Научная статья на тему 'Опыт проектной деятельности образовательных учреждений по развитию самоорганизации детей и взрослых'

Опыт проектной деятельности образовательных учреждений по развитию самоорганизации детей и взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоорганизация / неопределенность как условие воспитания / глобальные и локальные факторы неопределенности / исследование / внедрение / актуальные практики в дошкольной образовательной организации / внеурочная деятельность в школе. / pedagogical concept of self-organization / research / implementation / topical practices in the kindergarden / after-school activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошкина Марина Руслановна, Веселова Наталья Николаевна

В статье представлено понимание самоорганизации как индивидуального процесса преобразования неопределенности в субъективную определенность. Неопределенность, рассматриваемая как условие воспитания, задается как глобальными, так и локальными факторами, присущими только России. К глобальным факторам относятся современный уровень развития технологий, повышающий уровень субъектности собственной жизни как детей, так и воспитывающих взрослых; повышение скорости изменений, которая далее будет только нарастать; развитие средств и способов генерирования и передачи информации; диверсификация видов трудовой занятости; увеличение продолжительности жизни; диверсификация типов современной семьи. «Внутренние» факторы неопределенности: неопределенность идеологии страны, изменяющейся в течение последней четверти века от либерализации до ограничения прав и свобод; непредсказуемость будущего, сужающая горизонты жизненного проектирования молодых людей; тренд на государственную монополию в области воспитания, ограничивающий вариативность возможностей; усиление роли государственной пропаганды как средства воспитания; приоритет патриотического воспитания, при усилении его военной составляющей; снижение субъектности участников воспитательных отношений за счет включения детей, подростков и молодежи в предлагаемые государством массовые практики; возврат к архаичным формам воспитательной работы, не соответствующим культурному коду постсоветских поколений россиян. Представлены общие закономерности самоорганизации, принципы построения отношений ребенка и взрослого в процессе реализации образовательной и воспитывающей деятельности, свободоспособности как результата свободовозможности ребенка в образовательной организации, организационно-педагогические условия реализации инновации в образовательной организации: разделенность идеи, актуализация идеи, подготовка кадров к инновационной деятельности, диверсификация содержания деятельности образовательных организаций, научно-педагогическое сопровождение инновационной деятельности, совместно проживаемый опыт, опыт внедрения результатов исследования в образовательных организациях городского округа Шатура Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of Design Activities of Educational Institutions to Develop Children and Adults’ Self-Organization

The article presents the understanding of self-organization as an individual process of transformation of uncertainty into subjective certainty. Uncertainty, considered as a condition of education, is set by both global and local factors inherent only in Russia. Global factors include the current level of technology development, which increases the level of subjectivity of their own lives of both children and adults; changes in the rate of change, which will only increase; the development of means and methods of generating and transmitting information; diversification of types of employment; increase in life expectancy; diversification of types of modern family. «Internal» factors of uncertainty: uncertainty of the ideology of the country, changing during the last quarter of the century from liberalization to restriction of rights and freedoms; unpredictability of the future, narrowing the horizons of life design of young people; the trend of the state monopoly in the field of education, limiting the variability of opportunities; strengthening the role of state propaganda as a means of education; the priority of Patriotic education, in strengthening its military component; reducing the subjectivity of the participants of educational relations through the inclusion of children, adolescents and young adults offered by the state of mass practice; the return to the archaic forms of educational work, not relevant to the cultural code of the postSoviet generation of Russians. The General regularities of self-organization, the principles of building relations between a child and an adult in the process of implementation of educational and upbringing activities, freedom as a result of freedom of the child in the educational organization, organizational and pedagogical conditions for the implementation of innovation in the educational organization: separation of ideas; actualization of ideas; training for innovation; diversification of the content of educational organizations; scientific and pedagogical support of innovation; shared experience; experience in the implementation of research results in educational institutions of the city district of Shatura, the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Опыт проектной деятельности образовательных учреждений по развитию самоорганизации детей и взрослых»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10162

УДК 37

М. Р. Мирошкина

https://orcid.org/0000-0003-2291-1174 Н. Н. Веселова

https://orcid.org/0000-0001-5264-9635

Опыт проектной деятельности образовательных учреждений по развитию самоорганизации детей и взрослых

