УДК 373-053«465.06/.11» ББК Ч424.711
ГСНТИ 14.25.05
Код ВАК 13.00.01
Е. В. Коротаева, О. В. Домрачева
Екатеринбург
РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сотрудничество; отношения сотрудничества; учебное сотрудничество; коммуникативные умения младших школьников.
АННОТАЦИЯ. Затрагиваются проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников в учебном сотрудничестве; предложены приемы организации учебного сотрудничества на уроке.
E. V. Korotaeva, O. V. Domracheva
Ekaterinburg
DEVELOPMENT OF COOPERATION RELATIONS BETWEEN ELEMNTARY SCHOOL PUPILS
KEY WORDS: cooperation; cooperation relations; educational cooperation; communicative abilities of pupils of elementary school.
ABSTRACT. The article touches upon the problems of communication of pupils of elementary school in educational cooperation; methods of the organization of educational cooperation at a lesson are offered.
П
роблема формирования отношений сотрудничества в процессе деятельности субъектов является приоритетной для целого ряда отраслей психологопедагогического направления: социальной психологии, психологии труда, педагогической психологии, социальной педагогики, теории и методики воспитания, профессиональной педагогики и др.
Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Так, во ФГОС начального общего образования при изложении требований к результатам обучения подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», а в стандартах следующего звена обучения говорится о значимости «практического освоения умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации».
Проблема формирования отношений сотрудничества не является новой для образовательного процесса. История отечественной педагогики содержит показательные примеры развития отношений сотрудничества именно в воспитательном процессе.
Так, на рубеже XIX—XX вв. в России начали создаваться инновационные для того времени воспитательные объединения — детские летние колонии. Инициаторами таких социальных новообразований стали Е. Н Орлова, семья Терновских, московский Кружок устроителей детских летних колоний (к 1912 г. им было создано 729 колоний), С. А. Рачинский, С. Т. Шацкий («Сет-лемент», колония «Бодрая жизнь») и др. Хотя между «детскими домами», колониями, «новыми школами» и другими подобными образовательными учреждениями существовали различия, у них можно выделить общие черты, позволявшие создавать атмосферу сотрудничества: соучастие в организации и жизнедеятельности колоний педагогов, детей, родителей; объединение учебного и воспитательного начал (при этом часто образовательные программы создавались исходя из потребностей детей); опора на общественно полезный, производительный труд, который становился формой совместной деятельности, требующей обязательных ежедневных усилий каждого члена сообщества.
Наиболее яркий пример реализации принципов педагогического сотрудничества уже после революции 1917 г. мы находим в деятельности А. С. Макаренко, чья педагогическая концепция воспитания в коллективе и через коллектив воплощалась в организации самоуправления, развитии общественной активности, формировании института командиров, сводных отрядов, дежурств, системе внутриколлективных зависимостей.
Во второй половине ХХ в. коммунарская методика стала ведущей в организации воспитательной деятельности детей и подростков. Разработанная в 1960-х гг. И. П. Ива-
новым и другими педагогами методика включала следующие основные направления: предварительную работу воспитателей, коллективное планирование, коллективную подготовку дела, проведение мероприятия, коллективное подведение итогов (обсуждение и оценку результатов).
В последней четверти ХХ в. проблема учебного сотрудничества активно разрабатывалась в двух направлениях: 1) реализация коллективной (Ю. К. Бабанский, Х. Й. Лийметс, М. Н. Скаткин и др.) или коллективно-взаимообязывающей деятельности (Б. Т. Лихачев) и 2) организация групповой или индивидуально-парной работы (К. Н. Волков, В. К. Дьяченко, Г. А. Цу-керман, И. М. Чередов и др.).
Обращение к групповой работе учащихся для формирования сотруднических отношений было обусловлено стремлением педагогов и психологов преодолеть недостатки «педагогики воздействий» и «построить учебный процесс так, чтобы на некоторых его этапах дети контактировали не только непосредственно с учителем, но и друг с другом, чтобы педагогическое воздействие оказалось не прямым, а косвенным...» [3].
