Научная статья на тему 'Организация рекреационного досуга в условиях мегаполиса: социально-культурные аспекты'

Организация рекреационного досуга в условиях мегаполиса: социально-культурные аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЙ ДОСУГ / RECREATIONAL LEISURE / МЕГАПОЛИС / METROPOLIS / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / SOCIO-CULTURAL DIMENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлов Борис Борисович

Статья посвящена одному из приоритетных направлений развития сферы досуга и отдыха интеграции отдыха, досуга и отдыха в современном мегаполисе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the priorities of the sphere of leisure and recreation is the integration of leisure, recreation and leisure in the modern metropolis.

Текст научной работы на тему «Организация рекреационного досуга в условиях мегаполиса: социально-культурные аспекты»

Социально-культурная деятельность 163

внешней среды учреждений культуры, особенно тех, чья деятельность охватывает широкий круг культурологических, культурно-транслирующих и культурно-творческих задач и распространяется на все группы и слои населения, требует специальных профессиональных знаний, умений и навыков персонала в области менеджмента и маркетинга» (4, с. 542).

Анализ существующих программ профессиональной адаптации показывает, что наиболее эффективно процесс формирования готовности к профессиональной адаптации протекает в условиях становления основных профессиональных качеств личности, то есть в процессе профессионального образования (3).

Для вузов культуры и искусств решение задач формирования готовности к профессиональной адаптации может быть осуществлено в процессе реализации ФГОС ВПО третье-

го поколения. Так, например, по направлению «Социально-культурная деятельность» в рамках компетентностной модели выпускника реализация специальной формирующей работы может найти место как в ходе освоения студентами отдельных дисциплин профессионального цикла, предусмотренных ФГОС ВПО, так и в процессе организации ознакомительной, производственной и преддипломной практик бакалавра. На уровне магистратуры эта задача может быть решена также в процессе организации различных практик.

Практическая апробация тренинговых методов в ходе профессиональной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности - это перспективный путь повышения адаптационного потенциала личности молодого специалиста сферы культуры и искусства.

Примечания

1. Долженкова, Ю. В. Адаптация персонала в организации: учебное пособие / Ю.В. Долженкова. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2007. - 104 с.

2. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / Л.С. Жаркова. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.

3. Казакова, А. Г. Основы педагогики высшей школы / А.Г. Казакова. - М.: Профиздат, 2000. - 124 с.

4. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В. Чижи-кова. - М.: МГУКИ, 2008. - 611 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ДОСУГА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ

Б. Б. Мануйлов

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена одному из приоритетных направлений развития сферы досуга и отдыха - интеграции отдыха, досуга и отдыха в современном мегаполисе.

Ключевые слова: рекреационный досуг, мегаполис, социально-культурный аспект.

One of the priorities of the sphere of leisure and recreation is the integration of leisure, recreation and leisure in the modern metropolis.

Key words: recreational leisure, metropolis, socio-cultural dimension.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 163-166

164 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

Современное состояние России связано с непрерывно изменяющимися стратегиями в области образования и культуры, что определяет подчас стихийное развитие форм и методов организации сопряженных видов деятельности. Гораздо труднее становится обеспечивать необходимый уровень организации в данных сферах и формировать их в соответствии с социальными потребностями населения. Проблемы организации досуга являются актуальными во все времена. Однако одним из приоритетных направлений сферы досуга становится интеграция рекреации, досуга и оздоровления, причем особое место здесь занимают современные мегаполисы.

Исследования в области досуга весьма разнообразны. Особое значение для изучения досуговой деятельности имеют работы, посвященные свободному времени как социальному феномену. К ним относятся работы И.А. Бу-тенко и Г.М. Малухиной в нашей литературе. Среди западных ученых этой проблеме посвящены исследования J.P. Rohinsofl, S. Godhey, В. Lefkowltz, К. Yankelovich, A. Lefkowltz, R.A. Stehhins. Проблемы досуга в ракурсе социально-культурной деятельности рассматривали А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников и Ю.А. Стрельцов, Б.Г. Мосалев. Следует отметить, что индустрия и экономика свободного времени в развитых странах существует на протяжении многих десятилетий, и вряд ли мы имеем возможность перенять все, чего достигли в этом вопросе более развитые страны. Основной идеей этих работ является признание сопоставимости свободного времени с рабочим. При этом особое место отводится необходимости рассмотрения рекреации как важнейшей формы использования свободного времени. В западной социологии рекреацию рассматривают в связи с другими формами деятельности, подчеркивая особенности рекреационно-оздо-равливающих форм досуга.

Специфика научных подходов отечественных социологов определяется дифференциацией ключевых понятий «рекреация» и «досуг», детерминацией их функций, обусловленных взаимосвязью с социально-политической и

экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия -финансово-экономические, психологические, организационные - как в теории, так и на практике. На наш взгляд, наиболее точным является теория досуга, выдвинутая Ю.А. Стрельцовым, согласно которой досуг находит свое выражение в трех социокультурных функциях: «Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение ... как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие "развитие": в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении » (1, с. 5-6). При этом любая деятельность не может существовать вне системы взаимовлияния составляющих ее компонентов, обусловленных условиями и факторами. В системе, содержании и функциях досуга следует выделить объективные факторы влияния, к которым относятся социально-экономические условия, культурная политика государства и общественная мораль и субъективные -психолого-физиологические особенности человека, его ценностные ориентации (А.Д. Жарков). Культура общества оказывает влияние на процесс развития духовно-нравственных ори-ентаций людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер предмета исследования и ее методологическую базу. Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации разработка рекреационного досуга опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп.

