УДК 379.8
Н. Н. Ярошенко
д-р пед. наук, профессор, Московский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
воспитательный потенциал современной индустрии досуга
Индустрия досуга - это новый сегмент индустрии культуры, становление которого отражает общие закономерности развития современного культурного процесса. Функции индустрии досуга раскрыты как категории, выражающие ее основные свойства, социальное и личностное предназначение, суть последнего определяется обеспечением возможностей удовлетворения культурных потребностей общества и личности в ситуации организованного отдыха (рекреации, развлекательного, творческого досуга и др.). В качестве базовой для всей индустрии досуга названа гедонистическая функция, определяющая специфику всех социокультурных функций индустрии досуга (развивающей, познавательной, отдыха, развлечения, коммуникативной и др.). Дальнейшее развитие индустрии досуга автор связывает с развитием социальнокультурных технологий, позволяющих решать задачи социально-культурного воспитания и развития личности в специфических условиях организованного досуга.
Ключевые слова: культурные индустрии, индустрия досуга, организация отдыха и развлечений, функции индустрии досуга
Для цитирования: Ярошенко, Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н. Н. Ярошенко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 4 (44). - С. 28-35.
Сегодня необходимо обратить внимание на решение новых задач развития культуры, обусловленных рыночной экономикой, современными социальными условиями культурной деятельности, радикальными изменениями информационных технологий, т. е. всем тем, что профессор М. А. Ариарский определил как «созидательный потенциал культуры креативно-информационной эпохи» [1]. Особое место в этом перечне занимает современная индустрия досуга. Это многогранный сектор развлечений, который включает парки культуры, тематические парки, аквапарки, аркадные игры, казино, бильярдные, боулинги, катки, лазерные тиры, интерактивные музеи и различные места встреч для детей, взрослых, всей семьи, а также растущее число смешанных структур, постоянно изменяющихся, следующих новым требованиям рынка, последним достижениям техники и показателям качества досуговых услуг.
Современная отечественная индустрия досуга и развлечений не только является значимой частью экономики страны, но занимает
важное место в системе производства и потребления культурных благ. Индустрия развлечений предоставляет разнообразные культурные услуги [4], основной целью которых является реализация рекреативной и гедонистической функций досуга. Содержание мотивов и потребностей, удовлетворяемых продуктами индустрии досуга, обеспечивает непосредственное воздействие развлечений на духовное состояние человека. Потребитель формирует запрос и платежеспособный спрос, выбирая соответствующие предложения учреждений и организаций культуры. Между тем до последнего времени в России специальные исследования по данной теме практически не проводились. В этом нет ничего удивительного, поскольку сектор рынка отдыха и развлечений еще только формируется.
В отечественной литературе пока имеются лишь единичные попытки осмысления данного явления, нуждающиеся в дальнейшем развитии и углублении. Одной из первых можно назвать работу В. З. Дуликова, посвященную интерпретации понятия индустрия
28
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
досуга [2], основные положения которой предопределили анализ социокультурных функций индустрии досуга, рассматриваемых нами в данной статье.
Развитие этой сферы отличается крайне противоречивым воздействием, допускающим одновременное существование не только положительных моментов (рекреация как восстановление утраченных сил, возвышение потребностей, развивающий характер досуговых занятий и др.), но и весьма опасных социальных явлений (стремление индустрии к прибыли любой ценой, в том числе за счет разрушающего азарта, использования низких потребностей людей, снижения смысла и содержательной наполненности развлечений, агрессивности и неприемлемой экстремальности развлечений).
В этой связи особую актуальность приобретает изучение индустрии досуга с позиции выявления ее воспитательного, культуросозидающего потенциала, который находит выражение в социально-культурных технологиях, обеспечивающих всестороннее и творческое развитие личности в условиях свободного времени [10].
Индустрия досуга включает как минимум следующие направления деятельности, определяющие ее компонентный состав:
- деятельность клубов по интересам;
- деятельность развлекательных центров, в том числе торгово-развлекательных;
- деятельность дискотек, танцевальных клубов и др.;
- деятельность парков культуры, рекреативных объектов и зон отдыха;
- работа парков аттракционов и тематических парков;
- деятельность ботанических садов, зоопарков и природных заповедников.
В целях анализа следует рассмотреть основные институции индустрии досуга, т. е. выделить несколько наиболее типичных групп организаций или учреждений, заострив внимание на их функциональной специфике, ибо сама функция «предполагает наличие системы и ее элементов, компонентов, проявлением
активности которых она является» (Л. Н. Сто-лович) [7, с. 105].