В 90-х гг. прошлого века Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек дали следующее определение учебному сотрудничеству: «Кооперация (сотрудничество) — это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек должен думать не только о собственном благе, но и благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве предполагает объединение учащихся в небольшие группы для того, чтобы, работая вместе, бок о бок, они достигали больших успехов, чем при индивидуальном обучении» [4. С. 15].
Особую роль сотрудничество играет в обучении младших школьников: в этот период расширяется и обновляется круг общения ребенка в связи с включением в школьный коллектив, происходит расширение границ познания окружающего мира, в том числе и мира социального, обусловливающего направленность и специфику межличностного общения в различных жизненных ситуациях. Кроме того, данный возраст является сензитивным для выработки как морально-нравственных, так и социально-значимых привычек, определяющих вектор взаимоотношений детей в ходе общения. Взаимодействие через сотрудничество — это единственный способ освоения, присвоения культуры, как считает М. С. Соловейчик.
Психолог Л. И. Божович отмечает, что «подавляющее большинство исследований
сравнительной эффективности разных форм организации учебного процесса (фронтальная, индивидуальная, соперничество, сотрудничество) свидетельствует о положительном влиянии специально организованного учебного процесса в форме сотрудничества на деятельность его участников» [1].
Анализ работ А. Л. Журавлева, И. М. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, Е. В. Коротаевой, А. В. Мудрика, Л. И. Уманского, Г. А. Цукер-мана, Н. И. Шевандрина, а также других психологов и педагогов позволил выявить следующие признаки сотрудничества: пространственное и временное соприсутствие; единство целей и общей мотивации; организация деятельности и управление ей; разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций участников для получения конечного продукта; получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности; наличие позитивных межличностных отношений в процессе деятельности.
Учебное сотрудничество на уроке выполняет две функции, связанные с решением поставленных задач (учебных, познавательных) и оказанием поддержки членам группы в ходе совместной работы. Если обе функции реализуются в равной степени, без ущерба для какой-то из них, взаимодействие будет результативным и эффективным с точки зрения формирования коммуникативных умений. В связи с этим важно учить ребенка вступать в учебное сотрудничество начиная с младшего школьного возраста и умело организовывать данную форму работы детей на уроке. Приведем несколько приемов, побуждающих учащихся к совместной деятельности.
«Интервью». Цель: развить умение слушать партнера по взаимодействию, аргументировать свое мнение, выполнять свои ролевые обязанности. Задание выполняется в парах или в группах до пяти человек. Первоначально участники подготавливают вопросы по учебному материалу. Задача других участников — отвечать как можно более полно.
«Дары природы». Цель: создание позитивной эмоциональной атмосферы в ситуации взаимодействия, доброжелательного отношения друг к другу.
Учитель предлагает учащимся подарить друг другу воображаемые подарки. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Затем учитель (или кто-то из ребят) поворачивается к соседу слева, изображает подарок, говорит приятное и преподносит его. Ребенок должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и сам сде-
лать подарок.
«Лесная сказка». Цель: развить умение аргументировать свое мнение (приводить примеры, указывать причины и следствия, использовать цифры, факты, другое мнение, цитаты, материалы учебника).
Группам дается задание представить объект так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им. Данный прием можно использовать при изучении различного материала — географического (объекты — уссурийская тайга, природа Америки и т. п.) и исторического (объекты — Древний Рим, древнерусская культура и т. п.).
«Мозаика». Цель: закрепление умений, образующих поведенческую составляющую межличностных взаимодействий, изучение нового материала.
Работа состоит из следующих этапов:
• подготовка учебных материалов (для каждого раздела создаются экспертные листы с заданиями, инструкциями, контрольными вопросами);
• формирование команд и экспертных групп (10—15 минут). Каждый член команды на время становится членом одной из создаваемых экспертных групп (5 групп по 4—5 человек). Дети собираются в экспертных группах и некоторое время работают над подтемой;
• отчет экспертов: возвращение их в команды и обучение других членов группы. Обсуждаются сообщения и задаются вопросы;
• контроль результатов, краткое фронтальное обсуждение результатов или индивидуальная проверочная работа и др. [2].