В статье представлено понимание самоорганизации как индивидуального процесса преобразования неопределенности в субъективную определенность. Неопределенность, рассматриваемая как условие воспитания, задается как глобальными, так и локальными факторами, присущими только России. К глобальным факторам относятся современный уровень развития технологий, повышающий уровень субъектности собственной жизни как детей, так и воспитывающих взрослых; повышение скорости изменений, которая далее будет только нарастать; развитие средств и способов генерирования и передачи информации; диверсификация видов трудовой занятости; увеличение продолжительности жизни; диверсификация типов современной семьи. «Внутренние» факторы неопределенности: неопределенность идеологии страны, изменяющейся в течение последней четверти века от либерализации до ограничения прав и свобод; непредсказуемость будущего, сужающая горизонты жизненного проектирования молодых людей; тренд на государственную монополию в области воспитания, ограничивающий вариативность возможностей; усиление роли государственной пропаганды как средства воспитания; приоритет патриотического воспитания, при усилении его военной составляющей; снижение субъектности участников воспитательных отношений за счет включения детей, подростков и молодежи в предлагаемые государством массовые практики; возврат к архаичным формам воспитательной работы, не соответствующим культурному коду постсоветских поколений россиян. Представлены общие закономерности самоорганизации, принципы построения отношений ребенка и взрослого в процессе реализации образовательной и воспитывающей деятельности, свободоспособности как результата свободовозможности ребенка в образовательной организации, организационно-педагогические условия реализации инновации в образовательной организации: разделенность идеи, актуализация идеи, подготовка кадров к инновационной деятельности, диверсификация содержания деятельности образовательных организаций, научно-педагогическое сопровождение инновационной деятельности, совместно проживаемый опыт, опыт внедрения результатов исследования в образовательных организациях городского округа Шатура Московской области.

Ключевые слова: самоорганизация, неопределенность как условие воспитания, глобальные и локальные факторы неопределенности, исследование, внедрение, актуальные практики в дошкольной образовательной организации, внеурочная деятельность в школе.

M. R. Miroshkina, N. N. Veselova

Experience of Design Activities of Educational Institutions to Develop Children and Adults' Self-Organization

The article presents the understanding of self-organization as an individual process of transformation of uncertainty into subjective certainty. Uncertainty, considered as a condition of education, is set by both global and local factors inherent only in Russia. Global factors include the current level of technology development, which increases the level of subjectivity of their own lives of both children and adults; changes in the rate of change, which will only increase; the development of means and methods of generating and transmitting information; diversification of types of employment; increase in life expectancy; diversification of types of modern family. «Internal» factors of uncertainty: uncertainty of the ideology of the country, changing during the last quarter of the century from liberalization to restriction of rights and freedoms; unpredictability of the future, narrowing the horizons of life design of young people; the trend of the state monopoly in the field of education, limiting the variability of opportunities; strengthening the role of state propaganda as a means of education; the priority of Patriotic education, in strengthening its military component; reducing the subjectivity of the participants of educational relations through the inclusion of children, adolescents and young adults offered by the state of mass practice; the return to the archaic forms of educational work, not relevant to the cultural code of the postSoviet generation of Russians. The General regularities of self-organization, the principles of building relations between a child and an adult in the process of implementation of educational and upbringing activities, freedom as a result of freedom of the child in the educational organization, organizational and pedagogical conditions for the implementation of innovation in the educational organization: separation of ideas; actualization of ideas; training for innovation; diversification of the content of educational organizations; scientific and pedagogical support of innovation; shared experience; experience in the implementation of research results in educational institutions of the city district of Shatura, the Moscow region.

© Мирошкина М. Р., Веселова Н. Н., 2018

Keywords: pedagogical concept of self-organization; research; implementation; topical practices in the kindergarden, after-school activities.

Педагогическая концепция самоорганизации (М. Р. Мирошкина и др.) [7] основана на принятии вызовов сложности, многообразия и неопределенности как фундаментальной характеристики условий взросления современных поколений детей [1]. При этом вызов неопределенности, будучи производным от первых двух, с нашей точки зрения, является сегодня наиболее значимым.

Отметим, что поиски позиций, тактик, принципов, которые помогут ребенку не потеряться в неоднозначном настоящем и неопределенном будущем, - предмет исследований различных авторов из разных сфер современной деятельности. Философ и брокер Насим Талеб предупреждает о необходимости учитывать фактор «черного лебедя» - события или явления, задающего ситуацию неопределенности и полностью меняющего условия сущестования и деятельности человека. Дзеити «Джой» Ито (директор Media Lab MIT Массачусетского технологического института (США) изучает вопрос о том, насколько радикально новые подходы к науке и технологиям способны трансформировать общество в практическом и позитивном ключе) и Джефф Хо-уи (доцент в Северо-Восточном университете США, координатор международной программы Media Innovation) утверждают, что «логика ускоренного будущего ниспровергает мудрость прошлого, и успеха добьются те, кто научится мыслить по-иному» [3], и предлагают девять принципов, помогающих строить свою жизнь в условиях стремительных изменений. «Мыслить по-иному» - ведущий мотив нормативной базы современного образования в России, в которой заложены основы для развития у обучающихся компетенций, необходимых для жизни в условиях неопределенности.

