Научная статья на тему 'Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России'

Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11147
1049
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ФУНКЦИИ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / CULTURAL INDUSTRIES / ENTERTAINMENT INDUSTRY / ORGANIZATION OF REST AND ENTERTAINMENTS / FUNCTIONS OF ENTERTAINMENT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Николай Николаевич

В статье рассматривается современная индустрия досуга и развлечений как новый сегмент культурных индустрий, обеспечивающий возможности для удовлетворения культурных потребностей людей в ситуации организованного отдыха (рекреации, развлекательного, творческого досуга и т.д.). В структуре институций современной индустрии развлечений в России автор выделяет несколько крупных сегментов: сегмент аттракционов и игровых зон (парки развлечений и аттракционов; тематические парки и другие), сегмент природной рекреации (природные парки и заповедники и другие), сегмент клубной рекреации (танцевальные клубы и дискотеки и другие), сегмент экстремальных развлечений и другие сегменты. В индустрии развлечений выявлен разрыв между участием государства и бизнеса, и последний доминирует в оказании развлекательных услуг. Дальнейшее развитие индустрии развлечений автор связывает с развитием социально-культурных технологий, позволяющих решать задачи социально-культурного воспитания и развития личности в специфических условиях организованного досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERTAINMENT INDUSTRY IN MODERN CULTURAL SPACE OF RUSSIA

The article deals with modern leisure and entertainment industry as a new segment of the cultural industry that provides opportunities to meet the cultural needs of the people in the situation of organized recreation (recreation, entertainment, creative leisure, etc.). In the structure of the institutions of modern entertainment industry in Russia, the author identifies several major segments: the segment of the rides and play areas (parks and attractions, theme parks and others), a segment of the natural recreation (parks and reserves and others), a segment of club recreation (dance clubs and discos and others), extreme entertainment segment and other segments. In the entertainment industry revealed the gap between the participation of government and business, and the latter dominates in providing entertainment services. Further development of the entertainment industry, the author connects with the development of social and cultural technologies to meet the challenges of social and cultural education and personal development in the specific conditions of organized leisure.

Текст научной работы на тему «Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России»

НДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

УДК 379.8

Н. Н. Ярошенко

Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается современная индустрия досуга и развлечений как новый сегмент культурных индустрий, обеспечивающий возможности для удовлетворения культурных потребностей людей в ситуации организованного отдыха (рекреации, развлекательного, творческого досуга и т.д.). В структуре институций современной индустрии развлечений в России автор выделяет несколько крупных сегментов: сегмент аттракционов и игровых зон (парки развлечений и аттракционов; тематические парки и другие), сегмент природной рекреации (природные парки и заповедники и другие), сегмент клубной рекреации (танцевальные клубы и дискотеки и другие), сегмент экстремальных развлечений и другие сегменты. В индустрии развлечений выявлен разрыв между участием государства и бизнеса, и последний доминирует в оказании развлекательных услуг. Дальнейшее развитие индустрии развлечений автор связывает с развитием социально-культурных технологий, позволяющих решать задачи социально-культурного воспитания и развития личности в специфических условиях организованного досуга.

Ключевые слова: культурные индустрии, индустрия развлечений, организация отдыха и развлечений, функции индустрии развлечений.

N. N. Yaroshenko

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

ENTERTAINMENT INDUSTRY IN MODERN CULTURAL SPACE OF RUSSIA

The article deals with modern leisure and entertainment industry as a new segment of the cultural industry that provides opportunities to meet the cultural needs of the people in the situation of organized recreation (recreation, entertainment, creative leisure, etc.). In the structure of the institutions of modern entertainment industry in Russia, the author identifies several major segments: the segment of the rides and play areas (parks and attractions, theme parks and others), a segment of the natural recreation (parks and reserves and others), a segment of club recreation (dance clubs and discos and others), extreme entertainment segment and other segments. In the entertainment industry revealed the gap between the participation of government and business, and the latter dominates in providing entertainment services. Further development of the entertainment industry, the author connects with the development of social and cultural technologies to meet the challenges of social and cultural education and personal development in the specific conditions of organized leisure.

Keywords: cultural industries, entertainment industry, organization of rest and entertainments, functions of entertainment industr y.

