федеральных округов. Потенциал других территорий тоже может быть реализован посредством кластерного подхода. В случае кластерообразования государству принадлежит двойственная роль как субъекта интеграционных образований, так и субъекта институционального проектирования. Его роль в стимулировании образования кластеров оценивается экспертами различным образом: одна их часть считает эффективной «интеграцию сверху», другая - «интеграцию снизу». Принято выделять две основные модели, в рамках которых в отдельных странах осуществляется кластерная политика: либеральную и дирижистс-кую (табл. 2). Анализируя протекающие в России процессы, можно сказать о разнонаправленных тенденциях организации и функционирования деятельности объединений и невозможности однозначно охарактеризовать формирующуюся в стране модель ни как дирижистскую, ни как либеральную. Поскольку фирмами инновации воспринимаются как средства коммерческого успеха, а их отдача не всегда очевидна, для инновационной политики, реализуемой в российских условиях на региональном уровне, следует признать возможной так называемую «интеграцию сверху», перспективным включение кластерного подхода и выполнения органами власти субъекта РФ роли регулирующего института.
Посредством такого объединения различные контрагенты способны удовлетворить потребности в новых технологиях, идеях, товарах и услугах, в финансировании и поддержке, в обучении и обмене опытом, существенно сократить временной разрыв между исследованиями и их практической реализацией, преодолеть разрыв цепочки по внедрению новшеств, появившийся с 1990-х. Формирование и функционирование кластера, принимающие во внимание уникальность и специфику социально-экономической системы региона, - это часть системы повышения характеристик деятельности предпринимательских структур разного уровня, учреждений науки и образования с учетом их качественного своеобразия. На первых этапах координирую-
Библиографический список
щая роль при этом все-таки должна быть у государства в лице региональных органов власти, финансирование деятельности исполнительной дирекции осуществляться на принципах государственно-частного партнерства, это послужит дополнительным стимулом активности организаций.
По некоторым оценкам в Российском Федерации создана база стратегических и программных документов по социально-экономическому и инновационному развитию государства, регионов, отраслей высокого качества, при этом не находящая своего должного исполнения. Одной из причиной тому признается низкая ответственность представителей органов власти и бизнеса [4]. При рассмотрении кластерной инициативы необходимо осознавать, что кластер выступает инструментом интеграции ресурсов и потенциала разных организаций территории, снятия ограничений, оптимизации трансфертных цепочек, а не является самоцелью: эффективность применяемого подхода основывается на взаимном движении навстречу и доверии, исполнении обязательств и заинтересованности в коммерческом освоении инноваций.
Таким образом, формой интенсификации коммерческого освоения новшеств является квазиинтеграция участников инновационного процесса, реализуемая в рамках кластерного подхода. Удовлетворение выделяемых потребностей организаций в усилении взаимодействий основывается на возможности реализации полного инновационного цикла, оптимизации производственных и сбытовых цепочек, что определяет группы критериев оценки интеграционного потенциала кластера. В современных условиях российской экономики для стимулирования инновационной деятельности оправданно применение механизма «интеграции сверху» и выполнение региональными органами власти ролей субъекта институционального проектирования, по мере развития отношений в кластере ослабляющего свое воздействие.
1. Вальтер, Ж. Конкурентоспособность: общий подход. - М., 2005.
2. Беляков, Г.П. Интеграция предприятий в инновационный кластер / Г.П. Беляков, Э.В. Степанова // Проблемы современной экономики. - 2011. - № 4.
3. Об итогах проведения конкурсного отбора программ развития территориальных кластеров на включение в проект Перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством РФ [Э/р]. - Р/д: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc2012061
4. Сессия Сбербанка России «Новая конкурентоспособность: альтернативы и перспективы» // ПМЭФ 2014 [Э/р]. - Р/д: http:// www.forumspb.com/ru/2014/ sections/30/materials/229/sessions/763
Bibliography
1. Valjter, Zh. Konkurentosposobnostj: obthiyj podkhod. - M., 2005.
2. Belyakov, G.P. Integraciya predpriyatiyj v innovacionnihyj klaster / G.P. Belyakov, Eh.V. Stepanova // Problemih sovremennoyj ehkonomiki. -2011. - № 4.
