ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.923.2:37.041
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.А. ЮДИН*
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», Кемерово
В статье рассматриваются основные подходы к изучению самоорганизации. Выдвигается положение о взаимосвязи уровня развития самоорганизации с особенностями восприятия психологического времени. С целью выявления темпоральных характеристик, влияющих на самоорганизацию студентов, нами был проведен сравнительный анализ двух групп с высоким и низким уровнем самоорганизации. Были выявлены три главные характеристики, влияющие на самоорганизацию учебной деятельности: величина и структура настоящего времени, а также ощущение будущего времени, что подтверждает выдвинутое нами положение.
Ключевые слова: самоорганизация, время, временная перспектива личности, деятельность.
Введение
Общие положения о самоорганизации. Впервые в научный обиход понятие самоорганизации ввел У Эшби. Затем этот термин стал использоваться в физике сложных систем в 1970-1980-х годах [12]. Самоорганизация представляет собой свойство высокоорганизованных систем упорядочивать или изменять характеристики своих компонентов без воздействия внешних факторов, в результате чего система совершенствуется и изменяется. При этом самоорганизация характерна только для высокоорганизованных систем, таких как: физические, химические, биологические, социальные, имеющие в своей структуре большое количество компонентов, способных к перестройке и изменению их первоначальных свойств. Главная особенность самоорганизованных систем состоит в перестройке их структуры и взаимосвязей
© Юдин С.А., 2017
* Для корреспонденции:
Юдин Семен Анатольевич
аспирант кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» E-mail: Semen.Yudin@mail.ru
между компонентами, в результате чего система приобретает новые свойства [6].
В психологическую науку понятие самоорганизации стало внедряться сравнительно недавно. Изучение этого феномена и постепенное накопление психолого-педагогических знаний позволило сформулировать собственные подходы к пониманию, а также к изучению самоорганизации личности. Существует ряд основных подходов к определению сущности самоорганизации: синергетический, личностный и деятельностный.
Личностный подход рассматривает самоорганизацию как свойство личности самостоятельно мобилизовать временные, физические и психологические ресурсы, использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей [7].
С позиции деятельностного подхода Ю.А. Цагарелли, самоорганизация - это процесс осознанного и целенаправленного преобразования своей личности, исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Процесс самоорганизации характеризуется теми путями, которые личность прокладывает для достижения целей своего развития [7].
В деятельностном подходе самоорганизация как умение выражается в особых действиях, сформированных на основе приобретенных знаний, умений и навыков, дающих возможность рационально использовать свои физические и психологические ресурсы, с максимальной эффективностью, самостоятельно и целенаправленно для организации собственной деятельности. Самоорганизация объединяет такие умения, как планирование, целепо-лагание, рефлексия, рациональное восприятие и распределение времени [3].
С одной стороны, самоорганизация как деятельность направлена на изменение, перестройку и развитие личности без внешнего вмешательства или воздействия, с целью достижения определенных результатов. В этом случае самоорганизация выступает как механизм адаптации: если личностные компоненты (сила воли, целеустремленность и т.д.), необходимые для достижения определенных целей, развиты не в полной мере, то активность личности будет направлена на их перестройку. А с другой стороны, самоорганизация является частью самой деятельности, направленной на достижение поставленных целей. В этом случае самоорганизация позволяет выстроить план действий, а также распределить силы и энергию, необходимые для поддержания деятельности. Мы полагаем, что самоорганизацию можно рассматривать как комплексное объединение навыков и личностных черт. Мы придерживаемся позиции личностно-де-ятельностного подхода, в котором самоорганизация понимается как «единство процесса деятельности и способности личности, связанное с умением самостоятельно организовать себя в достижении поставленных целей [9].
Под самоорганизацией мы понимаем осознаваемый процесс формирования и структурирования деятельности для достижения поставленной цели без участия внешних сил, в основе которого лежат интегральные характеристики личности
(самостоятельность, целеустремленность, организованность, настойчивость, целепо-лагание, самокритичность).
