ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (профиль - начальное образование)
Э. М. Галямова, М. В. Школьникова
Аннотация. Авторы исходят из изменений и преобразований, происходящих в системе подготовки бакалавров в высшей школе, ставят задачу разрешения насущной для системы образования проблемы реализации ФГОС за счет определения необходимых специальных компетенций для учителей начальных классов. Данная статья отражает новые тенденции в подготовке бакалавров и предлагает конкретные изменения, которые основаны на изучении государственных документов, существующей системы подготовки и определения новых направлений.
Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт, профессиональные компетенции, подготовка бакалавра, начальное образование.
Summary. The authors have based their study on the changes in the system of bachelor professional training in the institutions of higher education. The goal of the authors is to solve the topical problem of realization of the Federal Standard by identifying the necessary special competences for a primary school teacher. The present article reflects the new tendencies in bachelor training and suggests concrete changes which are based upon studying federal documents and the present system of training as well as defining new directions.
Keywords: the department of primary education, the common education skills, the junior pupil.
73
В рамках выполнения Инновационной образовательной программы и реализации собственных инициатив факультета начальных классов в последние годы был создан ряд структур, требующих дальнейшего развития и координации деятельности.
При объективной обусловленности массового спроса на высшее образование в ядро образовательной системы превратится высшее образование широкого профиля (бакалавриат), дополняемое спектром систематически
обновляемых магистерских программ и широким выбором программ профессиональной и общекультурной подготовки и переподготовки.
Таким образом, высшее образование (на уровне бакалавриата) становится массовым и всеобщим, формируя компетентность самообразования и создавая тем самым фундамент не только для магистратуры, но и для гибкого образования в течение всей жизни, которое, в свою очередь, состоит из многообразия учебных модулей (программ).
В новой модели обучения студенты строят индивидуальные траектории и становятся мобильными за счет выбора курсов и программ. Это можно будет реализовать только в том случае, если вместо исключительной ориентации на усвоение готовых специализированных знаний, содержание образовании, в первую очередь, будет ориентироваться на формирование креативных и социальных компетенций, а также готовности к переобучению. На реализацию именно этих целей и направлен новый ФГОС ВПО.
Основной деятельностью факультета начальных классов является создание условий для непрерывного высококачественного образования, основанного на инновационных программах в системе начального образования и новых технологиях обучения, направленных на подготовку высококлассных специалистов с развитой познавательной самостоятельностью, готовых к творческой педагогической деятельности и конкурентоспособных на рынке труда.
Для того чтобы выяснить как лучше реализовать данное положение в прак-80 тике обучения, на факультете начальных классов был проведен эксперимент, результаты которого изложены ниже.
Прежде всего, на базе факультета начальных классов и научной экспериментальной площадки был проведен опрос учителей начальных классов, завучей начальной школы, профессорско-преподавательского состава факультета начальных классов, студентов-вы пуск ни ков, работающих в образовательных учреждениях г. Москвы по теме «Формирование профессиональных компетенций современного учителя в условиях реализации ФГОС "Начальное общее образование"». Цель опроса состояла в
том, чтобы определить (в зависимости от уровня знаний учителей основных терминов и положений ФГОС НОО и ФГОС ВПО) те приоритетные направления, на которые необходимо обращать внимание при обучении студентов по специальности «Педагогика и методика начального образования» и бакалавров по профилю «Начальное образование».
В опросе приняли участие 65 человек. Из них: 50 учителей школ (в том числе завучей школ, воспитателей ГПД) и 14 преподавателей вуза. Для опроса была предложена приведенная ниже анкета, правильные ответы которой выделены жирным шрифтом.
ФГОС: Начальное общее образование
1. Насколько хорошо Вам известен текст ФГОС НОО?
- знаю хорошо;
- не знаю совсем;
- не достаточно хорошо.
2. Во ФГОС НОО заложены требования к результатам освоения образовательной программы. Выберите то, что, по Вашему мнению, относится:
а) к личностным результатам:
- овладение межпредметными понятиями и ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию, готовность и способность их к саморазвитию;
- освоенный при изучении учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания;
б) к метапредметным результатам:
ф
- овладение межпредметными понятиями и ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию, готовность и способность их к само-раз витию;
- освоенный при изучении учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания;
в) к предметным результатам:
- овладение межпредметными понятиями и ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;
- сформированность у учащихся мотивации к обучению и познанию, готовность и способность их к само-раз витию;
- освоенный при изучении учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания.
3. Одним из ключевых терминов ФГОС НОО является термин «Универсальные учебные действия». Как Вы его понимаете?
