J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
ЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОСУГА
Т. С. Крюков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются проблемы современных отечественных молодежных объединений, реализующих аутентичные формы организации досуга молодежи. Доказывается необходимость постоянного совершенствования деятельности организаций социально-культурного профиля в развитии новых форм досуга молодежи.
Ключевые слова: молодежные объединения, досуг молодежи, организации социально-культурной сферы, воспитание.
The article considers the problems of modern russian youth organizations, implementing authentic forms of organization of leisure of youth. It is proved the necessity of constant improvement of activity of the organizations of the socio-cultural profile in the development of new forms of leisure of youth. Key words: youth associations, youth leisure, the organization of social and cultural sphere, upbringing.
В условиях современного российского общества досуговая самоорганизация молодежи становится широко распространенным явлением, соединяющим в себе как положительные, так и негативные черты. С одной стороны, самоорганизация молодежи естественна и закономерна, она объединяет близких по духу, интересам или деятельности молодых людей, способствует эффективной самореализации, общению и развитию. С другой стороны, основания для объединения в различные группировки далеко не всегда бывают конструктивными и в некоторых молодежных объединениях главенствуют идеи национальной или религиозной розни или откровенно саморазрушительные настроения. К таким группировкам общество вполне обоснованно относится с настороженностью. Тем не менее, общим для молодежных объединений является стремление организовать и наполнить смыслом свой досуг, а деструктивные тенденции в молодежных объединениях возможно и следует преодолевать, в том числе и воспита-
тельными средствами культурно-досуговой деятельности.
Подросток начинает стремиться к деструктивным формам поведения — аддикциям, насилию и т.д., главным образом, от неспособности найти позитивное направление самореализации, выбрать самостоятельные, конструктивные формы наполнения своего досуга. И задача общества в целом и организаций социально-культурной сферы в частности — помочь молодежи найти и принять созидательные, развивающие способы досуга. Таким образом, проблема выбора содержания досуга современного молодого поколения стоит достаточно остро.
Культурно-досуговая деятельность является способом индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем (1). У каждой личности есть свои мотивы приобщения к культурно-досуговой деятельности. И в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не
182 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 182-184
J
учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся во всех видах деятельности. Опираясь на определения ведущих ученых в области культурно-досуговой деятельности (1; 4; 5), можно сделать вывод, что выбор содержания своего досуга молодые люди делают в зависимости от своих потребностей в самореализации и принадлежности к той или иной молодежной организации.
Культурно-досуговая деятельность абсолютного большинства современных молодежных объединений интегрирует в себе социальную направленность ведущей идеи молодежного объединения и специфические культурно-досуговые способы реализации этой идеи. Отметим, что «досуговость» реализации ведущей идеи никоим образом не снижает социального резонанса действий участников молодежных объединений: их совместные действия зачастую оказывают на жизнь общества серьезное влияние, что требует рассмотрения деятельности некоторых молодежных объединений сквозь призму их ведущих идей (3).
Молодежные движения бывают формальные и неформальные. Существование и распространенность институциализированных форм молодежных объединений ничуть не снижает значимости «неформальных» объединений — последние зачастую оказывают более заметное влияние на жизнь общества. Рассмотрим некоторые молодежные объединения.
Авангард красной молодежи (АКМ) — представляет собой молодежное крыло коммунистических политических движений. Это — молодежная организация, ориентированная на «непосредственное действие» и яркие уличные акции. АКМ является коллективным участником Молодежного левого фронта, входит в Штаб протестных действий, созданный под эгидой КПРФ, на уровне отдельных акций сотрудничает с Национал-большевистской партией. Их деятельность осуществляется в форме собраний, митингов и пикетов.
Социалистическое движение «Вперед» — студенческое и рабочее движение, выража-
^ Социально-культурная деятельность
ющее волю противников рыночных реформ. Осуществляет многочисленные протестные акции.
Национал-большевистская партия (НБП)
— радикально-оппозиционная организация без постоянной идеологии. Это движение популярно у молодежи из малообеспеченных слоев населения, которая активно участвует в протестных акциях, часто используя насилие и всячески демонстрируя неповиновение властям.
«Наши» — противники российской оппозиции, поборники партии власти. Близки к ним и представители «Молодой гвардии» «Единой России». Их деятельность основана на реализации т.н. «позитивных проектов», таких как «социально-благотворительная» акция «Я
— доброволец!» и им подобные. Участвуют в волонтерском движении, во всевозможных политических акциях, проводят развлекательные и пропагандистские мероприятия.
