.....
I I I ■ M I I I
^ Социально-культурная деятельность 81
мира, так и средства доведения этого наследия до реципиентов, такие как печать, радио, телевидение, воспитательные и образовательные учреждения, а также учреждения культуры - библиотеки, кинотеатры, музеи, выставочные залы и концертные площадки. При этом культурное воспитание, независимо от национальности и вероисповедания человека, не только прививает нравственные устои, национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места в душах людей для национальной или религиозной розни, душит рост-
Примечания
1. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры: [сб. науч. тр.] / ред.-сост. С.Н. Добротворский и др. - СПб.: ЛГИТМИК, 2007.
2. Молодежь в современном информационном пространстве: [материалы парламентских слушаний 16 декабря 2010 г.]. - М.: Комитет Государственной Думы по делам молодежи Федерального Собрания Российской Федерации, 2010.
3. Сикевич, З. В. Молодежная культура: «За» и «против»: Заметки социолога / З.В. Сикевич. - СПб., 2000.
4. Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность / Р.Г. Яновский. - М. 2007.
ки терроризма и экстремизма. Современная молодежь является главным агентом всех происходящих в мире массовых социальных процессов, независимо от того, какова их направленность, форма проявления, темпы и конечные результаты. Внедрение инновационных технологий социально-культурной деятельности в учебную и воспитательную работу образовательных учреждений современного российского общества позволит значительно снизить уровень деструктивных тенденций среди молодежи, будет способствовать формированию духовности, созиданию, творчеству.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОНТЕКСТ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
А. В. Кузьмин
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
В статье представлена сущность досуга молодёжи, раскрыт его ценностный и смысловой аспекты, выявлены уникальные характеристики пространства и времени досуга. Раскрыт потенциал самоорганизации в молодежном досуге и его возможности в профилактике экстремистского поведения.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуг, молодёжь, ценности досуга, смысл досуга.
In article the essence of leisure of youth is presented, is opened its valuable and semantic aspects, unique characteristics of space and leisure time are revealed. The self-organising potential in youth leisure and its possibility in preventive maintenance of extremist behaviouris opened.
Keywords: welfare activity, leisure, youth, values of leisure, sense of leisure.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 81-85
.....
I I I ■ М I I I
82 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
Социально-культурная деятельность всем своим арсеналом средств и форм, инвариантов практической деятельности и многообразием форм общения людей обеспечивает раскрытие человеческого мира с точки зрения жизненной полноты и осмысленности связей человека и мира, выявляет иные, креативные грани, уровни и формы взаимосвязи человека с миром и культурой.
В этом плане смысл проявляется как феномен мира и интерсубъективное условие единства человеческого опыта. Единение смыслов с опытом раскрывает их с точки зрения культурного родства, общности людей и мира, родства, которое и есть человеческая духовность. Смысл - это всегда событие встречи человека с миром, опыт понимания мира. Культурный смысл, будучи особенным феноменом, в то же время всегда универсален.
Анализируя с этих позиций социально-культурную деятельность, следует указать на ряд черт, роднящих её с другими видами человеческой деятельности, синкретично сливающихся в своей сути с понятием «жизнедеятельность». При перечислении этих черт философы обычно указывают на её темпоральные (временные), пространственные и предметно-функциональные характеристики.
Темпоральность в этом ряду обоснованно стоит на первом месте, поскольку жизнедеятельность осуществляется как процесс, внутри которого индивиды совершают поступки, обретают опыт, общаются друг с другом. Все это предполагает жизненную темпоральность, временность и историю как фундаментальное измерение человеческой жизнедеятельности, мира и культуры. Темпоральность - это течение жизни, в котором время образует связанную последовательность событий, действий и поступков индивидов.
Не случайно анализ сущности социально-культурной деятельности всегда начинается с анализа её временных параметров - свободное и рабочее время, досуг, а также обобщенные временные категории, такие как летний отпуск, каникулярное время, выходной день, праздничное время, и более конкретные, такие как
неделя, вечер (праздничный, тематический и т.п.), день (воскресный, семейного отдыха и т.п.), час («делу время - потехе час») и т.п. Следовательно, жизнедеятельность протекает в постоянном сосуществовании двух темпоральных уровней: первого, в котором непосредственно осуществляются жизненные циклы, то есть где деятельность индивидов протекает как естественный процесс; и второго, когда включается рефлексия, сознательно-целесообразный способ человеческого самоутверждения в мире.
Такое дуалистическое понимание темпоральных параметров любой деятельности, в том числе и социально-культурной, показывает, что её ценностно-смысловой контекст творится одновременно с её естественной предметно-функциональной реализацией.
