тренды, вызывают интерес ничуть не меньше, чем признанные «образовательные» лидеры - Европа и США.
Список литературы:
1. Кречетников К.Г. Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - № 10. - С. 69-82.
2. Гарусова Л.Н. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования [Электронный ресурс] / Л.Н. Гарусова, А.П. Пигинешева // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - № 6 (19). - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ PDF/14PVN613 .pdf.
3. Liu J. and Xiaoyan Wang Expansion and Differentiation in Chinese Higher Education // International Higher Education. - 2010. - № 60. - P. 7-8.
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
© Леонова Е.В.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
Данная статья посвящена изучению процесса формирования интереса к обучению в школе у старших дошкольников, а также особенностям воспитания.
Ключевые слова обучение, интерес, старшие дошкольники, школа.
Проведенный нами анализ работ по данной проблеме позволил выявить определенные тенденции формирования у старших дошкольников интереса к обучению в школе [4, с. 17]. В одной из книг авторов написано, что обучение - это процесс «питания души и сердца ребенка всеми лучшими, возвышающими, одухотворяющими плодами человеческой цивилизации [9, с. 92].
Подготовка к школьному обучению - важный шаг в воспитании и обучении ребенка в семье и дошкольном учреждении. Ее содержание определяется требованиями, которые школа выдвигает ребенку [10, с. 92].
Таким образом, поступление в школу и первоначальная стадия обучения активизируют перемену всей жизни и деятельности ребёнка. Данный этап является сложным для детей, которые приходят в школу в 6-7 лет. Уче-
* Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.
ба в школе требует нужного количества знаний, желания учиться, положительного взгляда относительно обучения, умения выполнять поставленные задачи. Школу можно назвать стартом к новой сфере жизни, вступлением ребенка в мир, который полон новыми знаниями, нормами поведения, обязанностями и различными отношениями с людьми разного возраста и разных характеров. Это способствует появлению такой важнейшей задачи воспитателей в подготовительных группах, как воспитание у своих воспитанников дикого увлечения будущим обучением в школе. Сотрудники дошкольных учреждений прилагают немалые усилия, чтобы сформировать готовность к школе в конце дошкольного возраста. Итогом этих усилий является стремление к учебе в школе и желание стать первоклассником, школьником. Важную роль в определении темы нашего исследования сыграли сложные противоречивые процессы, происходящие в современной России в сфере образования подрастающего поколения [2, с. 6].
Актуальность темы обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования всего процесса обучения [7, с. 6].
Одной из заповедей гуманной педагогики является обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с реалиями жизни, подготовка детей к школе является комплексной задачей, которая охватывает все стороны жизни ребенка [8, с. 103].
Психологической готовностью к обучению в школе понимают нужную и достаточную степень психического развития ребенка для того, чтобы он смог освоить школьную учебную программу в условиях обучения в коллективе ровесников.
В настоящее время существует множество теорий отечественных и зарубежных психологов, которые изучают психологическую готовность к школе. Но независимо от различия подходов в исследованиях, считается, что обучение в школе будет эффективно при условии, что первоклассник обладает теми необходимыми качествами, важными для первоначальной фазы обучения, которые после развиваются и усовершенствуются в учебном процессе. Вполне уместно говорить о том, в основе готовности к школьной жизни лежит определенная база развития, без которой невозможно успешное обучение в школе. При подготовке детей к школе важная роль отводится психологу. У него существуют определенные задачи:
1) определение уровня готовности детей при помощи психологической диагностики;
2) разработка рекомендаций родителям и педагогам по увеличению уровня готовности детей;
3) проведение коррекционной и формирующей работы с детьми, у которых трудности в подготовке к обучению;
4) организация консультирования родителей и педагогов по процессу индивидуальной подготовки к школе.
Сейчас существует большое количество диагностических методик, которые помогают раскрыть уровень готовности к школе. Следовательно, психологическая подготовка дошкольников к регулярному обучению стоит на важнейшем месте в работе психологов и педагогов. Главной целью воспитательного процесса в ДОУ должны являться показатели такой готовности.
Педагогический процесс, обусловленный подготовкой дошкольников к обучению в школе своеобразен в организации деятельности детей, устремленной к формированию у них качеств, которые нужны для благополучного обучения в школе. Это выражается в усложнении методов осуществления деятельности и ее процессе, в усвоении новых форм сотрудничества, развитии мотивации к общественно-полезной деятельности и многое другое. В подготовительных группах особый педагогический процесс, для которого характерно увеличение требований к поведению и деятельности дошкольников, где учитываются их формирующиеся возможности и будущие обязанности. Главное место по важности занимают требования организованности детей их самостоятельности и эффективности деятельности, такой как игры, обучение, труд.