Можно сказать, что помимо политических действий, таких как пикеты, демонстрации и митинги, участники «формальных» объединений ориентированы на позитивную и благотворительную деятельность. Они помогают ветеранам войны и труда, пенсионерам, детям-сиротам, инвалидам и т.п., проводят благотворительные концерты, участвуют в акциях для сбора средств малоимущим и т.д.
«Неформальные» объединения молодежи функционируют в связи с потребностью молодежи в свободной самореализации. Они выполняют компенсаторную функцию, основанную на отсутствии личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя независимость «неформальных» объединениях является, безусловно, мнимой. При этом необходимо отметить, что большинство современных неформальных отечественных объединений молодежи не характерны для нашей страны, а представляют собой результаты распространения идеологии, пришедшей извне.
Так, готы — представители молодёжной субкультуры, зародившейся более двадцати лет назад в США. Для готической субкультуры характерны приверженность к опреде-
J
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь
ленной мрачно-мистической проблематике в искусстве, особенно, в музыке и кинематографе, а соответственно, презрительно-уклончивое отношение к любым позитивным действиям, мрачный имидж и т.д. Готы проводят многочисленные культурно-досуговые мероприятия — перформансы, концерты, выставки, встречи и т.д., наполняя их в значительной мере антисоциальным, мрачным содержанием.
К готам близки и сатанисты, гораздо менее приверженные искусству и имиджу и часто сопровождающие свои псевдорелигиозные отправления реальным насилием.
Особенно склонны к насилию скинхеды и неофашисты. Их деятельность связана с агрессивно-протестными акциями, направленными против представителей меньшинств, они охотно участвуют в митингах, шествиях, демонстрациях. Характерно, что свой досуг они наполняют спортивными и боевыми тренировками, предназначенными для формирования из участников этого движения уличных бойцов.
Неформальным объединением можно назвать и волонтеров, осуществляющих благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда. Правда, она редко имеет культурно-развлекательный характер, за исключением случаев, когда они участвуют в организации культурно-массовых мероприятий.
Собственно культурно-досуговый, развлекательный характер носит основная деятельность таких объединений, как, например, хип-хопперы, скейтеры или экстремалы.
Распространители «уличной» культуры афроамериканцев, хип-хопперы, декларируют свободу и простоту самовыражения, умение
облечь в форму доступного искусства социально значимые идеи. Социальность в этом движении не заслоняет такие аспекты, как самореализация в музыкальном и спортивно-танцевальном искусстве, что для многих сторонников является главным (2).
Скейтбординг, сформировавшись за рубежом в 1950-х годах, сегодня распространился по миру. Он стал постепенно вбирать в себя многие виды «свободного спорта», что в наши дни породило так называемую культуру «экстрима». Сторонники этого направления увлекаются теми видами спортивного досуга, которые способствуют «адреналину», то есть подогревают эмоции в связи с рискованностью многих спортивных испытаний. Приверженцы экстремального спорта часто рискуют жизнью, своей и чужой.
Таким образом, в современных условиях проблема наполнения досуга молодежи не может быть решена усилиями самой молодежи. Рассмотрен-ые неформальные молодежные движения убедительно демонстрируют недостатки досуговой самоорганизации этой возрастной группы: лишь некоторые из объединений несут потенциал позитивных действий, а многие представляют несомненную опасность для общества. Поэтому в целях обеспечения социальной стабильности, реализации деятельной помощи молодежи в выборе конструктивных видов досуга, организации социально-культурного профиля необходимо постоянно совершенствовать систему культурно-досуговых мероприятий, интересных молодежи и способствующих созидательной самореализации молодого поколения. И помнить: общество развивается динамично, и все новые и новые вызовы требуют адекватного ответа.
Примечания
1. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А.Д. Жарков. — Москва: МГУКИ, 2007.
2. Иванов, А. И. Молодежные объединения / А.И. Иванов. — Москва, 2011.
3. Кулагин, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагин, В.И. Колюцкий. — Москва, 2001.
4. Стрельцов, Ю. А. Человек, в мире общения: основы досуговой деятельности : учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. — Москва: МГУКИ, 1999.
5. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н.Н. Ярошенко. — Москва: МГУКИ, 2000.