Научная статья на тему 'Динамика качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) к введению и освоению ФГОС НОО на примере Александровского и Кировского районов Ставропольского края'

Динамика качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) к введению и освоению ФГОС НОО на примере Александровского и Кировского районов Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATION / CONDITIONS OF READINESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / RESOURCES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотникова В. А.

В работе описаны современные подходы управления качеством образования в школе на основе оценивания условий готовности образовательных организаций к введению стандартов, представлены результаты педагогического мониторинга районов Ставропольского края. Цель проведённого мониторинга оперативно выявлять все качественные изменения ресурсов, происходящие в образовательных организациях края. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений. Автором были сделаны выводы создание системы педагогического мониторинга с целью изучения качества условий готовности образовательных учреждений к введению и освоению ФГОС НОО, становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждого муниципального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сотникова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF THE QUALITY OF THE CONDITIONS OF READINESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (MUNICIPAL BODIES) TO THE INTRODUCTION AND DEVELOPMENT OF FGOS NOO: CASE STUDY OF ALEXANDER AND KIROV DISTRICTS OF THE STAVROPOL KRAI

The paper describes modern approaches of quality management education in the school-based assessment of the conditions of readiness of educational institutions for the introduction of federal educational standards. The work presents the results of the pedagogical monitoring of the areas in the Stavropol Krai. The purpose of the monitoring is to quickly identify all qualitative changes in resources that occur in the educational organizations of the region. The obtained objective data are a basis for management decisions. The author’s conclusions: the creation of a system of pedagogical monitoring to study the quality of the conditions of readiness of educational institutions for the introduction and development of the federal educational standards becomes the most important task of the management activities of each municipal body.

Текст научной работы на тему «Динамика качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) к введению и освоению ФГОС НОО на примере Александровского и Кировского районов Ставропольского края»

THE DYNAMICS OF THE QUALITY OF THE CONDITIONS OF READINESS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (MUNICIPAL BODIES) TO THE INTRODUCTION AND DEVELOPMENT OF FGOS NOO: CASE STUDY OF ALEXANDER AND KIROV DISTRICTS OF THE STAVROPOL KRAI. The paper describes modern approaches of quality management education in the school-based assessment of the conditions of readiness of educational institutions for the introduction of federal educational standards. The work presents the results of the pedagogical monitoring of the areas in the Stavropol Krai. The purpose of the monitoring is to quickly identify all qualitative changes in resources that occur in the educational organizations of the region. The obtained objective data are a basis for management decisions. The author's conclusions: the creation of a system of pedagogical monitoring to study the quality of the conditions of readiness of educational institutions for the introduction and development of the federal educational standards becomes the most important task of the management activities of each municipal body.

Key words: management of quality of education, conditions of readiness of educational institutions, resources of educational organizations.

В.А. Сотникова, ст. науч. сотр. «Научно-методического центра инновационного развития и мониторинга образования» Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ставрополь, E-mail: sotnikovaviktoria@mail.ru

ДИНАМИКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ) К ВВЕДЕНИЮ И ОСВОЕНИЮ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСАНДРОВСКОГО И КИРОВСКОГО РАЙОНОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

В работе описаны современные подходы управления качеством образования в школе на основе оценивания условий готовности образовательных организаций к введению стандартов, представлены результаты педагогического мониторинга районов Ставропольского края. Цель проведённого мониторинга - оперативно выявлять все качественные изменения ресурсов, происходящие в образовательных организациях края. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений. Автором были сделаны выводы - создание системы педагогического мониторинга с целью изучения качества условий готовности образовательных учреждений к введению и освоению ФГОС НОО, становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждого муниципального образования

Ключевые слова: управление качеством образования, условия готовности образовательного учреждения, ресурсы образовательной организации.

Создание региональной системы оценки качества образования началось в период введения образовательных стандартов. В связи с этим, перед регионами встала задача создать систему получения объективной информации о готовности образовательных организаций в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса ресурсов, отражающих готовность к введению и освоению ФГОС нОо, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование, как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательной организации, на основе которой можно будет принимать управленческие решения [1].

В данном исследовании под качеством образования следует понимать комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2], а под педагогическим мониторингом - систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированную на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития» [3].

