Социально-культурная деятельность 163
внешней среды учреждений культуры, особенно тех, чья деятельность охватывает широкий круг культурологических, культурно-транслирующих и культурно-творческих задач и распространяется на все группы и слои населения, требует специальных профессиональных знаний, умений и навыков персонала в области менеджмента и маркетинга» (4, с. 542).
Анализ существующих программ профессиональной адаптации показывает, что наиболее эффективно процесс формирования готовности к профессиональной адаптации протекает в условиях становления основных профессиональных качеств личности, то есть в процессе профессионального образования (3).
Для вузов культуры и искусств решение задач формирования готовности к профессиональной адаптации может быть осуществлено в процессе реализации ФГОС ВПО третье-
го поколения. Так, например, по направлению «Социально-культурная деятельность» в рамках компетентностной модели выпускника реализация специальной формирующей работы может найти место как в ходе освоения студентами отдельных дисциплин профессионального цикла, предусмотренных ФГОС ВПО, так и в процессе организации ознакомительной, производственной и преддипломной практик бакалавра. На уровне магистратуры эта задача может быть решена также в процессе организации различных практик.
Практическая апробация тренинговых методов в ходе профессиональной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности - это перспективный путь повышения адаптационного потенциала личности молодого специалиста сферы культуры и искусства.
Примечания
1. Долженкова, Ю. В. Адаптация персонала в организации: учебное пособие / Ю.В. Долженкова. - М.: Издательский дом «АТИСО», 2007. - 104 с.
2. Жаркова, Л. С. Организация деятельности учреждений культуры: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / Л.С. Жаркова. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2010. - 396 с.
3. Казакова, А. Г. Основы педагогики высшей школы / А.Г. Казакова. - М.: Профиздат, 2000. - 124 с.
4. Чижиков, В. М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В. Чижи-кова. - М.: МГУКИ, 2008. - 611 с.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ДОСУГА В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ
Б. Б. Мануйлов
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена одному из приоритетных направлений развития сферы досуга и отдыха - интеграции отдыха, досуга и отдыха в современном мегаполисе.
Ключевые слова: рекреационный досуг, мегаполис, социально-культурный аспект.
One of the priorities of the sphere of leisure and recreation is the integration of leisure, recreation and leisure in the modern metropolis.
Key words: recreational leisure, metropolis, socio-cultural dimension.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 163-166
164 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
Современное состояние России связано с непрерывно изменяющимися стратегиями в области образования и культуры, что определяет подчас стихийное развитие форм и методов организации сопряженных видов деятельности. Гораздо труднее становится обеспечивать необходимый уровень организации в данных сферах и формировать их в соответствии с социальными потребностями населения. Проблемы организации досуга являются актуальными во все времена. Однако одним из приоритетных направлений сферы досуга становится интеграция рекреации, досуга и оздоровления, причем особое место здесь занимают современные мегаполисы.
Исследования в области досуга весьма разнообразны. Особое значение для изучения досуговой деятельности имеют работы, посвященные свободному времени как социальному феномену. К ним относятся работы И.А. Бу-тенко и Г.М. Малухиной в нашей литературе. Среди западных ученых этой проблеме посвящены исследования J.P. Rohinsofl, S. Godhey, В. Lefkowltz, К. Yankelovich, A. Lefkowltz, R.A. Stehhins. Проблемы досуга в ракурсе социально-культурной деятельности рассматривали А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников и Ю.А. Стрельцов, Б.Г. Мосалев. Следует отметить, что индустрия и экономика свободного времени в развитых странах существует на протяжении многих десятилетий, и вряд ли мы имеем возможность перенять все, чего достигли в этом вопросе более развитые страны. Основной идеей этих работ является признание сопоставимости свободного времени с рабочим. При этом особое место отводится необходимости рассмотрения рекреации как важнейшей формы использования свободного времени. В западной социологии рекреацию рассматривают в связи с другими формами деятельности, подчеркивая особенности рекреационно-оздо-равливающих форм досуга.
Специфика научных подходов отечественных социологов определяется дифференциацией ключевых понятий «рекреация» и «досуг», детерминацией их функций, обусловленных взаимосвязью с социально-политической и
экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия -финансово-экономические, психологические, организационные - как в теории, так и на практике. На наш взгляд, наиболее точным является теория досуга, выдвинутая Ю.А. Стрельцовым, согласно которой досуг находит свое выражение в трех социокультурных функциях: «Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение ... как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие "развитие": в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении » (1, с. 5-6). При этом любая деятельность не может существовать вне системы взаимовлияния составляющих ее компонентов, обусловленных условиями и факторами. В системе, содержании и функциях досуга следует выделить объективные факторы влияния, к которым относятся социально-экономические условия, культурная политика государства и общественная мораль и субъективные -психолого-физиологические особенности человека, его ценностные ориентации (А.Д. Жарков). Культура общества оказывает влияние на процесс развития духовно-нравственных ори-ентаций людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер предмета исследования и ее методологическую базу. Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации разработка рекреационного досуга опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп.
