УДК 159.923.2:37.041
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ
С. А. Юдин1' @
1 Кемеровский государственный университет @ Semen. Yudin@mail.ru
В статье рассматриваются различные подходы к изучению самоорганизации учебной деятельности студентов, выдвигается предположение о взаимосвязи самоорганизации учебной деятельности и временной перспективы личности. Выявляется значимость самоорганизации учебной деятельности в современной системе образования вузов. Разбираются этапы формирования самоорганизации и возможные трудности, с которыми может столкнуться личность. Излагаются результаты поискового исследования временной перспективы и самоорганизации студентов вуза. Определена взаимосвязь между целеустремленностью и величиной времени; планомерностью, эмоциональной окраской времени, структурой времени и ощущением времени. Полученные результаты указывают возможные направления организации форм психологического сопровождения студентов вуза, имеющих проблемы самоорганизации времени в учебном процессе.
Ключевые слова: самоорганизация, ценности, временная перспектива личности, образование, психология.
Для цитирования: Юдин С. А. Взаимосвязь показателей самоорганизации учебной деятельности студентов вуза и временной перспективы личности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 151 - 155.
На современном этапе развития системы высшего образования первостепенными задачами является всестороннее развитие личности студента в контексте формирование компетенций необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности будущих специалистов. Вместе с тем решение данной задачи, невозможно без осуществления надлежащего уровня развития навыков самоорганизации будущего специалиста. Обучение в вузе нередко сопровождается трудовой деятельностью, а также участием в научных и студенческих сообществах. Такая активность требует высокого уровня развития способности распределять время, анализировать свои возможности и расставлять приоритеты.
Уровень самоорганизации современных студентов вызывает опасения у многих исследователей. Так, например А. В. Смирнов в своем исследовании выявил у студентов полное отсутствие «личного менеджмента», а также отсутствие умения рационально планировать свой день. При этом отмечается снижение показателей личной значимости планирования собственного времени, выражающиеся в недостаточном количестве личного времени, отводимого на самостоятельную учебную деятельность [9]. Такая тенденция уже сегодня представляет серьезную проблему для системы образования и имеет потенциально негативный сценарий развития в будущем, так как самоорганизация является фактором определяющем эффективность учебной деятельности студента. В этой связи актуальным является мнение А. В. Серого о том, что условия образовательного процесса в вузе должны опираться на внутреннюю, а не на внешнюю мотивацию учащегося, т. е. «направлены на личностный рост учащегося, стимулируя его стремление к самоактуализации» [11, с. 64.].
Несомненно, преподаватель организовывает учебную деятельность студентов на занятии, мотивируя и стимулируя их активность. Однако он не может
оказывать влияние на учебный процесс вне занятий, когда студент должен заниматься самостоятельно, ставя цели, планируя свою активность тем самым самоорганизовывать свою учебную деятельность.
В современной педагогической психологии существует ряд подходов к определению сущности самоорганизации. Н. Н. Рыбакова справедливо отмечает, что различные подходы к пониманию данного феномена зависят от объекта самоорганизации, т. е. в одном случае самоорганизация понимается как умение или комплекс умений, входящих в структуру деятельности, в другом как свойство или комплекс личностных свойств. В. А. Смирнов в своих работах придерживается точки зрения, что самоорганизация представляет собой совокупность навыков и умений рационального распределения учебного и свободного времени, а также оценки результативности учебной деятельности [9]. Самоорганизация обеспечивает овладение умениями планировать, организовывать, варьировать способы выполнения учебных заданий в процессе учебной деятельности. Однако мы полагаем, что самоорганизация представлена не только совокупностью умений и навыков, но и личностными характеристиками такими, как ценностные ориентации и временная перспектива.
