ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ ИДЕЙ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ В 80-90 ГОДАХ XX ВЕКА
© Амирханов А.М., Сушкова В.В.
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются ведущие идеи педагогов-новаторов. Педагогика сотрудничества представляет собой направление, возникшее в отечественной педагогике во второй половине XX в. и являющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, строящуюся на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Ключевые слова: учитель, сотрудничество, педагог-новатор, школа, идеи.
Значительным вкладом в теорию урока и методику обучения явилось развитие педагогами-новаторами 80-х годов ведущих идей педагогики сотрудничества. Опыт образования и обучения в отечественной школе послевоенного периода является передовым в мире [4, с. 4]. Получили обоснование и широкое распространение требования демократизации школы и личности, гуманного отношения к детям [5, с. 12]. В начале 80-х годов роль учителя в школьной жизни учащихся требовала перемен. Современному образованию необходимы были свежие идеи, новые оригинальные концепции, которые подняли бы образование на совершенно иной уровень. Учитель не должен был ограничиваться в том, чтобы учить, он должен помогать ученикам учиться. Он должен стать организатором развивающей среды, побуждающей ученика учиться.
Проблемой внесения в уже устоявшуюся систему образования действительно новых идей, которые бы способствовали не только повышению качества образования, но и развития у детей творчества и инициативности являлось главной задачей педагогов-новаторов. Все авторы имели огромный практический опыт работы в школе. Эффективным признается урок, обеспечивающий активную, интересную и содержательную работу учащихся [2, с. 35-38]. Они разрабатывали оригинальные концепции обучения и воспитания. У всех педагогов-новаторов была одна цель - воспитание и обучение детей по принципам гуманистической педагогики - педагогики сотрудничества.
Педагогика сотрудничества - направление, возникшее в отечественной педагогике во второй половине XX в. и представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения. Она строится на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Основными направлениями педагогов-новаторов являлись: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели; идея крупных блоков; использование
опор; самоанализ; свободный выбор; интеллектуальный фон; коллективная творческая воспитательная деятельность; творческое самоуправление учащихся; личностный подход к воспитанию; сотрудничество учителей; сотрудничество с родителями.
По мнению педагогов-новаторов, учитель должен быть глубоко гуманным, образованным, творческим человеком, понимающим, знающим индивидуальные способности учеников, готовым прийти на помощь, к общению в любое время, способным обеспечить мотивацию учения для каждого, включать каждого ребёнка в активную деятельность, поощрять малейшую инициативу каждого, вызывать удивление своим трудом, чтобы школьники захотели подражать. Важной составляющей педагогического процесса является самообразование учителя.
Всех педагогов-новаторов связывают общие педагогические принципы. Данные принципы они сформулировали следующим образом: человеколюбие; педагогика развития; непрерывность образования; культуросообраз-ность; развитие творчества, интересов и труда. Именно эти принципы являются системообразующими факторами их личных систем обучения и воспитания. Педагоги-новаторы воплотили эти принципы в содержании, методах и формах педагогической организации воспитания.
Один из самых выдающихся педагогов - новаторов Ш.А. Амонашвили считал, что эффективное воспитание и обучение учеников полностью зависит от личности учителя. Будучи основоположником гуманной педагогики, Амонашвили обратил свой взор на личность ребёнка. Его оригинальная концепция категорически отрицала авторитарную, императивную педагогику. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили опиралась на взаимоуважительные отношения между учителем и учеником, в благодарностях учащимся за проделанный ими труд, на вере в успех учащихся при какой-либо деятельности, в поддержке. Амонашвили огромное значение придавал коллективной работе учащихся. За счет слаженной работы, учащиеся приобретали такие положительные качества, как доброта, целеустремленность, умение работать с коллективом и уважение к товарищам. Он не ограничивал учащихся и при выборе индивидуальных самостоятельных работ и всячески поддерживал их. Один из ведущих принципов Ш.А. Амонашвили - не сравнивать успехи детей, сравнивать успехи ребенка только с его собственными успехами. Вместо соперничества превалируется взаимопомощь, умение радоваться успеху другого [1, с. 27].
