ССЛЕДОВАНИЯ ИНДУСТРИИ ДОСУГА В РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
УДК 379.8
Л. В. Секретова
Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского
В статье обосновывается актуальность проведения научных исследований в области индустрии досуга в аспекте социально-культурной деятельности. Подчёркивается важность ценностно-смысловой проблематики, а также опасность возникновения негативных явлений, которые сопутствуют развитию индустрии досуга. Ведётся поиск приоритетных направлений исследования феномена индустрии досуга, предпринимается попытка его систематизации. Освещается опыт проведения научно-практических семинаров, обобщающих результаты исследований индустрии досуга, поднимаются вопросы качественной подготовки кадров для индустрии досуга.
Ключевые слова-, индустрия досуга, технологии социально-культурной деятельности, подготовка профессиональных кадров.
L. V. Sekretova
Dostoevsky Omsk State University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Prospect Mira, 55-A, 644077, Omsk, Omsk Region, Russian Federation
RESEARCH OF THE LEISURE INDUSTRY IN RUSSIA: THE SOCIAL AND CULTURAL ASPECT
In article the urgency of research in the field of the leisure industry in the aspect of social and cultural activities. Stresses the importance of axiological issues, and the risk of adverse phenomena that accompany the development of leisure industry. The search is conducted the priority directions of research of a phenomenon of the leisure industry, attempted systematization. Describes the experience of scientific-practical seminars, summarizing the results of studies the leisure industry, raised issues of personnel training for the leisure industry.
Keywords: leisure industry, technology, social and cultural activities, professional training.
Для цитирования: Секретова Л. В. Исследования индустрии досуга в России: социально-культурный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3(77). С. 138-146.
СЕКРЕТОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕРИАНОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной деятельности Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского
SEKRETOVA LYUDMILA VALERIANOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Head of Department of social and cultural activity, Dostoevsky Omsk State University
e-mail: [email protected] © Секретова Л. В., 2017
Вторая половина XX - начало XXI века в России знаменовались мощным развитием индустрии досуга, ставшей одной из ведущих тенденций формирования новой модели цивилизации. Старт этому процессу был положен более столетия назад появлением кинематографии и последовавшей за этим организацией массового публичного кинопоказа. На рубеже веков этот процесс продолжился, ускоряясь, опираясь уже на новейшие информационные компьютерные технологии и неисчерпаемые ресурсы Интернет.
Учреждения и организации, оказывающие культурно-досуговые услуги в качестве основных (клубы, театры, музеи, парки культуры и отдыха) или сопутствующих (туристские, санаторно-курортные, лечебно-оздоровительные, торгово-развлекательные, ресторанные и другие) стараются обновить перечень предлагаемых давно знакомых видов до-суговых занятий или наполнить их новым содержанием, украсить средствами выразительности привычные организационно-методические формы, достаточно умело развивая на профессиональном уровне креативные идеи отдельных творческих личностей и групп. И вот уже концерты и фестивали преобразуются в музыкальные свето-лазерные представления или в опен-эйра (open-air), выставки - в перформансы и инсталляции, дебаты и диспуты трансформируются в ток-шоу, традиционные качели и карусели получают новую жизнь в разнообразных аттракционах, игры и развлечения молодёжи обретают популярность в виде флешмобов, квестов и т.д.
Каждый раз «новая» форма отличается от «старой» не только свежим названием (как правило, транскрипцией
иностранного понятия), но и средствами её технологического и технического воплощения, включающими механизмы и конструкции сценического оснащения, игровые автоматы и приставки, тренажеры, компьютерное, музыкальное, лазерное и световое оборудование. Данные изменения являются, прежде всего, следствием научно-технического прогресса, который охватывает не только сферы труда и быта, но и досуг. Всё это дало основания В. З. Дуликову дать следующее определение понятию «индустрия досуга»: «индустрия досуга - это отрасль по созданию оптимальных условий для до-сугово-рекреационной деятельности человека, в том числе предоставлению ему разнообразных досуговых услуг - на основе использования информационно-компьютерных технологий и новейших технических средств [2,с.125]».
