privolzhskogo federal'nogo okruga [The economic safety of the Volga Federal District regions]. Ekonomika regiona, 2013, no 3, pp. 81-91.
6. Senchagov V.K., Maximov Y.M., Mityakov S.N., Mityakova O.I. Innovatsionnye preobrazovaniya kak imperativ ekonomicheskoi bezopasnosti regiona: sistema indikatorov [Innovative transformations as an imperative of economic safety of the region: system of indicators]. Innovatsii, 2011, no 5, pp. 56-61.
7. Glaziev S.U. Osnovy obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti strany - al'ternativnyi reformatsionnyi kurs [Bases of providing economic safety of the country - an alternative reformational course]. Rossiiskii ekonomicheskii jurnal, 1997, no 1, pp. 3-16.
8. Regions of Russia: socio-economic indexes. Federal State Statistics Service of Russian Federation. Available at:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat /ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156
Логинов Константин Константинович (Омск, Россия) - кандидат физико-математических наук, научный сотрудник комплексного научно-исследовательского отдела региональных проблем ФГБУН Омский научный центр СО РАН (644024, г. Омск, проспект Карла Маркса, 15/1, email: kloginov85@mail.ru); преподаватель кафедры математического моделирования ФГБОУ ВПО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (644077, г. Омск, проспект Мира, 55 а).
Loginov Konstantin Konstantinovich (Omsk, Russia) - candidate of physical and mathematical sciences, researcher of the complex scientific and research department of regional problems of the Omsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (644024, Russia, Omsk, Marks avenue, 15/1, e-mail: kloginov85@mail.ru); lecture, Department of Mathematical Modeling, Omsk State University (644077, Russia, Omsk, Mira avenue, 55)
УДК 656. 07
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СОТРУДНИЧЕСТВА ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Д. Т. Новиков1, Б. Г. Хаиров2 1ОАО «ИТКОР», Москва, Россия
2
Омский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Омск, Россия.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы управления организацией в современных условиях. Определены особенности условий глобализации. Трансформация отношений между субъектами требует поиска новых моделей рыночной координации при формировании финансовых результатов. На основе рассматриваемой авторами проблемы, определенно, что стандартные модели управления не позволяют адаптировать бизнес к сложившимся условиям в России. Авторами даны рекомендации по применению рефлексивного управления для формирования отношений с контрагентами в форме многостороннего партнерства.
Ключевые слова: финансовые результаты, рефлексивное управление, властные структуры; предпринимательские структуры, многостороннее партнерство.
Введение
В условиях глобализации структура экономики становится более сложной. Ключевым субъектом выступают
мезоэкономические структуры -
межотраслевые хозяйственные объединения, осуществляющие стратегическое управление технологическими цепями - от добычи сырья и разработки новой продукции до ее производства и оптовой или розничной на принципах экстраполяции [1]. Например, лесопромышленный комплекс, который является объединением
лесозаготовительных,
деревообрабатывающих и
лесоперерабатывающих предприятий, которое выполняет весь комплекс работ - от
лесозаготовки до полной комплексной переработки древесины. Главная особенность этих структур - трансформация отношений между их участниками на организационно-плановой, а не стихийно-рыночной основе [2]. Анализ и прогнозирование факторов окружающей среды приобретают особую значимость для организации эффективного
предпринимательства, поэтому цели рефлексивного управления (способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним субъектом другому) определяют цели организации и способствуют достижению последних.
Стандартные модели рыночной координации и ценовой настройки, при которых каждое предприятие является обособленной и независимой
производственной единицей, становятся весьма ограниченными в современных условиях [3], особенно при формировании финансовых результатов. Если для отдельного предприятия процессы системного объединения, интеграции и диверсификации являются факторами экономического роста и развития, то для национального хозяйства в целом процессы интеграции и формирование
интегрированных экономических структур выступают наиболее перспективным способом модернизации экономики.