В современной культурной политике всё потенциала на основе партнёрства госу-

отчётливее проявляется ориентация на дарства и общества. При этом деятель-

формирование развивающей культурной ность всех субъектов культурного про-

среды и обеспечение роста человеческого цесса России направлена на формирование

ЯРОШЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

122 YAROSHENKO NIKOLAY NIKOLAEVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of

Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: [email protected] © Ярошенко Н. Н., 2016

у граждан мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию и общегражданскую идентичность, развивающих чувство патриотизма, а также на противостояние насаждению в российском обществе чуждых ему ценностей и на широкую вовлечённость российского общества в процессы культурного строительства.

Эти методологические идеи и положения нашли отражение в таких стратегических документах, как «Основы государственной культурной политики» (2014); Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 317); ФЦП «Культура России (2012—2018 годы)»; ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)»; Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года; Концепция развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы; региональные программы развития культуры и другие документы Министерства культуры Российской Федерации и региональных органов управления культурой России.

Как видим, сегодня в России все важнейшие направления культурной жизни в полной мере охвачены вниманием государственных органов управления культурой на федеральном и региональном уровнях. Это создаёт основу для сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, повышения доступности культурных благ для населения страны.

Вместе с тем забота государства о процессах развития культуры должна опираться на инициативу граждан, их актив-

ное участие в планировании и организации собственного культурного пространства, выборе форм культурной жизни и творчества, в том числе в сфере досуга. Имеется объективная потребность не только в поддержке социально-культурных инициатив, но и в формировании потребности людей в активном участии в социально-культурной деятельности.

Чтобы решить эту важную задачу, необходимо обратить внимание не только на все сферы культурной жизни россиян, в том числе сферу свободного времени, но и на деятельность организаций индустрии досуга и развлечений.

Данное положение сегодня подтверждается многочисленными работами таких известных учёных в области теории и методики социально-культурной деятельности, как Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Г. М. Бирженюк, Е. И. Григорьева, В. З. Дуликов, А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова, А. С. Ковальчук, Е. Л. Кудрина, А. П. Марков, В. М. Рябков, Т. К. Солодухина, В. И. Солодухин, Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртаев, В. В. Туев, В. М. Чижиков, Д. В. Шамсутдинова, Н. В. Шарковская и другие.

Анализ показывает, что в современной литературе понятия «индустрия досуга» и «индустрия развлечений» достаточно часто используются как синонимы. Это отчасти наблюдается в работах Т. Г. Киселевой [11] и В. З. Дуликова [8; 9], которые во многом определили традицию интерпретации данного понятия в теории социально-культурной деятельности.

В целом соглашаясь с этим подходом, нужно понимать, что у каждого из данных понятий имеется свой объём и содержание. «Индустрия досуга» — это более широкое понятие, которое включает в себя всё многообразие организационных форм удовлетворения досуговых потребностей,

в том числе и «индустрию развлечений».

В понятии же «индустрия развлечений» более чётко конкретизированы условия организации досуговой активности [14], которые могут быть реализованы в тематических парках развлечений и игровых зонах, аквапарках, боулингах, катках, интерактивных музеях и других местах отдыха, а также в новых организационных структурах, которые постоянно изменяются, следуя новым требованиям рынка, последним достижениям техники и постоянно возрастающим требованиям к качеству культурных услуг.

При этом сами представители данной индустрии предпочитают именовать её «индустрией развлечений», в частности, это видно в документах Российской ассоциации парков и производителей аттракционов [12].

Таким образом, отмечая близость понятий «индустрия досуга» и «индустрия развлечений», мы предпочитаем в большей степени говорить о современной развлекательной индустрии, которая уже сегодня является реальным сегментом экономики страны, занимает собственное место в современной системе производства и потребления культурных услуг.

