Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве места жительства'

Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве места жительства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / СИНЕРГЕТИКА / SELF-ORGANISING MODEL / INDIVIDUAL / PRE-SYNERGETIC AND SYNERGETIC LEVELS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мирошкина Марина Руслановна, Шинина Татьяна Валерьевна

В статье рассмотрены три уровня самоорганизации индивидуальный, досинергетический и синергетический. Представлена модель самоорганизации молодежи по месту жительства на досинергетическом уровне; а также рассмотрены сущность, цель, закономерности и принципы, условия и результаты психолого-педагогического сопровождения этого процесса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article self-organising is considered at three levels individual, pre-synergetic and synergetic. There are offered: the self-organising model on a residence; purpose, laws and principles, conditions and results of psychological and pedagogical support of self-organising of teenagers and youth on a residence.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве места жительства»

.....

I I I ■ M I I I I

158 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь ^

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

М. Р. Мирошкина, Т. В. Шинина

Институт психолого-педагогических проблем детства РАО

Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и

специалистов системы социальной защиты населения города Москвы

В статье рассмотрены три уровня самоорганизации - индивидуальный, досинергетический и синергетический. Представлена модель самоорганизации молодежи по месту жительства на доси-нергетическом уровне; а также рассмотрены сущность, цель, закономерности и принципы, условия и результаты психолого-педагогического сопровождения этого процесса.

Ключевые слова: место жительства, самоорганизация, психолого-педагогическое сопровождение, социализация, поля социального становления, культурологический смысл, синергетика.

In article self-organising is considered at three levels - individual, pre-synergetic and synergetic. There are offered: the self-organising model on a residence; purpose, laws and principles, conditions and results of psychological and pedagogical support of self-organising of teenagers and youth on a residence.

Key words: self-organising model, individual, pre-synergetic and synergetic levels, psychological and pedagogical support.

Становление современных детей и подростков протекает в условиях глобализации - современного уровня развития экономики, базиса, на котором сегодня строятся идеологические, культурологические, социальные конструкции. Жизнь насыщается неопределенностью. Люди постоянно находятся в состоянии риска. Хотя в благополучном обществе могут доминировать одни риски, а в нестабильном, кризисном - другие, избавиться от нарастающих угроз не удается никому. И риски эти носят индивидуальный, не коллективный характер.

Диапазон возможностей и рисков является важнейшей характеристикой жизни подростков и молодых людей, поскольку они стремятся управлять изменениями, связанными

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

3 (41) май-июнь 2011 158-162

с переходом от зависимости к независимости и взаимозависимости. Жизненные выборы, совершаемые молодыми людьми, обусловлены их принадлежностью (к семье, вере или сообществу) и типами отношений, в которые они включены.

Новые возможности неизменно сопровождаются новыми рисками. Преодоление рисков возможно только при условии готовности подростка, молодого человека стать субъектом собственной жизни, при наличии развитой способности и навыков самоорганизации и самодеятельности.

Нахождение индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, а также преодоление тех затруднений, которые возникают у него при соблюдении определенных

.....

ш

Молодежь в культурном пространстве современности 159

правил поведения, общения, позволяют ему раскрыть свои потенциальные способности и таким образом стимулирует его личностный рост, повышая уверенность в собственных силах, вырабатывая положительное отношение к окружающему миру в целом и способствуя успешной социализации.

Оптимальным пространством для приобретения навыков самоорганизации является место жительства.

При этом имеет место противоречие между возросшими требованиями к уровню самоорганизации деятельности подростков и молодых людей, с одной стороны, а с другой - недостаточной развитостью теоретических представлений о процессе самоорганизации, отсутствием целостных моделей процесса и эмпирических данных о влиянии компонентов целостной структуры процесса самоорганизации групп населения на успешность вхождения в социальное пространство, о содержании педагогической поддержки самоорганизации по месту жительства.

