Одним из важнейших требований ФГОС НОО является требование к кадровому обеспечению образовательного процесса в начальной школе. В Ставропольском крае в 579 школах численный состав учителей начальных классов, реализующих ФГОС 1-х, 2-х, 3-х классов составляет - 3967 человек. Из них высшее профессиональное образование имеют 3038 человек (76,6%); с высшим педагогическим образованием - 2978 педагогов (75%); учителей со средним специальным образованием - 924 человека (23,3%), из них среднее педагогическое образование имеют 906 человек (22,8%); среднее (полное) общее образование у 5 педагогов (0,1%).
Квалификационную категорию имеют 73,6% педагогов, из них высшую -- 39,4%, первую - 34,2%, не имеют категории 26,4% учителей. В ходе анализа данных выявлено, что наибольшее количество учителей 1-3-х классов, не имеющих категории, работают в Будённовском (48 человек), Изобильненском (46 человек), Кочубеевском (58 человек), Минераловодском (55 человек) районах, а также в г. Пятигорске (54 человека) и г. Ставрополе (169 человек).
Ниже среднекраевого уровня сложился показатель катего-рийности учителей в 10 районах края (город Ессентуки - 69,83%, Предгорный район - 69,82%, Ипатовский район - 68,70%, город Ставрополь - 64,86%, Красногвардейский район - 62,67%, Советский район - 61,40%, Кировский район - 60,91%). Из них самый низкий в Кочубеевском районе (58,27%), Левокумском районе (55,71%).
Состав учителей первых, вторых, третьих классов в возрасте от 35 до 55 лет - 70,3% от общего числа, молодыми специалистами являются 210 учителей (5,3%); учителей пенсионного возраста - 405 (10,2%), в возрасте от 25 до 35 лет (14,1%) - 561 учитель.
По стажу работы учительский состав первых, вторых, третьих классов распределился следующим образом: со стажем свыше 20 лет - 2316 человек, что составляет 58,3%, т.е. большую часть учителей; стаж работы от 5 до 20 лет имеет 30,7 % учителей (1219 человек); менее всего - со стажем работы от 3 до 5 лет - 166 человек (4,1%) и до 3-х лет - 266 человек (6,7%).
Для организации и проведения внеурочной работы в 1-4-х классах привлечено 503 педагога дополнительного образования, при этом среди педагогов дополнительного образования нет работников, имеющих полную занятость в школах.
Наибольшее количество педагогов дополнительного образования для реализации ФГОС НОО привлечено в Минераловодском, Георгиевском, Ипатовском, Изобильненском районах, а также в г. Ставрополе и г. Пятигорске, а наименьшее количество педагогов дополнительного образования - в Новоселицком, Степновском, Туркменском, Нефтекумском районах и в г. Лермонтове; отсутствуют педагоги дополнительного образования в Арзгирском и Благодарненском районах. Высшую квалификационную категорию имеют 145 педагогов дополнительного образования, что составляет 28,8%; большая часть педагогов имеет
Библиографический список
первую категорию - 224 человека (44,5%); не имеют категории 134 человека (26,6%).
Большинство педагогов имеют высшее образование - 370 человек (73,5%), из них высшее педагогическое образование у 351 педагога (94,9%); среднее специальное образование у 129 человек (25,6%), из них педагогическое образование имеют 100 человек; не имеют образования 4 человека (0,8%).
Данные о возрасте педагогических работников дополнительного образования показали следующее: в возрасте от 35 до 55 лет - 306 человек (60,8%), 111 человек в возрасте от 25 до 35 лет (22%), 67 человек пенсионного возраста (13,3%) и до 25 лет - 29 человек (5,8%).
Педагоги дополнительного образования в Ставропольском крае в основном имеют стаж от 5 до 20 лет - 243 человека (48,3%), стаж свыше 20-ти лет у 185 педагогов (36,8%). Молодых специалистов (стаж до 3-х лет) и педагогов дополнительного образования со стажем от 3-х до 5 лет примерно одинаковое количество - 36 (7,1%) и 39 (7,7%). В Ставропольском крае нет вакансий на должность педагога дополнительного образования.