Наряду с внедрением в сферу досуга информационно-компьютерных технологий, следует также отметить перемены в ценностно-смысловом наполнении досуговых форм, которые выражаются в смещении иерархии приоритетов, заложенных создателями новых форматов досуговых программ и досуговых учреждений в целом. От информационно-просветительного, творчески развивающего, насыщенного традиционными и значимыми для личности и общества смыслами содержания к гедонистическому, развлекательному, рекреационному и игровому контенту массового потребителя благ и услуг. В результате становятся привычными себялюбиво-показные акции подростков и взрослых, зависимых от селфи-мании, суицидальный контекст общения и поведения детей и молодёжи в социальных сетях, убийственно-жестокий —
в компьютерных играх, наркотически-эротический в ночных клубах, травмоопасный — в подростковых и молодёжных объединениях экстремальной направленности и т.д.
В процесс организации досуга внедряются основанные на научных знаниях из различных областей технологические принципы и технологии. В России, как и на Западе, создается мощная отрасль отечественной экономики — индустрия досуга. Она охватывает целый ряд аспектов: экономических, идеологических, нормативно-правовых, психологических, научно-технических, информационно-технологических, промышленных, социально-культурных и других. Количество индустрий, так или иначе затрагивающих сферу досуга, непрерывно возрастает, что вызывает необходимость их систематизации и классификации. Опыт наших исследований индустрии досуга, толчком к началу которых послужил Федеральный государственный образовательный стандарт 2010 года по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» и профилю «Социально-культурные технологии в индустрии досуга», привёл к выводу о целесообразности классифицировать досуговые индустрии по их направленности, функциям и сферам проявления.
В области отдыха и развлечений: индустрия отдыха, индустрия семейного досуга, индустрия детского отдыха и досуга, анимационная индустрия, индустрия развлечений, игровая индустрия, клубная индустрия, индустрия кинопоказа, индустрия праздника, шоу-индустрия, индустрия интимного досуга ^ех-инду-стрия), океаническая индустрия, индустрия рыболовства и другие.
В области путешествий, поездок, встреч и знакомств: индустрия туризма, корпоративная трэвел-индустрия (corporate travel industry), индустрия гостеприимства, гостиничная индустрия, event-индустрия, MICE-индустрия (индустрия встреч), индустрия знакомств и т.д.
В области физической культуры и спорта: индустрия спорта, индустрия экстремального спорта (серфинг, дай-винг, скалолазание, сноубординг, катание на горных лыжах и другие).
В области оздоровления: банная индустрия, фитнес-индустрия, wellness-индустрия, индустрия здоровья, индустрия здорового образа жизни и другие.
В области создания красоты: индустрия красоты (салоны красоты и клиники пластической хирургии), индустрия моды (фэшн-индустрия) и другие.
В сфере торговли и общественного питания: индустрия быстрого питания, индустрия кафе и ресторанов, торгово-досуговая индустрия и другие.
Творческие индустрии, обеспечивающие современный уровень организации досуга: индустрии СМИ, компьютерная индустрия, звукозаписывающая индустрия, музыкальная индустрия, фестивальная индустрия, индустрия танца, индустрия кинопроизводства и другие.
Приведенная выше классификация является результатом продолжения наших исследований, которые впервые заметно были представлены в сборнике статей «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России», изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств в январе 2013 года [8].
Обращая внимание на ценностно-смысловое содержание досуговых ин-дустрий, необходимо поддержать вывод В. А. Есакова о том, что «сложившаяся в стране новая социокультурная ситуация, предполагающая свободу культурного выбора людей, на деле привела их к зависимости от той продукции, которая им предлагается. Как правило, основными чертами такой продукции являются прибыльность и незамысловатость. В результате всё большее значение приобретает массовая культура, для многих являющаяся единственно понятной и приемлемой. И это следствие провалов в сфере образования и просвещения [3, с. 20]».
Таким образом, на данном этапе исследований необходимо глубоко разобраться, что такое «индустрия досуга», в каких видах она сегодня развивается, какие факторы послужили её развитию, какие ценности она транслирует, с помощью каких технологий оказывает воздействие на социум и, наконец, какими должны быть государственные и общественные механизмы влияния на неё. Какова при этом роль вузов культуры, ведь именно они способны подготовить кадры, которые смогут реализовать технологии социально-культурной деятельности в индустрии досуга на благо личности и общества.
В последнее десятилетие XX века и на протяжении начавшегося ХХ1-го ведущие учёные в области социально-культурной деятельности, такие, например, как Е. М. Акулич, М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, М. Э. Вильчинская-Бутенко, А. Д. Жарков, А. П. Марков, О. Ю. Ма-цукевич, В. Е. Новаторов, Г. Н. Новикова, Г. В. Оленина, В. Д. Пономарев, В. М. Рябков, Е. Ю. Стрельцова, В. В. Туев, Г. Л.