Рефлексивное управление в формировании многостороннего
партнерства
Применение рефлексивного управления способствует активизации
предпринимательства в направлении стратегий интеграции или создания предпринимательских сетей. Государство и предпринимательство как партнеры понимают, что экономика в данный момент не может обойтись без них в решении совместных вопросов, которые возникают из текущей практики экономической и общественной жизни [4,5]. Объективной необходимостью является становление паритетных отношений между
предпринимательством, государством и потребителями, ориентируя их на охват всех ресурсов и видов деятельности в процессе организации, планирования и управления коммуникациями со всеми субъектами рыночной сети на каждой стадии жизненного цикла продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК).
Необходимость паритетного
взаимодействия этих субъектов
хозяйствования вызвана современными особенностями мировой и отечественной экономики, такими как, рефлексивное управление, открытость рынков,
ограниченность ресурсов, глобализация, внедрение информационных технологий. Данные условия создают качественно новые требования к адаптации
предпринимательства к быстрым изменениям
рынка, которые вряд ли будут решены без активного регулирующего участия государства в хозяйственной деятельности предпринимательских структур на условиях паритетного взаимодействия, выражением которого является форма многостороннего партнерства [6].
Исследования проблем взаимодействия предпринимательских и властных структур либо часто носят общесистемный характер, либо затрагивают отдельные аспекты прикладного использования в сфере маркетинга, логистики, организации предпринимательства, что не позволяет увязать теоретические и методологические положения с актуальными проблемами реального развития рефлексивного управления с этапами изменений отношений власти и бизнеса. Сотрудничество предпринимательских структур и органов государственной власти важно
рассматривать как составляющую общих тенденций экономического развития, связанного с предпосылками и факторами становления многостороннего партнерства в ЛПК России (таблица 1). Многостороннее партнерство в рамках частно-государственного сотрудничества возможно при потенциально равных условиях его участников, однако, возникают значительные трудности при его формировании, учитывая существующие проблемы отечественной промышленности [7].
Становление и развитие
многостороннего партнерства
Исследование становления и развития частно-государственного сотрудничества в России на федеральном и региональном уровнях позволяет утверждать, что государственно-частное партнерство - это наиболее приемлемая форма для переходного этапа сотрудничества предпринимательских и властных структур на условиях сетевого взаимодействия [8]. Развитие рефлексивного управления многосторонним партнерством должно осуществляться во взаимосвязи с эволюцией концепций маркетинга, логистики и их принципов, формировавшихся в странах с рыночной экономикой в течение весьма длительного времени, в направлении развития цивилизованного этапа.
Таблица 1 - Формы частно-государственного сотрудничества в становлении многостороннего партнерства
Этапы сотрудничества бизнеса и власти Форма сотрудничества властных и предпринимательских структур Характеристика сотрудничества власти и бизнеса
1.Взаимодействие: субъекты экономики взаимодействуют на конкурентной основе в целях получения прибыли Частно-государственное взаимодействие (ЧГВ) Взаимодействие в рамках хозяйственно-экономических отношений властных и предпринимательских структур
2.Переходное сотрудничество: отсутствие у субъектов экономики эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды не позволяют каждому в отдельности выступить в качестве полноценного участника Частно-государственное партнерство (ЧГП) (51 %-предприниматели; 49 %-государство) Ведущая роль отводится предпринимательству для решения социально-экономических задач, стоящих перед государством (данный подход уже был реализован в период становления рыночных отношений в России в 90-х годах прошлого столетия)
Государственно-частное партнерство (ГЧП) (51 %- государство 49 %-предприниматели) Ведущая роль отводится государству, с целью решения отраслевых задач, стоящих перед предпринимательством (предпринимательские структуры не способны реализовать инфраструктурные проекты, необходимые для развития отрасли)
3.Цивилизованное сотрудничество: субъекты экономики имеют достаточную самостоятельность для осуществления паритетного партнерства Многостороннее партнерство (МСП) (50 %-предприниматели; 50 %-государство) Добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения между различными субъектами, как представляющими государство, так и не связанными с ним, при которых все участники договариваются. Совместными усилиями добиваются общей цели или выполняют конкретную задачу, сообща преодолевая неблагоприятные факторы; несут общую ответственность, предоставляя на взаимовыгодной основе ресурсы и знания, пользуются достигнутыми результатами
Источник: Собственная разработка на основании результатов исследований.
