Научная статья на тему 'Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза'

Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / ABILITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / СТУДЕНТ / STUDENTS / ВУЗ / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Людмила Михайловна

В данной статье проанализирован теоретический материал по вопросам самоорганизации, представлены результаты исследования уровня самоорганизации студентов первого курса определены необходимость и возможности формирования компетенций самоорганизации личности в учебно-воспитательном процессе, сформулированы цели образования в области самоорганизации деятельности студентов вуза. Цель данной исследования: изучить и разработать программу формирования компетенций самоорганизации у студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе. В работе показано, что у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития компетенций самоорганизации. Определены итоговые показатели тестирования уровня самоорганизации, которые оказались у девушек выше, чем у юношей. Выявлены различия уровня самоорганизации у студентов гуманитарного и технического направлений подготовки. Обоснована потребность внедрения образовательной программы с целью формирования компетенций самоорганизации в рамках учебно-воспитательного процесса. Установлены принципиальные подходы при разработке целей и содержания программы дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM DESIGNING OF FORMATIONSELF-ORGANIZATION LEVEL OF HIGH SCHOOL STUDENTS

This article analyzes the theoretical material on the issues of self-organization, presents the results of the study of the level of self-organization of first-year students in the areas of university preparation, identifies the need and the possibility of forming self-organization competences in the teaching and upbringing process, and sets the goals of education in the field of self-organization of students' activities. The purpose of this paper is to study and develop a program for the formation of self-organization competencies for first-year students in the humanitarian and technical areas university training. In this paper it is proved that the students have a low level of development of the self-organization ability. The final indicators of testing the self-organization level, which turned out to be higher for girls than for boys, are determined. Differences in the self-organization level among students in the humanitarian and technical areas of university training are revealed, which are insignificant. The need for introducing an educational program with the aim of forming self-organization competencies within the educational process is grounded. The principles in developing the goals and contents of the discipline program "Technologies of self-organization and self-education" have been established.

Текст научной работы на тему «Проектирование программы формирования компетенций самоорганизации у студентов вуза»

© Л.М. Романова УДК 378.14

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

JI.M. Романова

pppo-kgeu®, yandex, г и

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

Резюме. В данной статье проанализирован теоретический материал по вопросам самоорганизации, представлены результаты исследования уровня самоорганизации студентов первого курса определены необходимость и возможности формирования компетенций самоорганизации личности в учебно-воспитательном процессе, сформулированы цели образования в области самоорганизации деятельности студентов вуза. Цель данной исследования: изучить и разработать программу формирования компетенций самоорганизации у студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе. В работе показано, что у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития компетенций самоорганизации. Определены итоговые показатели тестирования уровня самоорганизации, которые оказались у девушек выше, чем у юношей. Выявлены различия уровня самоорганизации у студентов гуманитарного и технического направлений подготовки. Обоснована потребность внедрения образовательной программы с целью формирования компетенций самоорганизации в рамках учебно-воспитательного процесса. Установлены принципиальные подходы при разработке целей и содержания программы дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования».

Ключевые слова: самоорганизация, компетенция, деятельность, студент, вуз.

PROGRAM DESIGNING OF FORMATIONSELF-ORGANIZATION LEVEL OF HIGH

SCHOOL STUDENTS

L.M. Romanova

pppo-kgeu®, yandex, ru

Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia

Abstract. This article analyzes the theoretical material on the issues of self-organization, presents the results of the study of the level of self-organization of first-year students in the areas of university preparation, identifies the need and the possibility of forming self-organization competences in the teaching and upbringing process, and sets the goals of education in the field of self-organization of students' activities. The purpose of this paper is to study and develop a program for the formation of self-organization competencies for first-year students in the humanitarian and technical areas university training. In this paper it is proved that the students have a low level of development of the self-organization ability. The final indicators of testing the self-organization level, which turned out to be higher for girls than for boys, are determined. Differences in the self-organization level among students in the humanitarian and technical areas of university training are revealed, which are insignificant. The need for introducing an educational program with the aim of forming self-organization competencies within the educational process is grounded. The principles in developing the goals and contents of the discipline program "Technologies of self-organization and self-education" have been established.

Keyn'ords: self-organization, ability, activity, students, high school.