Авторский подход к проблеме основан на: синергетической теории развития нелинейных систем (И. Пригожин, Г. Хакен), дея-тельностном подходе к исследованию самоорганизации (В.Н. Донцов, Н.В. Кузьмина, А.Г. Сороковой и др.), теории педагогической поддержки и педагогического сопровождения О.С. Газмана, теории социального становления молодежи в клубах по месту жительства М.Р. Мирошкиной, общепсихологической теории деятельности и личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); идее понимания психического развития личности как интеграции ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); концепции осознанной саморегуляции деятельности человека (О.А. Конопкин, А.А. Вербицкий, Ю.А. Мис-лавский, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий, В.И. Степанский и др.)

Анализ структуры известных моделей процесса самоорганизации позволил выделить наиболее существенные функциональные

компоненты: 1) целеполагание, 2) анализ ситуации, 3) планирование, 4) самоконтроль, 5) волевая регуляция и 6) коррекция.

Основываясь на психологических механизмах самоорганизации, мы рассматриваем несколько ее уровней.

На индивидуальном уровне самоорганизация - интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения.

На досистемном уровне самоорганизация

- процесс образования малых неформальных групп, организаций, социумов, основой которого являются социальные взаимодействия или межличностная коммуникация.

На синергетическом уровне под самоорганизацией понимается спонтанный переход открытой неравновесной системы от менее к более сложным и упорядоченным формам организации.

Место жительства - социально-культурное пространство, в котором осуществляется жизнедеятельность населения, реализуются физиологические, бытовые, рекреационные, досуговые потребности людей, формируются жизненные, поведенческие, социокультурные характеристики семей, складываются бытовые, социальные и культурные традиции, ценности и нормы общинной жизни - соседства (5).

Самоорганизация подростков и молодежи по месту жительства - процесс образования и развития малых неформальных групп, организаций, социумов с целью реализации основных гражданских, социальных и досуго-вых потребностей. Основой самоорганизации являются социальные взаимодействия или межличностная коммуникация в пространстве места жительства.

Имея в виду относительную разработанность проблемы самоорганизации на индивидуальном и синергетическом уровнях, остановим свое внимание в данной работе на процессе самоорганизации на пограничном - доси-нергетическом уровне.

■ ......

ш

160 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

Схема 1

Модель процесс самоорганизации подростков и молодежи по месту жительства на досинергетическом уровне

При этом под фактор-импульсом мы понимаем идею, предмет, явление, событие, породившие в человеке или группе людей интерес и «запустившие» процесс самоорганизации.

Самоорганизация подростков и молодежи по месту жительства на досинергетическом уровне происходит в различных формах - игровое объединение, временное объединение, неформальная группа, инициативное объединение. Каждое их них имеет свою специфику, однако объединены одним общим качеством - это краткосрочные, часто спонтанные объединения, имеющие своей целью достижение актуальной ближайшей цели.

Игровое объединение - один из древней-

ших видов человеческих объединений, целью которого является организация и осуществление игры - свободной и естественной формы проявления деятельности детей и взрослых, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.

Из различных игровых объединений (Н.П. Аникеева, В.М. Григорьев, Б.В. Куприянов, Л.А Нисловская, А.Е. Подобин, С.А. Шмаков, И.И. Фришман) на досинергетическом уровне самоорганизации по месту жительства имеют место два типа:

- разовое игровое объединение по месту жительства (на один цикл игровой деятельно-

.....

ш

Молодежь в культурном пространстве современности 161

сти - одну развернутую игру). Часто мы видим их во дворах, в играх дошкольников, в домашних играх, в компьютерных играх;

- временное игровое объединение по месту жительства (группа или коллектив) создается на несколько циклов игровой деятельности (дворовые подвижные и спортивные игры, ролевые игры, сетевая компьютерная игра).

Временное объединение по месту жительства - форма общественной самоорганизации жителей, создаваемая на определенный период для выполнения совместной деятельности. Особенности временного объединения - кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер взаимодействия, завершенный цикл развития.

Неформальная группа - реальная или условная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической цели.

Инициативная группа - форма самоорганизации подростков и молодежи с целью реализации гражданских прав, реализации правотворческих и социальных инициатив. Является одной из форм реализации права граждан на участие в местном самоуправлении.

Содержание педагогического сопровождения самоорганизации подростков и молодежи на досинергетическом уровне суть создание условий для поддержания и реализации интереса, возникшего в результате появления фактор-импульса и обеспечения взаимодействия участников самоорганизующейся деятельности; а также анализ возможностей развития процесса самоорганизации и создания новых фактор-импульсов для развития самоорганизационного процесса.