Между тем готовность педагогических кадров к решению актуальных задач образования оставляет желать лучшего. Сформулированное в процессе реализации государственного задания ФГБНУ «ИИДСВ РАО» № 27.9389.2017/БЧ по теме «Теоретико-методологические основы самоорганизации детей и взрослых» Е. Б. Евладовой и М. Р. Мирошкиной основные положения концепции самоорганизации участников образовательных отношений во внеурочной деятельности современной школы [2] базовое противоречие современной педагогики заключается в том, что молодые люди решают проблему построения собственного жизненного проекта в

категориях «будущего», в то время как взрослые проецируют свое прошлое на будущее молодых людей. Преодолеть это противоречие возможно, гарантировав и детям и взрослым участникам образовательных отношений возможность самоорганизации в учебной и внеурочной деятельности.

В 2016 г. на волне встречного запроса лаборатории на внедрение результатов исследования и педагогов на актуализацию подходов, принципов и содержания воспитывающей деятельности в дошкольных образовательных организациях и внеурочной деятельности обучающихся образовательных организаций общего среднего образования был заключен договор о сетевом взаимодействии ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (директор Т. В. Волосовец) и Управления образования администрации городского округа Шатура Московской области (начальник управления Н. Н. Веселова).

Первым шагом в организации системной работы по реализации идей самоорганизации в педагогическую практику стало знакомство руководителей системы образования г. о. Шатура с комплексом научных идей в контексте развития самоорганизации.

Понимание самоорганизации как индивидуального процесса преобразования неопределенности в субъективную определенность, общих закономерностей самоорганизации, принятие принципов построения отношений ребенка и взрослого в процессе реализации образовательной и воспитывающей деятельности, свободо-способности как результата свободовозможно-сти ребенка в образовательной организации являются важнейшими составляющими продуктивной деятельности педагога в концепции самоорганизации.

В процессе подготовки к совместной деятельности авторами статьи были определены организационно-педагогические условия реализации концепции самоорганизации в школе:

- Разделенность идеи. Принятие идей развития самоорганизации субъектов образования руководителями органов образования.

- Актуализация идеи. Принятие идеи и содержания инновации руководителями и педагогами образовательных организаций дошкольного и среднего образования.

- Подготовка кадров к инновационной деятельности.

- Диверсификация содержания деятельности образовательных организаций дошкольного и среднего образования. Определение авторских маршрутов педагогов образовательных организаций г. о. Шатура в реализации идеи самоорганизации.

- Научно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций.

- Совместно проживаемый опыт.

Возможность реализации условия «разделен-

ность идеи» была обеспечена подготовкой и реализацией на предварительном этапе запуска инновационной деятельности в г. о. Шатура дополнительной образовательной программы «Актуальные подходы к организации воспитательной работы с детьми в различных социальных институтах» (М. Р. Мирошкина). Эта программа, предназначенная для руководителей образовательных организаций дошкольного и общего образования г. о. Шатура, позволила подготовить управленческий корпус к реализации проекта.

Условие «актуализация идеи» было достигнуто посредством знакомства авторов концепции самоорганизации с образовательными организациями и собеседований с педагогами, организации семинара «Методологические основания педагогических измерений уровня самоорганизованности участников образовательных отношений в образовательных организациях дошкольного, начального и общего среднего образования»

Условие «подготовка кадров к инновационной деятельности» было реализовано через организацию повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по дополнительной образовательной программе М. Р Мирошкиной «Актуальные подходы к организации воспитательной работы с детьми в различных социальных институтах» для педагогов г. о. Шатура. За два года сотрудничества программу прошли более 120-ти педагогов образовательных организаций.

Прохождение программы повышения квалификации позволило, во-первых, сформировать методологическую основу для реализации проекта в различных образовательных организациях; во-вторых - подобрать кадровый пул проекта по принципу «разделенности идеи»; в-третьих -определить авторские маршруты педагогов образовательных организаций г. о. Шатура в реализации идеи самоорганизации, обеспечив тем самым выполнение условия «диверсификации содержа-

ния деятельности образовательных организаций в реализации проекта».

Научно-педагогическое сопровождение деятельности образовательных организаций осуществляется за счет постоянного консультирования участников проекта в дошкольных образовательных организациях и школах, организации Школьного сбора «Самоорганизация. 2017» в школе с. Пышлицы 8 ноября 2017 г., в котором приняли участие дети и взрослые из всех школ -участниц проекта, организации обсуждения проблемных ситуаций на педагогических советах школы. Участие руководителей и педагогов детских садов и школ в научно-практических конференциях позволяет рефлексировать и переосмысливать собственные практики в общем содержательном контексте [4].