Необходимо согласиться с тезисом о том, что самоорганизация включает навыки рационального распределения личного времени для планирования учебной деятельности, но планирование всегда взаимосвязано с восприятием своего субъективного времени. Цели всегда находятся в обозримом будущем поэтому, для постановки цели человеку необходимо осознавать свое субъективное будущие и соотносить его с субъективным настоящим. Поскольку для самоорганизации учебной деятельности необходимо осознавать, формулировать и ставить цели, планировать пути их достижения, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, соотнося с целя-
ми, объективно оценивать физические и психические ресурсы организма, мы вслед за Н. Н. Рыбаковой, склонны понимать самоорганизацию как систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов и обладающую интегративным свойством целого, не сводимого к сумме свойств отдельных её частей [8].
Исходя из указанных выше подходов к рассмотрению самоорганизации, мы в дальнейшем будем определять данный феномен, как многоуровневый процесс формирования субъектом своей активности, мобилизующий внутренние ресурсы организма для достижения поставленной цели, который воплощает в себе волевые, мотивационные, ценностно-смысловые компоненты, а также способность правильно воспринимать, оценивать и распределять время. Все компоненты данного процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невозможно представить самоорганизацию вне деятельности, поскольку это процесс, благодаря которому личность способна самостоятельно регулировать собственную деятельность, поэтому мы считаем, что самоорганизация имеет схожие с деятельностью этапы формирования, а именно: этап постановки цели и анализа; этап планирования; этап реализации и этап контроля и оценки.
Опираясь на выделенные С. Н. Костроминой и В. М. Латушкиной этапы процесса самоорганизации, мы полагаем, что реализация деятельности на каждом этапе может быть связана с рядом трудностей, обусловленных особенностями личности и препятствующих самоорганизации учебной деятельности [3].
- Этап постановки цели и анализа. На этом этапе происходит анализ ситуации, постановка и конкретизация целей, осуществляется проблематизация, формируется образ того, ради чего организуется активность субъекта. Основной проблемой на данном этапе является конфликт потребностей, проявляющейся в том случае, если целей несколько, и они приблизительно в равной степени находятся в ценностно смысловом поле субъекта.
- На этапе планирования происходит анализ условий и способов осуществления деятельности, определяются первостепенные и второстепенные задачи, задачи распределяются на субъективном отрезке времени, формулируется последовательность продвижения от цели к результату. На этом этапе выбираются оптимальные средства и рациональные способы достижения цели, происходит психологическая подготовка к работе, поэтому успешность этапа планирования напрямую зависит от особенностей временной перспективы личности, а также рефлексии которая позволяет правильно оценить свои силы.
- На этапе реализации субъект поэтапно осуществляет поставленные цели, следуя плану, сформулированному на предыдущем этапе. На этом этапе необходим контроль за ходом выполнения деятельности, однако, когда контроль ослабевает субъект переключается на деятельность, не связанную с поставленными целями. Такая утрата контроля может быть проявлением психологического механизма, позволяющего субъекту адаптироваться к новому виду деятельности и разрядить накопившейся стресс [13].
- На этапе контроля и оценки результат деятельности соотносится с поставленными целями. Оцени-
вается качество выполненных задач на основе установленных субъектом требований. Если результат не удовлетворяет ожиданий, строится план и способы устранения ошибок, а также вырабатывается новая более эффективная стратегия поведения. Происходит осмысление ближайших зон развития. Однако возникающие на предыдущих этапах трудности в значительной степени замедляют процесс выполнения поставленных целей, и зачастую на этап контроля и оценки не хватает времени, так как крайние сроки подходят к концу. В итоге результаты деятельности не удовлетворяют ожиданий, и у субъекта возникает чувство фрустрации, которое будет перенесено на последующую трудовую или учебную деятельность.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что самоорганизация - это многоуровневый процесс, включающий в себя все этапы формирования деятельности, поэтому для решения проблем, возникающих на разных этапах самоорганизации необходимо подбирать решение охватывающие различные особенности личности.
Поскольку для построения плана собственной деятельности необходимо осознание собственного будущего, то немало важную роль в процессе самоорганизации должна отводиться временной перспективе личности, являющейся существенным компонентом образа «Я» человека и во многом определяющей его способность идентифицировать себя как субъекта деятельности [12].