Целью педагогического сопровождения является обеспечение возможности получения подростками, молодыми людьми и взрослыми позитивного опыта самоорганизации в пространстве места жительства как условия реализации их собственной свободоспособно-сти (1).

Общими закономерностями педагогического сопровождения самоорганизации подростков и молодежи по месту жительства выступают:

- обусловленность форм и уровня самоорганизации населения социокультурными характеристиками локального социума;

- взаимозависимости содержания педагогического сопровождения от уровня развития самоорганизации;

- позитивные результаты педагогического сопровождения обусловлены наличием уже существующей неформальной практики самоорганизации по месту жительства, развитием многообразия форм самоорганизации.

Принципы педагогического сопровождения самоорганизации подростков и молодежи по месту жительства:

- обеспечения включенности человека в позитивное свободное общение и социальные отношения в процессе взаимодействия на основе признания взаимных прав и ответственности;

- сочетания в самоорганизующейся деятельности по месту жительства уклада и традиций нации, региона, локального социума с особенностями современной молодежной культуры;

- взаимосвязи молодежной инициативы, самодеятельности и самоорганизации с социально-педагогической поддержкой;

- саморазвития и самоорганизации педагогического сопровождения.

Единство и взаимосвязь закономерностей и принципов педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства проявляется в их органическом проникновении друг в друга, в том, что соблюдение требований, условий и правил одних принципов влияет на возможность реализации других. Выявленные закономерности и обоснованные на их базе принципы позволяют определить педагогические механизмы педагогического сопровождения. К ним относятся экзистенциальный, средовой, коммуникативный механизмы.

Механизмы педагогического сопровож-

.....

I I I ■ M I I I

162 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

дения реализуются благодаря использованию соответствующих педагогических технологий, под которыми мы понимаем описание условий протекания, содержания, форм, методов и структуры, системы организации и обеспечения деятельности клуба, направленной на достижение четко осознаваемой цели.

Исходя из обозначенной нами цели педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства, повышению его эффективности будет способствовать обеспечение гарантий свободного и ответственного выбора человеком формы общественной самоорганизации, степени включенности в его систему, содержания деятельности, стиля и содержания общения и взаимодействия субъектов самоорганизации; сфор-мированность неагрессивного локального социального пространства как важнейшего условия результативности педагогического сопровождения самоорганизации подростков и молодежи по месту жительства; реализация принципа сетевого взаимодействия субъектов деятельности.

Реализация вышеназванных условий воз-

можна только в случае подготовленности педагогического корпуса организаторов работы по месту клуба к решению задач педагогического сопровождения самоорганизации различных групп населения по месту жительства. Уровень готовности педагогов характеризуется степенью развития неагрессивного пространства по месту жительства, уровнем субъектности населения в работе по месту жительства, многообразием форм самоорганизации населения, реализацией принципов сетевого взаимодействия в местном сообществе.

Результатами эффективного педагогического сопровождения самоорганизации населения по месту жительства могут быть:

- сформированная сеть временных объединений, инициативных групп, клубов по месту жительства, некоммерческих организаций, осуществляющих работу по месту жительства;

- устойчивая практика реализации инициативных проектов населения по месту жительства.

- организация управления работы по месту жительства на основе универсального сетевого принципа.

Примечания

1. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. - 58 с.

2. Дорфман, Л. Я. Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения / Л.Я. Дор-фман. - Пермь, 1992. - 128 с.

3. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности /О.А. Конопкин. - М.: Наука, 1980. 256 с.

4. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 544с. -(Серия «Психология России»).

5. Мирошкина, М. Р. Социальное становление молодежи в клубах по месту жительства : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Марина Руслановна Мирошкина. - Ярославль, 2008. - 398 с.

6. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин.

- М.: МИРОС, 2001. - 208 с.

7. Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова. - М.: Издательство Институт психологии РАН, 2007. - 213 с.

8. Рубинштейн, М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн.

- Изд. 4-е., пересм. и доп. - М.: Задруга, 1920.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.