Совместно проживаемый опыт - одно из важнейших условий развития самоорганизации детей и взрослых. Так, постоянное обсуждение результатов участия в Школьном сборе «Самоорганизация. 2017» способствовало продуцированию идей создания молодежного клуба в Пышлицкой школе, культурно-массовых проектов в школе пос. Радовицкий. Участие учителя биологии Кривандинской средней школы А. А. Белова сначала в курсах повышения квалификации, затем в программах Российско-Германского молодежного культурного обмена способствовало рождению авторского проекта Международного молодежного лагеря «Дриады», который был успешно проведен в г. о. Шатура в мае 2018 г. при поддержке администрации г. о. Шатура и ФГБНУ «ИИДСВ РАО». В проекте участвовали учащиеся и педагоги из партнерских школ.

Опыт конкретных образовательных организаций, участвующих в проекте, позволил зафиксировать диверсификацию траекторий развития и результатов реализации концепции самоорганизации в деятельности образовательных организаций г. о. Шатура Московской области.

На уровне дошкольного образования отрабатывались технологии по формированию навыков самоорганизаци детей дошкольного возраста.

МБДОУ «Детский сад № 5» (заведующий Л. В. Святенко, ст. воспитатель

О. Ю. Дворецкова) работал над реализацией проекта «Планирование самостоятельной игровой деятельности детей, направляемой и поддерживаемой педагогом».

Основная проблема, с точки зрения старшего воспитателя О. Ю. Дворецковой, воспитателей

Ю. В. Браиловой, Е. С. Кувыркиной, Н. В. Пеки-шевой, заключается в том, что в комплексно-тематическом планировании не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. В свободное от занятий время деятельность ребенка отличается бедностью содержания и малой результативностью. В связи с этим возникает необходимость в руководящей роли педагога, направленной на актуализацию личного опыта ребенка, на побуждение к целесообразной полезной деятельности. Создавая условия для самостоятельной деятельности детей и поддерживая ее, педагоги детского сада работают над взращиванием в детях умения планировать деятельность, действовать согласно плану, осуществлять самоконтроль, то есть создают фундамент для развития навыков самоорганизации. Работа по развитию самостоятельной деятельности детей осуществляется по принципу планируем - делаем - подводим итоги. Цикл работы воспитателя - «Планирую - наблюдаю -анализирую».

МБДОУ «Детский сад № 8» (заведующий Н. А. Лебедева) развитие самоорганизации дошкольников реализовывал через внедрение педагогической технологии «Клубный час», направленной на социализацию и эффективную самореализацию детей дошкольного возраста. Используя различные типы Клубного часа, педагоги развивают в детях умение планировать свои действия и оценивать их результаты, приобретать собственный жизненный опыт и переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции. Каждый раз перед ребятами возникает новый вызов. В рамках Клубного часа в День знаний детям представили возможность построить детский сад и школу будущего. Это была и первая возможность самостоятельного передвижения по детскому саду.

На Клубном часе «Осень» они выбирали, посетить им импровизированный кинотеатр, картинную галерею или природный парк. Нужно было освоить игровые деньги, приобрести билеты, получить сдачу, понять, как предъявляют билеты, как занимают место, как ведут себя на экскурсии или на выставке. Нелегкая задача для человека «от трех до пяти».

В День пожилого человека ребята самостоятельно выбирали тему и технику изготовления подарков пожилым людям (декупаж, аппликация, модульное оригами)...

Возвращение к истокам - изготовление кукол Филипповки и Зерновушки, русских народных головных уборов, роспись пряников и филимо-новской игрушки. В саду ведется постоянная системная работа с родителями - проводятся групповые тематические родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы социализации и самоорганизации воспитанников в домашних условиях, обсуждаются элементы оформления групповых игровых комнат для создания тематической обстановки, возможность личного участия родителей в роли героев при проведении клубных часов и большой игры, проводятся родительские мастер-классы согласно тематике клубных часов. В результате включенного наблюдения педагогами сделан вывод о том, что при системной работе первые навыки самоорганизации проявляются у дошкольников в организованной взрослыми деятельности в возрасте 5-7 лет. Заметим, что детская игра, основанная на самоорганизации играющих, доступна ребятам с самого младшего возраста.

