Научная статья на тему 'Центры культуры и досуга как субъекты организации культурно-досуговой деятельности молодежи'

Центры культуры и досуга как субъекты организации культурно-досуговой деятельности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12446
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЁЖЬ / ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цвирко Вероника Витальевна

В статье рассматриваются центры культуры и досуга, отражающие в своей деятельности современные формы и методы организации свободного времени молодежи. Представлен общий анализ деятельности Государственного учреждения культуры «Несвижский городской молодежный центр» по удовлетворению культурно-досуговых потребностей представителей молодежной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цвирко Вероника Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers culture and leisure centers, which use modern methods and ways of organizing leisure time for young people. In this connection the author presents an analysis of meeting the cultural and leisure needs of the youth by the State Institution of Culture "Nesvizh city youth center".

Текст научной работы на тему «Центры культуры и досуга как субъекты организации культурно-досуговой деятельности молодежи»

ЦВИРКО В. В.

ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА КАК СУБЪЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматриваются центры культуры и досуга, отражающие в своей деятельности современные формы и методы организации свободного времени молодежи. Представлен общий анализ деятельности Государственного учреждения культуры «Несвижский городской молодежный центр» по удовлетворению культурно-досуговых потребностей представителей молодежной среды.

Ключевые слова: досуг, молодежь, культурно-досуговая деятельность, центры культуры и досуга, культурно-досуговые потребности молодежи.

TSVIRKO V. V.

CULTURE AND LEISURE CENTRE AS AN ORGANIZER OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF THE YOUTH

Abstract. The article considers culture and leisure centers, which use modern methods and ways of organizing leisure time for young people. In this connection the author presents an analysis of meeting the cultural and leisure needs of the youth by the State Institution of Culture "Nesvizh city youth center".

Keywords: leisure, youth, cultural and leisure activities, culture and leisure centers, cultural and leisure needs of young people.

Досуг является центральным элементом повседневной культуры личности, позволяющий последней реализовывать свои творческие способности в целях саморазвития. Вслед за Г. А. Аванесовой [1], И. И. Антонович и В. П. Скороходовым [2], И. Л. Смаргович [6], досуг можно рассматривать как своеобразный ресурс, который имеет определенную организационную форму. Досуг может быть организован специализированными службами, предоставляющими услуги различного рода, назначения и профиля, общественными структурами, добровольными объединениями, самостоятельно индивидом и т. п.

Умение правильно использовать свое свободное время приобретается личностью в процессе самореализации, самовыражения, духовного роста и обновления. С сожалением можно констатировать, что для молодого поколения проблема организованного досуга является достаточно острой, так как молодежь еще пока не владеет достаточным опытом в грамотной организации своего свободного времени, но при этом испытывает острую нужду в

управлении им. Молодежный досуг — это сфера, где молодые люди получают возможность открыть для себя и освоить нужные формы поведения и ценностные ориентиры.

В силу этого проблемы молодежи изучаются в рамках таких наук, как культурология, психология, философия, педагогика, социология. Исследовательский интерес сосредоточен на анализе потребностей молодежи, формах и методах их удовлетворения. По оценке Р. С. Мотульского, потребности являются «...важнейшими стимулами человеческой деятельности, побудителем активности» [4].

Особенностью культурного развития молодежи является существование различных форм и видов культурно-досуговой деятельности. По Г. А. Аванесовой, культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение основных социально-культурных потребностей людей в отдыхе и развлечениях, познании, общении, творчестве, самореализации [1, с. 13].

Культурно-досуговые потребности молодежи имеют свою специфику. Согласно исследованию российского автора, Г. А. Опарина, по изучению основных досуговых занятий молодежи г. Самары, проведенному в 2012 г., молодое поколение активно занимается чтением книг, журналов и газет. На втором месте - такие досуговые формы, как просмотр телепередач, увлечение музыкой, работа на компьютере, спорт, общение с друзьями, посещение ночных клубов и кинотеатров. Посещение учреждений культуры, занятие искусством и рукоделием занимают у молодежи последнее место [5].

Попытка ученого разобраться в причинах неучастия молодежи в деятельности учреждений культуры показала следующее: части молодежи не хватает времени и денег для посещения культурных учреждений. На втором месте стояла такая причина, как недостаточность информации и отсутствие подходящей компании. Третье место заняли такие ответы, как нерешительность со стороны молодежи и отсутствие интересующего объединения [5].

Таким образом, в современной социокультурной ситуации возникает новая задача, суть которой заключается в переосмыслении подходов к организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Работникам учреждений культуры необходимо создавать инновационные формы (досуговые инновации) культурно-досуговой деятельности в соотношении с имеющимися потребностями молодежи. Досуговые инновации - это явления социокультурной сферы деятельности, которых не было на ранних стадиях развития общества и которые нашли свое проявление в новых формах досуговой деятельности1.