Для оценки качества условий готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО, с помощью педагогического мониторинга будет отслеживаться состояние следующих ресурсов образовательных организаций: нормативно-правовое обеспечение, финансово-экономическое сопровождение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение, здоровьесберегающая деятельность, удовлетворённость родителей образовательным процессом. Данный педагогический мониторинг может применяться на трёх уровнях (образовательная организация - муниципальные образования - регион) и состоит из трёх основных блоков:

1. Оценка показателей, характеризующих состояние ресурса (для каждого ресурса имеется свой набор показателей).

2. Набор баллов по определённой технологии оценивания (технология оценивания, по системе набора баллов, разработана для каждого ресурса отдельно).

3. Формирование индивидуального индекса готовности образовательной организации (муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО (индивидуальный индекс готовности образовательной организации (муниципального образования) формируется путём суммирования всех баллов, набранных в результате оценивания каждого ресурса).

Цель педагогического мониторинга - оперативно выявлять все качественные изменения ресурсов, происходящие в образовательных организациях края. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

В рамках мониторинга его объектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, обучающиеся, родительская общественность, и администрация), находятся в равных условиях [4]. Условия образовательной организации в свою очередь, напрямую зависят от качества ресурсов.

В зависимости от количества набранных баллов по итогам оценивания каждый ресурс имел свою принадлежность к соответствующему вариационному ряду. При построении интервального вариационного ряда было выбрано оптимальное количество групп (интервалов признака) - 3, и установлена длина интервала, которая рассчитывалась по математической формуле Стерджесса:

И = Хт ах - Хт т п '

где И - длина интервала;

Хтах - наибольшее значение признака купности;

Хтт - наименьшее значение признака купности;

п - количество образуемых групп [5, с. 31 - 37].

Каждый отрезок интервала характеризует соответственно низкий, средний и высокий уровень состояния ресурса. Отрезки интервалов для каждого из 10 ресурсов определялись отдельно и носили неизменный характер в процессе всего исследования (таблица 1).

в изучаемой сово-в изучаемой сово-

Таблица 1

Уровни состояния ресурсов, характеризующих готовность образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО

Ресурс образовательной организации Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Нормативно-правовое обеспечение 0-6,3 6,4-12,7 12,8-19

финансово-экономическое сопровождение 0-11,3 11,4-22,7 22,8-34

Информационное обеспечение 0-4 4,1-8,1 8,2-12

Кадровое обеспечение 0-27 27,1-54,1 54,2-81

материально-техническое обеспечение 0-4,6 4,7-9,3 9,4-14

программно-методическое обеспечение 0-5,6 5,7-11,3 11,4-17

внеурочная деятельность 0-7,3 7,4-14,7 14,8-22

психолого-педагогическое сопровождение 0-2 2,1-4,1 4,2-6

здоровьесберегающая деятельность 0-4,3 4,4-8,7 8,8-13

удовлетворённость родителей образовательным процессом 0-20 20,1-40,1 40,2-60

Для обобщения конкретных единичных данных по каждому ресурсу, образующих совокупность с целью обнаружения типичных черт и закономерностей, присущих каждой образовательной организации (или муниципальному образованию) в целом применялся индексный метод.

Индексный метод - метод анализа компонентных связей, это вид связей, когда изменение какого-то сложного явления целиком (определение готовности образовательной организации к введению и освоению ФГОС НОО) определяется изменением компонентов (показателей, характеризующих состояние ресурса), входящих в это сложное явление, как множителей [6, с. 139 - 144].

В рамках данного исследования было введено понятие индивидуального индекса готовности образовательной организации (или отдельного муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО.

Индивидуальный индекс образовательной организации (или отдельного муниципального образования) - это общий уровень готовности образовательной организации (или муниципального образования) к введению и освоению ФГОС НОО. Представленная индексная модель является аддитивной, так как в качестве уравнения берётся простая сумма:

i = a+b+c+d+e+f+g+h+j+k,

где i - индивидуальный индекс образовательной организации (или отдельного муниципального образования);

баллы (или их среднее значение для муниципальных образований), полученные за состояние:

а -нормативно-правового обеспечения; Ь -финансово-экономического сопровождения; С -состояние информационного обеспечения; d -кадрового обеспечения; е -материально-технического обеспечения; ^программно-методического обеспечения; g -внеурочной деятельности; И -психолого-педагогического сопровождения; j -здоровьесберегающей деятельности; к -удовлетворённости родителей образовательным процессом.