Стремительное развитие в нашей стране сегмента индустрии развлечений, наблюдаемое в последнее десятилетие, характеризуется наличием крайне острого противоречия: наряду с положительными и социально значимыми проявлениями (возвышение культурных потребностей и развивающий характер развлечений, акцент на рекреацию как восстановление утраченных сил и т.д.) имеют место весьма опасные ориентации развлекательной индустрии на получение прибыли любой ценой, в том числе за счёт разрушающего азарта, использования низких потребностей людей, снижения смысла и содержательной наполненности развлечений,

повышения агрессивности и неприемлемой экстремальности развлечений.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение индустрии развлечений с позиции выявления её воспитательного, культуросозидающего потенциала, который находит выражение в социально-культурных технологиях, обеспечивающих всестороннее и творческое развитие личности в условиях свободного времени.

Развитие сегмента индустрии досуга и развлечений обеспечивается многочисленными субъектами культуры на основе сочетания векторов целенаправленного управления и общественной самоорганизации, что соответствует основным целевым установкам, сформулированным в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы» [5].Здесь находят точки соприкосновения задачи государства, общества и бизнеса, личности и социальных групп — индивидуальные культурные запросы и интересы переплетаются с общественными, массовыми досуговыми практиками, что даёт возможность использования воспитательного потенциала развлекательной индустрии для культурной идентификации, социальной интеграции и творческого самовыражения личности [15].

При этом приоритетным становится обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ, создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, а также развитие социально-культурной инфраструктуры регионов Российской Федерации, в том числе малых городов и сельских территорий.

Видный отечественный культуролог, профессор О. Н. Астафьева, рассмотрев досуговые формы в «переходный период» развития отечественной культуры, верно отмечает: «Современный этап социокуль-

турного развития многими исследователями, как правило, характеризуется как преодоление духовного кризиса, отмечается дифференциация и индивидуализация культурных потребностей и интересов. С одной стороны, это действительно так: вместо традиционных массовых форм досуга, развивавшихся в России в течение длительного периода, намечается дифференциация досуговых форм за счёт снятия идеологических запретов, экономических ограничителей, возможностей организации форм индивидуального досуга. С другой стороны, произошла дифференциация возможностей удовлетворения культурных потребностей. Население разделилось на тех, кому доступна только массовая культура, и тех, кто может выбирать из всей палитры культурного наследия современности и прошлых эпох. Ценности высокой культуры, создающиеся особым профессионально подготовленным меньшинством и во многом определяющие облик духовной культуры общества, стали менее доступными для большинства» [2, с. 79].

Развитие сферы культуры в период рыночных реформ всегда противоречиво. С одной стороны, расширение творческой и экономической свободы, децентрализация управления и демократические преобразования способствуют многообразию культурной деятельности. С другой стороны, при слабости правовых механизмов перенесение принципов либерализации на область художественного творчества сужает открывшиеся горизонты.

«В то время как в России отмечается появление новых культурных практик, стилей жизни, разнообразных субкультур, развитие новых форм досуга и культурного потребления, качество жизни населения остаётся на недопустимо низком уровне» [2, с. 82], — констатирует О. Н. Астафьева.

В нашей стране сегодня индустрия развлечений — это достаточно новая массовая культурная практика, развивающаяся в условиях роста кризисных явлений в экономике и снижения уровня культурного потребления.

По данным опроса 1,3 тыс. человек, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек, проведённого исследовательским центром РОМИР (опрос 2011 года) [цит. по: 1], средняя российская семья тратит на отдых и культурные развлечения чуть меньше 3,5 тыс. руб. в месяц. При этом третья часть опрошенных выделяет на досуг своей семьи всего от 1 до 3 тыс. руб. Далее ответы распределились следующим образом: около 20% опрошенных заявили о том, что расходы на культурные развлечения в их бюджете составляют от 3 до 5 тыс. руб.; у 15% респондентов — от 500 руб. до 1 тыс. руб.; около 10% опрошенных могут потратить на «походы в свет» от 5 до 7 тыс. руб.; 7% россиян расходуют от 7 до 10 тыс. руб. и лишь 4% опрошенных могут позволить себе развлекаться на сумму свыше 10 тыс. руб. в месяц [1]. Для сравнения — американская семья из четырёх человек тратит на развлечения в среднем $100 за вечер, в Европе средняя сумма очень похожа.

