Научная статья на тему 'Перспективы развития анимационной деятельности в г. Сочи (на примере АО «Сочи Парк»)'

Перспективы развития анимационной деятельности в г. Сочи (на примере АО «Сочи Парк») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1729
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ "СОЧИ ПАРК" / АНИМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / Г. СОЧИ / CULTURE AND LEISURE ACTIVITIES / AMUSEMENT PARK / MODERN CONDITION / THEME "SOCHI PARK" / ENTERTAINMENT PROGRAMS / ENTERTAINMENT INDUSTRY / SOCHI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Татьяна Александровна, Чеснокова Елена Николаевна

Индустрия развлечений в Краснодарском крае развита достаточно хорошо, приоритетным направлением являются тематические парки, которые привлекают туристов в течение всего года. Их создание дало толчок к развитию новых направлений экономики края. Данная индустрия будет занимать лидирующие позиции в регионе и продвигать турдестинацию г. Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF ENTERTAINMENT ACTIVITIES IN SOCHI (CASE STUDY OF "SOCHI PARK” JSC)

The entertainment industry in the Krasnodar Krai is quite well developed, the priority area is theme parks, which attract tourists throughout the year. Their creation has given rise to the development of new areas of the regional economy. This industry will occupy a leading position in the region and promote tourist destination in Sochi.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития анимационной деятельности в г. Сочи (на примере АО «Сочи Парк»)»

УДК 338.48(470.620-21 Сочи)

Юдина Татьяна Александровна

доктор социологических наук, профессор Сочинского государственного университета

Чеснокова Елена Николаевна

кандидат социологических наук, доцент Сочинского государственного университета

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. СОЧИ (НА ПРИМЕРЕ АО «СОЧИ ПАРК»)

Yudina Tatiana Aleksandrovna

D.Phil. in Social Science, Professor, Sochi State University

Chesnokova Elena Nikolayevna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Sochi State University

DEVELOPMENT PROSPECTS OF ENTERTAINMENT ACTIVITIES IN SOCHI (CASE STUDY OF "SOCHI PARK" JSC)

Аннотация:

Индустрия развлечений в Краснодарском крае развита достаточно хорошо, приоритетным направлением являются тематические парки, которые привлекают туристов в течение всего года. Их создание дало толчок к развитию новых направлений экономики края. Данная индустрия будет занимать лидирующие позиции в регионе и продвигать турдестинацию г. Сочи.

Ключевые слова:

культурно-досуговая деятельность, парк развлечений, современное состояние, тематический «Сочи Парк», анимационные программы, индустрия развлечений, г. Сочи.

Summary:

The entertainment industry in the Krasnodar Krai is quite well developed, the priority area is theme parks, which attract tourists throughout the year. Their creation has given rise to the development of new areas of the regional economy. This industry will occupy a leading position in the region and promote tourist destination in Sochi.

Keywords:

culture and leisure activities, amusement park, modern condition, theme "Sochi Park", entertainment programs, entertainment industry, Sochi.

Введение

К тематическим паркам относятся парки развлечений, а также этнопарки, дельфинарии, океанариумы, зоопарки всех видов, предназначенные для широкой публики - туристов и местных жителей, детей и взрослых. Огромное значение в их деятельности имеет анимационное обслуживание, которое включает в себя организацию разнообразных программ. Некоторые российские туристские предприятия начали заботиться о качестве подобных услуг и сразу же почувствовали огромный интерес к себе со стороны потребителей, поскольку именно они стали их главным привлекающим фактором.

До тех пор пока достойные анимационные программы отсутствуют в наших туркомплексах, санаториях, пансионатах, ресторанах, музеях, парках, мы не сможем конкурировать с шагнувшей далеко вперед зарубежной индустрией развлечения.

При подготовке статьи мы использовали следующие методы исследования: наблюдение, сбор материалов, обработку результатов, анализ документов по развитию индустрии развлечения в г. Сочи. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть полезны руководителям туристских предприятий, составляющим туристский продукт, инвесторам и другим организациям.

