Самоорганизация участников образовательного процесса..,
4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№ 5. - С. 3-12.
5. Рабочая концепция одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской / Московский городской пси-
холого-педагогический университет. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 27.05.2013).
УДК 37.01
Мирошкина Марина Руслановна
доктор педагогических наук
Горькова Галина Геннадьевна
Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва [email protected], [email protected]
САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье представлен анализ организационно-педагогических условий эффективности дистанционных курсов повышения квалификации руководителей детских общественных организаций г. Москвы, проведенных ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО 2011—2013 гг.
Ключевые слова: самоорганизация, дистанционное обучение, руководители детских общественных объединений, руководители и педагоги подростково-молодежных клубов по месту жительства, организационно-педагогические условия.
С2011 года по настоящее время Федеральное государственное научное учреждение «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования реализует инновационную образовательную программу. Автор программы - М.Р. Мирошкина, доктор педагогических наук, заведующая лабораторией ФГНУ ИППД РАО. Образовательная программа включает в себя следующие модули: курсы повышения квалификации специалистов по организации работы с детскими общественными организациями города Москвы по теме: «Обеспечение государственной поддержки детских общественных объединений в городе Москве»; обучающий семинар по теме: «Формирование навыков участия в принятии общественно значимых решений на местном уровне у молодых граждан города Москвы»; курсы повышения квалификации руководителей детских объединений, специалистов по организации работы детскими общественными организациями, заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, классных руководителей, руководителей детских объединений по теме: «Взаимодействие учреждений образования и детских общественных объединений»; семинар по теме: «Педагогическое сопровождение самоорганизации подростков и молодежи»; семинар по теме: «Тенденции развития детских и молодежных объединений в России».
Обучение по программе проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных се-
тей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Дистанционное обучение позволяет нашим обучающимся осваивать образовательную программу находясь в комфортном для него месте, не затрачивая лишнее время на поездку к месту учебы, дает возможность каждому обучающемуся выбрать удобный для себя временной режим и т.д. Для преподавателя дистанционное обучение дает возможность использовать и отработать новые формы и методы обучения, возможность выдать слушателю бульшее количество информации по теме, используя возможности Интернета (электронные ссылки), которыми можно воспользоваться сразу же при изучении материала.
Но все это возможно только при условии, что и обучающийся и преподаватель имеют устойчивый навык работы в информационном пространстве, являются уверенными пользователями компьютерных технологий.
Итак, необходимым условием взаимодействия преподавателя и обучающегося в дистанционном обучении, а, следовательно - условием эффективности обучения следует считать компетенцию работы в информационном пространстве (компетенция - круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями, опытом).
Что же движет, «заставляет» человека стать учеником, обучающимся, искать способы получения новых знаний, повышения своего уровня образования. Это конечная цель - образ того результата, который становиться необходимым для конкретного человека на данном отрезке времени.
Осознать эту конечную цель позволяет фактор -импульс - идеи, предмет, явление, событие, породившие в человеке или группе людей интерес и «за-
© Мирошкина М.Р., Горькова Г.Г., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
141
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Таблица 1
Целевые установки участников дистанционного обучения на курсах повышения квалификации ФГНУ ИППД РАО (2011-2013 гг.)
Обучающиеся Преподаватель
Цель(варианты)
- возможность повышения уровня образования; - отработать новые формы и методы
- необходимое условие для аттестации работника; - приобретение различных компетенций взаимодействия с обучающимися; - отработать прямую и обратную связь «преподаватель - слушатель»; - приобретение устойчивого навыка работы в инновационном образовательном пространстве
пустивших» процесс самоорганизации (М.Р. Ми-рошкина).
Что является фактором-импульсом для слушателя дистанционных курсов на нашей тематике? Нам видится, что информация:
- о необходимости прохождения курсов повышения квалификации для повышения (подтверждения разряда) в образовательной организации;
- о наличии в содержании курса информации, необходимой для организации эффективной работы с современными детьми;
- об интересной (дистанционной) форме обучения;
- об участии в программе обучения интересных преподавателей, у которых хочется поучиться, тем более, что предлагают индивидуальные консультации...
Таким образом, важнейшим организационно-педагогическим условием эффективного дистанционного обучения становится качество и способы информации о содержании и способах его организации.
В таблице 1 мы проанализировали варианты целей, которые ставили перед собой участники дистанционных курсов повышения квалификации ФГНУ ИППД РАО.
Для достижения конечной цели, получения результата каждый участник образовательного процесса выбирает приемлемую для себя форму обучения. Либо это традиционная, классическая, либо другая - вариативная, в т.ч. и дистанционная форма обучения.
Возможность выбора формы обучения - еще одно из организационно-педагогических условий его эффективности.
Для реализации нашей программы автором (М.Р. Мирошкина) был разработан инновационный образовательный контент. Для проведения, администрирования курсовой подготовки в дистанционном режиме был разработан специальный образовательный интернет-ресурс <Айр://дисткурс.рф». Для организации качественного функционирования дистанционного обучения, как для преподавателей, так и для слушателей были проведены тренинги, мастер-классы в очном формате на ресурсе «http:// дисткурс.рф». Разработан пакет Инструкций для
всех категорий участников образовательного пространства.