Тульчинский, Т. Т. Фисюк, Н. В. Шар-ковская, А. И. Юдина и другие, вели активную разработку социально-культурных технологий применительно к различным сферам общественной практики. Их исследования послужили научно-методологической базой для дальнейшей подготовки специальных трудов, в которых освещаются социально-культурные технологии в индустрии досуга и даются авторские трактовки самого этого понятия — индустрия досуга. В их числе труды Г. А. Аванесовой [1], В. З. Дуликова [2], В. А. Есакова [3], Е. М. Клюско [4], В. В. Чижикова [9], Н. Н. Ярошенко [10; 11]. Нельзя не признать в исследовании данной темы лидерства кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры.
Определённая работа по организации исследований индустрии досуга была проведена и на кафедре социально-культурной деятельности ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Необходимость разработки курсов новых дисциплин для бакалавров и магистров по профилю «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» в рамках направления подготовки «Социально-культурная деятельность» потребовала интеграции теоретических наработок и практического опыта для создания актуальных учебных пособий. С этой целью, по инициативе кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ имени Ф. М. Достоевского, были проведены два научно-практических семинара всероссийского уровня с международным участием: «Развитие до-суговых индустрий в Западно-Сибирском регионе» (2013) [6] и «Развитие досуго-вых индустрий: история, теория и практика российских регионов» (2015) [7], оба
раза - с изданием сборников материалов докладов и выступлений.
Об актуальности тематики семинаров свидетельствует интерес, проявленный к ней со стороны учёных и практиков самых различных регионов. Семинар, который первоначально планировался как межрегиональный, стал всероссийским с международным участием. Материалы, присланные на семинар 2013 года, позволили аккумулировать научные идеи и практический опыт развития досуговых индустрий тринадцати городов России (Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Иркутск, Исилькуль, Казань, Кемерово, Омск, Сургут, Томск, Тюмень, Чебоксары, Челябинск), а также Германии (Баден-Баден), Португалии (Лиссабон), Таджикистана (Душанбе) [6]. В сборнике материалов семинара 2015 года приняли участие коллеги из десяти городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Кемерово, Омска, Томска, Тюмени, Челябинска, Ханты-Мансийска, а также Украины - г. Николаев [7].
Среди участников - девять заведующих кафедрами социально-культурной деятельности! В числе авторов сборников — преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования, научные работники, специалисты и руководители учреждений сферы культуры и искусства, аспиранты и студенты. Широкая география присланных заявок и статей позволила раздвинуть границы темы и поднять первоначально планируемый межрегиональный статус семинара до всероссийского с международным участием.
Разделы сборника материалов семинара посвящены раскрытию: научно-теоретических и методологических ос-
нований развития досуговых индустрий и социально-культурной деятельности; исследованию генезиса и культурно-исторической роли досуга; анализу ценностно-смысловых аспектов современной индустрии досуга; обобщению и критической оценке современных культурных практик в индустрии досуга; изучению воспитательного, развивающего и социализирующего потенциала досуга и социально-культурной деятельности в работе с детьми и молодёжью.
В комплексе материалы обоих сборников позволяют говорить о том, что коллегам удалось продвинуться к достижению поставленных организаторами целей. Предложения и рекомендации, сформулированные в большинстве статей авторов, могут представлять интерес для руководителей и специалистов учреждений культуры, организаторов молодёжного и корпоративного досуга, а также аспирантов, магистрантов, студентов гуманитарных специальностей, направлений и профилей подготовки. Учитывая возрастающую значимость развивающейся индустрии, следует продолжить проведение семинаров и конференций по проблемам индустрии досуга для поиска оптимальных способов и механизмов решения имеющихся проблем.
Развитие отрасли «индустрия досуга» обусловило потребность в специально подготовленных кадрах. В 2010 году был утверждён Федеральный государственный стандарт третьего поколения по направлению подготовки бакалавров «Социально-культурная деятельность», в котором были обозначены пять профилей подготовки, и в их числе профиль «Социально-культурные технологии в индустрии досуга». Многие вузы куль-
туры России включились в разработку образовательных программ по данному профилю. Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского впервые осуществил набор студентов для обучения по данному профилю в 2011 году.
Осуществление омской кафедрой профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» повлекло за собой не только изменения в направлениях научных исследований преподавательского корпуса, но и включение в перечень примерных тем выпускных квалификационных работ таких, которые раскрывают разнообразные грани современной индустрии досуга (социально-культурные, идеологические, правовые, экономические и т.д.).