Введение. Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности выпускника вуза. На первый план выдвигается его способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно и быстро находить решения социально и профессионально значимых проблем в меняющихся условиях действительности. Развитие новых технологий требует от выпускника вуза -будущего специалиста устойчивой мотивации саморазвития и самосовершенствования. Составной частью и основой для этого служит наличие у студентов высокого уровня самоорганизации. Актуальность исследования явления самоорганизации подтверждается необходимостью формирования общекультурной компетенции ОК-7 (способности к самообразованию и самоорганизации) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. В этой связи педагогическими задачами являются:

изучение феномена самоорганизации для эффективного планирования, осуществления и контроля учебной и будущей профессиональной деятельности;

- изучение особенностей деятельности и поведения личности с точки зрения основных форм, методов, технологий и средств саморазвития.

Проблема самоорганизации, в том или ином виде, привлекала внимание многих выдающихся ученых, в том числе В.М. Бехтерева, J1.C. Выготского, Л.И. Божович. Но истоки идей самоорганизации следует искать еще раньше - в физиологии и психологии начала XX века: в работах A.A. Ухтомского и исследованиях представителей гештальтпсихологии, заложивших ряд общих теоретико-методологических принципов.

В настоящее время при определении сущности понятия «самоорганизация» можно выделить четыре подхода: личностный, деятельностный, интегральный и технический [1]. При личностном подходе самоорганизация (Т.А. Губайдулина, М.И. Дьяченко. J1.A. Кандыбович, Т.А. Егорова, Н.С. Копеина и др.) изучается как комплекс индивидуальных свойств личности, которые детерминируют такое психологическое качество как организованность (личностная самоорганизация), которое зависит от общего уровня интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного развития.

Деятельностный подход рассматривает самоорганизацию как процесс, состоящий из определенных этапов (операций, функций, умений, навыков). Целью данного направления исследований (С.Б. Елканов, В.К. Елманова, Н.В. Кузьмина, А.Г. Сороковой, Я.О. Устинова и др.) является изучение структуры процесса самоорганизации, связей между компонентами структуры и их влияния на успешность организации самостоятельной деятельности.

Интегральный (личностно-деятельностный) подход нашел свое отражение в работах С.С. Амировой, В.Б. Арюткина, H.A. Заенутдиновой, П.М. Керженцева, J1.T. Охитиной. Н.П. Поповой, О.Н. Птицыной, И. А. Трофимовой и др. При рассмотрении самоорганизации деятельности они учитывают еще и личностные качества субъекта, способные сыграть важную роль в результатах деятельности.

В практической психологии успешно развивается технический подход к самоорганизации, изучающий и разрабатывающий приемы и техники, повышающие эффективность организации человеком собственной деятельности. Значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда, самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем). Элементы технического подхода используются во всех других направлениях самоорганизации для повышения уровня организации человеком собственной деятельности.

Методика исследования. Объектом исследования данной работы являются особенности самоорганизации студентов. Предмет - формирование компетенций самоорганизации у студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе. Цель исследования: изучить и разработать программу формирования компетенций самоорганизации у студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе. Для этого необходимо решить задачи:

1. Осуществить теоретический анализ явления «самоорганизация».

2. Провести эмпирическое исследование особенностей самоорганизации студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе.

3. Разработать содержание программы формирования компетенций самоорганизации у студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе.

Методы исследования:

- теоретический обзор литературных источников о самоорганизации человека и ее особенности в студенческом возрасте:

- сбор данных о респондентах (наблюдение, опрос, анкетирование):

- тестирование по методике диагностики особенностей самоорганизации деятельности (опросник Е.Ю. Мандриковой):

- сравнительный анализ полученных эмпирических данных студентов первого курса различных направлений подготовки в вузе:

- статистическая обработка результатов исследования с выводами;

- педагогическое проектирование (отбор и структурирование содержания образовательной программы).

Основные результаты. Понятие «самоорганизация» имеет несколько определений. Так, в Большом Энциклопедическом словаре она понимается как целенаправленный процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

A.A. Деркач [2] определяет самоорганизацию как способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами проявляющуюся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.

B.И. Андреев [3] полагает, что «способность к самоорганизации проявляется в четком планировании своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу. Это способность рационально использовать свои силы и свое время».

