12. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новые горизонты музыкального исполнительского искусства. Музыка и время. 2016; 2: 16 - 24.
13. Новикова Л.П. О конкурсе «DEMO». Музыкально-компьютерные технологии. Вып. IV: Электронные музыкальные инструменты. Теория и практика исполнительского мастерства: сборник статей. Сост. И.Б. Горбунова, К.Б. Давлетова. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018: 9 - 10.
14. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. 2016: 224 - 228.
15. Горбунова И.Б., Бергер Н.А., Белов Г.Г. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.
16. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004; Т. 4. № 9: 123 - 138.
17. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
References
1. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v muzyke i muzykal'nom obrazovanii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 206 - 210.
2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
3. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.
4. Gorbunova I.B. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty: k probleme stanovleniya ispolnitel'skogo masterstva. 'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya i praktika ispolnitel'skogo masterstva. Sbornik statej. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sostaviteli: I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg, 2017: 95 - 108.
5. Gorbunova I.B., Davletova K.B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 21: 254 - 258.
6. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 1: 69 - 73.
7. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.
8. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 6 (49): 456 - 461.
9. Belov G.G., Gorbunova I.B. Muzyka i kibernetika. Muzyka i vremya. 2016; 11: 25 - 32.
10. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; 4: 95 - 100.
11. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; 2: 89 - 93.
12. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novye gorizonty muzykal'nogo ispolnitel'skogo iskusstva. Muzyka i vremya. 2016; 2: 16 - 24.
13. Novikova L.P. O konkurse «DEMO». Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Vyp. IV:'Elektronnye muzykal'nye instrumenty. Teoriya ipraktika ispolnitel'skogo masterstva: sbornik statej. Sost. I.B. Gorbunova, K.B. Davletova. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2018: 9 - 10.
14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v podgotovke muzykanta-pedagoga. Regional'naya informatika i informacionnaya bezopasnost': sbornik trudov. Sankt-Peterburgskoe obschestvo informatiki, vychislitel'noj tehniki, sistem svyazi i upravleniya. 2016: 224 - 228.
15. Gorbunova I.B., Berger N.A., Belov G.G. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.
16. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004; T. 4. № 9: 123 - 138.
17. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak social'no-kul'turnyj faktor intellektual'nogo i 'emocional'nogo razvitiya lichnosti v shkole cifrovogo veka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 5: 22 - 29.
Статья поступила в редакцию 30.01.18
УДК 378
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Informatization of Education, Chief Researcher of Educational Methodological Laboratory Music Computer Technologies, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., teacher, Children's Art School № 7 (Voronezh, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGN OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR GIFTED CHILDREN AND TALENTED YOUTH: DEVELOPMENT OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF UNDERGRADUATES.
The problem opens up a scientific discussion platform to discuss the possible trajectories of creating modern methods, techniques and forms of interaction with the most active participants of the educational process - gifted children and talented young people. The process of identifying, developing and building mutual understanding within the framework of the humanitarian and scientific pedagogical community will accelerate the process of developing the methodology of complex socio-cultural analysis, will contribute to the implementation of a competent policy in the field of supporting talented youth, will give a new impetus to the development of socio-cultural and anthropocultural-oriented pedagogical technologies. The stated theme is due to the importance of problems for building models of socio-cultural development of the country; the needs of the democratic state in its interaction with social institutions - in cooperation with the scientific and pedagogical community of the country to discuss the prospects of development, modeling, forecasting and correction of the processes developing in the conditions of profound changes in Russian society and culture; the need to exchange experience of practical policy in the field of socio-cultural and legal discussion of the problem of support and development of talent of children and talented youth, in the discussion of methods, techniques and forms of this work. The authors of the article focus on one of the important components of this process - the development of a digital educational environment for the organization of independent work of undergraduates in the design of additional educational programs for gifted children and talented youth.
Key words: distance technology in education, digital educational environment, giftedness, talented youth, digital educational environment.