На протяжении 2014-2016 годов выпускниками уже было выполнено несколько работ в области индустрии досуга. В 2017 году кафедрой был расширен перечень примерных тем в данной области, рекомендуемых студентам для исследования. В их числе, например, такие темы:
• Актуальные проблемы развития отечественной индустрии досуга.
• Многообразие досуговых индустрий в столице и регионах.
• Влияние досуговых индустрий на формирование досуговой культуры личности и общества.
• Деятельность департамента культуры по развитию досуговых индустрий.
• Организация частных предприятий индустрии досуга: модели и модификации.
• Современные проблемы нормативного регулирования индустрии досуга.
• Правовое обеспечение доступности и качества услуг досуговых индустрий.
• Разработка комплекса критериев эффективности досуговых индустрий.
• Специфика технологий менеджмента и маркетинга на предприятиях индустрии досуга.
• Перспективы развития досугового кластера в регионе.
• Роль технологий mass-media, кино-, фото-, видеотворчества в развитии индустрии досуга.
• Развитие индустрии досуга в торговых центрах.
Специфика профессиональной деятельности в индустрии досуга, необходимость владения, с одной стороны, «новыми» формами и, с другой стороны, умением вкладывать в них как традиционные, так и актуальные современные ценности диктуют высокие требования к подготовке бакалавров.
Первое требование - это многосторонность подготовки, состоящая в изучении дисциплин из различных научных областей: культурологии, истории, экономики, культурной политики, правоведения, менеджмента, маркетинга, информационно-компьютерных технологий, педагогики досуга, и, конечно, - в овладении знаниями основных технологий социально-культурной деятельности: рекреационно-игровых, анимационных, информационно-просветительных, куль-туротворческих, проектных и других.
Второе требование относится к формированию личных качеств специалистов, работающих в индустрии досуга. В дополнение к социальным качествам, обычно предъявляемым к работникам (дисциплинированность, ответственность, соответствие нормам и правилам
корпоративной культуры организации и т.п.), требуется воспитывать активность, коммуникабельность, креативность, доброжелательность, выносливость, постоянное стремление к познанию нового, оптимизм.
Третье требование — практикоориен-тированность, профилизация, подготовка к работе в условиях конкретного вида индустрии досуга. Этому могут способствовать практики студентов (учебная, производственная и преддипломная) и стажировки в эффективно работающих досуговых центрах, на предприятиях индустрии досуга; изучение успешного отечественного и зарубежного опыта; выполнение курсовых работ, выпускных квалификационных работ по актуальной для новой отрасли — индустрия досуга — теме.
Таким образом, актуальность обращения к заявленной теме обусловлена той особой ролью, которую играет досуг, соответственно и способ его организации и проведения, в формировании образа будущего мира через инкульту-рацию личности, через её социализацию и хоминизацию. Сегодня этот способ всё более детерминируется влиянием индустрии досуга, само появление и развитие которой объективно обусловлено миро-
выми тенденциями глобализации, отечественными моделями коммерциализации досуга, экономизации культуры, с одной стороны, и стремительным развитием высокотехнологичного промышленного производства, творческих отраслей экономики, с другой стороны. Немаловажно, а может быть, для Российской Федерации и наиболее важно, что значимость продолжения исследований в области индустрии досуга подтверждается Указом Президента России В. В. Путина об «Основах государственной культурной политики» (2014), в котором актуализированы понятия «культурная деятельность», «творческие индустрии», а также поставлена задача, имеющая непосредственное, прямое отношение к профессорско-преподавательскому сообществу вузов культуры, а именно: «Развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций. Повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности... [5]». Именно на решение данной актуальной задачи направлена научно-исследовательская, учебно-методическая и преподавательская работа кафедр социально-культурной деятельности российских вузов.
Примечания
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : учебное пособие для студентов вузов. Москва : Аспект Пресс, 2006. 236 с.
2. Дуликов В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 121—127.
3. Есаков В. А. Управление культурой в условиях мегаполиса : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора культурологи : 24.00.01 / Есаков Валерий Анатольевич ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2008. 42 с.
4. Клюско Е. М. Современное состояние категориального аппарата теории досуга (по материалам зарубежных исследований) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 171—181.
5. Основы государственной культурной политики : утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 N 808 [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: static.kremlin.ru/media/events/ files/41d526a877638a8730eb.pdf
6. Развитие досуговых индустрий : материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 14 мая 2013 г.) / науч. ред., ред.-сост. Л. В. Секретова. Омск : Изд-во Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, 2013. 264 с.