В 2016 году данные о досуговой активности россиян не претерпели сколько-нибудь заметных изменений, однако предполагается, что в условиях экономических санкций и нарастания кризисных явлений в российской экономике будет происходить дальнейшее снижение бюджета всей индустрии развлечений, а также сопутствующих отраслей (ресторанное и гостиничное дело, туризм и т.д.). Именно поэтому до сих пор самым популярным видом отдыха остаётся времяпрепровождение дома.

Особо заострим внимание на данных о том, что походы в боулинг и бильярд, посе-

щение оперы, балета и концертов классической музыки, а также ночных клубов, салонов красоты и соляриев в массе своей не пользуются популярностью. В приведённом выше исследовании РОМИР показано, вопреки расхожему мнению, что их посещают лишь от 2 до 6% россиян.

Эту оценку следует прокомментировать отдельно. Ведь число людей, пользующихся услугами учреждений и организаций индустрии досуга реально гораздо больше, чем указывает РОМИР. Дело здесь в методологической неточности, которая допускается при подсчёте — общее число досуговых занятий, с одной стороны, даётся без должной разбивки (в одном сегменте «слиты» боулинг, концерт, салон красоты т.п.), а с другой — в это число не включены такие виды распространённых форм досуга, как посещение парков, игровых зон, отдых с детьми в развлекательных центрах, посещение торгово-развле-кательных центров и т.д.

Из этого можно сделать вывод о том, что традиционное представление социологов о структуре досуговых занятий современных жителей городов России должно быть приведено в соответствие с реально диверсифицированной моделью инфраструктуры досуга и развлечений.

Этот вывод заставляет более детально рассмотреть изучаемое явление.

Современная индустрия досуга в России развивается в ситуации роста потребностей населения в новых формах досуга и явной недостаточности объективных возможностей для их удовлетворения (финансовых, ресурсных, инфраструктурных).

Сфера рекреации и индустрия развлечений в нашей стране получает реальную государственную поддержку. Например, по данным «Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году», индустрия досуга

включает большое число парков в различных модификациях (аквапарки, океанариумы, зоопарки, природные заповедники и т.д.).

В стране в 2013 году, по данным ГИВЦ, насчитывалось 329 парков культуры и отдыха, 30 государственных зоопарков, 16 стационарных дельфинариев, 13 океанариумов. Сафари-парков в России пока только пять. При учёте зоопарков, дельфинариев, океанариумов, а также сафари-парков общее количество развлекательных объектов на базе (с использованием животного и растительного мира) достигает 96. Будучи институтами массовой культуры, эти парки выполняют разнообразные социально-культурные функции. В частности, к 2013 году при парках создано 1 148 клубных формирований, что составляет 0,3% от их общего числа.

На базе парков в 2013 году проведено 63 162 культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятия [6, с. 196— 197]. В соответствующем докладе за 2014 год эти данные отличаются незначительно, что свидетельствует о некоторой стабильности данного сегмента культурных услуг [7].

В структуре институций современной индустрии развлечений в России мы выделяем несколько крупных сегментов.

Сегмент аттракционов и игровых зон:

• парки развлечений и аттракционов;

• тематические парки;

•аквапарки;

• игровые зоны в торгово-развлекатель-ных центрах;

• интерактивные музеи и различные рекреативно-игровые объекты;

• стационарные и передвижные развлечения для детей — аттракционы, парки и игровые комнаты для самых маленьких.

Сегмент природной рекреации:

• природные парки и заповедники;

• ботанические сады;

• места для прогулок — городские парки, скверы и набережные, городские культурные пространства;

• городские пляжи, открытые бассейны и места для отдыха у воды;

• места для удобного и разрешённого пикника — благоустроенные природные уголки с возможностью аренды беседок, раковин и парковочных мест для машины;

• зоопарки, представляющие животных из самых разных уголков планеты.

Сегмент клубной рекреации:

• танцевальные клубы и дискотеки;

• клубы по интересам (авто-, мото-, байк-клубы и т.д.);

Сегмент экстремальных развлечений:

• прогулки на вёсельных лодках и водных велосипедах;

• теннисные корты для любителей и профессионалов;

• батутные центры;

• прокат велосипедов;

• верёвочные парки;

• верховая езда и романтические конные прогулки;

• прыжки с парашютом, полёты на воздушном шаре, вертолёте и параплане, полёты в аэротрубе;

• пейнтбол, лазертаг, страйкбол, арбалет или лук;

• катание на картинге, багги и квадроци-клах и другие.

