Научная статья на тему 'Мотивация использования сети Интернет студентами вуза во взаимосвязи с временной перспективой личности и социально-психологической адаптацией'

Мотивация использования сети Интернет студентами вуза во взаимосвязи с временной перспективой личности и социально-психологической адаптацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
650
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MOTIVATION OF USE OF THE INTERNET / INTERNET DEPENDENCE / TEMPORARY PROSPECT OF THE IDENTITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шеина Т. Е.

В статье актуализируется проблема мотивации использования сети Интернет студентами вуза. Данный феномен рассматривается во взаимосвязи с такими показателями личностного развития, как временная перспектива личности и социально-психологическая адаптация. Излагаются результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи параметроввременной перспективы личности, мотивации пользования сети Интернет и потенциала социально-психологической адаптации студентов вуза, где основным временным модусом выделяется психологическое настоящее человека в период обучения в высшем учебном заведении. Выявляется корреляционная значимость показателей между выбранными параметрами, производится соотнесение выбранного временного модуса с ведущей мотивацией пользования сетью Интернет и показателей интернет-зависимости. Выявлено,что для студентов ведущими мотивами пользования сетью Интернет являются – деловой мотив, самореализация, самоутверждение и коммуникация. Показано, что Интернет наиболее значим для студентов с выраженным гедонистическим настоящим, негативным прошлым и фаталистическим настоящим. Данная группа студентов демонстрирует сниженные показатели социально-психологической адаптации. Делается вывод о компенсаторном характере пользования сети Интернет у респондентов с негативным отношением к смысловым локусам временной перспективы личности. Результаты исследования обозначают тенденции возникновения кризисных ситуаций у студенческоймолодежи и могут использоваться в деятельности психологических служб вузов, направленной на развитие социально-психологической адаптации студентов, и для профилактики интернет-зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET USE MOTIVATION IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN INTERRELATION WITH TEMPORARY PERSPECTIVE OF THE INDIVIDUAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

The article features the problem of Internet use motivation among students. This phenomenon is discussed in conjunction with such criteria of personal development as time perspective of the individual and socio-psychological adaptation. The paper describes some results of a study that identifies the relationship of the parameters of individual temporal perspective, motivation for Internet use and potential socio-psychological adaptation in university students, where the main temporary modus is individual psychological present during the period of study in a higher education institution. It reveals a correlative significance of indicators between selected options, and compares the selected time of the mode with the driving motivation for Internet usage and indicators of Internet addiction. It is revealed that for students the leading motives of Internet usage are business, self-realization, self-assertion and communication. It is shown that the Internet is of highest significance for students with strong hedonistic present, negative past and fatalistic present. This group of students demonstrates reduced indicators of sociopsychological adaptation, which makes it possible to point out the compensatory nature of Internet use among the respondents with negative attitude to the semantic loci of individual temporal perspective. The results of the study define the trends of crisis situations occurrence in students and can be used by psychological services of higher education institutions to develop socio-psychological adaptation of students, as well as to prevent Internet addiction.

Текст научной работы на тему «Мотивация использования сети Интернет студентами вуза во взаимосвязи с временной перспективой личности и социально-психологической адаптацией»

УДК 159.923

МОТИВАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ СТУДЕНТАМИ ВУЗА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИЕЙ

Татьяна Е. Шеина1' @

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ [email protected]

Поступила в редакцию 26.10.2016. Принята к печати 13.01.2017.

Ключевые слова: мотивация использования сети Интернет, интернет-зависимость, временная перспектива личности студентов вуза, социально-психологическая адаптация, информационные технологии.

Аннотация: В статье актуализируется проблема мотивации использования сети Интернет студентами вуза. Данный феномен рассматривается во взаимосвязи с такими показателями личностного развития, как временная перспектива личности и социально-психологическая адаптация. Излагаются результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи параметров временной перспективы личности, мотивации пользования сети Интернет и потенциала социально-психологической адаптации студентов вуза, где основным временным модусом выделяется психологическое настоящее человека в период обучения в высшем учебном заведении. Выявляется корреляционная значимость показателей между выбранными параметрами, производится соотнесение выбранного временного модуса с ведущей мотивацией пользования сетью Интернет и показателей интернет-зависимости. Выявлено, что для студентов ведущими мотивами пользования сетью Интернет являются - деловой мотив, самореализация, самоутверждение и коммуникация. Показано, что Интернет наиболее значим для студентов с выраженным гедонистическим настоящим, негативным прошлым и фаталистическим настоящим. Данная группа студентов демонстрирует сниженные показатели социально-психологической адаптации. Делается вывод о компенсаторном характере пользования сети Интернет у респондентов с негативным отношением к смысловым локусам временной перспективы личности. Результаты исследования обозначают тенденции возникновения кризисных ситуаций у студенческой молодежи и могут использоваться в деятельности психологических служб вузов, направленной на развитие социально-психологической адаптации студентов, и для профилактики интернет-зависимости.

