3. Жуков А.Н, Мельникова Н.В. Культовое зодчество Самары // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник / Сост. А.Н. Завальный. Самара: Кн. изд-во, 1994. С. 210.
4. Открытие Самарского публичного музея и Зала императора Александра II // Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1899 год. Самара: Тип. Губ. правления, 1898. С. 219-220.
5. Отчет Александровской публичной библиотеки в г. Самара, «Зала Императора II» и Самарского публичного Музея за 1892 год. Самара: Губернская типография, 1893. С. 22.
6. Научный архив Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (НА СОИКМ). Ф. 4. Оп. 5. Д. 76. Л. 125.
7. Самарское общество археологии, истории и этнографии (СОАИЭ) при Самарском госуниверситете было создано в ноябре 1919 г. группой профессоров СГУ, в основном преподавателей историко-филологического факультета, и членов Самарского археологического общества (1916-1919 гг.). В 1922 г. к первоначальному названию «Общество археологии, истории и этнографии» добавляется слово «естествознания». В 1929 г. СОАИЭиЕ было реорганизовано в Самарское окружное краеведческое общество.
8. Отчеты Семинариев Социально-исторического факультета: Археологии и Искусств // Известия Самарского государственного университета. Самара, 1922. Вып. 3. С. 89.
9. Государственное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (ГУСО «ЦГАСО»). Ф. Р-4374. Оп. 3. Д. 6. Л. 20об.
10. Крамарева И.В. К атрибуции иконы «Шестоднев» и выносных запрестольных икон из собрания СОИКМ им. П.В.Алабина // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2011. С. 236-244.
11. Сызранский филиал ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 1267. Л. 60.
12. Сызранский филиал ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 67. Л. 14.
13. Самарский епархиальный церковно-исторический музей: Буклет / Сост. О.И. Радченко. Самара: Издательский дом «Агни», 2008. С. 7.
14. Половинкин П.В, Кожевникова М.В. Старообрядчество Самарского края. История и культура. Самара: Издательский дом «Агни», 2007. Кат. 47.
15. Красилин М, Данченко Е. Церковные древности Самарской земли: Каталог. М.: Индрик, 2009. С. 10.
16. Половинкин П.В, Кожевникова М.В. Указанное сочинение. Кат. 53.
17. Там же. Кат. 52.
Сотрудничество детей и
взрослых в школьном музее
В. И. Ушакова
Педагогическая Академия последипломного образования
В статье рассматриваются ведущие направления деятельности школьного краеведческого музея, основанные на педагогике сотрудничества, сотворчества учащихся, учителей, родителей, ветеранов, общественности. Автор определяет основные задачи работы школьного музея. Ключевые слова: музей, сотворчество, поисково-исследовательская работа, творческая лаборатория.
The leading focus in the school local museum which are based on education science cooperation, creative cooperation of pupils, teachers, parents, veterans, community are examined in this article. The author names school museum's tasks.
Key words: museum, creative cooperation, research work, creative laboratory.
192 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 192-196
В условиях модернизации российского образования, претворения в жизнь образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа» повышается спрос на самостоятельную, компетентную, творческую личность, способную не только освоить опыт старших поколений, но и обогатить его собственными достижениями. В процессе развития личности ребёнка в современных условиях особую роль играет сотрудничество взрослых и детей.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, сотрудничество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработ-кии, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
По определению И.А. Зимней, «сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» (1, с. 16). Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.
Педагогика сотрудничества - это педагогика, возникшая в начале перестроечных процессов в 80-е годы ХХ века в результате появления интереса в обществе к инновационным поискам и стремления обновить традиционные формы и содержание образования, представляет собой целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущую себе технологию педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника.
В педагогике сотрудничества представлены традиции русской (К.Д. Ушинский,
^ Музееведение
Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), советской (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) педагогической науки и практики. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и представлены педагогами-новаторами (Ш.А. Амона-швили, И.П. Волковым, И.П. Ивановым, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. Никитиным, Л.А. Никитиной, В.Ф. Шаталовым, М.П. Щетининым и др.), педагогами-журналистами (В.М. Матвеевым и С.Л. Соловейчиком), педагогами-практиками (Е.В. Бондаревской, Н.Б. Крыловой, Г.Ю. Ксензовой, Н.Е. Щурковой и др.), многими учителями школ и педагогами дополнительного образования.
В современных условиях осмыслен богатый опыт педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века, который ускорил создание и развитие новых педагогических систем образовательных учреждений. Педагоги-новаторы современности используют идеи и технологии педагогов-новаторов 80-х годов ХХ века в современной педагогике сотрудничества, дополняя ее своими поисками и находками.