В формате такого учебного сотрудничества у школьников формируются не только умения совместной деятельности, но и коммуникативные навыки. Педагог-практик Л. А. Аухадеева настаивает на том, что такие занятия способствуют развитию у младших школьников умений строить взаимоотношения в деятельности и общении, ориентироваться в ситуации общения, управлять своим поведением, слушать и понимать партнера, осознанно включаться в последовательность этапов деятельностного цикла (планирование, инструктирование и контроль).
Не случайно в беседах с учащимися начальной школы после проведения таких уроков можно услышать: «Этих уроков я не боюсь, хожу на них с удовольствием», «Как многому еще предстоит учиться: мы не умеем слушать друг друга», «Я недоволен собой, потому что не сумел доказать группе свое мнение», «Спорить тоже нужно учиться», «Это совсем другие уроки. Мы узнаем друг друга, хотя учимся уже в третьем клас-
се» и т. п.
Сформулируем результаты учебного сотрудничества:
• для учащегося: расширение и укрепление мотивации к совместной деятельности; осознание себя членом сообщества с соответствующими правами и обязанностями; формирование индивидуального стиля в процессе межличностного взаимодействия; развитие личностной рефлексии; становление в качестве субъекта учебной (и иной) деятельности; активное формирование «Я-концепции»;
• для всего класса: оптимизация учебнопознавательной атмосферы в классе; формирование навыков сотрудничества в учебной деятельности и за ее пределами; развитие индивидуальной и коллективной ответственности за процесс и результат учебной и внеучебной деятельности; развитие умений оптимального взаимодействия в проблемных и конфликтных ситуациях; выработка системы оценок, групповой рефлексии, закрепляющих эффекты сотрудничества в межличностных отношениях; формирование ценностно-ориентационного единства коллектива.
Еще в середине ХХ в. К. Левин, начиная разрабатывать «теорию поля», выдвинул предположение о том, что «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» [Цит. по: 6. С. 15]. В этом и заключается важнейшая особенность обучения в сотрудничестве: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом (обществом в миниатюре), отражающим весь внешний мир. Смысл работы в процессе группового сотрудничества состоит в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) ученик, индивид смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Однако помимо чисто учебных целей важно, чтобы в этом процессе осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в коммуникации с ними, в их поддержке.
Несмотря на то что сотрудничество в обучении младших школьников играет немаловажную роль, существует ряд трудностей, затрудняющих его внедрение: конкретика учебных целей и задач, которые должны быть решены во время занятия; жесткие ограничения на время урока (процесс «совместного думанья», поиска общего решения часто требует большего времени, чем изначально запланировано); заорганизованное пространство, препятствующее свободному общению; неразработанность оценочной системы при организации в
учебном процессе групповой работы; нехватка педагогических кадров с соответствующей психолого-педагогической и технологической подготовкой и т. д.[5. С. 102].
Одно лишь перечисление условий, затрудняющих учебное сотрудничество, объясняет, почему на данный момент эта форма обучения исключительно редко применяется на практике.
Подводя итог, отметим, что необходимость и возможность внедрения сотрудничества в учебный процесс обусловлены ожиданиями на различных уровнях: учебно-методическом (технологии учебного сотрудничества, интерактивное обучение и др.) и даже социально-педагогическом. Это явственно следует из нового Федерального государственного образовательного стандарта, в котором к результатам обучения и воспитания школьников отнесены и следующие:
ЛИТЕРАТУРА
1. БОЖОВИЧ Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009.
2. БРАТЧИКОВА Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.
3. ВОЛКОВ Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах / Педагогическая психология : хрестоматия / сост.: В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. СПб. : Питер, 2006.
4. ДЖОНСОН Д., ДЖОНСОН Р., ДЖОНСОН-ХАЛУБЕК Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб. : Экономическая школа, 2001.
5. ЗИМНЯЯ И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д : 2000.
6. КОРОТАЕВА Е. В. Педагогика взаимодействий: теория и практики : учеб. пособие. Екатеринбург : СВ-96, 2011.
7. РУДЕСТАМ К. Р. Групповая психотерапия. СПб. : Питер Ком, 1998.
8. ПРОГРАММА развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru.
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Учебная деятельность школьников в формате сотрудничества отвечает данным установкам в большей степени, чем традиционная классно-урочная система.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. И. А. Ахьямова