Научная статья на тему 'Диагностика уровня развития самоорганизации студентов: второй этап'

Диагностика уровня развития самоорганизации студентов: второй этап Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2075
732
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ОПРОСНИК САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ СИТУАЦИИ / САМОКОНТРОЛЬ / КОРРЕКЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богинская Ольга Сергеевна

В статье поднимается проблема актуальности хорошей самоорганизации будущих педагогов. Обозначены изменения в сфере образования, которые коснулись всех образовательных процессов. Освещаются результаты исследования, проведенного ранее среди студентов педагогических специальностей. По итогам исследования большего развития требуют личностные качества, отвечающие за реализацию конструктивной и организаторской деятельности, другими словами процесс самоорганизации. Статья содержит описание методики, использованной на первом этапе диагностики для измерения уровня развития самоорганизации, анализ результатов диагностики уровня развития самоорганизации студентов гуманитарно-педагогического факультета. Статья содержит также описание методики диагностики, использованной на втором этапе, и сравнение с результатами, полученными ранее. Проанализировано содержание отдельных шкал (планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация на запланированном, самоорганизация с использованием внешних средств, ориентация на настоящее) данной методики. Также проанализировано сочетание показателей (высокие значения по шкале «Целеустремленность» и низкие значения по шкале «Планомерность»; высокие значения по шкале «Фиксация» и низкие значения по шкале «Планомерность»). Сделаны выводы о совпадении результатов первого и второго этапов диагностики самоорганизации студентов: высокие значения по шкалам «Целеполагание» и «Волевые усилия», низкие показатели по шкалам «Планирование» и «Коррекция». На основе этого предложено внесение изменений в систему подготовки будущих педагогов посредством внедрения в программу дисциплины, формирующей у студентов умение расставлять приоритеты, планировать, действовать неотступно от выбранной стратегии, применяя различные тактики в зависимости от изменяющейся педагогической ситуации и своевременно вносить коррективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня развития самоорганизации студентов: второй этап»

2. Kuznetsov A.N. Competency Potential of an Academic Subject (Case-study of Foreign Languages): Monograph / A.N. Kuznetsov. M.: MSAU, 2014. 120 p.

3. Klementieva V.V. The Development of Pedagogical Research Competence of Master of Philological Education in the Process of School Leadership Multimedia Project: Author. Dis. ...Candidate Phd. Sciences: 13.00.08 / V.V. Klementieva. Kursk, 2009. 33 p.

4. Solyanikov Yu.V. Ensuring the Quality of Preparation of Pedagogical University Masters to Research Activity: Author. Dis. ...Candidate Phd. Sciences: 13.00.08 / Yu.V. Solyanikov. SPb., 2003. 29 p.

5. Kubrushko P.F. Training of Sientific Advisors and Doctorate Thesis Consultants / P.F. Kubrushko // Innovational Practices in Education: Strategies, Theory and Practice of Development: Proceedings of the VI Russian Scientific and Practical Conference. Ekaterinburg: RSVPU, 2013. Pp. 50-52.

6. Bobrova M.A. Comparative Analysis of the Requirements for the Modern Teacher-bachelor's Degree and Teacher-master / M.A. Bobrova // Scientific Search. 2014. № 2.8. Pp. 24-25.

7. Kubrushko P.F. Analysis of Education: New Aspects / P.F. Kubrushko // Innovative Projects and Programs in Education. 2011. № 6. Pp. 10-13.

8. Drobyazko A.A. Development and Implementation of Graduate Programs on the Basis of Federal

State Educational Standards of Higher Professional Education / A.A. Drobyazko // Journal of Educational and Methodical Association of Professional Pedagogical Education. 2011. № 1(45). Pp. 121-127.

9. Nesterova O.S. Readiness for Professional Work as a Starting Point on the Road to Professionalism / O.S. Nesterova // Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2014. № 4. Pp. 58-61.

10. Gorovaya V.I. Research Competence as the Condition to Readiness of Master of Pedagogical Education to Research Activity / V.I. Gorovaya // Science and the world. 2014. № 6(10). Pp. 17-19.

11. Alipichev A.Yu. Optimization of Content and Technology Modular Foreign Language Training Programs Magistrates / A.Yu. Alipichev // Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2014. № 4. Pp. 103-106.