Временные детерминанты самоорганизации. Стремительность и необратимость событий, а также ограниченность времени придают этому фактору особую значимость как невосполняемому ресурсу. Ограниченность времени позволяет человеку осознать истинную ценность тех или иных аспектов своей жизни, определить, что по-настоящему важно, выстроить приоритеты и действовать, распределяя временные ресурсы. Ограниченность временных ресурсов подталкивает личность к созданию и развитию оптимального способа взаимодействия с миром и с самим собой. Успешность распределения временных и физических ресурсов зависит от сформи-рованности у личности представлений о собственном прошлом и будущем в настоящий момент времени, иными словами, от ее временной перспективы. Существенно значимым для человека является свойство времени выделять ценностный смысл возникающих в его жизни событий, наделять их ценностной окраской, регулирующей поведение человека, выделять то, что по-настоящему важно в настоящем и будущем, и намечать точки приложения активности.
Для обозначения совокупности представлений личности о своем психологическом прошлом и будущем в настоящий момент С.Л. Франком было введено в научный обиход понятие «временная перспектива». Но впервые научное обоснование понятие временной перспективы получило в работах К. Левина, который использовал его для описания целостного видения человеком своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. В рамках разработанной концепции психологического поля К. Левин рассматривал временную перспективу как объединение прошлого опыта и представлений о будущем в настоящем моменте времени, независимо от хронологической отдаленности [4].
Разработанный Ф. Зимбордо конструкт временной перспективы включал в себя ориентацию человека не только на будущее, но и на прошлое и настоящее. В его концепции для каждого человека характерна фиксация на определенном промежутке времени (ориентация на настоящее, прошлое или будущее), характеризующая их временное «пристрастие» или «предубеждение». Когда определенный временной промежуток избирается человеком чаще остальных, тогда он становится личностной диспозицией.
Временную перспективу обычно относят к двум разным аспектам психологического времени. К первому аспекту временной перспективы относят протяженность, насыщенность, глубину, степень реалистичности и проработанности психологического времени. Вторым аспектом является отношение личности к своему психологическому прошлому, настоящему или будущему, то, насколько положительно или негативно человек позиционирует свое психологическое время - его временные установки [10].
Временная перспектива, по нашему мнению, - это сложное интегральное личностное образование, при котором субъект способен давать воспринимаемым им событиям временную оценку (характеристику), которые либо уже произошли, либо происходят, либо могут произойти, где прошлое и будущее выполняют регулятивную функцию поведения в настоящем. По мнению К. Левина, поведение и психическое состояние человека зачастую зависят больше от его надежд и воспоминаний, чем от текущей ситуации «здесь и теперь». В его пространственно-временной модели зона будущего (желания, страхи, мечты, планы, надежды) детерминирует поведение человека в настоящем и определяет границы его психологического поля в данный момент [11]. Мы полагаем, что настоящее выступает в качестве оценочно-дея-тельностного пространства человека, где происходит акт осознания его собственной
деятельности и внутреннего побуждения к этой деятельности.
Деятельность, а также самоорганизация деятельности, как нам представляется, зависят от реалистичности, протяженности, длительности, эмоциональной окраски времени и от личностной фиксации на определенных временных локусах. Так, например, способность планировать увеличивается в зависимости от того, насколько объемным и реалистичным субъект воспринимает свое настоящее, а также насколько близким ощущается его будущее. Объемность психологического настоящего создает свободу выбора целей и позволяет формировать в данном временном локусе большее количество разнообразных планов. Реалистичное и ясное восприятие настоящего открывает возможность объективно оценить ситуацию, сформировать правильный порядок действий и правильно распределить физические, психические и временные ресурсы. Чем ближе к настоящему моменту на временном отрезке располагаются события будущего, тем более реальными они воспринимаются. Это создает тесную эмоциональную и психологическую связь с ожиданиями, целями и планами. Реалистичное восприятие собственного психологического будущего наделяет его личными смыслами, делает цели более значимыми и ощутимыми, побуждая к действию.
Ж. Нюттен выделяет два условия влияния временной перспективы будущего на поведение. Первым условием является темпоральная интеграция, при которой будущее (например, сдача экзамена, защита диплома) представляется как активная часть настоящего времени. Второе - установка на осуществление интегральных каузальных атрибуций; такая установка является проявлением роли личной активности в достижении целей [11].