Значимость и роль временной перспективы в процессе становления личности неоднократно подчеркивалась исследователями различных психологических школ и направлении. Так, Ж. Нюттен определял временную перспективу как последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленными в сознании человека в конкретный момент времени. Согласно Ж. Нюттену, временная перспектива включает планы, задачи, намерения, а также иерархию целей. Все эти компоненты являются главными детерминантами, определяющими поведение человека [7]. К. Левин подчеркивал, что поведение и психическое состояние человека в большей степени зависит от его надежд и воспоминаний, чем от текущей ситуации «здесь и теперь». Он определял временную перспективу как целостное восприятие человеком своего психологического будущего и психологического прошлого. В пространственно-временной модели К. Левина зона ближайшего будущего включающая желания, мечты, планы надежды, страхи, определяя поведение человека в настоящем [5]. О. В. Лукьянов указывает, что главным фактором, определяющим характер временной перспективы личности в целом и отдельных ее отрезков, является осмысленность жизни. «Смысловая центрированность личности на том или ином временном отрезке с неизбежностью накладывает отпечаток на специфику восприятия ею всех элементов своего жизненного пути и своего «Я» в различных временных плоскостях. Синхронизация временных локусов смысла определяет сбалансированность временной перспективы личности» [4, с. 152].
По нашему мнению, основной причиной возникновения проблем на этапе планирования является особенность временной перспективы, поскольку в ней
как социокультурном феномене, обуславливающем целостный образ «Я» человека, синхронизируются личностные смыслы его субъективных «прошлого», «настоящего» и «будущего». Именно в ней выражается степень объективности воспринимаемого времени, величины времени, и насколько эмоциональны и насыщены события настоящего, прошлого или предполагаемого будущего [14].
Для проверки данного положения нами было проведено исследование поискового характера, в котором приняли участие 50 студентов первого курса Кемеровского государственного университета. В качестве стимульного материала нами были выбраны следующие методики: «диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) [2], «опросник семантического дифференциала времени» (СДВ) [1], «опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) [6].
Исследование выявило положительные корреляции между показателями ОСД, и методикой СДВ (таблица). Из приведенной ниже таблицы следует, что планомерность напрямую зависит от удовлетворённости, ясности, упорядоченности и значимости воспринимаемого настоящего и будущего времени. Преобладание в структуре переживаний настоящего и будущего времени положительных эмоций, а также наличие эмоциональной вовлеченности и ощущение прогнозируемости событий напрямую влияет на планирование собственной деятельности. Способность планирования увеличивается пропорционально тому насколько адекватно, ясно и четко субъект воспринимает свое настоящие и будущие, и насколько сильно субъект удовлетворён своим настоящим и будущим субъективным временем.
Таблица. Корреляции между показателями ОСД, и методикой СДВ
Table. Correlation between the indices of "Self-Organization of Activity" Questionnaire and "Semantic Time Differential" Questionnaire
Показатели ОСД Показатели СДВ
активность эмоциональная величина структура ощущение
времени окраска времени времени времени времени
Планомерность - 0,44 - 0,56 0,50
Целеустремленность - - 0,40 - -
Ориентация на настоящие 0,51 - - - -
Примечание: в таблице указаны только статистически значимые корреляции при р < 0,05.
Положительные корреляции между показателями активности времени и ориентацией на настоящее наглядно демонстрируют, что чем выше эмоциональная напряженность и чем ярче и насыщеннее наполненность психологического настоящего, тем большую ценность для личности будет приобретать момент «здесь и сейчас». Такая фиксация на настоящем моменте может негативно сказаться на самоорганизации, так как человек будет склонен откладывать запланированное и сконцентрирован на актуальной ситуации, т. е. характеризуя его как гедониста, живущего сегодняшним днем, не имеющего четких целей и неудовлетворенного своим прошлым. Поскольку личностные смыслы человека в данном случае носят респон-дентный, ситуативный и защитный характер, то и ло-кус субъективного контроля будет носить скорее экс-тернальный характер (особенно в области неудач) [10].
