Научная статья на тему 'Формирование иконописных коллекций музеев Самарского края в конце XIX - начале XXI века'

Формирование иконописных коллекций музеев Самарского края в конце XIX - начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
372
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАРА / SAMARA / САМАРСКИЙ КРАЙ / SAMARA REGION / МУЗЕИ / MUSEUMS / ИКОНОПИСНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ / COLLECTIONS OF ICON PAINTING / BUILDING COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пархоменко Любовь Александровна

В статье рассказывается о музейном иконном фонде Самарского края, делается вывод, что иконы Самарского края существенно дополняют наши представления о развитии поздней церковной художественной культуры провинции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the museum's iconic fund Samara region, it is concluded that the icon of the Samara region substantially complementary to our understanding of the development of artistic culture later ecclesiastical province.

Текст научной работы на тему «Формирование иконописных коллекций музеев Самарского края в конце XIX - начале XXI века»

4. Керимов, В. История становления и развития историко-краеведческих музеев в Азербайджане [на азербайджанском языке] / В. Керимов. - Баку, 2008.

5. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - Баку, 1998.

6. О состоянии и мерах по улучшению музейного дела в республике: Постановление Совета Министров Азербайджанской Республики от 30 января 1970-го года / Постановление и распоряжение Совета Министров Азербайджанской ССР 1970 г.

7. Руководящие материалы по охране музеев и памятников [на азербайджанском языке]. - Баку, 1955.

8. Садыхова, Н. Музейное дело в Узбекистане / Н. Садыхова. - Ташкент: ФАН, 1975.

9. Хронологическое собрание законов Азербайджанской ССР, Указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Совета Министров Азербайджанской ССР. - Баку, 1959. - Т. 1, 1920-1935.

10. Хронологическое собрание законов Азербайджанской ССР, Указов Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР и Постановлений Правительства Азербайджанской ССР [на азербайджанском языке] : в 6 т. - Баку, 1963. - Ш-У1 т.

11. Эdsbiyyat уо тсоюг^ [=Литература и искусство]. - 1973. - 11 июля.

сформирование иконописных коллекций музеев самарского края в конце xix - начале xxi века

Л. А. Пархоменко

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

В статье рассказывается о музейном иконном фонде Самарского края, делается вывод, что иконы Самарского края существенно дополняют наши представления о развитии поздней церковной художественной культуры провинции.

Ключевые слова: Самара, Самарский край, музеи, иконописные коллекции, формирование коллекций.

The article describes the museum's iconic fund Samara region, it is concluded that the icon of the Samara region substantially complementary to our understanding of the development of artistic culture later ecclesiastical province.

Key words: Samara, Samara Region, museums, collections of icon painting, building collections.

Художественные сокровища Самарского края до сих пор не изучены полностью. Четыре его музея - Самарский областной историко-краеведческий им. П.В. Алабина (СОИКМ им. П.В. Алабина), Самарский областной художественный музей (СОХМ), Краеведческий музей городского округа Сызрань и Самарский епархиальный церковно-исторический музей, - обладают уникальным собранием русских икон, насчитывающим около 500 произведений. Лишь немногие из них публиковались ранее. Сложная, порой драматическая история их поступления в музеи остается достоянием архивов.

Большинство икон датируется второй половиной XIX - началом XX столетий -временем экономического и культурного расцвета Самары и Сызрани. Именно тогда Самара, получившая статус города еще в 1688 году, стала губернским центром, а затем превратилась в «приволжский Новый Орлеан» и «русский Чикаго». Здесь находилась самая большая в России хлебная биржа, активно развивалась промышленность, богатело купечество, с размахом велась торговля. Зажиточные купцы и знатные горожане украшали город и округу храмами и часовнями. Благодаря церковным заказам наладились связи деловой Самары

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 187-192 187

с известными в стране иконописными мастерскими и предприятиями по производству церковной утвари. В конце XIX века были приглашены в Самару для росписи нового Самарского кафедрального собора во имя Христа Спасителя и 12-ти апостолов художники из известнейшего на Руси центра иконописи - Палеха (1).

Один из древнейших монастырей края -Вознесенский мужской в Сызрани - возник в 1685 году (2). Первая соборная церковь во имя иконы Богоматери «Живоносный Источник» построена почти одновременно с основанием крепости Сызрань (1683 год). В 1717 году на ее месте была сооружена церковь Рождества Христова (1717 год).