A.B. Зобков [4], рассматривая самоорганизацию с позиции юношеского возраста, выделяет одну из основных ее составляющих - осознанную коррекцию методов, способов и приемов активности. В основе лежит способность объективно оценивать свое эмоциональное состояние, наличие либо отсутствие определенных знаний, умений и навыков, необходимых для данной деятельности, а также наличия представления об условиях деятельности. Также для юношеского возраста характерна повышенная самокритичность, способствующая самоконтролю как необходимое условие для успешной самоорганизации.

В педагогической теории и практике самоорганизация студентов рассматривается как необходимое условие организации учебной деятельности в рамках профессионального обучения и научной деятельности. В своем исследовании Е.В. Камалетдинова [5] выделяет две группы факторов, способствующие эффективности самоорганизации: внутренние и внешние. Первые включают в себя мотивацию учебной деятельности, установку на успех, необходимость в учебных достижениях, желание приносить пользу окружающим, а также положительные эмоции, связанные с разрешением поставленных учебных задач. К внешним факторам относят - заинтересованность в объекте учебной деятельности, организацию форм и изучение средств деятельности, направленность на глубину деятельности.

А. Д. Ишков [6] считает, что основными компонентами самоорганизации, влияющими на успешность учебной деятельности студентов, являются: функциональные компоненты -целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, и личностный компонент (волевые усилия).

В научной литературе отмечена также периодичность самоорганизации. Одни ученые считают, что структура самоорганизации включает несколько этапов:

коммуникацию, формулирование целей, планирование, принятие решений, реализацию, самоконтроль и оценку результатов деятельности. Другие исследователи связывают самоорганизацию с самообразованием и выделяют следующие ее компоненты: самовоспитание, самообучение и самоконтроль. Самовоспитание реализуется в действиях по формированию активной социальной позиции и самоутверждению. Самообучение опирается на потребность человека в информации, знаниях и общении, а также на потребности в саморазвитии. Самоконтроль проводит оценку внутренних ощущений с результатами выполняемых или выполненных действий, она может относиться к человеку, коллективу или организации.

Таким образом, самоорганизация - интегральное явление, обеспечивающее способность к самодостраиванию, приводящему к развитию личности. Самоорганизация студентов является условием организации учебной деятельности в рамках профессионального обучения и осуществления научной деятельности.

В данном исследовании можно сформулировать следующие гипотетические положения:

- у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития компетенций самоорганизации;

- имеются некоторые отличительные особенности самоорганизации у студентов гуманитарного и технического направления подготовки в вузе;

- имеются некоторые отличительные особенности самоорганизации у студентов различных полов (юнощи и девушки);

- существует потребность формирования компетенций самоорганизации в рамках учебно-воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей.

Обсуждение результатов. В рамках данного эмпирического исследования особенностей самоорганизации у студентов был использован опросник Е.Ю. Мандриковой для диагностики особенностей самоорганизации деятельности и осуществлена статистическая обработка результатов исследования.

Опросник особенностей самоорганизации деятельности (ОСД) - авторская методика, образованная при переводе и расширенной адаптации англоязычного опросника структуры времени (англ. Time Structure Questionnaire, сокр. TSQ). Оригинальная методика была разработана Feather и Bond, адаптация на русском языке выполнена Е.Ю. Мандриковой [7]. Методика отражает степень самоорганизации, саморегуляции и целеполагания посредством структурирования личного времени и построения планов деятельности в системе шкал:

1) «планомерность» (степень вовлеченности в ежедневное планирование):

2) «целеустремленность» (способность субъекта сконцентрироваться на цели):

3) «настойчивость» (склонность к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности):

4) «фиксация» (концентрация на заранее запланированной структуре организации событий во времени, привязанность к четкому расписанию):

5) «самоорганизация» (использование внешних средств организации деятельности):

6) «ориентация на настоящее» (временная ориентация на настоящее).

ОСД предназначен для диагностики сформированное™ навыков тактического планирования, стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности. Особенности самоорганизации изучались у студентов первого курса по направлениям подготовки бакалавров 13.03.01. - Теплоэнергетика и теплотехника, 38.03.01. - Экономика и 38.03.02. - Менеджмент. Подсчет баллов осуществлялся по шкалам и включает следующие задания (пункты): планомерность - 2,4,8,11; целеустремленность -7,14,18,20,23,25; настойчивость - 1,5,10,15,21; фиксация - 3,6,13,17,24; самоорганизация -16,19,22; ориентация на настоящее - 9,12. Результаты подсчета показаны в таблице.

