7. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Т. 1.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
10. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы VI Международной научной конференции. - Чита, 2015. - С. 58-60.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
© Разумовская А.Е.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье особое внимание уделено теоретическим основам и особенностям педагогического подхода к применению скаутской методики в обучении и воспитании детей, с целью повышения целенаправленной социализации подрастающего поколения.
Ключевые слова: скаутинг, педагогические возможности в скаутском движении, социализация, самореализация ребенка, становление личности.
Одним из приоритетных направлений политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознании, обеспечивающего целостность многонациональной России [2, с. 3].
С возрождения скаутского движения в России прошло не более 16 лет. За это время педагоги убедились в обширных образовательных возможностях методики скаутского движения. На сегодняшний день скаутская организация благополучно функционирует во многих уголках России, позволяя детям и подросткам самореализоваться, выбрать для себя верные жизненные ориентиры.
* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
Основная цель скаутинга основывается на принципах личностного развития детей, предусматривая их адаптацию к жизни в обществе, активному и содержательному досугу и их привлечение к игровой деятельности на основе скаутского метода. Ребенок может вступить в скаутскую организацию в любом возрасте, т.к. для различных возрастных групп предусмотрены разнообразные программы, отвечающие психологическим, интеллектуальным и социальным потребностям детей и юношества. В процессе труда происходит обогащение жизненного практического опыта школьников, интенсивное накопление впечатлений, приобретение новых знаний [4, с. 38].
Активный процесс познания детьми окружающего мира, достижений культуры, науки и техники стал выходить далеко за рамки урока [5, с. 192]. Одной из успешно реализуемых современных педагогических методик является скаутинг, обучение которого направлено на интеллектуальное, духовное и нравственное развитие личности ребенка. В этой форме организации обучения в школе представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность учителя (преподавание) и деятельность учащихся (учение) [6, с. 3]. Чтобы коллективно работать с детьми, учитывая их психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому преподавателю необходимо ставить конкретную цель, определяющую организацию учебной работы и использовать следующие цели и задачи скаутского движения. Цель воспитания - развитие физических и духовных сил ребенка, выработка у него самостоятельности, жизненной активности (само-разви-тие), умения творчески трудиться в условиях сотрудничества [8, с. 34]. Таким образом, цели скаутского движения выглядят следующим образом:
- создать благоприятную атмосферу в группах для поддержки становления личности;
- провести ознакомление с основами начальной туристской подготовки, первой медицинской помощи, ориентирования на местности и незнакомой территории;
- предоставить возможность общения с различными возрастными категориями с целью социального воспитания;
- мотивировать на трудовое воспитание;
- на сохранение и укрепление здоровья.
Сказанное означает, что в педагогическом процессе необходим учет возрастных психологических особенностей школьников, применение таких педагогических средств, форм и методов, которые способствуют особенностям, запросам возможностям детей данного возраста. Наряду с этим в педагогическом процессе учитываются индивидуальные особенности ребят, осуществляется индивидуальный подход [7, с. 27].
«Скаут» в переводе с английского означает - разведчик, тот человек, который не боится работать на самых сложных жизненных ситуациях, первооткрыватель во всех областях жизни и знания. Скаутинг в России впервые зародился в 1909 году, после неудачной войны с Японией в 1905 г., поражение в которой стало сильным потрясением для большинства русских, встал вопрос о том, что для поднятия патриотического духа в стране необходимо обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения. Основателем этого движения стал - полковник Олег Иванович Пантюхов.
К началу 1909 г. в то же время что и в Англии, в России при многих школах или полках создавались роты «потешных». Император Николай II покровительствовал этому движению. Получив из Англии книгу Баден-Пауэл-ла «Разведка для мальчиков», он приказал Генеральному Штабу издать эту книгу на русском языке. Так по приказанию царя, в типографии Главного штаба был сделан перевод книги на русский язык, и под названием «Юный разведчик» тиражом в 25 000 экземпляров книга появилась в продаже. Она вдохновила капитана стрелкового полка, Олега Ивановича Пантюхова, сформировать в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый отряд русских скаутов из 7 мальчиков. Таким образом, основание первой скаутской организации в России можно считать 30 апреля 1909 г.
