Научная статья на тему 'Инновационные стратегии и педагогика сотрудничества в начальной школе'

Инновационные стратегии и педагогика сотрудничества в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / EDUCATIONAL COOPERATION / COOPERATIVE RELATIONS / ЫНТЫМАқТАСТЫқ / ЫНТЫМАқТАСТЫқТЫң қАРЫМ-қАТЫ-НАСЫ / ОқУ ЫНТЫМАЦТАСТЫГЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климбей Л. В.

В данной работе автор ставит перед собой целью через раскрытие положений и теорий о педагогике сотрудничества показать ее привлекательность для современного учителя. В статье рассматриваются подходы к реализации выбранных стратегий с точки зрения глубины проработки их научных и методических основ. А так же рассматривает проблему формирования отношений сотрудничества в процессе педагогической деятельности,которая является приоритетной для целого ряда педагогических отраслей: социальной, профессиональной педагогики,теории и методики воспитания. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для современного учителя стало необходимостью: учитель должен дать детям новые стимулы учения те стимулы, которые лежат в самом учении. Сделан вывод что педагогика сотрудничества делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей. Это гуманистическое направление в педагогике, в котором главной педагогической ценностью является формирование в учебно-воспитательной системе, объединяющей участников учебного процесса, субъектной позиции в воспитании, обучении и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии и педагогика сотрудничества в начальной школе»

Климбей Л.В.,

старший преподаватель кафедры ДНОВЛ филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: ынтымацтастыц, ынтымацтастыцтыц царым-цаты-насы, оцу ынтымацтастыгы.

Ключевые слова: сотрудничество, отношения сотрудничества, учебное сотрудничество.

Keywords: cooperation, cooperative relations, educational cooperation.

t* s

m о

<c л w О

L

О §

ш t-

к

PL,

О ш t-

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ацдатпа

Макаланыц авторы Ынтымацтастыц педагогика туралы калпын жэне теориясын ашу аркылы за-манауи окытушыларга оньщ жагымдыгын керсету оныц максаты болып табылады. Макалада тацдалган стратегияныц гылыми жэне эдiстемелiк непзшщ терецдетш зерттеу кез карасы мен тарату эдiстерi карастырылады. Педагогикалык кызмет YPДiсiнде ынтымактастык карым-катынасты калыптастыру мэселесi де карастырылады, себебi кептеген педагогикалык саласында бастапкылык болып есептеледi: элеуметтiк, кэаби педагогика, тэрбие эдiстемесi жэне теориясы. Гасырдан гасырга атакты педагог гу-манисттер кайталаган жэне олардыц арманы болган казiргi заманауи мрашмдер Yшiн кажеттi болды: окытушылар балаларга оку Yшiн жаца ынта беру керек - ягни сол окудагы ынта. Педагогикалык ынтымактастык балаларды окуга ынталандыруды тiрек етедi жэне окытушы мен балалардыц бiрлесе ецбеп деп корытынды жасайды. Оку жэне тэрбиелеу жYЙ-есiнде калыптасатын оку YPДiсiне катыскандарды бiрiктiрушi педагогикадагы гуманистiк багыт оныц басты педагогикалык к¥ны болып есептелетш эр-кiмдi тэрбиелеуде, окытуда жэне дамытуда субъектi айкындамага кояды.

Аннотация

В данной работе автор ставит перед собой целью через раскрытие положений и теорий о педагогике сотрудничества показать ее привлекательность для современного учителя. В статье рассматриваются подходы к реализации выбранных стратегий с точки зрения глубины проработки их научных и методических основ. А так же рассматривает проблему формирования отношений сотрудничества в процессе педагогической деятельности,которая является приоритетной для целого ряда педагогических отраслей: социальной, профессиональной педагогики,теории и методики воспитания. То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для современного учителя стало необходимостью: учитель должен дать детям новые стимулы учения - те стимулы, которые лежат в самом учении. Сделан вывод что педагогика сотрудничества делает упор на вовлечение детей в учение, на

совместный труд учителя и детей. Это гуманистическое направление в педагогике, в котором главной педагогической ценностью является формирование в учебно-воспитательной системе, объединяющей участников учебного процесса, субъектной позиции в воспитании, обучении и развитии.

