Научная статья на тему 'Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников'

Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
824
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / TIME COMPETENCE / TIME PERSPECTIVE / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леснянская Жанна Александровна

В статье рассмотрена проблема развития профессионального самосознания студента будущего социального работника, актуальность развития временной компетентности и временной перспективы студента. Проанализированы различные подходы к определению понятия «временная компетентность», его соотношение с понятием «временная перспектива». Рассматривается подход к определению категории временной компетентности как составляющей академической компетентности студента. Академическая компетентность выступает как этап профессиональной компетентности. Описано обоснование взаимосвязи временной перспективы и профессионального саморазвития личности, временной компетентности и полноценной самореализации личности в профессии, временной перспективы и психологического благополучия личности. Аргументирована необходимость психологического сопровождения профессионального становления студентов будущих социальных работников во время обучения в вузе. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей временной перспективы и временной компетентности студентов направления «Социальная работа» первого курса и выпускного курса, сравнительный анализ результатов. Выявлено, что временная перспектива и временная компетентность студентов первого и четвёртого курсов направления «Социальная работа» различаются. Особенности временной перспективы студентов выпускного курса обусловлены предстоящим окончанием вуза и последующим трудоустройством. Аргументирована необходимость и своевременность развития временной перспективы, временной компетентности в период обучения в вузе, что эффективно для дальнейшей профессиональной и жизненной самореализации, для психологического благополучия личности. Возможным вариантом решения проблемы может служить внедрение в образовательный процесс вуза элективного курса, направленного на развитие временной перспективы и временной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Time Competence and Time Perspective of University Students, Future Social Workers

The article deals with the problem of professional consciousness development of a future social worker, the relevance of time competence and time perspective of a future social worker. The article discusses different approaches to the definition of "time competence", its ratio with the concept of "time perspective". The article analyzes the approach to the definition of time competence as a component of academic competence of the student. Academic competence is considered as a stage of professional competence. It describes the relationship of time perspective and professional self-development of the personality, the relationship of time competence and full self-realization of the personality in the profession, the relationship of time perspective and psychological well-being of the personality. It argues the need of psychological support of professional formation of students future social workers during their training at the university. The article presents the results of the empirical study to determine the features of time perspective and time competence of the first-year and final year students specializing in social work, the comparative analysis of the results. It is revealed that the time prospect and time competence of the first-year and final year students specializing in social work are different. The article argues the need and timeliness of time prospect and temporary competence development in the period of study at the University, which is effective for further professional and life fulfillment.

Текст научной работы на тему «Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ TOPICAL ISSUES OF GENERAL PSYCHOLOGY

УДК 37.015.3 ББК Ю 88.6

Жанна Александровна Леснянская,

кандидат психологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: zzanussi@mail.ru

Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников

В статье рассмотрена проблема развития профессионального самосознания студента - будущего социального работника, актуальность развития временной компетентности и временной перспективы студента. Проанализированы различные подходы к определению понятия «временная компетентность», его соотношение с понятием «временная перспектива». Рассматривается подход к определению категории временной компетентности как составляющей академической компетентности студента. Академическая компетентность выступает как этап профессиональной компетентности. Описано обоснование взаимосвязи временной перспективы и профессионального саморазвития личности, временной компетентности и полноценной самореализации личности в профессии, временной перспективы и психологического благополучия личности. Аргументирована необходимость психологического сопровождения профессионального становления студентов - будущих социальных работников во время обучения в вузе.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей временной перспективы и временной компетентности студентов направления «Социальная работа» первого курса и выпускного курса, сравнительный анализ результатов. Выявлено, что временная перспектива и временная компетентность студентов первого и четвёртого курсов направления «Социальная работа» различаются. Особенности временной перспективы студентов выпускного курса обусловлены предстоящим окончанием вуза и последующим трудоустройством. Аргументирована необходимость и своевременность развития временной перспективы, временной компетентности в период обучения в вузе, что эффективно для дальнейшей профессиональной и жизненной самореализации, для психологического благополучия личности. Возможным вариантом решения проблемы может служить внедрение в образовательный процесс вуза элективного курса, направленного на развитие временной перспективы и временной компетентности.

Ключевые слова: временная компетентность, временная перспектива, профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение, профессиональное саморазвитие.

104

© Ж. А. Леснянская, 2015

Zhanna Aleksandrovna Lesnyanskaya,

Candidate of Psychology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),

e-mail: zzanussi@mail.ru

Time Competence and Time Perspective of University Students, Future Social Workers

The article deals with the problem of professional consciousness development of a future social worker, the relevance of time competence and time perspective of a future social worker.

