Эффективной стратегией расширения способов и приемов межкультурной коммуникации студентов музыкальных специальностей является развитие контекстуального мышления, что требует выведения на первый план в процессе реализации модели формирования ПОИК формирование и развитие умений литературного перевода. При этом оценка результата учитывает не только лексические и синтаксические соответствия, но и творческую переработку текста с учетом функционального стиля, национально-специфических реалий, менталитета получателя информации и т.п.
В процессе формирования ПОИК большое внимание уделяется повышению уровня общей культуры студентов, чему способствует привлечение таких учебных дисциплин, как психология, история музыки/искусства, эстетика, а также профессионально-прикладная направленность занятий (чтение и обсуждение различных текстов; эвристические диалоги и задания; ролевые игры; моделирование ситуаций; метод творческих проектов; творческие упражнения) и внеаудиторных мероприятий (концертная, просветительская, переводческая деятельность). Формирование ПОИК студентов ориентировано на непрерывное саморазвитие в постоянно меняющихся условиях поликультурного мира:
- развитие общекультурных и профессиональных знаний;
- готовность прилагать данные знания и умения в учебной, профессиональной коммуникативной и творческой деятельности). Например:
Задание. Р. Шуман подчёркивал, что черпает свое воображение из окружающей действительности: «...на меня влияет все: люди, политика, литература... Все замечательное, что дает мне эпоха, я должен выразить в музыке» [3, 196]. Приведите примеры других музыкантов, которые считали широкий кругозор непременным атрибутом развития своего творчества.
Процесс формирования ПОИК студентов музыкальных специальностей опирается на такое важное качество музыканта, как воображение, чему способствуют различные коммуникативные задания, в том числе, интерактивные.
Библиографический список
Задание. «Прочитайте текст и представьте себе, как бы вы поступили на месте героя; представьте себе, что вы - член жюри.; прослушайте музыкальное произведение и напишите, какие образы пришли вам на ум».
Для понимания и порождения иноязычного текста используется контекст, что требует привлечения категорий, связанных не только с языковым, но и с социальным, культурным, эмоциональным опытом студентов.
Задание. Приведите примеры отличий исполнения одного и того же произведения, если его исполняют: а) в разных веках; б) в разных стилях; в) на разных инструментах; г) музыканты разных национальностей / школ.
Формирование ПОИК способствует развитию у студентов такого качества, как рефлексия. В сознании обучающегося происходит развитие способности использовать несколько языковых систем в процессе коммуникации; расширение концептуальной картины мира; возрастание внутренней свободы; повышение творческой активности.
Задание. Вы пришли устраиваться на работу в международный оркестр/преподавателем в международное образовательное учреждение.
а) Составьте свое резюме в соответствии с направленностью будущего места работы; б) чётко аргументируйте, почему именно вы должны получить это место; в) укажите свои сильные стороны.
Таким образом, реализация модели предполагает учёт таких психолого-педагогических условий как:
- особенности профессиональной деятельности (знание общей и мировой музыкальной культуры, способность коммуникации в социокультурном пространстве, владение деятельностью просветителя, переводчика, организатора);
- профилирование содержания, форм, методов и средств обучения;
- национально-культурные особенности личности;
- особенности творческой личности;
- интегрированное и дифференцированное обучение иностранному языку и культуре.
1. Борисова Е.Н. Психолого-педагогические особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов-музыкантов в профессиональном образовании. Мир науки, культуры, образования. 2010; 4(23): 135-139.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. Москва: Академический Проект; Трикста, 2008.
3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.
References
1. Borisova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih pedagogov-muzykantov v professional'nom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 4(23): 135-139.
2. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2008.
3. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva: Izdatel'skij dom «Klassika-XXI», 2008.
Статья поступила в редакцию 07.03.15
УДК 37.015.32
Sotnikova V.A., senior researcher, Stavropol Regional Institute of Education Development, Training and Retraining of Educators (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL MONITORING AS A METHOD OF QUALITY MANAGEMENT EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL. The paper describes current approaches to quality management education in the school-based assessment of conditions of readiness of educational institutions for the introduction of standards, objectives and guidelines for their development, the model of quality management education in the school, dedicated monitoring of staffing schools of Stavropol Krai, as the most important requirements for the development of standards. The author comes to the conclusion that the education quality management based on assessment of resources, the use of quantitative and qualitative characteristics and criteria allows solving complex tasks: to assess the state of the system, the quality of education it provides; to identify the strengths and weaknesses of the system and, consequently, identify development priorities, indicators and their target values.
Key words: quality management education, conditions of readiness of educational institutions, human resources
В.А. Сотникова, ст. науч. сотрудник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В работе описаны современные подходы управления качеством образования в школе на основе оценивания условий готовности образовательных организаций к введению стандартов, задачи и ориентиры их развития, представлена модель управления качеством образования в школе, выделен мониторинг кадрового обеспечения школ Ставропольского края, как важнейшего требования к освоению стандартов. Автор приходит к выводу, что управление качеством образования на основе оценивания ресурсов, использование количественных и качественных характеристик и критериев позволяет решить комплекс задач: оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает; выявить сильные и слабые стороны системы и, соответственно, определить приоритеты развития, индикаторы и их целевые значения.