Таблица.

Результаты тестирования в мужской и женской подгруппах по шкалам_

Шкала Мужчины Женщины

техничес. гуманитар. норма техничес. гуманитар. норма

Планомерность 16,60 23,50 19,03 16,40 20,34 17,41

Целеустремленность 29,90 18,50 32,96 31,60 28,34 32,48

Настойчивость 19,20 14,50 19,57 17,30 16,33 22,19

Фиксация 20,50 24,00 19,19 21,30 23,66 18,47

Самоорганизация 7,40 7,00 9,99 8,20 3,66 9,49

Ориентация на настоящее 8,40 10,00 8,51 9,20 8,67 8,27

Средний балл 102,00 97,50 109,24 104,00 101,00 108,30

Статистический анализ результатов тестирования студентов технического направления показал, что среднее арифметическое имеет интервал баллов от 1,53 (задание №23) до 6,60 (задание №25). Показатели среднего арифметического в женской подгруппе больше на 2,00 балла, чем в мужской. В женской подгруппе самый высокий средний балл -6,50, самый низкий средний балл - 1,40. В мужской подгруппе самый низкий средний балл

I,70, самый высокий - 6,70 баллов. Мода и медиана по всем пунктам получена от 1 до 7. Наименьший показатель стандартного отклонения 0,69 получен по заданию №25 (шкала «целеустремленность»). Наибольшее значение стандартного отклонения 1,87 отражено в пункте 7 (шкала «целеустремленность») и пункте 19 (шкала «самоорганизация»).

По результатам тестирования в гуманитарной группе среднее арифметическое имеет интервал баллов от 1,40 (задание №19 в шкале «самоорганизация») до 6,00 (задания №11 в шкале «планомерность»). Показатели среднего арифметического в женской подгруппе больше на 3,50 балла, чем в мужской. В женской подгруппе самый высокий средний балл -6,3 (пункт 18 в шкале «целеустремленность»), самый низкий средний балл - 1,00 (пункт 16 в шкале «самоорганизация»), В мужской подгруппе самый низкий средний балл 1,50 (пункт 10 в шкале «настойчивость» и пункт 19 в шкале «самоорганизация»), самый высокий - 6,50 баллов (пункты 8 и 11 в шкале «планомерность»). Мода и медиана по всем пунктам получена от 1 до 7. Наименьший показатель стандартного отклонения 0,55 получен по заданиям № 5 и 19. Наибольшее значение стандартного отклонения 2,45 отражено в задании №18, что указывает на отсутствие единого мнения в оценках личной целеустремленности.

Сравнивая результаты тестирования в двух группах, можно сделать вывод о том, что для студентов технического направления подготовки средний итоговый показатель по результатам теста ОСД выше на 3,4 балла (3,37 %), чем у студентов гуманитарного направления. Общим признаком является то, что в женских подгруппах средние баллы выше, чем в мужских. Это доказывает то, что парням не свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, проявлять волевые качества и настойчивость, идти к их достижению. Возможно, в отдельных видах деятельности они чрезмерно принципиальны, организованны и недостаточно гибки. Тем не менее, они достаточно эффективно могут структурировать свою деятельность.

Сравнивая результаты таблицы, можно сделать вывод о том, что для студентов как технического, так и гуманитарного направления подготовки средний итоговый показатель по результатам теста ОСД ниже по сравнению с нормативными данными: в технической группе у парней - на 7,24, у девушек - на 4,30 балла; в гуманитарной группе у мужчин - на

II,74, у женщин - на 7,30 балла. У студентов технического направления средний итоговый показатель выше, чем у студентов гуманитарного направления. В женских подгруппах итоговые средние баллы выше, чем в мужских, независимо от направления подготовки в вузе. Обе группы объединяют высокие средние показатели по шкале «фиксация» (в технической группе - 20,50 и 21,30, в гуманитарной - 24,00 и 23,66), что указывает на

109

гибкость студентов в планировании своей учебно-познавательной деятельности и в построении межличностных отношений, а также на стремление выполнять взятые на себя обязательства. Следует отметить, что в технической группе получены низкие показатели по шкале «планомерность», что подтверждает положение о том, что студенты гуманитарной группы более склонны разрабатывать четкие планы и планомерно следовать им при достижении поставленных целей.