МБДОУ «Детский сад № 27» (заведующий О. А. Коровкина) работал над темой «Самоорганизация детей дошкольного возраста в контексте экологического воспитания». Сначала педагоги пытались найти ответ на вопрос: «Что такое самоорганизация? В чем она проявляется? Может ли дошкольник обладать такой компетенцией?» Затем создавали различные проблемные ситуации и наблюдали за тем, как дети ведут себя при их решении. Воспитатели не сразу приняли идею, но постепенно их отношение менялось. Было замечено, что не всегда путь выхода из той или иной проблемной ситуации оказывался таким, каким его видели педагоги. Дети вели себя совсем не так, как предполагал взрослый. Следствием этого стала самоорганизация педагогов -углубленное изучение ими вопросов самоорганизации детей. Воспитатели заинтересовались этой проблемой, стали подбирать и опробовать в работе новые способы «запуска» самоорганизации детей. А главное - более внимательно относиться к детям.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который способствует формированию ключевых компетент-ностей обучающихся, таких как готовность к разрешению проблем, к самообразованию и саморазвитию, к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность. Формирование личности ученика по ФГОС и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он

воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, которую он организует сам.

На уровне школ реализовывались проекты по самоорганизации в учебно-воспитательном пространстве школы.

МБОУ «Основная общеобразовательная школа пос. Шатурторф» г. о. Шатура Московской области (дир. Н. А. Кирсанова) искала ответы на вопросы: Как организовать учебно-воспитательное пространство школы, позволяющее обучающимся принимать решения и организовать свою деятельность? Как в формате жизни нынешнего поколения научить ребенка быть активным, творческим, коммуникативным, умеющим принимать собственные решения и реализо-вывать свои идеи и дела? Над решением этих проблем школа работает второй год через реализацию проекта по самоорганизации обучающихся.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Радовицкий» г. о. Шатура (дир. С. Е. Царева), реализующая проект «Через творчество в жизнь», вела поиск условий, обеспечивающих широкие возможности для формирования высокообразованной, интеллектуальной, деятельной личности, способной к саморазвитию, к реализации творческих, индивидуальных способностей.

«Самоорганизация обучающихся в рамках школьного детского клуба как пространства общения» (директор Е. А. Беликова, зам. директора по воспитательной работе Т. С. Шамарина) - тема МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Н. П. Кочеткова с. Пышлицы» г. о. Шатура).

Участие учителя биологии Кривандинской средней школы А. А. Белова сначала в курсах повышения квалификации, затем в программах Российско-Германского молодежного культурного обмена ( в рамках программы сотрудничества ФГБНУ «ИИДСВ РАО» и молодежной организации Bayerischer Jugendring (Бавария, ФРГ) (https://www.bjr.de) способствовало рождению авторского проекта Международного молодежного экологического лагеря «Дриады», который был реализован в мае 2018 г. на базе центра «Изумрудный». В проекте приняли участие учащиеся 10-х классов из Кривандинской, Пышлицкой, Радовицкой школ и школы № 1, а также делегация школьников из Баварии, которые также стали участниками международного экологического лагеря. В августе 2019 шатурских ребят из город-

ских и сельских школ ждет визит в баварские Альпы.

В 2017-2018 гг. опыт реализации проекта обсуждался на Московском международном салоне образования, 1 Всероссийской научно-практической конференции «Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования», VI Международной научно-практической конференции «Социальное партнерство: педагогическая поддержка субъектов образования», в сборнике ФГБНУ «ИИДСВ РАО» «Инновационная деятельность в рамках сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций как фактор повышения качества обучения и воспитания детей».

Опыт реализации проекта позволил определить дальнейшее направление деятельности -развитие организационно-педагогического взаимодействия образовательных организаций разного уровня в контексте решения воспитательных задач. Дошкольные образовательные организации в 2018 учебном году будут работать над созданием сквозной воспитательной программы (ДОУ- начальная школа) по развитию самоорганизации детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основным направлением деятельности школ станет работа над темой «Школа -центр социально-педагогического пространства территории». Таким образом будет решаться задача обеспечения преемственности воспитательных программ образовательных организаций дошкольного и общего образования, основанных на принципах самоорганизации детей. Продолжится работа школьного детского клуба в Пышлицкой школе, Клуба отцов в школе № 4. А международная тема продолжится через Клуб международного общения, который возглавит учитель Кривандинской школы Александр Андреевич Белов.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] /, А. Г. Асмолов // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 40. - С. 1. -URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 6.06.2018);

2. Вагнер, И. В. Социально-педагогические основания разработки программы воспитания в начальной школе: содержание совместной деятельности субъектов воспитания и детских социальных инициатив [Электронное издание] : научно-методические рекомендации / И. В. Вагнер. - М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2017. - 62 с. 329 КБ. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32720476 (дата обращения: 31.08.2018);

3. Вагнер, И. В. Реализация субъектного подхода к проектированию программы воспитания в общеобразовательной организации [Текст] / И. В. Вагнер // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (190). - С. 77-83;

4. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст] : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. -М. : Научная библиотека, 2016. - 158 с.;

5. Евладова, Е. Б. Самоорганизация детей и подростков в контексте социокультурной модернизации образования / Е. Б. Евладова, М. Р. Мирошкина // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2016. - № 1. - С. 19-26.

