В. И. Ушакова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, музей, школа, образовательно-воспитательная направленность, сотворчество взрослых и детей, краеведение, экспозиция.
The main stages of history and school muséum development, its specific nature originality, maintenance of museum's activity are examined in this article. Keywords: liberal education, museum, school, educational focus, creative work of children and grown-ups, exhibition, local studies.
Школьные музеи являются наиболее многочисленной группой музеев при учебных заведениях. Они создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и учреждениях дополнительного образования с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к историко-культурному наследию, приобщения к нему.
В разные периоды истории школьные музеи переживали свои подъемы и спады. Их то признавали важнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними, как с рассадниками старой идеологии.
Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей» началось на рубеже XIX—XX веков и происходило в общеисторическом контексте.
Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:
1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни.
2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превратился в краеведческий, в результате чего в школе в конце 1930-х — начале 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.
3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев. В количественном отношении (четыре с половиной тысячи) они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.
4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис, связанный с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок или закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего
военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970-1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея.
Деятельность школьных музеев в настоящее время сопряжена с рядом самых разнообразных факторов социально-экономического, политического, историко-культурного характера. Сложности экономического характера не позволяют в полной мере раскрыть потенциал краеведения, получивший новый импульс к применению в ходе демократизации общества. На местах выходят различные пособия, публикации, исследования в области краеведения, разрабатываются новые темы, связанные с «белыми пятнами» нашей истории. Отсутствие жесткой регламентации в краеведении, прекращение или ослабление давления со стороны руководства разного ранга привели к более естественному развитию ситуации, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты (4, с. 5, 35-37).
Сегодня музей стало гораздо сложнее организовать и содержать - это серьезное финансовое предприятие. Шефская помощь теперь практически отсутствует. И все же музеи продолжают создаваться силами энтузиастов, находящих поддержку как в школе, так и за ее пределами. Педагоги школ, гимназий, учреждений дополнительного образования продолжают вовлекать учащихся в эту интересную и полезную сферу деятельности, которая называется «школьный музей». Участвуя в создании и деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия, способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства. Начинается восстановление сети музеев, активизация их деятельности. Этому способствует туристско-краевед-ческое движение «Отечество» и выход 12 марта 2003 года нового положения «О музее образовательного учреждения (школьном музее)», которое было принято Министерством образования России (2, с. 8).
Специфика школьных музеев состоит в том, что характер и содержание их деятельности определяется педагогической целесообразностью, возможностью комплектовать музейные собрания, соответствующие избранной концепции и профилю, способностью школы обеспечить материальные предпосылки его хранения и правильного использования. Обязательное условие функционирования музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. В большинстве случаев современный школьный музей становится ядром образовательного пространства школы, играет ведущую роль в системе патриотического воспитания школьников, становится самым доступным способом знакомства с музейной культурой и традициями (3, с. 4).
Школьный музей сегодня - это пространство, максимально открытое для деятельности ребенка, его творческой и созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их создатель. Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория).
Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что школьный музей представляет собой музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выра-
женную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик.
Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Размышляя о функциях краеведческого музея, один из виднейших отечественных краеведов Ф. И. Шмит писал, что краеведческий музей - это в первую очередь музей учебный, сюда непременно нужно водить школьников, чтобы для них ожили и стали понятными сухие рисунки - схемы учебников природоведения и истории (7, с. 348).
Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Даже, казалось бы, далекая от истории тематика естественнонаучных исследований непременно содержит компоненты, связанные с историей природы, с воздействием человека на природу. Да и сами объекты нередко используются как исторические источники по истории природы и общества. Исторические же знания, по образному определению С. О. Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу» (6, с. 238-239).
Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной.
Термин «школьный» должен определять не нахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня (5, с. 21).
В сочетании «школьный музей» ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относят: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставоч-ным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.
В Московской области традиционно сложилась широкая и разнообразная сеть школьных музеев, накоплен интересный опыт работы в этом направлении. Но целый ряд вопросов еще требует поиска новых подходов, решений и теоретического осмысления с последующим практическим применением. Это в первую очередь относится к проблемам ресурсного, программно-методического и информационного обеспечения деятельности школьных музеев.