Анализ результатов тестирования показал, что для технической и для гуманитарной группы характерны в основном низкие показатели. У всех студентов первого курса выявлено:

- отсутствие конкретных целей, склонности ставить их перед собой, целенаправленного стремления для достижения поставленных целей;

- трудности приложения волевые усилия для доведения начатого дела до его логического завершения, склонность отвлекаться на посторонние дела;

- исполнительность и обязательность, стремление всеми возможными способами завершить начатое дело, но недостаточность гибкости в планировании своей деятельности и в построении отношений.

У студентов технической группы по результатам тестирования можно наблюдать следующие особенности самоорганизации:

- сложности в планировании деятельности и планомерное следование разработанному плану;

- отказ при организации своей деятельности от помощи внешних средств, помогающих в управлении временем.

Можно предположить, что у студентов гуманитарной группы согласно результатам тестирования проявляются такие качества, как:

- планомерность, последовательность в реализации поставленных целей, развитые навыки тактического планирования;

- отказ при организации своей деятельности от помощи внешних средств, помогающих в управлении временем;

- склонность фиксироваться на происходящем в настоящий момент времени (переживания и происходящее «здесь-и-сейчас» имеют особую ценность и значимость).

Наибольшая отрицательная разница в мужских подгруппах представлена по шкале «целеустремленность». У юношей технической группы наблюдается склонность находить более ценным психологическое прошлое или будущее, нежели происходящее «здесь-и-сейчас», что отличает их от женской подгруппы. У женской половины респондентов наиболее низкие показатели представлены по шкале «настойчивость». Девушек сложно охарактеризовать как волевых людей, способных усилием духа структурировать свою поведенческую активность и завершить начатое дело. У девушек гуманитарной группы большая отрицательная разница представлена также по шкале «самоорганизация».

Критерий Стьюдента (1эмп) направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. По результатам теста ОСД I,,г, = 0,4 (при критическом значении 2,01 при р < 0,05). Полученное эмпирическое значение не находится в зоне значимости. Расчет критерия Стьюдента не подтвердил значимость различий самоорганизации студентов гуманитарного и технического направления подготовки.

Проведенный сравнительный анализ показал, что уровень самоорганизации студентов первого курса гуманитарного и технического направления подготовки в вузе ниже нормативных показателей. Юноши в большей степени, чем девушки, целеустремленны и целенаправленны, знают, что хотят и к чему стремятся, идут по направлению к своим целям. Девушки в большей степени, чем мужчины обладают объективной оценкой времени, склонны фиксироваться на происходящем в настоящий момент, для них переживания и происходящее «здесь-и-сейчас» имеет особую значимость.

Студенты, независимо от пола и направления подготовки в вузе, предпочитают жить спонтанно, не привязывать свою деятельность к жесткой структуре и целям. Их будущее для них самих достаточно туманно, им не свойственно четко планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел, однако это позволяет им достаточно быстро и гибко переключаться на новые виды активности, не «застревая» на структурировании своей деятельности.

Результаты тестирования на определение уровня самоорганизации студентов могут использоваться психологом вуза или куратором группы в индивидуальной работе с целью подбора конкретных методик, направленных на развитие компетенций самоорганизации студентов первого курса. Это требуется для того, чтобы повысить эффективность учебно-познавательного процесса и сократить время адаптации в условиях новой образовательной среды вуза.

Успешное обучение в высших учебных заведениях предъявляет повышенные требования к уровню самоорганизации учебной деятельности студентов. Одной из сущностных индивидуально-психологических характеристик является показатель автономности-зависимости (Конопкин O.A., Прыгин Г.С. [8]). «Автономные» студенты выделялись самостоятельностью, независимостью от посторонней помощи при выполнении деятельности, а «зависимым» студентам для успешного осуществления и завершения работы требовался постоянный контроль и помощь со стороны педагога. Была обнаружена взаимосвязь «зависимости» и «автономности» с академической успеваемостью у студентов.

В исследовании Я.О. Устиновой [9] выявлены и экспериментально подтверждены педагогические условия эффективного функционирования системы формирования умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: формирование и развитие у студентов рефлексивной позиции; применение в обучении специальных задач и заданий, нацеленных на формирование у студентов умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности; включение студентов в совместную деятельность по организации и контролю своего учебного труда.