Обсуждение проблемы

Анимация - особая составляющая всей системы культурно-досуговой деятельности. Сущность анимационной деятельности состоит в вовлечении отдыхающих как представителей социума в активные формы культурного досуга [1]. Анимация имеет характерные черты: как и досуг, она осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и социальных групп; обусловлена национальными, религиозными, региональными особенностями и традициями. Она обладает многообразием видов, сформированных на базе интересов разных возрастных страт, и соответствует субъективно-личностным ощущениям человека.

В первую очередь анимация представляет собой единый процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В итоге реализуются культурно-творческие, образовательные преференции участников, создаются условия для формирования социально активной личности. Примером может служить самый известный парк развлечений - Диснейленд.

Парки «Мир Диснея» - это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Их уникальность как туристского продукта состоит в том, что они имеют не только сложную разветвленную инфраструктуру, предназначенную для развлечения, размещения, питания, обучения клиентов, но и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парков и среди аттракционов разных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении этих персонажей. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно.

Парки аттракционов пользуются большой популярностью. По данным «Бизнес-журнала», только в США их посещают в течение года 170 млн человек. При этом их совокупный доход превосходит 1 млрд долл. в год. В России в 2006 г. функционировало около 700 парков аттракционов, которые приносили доход немногим больше 3,5 млрд р. [2].

Как же обстоят дела в Краснодарском крае? Регион является привлекательным местом отдыха для большого количества туристов. В связи с этим индустрия развлечений в крае переживает период активного развития. На сегодняшний день особое внимание уделяется строительству тематических и развлекательных парков, поскольку для туристов и жителей это наиболее новый вид развлечений, который рассчитан одновременно на любую возрастную категорию.

В настоящее время в крае действуют несколько тематических парков, которые не стоят в развитии на месте, например «Старый парк», расположенный в городе-курорте Геленджике. Он считается первым и единственным на черноморском побережье тематическим архитектурным парком. На территории в полгектара располагаются основные эпохи мировой культуры и эстетики: античная Греция, Древний Египет, Средневековье и Ренессанс, восточная и православная культуры. Обелиск, египетский Сфинкс помогают гостям парка ознакомиться с древними верованиями народов мира. Античный храм под статуей Зевса отражает гармонию римской культуры и греческой мифологии. Времена европейского Просвещения представлены колоннадой и фонтаном. Дозорная башня и каменный мост переносят в Средневековье.

«Старый парк» также отличается привлекательными ротондами, розарием, каскадом, жаровней, уголками ландшафтного дизайна, малыми формами архитектуры. Примечательно, что комплекс не останавливается в развитии. В перспективе - довести местную архитектуру до наших времен, что должно послужить еще большему привлечению туристов в Краснодарский край [3].

Помимо архитектурного парка существуют тематические этнографические парки, которые знакомят туристов с подлинной жизнью, традициями, обрядами, творчеством и культурой разных народов. Особой популярностью у российских и зарубежных гостей пользуется этнотуристический комплекс «Атамань» на Таманском полуострове. Общая площадь музея составляет 68 га. Цель парка - познакомить посетителей с нравами и условиями жизни кубанских казаков. На территории расположено несколько улиц, на которых каждое подворье имеет самостоятельную направленность, отражающую специальность или промысел: гончара, сапожника, цирюльника. Представлены хаты простых казаков, атамана, старосты и т. д. Есть школа, мельница, церковный приход.

Туристы могут посетить школу народных ремесел, где можно принять участие в резьбе по дереву, познакомиться с гончарным искусством или технологиями древней живописи. Также можно надеть традиционные платья и станцевать русские народные танцы. Вечером около костра атаман всем гостям рассказывает увлекательные истории и байки кубанских казаков.

В этнотуристическом комплексе «Атамань» весь сезон проходят разные мероприятия: фестиваль шашлыка и национальных традиций «Кубани дружный хоровод»; фестиваль частушки «Атамань свободная»; фестиваль «Легенды Тамани»; фестиваль-конкурс казачьих подворий «Гарна мо-лодычка» и многие другие. Здесь можно увидеть дефиле народных костюмов, концертные выступления национальных творческих коллективов, посетить выставку национальных блюд, которые можно попробовать, поучаствовать в народных забавах и подвижных играх под открытым небом.