3. Ob itogakh provedeniya konkursnogo otbora programm razvitiya territorialjnihkh klasterov na vklyuchenie v proekt Perechnya pilotnihkh programm razvitiya innovacionnihkh territorialjnihkh klasterov, utverzhdaemihyj Praviteljstvom RF [Eh/r]. - R/d: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/politic/doc2012061
4. Sessiya Sberbanka Rossii «Novaya konkurentosposobnostj: aljternativih i perspektivih» // PMEhF 2014 [Eh/r]. - R/d: http://www.forumspb.com/ ru/2014/ sections/30/materials/229/sessions/763
Статья поступила в редакцию 09.06.14
330.341.424+338.467.6
Khairova S.M., Sekretova L. V., KhairovB.G. MARKETING APPROACH TO THE DEVELOPMENT IN THE LEISURE INDUSTRY INTERACTION BETWEEN POWER AND BUSINESS STRUCTURES. In today's development towards knowledge economy an implementing marketing approach in the leisure industry organizations becomes particularly relevant. The article suggested for innovative development of the leisure industry shaping parity relations between the state and business structures.
Key words: leisure industry, marketing, interaction between business and government.
С.М. Хаирова, д-р эконом. наук, доц., зав. каф. «Управление качеством и сервис» ФГБОУ ВПО «Сибирская
гос. автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», г. Омск, E-mail: saida_hairova@mail.ru;
Л.В. Секретова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. «Социально-культурной деятельности» ФБГОУ ВПО
«Омский гос. университет им. Ф.М. Достоевского», г. Омск, E-mail:sekretova.l@mail.ru;
Б.Г. Хаиров, канд. эконом. наук, зам. директора по НИР, доц. каф. «Финансы и кредит» Омского филиала
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Омск, E-mail: hairov@bk.ru
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ИНДУСТРИИ ДОСУГА
ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
В условиях современного развития в направлении экономики знаний особенно актуальным становится внедрение маркетингового подхода в организациях индустрии досуга. В статье предложено для инновационного развития индустрии досуга формирование паритетных отношений между государством и предпринимательскими структурами.
Ключевые слова: индустрия досуга, маркетинг, взаимодействие власти и бизнеса.
Появление и развитие индустрии досуга, которое обусловлено тенденциями глобализации, экономизации культуры, кон-сумеризации форм культурно-досуговой деятельности, с одной стороны, и стремительным развитием творческих отраслей экономики, прежде всего в городах, с другой стороны, сегодня все больше детерминируется коммерциализацией досуга при сохранении функции формирования культуры личности и общества. Возникла масса предприятий в масштабах мелкого и среднего бизнеса: досуговые центры, тематические парки и пляжи, кинотеатры, цирки, зверинцы, галереи, кафе, ночные клубы, фотостудии, студии раннего развития детей, боулинги, агентства по организации свадебных и юбилейных торжеств и т.д. Индивидуальные предприниматели, оказывающие разнообразные услуги по направлениям: отдых и развлечения, творческое и интеллектуальное развитие, поддержка хобби-деятельности, проведение праздничных и оздоровительных мероприятий, также реализуют различные виды и формы досуговой деятельности. Помимо этого предприятия торговли тоже начали активно развивать до-суговый сектор. Сфера туризма буквально «пропитана» досуго-вой культурой и социально-культурными технологиями [1].
В условиях, когда сектор бюджетных государственных и муниципальных культурно-досуговых учреждений все более сужается вследствие увеличивающегося сектора коммерческих предприятий и услуг в инфраструктуре отечественного досуга, руководителям и специалистам социально-культурной сферы особое внимание необходимо уделить изучению и анализу деятельности предпринимательских структур, представленных в отрасли культуры и искусства.
Предпринимательские структуры - это наиболее массовая группа рыночных субъектов, определяющая стабильность общества, формирующая рыночную систему отношений и способствующая общественному прогрессу, вследствие чего государство объективно заинтересовано в развитии этого сектора экономики. Его развитие существенно влияет на экономический рост, на внедрение достижений научно-технического прогресса. Оно должно способствовать насыщению рынка товарами и услугами необходимого качества, расширению конкуренции и если оно продиктовано необходимостью удовлетворения вызовов внешней социальной среды, демократическими требованиями различных групп населения, необходимостью предоставления всеми признаваемых общественных благ.
Сущностные черты предпринимательства образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты предпринимательства. Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды предпринимательских структур, характер их взаимосвязей [2].