Таким образом, не все учителя и другие педагогические работники имеют образование и квалификационную категорию, соответствующие требованиям ФГОС НОО, что может отрицательно сказаться на качестве образовательной услуги.
Анализ информации о состоянии педагогических кадров 579 образовательных организаций Ставропольского края, реализующих общеобразовательные программы, по итогам мониторинга введения федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) показал следующее:
1. В 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края продолжен переход обучающихся на ФГОС НОО.
2. К достоинствам региональной кадровой политики следует отнести высокий образовательный ценз педагогических работников общеобразовательных учреждений (75,4%), востребованный темп подготовки педагогических кадров к поэтапному введению ФГОС НОО (99,8%).
Цель данного педагогического мониторинга - оперативно выявлять все качественные изменения условий, происходящие в общеобразовательных учреждениях края образования. В рамках гуманистической парадигмы образования важно, чтобы в принятии решений принимали участие все участники образовательного процесса [3]. Управление качеством образования на основе оценивания ресурсов, использование количественных и качественных характеристик и критериев позволяет решить комплекс задач: оценить состояние системы, уровень качества образования, которое она обеспечивает; выявить сильные и слабые стороны системы и определить приоритеты развития, индикаторы и их целевые значения; выявить факторы и условия, которые определяют сложившийся уровень качества образования и на этой основе выбрать необходимые управленческие действия для повышения качества образования.
1. Борисова Л.П., Ромаева Н.Б., Магомедов РР Модель диагностики качества обучения студентов в системе профессионального образования. Вестник Адыгейского университета. 2009; 4: 15 - 20.
2. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. Москва: Изд-во МИОО, 2004.
3. Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России (середина XIX- ХХ вв.): автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Пятигорск: ПГЛУ, 2004.
References
1. Borisova L.P., Romaeva N.B., Magomedov R.R. Model' diagnostiki kachestva obucheniya studentov v sisteme professional'nogo obrazo-vaniya. Vestnik Adygejskogo universiteta. 2009; 4: 15 - 20.
2. Bahmutskij A.E. Monitoring shkol'nogo obrazovaniya. Moskva: Izd-vo MIOO, 2004.
3. Romaeva N.B. Razvitie gumanisticheskoj pedagogiki Rossii (seredina XIX - XX vv.): avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Pyatigorsk: PGLU, 2004.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 378
Taran V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University (Taganrog,
Russia), E-mail: [email protected]
Shcherbina V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training, South Federal University
(Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
THE ASSESSMENT OF PHYSICAL CONDITIONS IN PHYSICAL EDUCATION. In the paper the analysis of measuring methods and state of health evolution is carried out. In connection with the problem of survival of both the individual and society as a whole there is a problem of quantitative health measuring. The authors present some relevant mathematical formulae. The authors also offer a complex index of health condition of a person. The developed program allows determining the influence of various factors on the human body and adjust the healing process. Technology to quantify the efficiency of the process of physical education, healing techniques, and the health will allow: to measure and assess the state of health of every individual; to monitor the level of health and the impact that various factors; evaluate the impact of different technologies and methods of physical education on the health status of the individual.
Key words: health, indices of health, complex index of parameters, characteristics.
В.А. Таран, канд. пед. наук., доц. кафедры физвоспитания, ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»,
г. Таганрог, Е-mail: [email protected]
В.А. Щербина, канд. пед. наук., доц. каф. физвоспитания ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»,
г. Таганрог, Е-mail: [email protected]
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Приводится анализ методов измерения и оценки состояния здоровья. В связи с проблемой выживания как человека, так и общества в целом ставится задача количественного измерения здоровья. Представлен соответствующий математический аппарат, предлагается комплексный показатель состояния здоровья. Разработанная программа позволяет определить влияние различных факторов на организм человека, а также корректировать процесс оздоровления. Технология количественной оценки эффективности процесса физического воспитания, методик оздоровления и самого здоровья позволит: измерять и оценивать состояние здоровья каждого индивида; контролировать уровень здоровья и влияния на него различных факторов; оценивать влияние различных технологий и методик физического воспитания на состояние здоровья индивида.