Приведённый выше перечень сегментов индустрии развлечений отражает общую картину, но в деталях может быть дополнен. Тем более что постоянно идёт изменение и обновление форм работы, которые появляются в связи с развитием аттракционной техники, появлением новых досу-говых потребностей людей. Сегменты эти развиваются достаточно стихийно и не в равной мере.

Так, например, говоря о сегменте природной рекреации, следует отметить, что сегодня в стране наблюдается бум фор-

мирования зелёных парковых зон и городских общественных пространств.

В Москве действует Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012—2016 годы» (Постановлением Правительства Москвы № 267-ПП от 15 мая 2014 года данная программа продлена до 2018 года). Основными проектами в этой сфере [10] являются создание новых пешеходных зон в центре города, озеленение Садового кольца, обустройство небольших парков в различных районах города, а также создание новых зелёных зон отдыха на присоединённых к Москве территориях. Для крупных парков разработан единый городской стандарт благоустройства, в соответствии с которым в дальнейшем планируется создание велодорожек, площадок воркаута и танцевальных площадок, а также появление зон Wi-Fi.

В Московской области в 2014 году была реализована Подпрограмма «Развитие парковых территорий, парков культуры и отдыха муниципальных образований Московской области», что позволило на треть увеличить парковые территории Подмосковья (в 2013 году — 0,6141 м2, в 2014 — 0,9608 м2). При этом в области был организован Клуб директоров парков, проводились обучающие семинары, запущен интернет-портал «Парки Подмосковья». Проводится рейтингова-ние парков, организован смотр-конкурс и фестиваль «Парки Подмосковья».

В 2014 году в процессе модернизации паркового хозяйства в регионах страны приоритет отдавался созданию на территории городских парков детских и различных спортивных площадок, строительству велодорожек, обустройству летних кинотеатров, а в зимнее время года — катков, хоккейных площадок, лыжных трасс, ледяных и снежных городков, площадок для сноуборда.

Продолжая общую оценку индустрии развлечений современной России, следует отметить, что сегодня весьма затруднительно подсчитать общее количество проектов в индустрии развлечений, реализованных бизнесом на основе различных инвестиционных механизмов. Такая статистика не ведётся, и общая капиталоёмкость данного рынка услуг оценивается по косвенным индикаторам.

Сегодня для развития индустрии досуга существует высокий порог участия, то есть необходимость значительных капитальных затрат. Однако это обстоятельство постепенно перестаёт быть сдерживающим фактором для появления новых игроков на рынке развлекательных услуг. Достаточно низкие эксплуатационные издержки, особенно нового оборудования, и быстрая окупаемость при грамотном управлении развлекательным центром делают эту деятельность инвестиционно привлекательной не только для малого, но и для большого бизнеса [4].

Рост разнообразия игровых зон, центров развлечений, интерактивных игровых музеев и различных рекреативных объектов, в том числе и торгово-развлекатель-ных центров, оказывается просто ошеломляющим. Государственные учреждения, оказывающие услуги по организации свободного времени, часто уступают частным предприятиям и фирмам по возможностям закупки инновационного оборудования, создания визуальной среды проекта, привлечения художественно-артистического персонала, аниматоров.

Можно констатировать, что в индустрии развлечений, даже больше чем в других отраслях культурных индустрий, сохраняется разрыв между участием государства и бизнеса, и последний доминирует в оказании развлекательных услуг.

На наш взгляд, здесь скрывается важное противоречие между стремлением людей

к свободному, самоорганизованному, яркому времяпровождению и недостаточной разработанностью механизмов «мягкого», «контекстного» управления этими процессами. Это противоречие по своей сути является педагогическим, поскольку затрагивает сердцевину процесса формирования личности в ситуации развивающего досуга — в открытой социально-культурной среде необходимо создавать условия для максимально широкого выбора форм досуговой самореализации человека, отвечающих его культурным потребностям и общественным интересам. В сфере досуга общество, предлагая целенаправленно отобранные формы, мягко, но настойчиво детерминирует социально-культурную активность личности, направляя её в одобряемые обществом рамки.