Государство - необходимый элемент для предпринимательства, способствующий возрождению мощного потенциала отечественной промышленности и предприятий сервиса, что является неотъемлемым условием подъема экономики страны и обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность определяет возможность эффективного функционирования предприятий всех отраслей, возможность выпуска ими новой, конкурентоспособной продукции и услуг [2].
Важная функция государства заключается в выработке и обеспечении реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической и социально-культурной
сферах. В числе данных приоритетов можно выделить наиболее важные.
Во-первых, это дальнейшая стабилизация экономического роста, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований. Во-вторых, содействие росту производительности труда через осуществление инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию научно-технического прогресса и поддержки информационных технологий. В-третьих, всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономический рост и уровень жизни. В-четвертых, обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей. В-пятых, реализация позитивного эффекта от глобализации экономики. В-шестых, улучшение окружающей природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.
Существующие мировые тенденции развития экономики, предполагают новый этап развития предпринимательства, где оно является деятельностью, на основе сотрудничества и взаимовыгодных отношений с государством, партнером по бизнесу, покупателем.
Предприниматель, таким образом, для достижения поставленной цели заинтересован в формировании и развитии долговременных взаимовыгодных отношений в процессе взаимодействия компании с государством, партнером по бизнесу, потребителем и обществом
Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины:
- необходимость защитить организации друг от друга;
- необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики;
- необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей [3, с. 130].
Объективной необходимостью становится формирование паритетных отношений между предпринимательством и государством, что вызвано особенностями современного этапа развития мировой и отечественной экономики: глобализацией хозяйственных систем, возрастающей открытостью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением информационных технологий. Данные обстоятельства создают предпосылки и одновременно требуют качественно нового уровня адаптации предпринимательства к быстрым изменениям рынка. Именно становление отношений сотрудничества способствуют активизации потенциала бизнеса, его встраиванию в конкурентную среду, как путем реализации стратегий интеграции, так и путем формирования предпринимательских сетей. Государство и предпринимательство как партнеры понимают, что экономика в данный момент не может обойтись без них в решении совместных вопросов, которые возникают из текущей практики экономической и общественной жизни.
В 2014 году, объявленном в России Годом культуры, нельзя не сказать еще об одном приоритете - приоритете культуры. Выступая 2 октября 2013 г. на заседании Совета по культуре и искусству, В.В. Путин подчеркнул необходимость «осмысленной государственной культурной политики, о том, что нужны чёткие принципы и чёткие ориентиры, которые обеспечат культуре роль определяющего, а не периферийного фактора развития страны и общества, человеческого капитала». Президент РФ отмечал, что «формирование культурной политики должно идти
в тесном взаимодействии власти и общества. Как ни хороши будут идеи, они не реализуются без поддержки людей. В процесс должны быть вовлечены не только собственно деятели культуры, но и неправительственные организации, бизнес-сообщества, меценаты и, конечно, учёные и экономисты, культурологи и историки, политологи. Нельзя замыкаться в консерватизме, опираясь на своё богатейшее наследие. Нам обязательно нужно идти вперёд, формировать современные культурные стандарты, усваивать новый опыт, в том числе, разумеется, и мировой опыт» [4].
Различные теоретико-методологические аспекты развития социально-культурных технологий в индустрии досуга, а также его историко-аксиологические основы нашли отражение в трудах Е.М. Акулич, М.А. Ариарского, М.Э. Вильчинской-Бутенко, С.В. Герасимова, В.А. Есакова, А.Д. Жаркова, Т.Е. Лохиной, В.В. Медведенко, В.Е. Новаторова, Г.Н. Новиковой, Г.В. Олениной, В.В. Туева, Г.Л. Тульчинского, Т.Т. Фисюк, Н.А. Хренова, Н.Н. Ярошенко и др. Тем не менее, многие аспекты особенностей реализации социально-культурных технологий в условиях предприятий индустрии досуга, использование рыночных инструментов в их деятельности, в том числе маркетингового подхода во взаимосвязи с развитием взаимодействия властных и предпринимательских структур рассмотрены не в полной мере.
Слово «индустрия» происходит от латинского «industria», что означает «деятельность». Заметим сразу, что досуг также имеет деятельностную составляющую. В различных словарях отмечается и такое значение латинского корня «industria», как «усердие». Название «индустрия» чаще всего относят к промышленности или отрасли производства, охватывающей переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления. В случае отнесения понятия «индустрия» к социально-культурной сфере, к досугу, в частности, требует углубленного рассмотрения вопрос о воспитательных и развивающих функциях, результатах деятельности предприятий и организаций в сфере индустрии досуга, о возможном введении требования «социально-культурной ответственности», прежде всего, организаторов детского и молодежного досуга.