7. Развитие досуговых индустрий: история, теория и практика российских регионов : материалы второго Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 19 мая 2015 г.) / редкол. : Л. В. Секретова (отв. ред.) и др. Омск : Омск : Изд-во Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, 2015. 200 с.
8. Секретова Л. В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России : сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, 24-25 января 2013 г. / М-во культуры РФ, СПбГУКИ ; науч. ред. М. А. Ариарский, В. И. Еременко ; ред.-сост. М. Э. Вильчинская-Бутенко. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 47-55. (Труды СПбГУКИ; т. 195).
9. Чижиков В. В. Культурные индустрии в контексте массовой культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 61-77.
10. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 28-35.
11. Ярошенко Н. Н. Социокультурные функции индустрии досуга // Развитие досуговых индустрий: история, теория и практика российских регионов : материалы второго Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 19 мая 2015 г.) / редкол. : Л. В. Секретова (отв. ред.) и др. Омск : Омск : Изд-во Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, 2015. С. 18-28.
References
1. Avanesova G. A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': Teoriya i praktika organizatsii [Cultural and recreational activities: Theory and practice of organization]. Moscow, Publishing house «Aspect Press», 2006. 236 p.
2. Dulikov V. Z. Leisure: the interpretation of the notion. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 3 (59), pp. 121-127. (In Russian).
3. Esakov V. A. Upravleniye kul'turoy v usloviyakh megapolisa. Avtoreferat diss. dok. kul'tur. [Management of culture in a megacity. Synopsis Doc. Cultural Studies diss.]. Moscow, 2008. 42 p.
4. Klyusko E. M. Modern state of the categorical apparatus of the theory of the leisure (on materials of foreign studies). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 1 (69), pp. 171-181. (In Russian).
5. Osnovy gosudarstvennoi kul'turnoipolitiki: utverzhdeny Ukazom Prezidenta RF ot 24.12.2014 N 808 [Fundamentals of state cultural policy approved by Presidential decree of 24.12.2014 N 808]. Available at: static.kremlin.ru/media/events/flles/41d526a877638a8730eb.pdf
6. Sekretova L. V., ed. Razvitie dosugovykh industry. Materialy Vserossiyskogo nauchno-prak-ticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiyem (Omsk, 14 maya 2013 g.) [Development of leisure industries. Materials of the All-Russian scientific and practical seminar with international participation (Omsk, May 14, 2013)]. Omsk, Publishing house of Dostoevsky Omsk State University, 2013. 264 p.
7. Sekretova L. V., ed. Razvitie dosugovykh industriy: istoriya, teoriya i praktika rossiyskikh re-gionov. Materialy vtorogo Vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym
uchastiyem (Omsk, 19 maya 2015 g.) [Development of leisure industries: history, theory and practice of Russian regions. Materials of the second All-Russian scientific and practical seminar with international participation (Omsk, May 19, 2015)]. Omsk, Publishing house of Dostoevsky Omsk State University, 2015. 200 p.
8. Sekretova L. V. Industriya dosuga: sotsial'no-kul'turnyy aspect [Leisure industry: socio-cultural aspect]. In: Ariarsky M. A., Eremenko V. I., ed. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v usloviyakh modernizatsii Rossii. Sbornik statey po materialam vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii, 24-25 yanvarya 2013 g. [Social and cultural activity in the context of Russia's modernization. A collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, January 24-25, 2013]. St. Petersburg, Publishing house of St. Petersburg State University of Culture and Arts, 2013. Pp. 47-55.
9. Chizhikov V. V. Cultural industries in the context of mass culture. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, no. 6 (62), pp. 61-77. (In Russian).
10. Yaroshenko N. N. Educational potential of modern leisure industry. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. 2015, no. 4 (44), pp. 28-35.
11. Yaroshenko N. N. Sotsiokul'turnyye funktsii industrii dosuga [Sociocultural functions of the leisure industry]. In: Sekretova L. V., ed. Razvitie dosugovykh industriy: istoriya, teoriya i praktika rossiyskikh regionov. Materialy vtorogo Vserossiyskogo nauchno-prakticheskogo seminara s me-zhdunarodnym uchastiyem (Omsk, 19 maya 2015 g.) [Development of leisure industries: history, theory and practice of Russian regions. Materials of the second All-Russian scientific and practical seminar with international participation (Omsk, May 19, 2015)]. Omsk, Publishing house of Dostoevsky Omsk State University, 2015. Pp. 18-28.