Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической...
Н. А. Копылова
СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИКУ СОТРУДНИЧЕСТВА И РЕАЛИЗАЦИЮ ЕЕ ИДЕЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Работа представлена кафедрой педагогических технологий Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Л. К. Гребенкина
Педагогика сотрудничества — это гуманистическое направление педагогики, в котором главной по отношению к другим категориальным понятиям является категория «сотрудничество», выступающая как педагогическая ценность, формирующаяся в учебно-воспитательной системе, и в то же время как фактор, объединяющий участников учебно-воспитательного процесса и одновременно ставящий каждого в субъектную позицию в воспитании, обучении и развитии.
Pedagogics of cooperation is a humanistic direction of pedagogics in which the main category is cooperation. This category is considered as a pedagogical value, which is formed in an educational process and unites its subjects.
В 80-е гг. XX в. широкую известность приобрела педагогика сотрудничества, воспитательные идеи которой актуальны и в настоящее время. Анализ трудов педагогов-новаторов и статей о педагогике со -трудничества показывает, что педагогика сотрудничества - это основное направление гуманной педагогики развития, суть которой в вовлечении детей в активное учение, совместном труде преподавателей и учащихся, непрерывном творчестве и духовном подъеме учителей и учеников, когда каждое педагогическое действие, решение, поступок проверены на гуманность, сотрудничество и развитие.
Анализ концептуальных идей педагогов-новаторов, работающих по принципам педагогики сотрудничества, вносивших инновации в учебно-воспитательный процесс, основываясь на требованиях времени и гуманистической педагогики (В. Ф. Шаталова, И. П. Иванова, Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой и др.), позволяет определить, что концепция каждого из них является инновационной, целостной и комплексной гуманистической системой воспитания, обучения и развития школьников. На фоне существовавшей в то время авторитарной педагогики появление гуманистической, демократической
педагогики, утверждающей, что в истинной педагогике нет объектов, есть только субъекты воспитания, выступающей против антигуманности, бюрократии, лицемерия, носило революционный характер.
Педагогика сотрудничества была выработана учителями-практиками, преподававшими различные предметы в разных городах и условиях, и начала оформляться в научно-теоретическое направление после их встреч (первой - в подмосковном поселке Переделкино в сентябре 1986 г., второй -недалеко от Тбилиси, в поселке Цинандали, в сентябре 1987 г., третьей - в Москве в марте 1988 г., четвертой - в Краснодарском крае в сентябре 1988 г.), на которых было решено, что педагогика сотрудничества -это открытая программа, ее смысл - в творчестве всех учителей, она живет, пока развивается, дополняется, уточняется и обогащается.
В целостном педагогическом процессе все педагоги-новаторы выделяют главную категорию воспитания, обучения и развития - «сотрудничество», при реализации которого воспитатели и воспитанники являются субъектами учебно-воспитательного процесса, в равной степени имеющими право выбора. Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Это проявляется в учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за инициативу, любознательность, способности, творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что он уважаем. Педагоги-новаторы рассматривали гармоническое развитие личности ребенка как цель педагогического процесса. Первая задача школы, по их мнению, - развить ребенка, чтобы он сам, без принуждения, мог бы и хотел добывать (а не получать!)
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА знания, приобретать умения и навыки, развивать способности. Идея творческого самоуправления рассматривается
педагогами-новаторами не как управление без взрослых - наоборот, дух сотрудничества заставляет ребят искать помощи у старших друзей. Педагоги-новаторы выступают против школьных отметок, так как они не всегда помогают в создании отношений сотрудничества, оптимальных условий для обучения и воспитания, в привитии интереса к предмету. Необходимо заметить, что педагогика сотрудничества -это не только сотрудничество учителей с детьми и коллегами, но и с родителями, которые должны быть союзниками в воспитании ребенка, что является важным шагом на пути развития личности.
Задача учителя состоит в том, чтобы понять интересы учащегося, помочь ему правильно, с научной точки зрения осознать их, уметь слушать ребенка, вести с ним диалог, помогать ему понять и выразить себя, состояться как человеку. На уроках он стремится научить каждого, ориентирует детей на успех, способствует организации гуманистических отношений, сотворчества, учится у себя и у своих учеников, а не копирует уроки других. Следовательно, самообразование и саморазвитие преподавателя - важная составляющая целостного педагогического процесса, основанного на сотрудничестве и сотворчестве.