Новаторство педагогики сотрудничества состоит в том, что целевые педагогические установки: «учить всех и учить хорошо», «воспитывать всех и воспитывать хорошо», «развивать всех и развивать хорошо», в опыте современных педагогов приобрели интегративный характер и позволяют эффективно и экономно использовать педагогический инструментарий и инновационные технологии в достижении поставленных целей.
Воспитательный процесс в образовательной системе дополнительного образования включает в себя развитие педагогики свободы и сотрудничества взрослых и детей, психолого-педагогическую поддержку личности ребенка как стратегию современного воспитания. Педагогика свободы опирается на исключительное право ребенка самостоятельно принимать решения, касающиеся его отношений с миром, обществом.
Педагогика свободы и сотрудничества всегда ориентирована на внутреннее «хочу» ребенка, а не только на внешнее «надо». Поэтому в учреждениях дополнительного образования ребенок - субъект и стратег творческой жизни. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причем наибольший результат приносит привлекательная деятельность.
Школьный музей при умелом использовании можно превратить в творческую лабораторию, в живой организм, который создается руками детей, дает возможность выразить себя и является источником радости и вдохновения.
1 сентября 1997 года для школы №5 города Дубна стало знаменательной датой. В этот день состоялось открытие школьного музея, собрались представители управления образования, ветераны Великой Отечественной войны и труда, выпускники школы, педагоги, учащиеся, родители. Рождению музея предшествовали многие годы кропотливых поисков. Еще с середины 70-х годов ХХ века, наряду с юными краеведами, активное участие в сборе материалов для музея принимали учителя-ветераны и Почетный гражданин нашего города Нина Петровна Викторовна, которая стала инициатором создания школьного музея. Перед педагогическим коллективом встала задача: как сохранить духовные ценности и научить школьников разумно ими пользоваться. Выход видел в организации сотворчества администрации школы, учителей, детей, родителей, ветеранов, краеведов города. В результате совместной работы сложились определенные традиции в деятельности школьного музея, которые держатся на трех позициях, трех «китах»:
1. Концептуальность, обучение через сотворчество. Так возникла идея творческой лаборатории - музея руками детей.
2. Системность, поиск вторичной информации. Необходимо привить ученикам навыки анализа, умение аргументировать, рассуждать, чтобы проект стал действи-
тельно научно-исследовательским.
3. Воспроизводимость: бинарные уроки, которые ведет не только учитель, но и кто-то из родителей, краеведов, ветеранов. Такие уроки проходят в музее и вызывают большой интерес у ребят. Происходит воспитание через эмоциональное единение разных поколений. На основе этих трех позиций выделены следующие задачи в работе нашего школьного музея:
• активизация познавательной деятельности через историко-краеведческий музей;
• формирование учебной компетенции «учись учиться» через встречи с интересными людьми разных поколений;
• развитие умений и навыков поисковой музейно-краеведческой деятельности;
• содействие развитию коммуникативной культуры школьников.
Наш педагогический коллектив выработал четкую формулу: сотворчество, терпение, трудолюбие. Учителя объединились в группы по интересам и выработали основные направления работы школьного музея.
Первое направление - историко-исследовательское. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и культуру родного края. Поисковая работа осуществляется через деятельность «Школы юного археолога». Дети - участники этого объединения, прослушав лекции об археологических памятниках дуб-ненского края, основах методики полевых археологических исследований, приняли участие в археологических раскопках древнерусского города Дубна, которые проводила экспедиция Дубненского общественного фонда историко-краеведческих исследований и гуманитарных инициатив «Наследие» летом 2009 года. Раскопки на Ратминской стрелке Дубны проходили под патронажем Института археологии Российской академии наук.
Участники проекта «Древнерусская Дубна»: специалисты, волонтеры и юные археологи вскрыли культурные напластования на берегу Волги, определили систе-
му расположения культурного слоя исторического предшественника современного наукограда.
В результате проведенных работ удалось установить, что на мысу - непосредственно в районе впадения реки Дубны в Волгу сохранились останки оборонительного рва первой крепости, построенной на этом месте, судя по всему, в первой половине XII века и вскоре после сооружения погибшей в результате пожара.
Наиболее важными находками, сделанными в культурном слое древнерусской Дубны в ходе археологических исследований полевого сезона 2009 года, являются крест-энколпион и половина свинцовой печати.
Бронзовый крест-энколпион был обнаружен в шурфе, заложенном в непосредственной близости от окончания мыса при впадении реки Дубны в Волгу. Он предварительно датируется XII веком и относится к киевскому типу. Название «эн-колпион» переводится с греческого как «находящийся на груди» (2). Такие кресты существовали в средние века у русских и греков. Крест состоит из двух створок. В центральной части одной створки креста находится рельефное изображение Распятия Христова, на второй - изображение Богородицы. Кроме того, на каждой створке изображено по четыре лика святых и присутствуют надписи религиозного содержания. Створки соединялись шарниром, а внутрь помещались частицы освященной просфоры или мощи святых.