12. Siman A.S. Complex Diagnostics of Achievements of Students on a Subject Matter of Higher Education Institution in the Conditions of Competence-Based Approach / A.S. Siman, M.V. Shingareva // Bulletin of Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Moscow State Agroengineering University named after V.P. Goryachkin». 2014. № 4. Pp. 106-109.

Nazarova Lyudmila Ivanovna - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Pedagogics and Professional Education Psychology, Russian Timiiyazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49; tel.: +7 916 351 40 42; e-mail: nazarova@inbox.ru.

Chistova Yana Sergeevna - PhD-student of the Department of Pedagogics and Professional Education Psychology, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya str., 49; tel.: +7 916 632 76 75; e-mail: yana.chistova@yandex.ru.

Received 2 July 2015

УДК 378.147:159.9.075 О.С. БОГИНСКАЯ

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

диагностика уровня развития самоорганизации студентов: второй этап

В статье поднимается проблема актуальности хорошей самоорганизации будущих педагогов. Обозначены изменения в сфере образования, которые коснулись всех образовательных процессов. Освещаются результаты исследования, проведенного ранее среди студентов педагогических специальностей. По итогам исследования большего развития требуют личностные качества, отвечающие за реализацию конструктивной и организаторской деятельности, другими словами - процесс самоорганизации. Статья содержит описание методики, использованной на первом этапе диагностики для измерения уровня раз-

вития самоорганизации, анализ результатов диагностики уровня развития самоорганизации студентов гуманитарно-педагогического факультета. Статья содержит также описание методики диагностики, использованной на втором этапе, и сравнение с результатами, полученными ранее. Проанализировано содержание отдельных шкал (планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация на запланированном, самоорганизация с использованием внешних средств, ориентация на настоящее) данной методики. Также проанализировано сочетание показателей (высокие значения по шкале «Целеустремленность» и низкие значения по шкале «Планомерность»; высокие значения по шкале «Фиксация» и низкие значения по шкале «Планомерность»). Сделаны выводы о совпадении результатов первого и второго этапов диагностики самоорганизации студентов: высокие значения по шкалам «Целеполагание» и «Волевые усилия», низкие показатели по шкалам «Планирование» и «Коррекция». На основе этого предложено внесение изменений в систему подготовки будущих педагогов посредством внедрения в программу дисциплины, формирующей у студентов умение расставлять приоритеты, планировать, действовать неотступно от выбранной стратегии, применяя различные тактики в зависимости от изменяющейся педагогической ситуации и своевременно вносить коррективы.

Ключевые слова: самоорганизация, опросник самоорганизации деятельности, целеустремленность, планирование, анализ ситуации, самоконтроль, коррекция, повышение качества подготовки будущих педагогов.

Современное устройство жизни с постоянно меняющимися социально-культурными условиями предъявляет особые требования к адаптивным способностям личности, которые, в свою очередь, связаны с умением рационально организовать свою жизнедеятельность [1]. Подобные изменения коснулись и сферы образования, о чем свидетельствуют процессы, происходящие в современных образовательных учреждениях:

- изменение в целом парадигмы отношений «Преподаватель-студент»;

- свободный доступ к безграничному потоку информации;

- система образования уходит в поле увеличения доли самостоятельной работы студентов и др.

Трансформация системы образования в направлении возрастающей роли самоорганизации всех участников образовательного процесса накладывает новые функции на учреждения профессионального образования. Реформы в сфере образования должны обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для науки, образования, бизнеса с учётом современных потребностей общества, с опорой на проверенные временем традиционные научные подходы и накопленный положительный опыт [2, 3].

Тем не менее, как показало исследование, проводимое на базе Московского государственного университета имени В.П. Горячкина, именно вопрос планирования и целенаправленного действия по выбранной стратегии вызывает у студентов педагогических направлений наибольшую сложность [4].

В рамках нашего исследования мы решили продолжить изучение развития профессиональной самоорганизации у студентов Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева [5]. На первом этапе диагностика самоорганизации была проведена с помощью опросника самоорганизации деятельности (ОСД), разработан-

ного Е.Ю. Мандриковой [6]. Опросник содержит шесть шкал, отражающих разные аспекты самоорганизации: «Планомерность», «Целеустремленность», «Настойчивость», «Фиксация», «Самоорганизация с помощью использования внешних средств», «Ориентация на настоящее».