Функции социально-культурной деятельности - это свойства системы социальнокультурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения досуговых потребностей населения в социально-культурной деятельности в целях его всестороннего и гармонического развития.
Исходя из понимания досуга «как части внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающейся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат» [8, с. 4-5], профессор Ю. А. Стрельцов определил три основные социокультурные функции досуга, составляющие триаду «рекреация - развлечение - развитие».
При этом рекреация обеспечивает восстановление физических сил и релаксацию, снятие психического утомления. Функциональная сущность развлечения состоит в наполнении досуга яркими впечатлениями и эмоциональными переживаниями, способствующими повышению жизненного тонуса. Развитие ориентировано на предоставление возможностей для самосовершенствования людей в сфере досуга в культурном отношении.
Функции социально-культурной деятельности отражают потребности, интересы личности и требования общества к ее развитию. Важный момент - соотношение этих групп потребностей: личных и общественных. Разграничение в данном случае идет не по содержанию деятельности, а по уровню их общественной значимости, на основе чего определяются функции.
Следует отметить, что функциональная природа социально-культурной деятельности может быть представлена и более детально, но в самом общем виде взаимосвязь «рекреация - развлечение - развитие» отражает главное предназначение этой сферы общественной практики. Однако применительно к разным ее сегментам можно говорить о функциональной специфике, характерной только для конкретного направления соци-
29
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
ально-культурной деятельности. В этом случае триада «рекреация - развлечение - развитие» реально расширяется и может включать другие, не менее важные функции - коммуникативную, познавательную и др.
Функции индустрии досуга - это категории, выражающие ее основные свойства, раскрывающие социальное и личностное предназначение, суть которого определяется обеспечением возможностей удовлетворения культурных потребностей общества и личности в ситуации организованного отдыха (рекреации, развлекательного, творческого досуга и пр.).
Базовой для всей индустрии досуга следует признать функцию, присутствующую во всех видах и направлениях работы организаций и учреждений, занятых в этой сфере. Речь идет прежде всего о гедонистической (в технологическом аспекте - функция управления впечатлениями), которую в теории социально-культурной деятельности
именуют «функцией радости».
Гедонистическая функция - это «функция цели», поскольку конкретизирует то, ради чего потребитель услуг включается в предлагаемые ему досуговые занятия.
Осуществлению гедонистической функции способствует организация игрового поведения, пронизывающего все виды услуг, предоставляемых учреждениями и организациями индустрии досуга. Они отличаются непосредственным, живым включением посетителя в особую реальность, формирующуюся в парках, досуговых центрах. Игра отражает основной способ поведения потребителя услуг индустрии досуга, т. е. она дает ответ на вопрос «как ведет себя человек в условиях досуговых занятий, предлагаемых ему в индустрии досуга?». Он играет и через игру развивается, получает новые знания, эмоциональные впечатления, восстанавливает силы. Из этого складывается причудливая мозаика функций индустрии досуга, которые определяют как типологию организаций или учреждений индустрии досуга, так
и выбор, генерализацию в качестве приоритетных тех или иных видов деятельности (по функциям).
Бизнес по предоставлению развлекательных услуг организуется в следующих основных форматах:
- отдельные развлекательные клубы, фокусирующиеся на одном сегменте развлечений или предоставляющие комплексные развлечения;
- сетевые операторы отдельного сегмента развлечений (детские игровые сети -StarGalaxy, CrazyPark, боулинг-клубы «Сити боулинг», «Космик», киносети «Каро-фильм», «Формула кино» и др.);
- управляющая компания сети комплексов развлечений, охватывающих все сегменты развлечений (УК «Планета развлечений» -боулинг, фуд-корт, детская зона, кинотеатр; УК «Инвесткинопроект» - боулинг-центр, фуд-корт, многозальный кинотеатр + детская зона - сетевой оператор GameZona);
- единая управляющая компания в альянсе с партнерами (УК «Планета развлечений» и DviGroup в области кинопоказа);
- управляющая компания девелопера
для всей развлекательной зоны в ТРЦ (УК «Русский кинопрокат» в сети развлекательных комплексов «^^feDomino») [5]. Нами представлены типы организаций или учреждений индустрии досуга (рис. 1).
Критерием для данной типологии была выбрана ведущая функция, которая наряду с другими отражает специфику деятельности данной институции.