Проблема состоит в том, что при всей внешней привлекательности и технической оснащенности предлагаемых коммерческими предприятиями услуг, их воспитательная сторона чаще всего остается без должного внимания, а потому яркие и увлекательные досуговые программы, за которые потребитель готов платить немалые суммы, часто не только оказываются ценностно бессодержательными, но порой имеют антиличностный, антисоциальный эффект. Критерии же и показатели причинения социального вреда (или пользы) применительно к досуго-вой деятельности и к «продукту индустрии досуга» выработать очень трудно.
Важный компонент индустрии досуга - это творческие индустрии (при этом не стоит забывать, что творческие индустрии существуют и могут развиваться не только в сфере досуга, но и в других сферах). Согласно официальному определению творческих индустрий, принятому департаментом культуры, СМИ и спорта правительства Великобритании, творческие индустрии
- это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. В конкретный перечень видов такой деятельности входят реклама, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе, создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле -, радио -, и интернет-вещание. Большая часть из перечисленного - сфера профессиональной или непрофессиональной социально-культурной деятельности, т.е. досуга [5].
По мнению В.А. Есакова, развитие творческих индустрий в России - это стратегическая установка на развитие в стране постиндустриальной экономики. Специалист постиндустриального общества - работник экономики знания. При этом культура является одним из основных структурообразующих элементов инновационной экономики. Без развития и модернизации культуры экономика знания, а шире - вся современная экономика, становится малоэффективной. Важнейшее свойство культуры
- обеспечение способности общества к соответствию требованиям времени и конкретной исторической ситуации [6, с. 9].
В инновационной деятельности объектами являются: инновационные программы и проекты; новые знания и интеллектуальные продукты; производственное оснащение и процессы; инфраструктура производства; организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенным образом улучшающие структуру и качество производства и социальной сферы; сырьевые ресурсы, средства их добычи и переработки; товарная продукция; механизмы формирования потребительского рынка и сбыта товарной продукции. Особенно актуальными для инновационного развития предприятий индустрии досуга являются организационно-управленческие инновации, которые приводят к совершенствованию традиционных принципов, процедур и методов руководства или устоявшихся организационных форм, с последующей заменой всей системы управления. Инновационное развитие - это процесс, формирующий необходимость перемен; включающий создание и распространение инноваций через инновационный потенциал предпринимателей-инновато-ров, обусловленный внутренними и внешними факторами, приводящий к созданию нововведений через структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и применение прогрессивных методов управления. Препятствием для инновационного развития является пассивность руководства, неподготовленность персонала к принятию инновационных решений, отсутствие эффективной системы управления инновациями на предприятии. Следовательно, для успешного инновационного развития предприятиям необходимо интегрировать усилия, ресурсы, знания из различных областей, опыт практической деятельности, методы и инструменты управления и многое другое, необходимое для достижения поставленных целей [7].
Р. Акофф формулирует три типа ориентиров, к которым стремится любая организация: задачи, решение которых предполагается в рамках планируемого периода (можно точнее говорить о бюджетном периоде); цели, достижение которых предполагается за рамками данного планируемого (бюджетного) периода; идеалы, достижение которых в принципе невозможно, но ориентация на них в значительной мере определяет как конкурентную стратегию, так и корпоративную миссию фирмы [8].
При выборе стратегии развития организациям и предприятиям, в том числе российским, необходимо упорядочить сам процесс выбора и внедрения необходимых концепций маркетинга. Маркетинг, ориентируясь на платежеспособный спрос профилирующих, для данного изготовителя продукции и услуг определенной цены и качества, дает установку, что необходимо производить и поставлять для продажи на тот или иной рынок, т.е. формирует систему целей продуцента товаров и услуг. При сужении платежеспособного спроса и усилении диктатуры потребителей существенно возрастают требования как к более выгодному для них соотношению качества и цены, так и к самим условиям поставки продукции и услуг. Сохранить в этих условиях конкурентоспособность можно, только взяв на вооружение концепции маркетинга, обеспечивающие удовлетворение запросов и нужд потребителей как в части связки качества и цены, так и в части более высоких требований к режиму поставки. Как отмечает Д.Т. Новиков: «Маркетинг формирует систему целепо-лаганий и задач предпринимательских структур, опираясь на ресурсное обеспечение и потенциальные резервы своих микрологистических систем (МТО, сбыта, складского и транспортного хозяйств, торгово-посреднической сети и др.), а логистика выступает средством для реализации целей и задач маркетинговой политики фирм» [9].
