3. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
4. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Т. 1
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
8. Непомнящий А.В., Краснянская Т.М. Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации // Известия ЮФУ Технические науки. - 2005. - № 5 (49). - С. 215-222.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Юнгман И.В.*, Саввонова О.А.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассмотрены понятия и сущность рефлексивно-дидактических игр, как средства формирования самосознания старших дошкольников.
Ключевые слова рефлексивно-дидактическая игра, ребенок, дошкольник, ведущая деятельность, развитие, формирование.
Главной задачей дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание комфортных условий для гармоничного развития ребенка с учетом всех его потребностей и возрастных особенностей. В процессе
* Начальник Центра дополнительного предшкольного и школьного образования, преподаватель кафедры Педагогики, психологии.
* Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
различных видов деятельности ребенка происходит зарождение важнейших аспектов развития, отвечающих за выполнение новых задач в процессе обучения. Крайне важно создать благоприятную среду для развития познавательной активности, ответственности, самостоятельности, творческого проявления в каждом ребенке [9, с. 58].
Семья - это первая и главная среда развития ребенка, но, и дошкольное учреждение формирует и развивает личность ребенка, поэтому лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и дошкольного образовательного учреждения [9, с. 60].
Одним из основополагающих средств развития личности ребенка, его самосознания можно считать игру. Внутри игры как универсальной формы деятельности дошкольника происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новой ведущей деятельности.
При переходе от одного вида деятельности к другому происходит небольшой перерыв в работе, как бы микроперемена. Это дает возможность отодвинуть отрицательную самоиндукцию или даже избежать ее [5, с. 36].
Психологами подчеркивается особое значение игры для развития личности дошкольника, игра рассматривается как социокультурный феномен, выработанный обществом в ходе его исторического развития. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она детерминирует основные психические новообразования данного возраста.
Ребенок учится в игре, развивается его воображение, образное мышление. Игру следует рассматривать как «осмысленную деятельность», определяющую развитие мотивов этой деятельности. Важно отметить влияние на развитие специфических способностей: способность действовать в плане представлений, способность ориентироваться в сфере человеческих отношений, способность координировать свои действия с другими.
Игры вызывают качественные изменения в психике ребенка, Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровое пространство и изобразительные сюжеты.
В образовательной психологической реальности часто используются дидактические и подвижные игры. На основе обобщения существующих подходов влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможность ее использования в коррекционных и развивающих целях, следует выделить психологические механизмы коррекционного воздействия
игры. Их возможности направлены на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов.
Анализ функционального аспекта игры позволяет констатировать, что использование потенциала игр в педагогике и психологии осуществляется в различных целях, что не отрицает их взаимодополняющего воздействия.
В педагогике: в целях развития игровой деятельности детей как самостоятельного вида деятельности; обучения и развития дошкольников; воспитания.
В психологии: в целях развития личности ребенка; развития и коррекции его психических процессов; диагностики и коррекции возникающих трудностей в процессе развития и воспитания; терапевтических.
Дидактические игры являются преобладающими у детей дошкольного возраста. У старших же дошкольников актуальны, в первую очередь, дидактические игры по правилам. Дидактические игры носят образовательный, развивающий и воспитательный характер. Они направлены на развитие познавательных интересов, вызывают интерес к предмету и способствуют осознанному и прочному усвоению материала, расширению кругозора, активизации мыслительной деятельности, являются действенным контролем знаний.
Дидактические игры характеризуются своеобразным способом организации воспитательно-образовательной работы с детьми. Это обусловлено тем, что дидактическая игра, в отличие от занятия, предполагает не однотипность действий детей с чётко выраженной учебной направленностью деятельности, а вариативность решения учебных задач и наличие значимой для дошкольника игровой мотивации. Это позволяет ребёнку многократно повторять разнообразные практические операции, ощущая результаты умственных и самостоятельных практических усилий.