Для проведения диагностики были выбраны студенты третьего курса гуманитарно-педагогического факультета Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева, уже отошедшие от школьной системы обучения, но еще имеющие время и возможность для изменения диагностируемых параметров в ходе обучения в вузе.

Анализ результатов первого этапа диагностики самоорганизации студентов позволил констатировать, что общий показатель самоорганизации студентов гуманитарно-педагогического факультета практически не отличается от средних показателей по данной возрастной группе. Однако имеются значительные отличия при сравнении показателей некоторых отдельно взятых шкал, а именно:

- значительно превышают средние значения показатели по шкалам «Целеустремленность» и «Фиксация»;

- значительно ниже средних значений показатели по шкалам «Планомерность» и «Самоорганизация с использованием внешних средств».

Высокие показатели по шкале «Целеустремленность» создают образ человека, привыкшего делать максимум для осуществления своей цели. Безусловно, умение настоять на желаемом, отсутствие боязни высказать и аргументировать свою позицию, умение сопротивляться трудностям и препятствиям на пути достижения цели являются положительными чертами характера, необходимыми для успешного функционирования в современном мире. Но высокие значения являются положительными характеристиками личности только в случае сочетания с высокими значениями по шкале

«Планомерность», когда речь идет об осуществлении стратегически выбранных целей. Если рассмотреть возможность высоких показателей по шкале «Целеустремленность» в сочетании с низкими показателями по шкале «Планомерность», можно предположить наличие у личности желания немедленного осуществления сиюминутных целей, соответственно, присутствие таких негативных свойств личности как капризность, избалованность, нежелание считаться с обстоятельствами и интересами окружающих.

Показатели ниже средних по шкале «Самоорганизация с помощью внешних средств» говорят о нежелании искать дополнительные инструменты для повышения эффективности планирования деятельности. Возможно, эти инструменты не являются необходимыми в случае эффективной организации собственной деятельности без внешних средств. Но сочетание отказа от использования внешних средств планирования и невысокой планомерности деятельности, на наш взгляд, говорит о недостаточной степени осознанности деятельности, развития умения рефлексивно и аналитически рассматривать ситуацию.

Другими словами, по результатам первого этапа нашего мини-исследования современным студентам свойственно, с одной стороны, наличие качеств личности, разрешающих ставить цели и действовать, зафиксировавшись на решении определенных задач, а с другой - недостаточная планомерность деятельности и нежелание пользоваться внешними средствами планирования.

Желание проверить достоверность результатов обусловило необходимость проведения второго этапа диагностики самоорганизации студентов с использованием другой методики. Во втором этапе исследования принимали участие те же студенты третьего курса Российского государственного аграрного университета имени К.А. Тимирязева.

В качестве методики для проведения второго этапа диагностики был выбран опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» («ДОС») А.Д. Ишкова. Областью научных интересов А.Д. Ишкова уже много лет является самоорганизация личности: им защищена диссертационная работа по проблеме учебной самоорганизации студентов, создан ряд публикаций, в том числе монография, в которой доказана валидность разработанной методики диагностики [7]. Данная методика предназначена для диагностики индивидуальных особенностей самоорганизации. Опросник «ДОС» имеет 6 частных шкал, характеризующих уровень развития одного из личностных компонентов самоорганизации (волевые усилия), и 5 функциональных компонентов, идентичных общепринятой структуре самоорганизации (целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция).

По инструкции студентам предлагалось оценить ряд утверждений по степени своего согласия/несогласия по шкале:

- 3 - не согласен полностью;

- 2 - не согласен частично;

- 1 - скорее не согласен, чем согласен;

1 - скорее согласен, чем не согласен;

2 - согласен частично;

3 - полностью согласен.

Результаты по шкале «Целеполагание» отражают уровень развития навыков принятия и удержания цели.

Результаты по шкале «Анализ ситуации» отражают уровень развития навыков выявления и анализа обстоятельств, существенных для достижения поставленной цели.

Результаты по шкале «Планирование» отражают уровень развития навыков планирования человеком собственной деятельности.

Результаты по шкале «Самоконтроль» отражают уровень развития навыков контроля и оценки человеком собственных действий, психических процессов и состояний.

Результаты по шкале «Коррекция» отражают уровень развития навыков коррекции человеком своих целей, способов и направленности анализа существенных обстоятельств, плана действий, критериев оценки, форм самоконтроля, волевой регуляции и поведения в целом.