- развитие знаний, умений и навыков у учащихся;
- самостоятельная работа учащегося;
- умение учащегося учиться.
- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности;
- овладение широким спектром логических действий и операций;
б) к познавательной сфере:
- регулирование и оценивание своих действий;
- умение слушать собеседника, пере давать информацию;
- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности;
- овладение широким спектром логических действий и операций;
в) к коммуникативной сфере:
- регулирование и оценивание своих действий;
- умение слушать собеседника, передавать информацию;
- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности;
- овладение широким спектром логических действий и операций;
г) к регулятивной сфере:
- регулирование и оценивание своих действий;
- умение слушать собеседника, пере давать информацию;
- формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности;
- овладение широким спектром логических действий и операций;
4. Выделяются четыре сферы универсальных учебных действий. Выберите то, что, по Вашему мнению, относится
а) к личностной сфере:
- регулирование и оценивание своих действий;
- умение слушать собеседника, передавать информацию;
5. Выберите из следующих положений те, которые являются нововведением во ФГОС НО О и носят обязательный характер:
1. Междисциплинарный характер образовательных программ.
2. Примерные программы по учеб ным предметам.
3. Дифференциация обучения.
4. Преемственность всех звеньев образования.
5. Дополнительное образование в начальной школе.
6. Возраст поступления в школу.
7. Накопительная система оценивания.
8. Универсальные учебные действия.
9. Шестидневная учебная неделя.
Впишите номер (а) того положения,
который для Вас является наиболее актуальным, но малоизученным_
Чему, по Вашему мнению, следовало бы уделить внимание, но в стандарте об этом не упоминается_
6. Обновлен базисный учебный план. Выберите из списка то, что, по Вашему мнению, относится
а) к инвариантной части учебного плана:
- дополнительные занятия с учащимися по предметам на их выбор, курсы, в которых заинтересован ученик и его родители;
- занятия в форме экскурсий, кружков, соревнований, исследований;
82 - предметы обязательной программы;
б) к вариативной части учебного плана:
- дополнительные занятия с учащимися по предметам на их выбор, курсы, в которых заинтересован ученик и его родители;
- занятия в форме экскурсий, кружков, соревнований, исследований;
- предметы обязательной про-грам мы;
в) к внеурочной деятельности:
- дополнительные занятия с учащимися по предметам на их выбор, курсы, в которых заинтересован ученик и его родители;
- занятия в форме экскурсий, кружков, соревнований, исследований;
- предметы обязательной программы.
ФГОС: Высшее профессиональное образование
1. Насколько хорошо Вы знаете текст ФГОС ВПО?
- знаю хорошо;
- не знаю совсем;
- не достаточно хорошо.
2. Одним из ключевых терминов ФГОС ВПО является термин «Компетенция». Как Вы его понимаете?
- приобретение знаний, умений и навыков студентами для успешной профессиональной деятельности;
- готовность к применению знаний и умений в профессиональной деятельности;
- определенный набор качеств личности студента, необходимый для профессиональной деятельности.
3. Как вы считаете должны ли вводиться новые формы обучения в связи с внедрением ФГОС ВПО?
- да, обязательно;
- нет, традиционные формы лучше проверены временем;
- не знаю.
4. Какая из форм организации лекций кажется Вам наиболее эффективной для восприятия информации студентами. Выберите одну:
- проблемная - изложение материала с постановкой проблемы;
- бинарная - изложение содержания в форме диалогического общения двух преподавателей;
- лекция-визуализация - с демонстрацией учебных материалов;
- «обратной связи» - изложение материала с заранее запланированными ошибками;
- лекция - пресс-конференция;
- лекция - дискуссия;
- лекция с разбором конкретной ситуации.
5. Какая из форм организации
семинарских занятий кажется Вам наиболее эффективной для восприятия информации студентами. Выберите только одну:
- семинар-дискуссия - коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе;
- семинар-дебаты - обмен мнениями и прения с целью убеждения в правильности своей позиции;
- практическое занятие-презентация - представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред;
- практикум - организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующая от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков;
- практическое занятие на основе кейс-метода - обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия педагогической деятельности.
6. Какая из форм организации
самостоятельной работы студентов кажется Вам наиболее эффективной для повторения изученного материала студентами. Выберите только одну:
- выполнить конспект, реферат, аннотацию;
- выполнение заданий поискового исследовательского характера;
- подготовить под руководством преподавателя лекцию (семинар) по теме;
- выполнение заданий в процессе практики;
- контрольная работа - письменное выполнение;
- выполнение творческого, поискового задания по определенной теме.