Становление концепции маркетинга явилось следствием постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя; логистика выступает конкурентной стратегией хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства, как системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов. Каждый из этих рыночных инструментов решает конкретные задачи с помощью присущих ему приемов [9]. Перечисленные инструменты, такие как маркетинг и логистика наилучшим образом проявят себя, на наш взгляд, в условиях многостороннего партнерства, в силу его системности.
Предлагается дополнить составляющие общих тенденций экономического развития, этапами становления форм сотрудничества властных и предпринимательских структур (таблица 2).
Структурные преобразования и формирование цивилизованного этапа развития отечественной экономики на принципах современных концепций маркетинга и логистики обусловливают необходимость сотрудничества властных и предпринимательских структур в становлении многостороннего партнерства, которое способно содействовать реализации программ социально-экономической
модернизации страны и, как следствие, достижению соответствующего
синергетического эффекта при
формировании финансовых результатов.
Таблица 2 - Взаимосвязь эволюций логистики, маркетинга и сотрудничества властных и предпринимательских структур
Годы Эволюция концепции маркетинга Уровни развития логистики Этапы становления форм сотрудничества властных и предпринимательских структур
19301960 Сбытовая концепция. Главная цель -интенсификация сбыта товаров за счет маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров Интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования Узаконение лоббистской деятельности предпринимательских структур
19601980 Традиционный маркетинг. Ведущая идея -произвожу то, что нужно потребителю. Цель -удовлетворение нужд потребностей целевых рынков Управление потоком производимых предприятиями товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя Формирование и реализация промышленной и внешнеэкономической политики
19801995 Социально-этический маркетинг. Цель -удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер. Управление осуществляется не по принципу непосредственного реагирования, а основано на планировании упреждающих воздействий Размещение государственных и муниципальных заказов посредством государственной и муниципальной контрактной системы. Деятельность правительственных экспертно-консультативных организаций с обязательным участием в них деловых кругов
С 1995 по настоя щее время Маркетинг взаимодействия. Цель -удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия Интеграция процессов планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление системой осуществляется на основе долговременного планирования. Компании осуществляют свою деятельность на глобальном уровне Модель взаимодействия, которая предполагает сотрудничество между обществом, предпринимателями и государством
Источник: Собственная разработка на основании результатов исследований.
Появляется возможность адаптировать западные модели к российским условиям, при этом необходимо учитывать ряд основных особенностей взаимодействия российских компаний. Рыночные принципы
взаимодействия фирм не являются устоявшимися взаимоотношениями между российскими компаниями и, поэтому носят зачастую комбинированный характер, объединяя рыночные и административные способы взаимодействия, что осложняет формирование межфирменных отношений российских компаний. Стратегии крупных предприятий, созданных еще в период плановой экономики, продолжает
характеризоваться самыми простыми
формами управления взаимоотношениями. Цель компании заключается в поддержании сети фирмы, основанной на связях, сформулированных еще в условиях плановой экономики. Поэтому в развитии межфирменных взаимоотношений
предпринимательского типа необходимо повышать потенциал эффективности взаимодействия между компаниями и построение на основе этого устойчивых конкурентных преимуществ [10]. Между российскими компаниями присутствует низкая степень взаимного доверия и готовности делиться информацией, что зачастую приводит к невозможности тесных взаимоотношений между партнерами, и
трудностям формирования сообществ заказчиков компании, поскольку заказчики нередко рассматривают друг друга как конкурентов. В целом российские компании негативно относятся к вопросам обмена информацией. По результатам исследований российских компаний, западные
исследователи делают вывод, что, высокая степень неопределенности делового окружения заставляет компании стремиться к сокрытию информации [11].
Для перехода к многостороннему партнерству необходимо внедрение и развитие механизма частно-государственного сотрудничества на принципах рефлексивного управления, формируя интегрированные системы, что позволит работать на опережение, учитывая тенденции, происходящие на международном рынке, а также сокращать финансовые затраты, сохранять рынки сбыта и заключать новые контракты, формируя соответствующий финансовый результат.