Экстенсивная временная перспектива побуждает человека планировать и строить долговременные планы, увеличивая
эффективность, и позволяет работать над более долгосрочными проектами. Люди с протяженной временной перспективой будущего способны планировать гораздо дальше. Их планы более разнообразны, и при этом у таких субъектов цели сохраняют реалистичность, а значит, и влияние, чего нельзя сказать о субъектах, чьи стремления лежат за пределами актуального отрезка времени. Нюттен подчеркивал, что отдаленные цели сильнее мотивируют людей с более продолжительной временной перспективой будущего.
В то же время отсутствие перспективы будущего может говорить о преобладании гедонистической направленности личности, стремящейся к удовлетворению только сиюминутных потребностей. Однако такая направленность может проявляться в стрессовых ситуациях и быть защитным механизмом [2].
Мы придерживаемся позиции, что для изменения уровня самоорганизации необходимо изменить отношение личности к ее психологическому будущему, а именно: приблизив жизненные цели и планы к настоящему моменту времени, для того чтобы они ощущались более реальными. Также необходимо изменение эмоциональной окраски будущего времени. Это позволит снизить уровень стресса от потенциальной неудачи, чтобы субъект был ориентирован на позитивное достижение цели, а не на избегание неудачи. Это предоставит возможность увеличить личную значимость цели и стремление к ее достижению. Такое же мнение высказывают и другие исследователи [4].
Методика
Исследование было проведено на базе ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». Общая выборка составила 106 человек, в которую вошли студенты социально-психологического института с 1-го по 4-й курс. Возраст респондентов составил от 18 до 24 лет.
Психодиагностический комплекс методик включал в себя: «Семантический дифференциал времени» (СДВ) версии Л.И. Вассермана, Е.А. Трифоновой и К.Р. Червин-ской (2005) [1]; «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) А.Д. Ишкова [5]; «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Мандриковой Е.Ю. [8].
В рамках исследования был проведен сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента для выявления значимых различий между группами с низким и высоким уровнями развития навыков самоорганизации.
Результаты
Результаты сравнительного анализа продемонстрировали, что испытуемые с низким уровнем самоорганизации характеризуются более низкими показателями факторов «величины настоящего времени» и «структуры настоящего времени». Это свидетельствует о том, что испытуемые с низким уровнем самоорганизации ощущают недостаток «пространства» в психологическом настоящем; это соотносится с чувством внутренней скованности, фрустрированностью, приводящей к блокированию позитивных побуждений личности. Внешние и внутренние условия настоящего могут восприниматься испытуемыми как труднопреодолимые препятствия для удовлетворения актуальных потребностей, что в итоге может привести к потере смысловой наполненности и личностной значимости происходящего в настоящий момент времени.
Настоящее испытуемыми с низким уровнем самоорганизации воспринимается как недостаточно упорядоченный, слабо структурированный и неподконтрольный промежуток времени. Это говорит о том, что у испытуемых могут отсутствовать четкие представления о происходящих событиях, логические связи между ними, наличие трудностей в самоанализе, что может проявляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, чувством
смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных поступков, желаний (табл. 1).
У испытуемых с низким уровнем развития самоорганизации показатели фактора ощущения их психологического будущего ниже, чем у испытуемых с высоким уровнем развития самоорганизации. Такая особенность выражается в нарушении психологической связи испытуемых с их будущим, которое проявляется в недостатке эмоциональной вовлеченности в предпо-
Сравнительный анализ по ^кри
лагаемые события, потере интереса и снижении личной значимости будущего. На когнитивных и эмоциональных уровнях снижение восприимчивости к собственному будущему может проявляться в отстраненности, внутренней безучастности, недостаточной эмоциональной чуткости и иных феноменах. Для них будущее кажется далеким, нереальным и замкнутым, со слабой психологической связью, что может обнаруживаться по отсутствию интереса к предполагаемым событиям (табл. 2).