Наличие специализированного интернет-ресурса и его качественное администрирование - еще одно условие эффективного образовательного обучения в дистанционной форме.
В системе дистанционного обучения ФГНУ ИППД РАО для обучающихся разработана образовательная матрица, в которой прописаны все темы образовательной программы и количество часов, отведенных для изучения данных тем. Каждый обучающийся формирует для себя из предложенных тем индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), набирая необходимое количество часов от 36 до 144 часов. После того как сформирован ИОМ обучающийся получает пакет электронных документов: текст лекции; схемы и таблицы; материал для дополнительного изучения темы (текст теоретических статей, статистические данные, ссылки на сайты и др.); задание для самостоятельной работы и контрольное задание.
Проработав материал, каждый обучающийся в соответствии с установленными сроками отправляет выполненные задания преподавателю. Вместе с новым пакетом материалов, обучающийся получает рецензию на выполненное задание и оценку. Наряду с работой с учебными материалами, обучающиеся имеют возможность в режиме реального времени получить индивидуальную консультацию преподавателя.
Преподаватели программы имеют возможность: свободного выбора форм и методов обучения, варьировать содержание программы - адаптировать свой курс к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам каждого обучающегося.
Таким образом, актуальный содержательный контент, представленный в адекватном дистанционной форме обучения формате также является организационно-педагогическим условием эффективности обучения.
И все-таки, при выполнении всех организационно-педагогических условий, при наличии отличного интернет-ресурса, современных преподавателей, актуального контента, обучение может не состояться. Слушатель не возьмет все предлагаемое
142
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Свободоспособность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки
ему содержание, если не будет главного - самоорганизации участников образовательного процесса, которая является базовым условием эффективности дистанционного обучения.
Только САМ обучающийся:
- получает информацию, которая становится для него фактором-импульсом;
- ставит свою образовательную цель;
- оценивает свои возможности владения интернет технологиями;
- заявляет организаторам о своем участии в дистанционной образовательной программе;
- разрабатывает образовательный маршрут (выбирает интересные ему темы, формы, количество часов);
- работает в системе тайм менеджмента (управление временем, организация времени, тайм-менеджмент — технология организации времени и повышения эффективности его использования);
- осваивает образовательный контент;
- достигает собственного образовательного результата.
А вся система дистанционного обучения - лишь пространство его самоорганизации.
Библиографический список
1. Мирошкина М.Р. Педагогическое сопровождение самоорганизации детских объединений в условиях сетевого общества // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - Т. 2. - № 1. - С. 67-72.
2. Мирошкина М.Р., Горькова Г.Г., Гудков Д.Г., Шинина Т.В. О содержании и организации курса повышения квалификации специалистов по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.molclub.ru/articles/47. (дата обращения: 8.11.2013).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/ 12.12.29-ФЗ_Об_ образовании_в_Российской_ Федерации.pdf (дата обращения: 12.10.2013).
УДК 373
Михайлова Нина Николаевна
кандидат педагогических наук
Юсфин Семен Михайлович
кандидат педагогических наук Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва
СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Понятие «свободоспособность» ввел в научно-педагогический арсенал О.С. Газман. Это было сделано им в контексте осмысления теории и практики педагогической поддержки как инновационной сферы российского образования. Авторы данной статьи были соавторами и сотрудниками О.С. Газмана, которые в последующем продолжили шаги в развитии педагогической поддержки. В статье «свобода» и «способность» ее осуществления каждым ребенком в своей жизнедеятельности рассматривается как предмет профессиональной деятельности педагога в практике образования.
Ключевые слова: педагогическая поддержка ребенка в образовании, свободоспособность, позиция, субъект, конфликт.
В самом названии нашей статьи мы употребляем понятие «свободоспособность», которое в средине 1990-х годов ввел в педагогическую науку Олег Семенович Газман, чье имя неразрывно связано с теорией и практикой воспитания. На протяжении последних 10 лет своей жизни он с группой учеников и соратников разрабатывал теорию и практику педагогической поддержки ребенка в образовании. Важно отметить, что для О.С. Газмана не существовало педагогической теории, если она оказывалась далека от насущных проблем образовательной практики, и педагогическая поддержка явилась ответом ученого на тот вызов времени, который он почувствовал и принял как необходимость кардинального пересмотра некоторых до недавнего времени непоколебимых постулатов в теории воспитания.
Данная статья ставит своей целью обозначить те концептуальные подходы к пониманию педагогической поддержки, которые предложил О.С. Газ-ман, соавторами и сотрудниками которого мы были, а также сделать некоторые самостоятельные шаги в развитии предложенной идеи.
Педагогика свободы и педагогика необходимости
Само понятие «свободоспособность» появилось у О.С. Газмана не случайно. Он много размышлял о сущности свободы и той педагогике, которая могла бы соответствовать ей, называл ее «педагогикой свободы» и противопоставлял «педагогике необходимости».
Известно, что свобода в качестве общественного идеала задавала и задает педагогике то проти-
© Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
143