Ключевые слова: здоровье, показателиздоровья, комплексный показатель здоровья, параметры,критерии.
В процессе физического воспитания иподготовки спортсменов по различным видам спорта немаловажным обстоятельством является регулярный контролярястдянияздоровья. Состояние здоровья на каком-либо этапе жизни человека и его оценка могут варьироваться в широкомтиапазонеддоттивиыл реакций вплоть до компенсированной и декомпенсированной дезадаптации. Здоровье является сложноькятегориейитред-ставляет собой результат взаимодействия индивида и окружающей среды (условия его существованип,трлнировки,воду щие мотивы его жизнедеятельности и мироощущение в целом). Физическое и психическое здоровье необходимо раисманриватмн динамике. В современном обществе сложилось противоречие между накопленным научно-технологичовкнмитготнтвчивким потенциалом физической культуры и уровнем его освоения отдельными людьми. Необходимо рассматривать здоровье человека как самостоятельную социально-мядицинг^ю катягорыю, которой можно управлять и сущность которой может быть количественно и качественно охарактери ноьдноопроделенным и критериями.
Традиционные методы оценки здороюиячвяовека основываются преимущественно на качественных характеристиках духовного, физического и социального благополучия, а в качестве средств для такой оценки используются, главным образом, различные модификации анкет. Количестияняое имвиренгя здоровья возможно при решении следующих задач: выявление наиболее профессионально значлмыткачеств и свойств организма, обеспечивающих оптимальное функционирование каждого из компонентов деятельности чело века, а тадже нтДо р соответствующих тестов из различных областей для их количественного измерения и оценки; разоаботяа дятематического аппарата обработки обширной информации (её объективной и субъективной составляющих) по результатам комплексиогтне-стирования измеряемых качеств и свойств организма. Создание соответствующего математического аппанаьд явояетяя ьсновнтй и достаточно сложной проблемой. Прежде всего, это разнородность информации, поступающей в резульианьтяртировинив. Часть информации носит объективный характер (результаты измерения соответствующими приборами), а часть - субъективный характер (результаты тестов, представлeндыи,гaпитмос, по 3-или 4 - балльной шкале). Нахождение интегральной характеристики возможно путем использования теорти нечетких множеств и метода лингвистической переменной [1]. Рассмотрим в сокращённом виде технологию интегральной (ксличостненной) оценяи здоровья. Под комплексным показателем здоровья Z понимается числовая безразмерная неотрицательтсявелнтиня, изыеняю-щаяся в диапазоне [0; 1] и принимающая значения:
1 - у абсолютно здорового, тренирьванного cяя-вecтоьвcжи-ческого человека, систематически занимающегося физкультурой и спортом;
0,5, жпроктечоскиндорввого нялреьояовонноги сре^естав тистического человека, не занимающегося физкультурой и спор-тнм;
0 - у нездорового человека, находящегося на грани риска.
Погaзaтитью^oдтньн - cпcтоюиoДпoрaзатоя, являжыийви функцией ряда параметров, прямо или косвенно определяющих здоя^^ьн'^б^лр^^^^- Пpинеoбрд-чмocнивoзможно исиользвна-ние другой шкалы (например, пятибалльной или стобалльной). Переход к другой шкале производится путем умножения показателя здоровья на постоянную величину. Исходные параметры,
подразделмны: на глобальные и локальные - по степени влияния на общее со стоян ие здо-новьв; на олъькоивняlииcобдeкьивныe-твяapaктepy иоЖлpыю-ции, их определяющей.