The article discusses different approaches to the definition of "time competence", its ratio with the concept of "time perspective". The article analyzes the approach to the definition of time competence as a component of academic competence of the student. Academic competence is considered as a stage of professional competence. It describes the relationship of time perspective and professional self-development of the personality, the relationship of time competence and full self-realization of the personality in the profession, the relationship of time perspective and psychological well-being of the personality. It argues the need of psychological support of professional formation of students - future social workers during their training at the university.

The article presents the results of the empirical study to determine the features of time perspective and time competence of the first-year and final year students specializing in social work, the comparative analysis of the results.

It is revealed that the time prospect and time competence of the first-year and final year students specializing in social work are different. The article argues the need and timeliness of time prospect and temporary competence development in the period of study at the University, which is effective for further professional and life fulfillment.

Keywords: time competence, time perspective, professional identity, professional self-determination, professional self-development.

Число людей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи, в последнее время увеличивается. Им необходима защищённость в обществе, которая обеспечивается квалифицированной работой социальных служб. Это усиливает потребность общества в социальных работниках и повышает требования, предъявляемые этой профессией к человеку.

Качества, необходимые современному социальному работнику, описаны С. Н. Бе-гидовой, С. А. Хазовой, В. С. Бегидовым и другими. Одним из таких качеств они назвали надёжность, которая определяется способностью человека точно и безошибочно выполнять профессиональные или социальные обязанности в определённое время в заданных условиях. Социальный работник, обладающий данным качеством, характеризуется самоконтролем, дисциплинированностью, ответственностью за свой труд, за благополучие своих клиентов (подопечных) [1]. По мнению М. В. Фирсова, социальный работник должен владеть методами самоменеджмента, самоорганизации [10]. М. В. Теплинских считает, что в помогающей деятельности больше, чем в любой другой, успешность профессиональной деятельно-

сти зависит от наличия и степени сформи-рованности профессионального самосознания специалиста [8]. Профессиональное самосознание развивается в процессе вузовского образования и предполагает профессиональную компетентность. По мнению О. О. Токаревой, профессиональная компетентность специалиста складывается из многих составляющих, но наибольший вес среди них занимают такие подструктуры, как специальная (профессионально-предметная); социально-психологическая; методическая; коммуникативная и одна из её составляющих - временная компетентность [9]. Как одну из составляющих коммуникативной компетентности рассматривает временную компетентность и А. К. Болотова, которая определяет её как заключающуюся в адекватности временных восприятий (чувство времени), навыках планирования времени, способности рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, не пренебрегать временем другого в межличностных отношениях, соблюдать принципы и правила временного менеджмента, тайм-менеджмента, включая умения делегирования полномочий в социальных коммуникациях [2].

Профессиональное самосознание неотрывно связано с профессиональным и личностным самоопределением, с видением себя во времени, то есть с временной компетентностью, временной перспективой личности.

Временная компетентность определена С. И. Калининым как умение соотносить, согласовывать своё персональное время со временем других людей, своей работы, организации [5]. Компетентность во времени он предлагает рассматривать через такие факторы, как осознанность и упорядочивание личных целей; регулярное эффективное планирование собственного времени; умение делегировать как временной ресурс; поиск способов сделать работу эффективнее; «энергетический самоменеджмент» - соотношение труда и отдыха; твёрдая воля и самоконтроль [Там же].

О. В. Кузьмина описывает временную компетентность как способность управлять собой во временном континууме. Управление собой предполагает возможность правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать соответствующее решение, позволяющее достигнуть успешности [6].

Рассматривая различные подходы к определению понятия «временная компетентность», Л. П. Енькова анализирует идеи В. И. Дендериной, по мнению которой, на этапе получения образования временная компетентность является составляющей академической компетентности студента (академическая компетентность выступает этапом профессиональной компетентности). Временная компетентность студентов, по словам В. И. Дендериной, включает в себя: умение конструировать проблему во времени, ставить реальные временные цели; умение оптимально строить взаимодействие во времени, сужать или расширять временные рамки общения [4]. Л. П. Енькова считает необходимым для студента в процессе обучения освоить не только возможности, связанные с его узкопрофессиональной направленностью, но и развить более общие виды компетентности [Там же].

Временная компетентность занимает в профессиональной компетентности особое место, поскольку от нее зависит рациональная организация процесса профессиональной деятельности, его осуществление во временном пространстве и эффективность.

О. В. Кузьмина называет временную компетентность интегральной характеристикой, определяющей способность человека выстраивать личную временную перспективу [6].