Для нас это принципиально важный вывод, ибо он показывает необходимость постоянного «удержания» в поле внимания того ценностно-смыслового содержания, которое возникает, уже существует или потенциально может возникнуть в процессе социально-культурной деятельности - в ситуации отдыха, рекреации, досугового общения, творческого акта, социально ориентированного действия и т.д. Здесь социально-культурная активность вписывается в реализацию целей и задач, которые охватывают деятельностно-рефлексивные способы человеческого отношения к миру, то есть показывают что хорошо, а что плохо; что имеет значение для человека, а что не имеет и т.д.
В философии хорошо известно, что смысловые связи и отношения человеческой жизнедеятельности двойственны, так как, с одной стороны, они включают в себя фундаментальные зависимости и детерминации от всей полноты мира; но с другой - эти же смысловые связи всегда существуют в аспекте субъективного обособления от мира, ибо «смысл не может мотивировать человеческую деятельность, если он не включает в себя момент субъективного самополагания, стремления субъекта, опираясь на смысловые связи, реализовать, воплотить в реальное бытие свои проекты,
.....
ш
Социально-культурная деятельность 83
замыслы и цели» (В.П. Козловский).
Таким образом, сращенность смыслов с жизненными процессами человеческого существования, их тесная связь с человеческим миром обусловливают то обстоятельство, что в смыслах открываются те горизонты мира, которые выражаются в проективной потенции человеческого опыта, в жизненной практике людей, в формах целеполагающей активности человека.
Как подчеркивает видный отечественный исследователь проблемы смыслообразования в культуре В.П. Козловский: «Связь смыслов с жизненными процессами человека выступает фундаментом, предпосылкой культурного процесса, его смысловой стороны. Эта же связь превращает смыслы в действительную сеть явлений и феноменов мира, и лишь в силу этого факта смыслы могут быть правилами и нормами культурной жизни индивидов и условиями взаимопонимания между ними. Однако следует помнить, что смыслы нормативны не операционально, не как средства, цели, схемы, роли и т.д., а как бытийные константы мира, благодаря чему они могут быть основаниями конкретных актов мироотношения, в том числе и в специализированных формах культурной деятельности - искусстве, религии, философии, науке и т.д.» (2, с. 35).
Социально-культурная деятельность - это многомерная и вариативная система отношения человека к миру людей, к миру человеческих отношений (экономических, политических, социальных и др.), природному миру и миру культуры. Как особая воспитательная система социально-культурная деятельность особое значение приобретает в организации работы с молодежью, в том числе в контексте организации профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде.
Механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие её мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы: интеграция молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические
традиции общества путём принятия ею (эк-стериоризации) господствующих социальных норм в качестве основы своих ценностных ори-ентаций, побудительных мотивов поведения (процесс воспитания и обучения); дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества путём образовательной и экономической «селекции» (профессиональная ориентация и профессиональная подготовка). В результате социализации молодежи, она «либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими (в том числе распределительными) отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо по тем или иным причинам не идентифицирует себя с основными нормами общества (и идеологическими, и правовыми, и распределительными), отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколений» (см.: 3).
Российские социологи М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, рассматривая особенности молодежи как субъекта социальных процессов в современной России, указывают на принципиальную необходимость учета двух взаимосвязанных процессов - социализации и самореализации молодого поколения.
Социологи, отвечая на вопрос «Чем отличается молодежь от представителей старших поколений?», однозначно говорят о том, что наиболее ярко отличия заметны в сфере досуга представителей разных поколений «Молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой на фоне предпочтений старшего поколения. И если в элементах "простого" отдыха поколения остаются во многом схожи (что естественно, исходя из большинства устоявшихся традиций просмотра телевидения, общения с друзьями, ничегонеделания или помощи родителям по хозяйству), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего это касается посещения ночных клубов, дискотек, музыкальных "тусовок" (здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов. Относительно небольшую часть
.....
ш
84 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
молодежи привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам)» (1, с. 191).
Важно учитывать, что в массовой молодежной среде досуг мало заорганизован - он в определённом смысле «выпадает» из поля зрения органов управления культурой, образования, спорта и молодёжной политики. Те мероприятия, которые организуются специально, как правило, не охватывают всю когорту молодёжи, проживающую в конкретном населенном пункте, проводятся не системно, не отвечают потребностям и интересам молодёжи, не несут в себе специфику досугового общения молодёжи.
Вот почему в молодежной среде сегодня имеются тенденции самоорганизации досуга, приводящие порой к антикультурным, криминальным и иным общественно опасным проявлениям. Однако нельзя переоценивать сегмент деструктивного досуга, который, по нашим оценкам, не является альтернативой позитивно ориентированным и социально одобряемым формам досугового общения.
Вот несколько примеров самоорганизации позитивного досугового общения современной молодёжи.