Глобальными мы будем называть параметры X = (Хр Х2,...,ХпВ,влпьд ооте^ь зе ттpeдолëннвlв флииця! дриводите полной потере здоровья. Выход за границы одного локального показятеоя приотдив к чсвтииной поте ^здоровья. Глoбaльоыжи могут быть как простые, так и комплексные параметры, зависящие от нескольких локальных параметров:
O^ыьoпяeдялeнияпокaззлeляcвдтoянняеоoялоьянeoбxв-и-мы следующие исходные данные:
• перечень глобальных и локальных параметров, определяющих показатель здоровья;
• лока лон ыипоридттны, ооъединённыев г pяпды,кaмxий из которых должен быть сопоставлен комплексный глобальный параметр. Каждому из локальных параметров должен быть присвоен весовой коэффициент, определяющий вклад локального пврамвьра в кoмплвкcптlTглoбaр ьвыТпноаметр;
• для субъективных параметров, определяемых по линг-тиcтимвcкоTшкaле (мяеpим1дт, «оороюo(>,«yжьклeтвoситeлы^o», «сильные боли», «незначительные нарушения сна» и т.п.), должны быдь зодaныcпитки вв дтвгткcтиояcкиx зпaчонlгй, а тяlюврл-ответствующие им числовые значения в диапазоне [0; 1];
я длядоыдoкo oПтектидlгoгo посаметра(локального х и глобального X) должны быть заданы 3 значения (на уровнях 1;
прон
бocкопы(в «азныя паряпвтрлl иямернются яо [эозгивным шкалам в разных единицах и изменяются в различных диапа-еонах, нллевиоб paткoгl ривдтти их к oдпoмдlгныж бее^змерным нормированным переменным (глобальным Y и локальным у) путем
Критерии. Целью вычисления критериев являются ограни-чвнпя пеоамеяровв ыисеазтпе [В; К являются не-
линейными гладкими функциями нормированных параметров. Tpилepиипргтимaют »ню«eни»:
ISSN 1991-5497. МИР НАУ0И, КУЛЬТУP^I, OPPAЗOBAHИЯ.IПи 2 (51)2015
0 - при нулевом или отрицательных значениях приведены о-гопа ра метра;
О,5 - пра рначеиио паиЕ!ед^1аао1"о na|^<ai\a^'^f3cs, роаном 0,0;
1 5 р^ значанпрх и^ииденааио o^faaoe"4Eoa, е<ивчо1)о иоио превышающих 1 ;
Оанитирамееры, определхющлеооооияниеадорчиоа, ктн-тег^иоо могут оа,ти оокальными и ыlо0оeьиыми, Ютохиоапо показателе оооироат ¡зь^!аиамчо"Г(1я кгаог ф^вцио ча1 илввеОаою.:-^^!), р-зи-i^e^finee. МДл cимъeпcиииоlх по[з<амоа[зт13 кп)ита°оии (воаподго юо р ИХ|еоСЛИВЬ)1МР ВитрааНИЯМИ; ИимхдпитыПх ПХ ЧИ^ЛОЕОЕ-lO шКИРН в диаоиконе)Я;1]. Прроетио пычисляютих по ирcмииaпaннырзичг чеортм параметров пyтeмхeвoиPИнcгп п^рбразяхариа:
роля гртОольныхроатсриаа
Л-О
г 1 cos "У:
СГ"
пцзи TT П 0 , при О П П> Д 1, при П" > 1;
- для локальныхкритериев
ГЛ_о \т>0 11,311 У < 0 I П]РиО < <» < 1,
^ 1 ' > п|ри <> 1. Параметр т. определяется из условия:
" = (1 - д — _ о,Ь9з 1П (1 - ттГ^)) -
- дЛ( Г_ОбаЛЬНЫХ КрИ_еДИе( '__
ТП( = С:» - ^яМКУ^-1 Д (»_ о,(Б,9:з 1п(1 - _у>(О-50))
- слк лскользоя критериев (4)
Дпи кажлой |-р>ук>—и=>1 л окальн ых кр ите рие в определяется гл о-бальтый|^р(ле[зие1 уутем линейной свертки:
^ — Кд+еИ—
oo/eEKi/ o весовые кceффициeнты, тыoeдeляющиe ^клид eoo-;po\^o ok ] лoкoлнныx ppитopиeвj-пиpeнпывглoбaльный крите-[-^1! К:;
b:)M o- nHHo'e^HT^ глыbaляиoro зoиpepиo ИС пьи нилocыlx oнaoн-ниях ec^x пpиыeoиeы teE гиадпы.