Нами представлены типы организаций или учреждений индустрии досуга (рис. 1). Критерием для данной типологии была выбрана ведущая функция, которая наряду с другими отражает специфику деятельности данной институции.
Так, для центров развлечений основной становится развлекательная функция.
Для клубов по интересам и разнообразных игровых объединения - коммуникативная (функция общения участников).
30
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
/--------------\
Центры развлечений (развлечение)
Семейные
развлекательные
центры
Торгово-
развлекательные
центры
Центры
экстремальных
развлечений
Игровые зоны
и др.
Ч______________________/
/ \ Парки и экообъекты (отдых)
Парки культуры и отдыха
Парки аттракционов
Тематические парки
Аквапарки
Ботанические сады
Зоопарки
Экопарки, природные заповедники
и др.
Ч. /
/-------------------\
Занимательные объекты (познание)
Музеи
занимательных наук
Интерактивные
музеи
Театрализованные
лаборатории
Планетарии
и др.
V_____________
Рис. 1. Основные институции индустрии досуга
Рис. 2. Социокультурные функции индустрии досуга
31
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
В парках и природных (экологических) объектах преобладает функция отдыха.
В учреждениях и организациях, формирующих особую систему занимательных занятий и объектов, на первый план выходит познавательная функция, подчиняющая себе всю организацию работы с посетителями.
Примечательно, что вслед за основными необходимо указать на целый ряд специальных функций. В качестве иллюстрации для каждой основной функции мы выделяем несколько специальных, которых, безусловно, может быть больше чем приведено (рис. 2).
Функциональное многообразие индустрии досуга обеспечивает ей особое место в современной культуре - она, будучи одной из культурных индустрий [9], являет собой часть массовой культуры, развивающуюся по законам глобальной стандартизации. Индустрия досуга также несет в себе потенциал индивидуализации досуговых предпочтений, что приводит к росту в общественном сознании значимости «серьезного досуга» (по Р. А. Стеббинсу [6]), т. е. досуга, в котором преобладает стремление человека к расширению пространства собственного участия в общественной жизни и возможностей для творческой самореализации.
Конечно, в переходные периоды массовые формы досуга и зрелища приобретают большее значение (иногда даже большее, чем сама жизнь), а сфера художественно-эстетических развлечений беспредельно расширяется в единообразии массовой культуры.
По мнению отечественных экономистов
Е. Рейнгольд и В. Соловьевой, индустрию досуга можно отнести к «раздробленным отраслям». Она состоит из множества мелких и средних предприятий, ни одно из которых не играет решающей роли в общем объеме продаж отрасли.
Как и в других отраслях, по мере накопления капитала и усиления конкуренции задача максимизации прибыли за счет получения экономии от масштаба обусловливает концентрацию капитала следующими способами:
1) путем централизации и укрупнения: горизонтальная интеграция - создание корпоративных, ассоциативных и франчайзинговых сетей;
2) путем проникновения в другие отрасли: вертикальная интеграция и диверсификация -межотраслевая (торговля + питание + развлечения) и внутриотраслевая (торговля + упаковка + кулинария), а также иные форматы в рамках одной компании.
Специфика социокультурных функций индустрии досуга обусловливает четкую сегментацию. Так, Е. Рейнгольд и В. Соловьева отметили, что «есть компании, занимающие существенные доли в своих сегментах (большинство не занимает свыше 5 % сегмента рынка), при этом отсутствуют игроки, которые занимали бы больше 1 % рынка в целом» [5].
Следует признать, что индустрия досуга -достаточно новый сегмент индустрии культуры, становление которого отражает общие закономерности развития современного культурного процесса.
Анализируя современное состояние культуры, видный отечественный культуролог, профессор О. Н. Астафьева, показывает две весьма распространенные точки зрения: «Согласно
первой, нынешний период - это период упадка и кризиса духовности, усиление тенденций унификации и стандартизации, насаждение образцов массовой культуры и отказа от “собственных корней”. Позиции второй группы исследователей, казалось бы, также имеют реальные основания: происходящие социокультурные
изменения немыслимы без конфликтов и кризисных проявлений, но в целом позитивны».
В собственном анализе досуговых форм современной культуры О. Н. Астафьева занимает позицию, которая не совпадает с двумя вышеприведенными. По мнению исследователя, следует оттолкнуться от другой парадигмы - «парадигмы “особости” рассматриваемого периода, суть которого в “переходе” к новому типу культуры -культуре информационного общества» [2, с. 71].