На территории, в 1851 году вошедшей в состав Самарской губернии, располагался один из духовных центров староверия - Иргиз. Иргизский Нижне-Воскресенский Криволуцкий единоверческий монастырь был основан в 1762 году. Все остальные мужские и женские монастыри Самарского края создавались и развивались на протяжении XIX - начала XX веков.

Первая церковь была построена в Самаре одновременно с основанием крепости в XVI веке. Это была небольшая деревянная Троицкая церковь (3). В 1782 году на плане Самары было отмечено пять церквей, а к концу XIX века - уже 46.

Старообрядчество разных толков в конце XIX - начале XX века сосредоточилось преимущественно в Самаре и, особенно, в Сызрани.

В годы Первой мировой войны в Самару были эвакуированы некоторые предприятия из западных губерний России, в их числе завод Саламандра из Риги. В Самарской губернии находились более 152 тысяч беженцев. Среди них преобладали женщины, дети, старики. Газета «Волжский день» сообщала, что в губернии нетрудоспособных беженцев оказалось более 50%. Чтобы как-то прокормиться, они вынуждены были продавать все, что имели. В 1917 году впервые появляются в архивных документах многочисленные сведения о закупках музеем икон и крестов у населения.

Все вышесказанное во многом объясняет

несколько суженное по времени музейное церковное художественное наследие и редкое присутствие в нем ранних иконописных памятников, а также разнообразие представленных в нем иконографических образов и иконописных центров.

Основу музейного иконного фонда Самарского края составляет коллекция икон СОИКМ им. П.В. Алабина, ведущего свое начало с Самарского публичного музея, основанного в 1886 году и включившего в свои фонды коллекцию Зала императора Александра II при Александровской публичной библиотеке. Открытие экспозиций этих музеев состоялось 24-го мая (5 июня) 1898 года (4).

Первым собирателем музейной коллекции иконописи, как и всего, что поступило в названные музеи до 1896 года, стал П.В. Алабин, но поступления предметов религиозной живописи в музейные фонды в тот период были единичны. В 1892 году было приобретено для Зала императора Александра II изображение Спасителя на стекле, работы местного художника (5), а в 1895 году по заказу П.В. Алабина художником Пенкославским, бывшим учеником Краковской академии, была сделана масляными красками точная копия имевшейся в Одесском музее иконы свт. Алексия митрополита Московского (6).

Самое крупное пополнение коллекции религиозной живописи относится к 19171919 годам: 492 предмета.

Со 2 ноября 1919 года по 1 января 1921 года музей был закрыт. Не было ни руководителей, ни сотрудников. Произошли большие хищения, в том числе 200 иконописных памятников. В марте 1921 года Самарский ГубОНО предложил Самарскому обществу археологии, истории и этнографии (СОАИЭ) (7) взять опеку над музеем и привести его в порядок.

Лишь в 1926 году произошло новое вливание в музейную иконную коллекцию. Самарской центральной библиотекой были переданы мебель, картины, бронза, иконы и пр., всего 98 номеров, - вещи бывшего Семинария археологии и искусств Самарского госуниверситета. В нем был

небольшой отдел русской иконописи, куда входили иконы XVIII и начала XIX веков и небольшая коллекция медно-литых икон, пожертвованные членом СОАИЭ, академиком, профессором Самарского госуниверситета В.Н. Перетцем (8).

В начале 30-х годов в состав художественного отдела Самарского областного музея краеведения (бывшего губернского) вошли предметы «церковной археологии» Музея СОАИЭиЕ. Этот музей обладал значительной коллекцией русской иконописи. Ее формирование началось в 1920 году.

В нее входили иконы: из собрания самарского купца, попечителя моленной старообрядцев-беглопоповцев А.И. Беспалова (66 предметов); из собрания академика В.Н. Перетца (199 предметов); из Комиссии по ликвидации самарского базара (18 предметов); из Самарской губернской комиссии по отделению церкви от государства (109 предметов); со складов церковных предметов (2 предмета) и т.д., - всего около 400 произведений.

Но целостность довольно большой коллекции религиозной живописи сохранялась не долго. В апреле 1938 года около 500 икон и лубков в составе художественного отдела Куйбышевского музея краеведения (далее КМК) были переданы создававшемуся Художественному музею. А в феврале 1938 года две иконы: «Богоматерь Три радости» («Святое семейство») начала XX века и «Богоматерь Почаевская» XIX века были переданы вновь образованному Куйбышевскому антирелигиозному музею (далее КАМ).