Также положительные корреляции между показателями целеустремленности и величины времени свидетельствуют о том, что величина времени сопряжена с высоким мотивационным потенциалом, и повышение смысловой наполненности субъективного будущего повышает показатель целеустремленности, вы-
ражающейся в способности четко видеть свои цели и в стремлении прилагать усилия для их достижения.
Обобщая представленные результаты исследования можно сделать выводы о том, что эмоциональная окраска времени, структура времени и ощущение времени являются теми самыми детерминантами обуславливающие способность субъекта планировать собственную активность, что частично подтверждает наше предположение о взаимосвязи между временной перспективой и способностью планировать собственную деятельность. Способность человека планировать свою деятельность зависит от чёткости, ясности и адекватности восприятия своего психологического настоящего и будущего, а также от наличия в структуре времени положительных эмоций. Позитивная оценка своего психологического будущего наделяет его личными смыслами, наполняя его перспективами, надеждами и целями, стимулирует личность планировать свою деятельность и мобилизовать свои силы для достижения поставленных целей.
Полученные результаты указывают возможные направления организации форм психологического сопровождения студентов вуза, имеющих проблемы самоорганизации времени в учебном процессе.
Литература
1. Вассерман Л. И., Трифонова Е. А., Червинская К. Р. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: пособие для психологов и врачей. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2009. 43 с.
2. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. М.: Издательство АСВ, 2004. 224 с.
3. Костромина С. Н., Латушкина В. М. Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта // CREDO NEW. 2013. № 1.
4. Лукьянов О. В., Неяскина Ю. Ю. Смысловые детерминанты временной перспективы личности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 152 - 157.
5. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 54 - 65.
6. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87 - 111.
7. Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
8. Рыбакова Н. Н. Педагогическое управление развитием самоорганизации подростков в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2004.
9. Смирнов А. В. Учебная самоорганизация как фактор развития познавательной мотивации студентов технического вуза: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2011. 175 с.
10. Серый А. В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов у студентов вуза в процессе обучения: дис. ... д-ра психол. наук. Иркутск, 2005. 411 с.
11. Серый А. В. Становление компетентности практического психолога // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 63 - 66.
12. Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3. Т. 3. С. 238 - 247.
13. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. С. 60 - 69.
14. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. (Сер.: Гуманитарные науки). 2012. № 2(20). С. 175 - 180.
Информация об авторе:
Юдин Семен Анатольевич - аспирант кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, Semen.Yudin@mail.ru
(Научный руководитель: Серый Андрей Викторович - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, grey@kemsu.ru).
Статья поступила в редколлегию 21.01.2016 г., принята к печати 14.04.2016 г.
CORRELATION BETWEEN UNIVERSITY STUDENTS' SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY AND THE TIME PERSPECTIVE OF THE INDIVIDUAL
Semen A. Yudin1' @
1 Kemerovo State University @ Semen. Yudin@mail.ru
The paper considers various approaches to studying the self-organization of students' educational activity, the assumption about the interrelation of self-organization of educational activity and time perspective of the individual is made. The importance of self-organization of educational activity in the modern education system of higher education institutions comes to light. Stages of formation of self-organization and possible difficulties which a person can face are sorted out. Results of basic research of the time perspective and self-organization of university students are stated. The interrelation between commitment and alloted time is defined, as well as regularity, emotional coloring of time, structure of time and feeling of time. The received results specify the possible directions of the organization of forms of psychological support of university students having problems with self-organization of time in the educational process.
Keywords: self-organization, values, time perspective of the individual, education, psychology.
For citation: Yudin S. A. Vzaimosviaz' pokazatelei samoorganizatsii uchebnoi deiatel'nosti studentov vuza i vremennoi perspektivy lichnosti [Correlation between university students' self-educational activity and the time perspective of the individual]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 151 - 155.