Отличительными чертами этого нового типа культуры автор называет особые пространственно-временные параметры ее распространения, которые неодинаковы и связаны с усилением неустойчивости и нестабильности, усложнением принципов взаимозависимости интегративных и дифференцирующих процессов в культуре. Речь идет о кардинальных изменениях ценностно-
32
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
смысловых основ культуры, формировании нового типа мышления и новой картины мира. В этой сетке «усложненной переходности» как никогда сильны процессы стихийной самоорганизации, поэтому динамика новаций в культуре не успевает «оседать» в традиционный пласт, а общество утрачивает состояние «динамического равновесия». Эта общая оценка современного состояния культуры спроецирована исследователем на российское культурное пространство, в котором особе место занимаем культура досуга.
О. Н. Астафьева пишет: «... значительная часть культуры - повседневная - находится “вне зоны досягаемости” системы государственного управления. В частности, досуг как пространство реализации части культурных потребностей населения страны (информационных, коммуникативных, художественных, эстетических, гедонистических, рекреационных и др.)... почти полностью исключен из сферы общественных интересов и приоритетов. Казалось бы, с одной стороны, это не противоречит идеологии рынка. Но, с другой стороны, в силу неразвитости рыночных механизмов государственная система управления не способствует формированию новых форм досуга, отвечающих все более дифференцирующимся культурным потребностям, что приводит к утрате смыслов культуры» [2, с. 72].
Соглашаясь с О. Н. Астафьевой в том, что государство в малой степени содействует формированию новых форм досуга, отметим, что эту функцию сегодня достаточно успешно восполняет бизнес, расширяющий экономический потенциал индустрии досуга, активно внедряющий инновации в техническое обеспечение процессов рекреации и развлечений.
Обратим внимание еще на одно высказывание О. Н. Астафьевой, в котором ясно обозначены две функции - дифференциации и интеграции культуры, выступающие своеобразной дуальной оппозицией, имеющие особое значение для понимания культурного предназначения индустрии досуга. Так, исследователь отмечает: «При формирующемся в обществе понимании ограниченных возможностей государства досуг рассматривается преимущественно с точки зрения утилитарности и экономической целесообразности, в то время как обособление социальных слоев,
конфликтность их ценностных систем - это не только шаги к обострению противоречий, но и основания для состязательности, поиска инновационных стратегий в культуре, способных удовлетворить широкий спектр культурных потребностей всех слоев общества в организации свободного времени» [Там же, с. 72-73].
Индустрия досуга, таким образом, - это сегмент культуры, отражающий весьма дифференцированные культурные потребности населения, соответствующие общим закономерностям социально-культурной стратификации (П. А. Сорокин). Здесь всегда будет существовать «вертикаль», в которой будет преобладать стремление социальных групп к освоению досуговых практик, доступных в данный момент времени только для ограниченных, элитарных групп. При этом стремление к элитарным формам досуга не отменяет другую тенденцию -ценностно-смыслового отбора содержания досуговых практик, осуществляемого обществом, что позволяет противостоять «индустрии порока» (В. Я. Суртаев).
Однако сегодня в едином социокультурном пространстве существует чрезмерная дифференциация, приводящая к ослаблению интегративных функций культуры, и все упования на возможности массовой культуры, бесспорно обладающей интегративным потенциалом, оказываются преувеличенными.
В этой связи актуальным становится целенаправленное повышение интегративного и развивающего потенциала современной индустрии досуга, прежде всего за счет реализации ее социокультурных функций и более широкого применения в данной сфере социально-культурных технологий, обеспечивающих достижение важных для общества и личности результатов. Создаваемые социально-культурной деятельностью особые методы воспитания в их целостности и структурно-функциональном разнообразии, реализуемые в ситуациях отдыха и рекреации, обеспечивают решение задач интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности, формирования мотивации для активного и деятельного участия в общественной жизни, стремления к достижению поставленных целей и творческой самореализации.
33
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
1. Ариарский, М. А. Условия реализации созидательного потенциала культуры креативноинформационной эпохи / М. А. Ариарский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 1 (57). - С. 20-28.
2. Астафьева, О. Н. Досуговые формы в «переходный период» развития культуры / О. Н. Астафьева // Социология власти. - 2005. - № 1. - С. 71-83.
3. Дуликов, В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия / В. З. Дуликов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 3 (59). - С. 121-127.
