Научная статья на тему 'Исследование особенности самоорганизации как сущностной характеристики тайм-менеджмента студента'

Исследование особенности самоорганизации как сущностной характеристики тайм-менеджмента студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2576
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неволина В.В., Щеглова М.И.

В статье авторы показывают необходимость внедрения технологий тайм-менеджмента в образовательный процесс студентов. Демонстрируется роль навыка самоорганизации как ключевого компонента тайм-менеджмента. Проводится эмпирическое исследование уровня самоорганизации студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенности самоорганизации как сущностной характеристики тайм-менеджмента студента»

УДК: 378

Неволина В. В.

к.психол. н., доцент

Оренбургский Государственный Медицинский Университет

Щеглова М. И.

ассистент

Оренбургский Государственный Медицинский Университет

аспирант, магистрант Оренбургский Государственный Университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ КАК СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА СТУДЕНТА

В статье авторы показывают необходимость внедрения технологий тайм-менеджмента в образовательный процесс студентов. Демонстрируется роль навыка самоорганизации как ключевого компонента тайм-менеджмента. Проводится эмпирическое исследование уровня самоорганизации студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: самоорганизация, тайм-менеджмент, управление временем, планирование.

Ритм жизни современного человека отличен от ритма жизни, текущего всего пару десятилетий тому назад. Это объясняется объективными причинами: установка парадигмы о превалирующей роли личностного успеха, дифференциация видом трудовой деятельности, развития сферы досуга и так далее. При том, каждому последующему поклонению уровень требований социума также возрастает. Студенческая среда становится той аудиторией, на которую ориентированы вышеуказанные явления общественной жизни. Молодой человек, студент, становится заложником условно безграничного выбора возможностей и ограниченного времени. Студент должен одновременно успешно осваивать обучающую программу образовательного учреждения, уделять значительное время самостоятельной подготовке, искать и реализовывать возможности стажировки по получаемой специальности. Однако для гармоничного развития личности и поддержания удовлетворительного уровня психоэмоционального состояния, студентам необходимо уделять внимание отдыху, общению, поддержанию своего здоровья и так далее. Очевидно, что внешним и, как кажется на первый взгляд, независимым фактором организации деятельности выступает категория «время».

Долгие века в философии и науке ведутся споры о природе времени, соотношении в нём объективного и субъективного. И. Кант, дав толчок к решению этой проблемы, указал, что время есть категория субъективная, некая априорная форма восприятия действительности. В этом определении синтезируется двойственный характер исследуемой проблемы. Французский философов первой половины XX века, А. Бергсон, высказал мысль о том, что внутреннее ощущение времени и есть подлинная область изысканий хронометража. Так или иначе, споров не вызывает ценность времени. Ещё греческий философ Сенека в первом «Письме нравственности» писал: «Одно лишь время следует беречь. Не дай его украсть минутам неги, пустым мгновеньям бесполезных встреч» [1].

Инструмент, позволяющий на практике рассматривать время как ресурс, появился в 70-х годах XX века, когда возник термин «тайм-менеджмент». В это же время стали появляться тренинги, обучающие программы, получили широкое распространение ежедневники. Тайм-менеджмент может помочь студенту планомерно, без потери работоспособности, достигать поставленных перед ним целей. Но управление временем студентом может быть эффективно при параллельном развитии навыка самоорганизации. В

«Словаре духовной культуры» даётся следующее определение самоорганизации: «...[это] деятельность личности по четкой упорядоченность своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем. Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством» [3].

Для того, чтобы понять, как обстоит ситуация с умением организовывать свою деятельность и управлять временем, мы решили провести эмпирическое исследование. В качестве респондентов в исследовании участвовали около 100 студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов Оренбургского государственного медицинского университета.

Австралийские психологи Н. Фишер и М. Бонд ввели в научное обращение конструкт «структура времени». При этом акцент они ставили не на физические концепции структуры времени, а его психологические характеристики: особенности восприятия и использования времени в рамках человеческой жизни, связывая их с общим уровнем удовлетворенности жизнью, уровнем субъективного благополучия, уровнем депрессии и психического здоровья. Под структурой времени Н. Фишером и М. Бондом понималась структурированное и целенаправленное восприятие и использование своего времени. Психологической характеристикой структурированности времени является склонность к его осознанию и осмыслению.