Результаты по шкале «Волевые усилия» отражают уровень развития навыков регуляции человеком собственных действий, психических процессов и состояний; демонстрируют развитость волевых качеств, умение преодолевать возникающие на пути к поставленной цели препятствия; характеризуют способность субъекта мобилизовать свои физические и психические силы, концентрировать на заданном направлении внимание, что обеспечивает необходимое побуждение, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу реализации плана.

Результаты по шкале «Уровень самоорганизации» отражают общий уровень развития навыков организации человеком процесса собственной деятельности [8].

Таким образом, можно говорить о некоторых совпадениях с методикой, использованной ранее, позволяющих сравнивать результаты:

- шкалы «Целеустремленность» и «Планомерность»;

- содержание шкал «Настойчивость» и «Фиксация» в опроснике самоорганизации деятельности (ОСД), разработанном Е.Ю. Мандриковой, приближено по своему значению к содержанию шкалы «Волевые усилия» в опроснике «ДОС» А.Д. Ишкова;

- итоговый показатель «Общий уровень самоорганизации».

Так как шкалы методики содержат неодинаковое количество утверждений и, следовательно, трудно сопоставимы между собой, А.Д. Ишковым были применены специальные поправочные коэффициенты.

В результате использования специально подобранных коэффициентов значения всех шкал имеют одинаковую размерность и сопоставимы.

Результаты второго этапа диагностики самоорганизации приведены в таблице.

результаты диагностики самоорганизации студентов, проведенной с использованием опросника «дос» А.д. Ншкова

По результатам выполнения студентами опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» мы можем констатировать, что:

- такие компоненты самоорганизации, как «Планирование» и «Коррекция», имеют пониженный показатель;

- компоненты самоорганизации «Целеполага-ние» и «Волевые усилия» имеют повышенный показатель.

Подводя итоги, необходимо отметить, что результаты первого и второго этапов диагностики совпали: современные студенты отличаются высоким уровнем развития умений принятия и удержания целей, способны преодолевать трудности на пути реализации поставленной цели, но при этом испытывают сложности с планированием собственной деятельности и внесением в нее корректив.

Дальнейшая работа проводилась нами с учетом индивидуальных особенностей самоорганизации студентов и была направлена, в первую очередь, на развитие навыков стратегического планирования и умений своевременной коррекции деятельности, что позволило повысить общий уровень самоорганизации студентов, а главное - гармонизировать развитие ее компонентов, что, в свою очередь, способствует формированию готовности к будущей профессиональной деятельностей.

Инструментом апикального формирования готовности к профессиональной деятельности буду-

щих педагогов в нашем случае выступило внедрение дисциплины, формирующей навыки эффективного планирования и использования стратегического подхода к решению задач [9].

Библиографический список

1. Моров А.В. Лидерство и экзистенциальная рефлексия в системе социально-психологической адаптации личности / А.В. Моров // Казанский педагогический журнал. 2014. Т. 106. № 5. С. 118-124.

2. Кубрушко П.Ф. Профессионально-педагогическое образование: вопросы теории / П.Ф. Куб-рушко // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 96-98.

3. Жукова Н.М. Опыт подготовки магистров в аграрных вузах Российской Федерации в постсоветский период / Н.М. Жукова, Я.С. Чистова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженер-ный университет им. В.П. Горячкина. 2014. № 1. С. 85-88.

4. Нестерова О.С. Готовность как стартовая точка на пути к профессионализму / О.С. Нестерова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроин-женерный университет им. В.П. Горячкина. 2014. № 4. С. 58-61.

5. Лысенко Е.Е. Возможности формирования профессионально важных личностных качеств у студентов инженерно-педагогического факультета / Е.Е. Лысенко, О.С. Нестерова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2012. № 4-1 (55). С. 72-74.

6. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) / Е.Ю. Мандрикова // Психологическая диагностика. М.: 2010. № 2. С. 87-111.

7. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. М.: Издательство АСВ, 2004. 224 с.

8. Ишков А.Д. Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в психолого-педагогических исследованиях / А.Д. Ишков // Казанская наука. 2014. № 8. С. 152-154.

9. Крогерус М., Чеппелер Р. Книга решений. 50 моделей стратегического мышления. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014. 208 с.