4. Новаторов, В. Е. Ивент-маркетинг как трендовая технология социально-культурной деятельности /
В. Е. Новаторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. -№ 2 (58). - С. 175-180.
5. Рейнгольд, Е. Деньги на игру (инвестиционные стратегии в индустрии развлечений и досуга) [Электронный ресурс] / Е. Рейнгольд, В. Соловьева // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 9 (360). - Режим доступа: http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865.
6. Стеббинс, Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р. А. Стеббинс // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 64-72.
7. Столович, Л. Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столо-вич. - Москва: Политиздат, 1985. - 415 с.
8. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов; Моск. гос. ун-т культуры и
искусств. - Изд. 2-е. - Москва, 2003. - 296 с.
9. Чижиков, В. В. Культурные индустрии в контексте массовой культуры / В. В. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 6 (62). - С. 61-67.
10. Шарковская, Н. В. Понятие «досуг» в контексте гуманитарного дискурса / Н. В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 5 (61). - С. 100-106.
Получено 07.09.2015
N. Iaroshenko
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Moscow State Institute of Culture E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN LEISURE INDUSTRY
Abstract. The article deals with socio-cultural functions and composition of the modern leisure industry. The leisure industry is a new industry segment of culture, the formation of which reflects the General laws of the development of modern cultural process. Function leisure industry disclosed as a category that expresses its basic properties, social and personal destiny, the essence of which is determined by providing opportunities to meet the cultural needs of society and the individual in a situation of organized recreation (recreation, entertainment, creative leisure, etc.). As the base for the entire leisure industry defined hedonic function, which determines the specificity of all social and cultural functions of the leisure industry (educational function, cognitive function, the function of leisure, entertainment, communication function, etc.). Further development of the leisure industry the author connects with the development of socio-cultural technologies, allowing to solve problems of socio-cultural education and personal development in the specific conditions of organized leisure.
Keywords: cultural industry, leisure industry, organization of recreation and leisure options leisure industry
For citing: Iaroshenko N. 2015. Educational potential of modern leisure industry. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. № 4 (44): 28-35.
34
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)
Н. Н. Ярошенко
Воспитательный потенциал современной индустрии досуга
References
1. Ariarskii M. 2014. Creative potential of culture and pedagogical conditions of its realization. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. № 1 (57): 20-28. (In Russ.).
2. Astafyeva O. 2005. The form of leisure in “transition period” of cultural development. Sociology of Power. № 1: 71-83. (In Russ.).
3. Dulikov V. 2014. Leisure industry: the interpretation of the concept. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. № 3 (59): 121-127. (In Russ.).
4. Novatorov V. 2014. Event marketing as a technology trend of socio-cultural activities. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. № 2 (58): 175-180. (In Russ.).
5. Reingold E. 2008. Money on the game (investment strategies in entertainment and leisure) [Electronic Resource]. Rynok tsennykh bumag [Stocks and bods market]. № 9 (360). Available from: http://www.rcb.ru/rcb/2008-09/13865. (In Russ.).
6. Stebbins R. A. 2000. Free time: the optimal style of leisure (point of view from Canada). Sociological Studies. № 7: 64-72. (In Russ.).
7. Stolovich L. 1985. Zhizn' - tvorchestvo - chelovek: Funktsii khudozhestvennoy deyatel'nosti [Life - creativity -persons: Functions of artistic activity]. Moscow: Politizdat. 415 p. (In Russ.).
8. Streltsov IU. 2003. Kul'turologiya dosuga [Culturology of leisure]. Ed. 2. Moscow. Moscow State University of Culture and Arts. 296 p. (In Russ.).
9. Chizhikov V. 2014. Cultural industries in the context of mass culture. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. № 6 (62): 61-67. (In Russ.).
10. Sharkovskaia N. 2014. The concept of “leisure” in the context of humanitarian discourse. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. № 5 (61):100-106. (In Russ.).
Received 07.09.2015
I-------------------------------------------------------1
l Уважаемые читатели и авторы! !
I «Вестник Челябинской государственной академии ! ! культуры искусств» вошел в новый Перечень ВАК ! [(действует с 01.12.2015)! j
! Начиная со следующего номера в рубрике «Слово ! ! соискателю ученой степени» будут публиковаться статьи, ! ! строго соответствующие специальностям: !
! 05.25.00 - документальная информация; !
! 24.00.00 - культурология; !
! 17.00.00 - искусствоведение. !
I_______________________________________________________J
35
Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 4 (44)