Для цитирования: Шеина Т. Е. Мотивация использования сети Интернет студентами вуза во взаимосвязи с временной перспективой личности и социально-психологической адаптацией // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3. С. 161-166. Б01: 10.21603/2078-8975-2017-3-161-166.

Для любого общества основной ценностью является человек во всем многообразии его проявлений и характеристик. В век информационных технологий человек проходит сложный путь обучения, саморазвития, актуализации собственного Я. С момента начала изучения интернет-пространства исследователи задаются вопросом положительного или отрицательного вектора влияния сети на развитие личности человека. Как следствие, это приводит к постановке вопроса о различных феноменах самоосуществления человека в интернет-среде. Соответственно, актуальной становится проблема взаимосвязи различных характеристик, развитие которых обуславливается в частности Интернетом. Современные исследования показывают, что интегральными характеристиками развития личности в период обучения в вузе являются временная перспектива, мотивация, адаптивность к условиям социальной среды [1-2].

Феномен временной перспективы занимает значительное место в психологической науке. Данной проблемой занимались авторы самых различных областей знания клинической, возрастной, социальной, педагогической психологии. Теоретическая основа исследований временной перспективы личности в данном исследова-

нии базируется на работах К. Левина [3], Ф. Зимбардо [4], Ж. Нюттена [5], Е. И. Головахи, А. А. Кроника [6], Л. К. Франка [7].

К. Левин разработал пространственно-временную модель индивидуального жизненного пространства личности. Временная перспектива состоит из психологического прошлого и будущего уровня реальности и разных уровней ирреального. При этом психологическое прошлое и будущее являются синхронными частями общего психологического поля, которое присутствует в конкретный момент времени [3].

Рассматривая временную перспективу, Ж. Нюттен фокусировал внимание на содержании событий различных временных модусов и структуре временных представлений [5]. Будущее время является мотивационно-потребностной сферой личности, для изучения которого необходимо учитывать его связь с когнитивно переработанной мотивацией. Сама временная перспектива является последовательностью событий с определенными интервалами между ними, которые представляются в сознании человека в некоторый конкретный момент времени.

Л. К. Франком подчеркивалась взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего времени в поведении и сознании человека [7]. Временная перспектива является культурно детерминированным феноменом. Человек постоянно находится в процессе саморазвития, обучения, во время которых учитывает влияние временной перспективы на свою жизнь. Подчеркивается важность ценностной сферы, актуальной для конкретного человека в определенной общности.

Е. И. Головаха и А. А. Кроник рассматривали границы субъективного настоящего, прошлого и будущего в рамках событийного подхода. Авторы разработали причинно-целевую концепцию, которая состоит из причинных и целевых отношений, являющихся противоположными по направлению. Единицей психологического времени является межсобытийная связь [6].

С точки зрения ситуационно-детерминированного подхода временную перспективу рассматривал Ф. Зимбардо. Временная перспектива рассматривалась как относительно стабильный процесс, являющийся своеобразной чертой личности [4]. Временная перспектива личности - это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов, разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего.

М. С. Яницкий и соавторы, анализируя основные представления о временной перспективе личности, делают вывод, что настоящее есть осознание индивидом своей деятельности, а также момент побуждения к данной деятельности. Человек может переживать актуальные состояния в конкретный момент настоящего времени, куда входят и воспоминания из прошлого, и планирование будущего. Все это является своеобразным ценностным ориентиром деятельности в настоящем моменте [8-9].

Исходя из вышесказанного, в нашем исследовании, целью которого являлось изучение взаимосвязи параметров временной перспективы личности, мотивации и потенциала социально-психологической адаптации пользователей сети Интернет, основным временным модусом было выделено психологическое настоящее человека на юношеском этапе самоосуществления.

В поисковом исследовании, проведенном в 2016 г., приняли участие 39 студентов Кемеровского государственного университета, активно использующие сеть Интернет в повседневной деятельности.