Сайт, посвященный спонтанному времяпрепровождению, начинается с обращения: «Сие творение будет посвящено свободному времени и как его занять, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы:) (и не важно 2 ли это часа после работы, выходные или ЦЕЛЫЙ (!!! - а такое бывает?:)) отпуск). Истинной (ха, каламбурчик) причиной создания послужила моя тормознутость. Когда вдруг выпадает свободная минутка и звучит в голове вопрос: "Куда пойти?" Я начинаю судорожно вопрошать у яндекса и, как правило, теряю на этом много времени. Тут я надеюсь все это систематизировать, во-первых. А во-вторых, чего-то нового услышать от других лирушников. Начнем?»
В этом тексте следует указать на два обстоятельства, характеризующие молодежный досуг: во-первых, не предрешенность досугово-
го поведения и его спонтанность («Когда вдруг выпадает свободная минутка и звучит в голове вопрос: "Куда пойти?" Я начинаю судорожно вопрошать у яндекса и, как правило, теряю на этом много времени»), а во-вторых, реальная потребность в формах яркого, эмоционального проведения досуга.
Радует одно, что сетевое общение и самоорганизация досуга в основном склоняют молодых людей к инновационным формам досу-гового общения:
- «приглашаются все желающие. Едем в Москве по центру. От стеклянного моста на киевской через нескучный сад и по другому стеклянному мосту, а потом ... а потом обсудим. Едем небыстро не напряжно. Тусуем, в общем, останавливаемся изредка для перекуров и поболтать по-человечески. Пишите -устроим в выходные тихий велозагул»;
- «В ближайшее время под славным городом Можайском будет проходить самая настоящая конная охота с борзыми! Охота 18 века, антуражная (костюмы обязательно!), все в лучших традициях ... После - проходит бал, также костюмированный, в бальных платьях. Только вот желательно все-таки уметь танцевать польки, мазурки и проч., чтобы не сидеть весь вечер за карточным столом, пытаясь себя хоть как-то развлечь. Сама ездила в прошлом году, получила массу положительных эмоций! Это нечто!»;
- «Встреча. Время: 18-30. Место: м. Китай-город, ЭкспромтЪ. Форма одежды: костюмированная, парадная. Грим приветствуется. Отмечаем Хеллоуин!!!».
При этом самоорганизация досугового общения осуществляется в самых разнообразных формах: в приведенных примерах это заметно - от исторического бала до велопробега («велозагула»).
Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности отличается достаточно высокой неоднородностью и вариативностью.
Права Т.П. Степанова, утверждающая, что полисемичность понятия культуры, поликультурность содержания, вариативность форм ее
.....
I I I ■ M I I I
Социально-культурная деятельность 85
бытийствования в онтологической плоскости детерминируют безграничное разнообразие эмпирических видов социально-культурной деятельности, среди которых досуговое общение выступает в качестве системообразующего вида.
В пользу данного утверждения исследовательница приводит следующие доводы: досуго-вое общение выступает в качестве механизма, «запускающего» движение культурных смыслов в любых видах социально-культурной деятельности; процесс досугового общения приобретает свойство катализатора культурного развития субъектов данного процесса, образования культурно-смысловых связей, возникновения их солидарностей; досуговые солидарности креативных субъектов в свою очередь
образуют демократические культурно-смысловые основания консолидации субъектов в процессе формирования гражданского общества (4, с. 84).
При широком рассмотрении социально-культурной деятельности в качестве особой части общественного бытия ясно выделяется ее обращенность к личности, к тем условиям и формам ее существования, в которых претворяются в жизнь субъективные связи и отношения в мире. Это обстоятельство актуализирует необходимость дальнейшего осмысления ценностно-смыслового и организационно-дея-тельностного компонентов молодежной культуры, ориентированной на преодоление негативных моментов в системе социально-культурной деятельности молодёжи.
Примечания
1. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: ЦСПиМ, 2010.
2. Козловский, В. П. Культурный смысл: Генезис и функции / В.П. Козловский. - Киев.: Наук. думка, 1989.
3. Осипов, Г. В. Социология и общество / Г.В. Осипов. - М., 2007.
4. Степанова, Т. П. Диверсификация досугового общения: методология, теория, технологии: дис. ... доктора педагогических наук / Т.П. Степанова. - Челябинск, 2011.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН В РОССИИ КОНЦА XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
О. Н. Бухаринова
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина
В статье выделены направления социально-культурной деятельности православных общин в дореволюционной России в конце XIX века, проанализированы формы взаимодействия государства и православных общин в развитии благотворительности и просветительства.
Ключевые слова: православная община, приход, социально-культурная деятельность, благотворительность, милосердие, дореволюционная Россия.
In article directions of welfare activity of orthodox communities in pre-revolutionary Russia in the end of XIX centuries are allocated, forms of interaction of the state and orthodox communities in charity and enlightenment development are analyzed
Keywords: an orthodox community, arrival, welfare activity, charity, mercy, pre-revolutionary Russia.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 85-89