Реализации данной идеальной модели препятствует, с одной стороны, сама природа досуга, открытого для игры, смелого эксперимента, часто экстремального, а с другой — природа бизнеса, который в прагматическом стремлении к получению максимальной выгоды не всегда в полной мере выполняет свои обязательства перед обществом, допуская социальную безответственность, предоставляя услуги, имеющие аморальное или криминогенное содержание и форму. Поэтому важно, чтобы государство и общество определяли и контролировали содержание, ценностно-смысловое наполнение и формы досуговых практик, реализуемых на основе бизнес-моделей. Пути решения этой задачи могут быть определены только в ходе всестороннего осмысления феномена индустрии досуга и развлечений в актуальном аспекте социально-культурных технологий.

Создаваемые средствами социально-культурной деятельности особые методы воспитания в их целостности и структурно-функциональном разнообразии

объединены в понятие «социально-культурные технологии».

Социально-культурные технологии, реализуемые в ситуациях отдыха и рекреации, обеспечивают решение задач интеллектуального, нравственного и эстетического развития личности, формирования мотивации к активному и деятельному участию в общественной жизни, стремления к достижению поставленных целей и творческой самореализации.

Именно социально-культурные технологии способны обеспечить продуктивное сочетание мощного эмоционального удовлетворения, ярких впечатлений и задач всестороннего развития и воспитания личности. И здесь в полной мере видна задача подготовки кадров, способных к реализации воспитательного потенциала социально-культурных технологий в интенсивно развивающейся индустрии досуга и развлечений.

Таким образом, особое положение индустрии развлечений в современном культурном пространстве России определяется многими факторами, среди которых, на наш взгляд, наиболее значимыми являются следующие.

Индустрия развлечений сегодня отчётливо оформилась в России в самостоятельный сегмент экономики, и при создании культурных услуг это задаёт приоритетность прежде всего экономических показателей (прибыльность, быстрая окупаемость, технологичность). Этот фактор определяется как повышение экономической рентабельности и инвестиционной привлекательности индустрии развлечений, что определяет необходимость построения грамотной ценовой и ассортиментной политики при регулярном отслеживании качества обслуживания клиентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главное значение этого фактора состоит в том, что сегодня наблюдается интен-

сивное расширение рынка индустрии развлечений, которая из городов приходит в небольшие населённые пункты. Таким образом, можно выделить ещё один фактор — расширение культурного пространства, создаваемого индустрией развлечений, за счёт постепенного «освоения» всей территории страны и формирования новых целевых групп потребителей развлекательных услуг.

Одновременно с этим за последнее десятилетие принято большое число нормативно-правовых актов, определяющих законодательные требования к технической эксплуатации аттракционов, противопожарной безопасности мест проведения массовых развлекательных программ, жёсткое ограничение индустрии азартных игр и т.д. В широком смысле этот фактор определяется как повышение уровня государственного контроля безопасности на всех уровнях реализации культурных услуг в индустрии развлечений.

Несмотря на то, что сегодня индустрия развлечений более активно развивается в негосударственном сегменте, также отмечается стремление учреждений культуры, финансируемых из бюджетов различного уровня, формировать конкурентоспособную инфраструктуру для оказания рекреативно-развлекательных услуг. Подтверждением этого является повсеместное обновление инфраструктуры современных парков, создание многофункциональных культурных центров, развивающих общественных пространств в городской среде, развлекательных зон в учреждениях культурно-досугового типа и т.д. Данный фактор — повышение конкуренции в индустрии досуга, в том числе за счёт участия государственных учреждений культуры, — способствует повышению качества представляемых услуг, усилению компоненты социально-культурного воспитания в сфере досуга и развлечений.

Современная индустрия развлечений реально тяготеет к расширению ассортимента, повышению качества услуг и комфорта для клиентов. В организационном плане признаётся целесообразным стремиться к предоставлению комплекса развлекательных услуг одним оператором, снижению сроков окупаемости и повышению рентабельности проектов.

Высока потребность организаций и учреждений индустрии развлечений в кадрах, перед отраслью стоит задача устранения дефицита квалифицированного персонала.