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии», проф. каф. информатизации образования РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
А.А. Панкова, канд. пед. наук, преп. детской школы искусств № 7, г. Воронеж, E-mail: [email protected]
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ: РАЗРАБОТКА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Названная проблема открывает научную дискуссионную площадку для обсуждения возможных траекторий создания современных методов, методик и форм организации взаимодействия с наиболее активными участниками образовательного процесса - одарёнными детьми и талантливой молодёжью. Процесс выявления, развития и выстраивания путей взаимопониманию в рамках гуманитарно-научного педагогического сообщества ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа, будет способствовать реализации грамотной политики в области поддержки талантливой молодёжи, придаст новый импульс развитию социокультурной и антропо-ориентированной педагогическим технологиям. Заявленная тема обусловлена значимостью проблематики для построения моделей социокультурного развития страны; потребностями демократического государства в его взаимодействии с социальными институтами, в сотрудничестве с научно-педагогической общественностью страны в обсуждении перспектив развития, моделирования, прогнозирования и коррекции процессов, развивающихся в условиях глубоких изменений в российском социуме и культуре; необходимостью в обмене опытом практической политики в сфере социокультурного и правового обсуждения проблемы поддержки и развития одарённости детей и талантливой молодёжи, в обсуждении методов, приемов и форм этой работы. Авторами статьи заостряется внимание на одной из значимых компонент данного процесса - разработке цифровой образовательной среды организации самостоятельной работы магистрантов в процессе проектирования дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи.
Ключевые слова: дистанционные технологии в образовании, цифровая образовательная среда, одарённость, талантливая молодёжь, цифровая образовательная среда.
Процесс выявления, развития и выстраивания путей взаимопониманию в рамках гуманитарно-научного педагогического сообщества ускорит процесс становления методологии комплексного социокультурного анализа, будет способствовать реализации грамотной политики в области поддержки талантливой молодёжи, придаст новый импульс развитию социокультурной и антропо-ориентированной педагогическим технологиям [1; 2; 3]. В предыдущих публикациях были рассмотрены вопросы, связанные с формированием творческой цифровой образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи в процессе проектирования дополнительных образовательных программ магистрантами, обучающимися в педагогическом вузе по основной образовательной программе подготовки магистров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Также авторами статьи обсуждались результаты введения в данный курс дистанционных технологий поддержки обучения магистрантов в процессе проектирования и формирования ими цифровой образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи (см., например, [4]).
В настоящей статье авторы заостряют внимание на изложении вопросов, связанных с содержанием самостоятельной работы магистрантов, осваивающих дисциплину «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи», которая входит в блок
«Дисциплины и курсы по выбору» профессионально-образовательного модуля «Формирование образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи» подготовки магистра по направлению «Педагогическое образование». Подготовлено и внедрено в образовательный процесс учебно-методическое обеспечение для организации самостоятельной работы с использованием дистанционных средств и методов поддержки образовательного процесса магистрантов, обучающихся по дисциплине; разработан фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации магистрантов по дисциплине; разработана шкала критериев оценивания знаний; выделены этапы формирования профессиональных компетенций и примерные средства оценки компетенций; подготовлены методические указания для магистрантов по освоению изложенного материала и содержания методических разработок, определяющих, в том числе процедуру оценивания результатов освоения дисциплины, перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем) и др.; разработана операциональная, деятельностная модель методики обучения магистрантов по дисциплине «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи».
Ol 1= Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы Количество часов
1. Дистанционные технологии как эффективное средство познавательной деятельности, самообразования и профессионального развития. 1. Составление коллективного терминологического словаря. 2. Исследование и анализ понятия «дистанционное образование», «дистанционное обучение», «дистанционные технологии» 3. Анализ, обоснование и аннотирование примеров использования дистанционных технологий в образовании (отечественный и зарубежный опыт) 4. Изучение основных возможностей и перспектив использования дистанционной образовательной среды в педагогической деятельности на примере работы с Федеральными образовательными порталами (например: «Российский общеобразовательный портал» http:// music.edu.ru/, «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/, портал «Единой образовательной информационной среды» http://eois.mskobr.ru/, «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru/, «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu. ru/collection/ и др). 6
1 Самостоятельная работа (в часах) складывается из инвариантной и вариативной частей (с/р=обязательная+вариативная).