Ключевые слова: управление качеством образования, условия готовности образовательного учреждения, кадровое ресурсы
Качество образования занимает ведущую позицию на современном этапе развития системы как общего, так и профессионального образования в Российской Федерации. Л.П. Борисова, РР Магомедов, Н.Б. Ромаева подчеркивают, что приоритетом современного развития теории и практики управления качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата [1]. Современный подход ориентирован на создание всеобщей системы управления качеством образования, предусматривающей регулирование процесса на основании оценивания его состояния по специально выделенным критериям качества для всех компонентов самого процесса, а также факторов, оказывающих влияние на конечный результат [2, с. 1 - 6]. Зачастую мониторинг качества
образовательной деятельности в школе рассматривается не с позиций целей управления, а как форма получения, передачи и накопления информации, что препятствует его использованию как инструмента управления качеством. Деятельность образовательного учреждения не может быть в полной мере эффективной без цельной многоаспектной системы отслеживания изменений качества ресурсов, которыми оно обладает [2, с. 31].
В течение ряда лет нами проводился мониторинг условий готовности общеобразовательных учреждений Ставропольского края к введению и освоению ФГОС НОО в период с 2011-2012 по 2014-2015 учебный год. На основании состояния ресурсов определяются соответствующие условия готовности для введения и освоения ФГОС НОО общеобразовательных учреждений Ставропольского края (Таблица 1).
Таблица 1
Ресурсы Критерии оценивания
Нормативно-правовое обеспечение соответствие устава образовательного учреждения требованиям ФГОС НОО. Наличие основной образовательной программы, рабочих программ по предметам, локальных актов, регулирующих введение стандартов (положение о совете по введению ФГОС, общественный договор, договоры с учреждениями дополнительного образования и др.), назначение сотрудника, ответственного в образовательном учреждении за ведение, количество классов начальной школы, количество 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов, количество обучающихся в начальных классах, количество учителей начальных классов, реализующих основные общеобразовательные программы.
Финансово-экономическое сопровождение наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы педагогических и руководящих работников, заработная плата учителей 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов
Кадровые ресурсы количество педагогических и руководящих работников, прошедших курсовую подготовку, социологический опрос удовлетворённости данными курсами, образовательный ценз педагогов внедряющих ФГОС НОО, уровень готовности педагога-психолога, логопеда, социального педагога и педагога по физической культуре к введению ФГОС НОО
Информационные ресурсы уровень оснащенности библиотеки учебной и дополнительной литературой. Наличие медиатеки, локальной сети.
Материально-техническое сопровождение количество учебных кабинетов, уровень их оснащенности, наличие помещений для реализации внеурочного компонента образования, оснащение рабочего места учителя и учеников начальных классов, использование электронных образовательных ресурсов общеобразовательным учреждением, сведения о наличии современной библиотеки в школе. информация о перечне оборудования в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 4.10.2011г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Программно-методическое обеспечение реализации (ООП НОО) использование УМК в обязательной части ООП НОО, оценка учебно-методических комплектов в 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классах, наличие инструментов для оценки планируемых результатов по ФГОС НОО в начальных классах
Внеурочная деятельность сведения о количестве классов и численном составе учащихся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классах, охваченных внеурочной деятельностью, организационно-содержательное обеспечение внеурочной деятельности 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов, вариативность форм внеурочной деятельности учащихся начальных классов, реализуемых в образовательном учреждении
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО в начальных классах применение диагностических методик, личностные результаты
Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, оценка физического развития школьников начальных классов, оценка физической подготовленности школьников начальных классов, исследования их психологического благополучия
Родительская общественность социологический опрос удовлетворенности данным общеобразовательным учреждением
Ресурсы и их критерии оценивания, определяющие условия готовности образовательного учреждения к введению и освоению ФГОС НОО в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края в период 2011-2015 гг.
Одним из важнейших требований ФГОС НОО является требование к кадровому обеспечению образовательного процесса в начальной школе. В Ставропольском крае в 579 школах численный состав учителей начальных классов, реализующих ФГОС 1-х, 2-х, 3-х классов составляет - 3967 человек. Из них высшее профессиональное образование имеют 3038 человек (76,6%); с высшим педагогическим образованием - 2978 педагогов (75%); учителей со средним специальным образованием - 924 человека (23,3%), из них среднее педагогическое образование имеют 906 человек (22,8%); среднее (полное) общее образование у 5 педагогов (0,1%).
Квалификационную категорию имеют 73,6% педагогов, из них высшую -- 39,4%, первую - 34,2%, не имеют категории 26,4% учителей. В ходе анализа данных выявлено, что наибольшее количество учителей 1-3-х классов, не имеющих категории, работают в Будённовском (48 человек), Изобильненском (46 человек), Кочубеевском (58 человек), Минераловодском (55 человек) районах, а также в г. Пятигорске (54 человека) и г. Ставрополе (169 человек).