Основные методики исследования:

- опросник временной перспективы Ф. Зимбардо Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI), модифицированный А. Сырцовой, Е. Т. Соколовой, О. В. Ми-тиной [10];

- тест К. Янг на интернет-зависимость [11];

- методика социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда [12];

- анкета на выявление ведущей мотивации пользования Интернетом на основании выделенных мотивов

пользования Интернетом О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабаниным, А. Е. Войскунским [13].

Полученные по указанным методикам результаты были подвержены корреляционному анализу.

Взаимосвязь показателей временной перспективы и интернет-зависимости показала, что студенты с преобладающей тенденцией к гедонистическому настоящему, негативному прошлому и фаталистическому настоящему более склонны к интернет-зависимости (таблица 1).

Таблица 1. Взаимосвязь показателей методик ZTPI и интернет-зависимости Table 1. The relationship between the indicators of Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI) technique and Internet addiction

Факторы ZTPI Показатель зависимости

Гедонистическое настоящее 0,37

Негативное прошлое 0,38

Фаталистическое настоящее 0,39

Прим.: в таблице указаны только статистически значимые корреляции при уровне значимости р < 0,05.

Данные результаты позволяют сделать вывод о том, что Интернет играет существенную роль для студентов с выраженным фаталистическим настоящим и негативным прошлым, что может быть связано с воплощением компенсаторной функции Интернета для удовлетворения актуальных проблем настоящего, идущих из прошлого. Интернет выполняет своеобразную защитную функцию от реального мира, ход которого не подвластен человеку. Пользователи с выраженным гедонистическим настоящим пользуются Интернетом для удовлетворения своих актуальных желаний, получения удовольствия, что может выражаться в поисках новинок в области музыки, искусства, общении с другими пользователями, времяпрепровождении на интернет-сайтах, форумах, ресурсах. Как видно, Интернет может выполнять сразу несколько функций, выбор которых зависит от потребностей конкретного человека.

По результатам корреляционного анализа показателей методик 2ТР1 и СПА были выявлены статистически значимые взаимосвязи, указывающие на особенности социально-психологической адаптации пользователей сети Интернет в зависимости от модусов временной перспективы (таблица 2).

Далее в нашем исследовании измерялась взаимосвязь показателей методики 2ТР1 и основных мотивов использования Интернета (таблица 3). Опираясь на ранее проведенное исследование О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, А. Е. Войскунского, нами было выделено 9 основных мотивов пользования Интернетом: деловая, учебная, познавательная мотивация, мотив сотрудничества, самореализации, игровой, аффилиативный, мотив самоутверждения и коммуникации.

Таблица 2. Взаимосвязь показателей методик ZTPI и СПА

Table 2. The relationship between the indicators of Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI) and Social-psychological adaptation (SPA) techniques

Показатели СПА Факторы ZTPI

НП ПП ФН ГН Б

Первичные показатели

Адаптивность - 0,34* - - 0,49**

Дезадаптивность 0,59** - - 0,42** -

Лживость - - - - 0,33* -

Лживость + -0,33* - - - 0,61**

Принятие себя -0,32* 0,32* - - -

Непринятие себя 0,50** - - 0,44** -

Непринятие других 0,47** - - - -

Эмоциональный комфорт -0,45** - - - -

Эмоциональный дискомфорт 0,67** - - 0,37* -

Внутренний контроль - - - - 0,42**

Внешний контроль 0,58** - 0,32* 0,45** -

Доминирование -0,32* - - 0,33* -

Ведомость 0,48** - - 0,42** -

Эскапизм - - - 0,51** -

Интегральные показатели

Адаптация -0,59** - - -0,42** -

Самопринятие -0,58** - - -0,41* -

Принятие других -0,43** - - - -

Эмоциональная комфортность -0,69** - - -0,37* -

Интернальность -0,52** - - -0,43** -

Стремление к доминированию -0,32** - - - -

Прим.: в таблице указаны только статистически значимые корреляции при уровнях значимости: * - р < 0,05; ** - p < 0,01. НП - негативное прошлое; IIII - позитивное прошлое; ФН - фаталистическое настоящее; ГН - гедонистическое настоящее; Б - будущее.