На основании уровня индивидуального индекса определяется качество условий готовности образовательной организации (муниципального образования) Ставропольского края к введению и освоению ФГО НОО в период с 2011 - 2012 по 2014 - 2015 учебный год.

Для обобщения и обработки данных вся информация была собрана в общую таблицу, в которой возможно отследить состояние ресурсов как отдельной образовательной организации, так и муниципального образования в целом. А также средний показатель по Ставропольскому краю. Рассмотрим динамику качества условий готовности образовательных организаций (муниципальных образований) на примере Александровского и Кировского районов.

В 2011 - 2012 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций в Александровском районе характеризовался низким уровнем и составил 77,8 баллов. Из 13 образовательных организаций, участвующих в мониторинге,

только 4 имели ИНДЕКС готовности среднего уровня (МОУ СОШ №4 - 128; МОУ СОШ №6 - 101; МОУ ООШ №12 - 141; МОУ ООШ №16 - 95). Индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций в Кировском районе также характеризовался низким уровнем и составил 73,5 баллов, что констатирует плохие условия готовности образовательных организаций данного района к введению и освоению ФГОС НОО.

В 2012 - 2013 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности к введению и освоению ФГОС НОО Александровского района вырос по сравнению с прошлым годом на 22.7 балла и составил 100,5 баллов, что означает переход района из типа плохих условий готовности к введению и освоению ФГОС НОО в тип хороших условий. Этот переход состоялся за счет улучшения нормативно-правого обеспечения на 1,4 балла (МОУ СОШ №2 -8; МОУ СОШ №12 - 8; МОУ СОШ №16 - 7), улучшения финансово-экономического сопровождения в МОУ СОШ №3, МОУ СОШ №12, улучшения информационного обеспечения в МОУ СОШ №2, МОУ ООШ №11, МОУ ООШ №16, улучшения состояния кадрового обеспечения на 6,2 балла, материально-технического обеспечения на 1 балл, улучшения программно-методического обеспечения на 1,1 баллов, внеурочной деятельности на 1 балл, психолого-педагогического на 0,5 балла, здоровьесберегающей деятельности на 1,2 балла, повышением удовлетворённости родителей образовательным процессом на 6,6 балла.

В Кировском районе в 2012 - 2013 учебном году также наблюдается увеличение индивидуального ИНДЕКСА готовности образовательных организаций к введению и освоению ФГОС НОО на 4,7 баллов и составил 78,2 балла, соответственно состояния ресурсов данного муниципального образования имеет по-прежнему низкий уровень. Минимальное улучшение наблюдается в состоянии такого ресурса, как здоровьесберегающая деятельность - 0,1 балл (МБОУ СОШ №6 +1 балл), максимальное улучшение фиксируется в состоянии кадрового обеспечения - 1,8 балла (МБОУ СОШ №26 +1 балл и МБОУ СОШ №13 +22 балла).

В 2013 - 2014 учебном году Александровский район продолжил улучшение состояния качества ресурсов и индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций к введению и освоению ФГОС НОО вырос на 27,4 балла и составил 127,9 баллов. В 2013 - 2014 учебном году только удовлетворённость родителей образовательным процессом перешла на средний уровень, состояние остальных ресурсов находится на низком уровне.

В 2014 - 2015 учебном году индивидуальный ИНДЕКС готовности образовательных организаций Александровского района к введению и освоению ФГОС НОО вырос на 62,4 балла и составил 190,3 балла. Практически состояние всех ресурсов данного муниципального образования имеет высокий уровень (кроме нормативно-правового обеспечения, финансово-экономического сопровождения и внеурочной деятельности, которые имеют средний уровень).

Следует отметить, что в Кировском районе, в 2014 - 2015 учебном году ситуация обстоит намного хуже, индивидуальный ИНДЕКС составил 92,6 балла, а это означает, что качество условий готовности данного муниципального образования к введению и освоению ФГОС НОО по-прежнему констатируется плохим. Из 10 оценивающихся ресурсов, только 4 перешли на средний уро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.