№ Шкала Показатели

1 Целеполагание 78,3

2 Анализ ситуации 62,1

3 Планирование 37,4

4 Самоконтроль 61,6

5 Коррекция 49,8

6 Волевые усилия 72,3

7 Общий уровень самоорганизации 63,6

Богинская Ольга Сергеевна - ассистент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, Россия, Москва, ул. Тимирязевская, 58; тел.: 8-919-725-71-50; e-mail: nesterovaos19@gmail.com.

Статья поступила 02.07.2015

the diagnostics of the level

of students self-organization development:

the second stage

O.S. BOGINSKAYA

Russian Timiryazev State Agrarian University

The article raises the problem of good self-organization of future teachers. The changes in education system are noted which have affected all educational processes. This paper highlights the results of the study conducted earlier among the students of pedagogical specialties. The results show that personal qualities which are responsible for the implementation of constructive and organizational activities, in other words, the process of self-organization, require greater development. This article describes the methodology used at the first stage of diagnostics to measure the level of self-organization development and performs the analysis of the results of diagnostics of the self-organization development level of students of Humanities and Education Faculty. The article also contains a description of the methods of diagnostics used at the second stage, and a comparison with the results obtained earlier. The content of individual scales of this technique (regularity; sense ofpurpose; commitment; perseverance; fixation on the plan; self-organization with through external means; orientation on the present) was analyzed. Also there was analyzed the combination of values (high values of the scale of «Commitment» and low values of the scale of «Regularity»; high values of the scale of «Fixation» and low values of the scale of «Regularity»). The conclusions were made about the correspondence of the results of the first and the second stages of diagnostics of students' self-organization: high values according to the scale «Goal Setting» and «Conation», low indices of «Planning» and «Correction». On this basis some amendments were proposed to the system of training offuture teachers through the implementation of the program of the discipline that forms the students' ability to prioritize, plan, act relentlessly from the chosen strategy, using different tactics depending on the changing pedagogical situations and make timely adjustments.

Key words: self-organization; questionnaire of self-organization of activities; sense of purpose, strategic planning, analysis of the situation, self-monitoring, correction; improving the quality of training of future teachers.

References 5. Lysenko Ye.E. The possibility of formation

of professionally important personal qualities of

1. Morov A.V. Leadership and existential reflection students of engineering-pedagogical faculty / Ye.E. Ly-in the system of socio-psychological adaptation of senko, O.S. Nesterova // Bulletin of Federal state personality / A.V Morov // Kazan Pedagogical Journal. educational institution of higher professional education 2014. T. 106. № 5. Pp. 118-124. Moscow State Agroengineering University named after

2. Kubrushko P.F. Vocational Teacher Training: V.P. Goryachkin. 2012. № 4-1(55). Pp. 72-74. Theoretical Issues / P.F. Kubrushko // Higher Education 6. Mandlikova E.J. Development of a questionnaire in Russia. 2006. № 2. Pp. 96-98. of self-organization (GSO) / E.Y. Mandlikova //

3. Zhukova N.M. Experience of preparation of Psychological diagnostics. 2010, № 2. Pp. 87-111. masters in agricultural universities of the Russian 7. Ishkov A.D. A student's Learning activity: Federation in the post-Soviet period / N.M. Zhukova, psychological factors of success: Monograph / A.D. Ish-J.S. Chistova // Bulletin of the Federal state educational kov. M.: Publishing house of the DIA, 2004. 224 p. institution of higher professional education Mos- 8. Ishkov A.D. Application of the questionnaire cow State Agroengineering University name after and the Diagnosis of features of self-organization in V.P. Goryachkin. 2014. № 1. Pp. 85-88. psychological and pedagogical research / A. D. Ish-

4. Nesterova O.S. Readiness for professional work kov // Kazan Science. 2014. № 8. Pp. 152-154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

as a starting point on the road to professionalism / 9. Krogerus M. The solutions book. 50 models for

Nesterova O.S. // Bulletin of Federal state educatio- strategic thinking / M. Krogerus, R. Kappeler. M.: ZAO

nal institution of higher professional education Mos- «Olimp-Biznes», 2014. 208 p. cow State Agroengineering University name after V.P. Goryachkin. 2014. № 4. Pp. 58-61.

Boginskaya Olga Sergeevna - assistant of the Department of Pedagogics and Psychology of Professional Education, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Russian, Moscow, Timiryazevskaya str., 58; tel.: +7-919-726-71-50; e-mail: nesterovaos19@gmail.com.

Received 2 July 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.