Заключение
При рефлексивном управлении условия в многостороннем партнерстве участникам известны. Однако, каждый из участников может преследовать свои интересы, которые не противоречат партнерам. В случае противоречий между участниками
многостороннего партнерства будут отсутствовать результаты в достижении паритетности отношений. Поэтому
выстраивание сотрудничества в
многостороннем партнерстве необходимо с применением моделирования деятельности при условии соблюдения иерархичности и достижения равновесия в решениях участников с использованием соответствующего механизма. При изменении логистических потоков одного из участников партнерства, можно побудить другого партнера выбрать субъектное равновесие, т.е. тот вариант действий, который устраивает участника партнерства наилучшим образом. Таким образом, представленные условия
сотрудничества партнеров ограничивают несимметричность большого числа вариантов равновесий.
Библиографический список
1. Бирюков, В.В. Приоритеты осуществления организационно-экономических изменений в российской промышленности / В. В. Бирюков // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки. Материалы международной научно-практической
конференции [Электронный ресурс]. Омск: СибАДИ. 2014.
2. Амунц, Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов / Д.М. Амунц // Справочник руководителя учреждений культуры. - 2005. - №12. - С.16.
3. Новиков Д.Т. Эволюция концепций логистики / Д.Т. Новиков, О.Д. Проценко, А.С. Казарновский // Российское предпринимательство. - 2003. - № 8. - С. 42-45.
4. Кирничный, В.Ю. Исследование объектов предпринимательской деятельности с целью получения максимальной прибыли при минимальных рисках / В.Ю. Кирничный // Вестник СибАДИ. - 2008. - № 7. - С. 93-97.
5. Хаирова, С.М. Становление партнерско-паритетных отношений между государством и предпринимательством / С.М. Хаирова, Б.Г. Хаиров // Сибирский торгово-экономический журнал - 2007. - № 6. - С. 144-147.
6. Хаиров, Б.Г. Формирование взаимодействия предпринимательских и властных структур: монография / Б.Г. Хаиров. - Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. -142 с.
7. Хаиров, Б.Г. Формирование отношений властных и предпринимательских структур региона на принципах логистического администрирования / Б. Г. Хаиров // Вестник СибАДИ. - Омск. - 2012. -№ 5 (27) - С. 148-152.
8. Бирюков, В.В. Социальные трансформации и модернизации российского общества / В.В.Бирюков, В.П. Плосконосова, П.В. Ополев. -Омск, 2013. - 268 с.
9. Хаирова, С.М. Развитие маркетингового и логистического подходов в управлении материальными потоками / С.М. Хаирова // Российское предпринимательство. - 2005. - № 5 (65). - С. 67-72.
10. Хаирова, С.М. Проблемы формирования государственно-частного партнерства в россии / С.М. Хаирова, Е.С. Стадникова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3. - С. 191-193.
11. Michailova S., Husted K. Knowledge Sharing Hostility in Russian Firms//California Management Review.2003. Spring. Vol. 45. N 3. pp. 59-77.
REFLEXIVE MANAGEMENT IN FORMATION OF FINANCIAL RESULTS OF COOPERATION OF
POWER AND ENTERPRISE STRUCTURES
D. T. Novikov, B.G. Khairov
Abstract. The article dwells upon the questions of managing organization in modern conditions. There are determined features of the timber industry in the conditions of globalization. Transformation of relations between its subjects requires the search for new models of market financial coordination. On the basis of considered, by the authors, problem, it is determined that the standard models of management do not allow to adapt the business to prevailing conditions in the Russian forest complex. The authors give recommendations for the use of reflexive control
to form relations with counterparties in the form of multilateral partnership.
Keywords: financial reflexive control, power structures; entrepreneual structures, multilateral partnership.