Подчас содержание и методы работы педагогов-новаторов отличаются, но все равно они подчинены одной цели: воспитанию, обучению и развитию детей на основе принципов гуманистической педагогики - педагогики сотрудничества. Так, анализ методической системы донецкого учителя физики и математики В. Ф. Шаталова, направленной на успешное обучение, показывает, что она позволяет не только решать многие педагогические задачи: гармоническое развитие личности, воспитание познавательной самостоятельности, постоянного интереса к учению, укрепление уверенности в своих силах и способностях, чувства собственного достоинства, активности, но и помогает ликвидировать перегрузки школьников. В. Ф. Шаталов активно использует опорные сигналы, различные формы опроса (письменный, тихий, устный, магнитофонный, по листам взаимоконтроля), разные типы уроков, вводит в учебный процесс теоретические знания крупными блоками и т. д. В качестве основных
ОБУЧЕНИЯ
принципов методики В. Ф. Шаталова можно выделить следующие: ведущая роль
теоретических знаний; систематичность в работе над разноплановым материалом; возможность исправления оценки в любое время; отсутствие наказаний за ошибки; принцип гласности; принцип открытых перспектив; принцип прочных равных условий для каждого (педагога и учащихся); принцип доступности; принцип гармонического развития репродуктивного и продуктивного мышления; принцип усвоения знаний на основе их вариативного многократного повторения; принцип проблемно-сти; принцип сочетания постоянного внешнего контроля за ходом усвоения и его оценки с самоконтролем и самооценкой; принцип систематической обратной связи; принцип бесконфликтности учебной ситуации; принцип гуманизма как основа формирования высоконравственных качеств личности школьников в процессе учебной деятельности.
Следует отметить, что Ш. А. Амонашви-ли и С. Н. Лысенкова занимались обучением, воспитанием и развитием детей младшего школьного возраста, имеющего свои особенности. Ш. А. Амонашвили изучал развитие личности детей шестилетнего возраста. Он научно обосновал и проверил в школьной практике принципы, условия и содержание работы с учащимися младших классов, которые способствуют становлению социально значимых мотивов учения, гуманизации знаний и всестороннему развитию личности детей шести лет. Ш. А. Амо-нашвили считает, что сотрудничество педагогов и учащихся будет успешным, если учитель сможет завоевать любовь детей, не допускать сравнения, понимать их, быть посредником между ними и учебным материалом, осуществлять коллективную деятельность на каждом уроке ориентироваться на завтрашний день развития.
Московская учительница начальных классов С. Н. Лысенкова создала действенную систему управления учением младших школьников, которая дает возможность каждому ученику радоваться успехам в учебе, вооружает детей способами учения, саморегуляции учебно-познавательной деятельности. Она, как и В. Ф. Шаталов, применяет в своей работе опорные схемы. С. Н. Лысенкова считает, что содержание определяет интерес к познанию, что надо знакомить детей с новыми понятиями творчески. На ее уроках применяется коммен-
практической...
тированное управление: мыслю, говорю,
записываю; различные виды самостоятельных работ, предупреждение ошибок, выигрывается время для общения.
Анализ системы обучения ленинградского учителя словесности Е. Н. Ильина показывает, что он разработал развиваю-ще-воспитывающие подходы, обозначил путь к ускорению духовно-нравственного развития школьников, сделав уроки литературы уроками нравственности, уроками познания себя и жизни. Он считает деталь опорой размышления (от малого к большому), формулы-систематизацией содержания, раскрытием главных связей. Е. Н. Ильин использует на уроках проблемные вопросы и ситуации, выдвигает идеи опережения и перспективы в обучении. Его принцип: «увлекая - вовлекать». Он утверждает, что урок должен быть жизненным, эстетическим, нравственным, уроком на один раз, уроком для всех, уроком искусства и доверия, где каждый может, не боясь, высказывать свое мнение; улучшать сегодняшнюю жизнь детей, быть помощью в их самообразовании, в сообщении им добра и в становлении их личности. По мнению Е. Н. Ильина, урок надо начинать неожиданно, с последующим объявлением темы, заканчивать -неясностью, проблемой, так как желанным итогом урока является тот момент, когда «учитель не нужен». Урок должен начинаться с отметки, а не заканчиваться ею. Он убежден, что школа не готовит к жизни, школа - сама жизнь. На уроках сотрудничества, по мнению Е. Н. Ильина, надо сдерживать свою готовность, чтобы пробудить активность класса; ориентировать урок на конкретного ученика, а не на массу ребят; завоевать внимание школьников, видеть в каждом то, что его отличает от других, так как успехи всех складываются из успешного продвижения не большинства, а каждого.