Инновационные формы культурно-досуговой деятельности молодежи, по мнению И. Л. Смаргович: КВН, экстремальный спорт (конные клубы), сюжетно-ролевые игры, экстремальный туризм (скалолазание, клубы байкеров, рафтинг), перфомансы, хепенинг, тематические дискотеки [6]. Самые востребованные формы культурно-досуговой

1 В данном контексте интерес представляет издание: Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности : сб. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; под ред.: С. Б. Мойсейчук, А. И. Степанцова. -Минск : БГУКИ, 2012. - 155 с.

деятельности молодого поколения: фестивали, конкурсы, интеллектуально-познавательные программы, конкурсно-игровые программы, праздники, концерты, дискотеки.

Примером учреждений культуры Республики Беларусь, сочетающих традиционные и инновационные подходы в работе и удовлетворяющих культурно-досуговые потребностей населения в общем и молодежи в частности, по мнению автора статьи, являются Центры культуры и досуга.

Деятельность Центров культуры и досуга осуществляется с помощью изучения интересов населения и их культурно-досуговых потребностей. В результате разные возрастные категории населения на базе вышеуказанных учреждений могут развить свои творческие способности, в том числе и за счет межличностной коммуникации.

Одной из главных задач центров культуры и досуга является организация массового отдыха, который помогает восстановлению духовных и физических сил своих пользователей. Центры представляют населению как бесплатные, так и платные услуги. Наличие платных услуг обусловлено востребованностью их обществом, но в тоже время характеризуется большими материальными издержками.

Центры отличаются от других учреждений культуры многопрофильным обслуживанием, возможностью осуществлять выполнение целой серии функций (развлекательной, физкультурно-оздоровительной, информационной и др.).

Главным условием выполнения всех функций является наличие помещения (здания), на базе которого можно развивать деятельность. Совокупность средств и оборудования, необходимых для выполнения функций, будет зависеть непосредственно от тех задач, которые ставят перед собой данные учреждения культуры.

Автором была проанализирована деятельность Государственного учреждения культуры «Несвижский городской молодежный центр» (Минская область, Республика Беларусь). Учреждение культуры занимается реализацией на территории г. Несвижа государственной молодежной политики в сфере культуры, искусства, а также влияет на процесс повышения роли культурно-просветительских учреждений в воспитании подрастающего поколения, обеспечивает наиболее полное удовлетворение культурных запросов молодежи.

Целью данного учреждения является организация активного отдыха детей, подростков, учащейся и работающей молодежи; создание условий для укрепления здоровья молодого поколения посредством организации активного досуга, а также интеллектуальное, культурное, духовное и патриотическое развитие личности.

Работниками ГУК «Несвижский городской молодежный центр» осуществляются мероприятия, нацеленные на усовершенствование форм организации культурно-досуговой

деятельности молодежи; раскрытие и поддержку творческих способностей населения; проведение молодежных конкурсов, фестивалей, праздников, благотворительных акций, мастер-классов, конференций, выставок, тематических бесед; организацию районных, областных, республиканских, международных конференций, семинаров и т. д. [3].

Финансовое обеспечение, необходимое для выполнения задач, поставленных перед Молодежным центром, включает бюджетные и внебюджетные источники2. Собственные средства (внебюджетный фонд) накапливаются за счет проведения дискотек (детских, подростковых, ночных); хозяйственной (предпринимательской) деятельности (оказание платных услуг и т. д.); добровольных (благотворительных) поступлений от юридических и физических лиц; целевых вкладов министерств, ведомств, предприятий, общественных и коммерческих организаций [3].

Несвижский городской молодежный центр предоставляет ряд платных услуг: сдача в аренду помещений для проведения презентаций различных фирм и спортивных состязаний; организация детских выпускных, утренников, дней рождения на базе молодежного центра и с выездом на дом; проведение детских, подростковых и ночных дискотек; прокат бутафорского торта на праздничные торжества; организация корпоративных вечеров различных фирм и предприятий города и района.

Основные направления работы ГУК «Несвижский городской молодежный центр»: создание студий современного творчества; осуществление мер по формированию современной материально-технической базы; оказание консультативной, методической и организационно-творческой помощи в подготовке различных социокультурных мероприятий.

Таким образом, ГУК «Несвижский городской молодежный центр» - это учреждение, которое имеет развернутую структуру культурно-досуговой деятельности.