Кроме того, организуются разные выставки. Например, в 2015 г. состоялась ярмарка народных мастеров «Кубань мастеровая». В этот день гости могли приобрести авторские изделия мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов и ремесел или поучаствовать в разнообразных мастер-классах, собранных под названием «Город мастеров» [4].

Также на черноморском побережье существует альтернативный этнопарк «Добродея». Он расположен в 15 км от Анапы на склонах Большого Кавказского хребта. Культурно-оздоровительный комплекс создан в целях развития инфраструктуры города-курорта Анапы, насыщения его рынка конкурентоспособными культурно-оздоровительными услугами, наиболее полно отвечающими современным потребительским запросам.

В 2002 г. был открыт первый в России парк приключений «Адмирал Врунгель». Его строительство в Геленджике осуществили специалисты компании «Мир». Аттракционы, которые производит данное предприятие, хорошо известны не только в нашей стране, но и за ее пределами: их покупают в Европе, Азии, на Среднем Востоке. Место комплекса выбрано неслучайно. Уникальный климатический курорт Геленджик - это не только «солнце, воздух и вода». Людей привлекают горные ландшафты, удивительная растительность, исторические памятники и древние легенды.

Важная роль отводится анимационной программе в этническом комплексе «Черкесский аул». На его территории дважды в день проводятся интересные представления, которые помогают туристам ознакомиться с культурой и обычаями черкесов. Гости могут увидеть обряды этого народа, попробовать блюда кавказской кухни, оказаться участниками импровизированных соревнований или конкурсов, а также поучаствовать в мастер-классах по разучиванию национальных танцев.

В перспективе развития этнотуристических комплексов «Атамань» и «Черкесский аул» предусмотрено создание других этнокультурных зон на территории данных парков, к примеру греческой и армянской. Это позволит объединить их в реальный тематический парк с возможностью привлечения новых гостей.

Первый тематический комплекс «Сочи Парк», идея которого основана на богатом культурном и историческом наследии России, создан в целях развития инфраструктуры города-курорта Сочи, насыщения его рынка конкурентоспособными культурно-оздоровительными услугами, соответствующими уровню современного потребительского запроса. Списочная численность работающих в «Сочи Парке» на 01.01.2014 г. составляла 1 500 человек, в ходе расширения количество возросло до 2 000. Предприятие имеет все необходимые материальные, кадровые ресурсы для производства оказываемых услуг, в настоящее время работает стабильно.

Местом создания комплекса выбрана площадь размером 20,5 га в Олимпийском парке большого Сочи. Земельный участок расположен в природно-рекреационной зоне курорта с живописным предгорным ландшафтом. «Сочи Парк» включает в себя гостиничный комплекс на 278 номеров, сеть ресторанов, конференц-залов, детский клуб, бассейн, автостоянку.

Главной целью деятельности комплекса является получение прибыли за счет диверсификации действующего предприятия, предложения ряда новых конкурентоспособных видов услуг в сфере детского и семейного отдыха, обновленных технологий рекреационного обслуживания. «Сочи Парк» оказывает следующие виды услуг:

1) посещение тематического парка;

2) посещение дельфинария;

3) участие в анимационных программах;

4) экскурсии из Краснодара;

5) катание на аттракционах;

6) медицинское обслуживание;

7) пребывание в современном гостиничном комплексе «Богатырь» (размещение, питание);

8) посещение прочих досуговых и культурно-зрелищных мероприятий;

9) реализация вариативных краткосрочных тематических образовательных программ детского и семейного отдыха.

По сравнению с аналогами основными преимуществами предлагаемых услуг являются следующие:

- умеренная стоимость (цены на аналогичные услуги на 5-15 % ниже, чем у конкурентов);

- вариативность услуг по программам, расширяющая возможность их выбора потребителями в соответствии с индивидуальными, семейными, групповыми запросами;

- сервисное сопровождение;

- наличие подвижных цен в зависимости от сезона и системы скидок для постоянных клиентов, семей, отдыхающих с детьми, групп свыше 15 человек.

