Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг формирования информационнопроектной культуры бакалавра технологии'

Педагогический мониторинг формирования информационнопроектной культуры бакалавра технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
READINESS / LECTURE-DIALOGUE / LECTURE-PROJECTS / MODEL / PROJECT / SYSTEM KNOWLEDGE / ГОТОВНОСТЬ / ЛЕКЦИЯ-ДИАЛОГ / ЛЕКЦИИ-ПРОЕКТЫ / МОДЕЛЬ / ПРОЕКТ / СИСТЕМНОСТЬ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаев А.Б., Раджабалиев Г.П.

В работе проанализирована проблема применения проектных методов в преподавании общетехнических дисциплин с использованием информационных технологий. Предложена модель развития инженерной проектной деятельности при обучении студентов общетехническим дисциплинам, включающая структуру готовности студентов к проектной деятельности. Проведённый эксперимент показал, что информационно-педагогическая культура преподавателя составляет целостное свойство личности, включающее умение целенаправленно работать с информацией, умения и навыки использовать её для получения, обработки и передачи учебной информации, владение компьютерными информационными технологиями, современными техническими средствами и методами и применение её в учебной деятельности, в том числе по развитию информационно-проектной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаев А.Б., Раджабалиев Г.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MONITORING OF FORMING INFORMATION-PROJECT CULTURE OF BACHELOR TECHNOLOGY

The paper analyzes a problem of applying design methods in teaching general technical disciplines using information technologies. The model for the development of engineering design activity in teaching students to general technical disciplines, including the structure of students’ readiness for design activities, has been redefined. The experiment showed that the information and pedagogical culture of the teacher is a holistic personality trait, including the ability to work with information purposefully, the skills and abilities to use it for receiving, processing and transmitting educational information, possession of computer information technologies, modern technical means and methods educational activities, including the development of students’ information and project culture.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг формирования информационнопроектной культуры бакалавра технологии»

22. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2010. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2011: 128 - 131.

23. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzyka, matematika, informatika: puti vzaimodejstviya i problemy sovremennogo 'etapa. V sbornike: Subkul'tury i kommunikativnye strategii informacionnogo obschestva. Trudy Mezhdunarodnoj nauchno-teoreticheskoj konferencii. Otv. za vypusk O.D. Shipunova. 2014: 81 - 83.

24. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Opyt matematicheskogo predstavleniya muzykal'no-logicheskih zakonomernostej v knige Ya. Ksenakisa «Formalizovannaya muzyka». Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2012; 4 (25): 135 - 138.

25. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.

26. Gorbunova I.B. Semanticheskaya traktovka fenomena muzykal'nogo prostranstva i vremeni i realizaciya ee v teorii i praktike obucheniya. Samokontrol'kakprincip formirovaniya tvorcheskoj lichnosti i ee aktivnoj konstruktivnoj pozicii v razvitii obschestv. Izbrannye pedagogicheskie trudy po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod redakciej A.V. Petrova, Yu.I. Scherbakova. 2018: 23 - 30.

27. Gorbunova I.B. O novoj oblasti sovremennoj muzykal'noj nauki i obrazovaniya. Vvedenie v situaciyu. V sbornike: Muzykal'naya informatika. Razvitie nauchno-obrazovatel'noj sfery: sbornik materialov Rossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Red.-sost. E.V. Orlova. 2018: 4 - 6.

28. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. V sbornike: 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.

29. Gorbunova I.B., Davletova K.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: povyshenie kvalifikacii pedagogov-muzykantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 220 - 221.

30. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Studying Electronic Musical Instruments: Main Content of the Musical Informatics Training Course for Children. ISERD. Proceedings of the International Conference. 2018: 24 - 27.

31. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. The Place of Music Computer Technologies in Informatics Course for Secondary School. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 331 - 333.

32. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 3 (86): 214 - 221.

33. Gorbunova I.B., Davletova K.B. "Musical Informatics": On the Contents of a Training Course for Classes of Electronic Musical Instrument. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 5 (72): 329 - 331.

34. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience". In: Pozdniakov S., Dagiene V. (eds) Informatics in Schools. Fundamentals of Computer Science and Software Engineering. Lecture Notes in Computer Science, vol. 11169. Springer, Cham, 2018: 381 - 389.