7. Какая из форм оценки знаний студентов кажется Вам наиболее эффективной для определения их уровня знаний. Выберите только одну:
- оценка остаточных знаний студен тов;
- оценка заключительного экзамена, проводимого в устной или письменной форме;
- рейтинговая система оценивания;
- портфолио;
- государственный экзамен и защита ВКР.
8. Какие из вышеперечисленных ниже форм вы используете в своей профессиональной деятельности:
9. Напишите формы обучения, которые вы планируете (или хотели бы) использовать в связи с внедрением новых стандартов:
10. Какая из форм проверки компетенций студентов кажется Вам наиболее эффективной. Выберите только одну:
- на защите ВКР;
- на государственном экзамене;
- на педагогической практике;
83
84
- в течение всего срока обучения. Предложите свой способ проверки компетентности учащихся:
Спасибо за сотрудничество.
Результаты высчитывались в процентном отношении.
Опрос показал, что 69% учителей начальной школы и 84% преподавателей факультета начальных классов довольно хорошо ориентируются в следующих терминах и основных положениях ФГОС НОО:
- требования к результатам освоения образовательной программы: к личностным результатам, метапред-метным результатам, предметным результатам;
- универсальные учебные действия;
- сферы универсальных учебных действий: личностная, познавательная, коммуникативная, регулятивная;
- инвариантная и вариативная части обновленного базисного учебного плана и внеурочная деятельность.
Сами учителя свои знания оценили как недостаточно хорошие, что позволяет сделать вывод о том, что правильность ответов во многом зависит от многолетнего личного опыта учителя и его интуиции. Большинство преподавателей также оценили свои знания как недостаточно хорошие, тем не менее процент правильных ответов оказался выше, чем у учителей. Однако низкая оценка своих знаний учителями и работающими студентами (8%) говорит о том, что на факультете пока еще отсутствует целенаправленная работа ознакомления студентов со стандартом. В соответствии с этим было проведено исследование
мнения учителей и преподавателей о тех положений стандарта, которые на их взгляд являются малоизученными.
Учителя определили как малоизученные такие позиции, как накопительная система оценивания (29%), универсальные учебные действия (21%) и другие, представленные в табл. 1.
Тогда как у преподавателей оказались немного другие приоритеты: на первом месте оказался междисциплинарный характер образовательных программ (27%), на втором - универсальные учебные действия (24%). Тем не менее выделились основные приоритетные направления, по которым преподавателям необходимо проводить работу со студентами по дисциплинам профильного цикла:
- накопительная система оценивания;
- универсальные учебные действия;
- междисциплинарный характер образовательных программ;
- преемственность всех звеньев образования;
- дифференциация обучения;
- дополнительное образование в начальной школе.
Накопительная система оценивания является одним из самых сложных нововведений стандарта для применения на практике при обучении детей младшего школьного возраста. Тем не менее многие начальные школы и соответственно учителя уже несколько лет успешно движутся в данном направлении. В школах используют такие методы оценивания, как:
- наблюдение за деятельностью учащихся и их продвижением в обучении;
- оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий:
ф
Таблица 1
Малоизученные положения стандарта
Количество выборов
№ Положения стандарта учителя ОУ преподаватели ФНК
ед. % ед. %
1 Накопительная система оценивания 12 29 5 9
2 Универсальные учебные действия 9 21 8 24
3 Междисциплинарный характер образовательных программ 5 12 9 27
4 Преемственность всех звеньев образования 5 12 5 15
5 Дифференциация обучения 4 9 5 9
6 Возраст поступления в школу 3 7 1 3
7 Дополнительное образование в начальной школе 2 5 5 9
8 Примерные программы по учебным предметам 2 5 1 3
- оценка результатов рефлексии учащихся (самоанализ, дневники и др.).
Эти методы позволяют проследить как индивидуальный прогресс каждого ученика, так и оценить достижение определенного уровня подготовки всего класса в целом. Однако эти методы служат основой для дифференцированной оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика - как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка.
Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать оценку суммарного результата усилий учителя, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере - в решении учебных задач. К таким методам относятся:
- проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения;
- портфолио;
- рейтинговая система оценивания;
- выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Подобные методы позволяют отразить результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности - от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Соответственно данное положение необходимо развивать в виде компетенции бакалавров, обучающихся по профилю подготовки «Начальное образование», на таких предметах, как педагогика, методика обучения и воспитания младших школьников, методика обучения русскому языку и литературному чтению, методика преподавания математики, методика преподавания предмета «Окружающий мир», методика преподавания технологии, методи-
85
ка преподавания изобразительного искусства, теория и методика музыкального воспитания, методика обучения компьютерной грамотности. В соответствии с этим бакалавр должен быть готов к оценке учебных достижений школьников с учетом траектории индивидуального развития каждого ученика и норм в развитии его личности.