Анализ социально-культурных технологий современной индустрии развлечений позволяет выработать наиболее общие рекомендации по её развитию и поддержке для органов, определяющих и реализующих государственную культурную политику, определяющих параметры подготовки кадров, а также создания благоприятных условий для бизнеса этой отрасли.

Политические и законодательные решения по поддержке индустрии развлечений. Развитие культурных индустрий в целом и индустрии развлечений в частности — это в первую очередь политическое решение, значимый приоритет культурной политики государства. Смещение акцентов в поддержке культурных инициатив с парадигмы «государство-меценат» на парадигму «государство-инвестор» предполагает расширение сектора индустрии культуры.

Помимо общего политического направления необходим целый ряд более конкретных, но очень весомых решений (начиная с создания системы льготного налогообложения до целостной системы поддержки малого бизнеса в сфере культуры, досуга и развлечений, стимулирования развития региональных творческих кластеров).

Поддержка малого бизнеса и создание бизнес-инкубаторов в индустрии развлечений. Развитие индустрии развлечений в России во многом определяется развитием малого и среднего бизнеса в целом. Возможность начать и вести свой бизнес-проект — ключевое и необходимое условие роста творческой экономики. Создание бизнес-инкубаторов — это перспективная цель дальнейшей поддержки инноваций в отечественной индустрии развлечений.

Остро необходима государственная поддержка инфраструктурных и сетевых проектов в индустрии развлечений. Проведение выставок (РАППА-ЭСКО и т.п.), регулярных форумов, встреч, создание специализированных онлайн-ресурсов, ресурсных центров для молодых предпринимателей, наличие постоянно действующей исследовательской программы могут стать важными практическими шагами по развитию этого сегмента индустрии культуры в России. Важным ресурсом развития индустрии развлечений должно стать развитие международного взаимодействия в этой сфере.

Модернизация образования в сфере творческих индустрий. Необходимы инвестиции в профессиональное образование, обеспечивающее реализацию всех технологических задач индустрии развлечений: от чисто технических и организационных до воспитательных, художественных и творческих. Это предполагает модернизацию образовательного процесса в высших учебных заведениях, прежде всего по направлению «Социально-культурная деятельность», в результате которой будет решена проблема дефицита не столько менеджерских кадров, сколько творческих специалистов (организаторов, аниматоров, воспитателей, консультантов).

Основными принципами модерниза-

ции должны стать современные стандарты обучения, высокий уровень преподавания, связь образования с практикой творческих индустрий.

В современном российском высшем образовании данная задача решается путём открытия новых профилей в рамках направления «Социально-культурная деятельность», в том числе таких как «Социально-культурные технологии в индустрии досуга» и других. Здесь имеется хороший резерв для подготовки кадров на уровне бакалавриата и магистратуры, а также для организации системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки уже работающих специалистов.

Примечания

1. Андреева В. Досуг по-русски [Электронный ресурс] // Vtorio.com — портал для профессионалов индустрии развлечений : [веб-сайт]. Электрон. дан. 22.12.2011. URL: http://vtorio.com/articles/topic/l00

2. Астафьева О. Н. Досуговые формы в «переходный период» развития культуры // Социология власти. 2005. № 1. С. 71—83.

3. Вайсеро К. И. Практика реализации государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012—2018 годы» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 146—153.

4. Головин С. Н. Развитие рекреационной сферы в России: социально-экономический анализ. Москва : Компания Спутник+, 20 04 . 74 с.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.rus-siatourism.ru/content/ 2/section/27/detail/27/

6. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году. Москва, 2014. 336 с. URL: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2014/doklad_block.pdf

7. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2014 году. Москва, 2015. 288 с. URL: http://mkrf.ru/report/report2014/

8. Дуликов В. З. Досуговая составляющая в структуре свободного времени человека эпохи компьютерных технологий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 153—160.

9. Дуликов В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 121—127.

10. Зеленцова Е, Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. Москва : Классика-XXI, 2010. 240 с.

11. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. Москва, 1992. 50 с.

12. Родионов И. М. Организационные условия развития познавательной активности детей и подростков в парках культуры и отдыха // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 175—178.

13. Родионов И. М. Парк культуры и отдыха как институт реализации познавательных интересов детей и подростков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 130—133.