Содержание самостоятельной работы1 обучающихся по дисциплине Содержание инвариантной самостоятельной работы обучающихся по темам:
2. Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в дистанционном образовании. 1. Дополнение терминологического словаря по теме. 2. Работа с источниками, учебными и научными изданиями, в том числе с Интернет-источниками. 3. Создание базы данных с использованием различных типов мультимедиа информации (текст, аудио, видео, рисунок и т.д.) для дистанционного ресурса. 4. Работа с технологией видеозахвата изображения с экрана с помощью программы Hyper Cam, CamStudio, Rylstim Screen Recorder. 5. Изучить возможности построения дистанционного обучения с использованием объектно-ориентированной обучающей среды (Moodle). 8
3. Использование облачных и мобильных технологий в построении дистанционного образовательного процесса. 1. Дополнение терминологического словаря по теме. 2. Работа с источниками, учебными и научными изданиями, в том числе с Интернет-источниками. 3. Анализ существующего опыта использования облачных и мобильных технологий в построение дистанционного образовательного процесса (на примере использования Windows Live, iCloud, Google и др.). 4. Разработка фрагмента занятия с использованием облачных и мобильных технологий. 6
4 Технологии контроля дистанционного образовательного процесса. 1. Дополнение терминологического словаря по теме. 2. Работа с источниками, учебными и научными изданиями, в том числе с Интернет-источниками. 3. Анализ существующих технологий контроля дистанционного образовательного процесса. 4. Разработка фрагмента контрольного занятия с использованием технических и программных средств создания интерактивных тестов (программы пакета SunRav TestOff icePro). 10
5 Организация дистанционного обучения в образовании. Проектирование дистанционных ресурсов. 1. Дополнение терминологического словаря по теме. 2. Исследование вопроса качества современного образовательного процесса. 3. Анализ системы организации учебного образовательного пространства в условиях функционирования объектно-ориентированной обучающей среды (Moodle). 4. Проектирование фрагмента учебной дисциплины с использование дистанционного ресурса. 12
6 Правовые аспекты использования ДТ в образовании, вопросы безопасности и защиты информации 1. Дополнение терминологического словаря по теме. 2. Анализ ФГОС, образовательных программ и других нормативно-правовых документов РФ в контексте организации и проектирования дистанционной формы обучения. 3. Изучение вопросов охраны здоровья и информационной безопасности, связанные с применением ДТ в образовательном учреждении. 4. Изучение правил цитирования электронных источников. 5. Анализ существующих средств антивирусной защиты. 8
Итого: 50 часов
Содержание вариативной2 составляющей самостоятельной работы:
№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы Количество часов
1. Дистанционные технологии как эффективное средство познавательной деятельности, самообразования и профессионального развития. 1. Приобретение навыка использования одного из выбранных федеральных образовательных порталов в образовательных целях. 4
2. Технические и технологические аспекты реализации информационных процессов в дистанционном образовании. 1. Анализ средств отображения информации, проекционных и интерактивных технологий в дистанционном учебном процессе. 2. Изучение технологии подготовки мультимедийных презентаций (на примере использования программ создания презентаций: Microsoft Power Point, Prezi, HaikuDeck, Flowboard, AppleKeynote и др.). 6
2 Вариативная самостоятельная работа предполагает задания по выбору студентов. Задания по форме и трудоемкости должны обеспечивать реальный выбор студента.
3. Использование облачных и мобильных технологий в построении дистанционного образовательного процесса. 1. Оформление личной страницы или сообщества в выбранном облачном сервисе (Google), размещение творческих и учебных работ, заданий. 2. Анализ сущствующих методик преподавания дисциплин с использованием облачных и мобильных технологий и построение образовательного процесса. 4
4. Технологии контроля дистанционного образовательного процесса. 1. Разработка и использование электронных мультимедийных учебников в дистанционном педагогическом образовании с помощью программ пакета SunRav BookOffice. 2. Наполнение созданного мультимедийного учебника содержательным материалом различных форматов. 8
5. Организация дистанционного обучения в образовании. Проектирование дистанционных ресурсов. 1. Проектирование и практическая разработка образовательного ресурса в видео формате. 2. Подготовка методического обеспечения его внедрения в образовательную практику. 8
6. Правовые аспекты использования ДТ в образовании, вопросы безопасности и защиты информации 1. Обсуждение в дискуссионной группе вопросов, связанных с правовыми аспектами использования ДТ в образовании, а также вопросами безопасности и защиты информации. 4
Итого: 34 часов
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов по дисциплине.