В последние годы увеличивается количество людей, ориентирующихся на удовлетворение своих рекреационных потребностей, то есть на восстановление здоровья и производительных (психофизических, духовно-интеллектуальных) сил, израсходованных в предшествующий период производственной, учебной или иного вида жизнедеятельности; создание запаса сил для выполнения предстоящих трудных жизненных задач. Это главное, зачем потребитель покупает ту или иную рекреационную услугу, во что он вкладывает деньги, на что тратит свободное время. С повышением культуры рекреации ее восстанавливающая и коммерческая функции будут усиливаться.

С учетом этого тематический развлекательный комплекс непосредственно связан с рекреационным обслуживанием через моделирование индивидуальных, семейных, групповых циклов рекреационных услуг в рамках возможности тематического парка. При этом содержание циклов нацелено на удовлетворение основных требований:

1) маркетинговой эффективности;

2) привлекательности для детей, подростков, семей;

3) комфортности проживания и обслуживания.

Выполнение этих требований обеспечит соответствие содержания услуг их потребительской стоимости. В их стоимость входит возможность посещения тематического комплекса «Сочи Парк» в течение неограниченного времени. Потенциальными потребителями данного туристического продукта являются семьи, учащаяся молодежь, корпоративные организации, люди среднего и пожилого возраста.

Для повышения уровня рекреационного обслуживания, привлечения большего количества посетителей, удержания постоянных клиентов, а следовательно - увеличения прибыльности предприятия в комплексе «Сочи Парк» предлагаются разноплановые анимационные программы. Разработка той или иной театрализованной программы включает следующие пункты:

- анализ предлагаемых программ;

- определение целей и задач;

- выбор места и времени проведения;

- проектирование программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;

- создание или подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;

- составление сметы расходов;

- подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;

- техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита и т. д.);

- установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;

- репетиции, обучение правилам игр и др.;

- рекламную кампанию намеченных мероприятий.

Также при подготовке анимационных программ необходимо соблюдать следующие требования:

- должны быть охвачены все способы досуга;

- реализация должна превзойти все ожидания гостей парка;

- программа должна обеспечить расслабляющую, приятную обстановку;

- ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения ожиданий посетителей;

- ежедневно программа должна предлагать одновременно три-четыре мероприятия и соответствовать желаниям и интересам клиентов;

- программа должна быть ненавязчивой и развлекательной одновременно.

Очень важно выработать фирменный стиль, который воспринимается как гарантия качества предлагаемых анимационных программ. При этом необходимо учитывать основные направления деятельности, сегменты рынка, для которых предназначены разрабатываемые программы, рекламные средства, а также их преимущества или особенности.

Для выявления потребностей и предпочтений в анимационных программах была разработана анкета социологического изучения потенциальных потребителей анимационных услуг. В исследовании в 2015 г. приняли участие более 500 посетителей АО «Сочи Парк» в возрасте от 18 до 60 лет. Проведен анализ материалов анкетирования, данные обрабатывали с помощью методов математической статистики. По результатам опроса можно увидеть, кто является наиболее частым посетителем АО «Сочи Парк» (рисунок 1).

■ Одиночное посещение

■ Друзья

■ Коллектив

■ Семья

Рисунок 1 - Посетители парка развлечений АО «Сочи Парк», %

Возрастные категории гостей АО «Сочи Парк» в 2015 г. представлены на рисунке 2.

■ 5-7 лет 8-15 лет 16-20 лет 21-35 лет

■ 36-55 лет

■ От 55 лет и старше

Рисунок 2 - Возрастные категории посетителей парка развлечений АО «Сочи Парк», %

Ожидания клиентов от посещения комплекса отражены на рисунке 3.

■ Незабываемые впечатления от проведенного времени Тихий, спокойный отдых

■ Нестандартный подход в организации досуга

Рисунок 3 - Ожидания гостей от посещения парка развлечений АО «Сочи Парк», %

В предложенной анкете посетители парка выбирали анимационные программы, которые для них более интересны. Данные предпочтения представлены на рисунке 4.

Анимационнаяя программа на основе русского фольклора -17

Анимационнаяя

программа с фантастическими персонажами -13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анимационнаяя

программа с героями русских былин -15

Анимационнаяя

программа с героями русских сказок -55

Рисунок 4 - Анимационные программы, которые наиболее интересны посетителям

АО «Сочи Парк», %

Предпочитаемые гостями тематические зоны отражены на рисунке 5.