При проектировании целей обучения были учтены следующие закономерности и выводы, которые сделал А. Д. Ишков [6] относительно влияния компонентов самоорганизации на успешность учебной деятельности студентов:

1. Более высокий уровень самоорганизации имеют успешно обучающиеся студенты.

2. Первокурсники получают возможность на практике освоить приемы организации учебной и трудовой деятельности, и при благоприятных условиях перевести их в собственные навыки самоорганизации.

3. В период адаптации к обучению в вузе (первый курс) у успешных студентов наибольшее влияние на успеваемость оказывают планирование.

4. Наиболее существенное влияние оказывает степень интегрированности «жестких» компонентов самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия) и отсутствие положительных корреляций указанных компонентов с коррекцией.

5. Корреляционная плеяда успешных студентов характеризуется наличием высоко значимых связей анализа ситуации с целеполаганием, самоконтролем, волевыми усилиями и целеполагания с самоконтролем.

В.И. Андреев [3] предлагает в качестве основополагающего использовать антропологический подход, под которым понимается философско-методологический принцип исследования с учетом достижения комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития. В связи с реализацией этого подхода педагогика должна усилить свои диагностические функции. Кроме названного автор выделяет частные подходы: личностно-деятельностный, духовно-нравственный, био лого-генетический, экспериментальный и социальный. Работа

преподавателя с творчески одаренными студентами требует систематической дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В своем многолетнем исследовании J. Finn, К. Zimmer [10] рассматривают влияние характеристик личности на академическую успеваемость. Доказано, что такое многостороннее взаимодействие между поведенческими и психологическими компонентами имеет важное значение при обучении студентов после окончания средней образовательной школы.

Ведущим фактором формирования самоорганизации является социальная среда. Самоорганизация зависит от общего уровня развития студента, формируется поэтапно, параллельно с сознанием и самосознанием, в процессе образования и самообразования личности. В целях практического применения результатов исследования по формированию компетенций самоорганизации у студентов первого курса вуза можно предложить применение следующих педагогических условий:

- разработать и внедрить образовательную программу дисциплины, ориентированную на формирование компетенций самоорганизации у студентов всех направлений подготовки в вузе;

- применять в учебно-воспитательном процессе вуза психодиагностические методики в работе кураторов и преподавателей, осуществляющих обучение по образовательной дисциплине;

- развивать у студентов способности самостоятельной учебной деятельности, что будет сопровождать повышение уровня самоорганизации и самосознания (и наоборот);

- в качестве учебных заданий использовать техники целеполагания SMART, хронометраж учета времени, построения графика Ганта и матрицы Эйзенхауэра.

В соответствии с вышесказанным преподаватели кафедры «История и педагогика» КГЭУ: кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Завада и кандидат педагогических наук JIM. Романова, разработали программу новой дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования» для студентов первого курса всех направлений подготовки бакалавров в вузе. Основные результаты освоения данной дисциплины студентами можно сформулировать так:

- знать основы структуры личности, эмоционально-волевой сферы, своего характера, личностного роста и развития;

- знать основные компоненты саморазвития, самоорганизации и самообразования;

- знать особенности деятельности и поведения личности;

- знать и уметь применять приемы и техники, повышающие эффективность организации собственной деятельности, научной организации умственного труда;

- знать сущность, значимость, методы и формы самообразования;

- уметь определять долгосрочные и краткосрочные цели, планировать рабочее время и личную деятельность, контролировать и оценивать ход и результаты деятельности;

- владеть приемами жизненного выбора в соответствии с индивидуальными особенностями личности и профессионального самоопределения.

На основе сформулированных образовательных целей было разработано содержание дисциплины, состоящее из четырех модулей:

1. Современные представления о человеке.

Введение в дисциплину «Технологии самоорганизации и самообразования». Человек в истории естественнонаучной, философской, психологической и педагогической мысли. Основные теории о личности. Потенциал и ресурсы личности. Самомотивация.

2. Человеческая деятельность.

Деятельность как психологическая категория. Структура деятельности. Учебная деятельность. Профессиональная деятельность. Общение как специфический вид деятельности. Карьера и личностный рост.

3. Технологии самоорганизации.

Саморазвитие личности. Взаимосвязь самоорганизации и самообразования. Понятие самоорганизации, особенности и проявление. Интегральность самоорганизации. Саморегуляция, самоуправление. Целеполагание и планирование деятельности. Методики: техника SMART, матрица Эйзенхауэра, метод «Альпы», график Ганга. Результаты деятельности. Хронометраж в анализе продуктивности деятельности. Управление временем. Самоменеджмент.