В июле 1941 года в здании КАМа была произведена переброска имущества КМК, в связи с передачей помещений последнего военному учреждению. В 1942-1944 годах эти музеи вели общую работу в соответствии с требованиями военного времени. С 1-го апреля 1945 года штат КАМа был закрыт (9). Коллекции музея пополнили фонды КМК. Сюда поступило 68 икон и лубков. Среди них были иконы, полученные КАМом из Центрального антирелигиозного музея в Москве и Музея истории религии АН СССР в Ленинграде, а также приобретенные

в московском антикварно-художественном магазине.

Но на этом история деления и рассеивания коллекции религиозной живописи КМК (ныне СОИКМ им. П.В. Алабина) еще не закончилась. В документах КМК за 1955 год имеется «Список предметов религиозного культа, подлежащих передаче Музею истории религии и атеизма АН СССР». Всего по этому документу числились для передачи 179 предметов. Были ли они переданы неизвестно, так как документальных подтверждений нет. Возможно, передача была частичной, потому что некоторые предметы из списка (например, запрестольные иконы на древках) до сих пор хранятся и экспонируются в СОИКМ им. П.В. Алабина (10).

В 1970-1990-е годы иконы этим музеем активно приобретались у частных лиц, как правило, жителей Куйбышева (Самары) и районов области. В 2000-е годы музейные фонды пополнились иконами современных авторов, иконы старинного письма единичны. Сегодня музейная коллекция насчитывает 104 предмета.

Основу коллекции религиозной живописи Куйбышевского областного художественного музея (ныне СОХМ) в 1938 году составили иконы, переданные КМК. Документально не установлено, что часть из них была уничтожена. Фактом является лишь то, что в новую «Книгу поступлений предметов» в 1950-е годы было внесено их в четыре раза меньше. Возможно, часть икон тогда была передана в центральные музеи. А в 1958 году из Ярославского художественного музея поступили пять произведений иконописи XVI-XVIII веков. Первые музейные закупки в этот отдел начались только с 1975 года. За последние годы в коллекцию было приобретено около десяти икон художников-палешан. Сегодня собрание насчитывает 179 предметов.

Коллекция икон Сызранского музея местного края (ныне Краеведческий музей городского округа Сызрань) в 1920-30-е годы формировалась за счет поступлений иконописных памятников из закрытых советской властью храмов и монастырей. Так, 6 ноября 1923 года был закрыт Сызранский

Сретенский женский монастырь. Всю монастырскую мебель и предметы церковной утвари, а также стекло, извлеченное из иконостаса, Комиссия по ликвидации монастыря передала в местный музей (11).

В апреле 1923 года Сызранским уездным исполкомом было принято постановление о роспуске монахов Сызранского Вознесенского мужского монастыря и передаче его имущества по описям женской общине, которая переселилась из Сызранского Сретенского женского монастыря. В апреле 1933 года Вознесенский монастырь был закрыт. Еще раньше, 23 ноября 1928 года, был закрыт Старо-Костыческий Смоленский женский монастырь (12). Представлявшие музейную ценность предметы культа этих монастырей также вошли в музейные фонды.

Много позже, в 1980-2000-е годы, коллекция икон этого музея пополнилась за счет закупок у частных лиц и передачи икон из госорганов, но часть икон в постсоветское время была возвращена церкви. Сегодня это собрание насчитывает 46 предметов.

Самарский епархиальный церковно-исторический музей был открыт 14 мая 1997 года (13). Цель музея - сохранение и актуализация наследия национальной культуры, которая корнями уходит в православие. Музей начинался со скромных фондов, вмещавшихся в одно помещение. Основу этого собрания составляли личные вещи, книги и документы двух владык: митрополита Мануила (Лемешевского) и митрополита Иоанна (Снычева). В 2003-2004 годах музей был значительно расширен и капитально отремонтирован. Небольшая коллекция, которой поначалу располагал музей, за эти годы была значительно увеличена за счет пожертвований православных самарцев, а также приобретений Самарской епархии. На сегодняшний день в экспозиции и фондах музея находятся на хранении свыше 5000 музейных предметов. Коллекция икон представлена иконами Х^-ХХ веков, в том числе выполненными и в местных иконописных мастерских; она содержит 118 единиц хранения.