Таблица 3. Взаимосвязь показателей методики ZTPI и мотивации использования Интернета

Table 3. The relationship between the indicators of the methods Zimbardo Time Perspective Inventory (ZTPI) and

motivation of Internet usage

Мотивация ПП ФН ГН Б

Степень значимости

Деловая - 0,59** 0,45** -0,33*

Самореализация - -0,38* - -

Самоутверждение - -0,38* - -

Реализованность

Деловая - -0,46** -0,36* 0,39*

Самореализация - 0,43** 0,36* -

Коммуникативная 0,44** - - -

Прим.: в таблице указаны только статистически значимые корреляции при уровнях значимости: * - р < 0,05; ** -р < 0,01. НП - негативное прошлое; 1111 - позитивное прошлое; ФН - фаталистическое настоящее; ГН - гедонистическое настоящее; Б - будущее.

Пользователи сети Интернет с ориентацией на негативное прошлое демонстрируют высокую степень деза-даптивности, непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля, ведомости. При повышении значимости данного временного локуса снижается дача ответов на вопросы в положительном ключе и доминирование. По интегральным показателям студентов с выраженным негативным прошлым можно сказать, что преобладает явная тенденция сниженной общей адаптации человека, степени его самопринятия и принятия других, эмоционального

комфорта, показателей интернальности и стремления к доминированию. Преобладание склонности жить в негативном прошлом показывает общую тенденцию пессимистического отношения к прожитому времени, за которым могут скрываться боль, сожаления за какие-либо поступки в прошлом. У данной группы студентов снижена возможность эффективного управления своим временем, т. к. они чувствуют постоянное напряжение, дискомфорт, не могут вследствие этого приспособиться к имеющимся условиям среды. Характерно, что группа пользователей является зависимой от сети, но не выби-

рает ни одного ведущего мотива своей деятельности в интернет-пространстве. Интернет в этом случае может выступать посредником, который направляет неактуа-лизированные состояния личности во всемирную сеть для их актуализации на субъективном для человека уровне. Здесь Интернет выполняет компенсаторную функцию, позволяет раскрывать Я личности на том уровне, на котором человек может себе это позволить.

Преобладающая ориентация на позитивное прошлое имеет небольшое количество корреляций и не связана с показателями интернет-зависимости. Пользователи сети Интернет с данной ориентацией демонстрируют высокую степень адаптивности и принятия себя. Единственным мотивом для них является мотив коммуникации. Для пользователей с выраженной ориентацией на позитивное прошлое характерно снижение степени реализо-ванности мотива коммуникации посредством Интернета. Это может свидетельствовать об общей удовлетворенности респондентов актуальным состоянием коммуникативных актов реального мира.

Пользователи сети Интернет с преобладающим фаталистическим настоящим имеют небольшое число корреляций, которые демонстрируют зависимость выделенной группы студентов от внешнего контроля, что обуславливает общую тенденцию жизни таких людей, акцентирующих внимание на внешних воздействиях, способных влиять на ход их жизни. Данная группа студентов является интернет-зависимой. Характерным является снижение значимости деловой мотивации пользования Интернетом при ее высокой реализованности. В данном случае сеть уже стала средством, которое может помочь достичь определенных целей в деятельности, или же данная практика уже была опробована и не привела к желаемым результатам. Более важными мотивами группа студентов с преобладающим фаталистическим настоящим считает мотив самореализации и самоутверждения. Мотив самореализации является предпочтительным, а степень его реализации остается низкой. Так, данная группа использует Интернет для удовлетворения своего нераскрытого потенциала, обусловленного внешними воздействиями. Интернет в этом случае играет роль такого мира, где можно воплотить свои потенциальные желания, возможности, нереализованные личностью в реальном мире в силу определенных обстоятельств. Вероятно, в сети люди пытаются найти те способы, благодаря которым они смогут проявить себя в реальной жизни.

Также выделяется группа студентов с выраженной направленностью на гедонистическое настоящее, на получение удовольствия «здесь и сейчас», без особо четких планов на будущее. Пользователи сети Интернет с данной ориентацией демонстрируют высокую степень дезадаптивности, дают ложные ответы на вопросы со знаком минус, имеют выраженную склонность к неприятию себя, ощущают эмоциональный дискомфорт, подвержены внешнему контролю, доминированию, ведомости и эскапизму. Для пользователей с выраженной ориентацией на гедонистическое настоящее является

характерным выделение ряда интегральных показателей, которые ярко демонстрируют снижение степени адаптации, самопринятия, эмоционального комфорта и интернальности. Студенты с выраженным гедонистическим настоящим являются зависимыми от внешнего влияния, которое может доставить им удовольствие и проявляющееся в любых приемлемых формах. Являясь интернет-зависимыми, такие студенты не ставят в число предпочтительных деловой мотив, который является достаточно реализованным. При увеличении значимости гедонистического будущего снижается степень предпочтения мотива самореализации. Данная группа не считает Интернет средством достижения каких-либо профессиональных целей, но и не отрицает возможность его использования по мере необходимости.