Ленинградская учительница истории Т. И. Гончарова создала методику, способную помочь школьникам понять себя и сегодняшний мир через активный разговор с прошлым, пробудить историческую память, осмыслить современный мир через прошлое. Т. И. Гончарова полагает, что уроки истории помогают ребятам понять, проанализировать события прошлого и использовать все положительные моменты в настоящем, так как они своеобразное средство познания действительности. Она считает урок
совместным поиском истины учителем и учениками, коллективной работой, партнерством в поисках ответа на вопросы, диалогом и взаимообогащением педагога и учащихся.
Все педагоги-новаторы сходятся во мнении, что коллектив - важная составляющая целостного педагогического процесса, однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику ленинградский педагог, создатель «Педагогики общей заботы» И. П. Иванов, разработавший педагогические основы процесса коллективного творческого воспитания, при использовании которого воспитатели и воспитанники являются субъектами в равной степени и результатом применения которой является развитие гражданского самосознания и способность к социальному творчеству. Он раскрыл пути совершенствования общественной жизни школьников, формирования личностей, способных работать в коллективе, активизации личной и коллективной заботы детей об общем благе. И. П. Иванов разработал методику коллективной творческой деятельности, в основе которой лежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С. Л. Соловейчика, ключом к этой методике. И. П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников, отношения товарищества, содружества поколений, осознанной требовательности каждого к себе и друг к другу. И. П. Иванов полагал, что надо вести за собой воспитанников, быть для них примером гражданского, подлинно коллективистского отношения к людям, что в целостном педагогическом процессе необходимо самовоспитание как воспитателей, так и воспитанников. Следует отметить, что методика И. П. Иванова в большей степени ориентирована на воспитание.
Таким образом, анализ работ педагогов-новаторов показывает, что в обучении, воспитании и развитии учащихся в современных условиях важно опираться на разработанные ими принципы, методические идеи и советы, которые в условиях нового времени созвучны с принципами гуманизации учебно-воспитательного процесса. Мы убедились в этом, изучая опыт реализации идей педагогики сотрудничества педагогическими коллективами в школах г. Рязани.
Так, например, при изучении использования основных идей педагогики сотрудничества в средних школах № 51 и 67 г. Рязани
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
было установлено, что основные идеи педагогов-новаторов находят активное практическое применение при организации учебно-воспитательного процесса. В этих школах господствует стиль взаимоотношений, основанный на гуманистических нормах, на сотрудничестве, творчестве детей и взрослых. Сотрудничество учителей и учеников проявляется во всех видах работы: на уроках, в подготовке к экзаменам, олимпиадам, в организации внеклассных мероприятий, походов, дней самоуправления, семинаров, лекций и т. п. На уроках педагоги используют современные инновационные технологии, способствующие созданию равноправной позиции учителей и учащихся, постановке проблемных заданий,
организации различных видов дискуссий, использованию диалога, метода проектов и др. Сотрудничество с родителями осуществляется по многим направлениям: в организаторской деятельности, при проведении родительских собраний, индивидуальных встреч, участии в управлении, в коллективных творческих делах класса и школы, в привлечении к организации внеклассных мероприятий и т. д.
Более 20 лет на основе концепции И. П. Иванова «Педагогика общей заботы» работает средняя школа № 51, получившая в 2004 г. статус «школа России». Разработанная концепция является центральным звеном в развитии учебно-воспитательного комплекса, в который входят сама школа, детские сады № 142 и 149, школа искусств № 7 и Шереметьево-Песо-чинский детский дом. Основной целью работы школы является улучшение окружающей жизни через улучшение себя каж-дым участником учебно-воспитательного процесса, создание условий для наилучшего раскрытия и развития позитивных качеств и способностей каждого ребенка сообразно его природе через создание единого образовательного пространства и включение в него близлежащих образовательных учреждений и семей микрорайона школы. Сотворчество детей и взрослых, вовлечение учащихся в процесс управления, интеграция учебных предметов, забота об окружающем мире, бескорыстие, социальная значимость коллективных творческих дел - это концептуальные гуманитарные идеи, на основе которых работает школа. Целостный педагогический процесс осуществляется на основе коллективно-творческой, совместной социально-значимой, направленной на достиже-
ОБУЧЕНИЯ
ние главной цели деятельности, субъектами которой являются все его участники. Отношения в школе строятся на основе общей товарищеской заботы друг о друге, об окружающей жизни. В своей работе школа использует здоровьесберегающие технологии: несколько классов для первоклассников оснащены партами-конторками.