Временная компетентность связана с временной перспективой. Если человеку присуща временная компетентность - способность чувствовать время, умение его рационально организовать в пределах таких временных промежутков, как час, день, неделя, месяц, то и его общий взгляд на свою жизнь, охватывающий прошлое, настоящее и будущее, т. е. временная перспектива, будет носить оптимальный характер - являть собой сбалансированное образование, разделенное на согласованные между собой этапы, имеющие определённую протяжённость во времени и предполагающее самореализацию.

Временная перспектива изучается в отечественной и зарубежной психологии с позиции психологического времени. К. Левин определял временную перспективу как общий взгляд индивида на своё психологическое будущее и прошлое, существующий в данный момент времени, Ж. Нюттен под временной перспективой предлагал понимать восприятие в определённый момент последовательности событий с интервалом между ними. Временная перспектива отечественными исследователями рассматривается как предварительное, обязательное условие успешной социализации, развития личности, неотъемлемая часть мировоззрения человека, определяющая смысл жизни, самореализацию, поскольку она связана с ценностями, содержит планы достижения целей (Е. И. Головаха и А. А. Кро-ник, И. В. Дубровина, Н. Н. Толстых и др.).

Анализируя подход Ф. Зимбардо к изучению временной перспективы, Е. М. Веч-канова отмечает, что он связал временную перспективу с психологическим благополучием личности, постулируя идею о том, что психологически благополучная личность обладает сбалансированной временной перспективой (термин введён Ф. Зимбардо) [3]. Личность осуществляет ориентировку в категориях времени своей жизни с помощью временной перспективы. Проблема определения жизненных целей важна для психологического благополучия любого человека.

Определяющим возрастом для развития временной перспективы отечественные

учёные называют период юности, когда начинается сознательное самоопределение, которое рассматривается как личностное новообразование. Л. И. Божович отмечала, что самоопределение предполагает умение действовать на основе сознательно принятого решения, отнесённого к будущему, и разворачивается в рамках жизненного поля личности, пространства реального действо-вания, охватывающего прошлое, настоящее и будущее.

Временная перспектива - это динамический взгляд индивида на своё психологическое прошлое, настоящее и будущее, формирующийся в процессе социальной деятельности, обеспечивающей самореализацию личности, связанную с самоопределением в юношеском возрасте. Юношеский возраст охватывает период окончания школы и время получения образования на последующем этапе, в вузе. Установлено, что временная перспектива старшеклассников нуждается в развитии. Исследования подтверждают, что временная перспектива студентов также далека от идеального состояния. Так, А. М. Молокостова говорит о неопределённости представлений студентов о будущем [7]. На отсутствие у многих представителей студенческой молодёжи выстроенной стратегии жизни, непонимание ими своей цели в жизни указывает и О. В. Кузьмина [6].

Описанные выше особенности отношения ко времени своей жизни у студенческой молодёжи подтверждают результаты исследования временной перспективы и временной компетентности, проведённого среди студентов первого (20 чел.) и четвёртого, выпускного (20 чел.), курсов, обучающихся на социологическом факультете ЗабГУ (г. Чита) по направлению «Социальная работа».

Для получения эмпирических данных было проведено тестирование с применением комплекса психодиагностических методик, включавшего в себя методику мо-тивационной индукции (MIM) Ж. Нюттена, методику «События моей жизни» Г. С. Никифорова, опросник временной перспективы (ZTPf) Ф. Зимбардо (модификация А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Мити-ной), тест «Персональная компетентность во времени» С. И. Калинина, опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Ман-дриковой.

Методика мотивационной индукции (MIM) Ж. Нюттена позволяет измерить, на-

сколько удалёнными во времени являются события будущего, а также увидеть, на какие жизненные этапы распространяются планируемые будущие события. Ж. Нюттен выделяет два основных этапа: ближайшую и отдалённую перспективу. Разделение ближайшей и отдалённой перспективы является важнейшим моментом развития личности, характеризующим становление социальной зрелости и самостоятельности личности. Методика представляет собой набор из 45 стимулов (незавершённых предложений). Стимулы (незавершенные предложения) сформулированы в первом лице единственного числа. Они побуждают человека написать о том, чего он хочет достигнуть, чего он боится или избегает. Согласно полученным результатам, в группе первокурсников преобладает категория ближней временной перспективы, у студентов четвёртого курса преобладающими являются категория ближней временной перспективы и категория отдалённой временной перспективы. Категории дальней временной перспективы (пожилой возраст) у студентов не выявлено. Будущее студентов выпускного курса более содержательно. Большее число их высказываний связано с переживаниями по поводу предстоящей итоговой аттестации. В планируемых событиях 35 % студентов четвёртого курса отмечают обучение в магистратуре, 10 % - получение второго высшего образования. Хотя данная методика не направлена на диагностику желания работать по специальности, полученные ответы позволили увидеть, что у 53 % студентов четвёртого курса прослеживается желание работать по приобретаемой профессии. У студентов первого курса этот показатель ниже - 30 %. Первокурсники больше ориентированы на настоящее, чем на будущее.