В музейном собрании представлены иконы местных иконописцев, таких, как Григорий Журавлев; этот мастер уникальной судьбы родился в 1858 году в с. Утевка, Бузулукского уезда Самарской губернии; безрукий и безногий, он писал иконы, держа кисть в зубах. Он автор трех произведений: подписной иконы «Кирилл и Мефодий», иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и храмовой иконы «Жены-мироносицы».

Здесь представлены работы и местных иконописных мастерских, например, иконы мастерской братьев Белоусовых, выходцев из Палеха, известнейших иконописцев России второй половины XIX века. Именно их пригласили расписать Грановитую Палату Московского Кремля. В 1898 году они открыли свою иконописную мастерскую в Самаре. Они здесь не только писали иконы и расписывали храмы, но и обучали своему мастерству местных иконописцев. Большинство храмов Самары было расписано братьями Белоусовыми или выходцами из их мастерской.

К сожалению, большинство из названных работ ныне утрачено; теперь только единицы из них можно увидеть в храмах Самары и в Самарском епархиальном церковно-историческом музее (в частности, икону «Рождество Иоанна Предтечи», рубежа ХГС-ХХ веков).

Отметим еще ряд интересных с точки зрения времени и места создания иконописных памятников Самарского края. Среди них обращает на себя внимание явно тяготеющая к древности икона «Спас оплечный» (14). Она датируется серединой ХУ! века. Это небольшой по размерам (30х24) образ Христа - одно из самых выдающихся и высокохудожественных произведений в собрании СОХМ. В нем очень заметно влияние московской школы, особенно в цветовой гамме: ее колорит напоминает немного разбеленную фресковую живопись. На этой иконе мы видим уже сложившийся к этому времени «рублевский» тип Христа: тонкое одухотворенное с небольшим ртом, редкой бородкой и пышной шапкой волос; выражение лица - печально и сострадательно.

Из числа ранних икон Краеведческого

музея городского округа Сызрань является икона «Богоматерь Живоносный источник» (КП - 13696). Ранее XVII века русских композиций на эту тему не известно. Икона представляет особый интерес, поскольку в Сызрани в XVII веке была церковь во имя ее.

Особую группу икон Самарского края XIX века составляют произведения, созданные в иконописных мастерских Сызрани, ориентированных на обслуживание старообрядческих запросов.

Эти памятники позволили выявить еще один иконописный центр со своими художественными особенностями, может быть, и не столь крупный, какими были Палех, Мстера, но вместе с тем с достаточно оригинальным художественным и стилистическим языком.

Сызранские иконы встречаются во всех четырех рассматриваемых музейных собраниях. Они отличаются рисунком, в котором очевидны переклички с произведениями XVII века. Колорит икон сдержан, часто построен на контрастных цветовых сочетаниях. Одним из важных опознавательных штрихов является лузга на ковчеге. Чаще это - черная полоса, заполненная золотым растительным орнаментом из листьев и ягод.

В отличие от близких элементов в палехской иконописи, сызранский иконописный декор включает более крупные формы упрощенного характера (15). Нередко применяется канфарение по золотому фону.

Большинство сызранских мастерских, благодаря подписям их мастеров и печатям на оборотах икон, известны. Среди них - Давид Васильевич Порфиров, его брат Сергей Васильевич Порфиров, их преемник Федор Архипович Бочкарев, Петр Илларионович Кудряшов. В иконописном фонде Краеведческого музея городского округа Сызрань имеются иконы работы А.А. Бочкарева: «Св. мученики и исповедники Самон, Гурий, Авив» (КП - 1978),

«Богоматерь Казанская» (КП - 6572), «Никола Можайский» (КП - 6571).

Несколько произведений, созданных в Сызрани, есть и в СОХМ: иконы «Неопалимая купина» (16), «Семь спящих отроков Эфесских с избранными святыми на полях» (17) и др.

Однако подписные и датированные памятники в самарских музеях крайне редки. Приписать их к тому или иному центру возможно лишь на основании данных стилистического характера. Несомненно, в музейных иконописных фондах имеются иконы Москвы, Ярославля, Иргиза.