4. Технологии самообразование.

Самообразование как система умственного и мировоззренческого саморазвития. Структура самообразования. Самоопределение, профессиональный и личностный рост. Технологии и методы самообучения. Технологии и методы самовоспитания.

Выводы. В данной работе показано, что у студентов первого курса обучения в вузе низкий уровень развития компетенций самоорганизации. Обоснована потребность внедрения образовательной программы с целью формирования компетенций самоорганизации в рамках учебно-воспитательного процесса. Установлены педагогические условия разработки целей и содержания программы дисциплины «Технологии самоорганизации и самообразования». Определены итоговые показатели тестирования уровня самоорганизации, которые оказались у девушек выше, чем у юношей. Выявленные различия уровня самоорганизации у студентов гуманитарного и технического направления подготовки в вузе являются недостаточно значимыми, поэтому программы дисциплины не дифференцированы.

Литература

1. Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб, 2003. 204 с.

2. Акмеологический словарь. Под ред. A.A. Деркача. Изд-во: РАГС, 2005. 161 с.

3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.

4. Зобков, A.B. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения. Владимир, 2010. 168 с.

5. Камалетдинова Е.В. Самоорганизация учебной деятельности как фактор становления субъектности старшеклассников в профильном обучении: автореферат дис. ... канд. пед. наук: Москва, 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/samoorganizacija-uchebnoj-dej atelno sti-kak-faktor- stano vlenij a-subektno sti .html

6. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. М.: Издательство АСВ, 2004. 224 с.

7. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010, №2. С. 87-111.

8. Конопкин O.A., Прыгин Г.С. Учебная успеваемость студентов и их саморегуляция // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 42-52.

9. Устинова Я.О. Формирование умений самоорганизации и самоконтроля учебной деятельности у студентов вузов: автореферат дис. ... канд. пед. наук: Челябинск, 2000. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dshb.nel7prof-obrazovanie/formirovanie-umenij-samoorganizacii-i-samokontrolja-uchebnoj-dejatelnosti-u.html

10. Finn J.D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter? // In Handbook of research on student engagement. Springer US, 2012. P. 97-131.

References

1. Vasiliev GN, Kelashev V.N. Self-organization of integrity: psycho- and sociogenesis. St. Petersburg, 2003. 204 p.

2. Acmeological dictionary. Edition A.A. Derkach. Publishing house: RAGS, 2005. 161 p.

3. Andreev V.l. Pedagogy: A training course for creative self-development. 3rd ed. Kazan: Center for Innovative Technologies, 2012. 608 p.

4. Zobkov A.V. Psychology of self-regulation of educational activities during the transition period (from high school to a student), the period of study. Vladimir, 2010. 168 p.

5. Kamaletdinova EV Self-organization of educational activity as a factor of formation of subjectivity of high school students in the study: the abstract diss. ... cand. Ped. Sciences: Moscow, 2008. [Electronic resource] Access mode: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/samoorganizacija-uchebnoj-dejatelnosti-kak-faktor- stano vlenij a- subektno sti. html

6. Ishkov AD Educational activity of the student: psychological factors of success: monograph. Moscow: ANV Publishing House, 2004. 224 p.

7. Mandrikova E. Yu. Development of self-organization questionnaire (SDM) // Psychological diagnostics. 2010, No. 2. P. 87-111.

8. Konopkin OA, Prygin GS Educational progress of students and their self-regulation // Questions of psychology. 1984. No. 3. P. 42-52.

9. Ustinova Ya.O. Formation of skills of self-organization and self-control. ... cand. Ped. Sciences: Chelyabinsk, 2000. [Electronic resource] Access mode: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-umenij-samoorganizacii-i-samokontrolja-uchebnoj-dejatelnosti-u.html

10. Finn J.D., Zimmer K.S. Student engagement: What is it? Why does it matter?//In Handbook of research on student engagement - Springer US, 2012. P. 97-131.

Авторы публикации

Романова Людмила Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и педагогики Казанского государственного энергетического университета

Authors of the publication

Lyudmila M. Romanova - cand. Sci. (pedagogic), associate professor of history and pedagogics of the Kazan State Power University

Дата поступления 03.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.