Методика «События моей жизни» Г. С. Никифорова выявляет временной аспект самосознания как показатель социальной зрелости, позволяет проследить баланс между прошлым и будущим, позитивными и негативными событиями жизни. При выполнении методики «События моей жизни» испытуемым предлагалось начертить горизонтальную линию - «линию жизни», на которой они должны были отметить момент настоящего времени и самые значимые события своей прошлой и планируемой будущей жизни. По полученным результатам можно констатировать, что для студентов

четвёртого курса характерны большая наполненность событиями как прошлого, так и будущего, больший баланс между событиями прошлого и будущего. Категория прошлого недооценивается студентами первого курса. Общее количество названных четверокурсниками событий больше, чем у первокурсников. Хотя среди возможных событий будущего они в основном называют события, связанные с главными направлениями жизненного самоопределения: получение образования, трудоустройство, создание семьи, рождение детей, появление материальных благ. Эмоциональная окраска называемых событий в основном положительная, что свидетельствует об определённом романтизме, являющемся характеристикой юношеского возраста. Продолжительность, т. е. протяжённость временной перспективы, в среднем, у студентов 1-го и 4-го курсов составляет ближайшие 15 лет. Перспектива будущей жизни наполнена личностным смыслом и индивидуальным содержанием.

Опросник временной перспективы (2ТР1) Ф. Зимбардо направлен на оценку отношения ко времени, а через это - на оценку отношения личности к окружающей действительности вообще, к самому себе, своему опыту и грядущим перспективам. Согласно полученным результатам, студенты выпускного курса имеют больше планов и целей на будущее, больше ориентированы на будущее, чем первокурсники. Первокурсники более негативно, чем четверокурсники, воспринимают своё прошлое. Студенты четвертого курса отличаются большим принятием прошлого, что свидетельствует об осознании ими связи между прошлым и будущим.

С помощью теста «Персональная компетентность во времени» С. И. Калинина возможно получить оценку индивидуальной компетентности во времени. По результатам тестирования среди студентов первого курса средняя (нормальная) компетентность в управлении временем обнаружена у двух человек, у остальных недостаточная (20 %) и низкая (70 %) компетентность во времени. Среди студентов четвёртого курса 30 % опрошенных со средней компетентностью в управлении временем, 20 % - с недостаточной и 50 % с низкой компетентностью во времени.

Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е. Ю. Мандриковой предназна-

чен для диагностики особенностей структурирования самоорганизации деятельности. С помощью опросника ОСД получены результаты, позволяющие сделать вывод, что студенты выпускного курса в сравнении с первокурсниками являются более целеустремлёнными, способными сконцентрироваться на цели. У студентов четвёртого курса выше, чем у первокурсников, показатели по шкале «Планомерность», которая измеряет степень вовлечённости субъекта в тактическое ежедневное планирование по определённым принципам. Четверокурсники более настойчивы, склонны к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочению активности. Сформированности навыков тактического планирования и стратегического целепола-гания у студентов не обнаружено.

Достоверность выявленных различий подтверждена методами математико-стати-стической обработки данных.

Таким образом, особенности временной перспективы студентов выпускного курса (большая протяжённость будущего, наполненность будущими событиями, более выраженная направленность на будущее, осознание связи между прошлым и будущим) во многом обусловлены предстоящим окончанием вуза, грядущей итоговой государственной аттестацией и последующим трудоустройством. Некоторые черты временной компетентности, а именно - настойчивость, целеустремлённость - также более развиты у студентов четвёртого курса, что, безусловно, является результатом прохождения ими через образовательный процесс в вузе.

Полученные результаты подтверждают необходимость психологического сопровождения процесса профессионального образования студентов - будущих социальных работников. Возможно, в образовательный процесс целесообразно внедрить элективный курс, который предполагает ознакомление студентов с сущностью временной перспективы и временной компетентности, побуждение к познанию себя,изучению своих интересов, склонностей и способностей и развитию умения соотносить их с прогнозируемым профессиональным будущим, позволит развить их временную перспективу и временную компетентность.