При анализе первичных показателей можно определить, что положительная корреляция факторов адаптивности, склонности ко лжи в ключе со знаком плюс и внутреннего контроля наблюдается у студентов с преобладающей ориентацией на будущее. Они в большей степени могут конструктивно строить свою жизнь в конкретном временном пространстве с четко выстроенной иерархией целей, направленной на достижение определенных результатов в будущем. Для данной группы пользователей характерен выбор делового мотива использования Интернета, при том что его реализован-ность на данный момент не имеет реального подтверждения. Такие студенты при планировании своего будущего в достаточной степени полагаются на Интернет, и он является средством на пути достижения цели. Так, студенты с выраженной временной перспективой на будущее рассматривают Интернет в качестве средства достижения запланированных целей, но не являются зависимыми от его наличия в жизни.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что временная перспектива личности студентов вуза является важным фактором, обусловливающим характер использования ими сети Интернет. Интернет является наиболее значимым для студентов с выраженным гедонистическим настоящим, негативным прошлым и фаталистическим настоящим. Для данной группы студентов присутствует риск зависимости от сети Интернет вследствие недостаточной адаптирован-ности в реальном мире, неудовлетворенности собственным актуальным положением, социальным окружением, что приводит к зависимости от мнения других людей и, как следствие, уходу в иную реальность и замкнутости. Как видно из проведенного исследования, ни одна группа не выбирает ведущим мотивом пользования Интернетом учебную мотивацию.

Полученные результаты обозначают ряд тенденций, указывающих на истоки проблемных ситуаций современной студенческой молодежи [14]. Несмотря на развитость сети и внедрение интернет-технологий в образовательный процесс, для большой части студенческой молодежи Интернет выполняет компенсаторную функцию в процессе социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе.

Литература

1. Серый А. В., Вечканова Е. М. Темпоральные аспекты актуализации смысловых граней субъективных образов переживания кризиса идентичности в период юности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3. Т. 3. С. 238-247.

2. Проконич О. А. Динамические характеристики временной перспективы личности студентов вуза в процессе обучения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1. C. 207219. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-46.

3. Левин К. Динамическая психология: избранные труды. М.: Смысл. 2001. 572 с.

4. Зимбардо Ф., Бойд Д. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. М.: Речь, 2010. 352 с.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

6. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности, М.: Смысл, 2008. 267 с.

7. Frank L. K. Time perspectives // J. Soc. Phil. 1939. Vol. 4. P. 293-312.

8. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. М.: Питер. 2009. 460 с.

9. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2(20). С. 175-180.

10. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. № 1. C. 85-105.

11. Kimberly S. Y. Caught in the Net: How to Recognize Internet addiction and A Winning Strategy for Recovery. New York, NY: John Wiley & Sons, 1995. 256 р.

12. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43-56.

13. Aрeстoвa О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Мотивация пользователей Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. C. 55-76.

14. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодёжью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40-48. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.04.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERNET USE MOTIVATION IN STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN INTERRELATION WITH TEMPORARY PERSPECTIVE OF THE INDIVIDUAL AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Tatiana E. Sheina1' @

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]

Received 26.10.2016. Accepted 13.01.2017.

Keywords: motivation of use of the Internet, Internet dependence, temporary prospect of the identity of students of higher education institution, social and psychological adaptation, information technologies.

Abstract: The article features the problem of Internet use motivation among students. This phenomenon is discussed in conjunction with such criteria of personal development as time perspective of the individual and socio-psychological adaptation. The paper describes some results of a study that identifies the relationship of the parameters of individual temporal perspective, motivation for Internet use and potential socio-psychological adaptation in university students, where the main temporary modus is individual psychological present during the period of study in a higher education institution. It reveals a correlative significance of indicators between selected options, and compares the selected time of the mode with the driving motivation for Internet usage and indicators of Internet addiction. It is revealed that for students the leading motives of Internet usage are business, self-realization, self-assertion and communication. It is shown that the Internet is of highest significance for students with strong hedonistic present, negative past and fatalistic present. This group of students demonstrates reduced indicators of socio-psychological adaptation, which makes it possible to point out the compensatory nature of Internet use among the respondents with negative attitude to the semantic loci of individual temporal perspective. The results of the study define the trends of crisis situations occurrence in students and can be used by psychological services of higher education institutions to develop socio-psychological adaptation of students, as well as to prevent Internet addiction.