6. Ито, Джой Сдвиг. Как выжить в стремительном будущем [Текст] / Джой Ито, Джефф Хоуи : пер. с англ. О. Поборцевой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.

7. Кирсанова, Н. А. Самоорганизация в образовательном пространстве школы [Текст] / Н. А. Кирсанова // Инновационная деятельность в рамках сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций как фактор повышения качества обучения и воспитания детей (Шатура, апрель 2017 г.) : материалы научно-практической интернет-конференции, проведенной в рамках реализации проекта «Сетевое научно-педагогическое партнерство» / под ред. М. Р. Мирошкиной. - М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2017. - С. 46-53.

8. Мирошкина, М. Р. Воспитание в условиях неопределенности [Текст] / М. Р. Мирошкина // Методы получения научного знания в теории воспитания: современное прочтение : сборник научных статей / под общ. ред. А. Е. Баранова. - Тверь : ООО «ГК «СТИМУЛ», 2017. - 179 с. - С. 68-76.

9. Мирошкина, М. Р. Концептуальные основы и организация деятельности субъектов сетевого научно -педагогического партнерства [Текст] / М. Р. Мирошкина // Инновационная деятельность в рамках сетевого взаимодействия научных и образовательных организаций как фактор повышения качества обучения и воспитания детей (Шатура, апрель 2017 г.) : материалы научно-практической интернет-конференции, проведенной в рамках реализации проекта «Сетевое научно-педагогическое партнерство» / под ред. М. Р. Мирошкиной. - М. : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2017. - С. 27-30;

10. Мирошкина, М. Р. Педагогическая теория самоорганизации [Текст] / М. Р. Мирошкина // Теория и практика самоорганизации. Научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и со-организации субъектов межпоколенческих отношений в образовательных организациях, детских общественных объединениях, подростково-молодежных клубах по месту жительства, в неформальном образовании // Научно-методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / под ред. М. Р. Мирошкиной. - М., 2017. - С. 5-11.

11. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений [Электронный ресурс]. - URL: http://www.in-exp.ru/mo-1-2010/74-favourite-mo01-10/274-razvitie-setevogo-vzaimodejstviya-mo-01-2010.html (дата обращения: 29.08.2018);

12. Реализация положений педагогической теории самоорганизации во внеурочной деятельности образовательных организаций общего образования [Текст] / М. Р. Мирошкина и др. // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования (Москва, 16-18 апреля 2018 г. ) : сб. материалов I Всероссийской научно-практической конференции : в 2 х т. - М. : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. - Т. 2.

13. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.council.gov.ru/media/files/ 41d536d68ee9fec15756.pdf

14. Теория и практика самоорганизации. Научные основания педагогического сопровождения самоорганизации и со-организации субъектов межпоколенче-ских отношений в образовательных организациях, детских общественных объединениях, подростково-молодежных клубах по месту жительства, в неформальном образовании [Текст] : научно-методическое пособие для педагогов и руководителей образовательных организаций / под ред. М. Р. Мирошкиной. - М. : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. - 143 с.

15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12. 12.29-ФЗ_Об_ образовании в_Российской_ Федера-ции.pdf (дата обращения: 12.08.2018).

16. Bayerischer Jugendring [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bjr.de (дата обращения: 31.08.2018).

17. Creativity / Building connections, Drawing inspiration and exploring opportunities as individuals and groups [Facilitator Handbook#4] / by editions Nils-Eyk Zimmermann, Ekaterina Leondieva. - MitOst Association Berlin, 2016. - 95 p.

18. Hoistic learning / Planning experiential, inspirational and participatory learning processes [Facilitator Handbook#2] / by editions Elke Heublein, Nils-Eyk Zimmermann. - MitOst Association Berlin, 2016. - 68 p.

19. Rewriting the rules for the digital age. 2017 Deloitte Global Human Capital Trends [Электронный ресур]. - URL: http://distanza.ru/wp-content/uploads/2017/03/2017_Deloitte_Global_ Hu-man_Capital.pdf. (дата обращения: 12.08.2018).

20. Steps toward action / Empower for self-responsible initiative [Facilitator Handbook#1] / by editions M. Gawinek-Dagargula, Eliza Skowron, Nils-Eyk Zimmermann. - MitOst Association Berlin, 2016. - 79 p.