Будучи ярким представителем новаторской «волны» И.П. Волков разработал оригинальную творческую концепцию. Новаторская идея И.П. Волкова заключалась в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. Он ввел «Творческую книжку ученика» в школе. Волков И.П. высказывал свою убежденность, в том, что все без исключения дети, по-своему одарены и талантливы. Однако выявление твор-
ческих способностей и таланта не происходила в один миг. Талант проявлялся у одних раньше, у других позже. Волков направил свою творческую концепцию именно на выявление творческих способностей, их формирование и последующее развитие. Для осуществления задуманной Волковым идеи, он ввел творческие уроки. На таких уроках создавалась основа для развития творческих способностей, причем у каждого ученика было свое отдельное задание. Это связано с тем, дабы избежать общности и развивать у учащихся нечто новое.
Во многом похожа с новаторской идеей Волкова и по-своему уникальна была оригинальная концепция обучения литературы Е.Н. Ильина. как искусства и морально-этического направления, ориентирующего каждому ученику состояться как личность. Ильин видел главную цель обучения литературы в воспитательной функции, нежели в познавательной. Он подталкивал обучающихся к инициативному поиску «своей истины», своих мнений и оценок обсуждаемых проблем. Решению проблемных вопросов Ильин обратил отдельное внимание. Он добивался того, чтобы поставленный проблемный вопрос не только лишь воспитывал учащихся как читателей и обеспечивал их познавательную активность, но и обретут для них личност-но важный смысл. Ильин Е.Н. широко использует в организации и проведении учебного процесса принцип ролевого участия учащихся, когда обучающиеся проверяют друг у друга тетради, сочинения.
По-своему уникальна и дидактическая концепция В.Ф. Шаталова. Вся его концепция преподавания строится на принципе уважения личности ученика, гуманного отношения к нему. В опыте В.Ф. Шаталова практиковалось предварительное повторение учебного материала прошлых лет в начале учебного года, систематическое решение задач пройденных тем при изучении очередной темы [3, с. 70-71]. Шаталов В.Ф. на первое место в процессе преподавания ставит воспитательную задачу, а кроме этого еще и формирование у обучающихся общественно ценных мотивов учения, любопытства, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. Отдельное внимание он уделял и обеспечению учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями, коим являлись опорные листы и сигналы, конспекты, открытый лист учета знаний. Важным принципом в своей концепции Шаталов считал и успех в учебе, причем он видел ее осуществление в стремительном темпе изучения и путем многократного повторения.
Имея за плечами многолетний опыт, педагоги-новаторы отыскивали новые дидактические системы, которые бы в корне поменяли образовательный процесс в школе. Невзирая на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов немало общих посылок. Важно также учитывать, что успешность профессиональной деятельности [6, с. 129].
1. Педагогика сотрудничества - это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности учащегося, равного партнерства его и педагога в учебном процессе, на стремлении к духовной общности педагога и учащегося. Педагог не принуждает принудительными средствами учиться ученика, а формирует ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и способности учащегося в успешном усвоении знаний, склонностью при необходимости авансировать успех ученика в учебной деятельности. 2. Поиск новых, нестандартных способов, приемов и средств учебной деятельности, которые обеспечивают высокий результат усвоения учениками учебного материала. Потому и именуют их новаторами. 3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их обучающихся. Не беспричинно к их опыту потянулись учительские массы. 4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы огромными тиражами издавались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- и телепередачи о них, шли их встречи с широкими массами преподавателей.
Были сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в отличие от энциклопедичности, развитие толерантности, коммуникативности, способности самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, способности трудиться в различных сферах, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде, умение оформить и предъявить результат, усвоение текстовой культуры и других гуманитарных технологи. Освоены новые методы мотивирования детей в учебном процессе: исследовательский тип, игровой, конструкторский и другие.
Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многочисленных прошлых взглядов и традиций в дидактике, привнесли лепту в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили путь к развертыванию многочисленных авторских школ, появившихся уже в 90-е годы. Между обучением и развитием нет однозначного соответствия [7, с. 58-60].
Список литературы:
1. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.
2. Иохвидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А. Даниловым [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 35-38.
3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Вестк Вщебскага дзяржаунага утверспэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). - С. 124-129.
7. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 58-60.
ОЦЕНКА УСВОЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ КЛАСТЕРА
© Балакирева Е.А.*, Власов П.Н., Калмыкова Г.В., Черток Е.Д.
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж
В статье показано на примере кластерного метода, что вузовская лекция может включать в себя разные педагогические приемы для лучшего усвоения материала и контроля за его усвоением.
Ключевые слова: кластер, лекция, студенты.
Вузовская лекция всегда являлась главным звеном дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. По их мнению лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление, не все студенты успевают осмыслить слова лектора, некоторые - только механически запи-
* Ассистент кафедры Пропедевтики детских болезней и педиатрии, доктор медицинских наук.