Содержание самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем. Время и место самостоятельной работы магистранты выбирают самостоятельно с учетом рекомендаций преподавателя. Методические рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы представлены в рамках дистанционного курса поддержки дисциплины в среде Moodle (https://moodle.herzen.spb.ru/). Также, магистранты могут использовать другие Интернет-ресурсы:
- Информационно-образовательная среда «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
- Сайт Министерства образования и науки РФ www.ed. gov.ru
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» http://www.informika.ru/
- Электронная версия журнала «Вестник образования» www.vestnik.edu.ru
- Образовательные проекты компании МАЙКРОСОФТ www.microsoft.com/rus/education/
- Образовательные проекты компании ИНТЕЛ www.intel. com/ru/education/
- Сайт конкурса «Учитель года» www.teacher.org.ru
- Фонд поддержки Российского учителя http://www.fpru.org/
- Августовский педсовет www.pedsovet.alledu.ru
- Сайт ТГПУ «Педагогическая планета» http://planeta. tspu.ru/
- Сайт ТГПУ «Академия успеха» http://uspeh.tspu.ru/
- Блоги www.blogger.com
- Вики www.wikispaces.com
- Приложения Google
- Хранение текстовых файлов Wallwisher www.wallwisher.
Com
- Сервис Prezi для создания мультимедийных презентаций http://prezi.com/
- Видеосервисы http://youtube.com, http://teachertube.com, http://www.rutube.ru
- Подкасты Voxopop.com, Voicethread.com
- Сервис социальных закладок http//delicious.com
Программа направлена на формирование у магистрантов
готовности взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнёрами, готовности руководить коллективом, нести социальную и этическую ответственность за принимаемые решения, способности формировать творческую цифровую образовательную среду, способную удовлетворить потребности одарённых детей и талантливой молодёжи, способности к проектированию магистрантами соответствующих дополнительных образовательных программ и педагогически грамотно организовывать деятельность по их реализации.
Магистранты, обучающиеся в системе современного музыкального образования, имеют профессиональный опыт организации творческих коллективов, непосредственно участвуя в реализации различных видов проектирования образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи (что отражено, например, в работах [5; 6; 7; 8]), в том числе - цифровой образовательной среды [9; 10; 11; 12;], учитывая ближайшие перспективы использования интерактивных образовательных программ в музыкально-образовательном пространстве и внедрение новых способов трансляции традиционной (в том числе - классической) музыкальной культуры [13; 14; 15; 16].
Ряд разработанных в данном направлении идей оказались полезными при составлении программы учебной дисциплины «Проектирование дополнительных образовательных программ для одарённых детей и талантливой молодёжи» для её реализации в процессе обучения магистрантов на различных кафедрах, факультетах и институтах современного педагогического вуза.
Библиографический список
1. Горбунова И.Б. Педагогический университет сегодня: новые педагогические технологии (на примере деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»). Мир науки, культуры, образования. 2016; 6 (61): 256 - 260.
2. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века. Теория и практика общественного развития. 2015; 7: 192 - 196.
3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии как социально-культурный фактор интеллектуального и эмоционального развития личности в школе цифрового века. Общество: философия, история, культура. 2015; 5: 22 - 29.
4. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Дистанционные технологии в образовании: формирование цифровой образовательной среды развития одарённых детей и талантливой молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2017; 5 (66): 236 - 239.
5. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; 1: 69 - 73.
6. Гончарова М.С., Горбунова И.Б. Планшетные (мобильные) технологии в профессиональном музыкальном образовании. Медиаму-зыка. 2016; 6. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/6_3.html
7. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке музыканта-педагога. Региональная информатика и информационная безопасность: сборник трудов. Санкт-Петербургское общество информатики, вычислительной техники, систем связи и управления. Санкт-Петербург, 2016: 224 - 228.