Еще одна заметная находка - половина свинцовой актовой печати - была обнаружена в шурфе 2, заложенном выше по течению Волги от шурфа 1, на участке наиболее насыщенного культурного слоя. На одной стороне печати сохранилась половина поясного изображения святого, на второй - православный процветший крест. Судя по сохранившимся на печати буквам, можно с уверенностью предполагать, что на ней изображен Святой Федор - Феодор Стратилат, христианский святой, почитаемый в лике великомученика. В дословном переводе с греческого слово «стратилат»
^ Музееведение
означает «высокий воин», в литературном переводе - «воевода», «военачальник». Находка относится к одному из типов печатей, которой пользовался какой-то князь и предварительно датируется, как и крест,
XII веком.
Кроме того, из древнерусского культурного слоя происходит более двух десятков целых и фрагментированных железных предметов - ножи, гвозди, дужки от ведра, рыболовный крюк и трубчатый замок XI-
XIII веков.
В числе других находок: керамическое грузило для сети; фрагмент стеклянного флакона - вероятно, византийского происхождения; фрагмент бронзового браслета с характерным новгородским орнаментом; перстень из оловянистой бронзы, бронзовый нательный крест XVII века и целый ряд других предметов.
Найдены многочисленные следы металлургического производства - куски железной руды, несколько криц - первичных слитков железа, подлежащих многократной проковке для получения качественного металла.
Работа над проектом «Древнерусская Дубна» будет продолжена, предстоит зачистка среза участка берега Волги для определения залегания слоев, археологи надеются на хорошие перспективы.
Очень важно, что на площадке археологического памятника работают не только взрослые, но и молодежь. Студенты и школьники на практике не только расширяют свой кругозор, но и получают уникальные, живые уроки патриотизма, без которого не бывает гражданского общества.
Вторым ведущим направлением в деятельности нашего музея является аэрокосмическое образование. Распространению знаний в области авиации и ракетной техники способствует сотрудничество музея с ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" им. А.Я. Березняка» и ОАО «Дубненский машиностроительный завод им. Н.П. Федорова». Аэрокосмическое образование в школьном музее осуществляется посредством следующих направлений
его деятельности: вовлечение учащихся в поисковую и собирательскую работу, научно-исследовательская и творческая работа школьников, организация и проведение мероприятий на базе музея, работа в кружках.
Таким образом, музей из замкнутого пространства превращается в открытую систему. Именно в таком музее может быть
воплощена идея сотворчества, сотрудничества учащихся, учителей, родителей, ветеранов, общественности и в полной мере реализован принцип - «Музей для детей и руками детей», с переносом «центра тяжести» с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания музея, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.
Примечания
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
2. Корзухина, Г. Ф. Древнерусские энколпионы. Нагрудные кресты-реликварии X-XIII вв. / Г.Ф. Корзухина, А.А. Пескова. - СПб., 2003.
3. Сеченова, Л. С. Сотворчество взрослых и детей в школьном музее / Л.С. Сеченова // Образование в современной школе. - 2005. - № 4. - С. 12-13.
иртуальные музеи: анализ понятия
Т. Е. Максимова
Московский государственный университет культуры и искусств
Виртуальные музеи — продукты компьютерной индустрии, осуществляющие бесплатный массовый доступ к культурному наследию. Помимо того, что с помощью таких сайтов можно с гораздо большей эффективностью достичь целей, обычно стоящих перед традиционными музеями, — виртуальный музей — еще и самостоятельное культурное явление, появившееся благодаря информационным технологиям. Виртуальные музеи — новая культурная форма со своими особенностями и перспективными функциями.
Ключевые слова: виртуальный, компьютерный, мультимедийный, цифровой, электронный музей, веб-музей, гипермузей, кибермузей, интернет-музей, музей онлайн, виртуальные, компьютерные, мультимедийные, цифровые, электронные выставки, галереи, коллекции, экспозиции. Virtual museums are products of the computer industry, providing free mass access to the cultural heritage. Besides by means of such sites it is possible to reach with much bigger efficiency the purposes which are usually facing traditional museums, — museums online are also the independent cultural phenomenon which has appeared due to information technologies. Virtual museums are a new cultural form with the features and perspective functions.
Key words: a virtual museum, an online museum, electronic museum, hypermuseum, digital museum, cybermuseum or Web museum, virtual, multimedia, digital, electronic exhibitions, galleries, collections.
196 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 196-200