Исследование проводилось с помощью методики «Опросник самоорганизации деятельности» Е. Ю. Мандриковой [2]. Автор данного опросника подчеркивает в качестве важной составляющей жизнедеятельности человека - стратегию обращения со временем своей жизни, как в текущей ситуации, так и в масштабах жизни.

В данном опроснике использованы следующие шкалы:

1. Шкала «Планомерность» измеряет степень вовлеченности субъекта в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам.

2. Шкала «Целеустремленность» измеряет способность субъекта сконцентрироваться на цели.

3. Шкала «Настойчивость» измеряет склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности.

4. Шкала «Фиксация» измеряет склонность субъекта к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени, его привязанность к четкому расписанию, ригидность в отношении планирования.

5. Шкала «Самоорганизация» измеряет склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности.

6. Шкала «Ориентация на настоящее» измеряет временную ориентацию на настоящее.

Таблица 1 - Результаты исследования уровня самоорганизациии студентов ОрГМУ

Шкала Показатели ОрГМУ

Уровни (%)

Высокий Средний Низкий

Планомерность 15 56 31

Целеустремленность 24 61 15

Настойчивость 19 38 43

Фиксация 21 53 26

Самоорганизация 19 47 34

Ориентация на настоящее 19 38 43

Результаты проведенного опросника со студентами ОрГМУ характеризуют степень форсированности способностей студентов будущих медицинских работников к тактическому планированию и стратегическому целеполаганию.

21% выборки набрали высокий общий суммарный балл, для таких студентов свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, проявляя при этом волевые качества личности, настойчивость, добиваться поставленных целей.

Студенты, относящиеся к данной группе достаточно планомерны, предпочитают последовательно реализовывать поставленные цели, имеют развитые навыки тактического планирования, достаточно целеустремлены, организованны, способны усилием воли структурировать свою жизнедеятельность. Они исполнительны и обязательны, обладают высоким уровнем самоорганизации, склонны пользоваться вспомогательными средствами (ежедневник, планер). Они ориентированы на настоящее,

Для 39% исследуемой выборки характерен средний общий суммарный балл, для таких студентов не всегда свойственно планирование своей активности, не частые проявления волевых качеств. Данные студенты склонны умеренно разрабатывать четкие планы и следовать им. Достаточно хорошо осознают свои цели и склонны их достигать. Достаточно организованны, способны на волевые усилия, возможно переключение на более значимые виды деятельности. В планировании проявляют гибкость. В целом они способны сочетать самоорганизацию со спонтанностью и гибкостью.

Для 40% выборки характерен балл, характеризующий уровень самоорганизации -ниже среднего: данная категория студентов не всегда доводит до завершения начатое дело, недостаточно быстро перестраиваются на новую деятельность. Таким студентам не всегда дается планирование своей деятельности и следование намеченному плану, не всегда четко видят свои цели. Они легко отвлекаются на посторонние дела. Такие студенты достаточно гибки и легко переключаются на новые виды деятельности. В организации деятельности не склонны пользоваться вспомогательными средствами (ежедневник, планер), что сказывается на самоорганизации. Часто предпочитают действовать спонтанно, не всегда структурируя свою деятельность, не свойственно четкое планирование своей активности.

Таким образом, сравнительный анализ исследуемых выборок студентов показал, что незначительная часть студентов обладает высоким уровнем самоорганизации. Почти в равной степени распределись показатели среднего и ниже среднего уровня овладения данным навыком. Это говорит о необходимости корректирующих мероприятий для обучения студентов навыкам тайм-менеджмента.

Литература

1. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Перевод, статья и примечания С. А. Ошерова. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). - М.: Наука, 1977. — 384 с.

2. Мандрикова Е. Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, 2010. - №2. - С. 87-111.

3. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова. - Екатеринбург, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.