Понятие «Универсальные учебные действия» является достаточно новым для традиционной системы образования, а также для учителей, которые никогда не работали по системе Эльконина-Давыдова, главной задачей которой является освоение учащимися обобщенных способов действия. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1, с. 27].
Развитие универсальных учебных действий в начальной школе сопряжено с большими трудностями. Это настораживает учителей и заставляет их 86 скептически относиться к формированию УУД и к стандарту целиком. Тем не менее 66% учителей и 67% преподавателей верно понимают смысл этого термина, поэтому при правильной постановке целей руководством школы, а также при целенаправленном обучении студентов будущие учителя могут успешно справиться с данной задачей.
Данное положение стандарта может конкретизироваться в курсе изучения таких дисциплин, как педагогика, психология, методика обучения и воспитания младших школьников, методика обучения русскому языку и литературному чтению, методика препо-
давания математики, методика преподавания предмета «Окружающий мир», методика преподавания технологии, методика преподавания изобразительного искусства, теория и методика музыкального воспитания, методика обучения компьютерной грамотности, информационные технологии в образовании.
В соответствии с этим бакалавр должен быть способен выбирать и использовать оптимальные приемы и методы обучения, в том числе с применением информационных технологий, для формирования всех сфер универсальных учебных действий, обеспечивающих эффективную учебную деятельность, творческую активность, самостоятельность и познавательный интерес детей младшего школьного возраста.
Немаловажным фактором в освоении основных положений стандарта является понимание междисциплинарного характера образовательных программ. В соответствии с требованиями к структуре основных образовательных программ [2, с. 3] и закона «Об образовании» (Статья 14. Общие требования к содержанию образования. Пункт 5) образовательное учреждение должно самостоятельно разработать с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся основную образовательную программу, включающую в себя Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, являющейся междисциплинарной [3, с. 36].
Соответственно, можно говорить о том, что учитель должен быть компетентен не только в тех предметных областях и соответствующих им учебных предметах, которые он ведет, но и обе-
спечивать междисциплинарные связи. Этому могут способствовать такие дисциплины, как методика обучения и воспитания младших школьников, методика обучения русскому языку и литературному чтению, методика преподавания математики, методика преподавания предмета «Окружающий мир», методика преподавания технологии, методика преподавания изобразительного искусства, теория и методика музыкального воспитания, методика обучения компьютерной грамотности. Кроме того, должна быть связь между дисциплинами и методикой их преподавания. В этой связи важным представляется введение таких новых курсов, как «Методика интегративного курса «Окружающий мир», «Методика преподавания технологии с практикумом». Следовательно, бакалавр должен быть способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового, литературного, математического, естественнонаучного, художественно-эстетического образования и формировать единую инте-гративную траекторию обучения младших школьников.
Проблема организации преемственности обучения стоит очень остро, особенно в свете новых федеральных стандартов. Преемственность затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, далее - в основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огром-
ные возрастные и психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе из предшколь-ного звена на ступень начального общего образования) - и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. С преемственностью начального образования со средним звеном дело обстоит несколько иначе, так как здесь происходит деление на отдельные предметы. Разным учителям трудно соблюдать междисциплинарные связи, в том числе осуществлять преемственность там, где нет учебников, продолжающих линию, заложенную в начальных классах. 87
Формирование понятий преемственности происходит в курсе психологии, педагогики, методик преподавания отдельных предметов. В данном случае очень важно определить и согласовать требования к результатам освоения основной образовательной программы [3], и, соответственно, это непосредственным образом затрагивает и накопительную систему оценивания. Следовательно, бакалавр должен осознавать специфику начального образования, быть способным реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младше-
Таблица 2
Формы оценки знаний
№ Положения стандарта Количество выборов
учителя ОУ преподаватели ФНК
ед. % ед. %
1 Оценка заключительного экзамена, проводимого в устной или письменной форме 18 36 5 30
2 Государственный экзамен и защита ВКР 12 24 2 11
3 Рейтинговая система оценивания 10 20 3 18
4 Портфолио 6 12 5 30
5 Оценка остаточных знаний студентов 4 8 2 11
88
го школьного и младшего подросткового возрастов, быть готовым к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся.
Все эти положения ФГОС НОО можно учитывать при разработке и проведении дисциплин по выбору, рассматривать в курсовых работах и исследовать при написании выпускных квалификационных работах. Тогда можно подчеркнуть узкую направленность того или иного положения или рассмотреть его в совокупности с другими.