Annotation

This project tells the author aims to through the disclosure of the terms and theories of pedagogy cooperation show its positive side for a modern teacher. The article considers approaches to the implementation of the chosen strategies in terms of their depth study of scientific and methodological foundations. Moreover, as regards the problem of forming a cooperative relationship in the process of educational activities, which is a priority for a number of educational sectors: social, professional pedagogy, theory and methods of upbringing.

The fact that for century's repeated outstanding teachers - humanists were dreams, then for modern teacher has become a necessity: the teacher should give the children new incentives teachings incentives that lie in the teachings. It concluded that cooperation pedagogy focuses on the involvement of children in joint work of teachers and children. This humanistic pedagogical direction in which the main educational values forms educational system, uniting the participants of the educational process puts each in a subjective position in the education, teaching and development.

В 80-е гг. XX в. широкую известность приобрела педагогика сотрудничества, воспитательные идеи которой актуальны и настоящее время. Анализ трудов педагогов новаторов и статей о педагогике сотрудничества показывает, что педагогика сотрудничества - это основное направление гуманной педагогики развития, суть которой в вовлечении детей в активное учение, совместном труде преподавателей и учащихся, непрерывном творчестве и духовном подъеме учителей и учеников, когда каждое педагогическое действие, решение, поступок проверены на гуманность, сотрудничество и развитие. Анализ концептуальных идей педагогов-новаторов, работающих по принципам педагогики сотрудничества, вносивших инновации в учебно-воспитательный процесс, основываясь на требованиях времени и гуманистической педагогики (В. Ф. Шаталова, И. П. Иванова, Ш. А. Амонашви-ли, С. Н.Лысенковой, Е. Н. Ильина, Т. И. Гончаровой и др.), позволяет определить, что концепция каждого из них является инновационной, целостной и комплекс-

ной гуманистической системой воспитания, обучения и развития школьников. Инновационное обучение ориентировано на подготовку личности к различным изменениям в обществе, эффективному и прочному овладению навыками мышления, коммуникативных умений. При инновационных подходах происходит переход от урочной системы как процесса обучения к уроку, «как ведущей форме жизни».

Особую роль сотрудничество играет в обучении младших школьников; в этот ^ период расширяется и обновляется круг обращения ребенка в связи с включени- м ем в школьный коллектив, происходит

Рч

расширение границ познания окружаю- ^ щего мира, в том числе и мира социаль- Щ ного, обуславливающего направленность ^ и специфику межличностного общения в различных ситуациях. Проблема учебного сотрудничества активно разрабатыва- Е лась в двух направлениях: 1)реализация ^ коллективной (Ю.Бабанский, М.Н.Скат- § кин) или коллективно- взаимообязыва- ^ ющей деятельности (Б.Т.Лихачев) и 2)

т о

РЧ

О

и

О §

ш Е-

К

о

ш Е-

организация групповой или индивидуально-парной работы (К.Волков, В.Дьяченко, Г.Цукерман). Обращение к групповой работе учащихся для формирования сотруднических отношений было обусловлено стремлением педагогов преодолеть недостатки «педагогики воздействий» и построить учебный процесс так, чтобы на некоторых этапах дети контактировали друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвен-ным...[3].

Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы работая вместе, бок о бок, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении [4, с.15].