Таблица 1
[ю Стьюдента (настоящее время)
СДВ Группа с низким уровнем развития самоорганизации Группа с высоким уровнем развития самоорганизации 1 Р
Величина времени 4,5 7,18 -2,9 0,004333
Структура времени 0,86 5,64 -4,5 0,000014
Средние значения 3,15 5,4 -3,1 0,001834
Таблица 2
Сравнительный анализ по ^критерию Стьюдента (будущее время)
СДВ Низкий уровень самоорганизации Высокий уровень самоорганизации 1 Р
Ощущение времени 3,79 5,84 -2,0384 0,044050
Средние значения 5,99 7,39 -2,0061 0,047447
Обсуждение
Вышеперечисленные результаты свидетельствуют о том, что определяющими факторами для развития самоорганизации является объемность настоящего, понятность происходящих событий и представление о своем будущем как реалистичном промежутке времени. Ощущение пространства необходимо для самореализации. объемность настоящего времени дает возможность заполнять его различными целями, создавая тем самым вариативность. Объемное настоящее обладает большей вместительностью для формирования новых целей, дает свободу для выбора средств их реализации, позволяет лучше
распределять временные ресурсы между целями. Такое ощущение времени формирует мотивационный потенциал настоящего. Время обретает смысловую наполненность, а настоящие события приобретают положительный характер. Ощущение ясности, прогнозируемости и подконтрольности событий не менее важно в структуре настоящего. Это дает возможность объективно воспринимать происходящие события, а значит, объективно оценивать ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Структура времени представляет собой рациональную составляющую времени, благодаря которой субъект способен выстраивать взаимосвязи между событиями, формировать план действий и распре-
делять временные ресурсы между целями. Ощущение понятности и обратимости настоящего формирует у субъекта представление об актуальной жизненной ситуации как об относительно стабильном и безопасном временном периоде. Отсутствие четких представлений о закономерностях происходящих событий, логических связях между ними, а также трудности в самоанализе могут проявляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, что сильно снижает способность к самоорганизации.
Реалистичное восприятие будущего времени позволяет установить психологическую взаимосвязь с предполагаемыми событиями, долгосрочными планами или мечтами, тем самым наделяет его личными смыслами, делает цели более значимыми и ощутимыми. Чем ближе к настоящему моменту на временном отрезке времени располагается момент реализация планов, тем более реальными воспринимаются эти события, а значит, они приобретают личную значимость. Ощущение близости выполнения задуманных планов формирует интеллектуальную и эмоциональную вовлеченность субъекта в ожидаемое будущее, в результате чего субъект позиционирует себя как активного участника происходящего.
Тем не менее чувство близости завершения целей и планов не всегда может иметь положительный характер. Такое негативное представление о перспективе будущего может создавать, например, приближение крайних сроков сдачи курсовой работы или приближение периода сессии и т.д. Однако даже такое негативное восприятие ближайшего будущего может способствовать самоорганизации деятельности, так как, чем ближе крайние сроки, тем более реальными ощущаются последствия (при условии, что субъект считает их значимыми для себя), побуждая тем самым к созданию плана действий и его реализации. Таким образом, протяженная перспектива будущего важна для планирования и осуществления личных проектов.
Заключение
Сравнительный анализ двух групп с высоким и низким уровнями самоорганизации выделил три основные характеристики, влияющие на самоорганизацию учебной деятельности: величина и структура настоящего времени, а также ощущение будущего времени. Это свидетельствует о том, что обследуемые с низким уровнем самоорганизации испытывают нехватку «временного пространства», соотносящуюся с чувством внутренней скованности, приводящей к блокированию позитивных побуждений личности. Настоящие события видятся испытуемыми недостаточно упорядоченными, слабо структурированными и неподконтрольными, а будущие события - недостаточно реалистичными, что может выражаться в импульсивности поведения, чувстве смятения и снижении значимости событий будущего. Это создает во внешних и внутренних условиях труднопреодолимые препятствия для удовлетворения актуальных потребностей. Такая особенность временной перспективы, а именно: недостаточная выраженность вышеперечисленных аспектов, возможно, является причиной низкого уровня самоорганизации. Мы полагаем, что изменение восприятия личного времени позволит улучшить показатели самоорганизации учебной деятельности.
Литература
1. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червин-ская К.Р. Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах: пособие для психологов и врачей. - СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009. - 43 с.
2. Вечканова Е.М. Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 4-2(60). -С. 117-122.
3. Воробьева М.А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 6. - С. 184-188.
4. Вязова Н.В., Толстошеина В.М. Временная перспектива будущего и проблема ее проектирования в юношеском возрасте // Человек. Общество. Инклюзия. - 2016. - № 1(25). - С. 135-147.
5. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. - М.: Издательство АСВ, 2004. - 224 с.