Ниже среднекраевого уровня сложился показатель катего-рийности учителей в 10 районах края (город Ессентуки - 69,83%, Предгорный район - 69,82%, Ипатовский район - 68,70%, город Ставрополь - 64,86%, Красногвардейский район - 62,67%, Советский район - 61,40%, Кировский район - 60,91%). Из них самый низкий в Кочубеевском районе (58,27%), Левокумском районе (55,71%).
Состав учителей первых, вторых, третьих классов в возрасте от 35 до 55 лет - 70,3% от общего числа, молодыми специалистами являются 210 учителей (5,3%); учителей пенсионного возраста - 405 (10,2%), в возрасте от 25 до 35 лет (14,1%) - 561 учитель.
По стажу работы учительский состав первых, вторых, третьих классов распределился следующим образом: со стажем свыше 20 лет - 2316 человек, что составляет 58,3%, т.е. большую часть учителей; стаж работы от 5 до 20 лет имеет 30,7 % учителей (1219 человек); менее всего - со стажем работы от 3 до 5 лет - 166 человек (4,1%) и до 3-х лет - 266 человек (6,7%).
Для организации и проведения внеурочной работы в 1-4-х классах привлечено 503 педагога дополнительного образования, при этом среди педагогов дополнительного образования нет работников, имеющих полную занятость в школах.
Наибольшее количество педагогов дополнительного образования для реализации ФГОС НОО привлечено в Минераловодском, Георгиевском, Ипатовском, Изобильненском районах, а также в г. Ставрополе и г. Пятигорске, а наименьшее количество педагогов дополнительного образования - в Новоселицком, Степновском, Туркменском, Нефтекумском районах и в г. Лермонтове; отсутствуют педагоги дополнительного образования в Арзгирском и Благодарненском районах. Высшую квалификационную категорию имеют 145 педагогов дополнительного образования, что составляет 28,8%; большая часть педагогов имеет
Библиографический список
первую категорию - 224 человека (44,5%); не имеют категории 134 человека (26,6%).
Большинство педагогов имеют высшее образование - 370 человек (73,5%), из них высшее педагогическое образование у 351 педагога (94,9%); среднее специальное образование у 129 человек (25,6%), из них педагогическое образование имеют 100 человек; не имеют образования 4 человека (0,8%).
Данные о возрасте педагогических работников дополнительного образования показали следующее: в возрасте от 35 до 55 лет - 306 человек (60,8%), 111 человек в возрасте от 25 до 35 лет (22%), 67 человек пенсионного возраста (13,3%) и до 25 лет - 29 человек (5,8%).
Педагоги дополнительного образования в Ставропольском крае в основном имеют стаж от 5 до 20 лет - 243 человека (48,3%), стаж свыше 20-ти лет у 185 педагогов (36,8%). Молодых специалистов (стаж до 3-х лет) и педагогов дополнительного образования со стажем от 3-х до 5 лет примерно одинаковое количество - 36 (7,1%) и 39 (7,7%). В Ставропольском крае нет вакансий на должность педагога дополнительного образования.
Таким образом, не все учителя и другие педагогические работники имеют образование и квалификационную категорию, соответствующие требованиям ФГОС НОО, что может отрицательно сказаться на качестве образовательной услуги.
Анализ информации о состоянии педагогических кадров 579 образовательных организаций Ставропольского края, реализующих общеобразовательные программы, по итогам мониторинга введения федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) показал следующее:
1. В 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края продолжен переход обучающихся на ФГОС НОО.
2. К достоинствам региональной кадровой политики следует отнести высокий образовательный ценз педагогических работников общеобразовательных учреждений (75,4%), востребованный темп подготовки педагогических кадров к поэтапному введению ФГОС НОО (99,8%).
Цель данного педагогического мониторинга - оперативно выявлять все качественные изменения условий, происходящие в общеобразовательных учреждениях края образования. В рамках гуманистической парадигмы образования важно, чтобы в принятии решений принимали участие все участники образовательного процесса [3]. Управление качеством образования на основе оценивания ресурсов, использование количественных и качественных характеристик и критериев позволяет решить комплекс задач: оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает; выявить сильные и слабые стороны системы и определить приоритеты развития, индикаторы и их целевые значения; выявить факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования и на этой основе выбрать необходимые управленческие действия для повышения качества образования.
1. Борисова Л.П., Ромаева Н.Б., Магомедов РР Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования. Вестник Адыгейского университета. 2009; 4: 15 - 20.
2. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. Москва: Изд-во МИОО, 2004.
3. Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России (середина XIX- ХХ вв.): автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.
References
1. Borisova L.P., Romaeva N.B., Magomedov R.R. Model' diagnostiki kachestva obucheniya studentov v sisteme professional'nogo obrazo-vaniya. Vestnik Adygejskogo universiteta. 2009; 4: 15 - 20.
2. Bahmutskij A.E. Monitoring shkol'nogo obrazovaniya. Moskva: Izd-vo MIOO, 2004.
3. Romaeva N.B. Razvitie gumanisticheskoj pedagogiki Rossii (seredina XIX - XX vv.): avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk: PGLU, 2004.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 378
Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog,
Russia), E-mail: [email protected]
Shcherbina V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University
(Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]