ФГОС ВПО закладывает новые требования и к педагогическому образованию. В основу примерной образовательной программы закладывается не знаниевый, а компетентностный подход к обучению студентов-бакалавров, то есть формируются не только знания, умения и навыки, но и способность их применять в профессиональной деятельности.
Традиционная система образования подразумевает проверку знаний студентов. Самой распространенной формой для оценки знаний и умений по-прежнему остаются: оценка заключительного экзамена, проводимого в устной или письменной форме; оценка остаточных знаний студентов; государственный экзамен и защита ВКР. Одна-
ко наряду с традиционным способом (оценка заключительного экзамена -30%) преподаватели ФНК выбирают и более новаторский способ - портфолио (также 30%), что отражено в табл. 2.
Современная система образования направлена на деятельностный, компетентностный подход к обучению студентов и подразумевает, как уже было сказано выше, развитие не только знаний, умений и навыков у обучающихся, но и компетенций.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья [3, с. 4-5].
Миссия основной образовательной программы высшего профессионального образования по профилю подготовки «Начальное образование» заключается в создании условий для формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетен-
ций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, инновационными программами и новыми технологиями обучения, направленных на подготовку учителей начальных классов, проявляющих познавательную самостоятельность, готовых к творческой педагогической деятельности.
ФГОС ВПО закладывают следующие требования:
- при разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников [4, разд. 15, п. 7.2];
- реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [там же, п. 7.3].
Таким образом, термин «Компетенция» становится ключевым во всех звеньях современного Российского образования и раскрывается через способность обучающегося применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Это находит подтверждение и в проекте «Наша новая школа»: «Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни» [5].
Студенты заочного и очно-заочного отделений внесли предложения о дифференцированном подходе и практической направленности в их обучении как в
лекционно-практической, так и самостоятельной работе. Так, 37% учителей и работающих студентов выбирают творческую форму самостоятельной работы, что говорит о предпочтении практического, деятельностного подхода в образовании, что, в свою очередь, подчеркивает необходимость введение понятия «Компетенция» и использование компе-тентностного подхода в обучении.
Компетентностый подход является нововведением в Российской системе образования, и, соответственно, возникают трудности в формулировки компетенций, которыми должны владеть студенты выпускники и учителя начальных классов, а затем в оценки уровня овладения компетенциями выпускников факультета начальных классов. Общекультурные и профессиональные компетенции выпускников всех педагогических факультетов определены п. 5 «Требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата ФГОС ВПО» [6, с. 4-7].
Более 80% опрашиваемых предлагает оценивать компетенции в процессе подготовки к профессиональной деятельности студентов и оценивать как с практической стороны (в процессе педагогической практики), так и с теоретической (в течение всего срока обучения). Также опрашиваемым были предложены другие способы проверки компетентности учащихся:
- проведение собеседования;
- разбор конкретных ситуаций;
- детальное рассмотрение ситуации с разных сторон;
- учет педагогического стажа студента;
- контрольные работы;
- рейтинговая система оценивания;
- тестирование.
89
Расширение задач перед начальной школой, ее учителями, психологами и методистами вызывает необходимость уделять большое внимание компетентности учителя в стремительно меняющейся концепции образования. Приоритет личностных и метапредметных результатов требует изменений и внесений корректив и в программу психолого-педагоги че ско-го цикла подготовки учителей начальных классов. Поэтому можно выделить несколько приоритетных направлений, на которые необходимо обратить внимание при формировании профессиональных компетенций бакалавров, обучающихся по профилю «Начальное образование»:
1. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий, которые являются одним из основных, ключевых направлений нового стандарта.
2. Изучение и внедрение накопительной системы оценивания.
3. Изучение междисциплинарного характера образовательных программ и внедрение интегративной
90 траектории обучения.
4. Изучение и внедрение дифференцированного подхода к обучению, основанного на мотивации учащихся.
5. Изучение и внедрение различных форм внеурочной деятельности в системе дополнительного образования.
Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин по выбору, а также учет их при разработке рабочих программ по дисциплинам профессионального цикла.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмоло-ва. - М.: Просвещение, 2008.
2. Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. - М., 2010.
3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. - М., 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр)». Приказ Министерства образования и науки РФ N 788 от 22 декабря 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://base. garant.ru/197487/
5. Проект: Национальная образовательная инициатива «Наша Новая Школа» [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.gov. ru/dok/akt/6591/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки N 373 от 6 октября 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://mon. gov.ru/files/materials/7195/373.pdf ■
ф