Временная компетентность будущего профессионала, а именно продуктивное использование времени, ориентация во

времени, способность структурировать время, бережное отношение ко времени, его экономное использование, в дальнейшем позволит более эффективно овладевать знаниями, совершенствоваться в

своей профессии, явится хорошим фундаментом для успешной самореализации, обеспечит психологическое благополучие как в профессиональной, так и в личной и общественной жизни.

Список литературы

1. Бегидова С. Н., Хазова С. А., Бегидов В. С. Личностные качества конкурентоспособного социального работника // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3. Педагогика и психология. 2013. Вып. 3 (123). С.11-16.

2. Болотова А. К. Психология организации времени. M.: Аспект-Пресс, 2006. 254 с.

3. Вечканова Е. M. К вопросу о специфике временной перспективы лиц, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях // Личность в экстремальных условиях: сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. А. В. Серый, M. С. Яницкий; под общ. ред. А. А. Бучек, Ю. Ю. Неяскиной, M. А. Фризен. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. Вып. 2. С. 119-125.

4. Енькова Л. П. Структура и содержание временной компетентности в контексте психолого-педагогического образования // Вектор науки ТГУ 2011. № 4 (7). С. 97-100.

5. Калинин С. И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем. СПб.: Речь, 2006. 371 с.

6. Кузьмина О. В. Типологические особенности временной компетентности личности // Вестн. Удмурт. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 1. С. 30-36.

7. Mолокостова A. M. Жизненные цели студентов в связи с профессиональным самоопределением // Mатериалы I Mеждунар. науч.-практ. конф. M.: Смысл, 2004. С. 155-156.

В. Теплинских M. В. Профессиональное самосознание в связи с успешностью деятельности социальных работников // Вестн. КемГУ. 2012. Т. 4. № 4 (52) С. 2В3-2ВВ.

9. Токарева О. О. Временная компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего бакалавра гуманитарных специальностей // Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты: материалы междунар. науч.-практ. конф. (15-16 янв. 2011 г). Пенза; Прага: Социосфера, 2012. С. 121-124.

10. Фирсов M. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. M.: Владос, 2001. 432 с.

References

1. Begidova S. N., Khazova S. A., Begidov V. S. Lichnostnye kachestva konkurentosposob-nogo sotsial'nogo rabotnika // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3. Pedagogika i psikhologiya. 2013. Vyp. 3 (123). S.11-16.

2. Bolotova A. K. Psikhologiya organizatsii vremeni. M.: Aspekt-Press, 2006. 254 s.

3. Vechkanova E. M. K voprosu o spetsifike vremennoi perspektivy lits, prozhivayushchikh v ekstremal'nykh prirodno-klimaticheskikh usloviyakh // Lichnost' v ekstremal'nykh usloviyakh: sb. nauch. tr. : v 2 ch. Ch. 1 / nauch. red. A. V. Seryi, M. S. Yanitskii; pod obshch. red. A. A. Buchek, Yu. Yu. Neyaskinoi, M. A. Frizen. Petropavlovsk-Kamchatskii: KamGU im. Vitusa Beringa, 2012. Vyp. 2. S. 119-125.

4. En'kova L. P. Struktura i soderzhanie vremennoi kompetentnosti v kontekste psikholo-go-pedagogicheskogo obrazovaniya // Vektor nauki TGU. 2011. № 4 (7). S. 97-100.

5. Kalinin S. I. Taim-menedzhment: praktikum po upravleniyu vremenem. SPb.: Rech', 2006. 371 s.

6. Kuz'mina O. V. Tipologicheskie osobennosti vremennoi kompetentnosti lichnosti // Vestn. Udmurt. un-ta. Ser. Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2012. Vyp. 1. S. 30-36.

7. Molokostova A. M. Zhiznennye tseli studentov v svyazi s professional'nym samoopredele-niem // Materialy I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: Smysl, 2004. S. 155-156.

В. Teplinskikh M. V. Professional'noe samosoznanie v svyazi s uspeshnost'yu deyatel'nosti sotsial'nykh rabotnikov // Vestn. KemGU. 2012. T. 4. № 4 (52) S. 2В3-2ВВ.

9. Tokareva O. O. Vremennaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noi kompetentnosti budushchego bakalavra gumanitarnykh spetsial'nostei // Informatizatsiya obshchest-va: sotsial'no-ekonomicheskie, sotsiokul'turnye i mezhdunarodnye aspekty: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (15-16 yanv. 2011 g.). Penza; Praga: Sotsiosfera, 2012. S.121-124.

10. Firsov M. V., Studenova E. G. Teoriya sotsial'noi raboty. M.: Vlados, 2001. 432 s.

Статья поступила в редакцию 08.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.