В СОХМ выявлен один из интереснейших образцов поздней иконописи - икона «Св. Никола оплечный» 1900 года. На обороте доски внизу сохранилась надпись: «Сий образ писан в Поспелихе». Известно, что Поспелиха находится в Алтайском крае, славившемся своими многочисленными храмами и монастырями, посвященными Николе Чудотворцу.

Итак, заметную роль в процессе формирования музейных иконописных коллекций сыграли Самарский публичный музей, впоследствии получивший наименование Самарский губернский научный музей, и Музей СОАИЭиЕ при Самарском университете. Они заложили основу этих коллекций в 1917- 1920-х годах.

Особенности исторического и социокультурного развития Самарского края обусловили суженное по времени (вторая половина XIX - начало XX столетия) музейное церковное художественное наследие и редкое присутствие в нем ранних иконописных памятников, а также разнообразие представленных в нем иконографических образов и иконописных центров.

Хотя подлинно высокохудожественные памятники русской иконописи здесь немногочисленны, иконы Самарского края существенно дополняют наши представления о развитии поздней церковной художественной культуры провинции.

Примечания

1. Радченко О.И. Иконописные традиции Палеха в Самаре // Краеведческие записки: Выпуск 10. Самара: СОИКМ им. П.В. Алабина, 2003. С. 148-149.

2. Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.): Справочник. Самара: Самарский дом печати, 2002. С. 36.

3. Жуков А.Н, Мельникова Н.В. Культовое зодчество Самары // Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник / Сост. А.Н. Завальный. Самара: Кн. изд-во, 1994. С. 210.

4. Открытие Самарского публичного музея и Зала императора Александра II // Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1899 год. Самара: Тип. Губ. правления, 1898. С. 219-220.

5. Отчет Александровской публичной библиотеки в г. Самара, «Зала Императора II» и Самарского публичного Музея за 1892 год. Самара: Губернская типография, 1893. С. 22.

6. Научный архив Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина (НА СОИКМ). Ф. 4. Оп. 5. Д. 76. Л. 125.

7. Самарское общество археологии, истории и этнографии (СОАИЭ) при Самарском госуниверситете было создано в ноябре 1919 г. группой профессоров СГУ, в основном преподавателей историко-филологического факультета, и членов Самарского археологического общества (1916-1919 гг.). В 1922 г. к первоначальному названию «Общество археологии, истории и этнографии» добавляется слово «естествознания». В 1929 г. СОАИЭиЕ было реорганизовано в Самарское окружное краеведческое общество.

8. Отчеты Семинариев Социально-исторического факультета: Археологии и Искусств // Известия Самарского государственного университета. Самара, 1922. Вып. 3. С. 89.

9. Государственное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (ГУСО «ЦГАСО»). Ф. Р-4374. Оп. 3. Д. 6. Л. 20об.

10. Крамарева И.В. К атрибуции иконы «Шестоднев» и выносных запрестольных икон из собрания СОИКМ им. П.В.Алабина // Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Христианство-2000». Самара, 2011. С. 236-244.

11. Сызранский филиал ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 1267. Л. 60.

12. Сызранский филиал ГУСО «ЦГАСО». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 67. Л. 14.

13. Самарский епархиальный церковно-исторический музей: Буклет / Сост. О.И. Радченко. Самара: Издательский дом «Агни», 2008. С. 7.

14. Половинкин П.В, Кожевникова М.В. Старообрядчество Самарского края. История и культура. Самара: Издательский дом «Агни», 2007. Кат. 47.

15. Красилин М, Данченко Е. Церковные древности Самарской земли: Каталог. М.: Индрик, 2009. С. 10.

16. Половинкин П.В, Кожевникова М.В. Указанное сочинение. Кат. 53.

17. Там же. Кат. 52.

Сотрудничество детей и

взрослых в школьном музее

В. И. Ушакова

Педагогическая Академия последипломного образования

В статье рассматриваются ведущие направления деятельности школьного краеведческого музея, основанные на педагогике сотрудничества, сотворчества учащихся, учителей, родителей, ветеранов, общественности. Автор определяет основные задачи работы школьного музея. Ключевые слова: музей, сотворчество, поисково-исследовательская работа, творческая лаборатория.

The leading focus in the school local museum which are based on education science cooperation, creative cooperation of pupils, teachers, parents, veterans, community are examined in this article. The author names school museum's tasks.

Key words: museum, creative cooperation, research work, creative laboratory.

192 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 192-196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.