Научная статья на тему 'Школьный музей как компонент образовательного пространства школы'

Школьный музей как компонент образовательного пространства школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14541
1014
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / МУЗЕЙ / MUSEUM / ШКОЛА / SCHOOL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / EDUCATIONAL FOCUS / СОТВОРЧЕСТВО ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ / CREATIVE WORK OF CHILDREN AND GROWN-UPS / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL STUDIES / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXHIBITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Валентина Ивановна

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main stages of history and school museum development, its specific nature originality, maintenance of museum's activity are examined in this article

Текст научной работы на тему «Школьный музей как компонент образовательного пространства школы»

В. И. Ушакова

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

В статье рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, музей, школа, образовательно-воспитательная направленность, сотворчество взрослых и детей, краеведение, экспозиция.

The main stages of history and school muséum development, its specific nature originality, maintenance of museum's activity are examined in this article. Keywords: liberal education, museum, school, educational focus, creative work of children and grown-ups, exhibition, local studies.

Школьные музеи являются наиболее многочисленной группой музеев при учебных заведениях. Они создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и учреждениях дополнительного образования с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развития познавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированного отношения к историко-культурному наследию, приобщения к нему.

В разные периоды истории школьные музеи переживали свои подъемы и спады. Их то признавали важнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними, как с рассадниками старой идеологии.

Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей» началось на рубеже XIX—XX веков и происходило в общеисторическом контексте.

Можно выделить следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:

1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни.

2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превратился в краеведческий, в результате чего в школе в конце 1930-х — начале 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.

3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев. В количественном отношении (четыре с половиной тысячи) они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.

4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис, связанный с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок или закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего

военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970-1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея.

Деятельность школьных музеев в настоящее время сопряжена с рядом самых разнообразных факторов социально-экономического, политического, историко-культурного характера. Сложности экономического характера не позволяют в полной мере раскрыть потенциал краеведения, получивший новый импульс к применению в ходе демократизации общества. На местах выходят различные пособия, публикации, исследования в области краеведения, разрабатываются новые темы, связанные с «белыми пятнами» нашей истории. Отсутствие жесткой регламентации в краеведении, прекращение или ослабление давления со стороны руководства разного ранга привели к более естественному развитию ситуации, что имеет как положительные, так и отрицательные моменты (4, с. 5, 35-37).

Сегодня музей стало гораздо сложнее организовать и содержать - это серьезное финансовое предприятие. Шефская помощь теперь практически отсутствует. И все же музеи продолжают создаваться силами энтузиастов, находящих поддержку как в школе, так и за ее пределами. Педагоги школ, гимназий, учреждений дополнительного образования продолжают вовлекать учащихся в эту интересную и полезную сферу деятельности, которая называется «школьный музей». Участвуя в создании и деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного и природного наследия, способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства. Начинается восстановление сети музеев, активизация их деятельности. Этому способствует туристско-краевед-ческое движение «Отечество» и выход 12 марта 2003 года нового положения «О музее образовательного учреждения (школьном музее)», которое было принято Министерством образования России (2, с. 8).

Специфика школьных музеев состоит в том, что характер и содержание их деятельности определяется педагогической целесообразностью, возможностью комплектовать музейные собрания, соответствующие избранной концепции и профилю, способностью школы обеспечить материальные предпосылки его хранения и правильного использования. Обязательное условие функционирования музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов. В большинстве случаев современный школьный музей становится ядром образовательного пространства школы, играет ведущую роль в системе патриотического воспитания школьников, становится самым доступным способом знакомства с музейной культурой и традициями (3, с. 4).

Школьный музей сегодня - это пространство, максимально открытое для деятельности ребенка, его творческой и созидательной активности. В школьном музее ученик не только «потребитель» музейных ценностей, но и непосредственный их создатель. Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория).

Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что школьный музей представляет собой музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выра-

женную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти характеристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, который ведет в тупик.

Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Размышляя о функциях краеведческого музея, один из виднейших отечественных краеведов Ф. И. Шмит писал, что краеведческий музей - это в первую очередь музей учебный, сюда непременно нужно водить школьников, чтобы для них ожили и стали понятными сухие рисунки - схемы учебников природоведения и истории (7, с. 348).

Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Даже, казалось бы, далекая от истории тематика естественнонаучных исследований непременно содержит компоненты, связанные с историей природы, с воздействием человека на природу. Да и сами объекты нередко используются как исторические источники по истории природы и общества. Исторические же знания, по образному определению С. О. Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу» (6, с. 238-239).

Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной.

Термин «школьный» должен определять не нахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня (5, с. 21).

В сочетании «школьный музей» ключевым является слово музей. Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относят: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставоч-ным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.

В Московской области традиционно сложилась широкая и разнообразная сеть школьных музеев, накоплен интересный опыт работы в этом направлении. Но целый ряд вопросов еще требует поиска новых подходов, решений и теоретического осмысления с последующим практическим применением. Это в первую очередь относится к проблемам ресурсного, программно-методического и информационного обеспечения деятельности школьных музеев.