Дидактическая игра обладает структурой, в которой выделяются обязательные компоненты - дидактическая задача, игровые действия, правила. Рассмотрим классификацию дидактических игр:
По целям применения - игры обучающие, воспитывающие, контролирующие, диагностические. По характеру деятельности - игры физические, трудовые. По особенностям методики и технологии их организации - игры предметные, сюжетные, ролевые, деловые. По учебному предмету - игры математические, физические, литературные и др. По уровню проблемности -тренинг, творческие, репродуктивные. По коммуникативному воздействию -игры индивидуальные, парные, групповые, коллективные. По применению технических средств - тренажёрные, компьютерные и др.
В старшем дошкольном возрасте дети преимущественно играют в различные игры с правилами, которые в силу своей специфики позволяют до-
школьнику удовлетворять актуальные для него в этом возрасте потребности, подготовиться к обучению в школе. В этом виде детских игр наиболее активно развивается рефлексивная и ценностно-смысловая подсистемы поведения у детей.
Анализ рефлексивных игр позволяет выделить следующие основные моменты: рефлексивная игра обладает недостатками, касающимися главным образом самой сущности этой игры как формы организации взаимодействия её участников, где цель реализации игры заключена в самом процессе её реализации. Цели в данном случае нет. Внедрение рефлексивной игры как компонента или средства рефлепрактики, игрорефлексики должно быть адаптировано целям деятельности и психологическим новообразованиям конкретного возраста. Рефлексивные игры для дошкольников, по существу, являются наиболее адекватной данному возрастному этапу формой организации взаимодействия ребёнка с миром, с взрослыми и т.д., однако в чистом виде они всё же не имеют смысла, поскольку не несут целевой ориентации.
Рефлексия включается как возможный элемент дидактических игр, как результирующий их компонент. Дидактические игры в целом, действительно, могут быть рефлексивными, но только - как один из вариантов, ведь дидактические игры, по сути - это обучающие игры, направленные на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, а рефлексивность - условие повышения эффективности их приобретения.
Рефлексивно-дидактическая игра, объединяя в себе как психологический, так и педагогический аспекты, реализуемые через ее структуру и решая задачи обучения, формирования; диагностики, развития и коррекции, может выступать инструментом психолого-педагогического воздействия в рамках педагогической психологии.
Таким образом, анализ данного вопроса исследования позволил нам определить необходимость выделения рефлексивно-дидактической игры как особой формы деятельности ребенка, которая представляет собой интеграцию трёх реальностей - игровой деятельности ребенка, рефлексивной деятельности его сознания и дидактического процесса, в который включен ребенок.
Психологическая сторона игры заключается в возможности диагностики и коррекции психического развития. Педагогическая сторона игры проявляется в наличии обучающей цели и содержании материала, необходимого для трансляции воспринимающему индивиду.
Рефлексивно-дидактическую игру нельзя обособлять от традиционных методов обучения, она должна способствовать интенсификации и повышению качества знаний ребёнка, формированию и развитию его личностных характеристик. Рефлексивно-дидактическая игра - способ взаимодействия ребёнка с миром, который создаёт педагог или психолог, или родители. То,
что она включена в образовательный процесс, не делает её особой технологией обучения, но в то же время она учитывает все принципы и закономерности создания «чисто» дидактических игр.
Формирование самосознания старшего дошкольника должно быть включено в процесс рефлексивно-дидактических игр. Только правильное воспитание, гармоничная атмосфера и помощь взрослых могут способствовать развитию адекватной, всесторонне-развитой личности [8, с. 154].
Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
2. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. - 1955. - № 1. - С. 98-107.
3. Булатова A.B. Развитие самооценки поведения и качеств личности у детей старшего дошкольного возраста // В кн.: Воспитание и обучение старших школьников дошкольников в детском саду: тез. докладов. - М., 1971. -Ч. I. - С. 122-126.
4. Иванова Г.Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1976. - 23 с.
5. Иохвидов В.В. Особенности познавательной деятельности в повышении эффективности урока // Вестник Челябинского государственного педа готического университета. - 2015. - № 8. - С. 35-39.
6. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1966. - С. 11-37.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
8. Юнгман И.В., Жукова Л.А Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
9. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы VI Международной научной конференции. - Чита, 2015. - С. 58-60.