6. Костромина С.Н., Латушкина В.М. Психологические особенности самоорганизации деятельности аспиранта // CREDO NEW. -2013. - № 1. - С. 11.
7. Котова С.С., Шахматова О.Н. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. - 2007. -№ 4. - С. 91-98.
8. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87-111.
9. Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов. Психология XXI века / Тезисы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. - СПб., 2005. - С. 312-314.
10. Носкова Т.Н., Куликова С.С. Самоорганизация во внеаудиторной работе студентов в условиях информатизации // Вестник университета (Государственный Университет Управления). - 2012. - № 13-1. - С. 290-296.
11. Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего. - М.: Смысл, 2004. -608 с.
12. Baumeister R. Suicide as escape from self // Psychological Review. - 1990. - Vol. 97. - P. 90-113.
References:
1. Vasserman LI, Trifonova YeA, Chervinskaya KR. Semanticheskiy differentsial vremeni kak metod psikhologicheskoy diagnostiki lichnos-ti pri depressivnykh rasstroystvakh: posobi-ye dlya psikhologov i vrachey. St-Petersburg:
NIPNI im. V.M. Bekhtereva 2009: 43 (In Russian).
2. Vechkanova YeM. Spetsifika vremennoy perspektivy lichnosti pri razlichnykh urovn-yakh perezhivaniya krizisa identichnosti. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta 2014; 4-2(60):117-122 (In Russian).
3. Vorob'yeva MA. Svyaz' motivatsii ucheb-noy deyatel'nosti s samoorganizatsiyey deya-tel'nosti u studentov. Pedagogicheskoye obra-zovaniye v Rossii 2012; 6:184-188 (In Russian).
4. Vyazova NV, Tolstosheina VM. Vremennaya perspektiva budushchego i problema yeye proyektirovaniya v yunosheskom vozraste. Chelovek. Obshchestvo. Inklyuziya 2016; 1(25):135-147 (In Russian).
5. Ishkov AD. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psikhologicheskiye faktory uspeshnosti: mon-ografiya. Moscow: Izdatel'stvo ASV 2004: 224 (In Russian).
6. Kostromina SN, Latushkina VM. Psikholog-icheskiye osobennosti samoorganizatsii deya-tel'nosti aspiranta. CREDO NEW 2013; 1:11 (In Russian).
7. Kotova SS, Shakhmatova ON. Psikhologiches-kiye osobennosti samoorganizatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov. Nauchnyye issledo-vaniya v obrazovanii 2007; 4:91-98 (In Russian).
8. Mandrikova YeYu. Razrabotka oprosnika samoorganizatsii deyatel'nosti (OSD). Psikho-logicheskaya diagnostika 2010; 2:87-111 (In Russian).
9. Mikhaylova YeL. Len' v uchebnoy deyatel'nosti studentov. Psikhologiya XXI veka. Tezisy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov, aspirantov i molodykh spetsialistov. St-Petersburg 2005: 312-314 (In Russian).
10. Noskova TN, Kulikova SS. Samoorganizat-siya vo vneauditornoy rabote studentov v usloviyakh informatizatsii. Vestnik univer-siteta: Teoreticheskiy i nauchno-metodich-eskiy zhurnal 2012; 13-1:290-296 (In Russian).
11. Nyutten ZH. Motivatsiya, deystviya i perspek-tiva budushchego. Moscow: Smysl 2004: 608 (In Russian).
12. Baumeister R. Suicide as escape from self. Psychological Review 1990; 97:90-113.
TEMPORAL CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY
OF STUDENTS WITH DIFFERENT INDICATORS OF SELF-ORGANIZATION IN EDUCATIONAL ACTIVITIES
S.A. YUDIN Kemerovo State University
The article examines the main approaches to the study of self-organization. A hypthesis is made on the relationship between the level of self-organization and the perception of psychological time. In order to identify the temporal characteristics that affect the self-organization of students, we conducted a comparative analysis of two groups with a high and low level of self-organization. Three main characteristics that influenced the self-organization of educational activity were revealed: the size and structure of the present time as well as the sense of the future, which confirms the original hypothesis.
Keywords: self-organization, time, time perspective of personality, activity.
Address:
Yudin S.A.
post-graduate student,
Department of social psychology and psychosocial technologies
Kemerovo State University
E-mail: Semen.Yudin@mail.ru