35. Gorbunova I.B. & Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. In Prof. Dr. Rahim Ahmadi, Prof. Kazuaki Maeda, Prof. Dr. M. Plaisent (Ed.), 16th International Conference on Literature, Languages, Humanities & Social Sciences (LLHSS-18). Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2018: 15 - 19.

36. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; 5: 15 - 19.

37. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. V sbornike: Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost'. Sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 326 - 329.

38. Alieva I.G., Gorbunova I.B. O proekte sozdaniya intellektual'noj sistemy po katalogizacii i analizu muzyki narodov mira. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; 9: 105 - 108.

39. Gorbunova I.B., Davletova K.B., Shalaeva E.A. O proekte «Sozdanie otechestvennoj shkoly ispolnitel'skogo masterstva na 'elektronnyh muzykal'nyh instrumentah». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 222 - 225.

Статья поступила в редакцию 08.04.19

УДК 378

Abdullaev A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: gatemsoltan@yandex.ru

Rajabaliev G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: gatemsoltan@yandex.ru

PEDAGOGICAL MONITORING OF FORMING INFORMATION-PROJECT CULTURE OF BACHELOR TECHNOLOGY. The paper analyzes a problem of applying design methods in teaching general technical disciplines using information technologies. The model for the development of engineering design activity in teaching students to general technical disciplines, including the structure of students' readiness for design activities, has been redefined. The experiment showed that the information and pedagogical culture of the teacher is a holistic personality trait, including the ability to work with information purposefully, the skills and abilities to use it for receiving, processing and transmitting educational information, possession of computer information technologies, modern technical means and methods educational activities, including the development of students' information and project culture.

Key words: readiness, lecture-dialogue, lecture-projects, model, project, system knowledge.

А.Б. Абдуллаев, канд. пед. наук, доц., Дагестанской государственной педагогической университет, г. Махачкала, E-mail: gatemsoltan@yandex.ru

Г.П. Раджабалиев, канд. техн. наук, доц., Дагестанской государственной педагогической университет, г. Махачкала, E-mail: gatemsoltan@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГИИ

В работе проанализирована проблема применения проектных методов в преподавании общетехнических дисциплин с использованием информационных технологий. Предложена модель развития инженерной проектной деятельности при обучении студентов общетехническим дисциплинам, включающая структуру готовности студентов к проектной деятельности. Проведённый эксперимент показал, что информационно-педагогическая культура преподавателя составляет целостное свойство личности, включающее умение целенаправленно работать с информацией, умения и навыки использовать её для получения, обработки и передачи учебной информации, владение компьютерными информационными технологиями, современными техническими средствами и методами и применение её в учебной деятельности, в том числе по развитию информационно-проектной культуры студентов.

Ключевые слова: готовность, лекция-диалог, лекции-проекты, модель, проект, системность знаний.

Исследованиями многих авторов установлено, что применение в процессе обучения общетехническим дисциплинам системы проектных, информационно-коммуникационных, тренажерных и дистанционных технологий, изменяет организационные формы индивидуально-групповых занятий. Поэтому целесообразно организовать взаимосвязь всех форм обучения (лекции, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов). Эти связи организационных форм обучения общетехническим дисциплинам предполагают разработку для каждой лекции практических и семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, к которым применяются определенные методы обучения (активные, проблемно-поисковые, эвристические) с использованием соответствующих технологий обучения (проектные, информационно-компьютерные, тренажерные, дистанционные), направлен-

ные на формирование и развитие готовности студентов к проектной деятельности.

В связи с расширением и углублением содержания лекционного материала изменялась не только методика их проведения, основанная на использовании различного рода структурно-логических схем, но и организационные формы обучения. В связи с изменением направленности содержания, методики проведения лекций изменялась и их форма: лекции-диалоги, лекции-обозрения; лекции-проекты. Так, лекции-диалоги, построенные с использованием теоретических схем, носят демонстрационно-развивающий характер [1].

Содержание изучаемых студентом дисциплин с учётом интеграции профессиональных и теоретических знаний, сочетания индивидуальной, коллективной и самостоятельной работы студентов направлено не только на развитие личност-

ных качеств, готовности студентов к проектной деятельности, но и на развитие способностей к научно-исследовательской, проектной деятельности. Принципы построения содержания общетехнических дисциплин адекватны методологии и логике технологии проектирования.