«Аллея огней» «Край богатырей»

«Край науки и фантастики» □ «Заколдованный лес» «Эко-деревня»

Рисунок 5 - Наиболее заинтересовавшие посетителей тематические зоны

АО «Сочи Парк», %

Респонденты оставляли также и негативные отзывы об анимационных услугах и качестве их предоставления. Проблемное поле изображено на рисунке 6.

28 38 ■ Однообразные программы

■ Непрофессионализм

34 аниматоров

■ Небольшое количество

программ

Рисунок 6 - Проблемное поле анимационных услуг АО «Сочи Парк», %

Анализируя результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы. Наиболее частыми посетителями АО «Сочи Парк» являются семьи с детьми в возрасте от 1 до 7 лет. Для данной категории лиц предпочтительна тематическая зона «Заколдованный лес» с анимационной программой, где принимают участие герои русских сказок. В связи с тем что существует проблема качества рассматриваемых услуг, деятельность анимационной службы необходимо совершенствовать, ведь она прямым образом сказывается на интересе посетителей к парку развлечений, посещаемости и популярности среди аналогичных парков.

Анимационная программа - это претворение в жизнь идеи возрождения народных традиций через соприкосновение с образами русских народных сказок и сказок великих русских писателей. Театрализованное представление должно увлечь не только детей, но и взрослых, позволяя им вспомнить детство в простой, непринужденной обстановке. Анимационная программа -неотъемлемая часть досуга в любом парке развлечений, выражение высокой степени профессионализма, важнейшая составляющая туристского продукта.

Туристская анимация обладает возможностями повышения качества, разнообразия и привлекательности туристского продукта; увеличения количества постоянных клиентов и спроса на услуги. Она повышает нагрузку на материальную базу предприятия, а следовательно - влияет на эффективность ее использования, доходность и рентабельность туристской деятельности.

Заключение

Мировая практика развития индустрии отдыха и развлечений показывает, что парки развлечений являются высшим достижением в этой области. Их строительство связано с реализацией дорогостоящего проекта, включающего выполнение большого объема строительно-монтажных работ, оснащение соответствующей материально-технической базой, а главное - организацию анимационных программ, отвечающих тематике комплекса, - то, без чего парк так и останется «бездушным».

Безусловно, этот опыт очень важен при реализации анимационной деятельности парков развлечений в России. На данном этапе развития российской экономики в целом и туристской отрасли в частности можно с уверенностью говорить, что для успешного функционирования туристического сектора, повышения уровня обслуживания туристов и конкурентоспособности российских рекреационных услуг необходимо уделять большое внимание индустрии развлечений, поскольку именно анимационные услуги являются одним из главных привлекательных факторов как для туристского предприятия, так и для туриста.

Деятельность парков развлечений такого рода способна не только воспитывать гордость за свою культуру у молодого поколения россиян, но и привлекать внимание иностранных туристов к истории, быту, традициям, песням и сказкам нашего народа. Более доступно и красочно данные аспекты культуры представляет анимационная деятельность. Это в свою очередь даст толчок к развитию въездного туризма как в Россию, так и на курорты Краснодарского края.

Ссылки:

1. Барашок И.В. Анимационная деятельность : методические указания для очной формы обучения. Владивосток, 2013. 47 с. ; Гальперина Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации : учебное пособие. М., 2006.

2. Чинарова Е. Всех прокатим // Бизнес-журнал. 2006. № 17.

3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация : учебное пособие. М., 2008. 126 с.

4. Асанова И.М., Дерябина О.С. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник для высших профессиональных учебных заведений. М., 2011. 192 с.

References:

Asanova, IM & Deryabina, OS 2011, Organization of cultural and leisure activities: textbook for higher educational institutions. Moscow, 192 p., (in Russian).

Barashok, IV 2013, Animation activities: guidance for full-time tuition, Vladivostok, 47 p., (in Russian). Chinarova, E 2006, 'All of a ride', Biznes-zhurnal, no. 17, (in Russian).

Galperina, TI 2006, Directing cultural and recreational programs in tourism animation manager: a tutorial, Moscow, (in Russian).

Yaroshenko, NN 2008, Socio-cultural animation: a tutorial, Moscow, 126 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.