References
1. Biryukov V.V. Prioritety osushhestvlenija organizacionno-jekonomicheskih izmenenij v rossijskoj promyshlennosti [Priorities for realizing organizational and economic changes in the Russian industry]. Razvitie dorozhno-transportnogo i stroitel'nogo kompleksov i osvoenie strategicheski vazhnyh territorij Sibiri i Arktiki: vklad nauki. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: SibADI. 2014.
2. Amunts D. M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo. Koncessionnaja model' sovmestnogo uchastija gosudarstva i chastnogo sektora v realizacii finansovoemkih proektov [Public-Private Partnership. The concession model of joint participation of the state and the private sector in the implementation of financial projects ]. Spravochnik rukovoditelja uchrezhdenij kul'tury, 2005, no12. pp.16.
3. Novikov D.T., Protsenko O.D., Kazarnovskij A.S. Jevoljucija koncepcij logistiki [Evolution of logistics' concepts]. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2003, no 8. pp. 42-45.
4. Kirnichny V.Y. Issledovanie obektov predprinimatel'skoj dejatel'nosti s cel'ju poluchenija maksimal'noj pribyli pri minimal'nyh riskah [The study of objects of entrepreneurial activity with the aim of obtaining maximum profit with minimal risks]. Vestnik SibADI, 2008, no 7. pp. 93-97.
5. Khairova S.M., Khairov B.G. Stanovlenie partnersko-paritetnyh otnoshenij mezhdu gosudarstvom i predprinimatel'stvom [Formation of partner-parity relations between goverment and entrepreneurship]. Sibirskij torgovo-jekonomicheskij zhurnal, 2007, no 6. pp. 144-147.
6. Khairov B.G. Formirovanie vzaimodejstvija predprinimatel'skih i vlastnyh struktur [Formation of the interaction of business and power structures]. Omsk: Izdatel' Omskij institut (filial) RGTJeU, 2010. 142 p.
7. Khairov B.G. Formirovanie otnoshenij vlastnyh i predprinimatel'skih struktur regiona na
principah logisticheskogo administrirovanija [Formation of relations of power and business structures of the region on the principles of logistics management]. Vestnik SibADI, Omsk, 2012, no 5 (27). pp. 148-152.
8. Biryukov V.V., Ploskonosova V.P., Opolev P.V. Social'nye transformacii i modernizacii rossijskogo obshhestva [Social transformations and modernization of the Russian society]. Omsk, 2013. 268 p.
9. Khairova S.M. Razvitie marketingovogo i logisticheskogo podhodov v upravlenii material'nymi potokami [Development of marketing and logistics approaches in the management of material flows]. Rossijskoe predprinimatel'stvo, 2005, no 5 (65). pp. 67-72.
10. Khairova S.M., Stadnikova E.S. Problemy formirovanija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Rossii [Problems of forming public-private partnership in Russia]. Problemy sovremennoj jekonomiki, 2009, no 3. pp. 191-193.
11. Michailova S., Husted K. Knowledge Sharing Hostility in Russian Firms//California Management Review.2003. Spring. Vol. 45. N 3. P. 59-77.
Новиков Дмитрий Тимофеевич (Москва, Россия) - доктор экономических наук, профессор, ОАО «ИТКОР» (125319, Москва, ул. Черняховского, 16).
Хаиров Бари Галимович (Омск, Россия) -кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, (644001, г. Омск, ул. Масленникова, д.43, e-mail: hairov@bk.ru).
Novikov Dmitry Timofeevich (Moscow, Russian Federation) - doctor of economic sciences, professor, JSC "ITKOR" (125319, Moscow, Chernyakhovskogo st. 16).
Khairov Bari Galimovich (Omsk, Russian Ferderation) - candidate of economic sciences, associate professor of the department «Finances and Credit», Deputy Director for Research activity of the Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (644001, Omsk, Maslennikov st. 43, e -mail: hairov@bk.ru).
УДК 338.47:656
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Л. И. Рогавичене
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, г. Санкт-Петербург.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы повышения эффективности деятельности транспортных предприятий за счет решения проблем управления персоналом. Особое внимание уделено анализу основных факторов повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия в аспекте использования трудовых ресурсов. При этом показано, что качественные и количественные характеристики трудового потенциала во многом