Для реализации поставленных задач по отбору содержания требовалось использование проектных, информационно-коммуникационных, тренажерных и дистанционных технологий обучения. Так, проектная технология при изучении графики строилась с учётом интеграции знаний на основе создания междисциплинарных связей и проектов. Информационно-коммуникационная технология разрабатывалась и применялась для сбора, обработки, хранения информации на компьютере и применения в проектировании. Тренажёрные и дистанционные технологии обучения разрабатывались с учётом профессионально-прикладной направленности содержания дисциплины и направлены на развитие профессиональных качеств у студентов при выполнении самостоятельного проектирования, научно-исследовательской работы. Таким образом, разработанные нами организационно-деятельностные технологии взаимообусловлены и направлены на развитие готовности студентов к проектной деятельности. Лекции-проекты, отражающие структуру, этапы проектирования с использованием структурных схем, позволили придать им структурно-проектный характер. Схемы, чертежи, семиотики, использованные при изложении лекций, придают им наглядность, чёткость, краткость и конкретность. Новый подход к лекциям изменял и систему проведения лекционных занятий. В нашем эксперименте мы заранее выдавали студентам карты-схемы с вопросами, которые студент мог изучить до начала лекции, с текстом лекционного материала, с необходимым перечнем литературы, что позволяло им работать активно на лекциях. Такой подход к проведению лекционных занятий позволил заинтересовать студентов методами, способами, средствами проектирования. Система лекционных организационных форм требовала разработки системы семинаров, практических, самостоятельных работ адекватных лекциям.

Система семинаров, примененная в исследовании, направлена на развитие индивидуальной и коллективной работы студентов. Если на лекции ведущая роль принадлежит преподавателю, то на семинаре - студенту. Сложность проведения семинара заключалась в создании условий для реализации возможностей и способностей студента. Форма семинара определялась формой лекции: водно-установочный семинар; для лекции-обозрения - семинар дискуссия; для лекции-проекта - семинар-диалог и так далее. Каждый семинар анализировался с точки зрения организации подготовки и активности студентов, роли личности студента и уровня его готовности к проектной деятельности.

Решение проблемных задач по проектированию требовала разработки системы практических занятий, которые адекватны формам лекционных и семинарских занятий. Для лекций демонстрационно-развивающего характера разрабатывались практические занятия обучающего характера, направленные на формирование у студентов навыков и умений проектирования. Это достигалось путем выдачи конкретных заданий и задач по проектированию деталей, чтению чертежей, схем, построению и анализу теоретических схем [2].

Для лекций установочно-проектного характера разрабатывались практические занятия частично-поискового, частично-проблемного характера, направленные на умение анализировать, синтезировать знания, на развитие у студентов творческого мышления, что достигалось деловой игрой частично-поискового характера. Для лекций структурно-проектного характера разрабатывалась система практических занятий проблемно-обучающего, эвристического характера, направленная на развитие творческого подхода к проектированию у студентов.

Использовались такие формы практических занятий, как деловые игры-проекты, самостоятельная проектная деятельность, создание междисциплинарных проектов, курсовая модульная научно-исследовательская работа. В нашем эксперименте деловая игра направлена на создание модели, проекта, чертежа, функциональных схем, графиков, таблиц, расчетов. Частично-поисковая деятельность при проектировании основывалась на изучении закономерностей проектирования с целью открытия нового. Создание междисциплинарных проектов с помощью компьютерной техники способствовало у студентов пространственного воображения. На таких практических занятиях рассматривались специальные методы решения задач проектирования обычными графическими способами и с использованием различных программных сред на компьютере. На основе полученной информации студенты на практических занятиях систематизировали свои знания, анализировали, выбирали оптимальные пути решения или пытались найти новый вариант решения.

Система организационных форм обучения будет не полной, если ни разработать систему самостоятельных работ студентов для развития готовности к проектной деятельности. Под самостоятельной проектной деятельностью мы понимали овладение студентами знаниями, умениями и навыками проектирования. Самостоятельная работа студентов включала выполнение заданий по начертательной геометрии и инженерной графике, курсовых модульных работ, проектов, создание междисциплинарных проектов. При разработке заданий нами подвергались анализу знания различных предметных областей, строились логически-структурные схемы, мнемосхемы, создавались новые модели с учетом разного уровня проектных знаний и умений студентов. Основными формами самостоятельной работы студентов являлась внеаудиторная работа, выполняемая самостоятельно и аудиторная - под контролем преподавателя. Проведение

консультаций со студентами по выполнению самостоятельных работ с применением компьютеров и использование сети «Internet» позволяют организовать по некоторым темам дистанционное обучение. Новые организационные индивидуально-групповые формы обучения общеинженерной дисциплины требовали разработку и применение различных методов обучения.