Одним из условий организации самоуправления в педагогической системе школы является наличие активистов. В 1994 г. была создана школьная разновозрастная организация «Единство», насчитывающая около 200 человек, основными направлениями работы которой являются операции заботы (оказание помощи незнакомым лю -дям), коллективное творческое воспитание (подготовка коллективных творческих дел), лидер (проведение школы актива), двор (организация работы в микрорайоне), перекресток (организация работы клуба самодеятельной песни). Ежегодно в школе проводятся лагерные сборы актива («Все в твоих руках» 4-7 октября 2003 г., посвященный 80-летию И. П. Иванова, проходивший на базе лагеря «Звездный», и др.) и межрегиональные коммунарские сборы старшеклассников («Моя семья - 120 Я» в октябре 1999 г., «Звездная страна Счастливия» в октябре 2000 г., «Страна Счастливия» в феврале 2001 г., «Будущее в настоящем» в феврале 2003 г., к 80-летию И. П. Иванова, «10 лет вместе» в феврале 2005 г. и др.), еженедельно - откровенные разговоры у свечи.
В качестве основных инноваций педагогического процесса школы можно считать институт освобожденных воспитателей, организацию учебно-воспитательного
процесса в классах раздельного обучения мальчиков и девочек с 1-го по 9-й классы. Школа была городской экспериментальной площадкой по коррекционно-развива-ющему обучению совместно с детскими садами, в 1999 г. - федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта «Педагогика общей заботы - основа создания воспитательного пространства в
микрорайоне школы» (программа отмечена грантом). Школа является победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем (2001 г.). В 2003 г. стала победителем областного конкурса программ по школьному самоуправлению. В 2004 г. вошла в состав 30 лучших школ России.
Средняя школа № 67 с 2003 г. использует в своей работе технологию личностносообразного управления, осуществляемую
практической...
посредством адаптации управленческих действий к личности в процессе целереализуемого сознательного сотрудничества, педагогической поддержки на основе выявления персональных возможностей каждого субъекта и развития творческого потенциала, самостроительства и самореализации индивидуальной профессиональной траектории. Ведущим целевым направлением развития школы является создание оптимальных условий для гармонического развития личности, эффективно взаимодействующей с социумом, творческой, способной к созиданию, самореализации, само-строительству, сотрудничеству.
Научная работа в школе осуществляется через научное общество учащихся, которое является добровольным объединением школьников, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной отрасли науки, техники, искусства, расширять свой научный кругозор, приобретать умения и навыки творческой, научно-исследовательской, рационализаторско-изобрета-тельской и опытнической деятельности во внеурочное время под руководством учителей и других специалистов. В школе работает клуб «Кадр» - клуб активных дружных ребят, который организует внеклассные
мероприятия: праздники, дискотеки и т. п. На базе районной библиотеки в сентябре 2004 г. был создан краеведческий клуб для подростков «Истоки», действующий на основе равенства его членов, уважения личного достоинства и мнения каждого члена, основной целью которого является
расширение и углубление знаний о родном крае, развитие навыков самостоятельного изучения истории родного края, сбор краеведческого материала (поиск и сбор информации о жителях города, составление родословной семьи и т. п.), расширение кругозора, развитие творческого потенциала учащихся (участие в конкурсах, викторинах, проектах и т. п.), общение. С 1 октября 2001 г. в школе действует экспериментальная площадка по теме «Краеведение как средство воспитания гражданской позиции школьников», целью которой является разработка управленческой технологии включения краеведческой работы в учебновоспитательный процесс школы (с 1-го по 11-й классы), стимулирующей воспитание гражданской позиции учащихся.