Успешное развитие индустрии досуга, на наш взгляд, возможно при отказе от традиционных структур управления и внедрении современных, наибольшим образом отвечающим требованиям инновационной экономики - переход к сетевым и виртуальным организациям при скорейшем внедрении концепции маркетинга взаимодействия в условиях взаимодействия власти и бизнеса как необходимом условии внешней среды организаций досуга.
Вывод очевиден, нельзя внедрять современные концепции маркетинга в организациях для этого неподготовленных, т.е. с неадаптивной структурой и устаревшими принципами деятельности, которые не смогли или не захотели внедрить маркетинговый подход в управление. Действительно, реализация научно-обоснованных принципов формирования стабильных партнерских отношений, маркетинга взаимодействия и интегрированной
логистики позволяет получать все преимущества от долговременного сотрудничества, гибко и оперативно решать все возникающие проблемы, осуществлять совместные действия по улучшению качества обслуживания и уровня удовлетворенности потребителей [10, с. 139-140].
Таким образом, выбирая определенную модель, необходимо использовать правильные инструменты управления качеством, маркетингом, логистикой. Главным рычагом должно быть получение перспектив при выборе креативных решений для внедрения инноваций не только в производстве, но и в управлении, что позволит перейти к «новой» экономике - экономике знаний.
Поэтому, взаимодействие предпринимательских структур и органов государственной власти необходимо рассмотреть как составляющую общих тенденций экономического развития, что предполагает деление периода становления полноценного многостороннего взаимодействия на два этапа:
1. Переходный: отсутствие у участников эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды не позволяют каждому в отдельности выступить в качестве полноценного участника взаимодействия. Проблемы государства решаются предпринимательством (данный подход уже был реализован в период становления рыночных отношений в России в 90-х годах прошлого столетия). Проблемы предпринимательства решаются государством (когда частные финансовые структуры не способны реализовать инфраструктурные проекты необходимые для развития отрасли).
2. Цивилизованный: участники готовы осуществлять реальное взаимодействие. Добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения между различными субъектами, как представляющими государство, так и не связанными с ним, при которых все участники договариваются совместными усилиями добиваться общей цели или выполнять конкретную задачу и сообща преодолевать неблагоприятные факторы, нести общую ответственность, предоставлять на взаимной основе ресурсы и знания и пользоваться достигнутыми результатами.
Библиографический список
В настоящее время проявление первого этапа характеризуется направлениями крупных капитальных вложений на нейтрализацию негативных внешних и внутренних воздействий. Второй этап подразумевает видоизменение конкурентных отношений в направлении интеграции с целью повышения рыночной определенности, что является ключевым фактором, объясняющим появление частно-государственного взаимодействия [11].
Исследование становления и развития частно-государственного взаимодействия в России на федеральном и региональном уровнях позволяет утверждать, что это наиболее приемлемая форма для переходного этапа сотрудничества предпринимательских и властных структур. Развитие основ частно-государственного взаимодействия осуществляется во взаимосвязи с эволюцией концепций маркетинга, логистики и их принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени. Взаимодействие предпринимательских структур и органов государственной власти -необходимая составляющая общих тенденций экономического развития.
Таким образом, неизбежный в рыночных условиях процесс развития индустрии досуга, как системы производственных и непроизводственных отраслей, удовлетворяющих, с одной стороны, потребности различных групп населения в отдыхе, развлечении, удовольствии и пр., а, с другой стороны, приносящей немалую долю дохода, необходимо направлять и координировать государством. Государство, на наш взгляд, необходимо рассматривать в этой связи, как гаранта стабильности, как заказчика и эксперта социально значимых культурных стандартов человека сегодняшнего и завтрашнего дня. В столь непростой и деликатной сфере - сфере досуга - тем не менее, можно и должно искать маркетинговые подходы, отвечающие как интересам предпринимателей, так и требованиям социальной ответственности за качество предлагаемых (к сожалению, порой, навязываемых) населению досуговых продуктов и услуг. Полагаем, взаимный поиск, диалог и нахождение механизмов взаимодействия между властными и предпринимательскими структурами позволит решить эту двуединую задачу.