Таким образом, формирование и развитие проектной деятельности студентов в процессе обучения общетехническим дисциплинам определялись нами как способы совместной работы преподавателя и студента, посредством которых осуществлялось усвоение обучаемыми знаний, навыков, умений, формирование и развитие познавательных способностей и качеств. В нашем исследовании, при разработке системы организационно-групповых форм обучения общетехническим дисциплинам использовались активные, проблемные, частично-поисковые, проблемно-поисковые и эвристические методы обучения, активизирующие развитие у студентов интереса к проектной деятельности, самостоятельности, логического мышления, творческой активности. Применяемые нами методы обучения и организационно-деятельностные технологии формирования и развития проектной деятельности при обучении общетехническим дисциплинам направлены на непрерывный способ усвоения знаний. Экспериментально подтвердили, что использованные нами методы, организационно-групповые формы обучения, орга-низационно-деятельностные технологии активизируют проектную деятельность студентов (анализ учебной задачи, сбор и обработку информации, её синтез, применение отобранной информации для решения задач проектирования, поиск рациональных способов решения, создание новых проектов и их модернизации).

Предложенная нами в исследовании система развития инженерной проектной деятельности при обучении общетехническим дисциплинам позволяет спроектировать модель развития проектной деятельности студентов. Модель развития инженерной проектной деятельности рассматривается нами как процесс, как педагогическая система, где в единстве со знаниями, умениями, навыками развивается готовность студентов к проектной деятельности. Модель развития инженерной проектной деятельности при обучении студентов общетехническим дисциплинам включает структуру готовности студентов к проектной деятельности.

Развитие инженерной проектной деятельности зависит от качества содержания общетехнических дисциплин, программ, методического обеспечения, от качества подготовки студентов, от профессиональной подготовки преподавателей, от качества усвоения студентами знаний, от финансирования и материального обеспечения кафедр, от уровня готовности каждого студента к проектной деятельности на этапах проектирования. Отсюда можно сделать вывод, что модель развития инженерной проектной деятельности студентов при обучении общетехническим дисциплинам решает проблему повышения качества подготовки специалистов в вузе.

Для определения уровней готовности студентов к проектной деятельности на каждом этапе её развития нами разрабатывалась модель готовности студента к проектной деятельности при обучении общеинженерной дисциплины «Начертательная геометрия и Графика». Модель готовности к проектной деятельности студента можно представить в виде:

где Б2 - множество умений и знаний, необходимых для развития готовности к проектной деятельности;

03 - уровень развития готовности студентов к проектной деятельности на каждом этапе проектирования.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы выявлено, что для любого объекта из множества данных, получаемых в результате исследования, существует сравнительно небольшое число основных независимых параметров, определяющих значение наблюдаемых признаков и аналогичный характер их изменений при переходе от одного уровня к другому. Поэтому мы считаем, что необходимо выделить существенные признаки состояния лич-ностно-субъектных свойств в структуре «Информационно-проектная готовность» в целом, чтобы диагностировать их в пределах полученных ранее описательных качественных характеристиках. Для этого нами были выделены характерные признаки этих состояний, их проявления в учебной деятельности, способы «замера» этих проявлений. Признаки синтезированы из ранее полученных данных о составе, структуре, информационной культуры, готовности к проектной деятельности. Они представляют собой группу свойств, характеризующих в совокупности уровень информационно-проектной культуры:

- содержательно-процессуальный, характеризущий степень межсистемности общетехнических, информационных дисциплин;

- оценочный, характеризующий степень системности знаний, межсистемных понятий, творческих способов их усвоения;

- мотивационный, характеризующий динамику стремления к творческим способам усвоения и применения знаний как ценного системного качества личности;

- коммуникативный, характеризующий процессы саморазвития, динамику общения в призме изменения в коллективной познавательной деятельности;

- проектно-деятельностный, характеризущий отношения студентов учебному проектированию под воздействием информации: общетехнических, социальных, психологических, педагогических, методических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.