References
1. Vasserman L. I., Trifonova E. A., Chervinskaia K. R. Semanticheskii differentsial vremeni kak metod psikho-logicheskoi diagnostiki lichnosti pri depressivnykh rasstroistvakh [Semantic differential of time as a method of psychological diagnosis of personality with depressive disorders]. Saint-Petersburg: NIPNI im. Bekhtereva, 2009, 43.
2. Ishkov A. D. Uchebnaia deiatel'nost' studenta: psikhologicheskie faktory uspeshnosti [Academic activities: psychological factors of success]. Moscow: Izdatel'stvo ASV, 2004, 224.
3. Kostromina S. N., Latushkina V. M. Psikhologicheskie osobennosti samoorganizatsii deiatel'nosti aspirant [Psycho-logical features of self-organization of post-graduate activities]. CREDO NEW, no. 1 (2013).
4. Luk'ianov O. V., Neiaskina Iu. Iu. Smyslovye determinanty vremennoi perspektivy lichnosti [Semantic determinants of personality time perspective]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk state University,, no. 360 (2012): 152 - 157.
5. Mandrikova E. Iu. Sovremennye podkhody k izucheniiu vremennoi perspektivy lichnosti [Modern approaches to the study of the time perspective of the person]. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 29, no. 4 (2008): 54 - 65.
6. Mandrikova E. Iu. Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deiatel'nosti (OSD) [The development of self-activity questionnaire (OSD)]. Psikhologicheskaia diagnostika - Psychological diagnostics, no. 2 (2010): 87 - 111.
7. Nuttin J. Motivatsiia, deistviia i perspektiva budushchego [Motivation, action and the prospect of future]. Moscow: Smysl, 2004, 608.
8. Rybakova N. N. Pedagogicheskoe upravlenie razvitiem samoorganizatsii podrostkov v protsesse obucheniia. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical management of development of self-organization of teenagers in the course of education. Cand. ped. Sci. Diss. Abstr.]. Omsk, 2004.
9. Smirnov A. V. Uchebnaia samoorganizatsiia kak faktor razvitiia poznavatel'noi motivatsii studentov tekhniche-skogo vuza. Diss. kand. psikhol. nauk [Learning self-organization as a factor in the development of cognitive motivation of technical college stu-dents. Cand. psych. Sci. Diss.]. Samara, 2011, 175.
10. Seryy A. V. Psikhologicheskie mekhanizmy funktsionirovaniia sistemy lichnostnykh smyslov u studentov vuza v protsesse obucheniia. Diss. doktora psikhol. nauk [Psychological mechanisms of functioning of the system of personal senses of the university stu-dents in the learning process. Dr. psych. Sci. Diss.]. Irkutsk, 2005, 411.
11. Seryy A. V. Stanovlenie kompetentnosti prakticheskogo psikhologa [Becoming a practical psychologist compe-tence]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, no. 5 (2005): 63 - 66.
12. Seryy A. V., Vechkanova E. M. Temporal'nye aspekty aktualizatsii smyslovykh granei sub"ektivnykh obrazov pe-rezhivaniia krizisa identichnosti v period iunosti [Temporal aspects of actualization of semantic facets of subjective experience of images of an identity crisis in the period of youth]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 3, no. 3 (2015): 238 - 247.
13. Yanitskiy M. S. Osnovnye psikhologicheskie mekhanizmy adaptatsii studentov na pervom i vtorom kursakh obuche-niia v vuze [The main psychological mechanisms of adaptation of students in the first and second year of university studies]. Voprosy obshchei i differentsial'noi psikhologii [Questions of General and differential psychology]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 1997, 60 - 69.
14. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoi perspektivy lichnosti predstavitelei razlichnykh tsennostnykh tipov massovogo soznaniia [Features time perspective of the individual representatives of various types of values of the mass consciousness]. Vestnik KRAUNTs. (Seriia: Gumanitarnye nauki) - Bulletin of KRAUNTs. (Series: Humanitarian Sciences), no. 2(20) (2012): 175 - 180.
Received 21.01.2016, accepted 14.04.2016.