Практические исследования рекреативно-досуговой среды реализуются в разработке рекреативных технологий, определяемых спе-

Социально-культурная деятельность 165

цификой организации культурно-развлекательной деятельности, где основными составляющими являются: социальный портрет аудитории; материально-техническая база; формы и методы организации культурно-развлекательных мероприятий; социально-педагогические аспекты развития личности и творчества в процессе деятельности в любительских объединениях; функционирование культурно-досуго-вых учреждений; культурная политика государства: издательства, кино, радио, ТУ, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы.

При этом современный мегаполис обладает своей уникальной спецификой организации рекреационного досуга, где следует выделить: более ярко выраженное социальное и, как следствие, материальное неравенство целевой аудитории; проблема контроля за деятельностью культурно-досуговых учреждений.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга становятся символами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения, что отражает переориентацию ценностного сознания населения мегаполисов и смещение ценности труда к самоценности рекреации. Девальвация нравственно-эстетических ценностей, подкрепляемая размытостью идеологических принципов, определила целый ряд негативных изменений в структуре рекреационного досуга, среди которых мы выделяем два основных направления - тенденции профессиональной деформации субъекта деятельности и культурной деградации объекта деятельности. Под субъектом деятельности в данном случае подразумевается специалист-технолог по организации рекре-ационно-досуговой деятельности. Объектом деятельности здесь весьма условно мы обозначаем целевую аудиторию.

Рассматривая современные тенденции организации деятельности специалистов рек-реационно-досуговой сферы, мы выявили недостатки в технологических подходах к организации мероприятий. Согласно проведенному с 2007 по 2011 год опросу студентов, обучаю-

щихся по специальности «Педагог-технолог социально-культурной деятельности», целью и основным результатом своей деятельности 92% респондентов считают проведенное мероприятие, 76% считают конечным результатом отзывы аудитории. Проведенное исследование констатирует прежде всего непонимании всей сложной структуры рекреационно-досуговой деятельности, одной из форм которой является культурно-развлекательное мероприятие. Таким образом, на первый план по-прежнему выходят проблемы профессионального мастерства работника культуры, которые были обозначены в исследованиях Н.К. Баклановой. Изживший себя подход к организации культурно-развлекательной деятельности, соотносимый с работой массовика-затейника, не позволяет в полной мере обеспечивать необходимый уровень проведения мероприятия и удовлетворения потребностей аудитории. Современные культурно-массовые мероприятия в московском регионе все чаще проводятся под древнеримским девизом «Хлеба и зрелищ». Приоритетными становятся принципы и технологии материального обогащения посредством формирования культурно-развлекательных программ, направленных на удовлетворение потребности в аудитории в шоу-программах. При этом культурная составляющая мероприятия определяется по принятому государством остаточному принципу. Адекватным реалиям современного общества становится нормой считать проявление вседозволенности на любых уровнях развития личности, определяемое культурной и социально-экономической политикой государства.

Таким образом, определяя возможности специалиста-организатора культурно-развлекательных мероприятий, следует отметить ограниченность культурно-воспитательного потенциала рекреационно-досуговых мероприятий, которая обусловлена снижением ценности воспитательного аспекта всей сферы социально-культурной деятельности в московском регионе.

Однако есть и позитивные тенденции: так, например, введение новых способов

166 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август

художественного производства, возможность приобретения и использования фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнили число непрофессиональных художников, мастеров свето-цвето-музыки. Всё это обогатило виды досуго-вой деятельности, создало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники и, как следствие, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Меняются формы общения с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», то есть то, что социологи называют «фоновым восприятием».

Уровень организации рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники, и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности. Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы высококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга. Однако высококвалифицированный труд в Российской Федерации подчас не обеспечивается высокой заработной платой, что создает дополнительные трудности в поиске доступ-

ных форм рекреационного досуга.

Намечается и другая социально-культурная тенденция - примитивность содержания и форм культурно-развлекательной деятельности в соотношении со степенью сложности труда в рабочее время.

Также одной из проблем следует считать дисгармонию в соотношении телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которая присуща современным идеалам молодежи. Реализация этой потребности проявляется в предпочитаемых формах свободного времени. Основным фактором здесь является подражание социально-культурным нормативам определенных социальных групп. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае, имитирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к эпатажу под воздействием рекламных клипов и кинопродукции, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного и наркотиков.

К сожалению, следует констатировать сокращение реальных возможностей специалистов-технологов по организации рекреативно-досуговой деятельности в процессе культурно-воспитательной деятельности, что связано, с одной стороны, с дискретностью воспитательного процесса, ограниченного временем проведения мероприятия, а с другой - со все усиливающимся влиянием объективных факторов, а точнее, незаинтересованностью государства в сильных, полноценно развитых личностях. Все это предопределяет невозможность создания полноценной рекреационно-досуговой среды, где основной целью является создание условий для восстановления психолого-физиологических ресурсов человека.

Примечание

1. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга / Ю.А. Стрельцов. - М: МГУКИ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.