Творческая деятельность Несвижского городского молодежного центра направлена на выявление творческих способностей молодежи города и района. На базе центра работают студии, которые реализуют свои задачи посредствам проведения мероприятий, направленных на удовлетворение культурно-досуговых потребностей населения в общем и молодежи в частности. Наиболее востребованными являются:

• студия актерского мастерства «Творяки - next» специализируется на проведении мастер-классов, лекций и семинаров, направленных на выявление творческих способностей молодежи, а также развитие ораторского и актерского мастерства. Участникам

2Более подробно данный аспект деятельности учреждений культуры исследован в работе: Ажойчик, Н. А. Платные услуги в структуре маркетинга учреждений культуры / Н. А. Ажойчик // Социально-культурный менеджмент: теория и практика : сб. ст. / М-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств ; [редкол.: А. И. Степанцов, С. Б. Мойсейчук, К. И. Ремишевский]. - Минск : БГУКИ, 2014. - С. 27-32.

в дальнейшем предоставляется возможность показать приобретенные навыки в рамках городских, районных, областных мероприятий.

• студия «Несвижата» специализируется на занятиях по вокальному пению. Студия работает с тремя возрастными группами учащихся. Вначале проходит отбор в группу - 8-12 лет, вторая группа - 13-16 лет и третья - 17-20 лет. В конце своего обучения участники показывают приобретенные умения в рамках концертов, проходящих в районном доме культуры г. Несвижа.

• студия современного дизайна «Helen-Art» реализует свои функции в рамках проекта «Идея +», который направлен на развитие креативных способностей молодежи, поиск новых идей для организации досуга. Проводятся практикумы-семинары по использованию техник современного дизайна.

В Несвижском городском молодежном центре работает студия современной хореографии «Street dance» (Hip-Hop)», которая осуществляет свою деятельность в рамках проекта «Танцующая Земля» - танцевального проекта, направленного на развитие и объединение молодежных субкультур.

Центр занимается реализацией проекта «Даешь молодежь», направленного на развитие творческого потенциала и социальной активности молодежи; организацией отдыха, созданием условий для самореализации в социокультурной сфере (например, в рамках проведения праздника Дня молодежи).

На базе центра действует благотворительный проект «Вместе мы можем многое», в рамках которого ведется работа с двумя целевыми группами - здоровой молодежью и людьми с ограниченными физическими возможностями.

В 2014 г. Несвижский городской молодежный центр принимал республиканский и областной чемпионаты по армрестлингу и областной этап республиканского музыкального конкурса «Битва диджеев - 2014», в которой представитель г. Несвижа Алексей Лабко занял 3 место (перед участниками стояла задача показать свои оригинальные музыкальные композиции).

По результатам годового отчета, в 2014 г. наиболее популярными мероприятиями Несвижского городского молодежного центра были: межрегиональная тематическая дискотека в рамках проекта «Вместе мы можем многое» (совместно с Несвижским районным территориальным центром социального обслуживания населения); фестиваль по настольным играм «День большой игры» (при участии основателя выездной игротеки для детей и молодежи клуба «Кубш»); цикл игровых программ и дискотек «Выпускной бум»; тематическая вечеринка «Ты один из нас» (посвященная Дню Рождения БРСМ).

Во многом это произошло благодаря тому, что Несвижским городским молодежным центром ведется активная реклама своей деятельности среди молодежи города и района. Для этого используются флаеры, листовки, афиши, банеры, прямой контакт с представителями профкомов организаций г. Несвижа.

В дальнейшем Несвижский городской молодежный центр планирует развивать и создавать новые направления организации досуга молодежи: открытие школы диджеинга, организация работы интеллектуального клуба настольных игр «KID-club Nesvizh», создание студии красоты (при поддержке косметических компаний города), проведение платных семинаров (сдача в аренду танцевального зала), творческая работа с ребятами, занимающимися паркуром (создание танцевальных номеров с элементами данной субкультуры), работа с инструментальной группой «Несвижский Бэнд», продвижение продукции студий компьютерной графики и современного дизайна (разработка логотипа, календарей, праздничных атрибутов) [3].

Таким образом, центры культуры и досуга, в том числе и ГУК «Несвижский городской молодежный центр» - это учреждения культуры, на базе которых происходит изучение культурных запросов и интересов разных категорий населения, создаются оптимальные условия для развития творческих способностей людей, удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в общем и молодежи в частности посредством организации социокультурных проектов, отражающих социальную, возрастную, половую специфику своих пользователей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Антонович И. И., Скороходов В. П. Свободное время и культура. - Минск: Ковчег, 2008. - 230 с.

3. Виноград А. О. Текстовой отчет о работе Несвижского городского молодежного центра [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. и прогр. (130 Мб). - Несвиж, 2014. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Мотульский Р. С. Библиотека как социальный институт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://old.nlb.by/director/images/stories/docs/CD-ROM/soc_inst/soc_inst.htm.

5. Опарин Г. А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 56-64.

6. Смаргович И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие. - Минск: БГУКИ, 2013. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.