Reference List

1. Asmolov, A. G. Psihologiya sovremennosti: vyzovy neopredelennosti, slozhnosti i raznoobraziya = Present psychology: calls of uncertainty, complexity and variety [Jelektronnyj resurs] / A. G. Asmolov // Psihologicheskie issledovaniya. - 2015. - T. 8. - № 40. - S. 1. - URL: http://psystudy.ru (data obrashcheniya: 6.06.2018);

2. Vagner, I. V Social'no-pedagogicheskie osnovaniya razrabotki programmy vospitaniya v nachal'noj shkole: soderzhanie sovmestnoj deyatel'nosti sub"ektov vospi-taniya i detskih social'nyh iniciativ = The social and pedagogical bases of development of the program of education at elementary school: content of joint activity of education subjects and children's social initiatives [EHlek-tronnoe izdanie] : nauchno-metodicheskie rekomendacii / I. V. Vagner. - M. : FGBNU «IIDSV RAO», 2017. - 62 s. 329 KB. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32720476 (data obrashcheniya: 31.08.2018);

3. Vagner, I. V. Realizaciya sub"ektnogo podhoda k proektirovaniyu programmy vospitaniya v obshcheobra-zovatel'noj organizacii = Realization of the subject approach to design the program of education in the general education organization [Tekst] / I. V. Vagner // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta = Bulletin of Tomsk state pedagogical university. -2018. - № 1 (190). - S. 77-83;

4. Vospitanie i strategiya zhizni rebenka = Education and strategy of the child's life [Tekst] : kollektivnaya monografiya / pod red. M. I. Rozhkova. - M. : Nauchnaya biblioteka, 2016. - 158 s.;

5. Evladova, E. B. Samoorganizaciya detej i po-drostkov v kontekste sociokul'turnoj modernizacii obra-zovaniya = Self-organization of children and teenagers in the context of sociocultural modernization of education / E. B. Evladova, M. R. Miroshkina // Social'naya pedagog-ika v Rossii. Nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2016. -№ 1. - S. 19-26.

6. Ito, Dzhoj Sdvig. Kak vyzhit' v stremitel'nom bu-dushchem = How to survive in the prompt future [Tekst] / Dzhoj Ito, Dzheff Houi : per. s angl. O. Poborcevoj. - M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2018. - 272 s.

7. Kirsanova, N. A. Samoorganizaciya v obra-zovatel'nom prostranstve shkoly = Self-organization in educational space of school [Tekst] / N. A. Kirsanova // Innovacionnaya deyatel'nost' v ramkah setevogo vzai-modejstviya nauchnyh i obrazovatel'nyh organizacij kak faktor povysheniya kachestva obucheniya i vospitaniya detej (SHatura, aprel' 2017 g.) : materialy nauchno-prakticheskoj internet-konferencii, provedennoj v ramkah realizacii proekta «Setevoe nauchno-pedagogicheskoe partnerstvo» = Innovative activity within network interaction of the scientific and educational organizations as a factor of improving quality of children's training and education (Shatura, April, 2017): materials of the scientific and practical Internet conference held within implementation of the Network Scientific and Pedagogical Partnership project / pod red. M. R. Miroshkinoj. - M. : FGBNU «IIDSV RAO», 2017. - S. 46-53.

8. Miroshkina, M. R. Vospitanie v usloviyah neopredelennosti = Education in the conditions of uncertainty [Tekst] / M. R. Miroshkina // Metody polucheniya nauch-nogo znaniya v teorii vospitaniya: sovremennoe prochten-ie : sbornik nauchnyh statej = Methods of obtaining scientific knowledge in the theory of education: modern reading: collection of scientific articles / pod obshch. red. A. E. Baranova. - Tver' : OOO «GK «STIMUL», 2017. -179 s. - S. 68-76.

9. Miroshkina, M. R. Konceptual'nye osnovy i organi-zaciya deyatel'nosti sub"ektov setevogo nauchno-pedagogicheskogo partnerstva = Conceptual bases and organization of activity of subjects of network scientific and pedagogical partnership [Tekst] / M. R. Miroshkina // Innovacionnaya deyatel'nost' v ramkah setevogo vzai-modejstviya nauchnyh i obrazovatel'nyh organizacij kak faktor povysheniya kachestva obucheniya i vospitaniya detej (SHatura, aprel' 2017 g.) : materialy nauchno-prakticheskoj internet-konferencii, provedennoj v ramkah realizacii proekta «Setevoe nauchno-pedagogicheskoe partnerstvo» = Innovative activity within network interaction of the scientific and educational organizations as a factor of improving quality of children's training and education (Shatura, April, 2017): materials of the scientific and practical Internet conference held within implementation of the Network Scientific and Pedagogical Partnership project / pod red. M. R. Miroshkinoj. - M. : FGBNU «IIDSV RAO», 2017. - S. 27-30;