Музей нашей школы — школы № 5 г. Дубны по профилю краеведческий. На основе краеведения мы пытаемся создать благоприятные условия для гармонич-

ного развития ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности, как образовательная, здоровья, культуры и досуга. Наш музей действует с 1 сентября 1997 года. Рождению музея предшествовали многие годы кропотливых поисков. Еще с середины 1970-х годов, наряду с юными краеведами, активное участие в сборе материалов для музея принимали учителя-ветераны и Почетный гражданин нашего города Н. П. Викторова, которая стала инициатором создания школьного музея.

В настоящее время в музее хранятся 3550 экспонатов, из них 3190 (основной фонд) подлинные. Основу археологического раздела составляют экспонаты IX века, есть уникальные экспонаты доледникового периода:

— бивень и зуб мамонта,

— различные окаменелости,

— орудия труда первобытных людей и обитателей различных поселений.

На Прислонском городище при раскопках были найдены предметы эпохи неолита (3-2 тыс. лет до н.э.): обломки и заготовки дротиков, скребловидные орудия, стрелы, ножевидные пластины, проколки, гребенчато-штриховая керамика, бронзовые и каменные украшения.

Крестьянский быт представлен предметами хозяйственной жизни: ступками различных размеров, жерновами для молотьбы, цепами, серпами, коромыслами, корытом для рубки овощей, весами амбарными, упряжью для лошади и др.

Экспозиция «История СССР» представлена материалами о республиках, входивших в состав СССР, атрибутикой и символикой того периода. Имеются подлинные экземпляры периодической печати 1917-1959 годов, такие, как «Власть народа» (1917), «Безбожник» (1930), «Рабочая Москва» (1925-1930), «Гудок» (1935), «Правда» (1929-1930), «Коллективная жизнь» (1945), «Известия» (19291930), «Пионерская правда» (1953-1959).

В разделе «Великая Отечественная война» имеются подлинные экспонаты солдатского быта, письма, фотографии, образцы оружия, каски советские и немецкие, гильзы, снаряды и другие предметы, найденные на полях сражений, военная форма тех лет и т.д.

В экспозиции «История Дубны» представлены документы об образовании и деятельности градообразующих предприятий, материалы о жизни и деятельности известных ученых, конструкторов, работавших в Дубне, материалы периодической печати, личные вещи наших выдающихся сограждан. Большой интерес вызывают у посетителей музея катапультируемое кресло Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя В. Н. Кондаурова, оригинальные модели авиационной и ракетно-космической техники, бортовые самописцы, парашютная спасательная система летчика, призы, кубки и вымпелы.

Одним из ведущих направлений в деятельности нашего музея является аэрокосмическое образование. В понятие аэрокосмическое образование мы включаем систему форм обучения и воспитания, которая ставит своими целями профессиональную ориентацию школьников, распространение среди молодежи знаний по авиации и космонавтике, выявление одаренных учащихся и создание условий для реализации их творческих возможностей, а также создание аэрокосмических классов для подготовки школьников к поступлению в вузы на аэрокосмические и смежные специальности. На базе нашего музея в 2006 году создан и третий год успешно работает клуб «Дубненский летописец», в котором на постоянной основе проводятся встречи учащихся с учеными, конструкторами, ветеранами Вели-

кой Отечественной войны. В числе почетных гостей клуба были Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, академик Российской и Международной Инженерной академии генеральный конструктор И. С. Селезнев, конструктор авиационной техники, кандидат технических наук, заслуженный машиностроитель В. Н. Трусов, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель В. Н. Кондауров.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что в настоящее время школьный музей как универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции научного учреждения, общественного объединения и детского клуба, обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Занимаясь в школьном музее, ученики приобретают навыки отбора информации, понимания роли личности в развитии научно-технической мысли, приобретают азы ранней профориентации. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Немаловажно отметить и то, что, выполняя все эти задачи, он посильно участвует в формировании музейного фонда страны.

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании юных граждан страны, справедливо отмечает, что «чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле» (1, с. 23).

Примечания

1. Лихачев Д. С. Земля родная: [книга для учащихся] / Д. С. Лихачев. - М.: Просвещение, 1983.

2. О деятельности музеев образовательных учреждений: [письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от12.03.2003] // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - 2004. - № 2 (46).

3. Решетников Н. И. Школьный музей и комплектование его собрания: [учебно-методическое пособие] / Н. И. Решетников. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.

4. Туманов В. Е. Школьный музей: [методическое пособие] / В. Е. Туманов. - 2-е изд., испр. - М.: ЦДЮТиК, 2003.

5. Школьные музеи: [сборник документов]. - М., 1987.

6. Шмидт С. О. Историзм мышления / С. О. Шмидт // Наука убеждать. - М., 1969.

7. Шмит Ф. И. Музейное дело: вопросы экспозиции / Ф. И. Шмит. - Л., 1929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.