Выявив основные принципы педагогики сотрудничества и пути их реализации, мы поставили цель: определить насколько
основополагающие идеи концепции педа-гогов-новаторов находят свое воплощение в современной деятельности школы. Одной из задач, поставленных нами, была следующая: выявить, насколько в современных условиях педагогами используются идеи педагогики сотрудничества - гуманистической педагогики. Для этого мы разработали многоплановую анкету для учителей, основные вопросы которой были направлены на выявление знаний идей педагогики сотрудничества и их реализацию на практике. В анкетировании приняло участие 102 респондента (50 педагогов школы № 51 и 52 - школы № 67 г. Рязани).
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Результаты анкетирования
Таблица
Номе р Основные выводы Количест в о учителей, %
1 Выступают за сотрудничество с родителями уча щи х с я 100
2 Знакомы с основными принципами педагогики сотрудничества 96
3 Принимают основные идеи педагогики сотрудничества 89
4 Считают , что основные идеи педагогики сотрудничества имеют важное значение 89
5 Выступают за педагогическое об ще ние на основе принципов педагогики сотрудничества 89
6 Считают ,что применение основных принципов педагогики сотрудничества в учебно -воспитательном процессе помогает в предот вра ще н и и кон фл иктов в школе 89
Проанализировав результаты (табл. 1), мы выяснили, что большинство педагогов знакомы с идеями педагогов-новаторов, принимают их и используют на практике, что доказывает, что идеи педагогики сотрудничества и сегодня актуальны и значимы для обучения, воспитания и развития детей. Кроме того, нами было проведено анкетирование среди учащихся 9-11-х классов (589 человек: 300 учеников школы № 51 и 289 - школы № 67). Анализ полученных данных показал, что школьников удовлетворяют такие идеи, как коллективистическая направленность деятельности (100%), готовность к сотрудничеству (64%), преобладание в деятельности личностных и престижных мотивов над коллективными (50%). Анализ анкетирования также показал, что коллектив учащихся представляет собой самостоятельную ценность для индивида, проявляющуюся в совместной деятельности, в решении всех вопросов сообща, однако около половины учеников не воспринимают группу как средство, способствующее
достижению тех или иных индивидуальных целей, не отдают предпочтение совместному решению всех сложных проблем и вопросов. На первый план для половины школьников выходят личные и престижные мотивы. Проблемы группы и отдельных ее членов остаются вне поля их зрения, наблюдается заинтересованность в своих успехах в большей степени, а не в успехах каждого члена группы и группы в целом. На наш взгляд, в практической деятельности школ имеет место потребность в коллективных формах работы в большей степени, дальнейшая работа по внедрению основных принципов педагогики сотрудничества, которая поможет научить учащихся стремиться вносить свой вклад в групповую деятельность. Анкетирование среди родителей обеих школ (583 человека: 288 родителей школы № 51 и 295 - школы № 67) по выявлению уровня их удовлетворенности работой образовательного учреждения и педагогического коллектива привело к следующим результатам (табл. 2).
Результаты
Таблица
анкетирования
Уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения Количество родителей, %
Высокий 56
Средний 43
Низкий 1
Следует заметить, что, несмотря на то что больше половины родителей удовлетворены работой школ, вместе с тем есть
родители, которые недостаточно высоко оценивают их работу. Следовательно, педагогическому коллективу важно осуще-372
практической.. ,
ствлять индивидуальную работу с родителями, стремиться стать настоящими сотрудниками в воспитании, обучении и развитии детей, т. е. в большей мере использовать идеи педагогов-новаторов, позволяющие организовать работу преподавателей и родителей.
Учитывая вышесказанное, делаем вывод, что вся система педагогики сотрудничества, ее основные компоненты тесно связаны, взаимозависимы, взаимопроникают и развиваются благодаря друг другу, основаны на гуманистических нормах обучения, воспитания и развития, где каждый участник учебно-воспитательного процесса является
активным субъектом деятельности. Анализ использованных концептуальных идей педагогов-новаторов, а также результатов деятельности педагогических коллективов школ № 51 и 67 г. Рязани, работающих на основе принципов педагогики сотрудничества, убеждают, что успешное решение задач развития, вовлечение детей в учение, совместный труд, творчество возможно через учебно-воспитательную систему, базирующуюся на педагогике сотрудничества, ключевыми принципами которой являются гуманизм, сотрудничество, диалог, товарищество, забота, бескорыстие, творчество.