10. Miroshkina, M. R. Pedagogicheskaya teoriya sa-moorganizacii = Pedagogical theory of self-organization [Tekst] / M. R. Miroshkina // Teoriya i praktika samoor-ganizacii. Nauchnye osnovaniya pedagogicheskogo so-provozhdeniya samoorganizacii i so-organizacii sub"ektov mezhpokolencheskih otnoshenij v obrazovatel'nyh organizaciyah, detskih obshchestvennyh ob"edineniyah, podrostkovo-molodezhnyh klubah po mestu zhitel'stva, v neformal'nom obrazovanii = Theory and practice of self-organization. The scientific bases of pedagogical support of self-organization and co-organization of subjects of the intergenerational relations in the educational organizations, children's public associations, teenage and youth clubs in residence, in informal education // Nauchno-metodicheskoe posobie dlya peda-gogov i rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij = Scientific and methodical book for teachers and heads of the educational organizations / pod red. M. R. Miroshkinoj. -M., 2017. - S. 5-11.

11. Razvitie setevogo vzaimodej stviya innovacionno-aktivnyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij = Development of network interaction of innovation-active educational institutions [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.in-exp.ru/mo-1-2010/74-favourite-mo01-10/274-razvitie-setevogo-vzaimodejstviya-mo-01-2010.html (data obrashcheniya: 29.08.2018);

12. Realizaciya polozhenij pedagogicheskoj teorii samoorganizacii vo vneurochnoj deyatel'nosti obra-zovatel'nyh organizacij obshchego obrazovaniya = Implementation of provisions of the pedagogical theory of

self-organization in extracurricular activities of general education organizations [Tekst] / M. R. Miroshkina i dr. // Sovremennoe detstvo: psihologo-pedagogicheskaya pod-derzhka sem'i i razvitie obrazovaniya (Moskva, 16-18 aprelya 2018 g.) : sb. materialov = I Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii : v 2 h t. = Modern childhood: psychology and pedagogical family support and development of education (Moscow, on April 16-18, 2018): collection of materials of the I All-Russian scientific and practical conference: in 2 v. - M. : FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO», 2018. - T. 2.

13. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda = The strategy of education development in the Russian Federation until 2025 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.council.gov.ru/media/files/ 41d536d68ee9fec15756.pdf

14. Teoriya i praktika samoorganizacii. Nauchnye osnovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya samoor-ganizacii i so-organizacii sub"ektov mezhpokolencheskih otnoshenij v obrazovatel'nyh organizaciyah, detskih ob-shchestvennyh ob"edineniyah, podrostkovo-molodezhnyh klubah po mestu zhitel'stva, v neformal'nom obra-zovanii = Theory and practice of self-organization. The scientific bases of pedagogical support of self-organization and co-organization of subjects of the inter-generational relations in the educational organizations, children's public associations, teenage and youth clubs in residence, in informal education [Tekst] : nauchno-metodicheskoe posobie dlya pedagogov i rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij scientific and methodical book for teachers and heads of the educational organiza-

tions / pod red. M. R. Miroshkinoj. - M. : FGBNU «Institut izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya RAO», 2017. -143 s.

15. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» = The federal law dated from December 29, 2012 No. 273-FZ «About education in the Russian Federation» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974/fajl/1543/12.12.29 -FZ_Ob_ obrazovanii v_Rossijskoj_Federacii.pdf (data obrashcheniya: 12.08.2018).

16. Bayerischer Jugendring [Jelektronnyj resurs]. -URL: https://www.bjr.de (data obrashcheniya: 31.08.2018).

17. Creativity / Building connections, Drawing inspiration and exploring opportunities as individuals and groups [Facilitator Handbook#4] / by editions Nils-Eyk Zimmermann, Ekaterina Leondieva. - MitOst Association Berlin, 2016. - 95 p.

18. Hoistic learning / Planning experiential, inspirational and participatory learning processes [Facilitator Handbook#2] / by editions Elke Heublein, Nils-Eyk Zimmermann. - MitOst Association Berlin, 2016. - 68 p.

19. Rewriting the rules for the digital age. 2017 Deloitte Global Human Capital Trends [EHlektronnyj resur]. - URL: http://distanza.ru/wp-content/uploads/2017/03/2017 Deloitte_Global_Human_ Capital.pdf. (data obrashcheniya: 12.08.2018).

20. Steps toward action / Empower for self-responsible initiative [Facilitator Handbook#1] / by editions M. Gawinek-Dagargula, Eliza Skowron, Nils-Eyk Zimmermann. - MitOst Association Berlin, 2016. - 79 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.