1. Секретова, Л.В. Индустрия досуга как современный социально-культурный феномен: сущность, проблемы, и факторы развития // Развитие досуговых индустрий: материалы Всероссийского научно-практического семинара с международным участием, науч. ред., ред.-сост. Л.В. Секретова. - Омск, 2013.
2. Хаирова, С.М. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособ. / С.М. Хаирова, И.С. Метелев, Б.Г. Хаиров. - Омск, 2012.
3. Котлер, Ф... Smart Cat. Ru/ Financial Management.
4. Путин, В.В. Речь на Заседании Совета по культуре и искусству 2 октября 2013 года, 19:30, Москва, Кремль [Э/р]. - Р/д: http:// www. kremlin.ru/n ews/19353
5. Гнедовский, М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. - 2005. - № 4(24) [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii.
6. Есаков, В.А. Управление культурой в условиях мегаполиса: автореф. дис. ... д-ра культурологии. - М., 2008.
7. Рябова, Н.Ю. Инновационное развитие российской экономики // Вестник Омского университета. - Омск. - 2010. - № 1. - Сер.: Экономика.
8. Акофф, Р. Планирование будущего корпорациие/ пр. с англ.; общ. ред. и предисл. д-р. эконом. наук В.И. Данилова-Данильяна. -М., 1985.
9. Новиков, Д.Т. Логистические системы: их значение и эффективность / Д.Т. Новиков, А.П. Гарнов // Логистика и бизнес / под ред. Л.Б. Миротина. - М., 1997.
10. Хаирова, С.М. Маркетинговое и логистическое обеспечение услуг транспортно-экспедиционных организаций региона // Вестник Си-бАДИ. - 2012. - № 2(24).
11. Хаиров, Б.Г. Формирование взаимодействия предпринимательских и властных структур: монография. - Омск, 2010.
Bibliography
1. Sekretova, L.V. Industriya dosuga kak sovremennihyj socialjno-kuljturnihyj fenomen: suthnostj, problemih, i faktorih razvitiya // Razvitie dosugovihkh industriyj: materialih Vserossiyjskogo nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnihm uchastiem, nauch. red., red.-sost. L.V. Sekretova. - Omsk, 2013.
2. Khairova, S.M. Organizaciya predprinimateljskoyj deyateljnosti: ucheb. posob. / S.M. Khairova, I.S. Metelev, B.G. Khairov. - Omsk, 2012.
3. Kotler, F... Smart Cat. Ru/ Financial Management.
4. Putin, V.V. Rechj na Zasedanii Soveta po kuljture i iskusstvu 2 oktyabrya 2013 goda, 19:30, Moskva, Kremlj [Eh/r]. - R/d: http://www.kremlin.ru/ news/19353
5. Gnedovskiyj, M. Tvorcheskie industrii: politicheskiyj vihzov dlya Rossii // Otechestvennihe zapiski. - 2005. - № 4(24) [Eh/r]. - R/d: http:// www.strana-oz.ru/2005/4/tvorcheskie-industrii-politicheskiy-vyzov-dlya-rossii.
6. Esakov, V.A. Upravlenie kuljturoyj v usloviyakh megapolisa: avtoref. dis. ... d-ra kuljturologii. - M., 2008.
7. Ryabova, N.Yu. Innovacionnoe razvitie rossiyjskoyj ehkonomiki // Vestnik Omskogo universiteta. - Omsk. - 2010. - № 1. - Ser.: Ehkonomika.
8. Akoff, R. Planirovanie buduthego korporaciie/ pr. s angl.; obth. red. i predisl. d-r. ehkonom. nauk V.I. Danilova-Daniljyana. - M., 1985.
9. Novikov, D.T. Logisticheskie sistemih: ikh znachenie i ehffektivnostj / D.T. Novikov, A.P. Garnov // Logistika i biznes / pod red. L.B. Mirotina. -M., 1997.
10. Khairova, S.M. Marketingovoe i logisticheskoe obespechenie uslug transportno-ehkspedicionnihkh organizaciyj regiona // Vestnik SibADI. -2012. - № 2(24).
11. Khairov, B.G. Formirovanie vzaimodeyjstviya predprinimateljskikh i vlastnihkh struktur: monografiya. - Omsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 25.05.14