Начальное образование закладывает основу для дальнейшего обучения. И как теперь считается, обучения, которое будет продолжаться на протяжении всей жизни. Правильно организованное обучение в начальной школе должно, прежде всего, способствовать формированию умения учиться, то есть сформировать навык продуктивной учебной деятельности, способствующей личностному росту гражданина, развитию его когнитивных способностей, положить начало формированию базовых компетентностей, которые в впоследствии должны развиться в старшей школе. Если процесс начального обучения пройдет успешно, то на его крепкую основу наложится любое профессиональное обучение. В обновленном содержании образования умение учиться предполагает перечень разнообразных компетенций (коммуникативная, информационная, культурная и т.д.). В данной работе нас интересует только тот аспект учебной деятельности, который обеспечивает формирование коммуникативной компетенции, а именно прививает навыки учебного сотрудничества в паре или группе (термин А. Цукерман). Понятие учебного сотрудничества не

тождественно понятию коммуникативной компетенции. Считаю, что для того, чтобы у учащегося сформировалась компетенция, необходимым условием будет являться обучение в форме сотрудничества. В литературе в последнее время много говорится о форме учебного сотрудничества, его роли в формировании личности ребенка, формах. Однако не разработано четкой технологии, позволяющей таким образом организовать учебное сотрудничество в начальной школе, чтобы к моменту окончания начальной школы учащийся обладал компетенциями на высоком уровне. Сотрудничество, как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов обладает следующими характеристиками ^единством цели, 2) организацией и управлением деятельностью, 3) наличием межличностных отношений.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

• обучение ведется прежде всего умениям навыкам и способам мышления;

• идет объединение, интеграция школьных дисциплин;

• вариативность и дифференциация обучения;

• используется положительная стимуляция ученья.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

• возрождение национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики

сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

Несмотря на то что сотрудничество в обучении школьников играет немаловажную роль, существует ряд трудностей затрудняющих его внедрение: конкретика учебных целей, жесткие ограничения во времени, поиска совместного решения, неразработанность оценочной системы [5, с.102].

Данные затруднения учитываются в обновленных программах по предметам начальных классов в рамках обновления содержания среднего образования РК.

Подводя итог ,отметим, что необходимость и возможность внедрения сотрудничества в учебный процесс обусловлены ожиданиями на различных уровнях это: развитие навыков сотрудничества, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, овладение навыками широкого спектра в быстро меняющимся мире.

Учебная деятельность в формате сотрудничества отвечает данным установкам в большей степени, чем традиционная классно-урочная система.

Вся система педагогики сотрудничества, ее основные компоненты тесно связаны, взаимозависимы, взаимопроникают

и развиваются благодаря друг другу, основаны на гуманистических нормах обучения, воспитания и развития, где каждый участник учебно-воспитательного процесса является активным субъектом деятельности. Анализ использованных концептуальных идей педагогов-новаторов, а также результатов убеждают, что успешное решение задач развития, вовлечение детей в учение, совместный труд, творчество возможно через учебно-воспитательную систему, базирующуюся на педагогике сотрудничества, ключевыми принципами которой являются гуманизм, сотрудничество, диалог, товарищество, забота, бескорыстие, творчество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Электрон-ный ресурс] / Л.И. Божович.- Электронный каталог библиотеки,- http://www.koob.ru/ bogovich_l_i/identity.

2. Братчикова, Ю.В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении [Электронный ресурс] / Ю.В.Братчико-ва. - «Библиотека диссертаций», - http://www. dsHb.net/teoria-vospitania/metodicheskoe-soprovozhdeшe-vzaimodejstvija-mladshih-shkolnikov-v-processe.html

3. Волков, Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах [Электронный ресурс] / Н.Н.Волков. - Образователь- К ные ресурся.Психология, - http://www.alleng. тМ^у^у186.^т О

4. Джонсо, Д., Джонсон, Р., Джонсон-Ха- р£ лубек, Э. Методы обучения.Обучение в со- О трудничестве [Электронный ресурс] / Д. к Джонсо, Р. Джонсон ,Э. Джонсон-Халубек . О - Библиотека «Сахаровский центр», - https:// О books.google.kz/books?isbn=5447515858 |

5. Коротаева, Е.В. Педагогика взаимодействия в современном образо- вательном к процессе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. Рч наук / Е. В. Коротаева. - Екатеринбург : [б. ^ и.], 2000. - 39 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.