For citation: Sheina T. E. Motivatsiia ispol'zovaniia seti Internet studentami vuza vo vzaimosviazi s vremennoi perspekti-voi lichnosti i sotsial'no-psikhologicheskoi adaptatsiei [Internet Use Motivation in Students of Higher Education Institutions in Interrelation with Temporary Perspective of the Individual and socio-Psychological Adaptation]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3 (2017): 161-166. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-3-161-166.

References

1. Seryy A. V., Vechkanova E. M. Temporal'nye aspekty aktualizatsii smyslovykh granei sub"ektivnykh obrazov perezhiva-niia krizisa identichnosti v period iunosti [Temporal aspects of the actualization of the semantic facets of subjective images in the experience of identity crisis during adolescence]. Bulletin of Kemerovo State University, 3, no. 3 (2015): 238-247.

2. Prokonich O. A. Dinamicheskie kharakteristiki vremennoi perspektivy lichnosti studentov vuza v protsesse obuche-niia [Dynamic characteristics of persanality's time perspective during the period of study of university students]. Sovremen-nye issledovaniia sotsial'nykh problem = Society of Russia: educational space, psychological structures and social values, no. 1 (2015): 207-219. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-46.

3. Levin K. Dinamicheskaiapsikhologiia [Dynamic psychology]. Moscow: Smysl, 2001, 572.

4. Zimbardo F., Boyd D. Paradoks vremeni: Novaiapsikhologiia vremeni, kotoraia uluchshit vashu zhizn' [The time paradox: the New psychology of time that will improve your life]. Moscow: Rech', 2010, 352.

5. Nuttin J. Motivatsiia, deistvie i perspektiva budushchego [Motivation, action and future prospects]. Ed. Leontiev D. A. Moscow: Smysl, 2004, 608.

6. Golovakha E. I., Kronik A. A. Psikhologicheskoe vremia lichnosti [Psychological time of the person]. Moscow: Smysl, 2008, 267.

7. Frank L. K. Time perspectives. J. Soc. Phil., vol. 4 (1939): 293-312.

8. Kulikov L. V. Psikhologiia lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Personality psychology in works by Russian psychologists]. Moscow: Piter, 2009, 460.

9. Yanicky M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoi perspektivy lichnosti predstavitelei razlichnykh tsennostnykh tipov massovogo soznaniia [The peculiarities of temporal perspective of the individual representatives of different value types of mass consciousness]. Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnye nauki = Vestnik KRAUNTs. Humanities, no. 2(20) (2012): 175-180.

10. Syrtsova A., Sokolova E. T., Mitina O. V. Metodika F. Zimbardo po vremennoi perspective [The methodology F. Zimbardo at a time perspective]. Psykhologicheskaia diagnostika = Psychological diagnostics, no. 1 (2007): 85-105.

11. Kimberly S. Y. Caught in the Net: How to Recognize Internet addiction and A Winning Strategy for Recovery. New York, NY: John Wiley & Sons, 1995, 256.

12. Osnitskii A. K. Opredelenie kharakteristik sotsial'noi adaptatsii [Determination of the characteristics of social adaptation]. Psikhologiia i shkola = Psychology and the school, no. 1 (2004): 43-56.

13. Arestova O. N., Babanin L. N., Voiskunskii A. E. Motivatsiia pol'zovatelei Interneta [The motivation of Internet users]. Gumanitarnye issledovaniia v Internete [Humanitarian research on the Internet]. Ed. Voiskunskii A. E. Moscow: Mozhaisk-Terra, 2000, 55-76.

14. Seryy A. V., Yanicky M. S., Harchenko E. V. Tsennostno-smyslovye aspekty psikhologicheskoi raboty so studen-cheskoi molodezh'iu, nakhodiashcheisia v krizisnoi situatsii [Value-semantic aspects of psychological work with students in crisis situations]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of the Novosibirsk state pedagogical University, no. 2 (2014): 40-48. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.