами был выявлен низкий уровень, и только 6% детей показали результаты, соответствующие высокому уровню сформированности самоорганизации. Это свидетельствует о том, что в реализации задач по формированию самоорганизации детей старшего дошкольного возраста существует немало нерешенных проблем. Продолжающееся в настоящий момент исследование подтверждает актуальность проведения комплексной работы по развитию каждого структурного компонента самоорганизации детей старшего дошкольного возраста, которую мы склонны рассматривать как свойство личности,
Планирование рассматривается как сложный, но необходимый структурный компонент самоорганизации старших дошкольников. Овладение ребенком планированием предполагает формирование у него способности предвидения, способности к установлению причинно-следственных связей между собственными действиями и последствиями.
включающее в себя совокупность функционального и личностного компонентов и заключающееся в способности ребенка не только организовывать собственную деятельность, управлять ею, определять цель, но и осознанно контролировать, анализировать и корректировать собственные действия. 'jjj
Литература
1. Креативность, способность к сотрудничеству, самоорганизация - наиболее важные навыки будущего [Электронный ресурс]. URL: http://asi.ru/ news/57298/ (дата обращения: 27.07.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобр-науки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html (дата обращения: 27.07.2016).
3. Едакова И.Б., Колпакова В.А. Разновозрастные группы. Из опыта // Дошкольное воспитание. 2010. № 6. С. 88-92.
4. Философский словарь терминов [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophi-terms.ru/ (дата обращения: 10.03.2015).
5. Цветкова А. Т. Основные положения теории формирования мотивации и самоорганизации уча-
щихся в учебной деятельности // Наука и школа. 2010. № 4. С. 118-123.
6. Ишков Д.А. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004. 224 с.
7. Кириллова А.В. Совершенствование самоорганизации будущего педагога в процессе внеу-чебной деятельности: автореф. ... дис. канд. пед. наук. М., 2012. 25 с.
8. Кириллова А.В. Модель совершенствования самоорганизации будущего педагога в процессе вне-учебной деятельности // Дискуссия. 2013. № 10 (40). С. 146-150.
9. Мирошкина М.Р. Педагогический потенциал самоорганизации [Электронный ресурс]. URL: https:// docviewer.yandex.ru/ ?url=http%3A%2F%2Fippdrao. ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F675-pedagogich-eskij-potentsial-samoorganizatsiipdf&name=675-pedagogicheskij-potentsiasamoorganizatsii. pdf&lang=ru&c=576730383d01 &page=1 (дата обращения: 20.03.2016).
10. Крылова Н.М. Игра как форма самоорганизации трудовой деятельности дошкольника // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2013. № 3. С. 86-90.
11. Воробьева Н.А. Технология самоорганизации практико-познавательной деятельности ребенка // Управление дошкольным образованием. 2013. № 2. С. 91-99.
STRUCTURAL COMPONENTS' STUDY OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S SELF-ORGANIZATION
V.E. Chernik, Candidate of Pedagogy, Docent, A.S. Gavrilova, postgraduate, The department of pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, chernikval@mail.ru, anya47@list.ru
Today everywhere, including Russia, people are searching for the competences which will support progressive development of society. Among the most demanded competences the researchers reckon a self-organization. The article's authors believe that the competence's formation is possible and necessary since early childhood, including additional education of children. Federal state standard of preschool education is aimed at formation of these self-processes (self-dependence, self-regulation and self-organization). The article provides different viewpoints over the essence of self-organization category. The authors recommend reviewing it as a quality of personality, including total of functional and personal components and consisted in child's ability to organize personal activity, manage it, set a goal, and also control, analyze and correct personal actions. In the self-organization structure of senior schoolchildren the authors separate out and characterize the next components: goal-setting, planning, self-control, correction and situation's analysis. The different methodologies were used during these competences' exposure. The obtained data about self-organization development levels of 6-7 years children, who visit institution of additional education, allow improving the work for self-organization formation.
Key words: preschool children, self-organization, the formation of self-structure self-organization, diagnostics of self-organization, goal-setting, self-monitoring, planning, situation analysis, correction, levels of self-organization.
References
1. Kreativnost', sposobnost' k sotrudnichestvu, samo-organizatsiia - naibolee vazhnye navyki budushchego [Creativity, ability to cooperate, self-organization -the most important skills of the future]. Available at: http://asi.ru/news/57298/ (accessed 27.07.2016).
2. Federal state educational standard of preschool education (in Russian). Available at: http://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed 27.07.2016).
3. Edakova I.B., Kolpakova V.A. Raznovozrastnye gruppy. Iz opyta organizatsii [Uneven group. From the experience of the organization]. Doshkol'noe vospitanie - Preschool education, 2010, no. 6, pp. 88-92.
4. Filosofskii slovar' terminov [Philosophical terms dictionary]. Available at: http://www.philosophi-terms.ru/ (accessed 10.03.2015).
5. Tsvetkova A.T. Osnovnye polozheniia teorii formirovaniia motivatsii i samoorganizatsii ucha-shchikhsia v uchebnoi deiatel'nosti [The main provisions of the theory of formation of motivation and self-organization of students in the learning activities]. Nauka i shkola - Science and school, 2010, no. 4, pp. 118-123.
6. Ishkov D.A. Uchebnaia deiatel'nost' studenta: psikhologicheskie faktory uspeshnosti [Educational activity of the student: psychological factors of success]. Moscow, ASV Publ., 2004. 224 p.
7. Kirillova A.V. Sovershenstvovanie samoorgani-zatsii budushchego pedagoga v protsesse vne-uchebnoi deiatel'nosti: Avtoref. ... dis. kand. ped.
nauk [Improvement of self-organization of a future teacher in the process of extracurricular activity. Abstract of candidate of pedagogy sci. diss.]. Moscow, 2012. 25 p.
8. Kirillova A. V. Model' sovershenstvovaniia samo-organizatsii budushchego pedagoga v protsesse vne-uchebnoi deiatel'nosti [A model for the improvement of self-organization of a future teacher in the process of extracurricular activities]. Diskussiia - Discussion, 2013, no. 10(40), pp. 146-150.
9. Miroshkina M.R. Pedagogicheskii potentsial samoorganizatsii [Pedagogical potential of self-organization]. Available at: https://docviewer.yandex. ru/ ?url=http%3A%2F%2Fippdrao.ru%2Fwpcontent %2Fuploads%2F675-pedagogicheskij-potent-sial-samoorganizatsii.pdf&name=675-pedagogi-cheskij -potentsiasamoorganizatsii. pdf&lang=ru&c= 576730383d01 &page=1 (accessed 20.03.2016).
10. Krylova N.M. Igra kak forma samoorganizatsii trudovoi deiatel'nosti doshkol'nika [The game as a form of self-organization of the labor activities preschooler]. Upravlenie doshkol'nym obrazovatel 'nym uchrezhdenie - Management of preschool educational institution, 2013, no. 3, pp. 86-90.
11. Vorob'eva N.A. Tekhnologiia samoorganizatsii praktiko-poznavatel'noi deiatel'nosti rebenka [The technology of self-organization of practice-cognitive activity of the child]. Upravlenie doshkol'nym obrazovaniem - Management of preschool education, 2013, no. 2, pp. 91-99.