Музей нашей школы — школы № 5 г. Дубны по профилю краеведческий. На основе краеведения мы пытаемся создать благоприятные условия для гармонич-
ного развития ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности, как образовательная, здоровья, культуры и досуга. Наш музей действует с 1 сентября 1997 года. Рождению музея предшествовали многие годы кропотливых поисков. Еще с середины 1970-х годов, наряду с юными краеведами, активное участие в сборе материалов для музея принимали учителя-ветераны и Почетный гражданин нашего города Н. П. Викторова, которая стала инициатором создания школьного музея.
В настоящее время в музее хранятся 3550 экспонатов, из них 3190 (основной фонд) подлинные. Основу археологического раздела составляют экспонаты IX века, есть уникальные экспонаты доледникового периода:
— бивень и зуб мамонта,
— различные окаменелости,
— орудия труда первобытных людей и обитателей различных поселений.
На Прислонском городище при раскопках были найдены предметы эпохи неолита (3-2 тыс. лет до н.э.): обломки и заготовки дротиков, скребловидные орудия, стрелы, ножевидные пластины, проколки, гребенчато-штриховая керамика, бронзовые и каменные украшения.
Крестьянский быт представлен предметами хозяйственной жизни: ступками различных размеров, жерновами для молотьбы, цепами, серпами, коромыслами, корытом для рубки овощей, весами амбарными, упряжью для лошади и др.
Экспозиция «История СССР» представлена материалами о республиках, входивших в состав СССР, атрибутикой и символикой того периода. Имеются подлинные экземпляры периодической печати 1917-1959 годов, такие, как «Власть народа» (1917), «Безбожник» (1930), «Рабочая Москва» (1925-1930), «Гудок» (1935), «Правда» (1929-1930), «Коллективная жизнь» (1945), «Известия» (19291930), «Пионерская правда» (1953-1959).
В разделе «Великая Отечественная война» имеются подлинные экспонаты солдатского быта, письма, фотографии, образцы оружия, каски советские и немецкие, гильзы, снаряды и другие предметы, найденные на полях сражений, военная форма тех лет и т.д.
В экспозиции «История Дубны» представлены документы об образовании и деятельности градообразующих предприятий, материалы о жизни и деятельности известных ученых, конструкторов, работавших в Дубне, материалы периодической печати, личные вещи наших выдающихся сограждан. Большой интерес вызывают у посетителей музея катапультируемое кресло Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя В. Н. Кондаурова, оригинальные модели авиационной и ракетно-космической техники, бортовые самописцы, парашютная спасательная система летчика, призы, кубки и вымпелы.
Одним из ведущих направлений в деятельности нашего музея является аэрокосмическое образование. В понятие аэрокосмическое образование мы включаем систему форм обучения и воспитания, которая ставит своими целями профессиональную ориентацию школьников, распространение среди молодежи знаний по авиации и космонавтике, выявление одаренных учащихся и создание условий для реализации их творческих возможностей, а также создание аэрокосмических классов для подготовки школьников к поступлению в вузы на аэрокосмические и смежные специальности. На базе нашего музея в 2006 году создан и третий год успешно работает клуб «Дубненский летописец», в котором на постоянной основе проводятся встречи учащихся с учеными, конструкторами, ветеранами Вели-
кой Отечественной войны. В числе почетных гостей клуба были Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, академик Российской и Международной Инженерной академии генеральный конструктор И. С. Селезнев, конструктор авиационной техники, кандидат технических наук, заслуженный машиностроитель В. Н. Трусов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель В. Н. Кондауров.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в настоящее время школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Занимаясь в школьном музее, ученики приобретают навыки отбора информации, понимания роли личности в развитии научно-технической мысли, приобретают азы ранней профориентации. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.
Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании юных граждан страны, справедливо отмечает, что «чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле» (1, с. 23).
Примечания
1. Лихачев Д. С. Земля родная: [книга для учащихся] / Д. С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983.
2. О деятельности музеев образовательных учреждений: [письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от12.03.2003] // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - 2004. - № 2 (46).
3. Решетников Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: [учебно-методическое пособие] / Н. И. Решетников. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.
4. Туманов В. Е. Школьный музей: [методическое пособие] / В. Е. Туманов. - 2-е изд., испр. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
5. Школьные музеи: [сборник документов]. - М., 1987.
6. Шмидт С. О. Историзм мышления / С. О. Шмидт // Наука убеждать. - М., 1969.
7. Шмит Ф. И. Музейное дело: вопросы экспозиции / Ф. И. Шмит. - Л., 1929.