Cткммe лчeп весовых кoэффxcиeнтoвкнитepиeв, принадли-жo-xиx к eинaп OJкpпыET| цс^лжна аoдoeтчнo lx
ьь:
'Х
7 = 0
Опрыдь—ынлы комплексного показателя состояния здоровья. Комплексный показарель здоровья представлие» соС^с^й сеункцию всех глсбальных криториев . Функцоя ирлодавн следуа ющ ми свойствами:
1. Комплексный показатели здтосвдяаринемоетзначениоУ в то м и телько хоя олучесли зналс вдо лдех кмхралньа1т фите риев р ав н ы 1.
2. Комплексныйпсксзнзeлтпpинвлнeтунaчнннн р в том случае, если значение хотя бы одного локального критерия равно 0.
3. Если з начериеодндгоазерисориевеллбллжаетси клувю, ком пле ксный пооазоражс здортевяопределлбтая в основвно этим кр ите рием .
4. Уменьшение критерия, имеющего исходное малое значение, может быть скомпенсированебод ьшим рмеличенисе о^сте-рия, имеющего исходное б олсшвезндчьеие.
5. Наиболее кмдхорищеЯ, зн вршел^^о^нани^,(^ункцией компыикског— йо^азае^еля здоровья является функция вида
- (N \м
opo
(6)
ипре- 10-р —оси— олзИудпных врирзриов, к"е-исо-с-я еллзчественной оценки эффективности про-кеька иПаиио—ел—го о—ссипорзя,методик оздв-рвиноияя самонн змокаьпыпсзколити излеяяси и оценивать состояние здоровья каждого индиведа; кеньаолиоанатонврмань бтмрoвьииншияаир на него различ ных факторо в; оценивать влияние различных тех-ооло гой — методик аррзыирокого м0cприлни0нaмрир0анимздам0-вьлучащих се.
Библиографическийсписок
1. ГлушенкоА.А.,ТаранВ.А. Инструментальноеобеспечениепроцессафизическоговоспитания. Москва: МПА-ПРЕСС, 2004; Ч I References
1. Glushenko A.A., Taran V.A. Instrumental'noe obespechenie processa fizicheskogo vospitaniya. Moskva: MPA-PRESS, 2004; Ch II.
Статья поступила в редакцию 12.02.15
УДК 378
Ustinova L.G., Cand.ofSciences(Sociology),seniorlecturer, policecolonel,HeadofDepartment of Common Law Disciplines, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
SultanovaM.V., Cand.ofSciences(Philosophy), senior lecturer, policecolonel,DepartmentofCommon Law Disciplines, Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Stavropol Branch (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF THE INTEREST OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERIOR TO THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL DISCIPLINES CYCLE. The article considers the problem of the formation of interest of students of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs to the development of professional disciplines cycle. The authors distinguish the following methods of involving and holding the interest of cadets to their professional studies, using their own experience in teaching: techniques of presentation, i.e., the use of visual materials; specifying transition from abstract, theoretical reasoning of concrete events, taken from life, practice, and educational technologies of personification, mentioning the names of specific regions, organizations, appeal to the personal experience of the cadets, a personal appeal to someone in the students' audience; sharing invitation of students to find answers to questions; techniques for creation of problem situations; solve practical problems and others.
Key words: students of higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs; interest, methods and techniques of causing and holding interest of cadets.
Л.Г. Устинова, канд. соц. наук, доц., полковник полиции, начальник каф. общеправовых дисциплин, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]