Проведенное нами наблюдение за молодежью, выполнением основных задач и целей, достигаемых путем воспитания в Скаутинге было выделено следующее:
- поиск духовных ценностей жизни;
- здоровье;
- формирование характера;
- обучение через дело;
- помощь другим [3, с. 18].
Скаутское движение во всем своем многообразии представляет отдельное направление педагогической деятельности, в котором актуализируется духовно-нравственное и патриотическое воспитание современных детей и молодежи.
Смысл скаутского движения состоит в той направленности, которая разбудит в детях их собственную идею, которую они со всем своим мужеством будут культивировать всю свою жизнь и которая станет их собственной доктриной жизни. В соответствии со скаутским методом и психологическими особенностями возраста, включаются участие в лагерях, однодневные походы, экскурсии. Обязательны еженедельные занятия общефизической подготовкой (спортивные тренировки, походы).
Так же скаутское движение основано на выполнении скаутского обещания и скаутских законов, в соответствии с правилами, выраженными в Ска-
утских правилах. Законы и Обещание являются базовыми элементами скаутского движения. В рамках воспитательной методики Скаутинга, роль Закона и Обещания заключается в том, чтобы позволить молодому человеку добровольно при свидетелях взять на себя определенные личные обязательства и принять соответствующий кодекс поведения. Никто не заставляет человека быть скаутом (разведчиком), но если он хочет им быть, тогда берет на себя обязательства, причем добровольно.
Следует обратить внимание на такую важную особенность скаутинга, как возможность выйти из этой организации в любой момент, в ней остаются лишь те, кому это действительно интересно.
Стремление к познанию мира важный фактор в развитии подростков. Они с удовольствием осваивают новую информацию о естественных явлениях окружающей среды и человеческой деятельности. Наиболее интересным этот процесс будет для подростков, если они сами будут совершать открытия. Разнообразные эксперименты очень привлекательны для детей этого возраста: как появляется радуга, насколько загрязнена окружающая среда, почему растению необходим свет, из каких стран привозят продукты в соседний магазин. В данной ситуации существуют положительные аспекты, основным из которых является опыт педагога, под его руководством или руководством вожатого, скауты увлеченно будут знакомиться с новой информацией об окружающем мире [9, с. 48].
Таким образом, в основе методики работы со скаутами лежит игра, наглядность, обучение через деятельность и проблемное обучение. Вне зависимости от того, продолжат ли дети получать образование в скаутской системе, Скаутинг позволяет сформировать у них социальные навыки, которые будут необходимы ребятам в жизни, предоставляя самостоятельную образовательную ценность для обучаемых.
Список литературы:
1. Довбыщенко В.И. Скаутинг. Словарь-справочник. - М., 2006. - 271 с.
2. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
3. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.
4. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственно-
го университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
5. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
6. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Т. 1.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
9. Юнгман И.В. Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. - 2016. - № 42. -С. 48-52.
10.Черных В.Е., Твой скаутский путь. - М.: «Вокруг света», 2009. - 209 с.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© Сафонова В.Ю.*, Юламанова Л.Р.*
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
Цель эксперимента являлось определение эффективности использования интерактивных технологий как средства достижения положительной динамики в формировании универсальных учебных действий. Основная задача исследования - выявление уровня сформированном^ универсальных учебных действий у учащихся экспериментальной и контрольной группы до и после формирующего этапа эксперимента. Результаты исследования могут использоваться для оптимизации процесса обучения учащихся общеобразовательного учреждения по пожарной безопасности.
Ключевые слова оптимизация обучения, универсальные учебные действия, интерактивные технологии, пожарная безопасность.
* Профессор кафедры Безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности, доктор биологических наук, доцент.
* Студент 4 курса Института физической культуры и спорта.