14. Шарковская Н. В. Понятие «досуг» в контексте гуманитарного дискурса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 100—106.

Уникальное положение индустрии досуга и развлечений в культурном пространстве России определяется тем, что она нацелена на создание максимально благоприятных условий для саморазвития граждан, особенно подрастающего поколения, на предоставление полного спектра рекреативных услуг, в том числе активного семейного и оздоровительного отдыха. Индустрия развлечений способствует разностороннему развитию личности посредством её вовлечения в систему социально-культурного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновлённая культурная среда и новые, социально значимые качества людей.

15. Школяр Л. В. Тенденции и перспективы раскрытия творческого потенциала молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 118—123.

16. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность: контекст сущностного единения педагогики и культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 195. С. 41—46.

References

1. Andreeva V. Dosug po-russki [Leisure in Russian]. Available at: http://vtorio.com/articles/topic/100

2. Astafyeva O. N. Dosugovye formy v "perekhodnyi period" razvitiya kul'tury [Leisure forms during cultural development "transition period"]. Sociology of Power. 2005, No. 1, pp. 71—83.

3. Vaysero K. I. The practice of implementation of the state program of Moscow "Moscow Culture 2012—2018". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2015, No. 2 (64), pp. 146—153. (In Russian)

4. Golovin S. N. Razvitie rekreatsionnoi sfery v Rossii: sotsial'no-ekonomicheskii analiz [Development of the recreational sphere in Russia: social and economic analysis]. Moscow, Publishing House "Sputnik+", 20 04 . 74 p.

5. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii "Razvitie kul'tury i turizma" na 2013—2020 gody: utver-zhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 27 dekabrya 2012 g. № 2567-r [State program of the Russian Federation "Cultural development and tourism" for 2013—2020: it is approved as the order of the Government of the Russian Federation of December 27, 2012 No. 2567-r]. Available at: http://www.russiatourism.ru/ content/2/section/2 7/detail/2 7/

6. Gosudarstvennyi doklad o sostoyanii kul'tury v Rossiiskoi Federatsii v 2013 godu [The state report on a condition of culture in the Russian Federation in 2013]. Moscow, 2014. 336 p. Available at: http://mkrf.ru/upload/mkrf/ mkdocs2014/doklad_block.pdf

7. Gosudarstvennyi doklad o sostoyanii kul'tury v Rossiiskoi Federatsii v 2014 godu [The state report on a condition of culture in the Russian Federation in 2014]. Moscow, 2015. 288 p. Available at: http://mkrf.ru/report/ report2014/

8. Dulikov V. Z. Leisure component in the structure of free time human era of computer technology. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 153—160. (In Russian)

9. Dulikov V. Z. Leisure: the interpretation of the notion. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 121—127. (In Russian)

10. Zelentsova E., Gladkikh N. Tvorcheskie industrii: teorii i praktiki [Creative industries: theories and practicians]. Moscow, Publishing House "Classica 21", 2010. 240 p.

11. Kiseleva T. G. Teoriya dosuga za rubezhom [Theory leisure abroad]. Moscow, 1992. 50 p.

12. Rodionov I. M. Organizatsionnye usloviya razvitiya poznavatel'noi aktivnosti detei i podrostkov v parkakh kul'tury i otdykha [Organizational conditions of development of informative activity of children and teenagers in recreation parks]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 4, pp. 175—178.

13. Rodionov I. M. Park kul'tury i otdykha kak institut realizatsii poznavatel'nykh interesov detei i podrostkov [Recreation park as institute of realization of cognitive interests of children and teenagers]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2011, No. 1, pp. 130—133.

14. Sharkovskaya N. V. The concept of "leisure" in the context of humanitarian discourse. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 5 (64), pp. 100—106. (In Russian)

15. Shkolyar L. V. Trends and prospects of youth' creative potential support. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 118—123. (In Russian)

16. Yroshenko N. N. Razvivayushchaya sreda i sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': kontekst sushchnostnogo edi-neniya pedagogiki i kul'tury [Developing environment and social and cultural activities: the context of the essential unity of pedagogy and culture]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts]. 2013. Vol. 195. Pp. 41—46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.