Практические исследования рекреативно-досуговой среды реализуются в разработке рекреативных технологий, определяемых спе-
Социально-культурная деятельность 165
цификой организации культурно-развлекательной деятельности, где основными составляющими являются: социальный портрет аудитории; материально-техническая база; формы и методы организации культурно-развлекательных мероприятий; социально-педагогические аспекты развития личности и творчества в процессе деятельности в любительских объединениях; функционирование культурно-досуго-вых учреждений; культурная политика государства: издательства, кино, радио, ТУ, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы.
При этом современный мегаполис обладает своей уникальной спецификой организации рекреационного досуга, где следует выделить: более ярко выраженное социальное и, как следствие, материальное неравенство целевой аудитории; проблема контроля за деятельностью культурно-досуговых учреждений.
Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга становятся символами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения, что отражает переориентацию ценностного сознания населения мегаполисов и смещение ценности труда к самоценности рекреации. Девальвация нравственно-эстетических ценностей, подкрепляемая размытостью идеологических принципов, определила целый ряд негативных изменений в структуре рекреационного досуга, среди которых мы выделяем два основных направления - тенденции профессиональной деформации субъекта деятельности и культурной деградации объекта деятельности. Под субъектом деятельности в данном случае подразумевается специалист-технолог по организации рекре-ационно-досуговой деятельности. Объектом деятельности здесь весьма условно мы обозначаем целевую аудиторию.
Рассматривая современные тенденции организации деятельности специалистов рек-реационно-досуговой сферы, мы выявили недостатки в технологических подходах к организации мероприятий. Согласно проведенному с 2007 по 2011 год опросу студентов, обучаю-
щихся по специальности «Педагог-технолог социально-культурной деятельности», целью и основным результатом своей деятельности 92% респондентов считают проведенное мероприятие, 76% считают конечным результатом отзывы аудитории. Проведенное исследование констатирует прежде всего непонимании всей сложной структуры рекреационно-досуговой деятельности, одной из форм которой является культурно-развлекательное мероприятие. Таким образом, на первый план по-прежнему выходят проблемы профессионального мастерства работника культуры, которые были обозначены в исследованиях Н.К. Баклановой. Изживший себя подход к организации культурно-развлекательной деятельности, соотносимый с работой массовика-затейника, не позволяет в полной мере обеспечивать необходимый уровень проведения мероприятия и удовлетворения потребностей аудитории. Современные культурно-массовые мероприятия в московском регионе все чаще проводятся под древнеримским девизом «Хлеба и зрелищ». Приоритетными становятся принципы и технологии материального обогащения посредством формирования культурно-развлекательных программ, направленных на удовлетворение потребности в аудитории в шоу-программах. При этом культурная составляющая мероприятия определяется по принятому государством остаточному принципу. Адекватным реалиям современного общества становится нормой считать проявление вседозволенности на любых уровнях развития личности, определяемое культурной и социально-экономической политикой государства.
Таким образом, определяя возможности специалиста-организатора культурно-развлекательных мероприятий, следует отметить ограниченность культурно-воспитательного потенциала рекреационно-досуговых мероприятий, которая обусловлена снижением ценности воспитательного аспекта всей сферы социально-культурной деятельности в московском регионе.
Однако есть и позитивные тенденции: так, например, введение новых способов
166 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
художественного производства, возможность приобретения и использования фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнили число непрофессиональных художников, мастеров свето-цвето-музыки. Всё это обогатило виды досуго-вой деятельности, создало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники и, как следствие, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.
Меняются формы общения с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», то есть то, что социологи называют «фоновым восприятием».
Уровень организации рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники, и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности. Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы высококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга. Однако высококвалифицированный труд в Российской Федерации подчас не обеспечивается высокой заработной платой, что создает дополнительные трудности в поиске доступ-
ных форм рекреационного досуга.
Намечается и другая социально-культурная тенденция - примитивность содержания и форм культурно-развлекательной деятельности в соотношении со степенью сложности труда в рабочее время.
Также одной из проблем следует считать дисгармонию в соотношении телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которая присуща современным идеалам молодежи. Реализация этой потребности проявляется в предпочитаемых формах свободного времени. Основным фактором здесь является подражание социально-культурным нормативам определенных социальных групп. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае, имитирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к эпатажу под воздействием рекламных клипов и кинопродукции, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного и наркотиков.
К сожалению, следует констатировать сокращение реальных возможностей специалистов-технологов по организации рекреативно-досуговой деятельности в процессе культурно-воспитательной деятельности, что связано, с одной стороны, с дискретностью воспитательного процесса, ограниченного временем проведения мероприятия, а с другой - со все усиливающимся влиянием объективных факторов, а точнее, незаинтересованностью государства в сильных, полноценно развитых личностях. Все это предопределяет невозможность создания полноценной рекреационно-досуговой среды, где основной целью является создание условий для восстановления психолого-физиологических ресурсов человека.
Примечание
1. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга / Ю.А. Стрельцов. - М: МГУКИ, 2002.