Система педагогического процесса в старших группах отличается более отчетливым деловым ритмом, который приближен к школьному. У детей сокращается время, отведенное на выполнение некоторых режимных процессов, увеличиваются требования к скорости деятельности. Со временем меняется форма общения между воспитателем и воспитанниками приближается к форме общения между учителем и учениками. В подготовительной группе увеличивается количество занятий, где расширяется кругозор дошкольников о всевозможных сферах реальности и созданию правильного мировоззрения. Основной целью в подготовительной группе является сочетание и систематизация знаний. Дети должны уметь обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, это является значимой чертой готовности к обучению. Взрослые должны способствовать развитию у детей таких понятий и представлений, что сформирует основы теоретического подхода к таким задачам в школе.
Для того, чтобы подготовить детей к освоению грамоты и математики, в ДОУ проводят занятия по специальным программам. Это позволяет поднять знание детей в данных областях на более новую ступень. Программы по усвоению математики помогают детям осознать важные положения, познать измерительную деятельность и функциональную зависимость части и целого и многое другое. При усвоении основ родного языка происходит строения речи, формируется представление ее словесного и звукового состава.
Дети овладевают терминологией. Также должное внимание уделяется развитию аналитической деятельности дошкольников. У старших дошкольников расширяется область знаний о общественных явлениях, с которыми их знакомит воспитатель посредством совместного обсуждения важных событий в нашей стране. Данный метод развивает у детей интерес к социальным событиям и формирует патриотизм, уважение народов нашей страны.
Подготовка детей к школе означает воспитание у него положительный настрой на учебную и общественную деятельность, помощь в понятии необходимости обучения, побуждение желания стать школьником, воспитание уважения к профессии учителя, развитие потребности в книгах. В большей степени, успешность подготовки детей к школе определяется тем, как воспитатель учитывает особенность деятельности дошкольников и использует для этого игру. Когда повышают внимание к учебному процессу в подготовительной группе, иногда значимость сюжетно-ролевой игры принижается, хотя в ней скрываются немалые воспитательные потенциалы в подготовке к школе. В игре у детей постепенно готовится сознание к грядущим изменениям условий жизни, так как в игре формируется самостоятельность, организованность, коллективизм, что необходимо первокласснику. В процессе игры необходимо обращать внимание детей на деятельность учеников, стремиться побудить желание быть лучшим учеником, это приведет к возникновению замыслов, которые перерастают в творческую игру. Разнообразные занятия необходимо сочетать с трудом и игрой. Наблюдая за игрой, педагог может определить, какие события школьной жизни беспокоят детей. Воспитатель должен поддерживать интерес к играм на школьные темы, а также в процессе игры напоминать детям о деятельности учеников в школе. Игра показывает отношение детей к представляемому, при этом способствует закреплению и развитию этого отношения. Именно в игре дети представляют то, что они хотели бы увидеть в школе, но они часто испытывают недостаток своих знаний о школе и у них появляется желание узнать о ней больше.
Практически все дошкольники со школой связывают выполнение установленных требований к поведению и заданиям, а источником этих требований является учитель. Если понаблюдать за исполнением роли учителя детьми, можно узнать их отношение к этой профессии. Обычно, дети считают, что у учителя высокие требования, сравнивают его с воспитателями и родителями. Детям нужно рассказывать о том, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать, что первого учителя всегда помнят и любят. Так у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется в исполнении этой роли в игре. Роль учителя хотят взять многие дети, но выполняют ее наиболее активные. Очень часто робость не позволяет некоторым детям предложить себя на эту роль, а дру-
гие не замечают его возможностей. Воспитатель должен обращать внимание играющих на достоинства каждого.
Когда дети играют в школу, огромное воспитательное значение имеет стремление копировать любимых героев, желание быть похожими на них. При подражании школьникам, дети овладевают нормами поведения, которые основаны на взаимоотношениях ученика с учителем и учеников между собой. Такие игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают умения трудиться и заниматься сообща, а также творческие способности и художественные интересы. Дети самостоятельно выбирают темы своей деятельности.
Конкретные пути учебно-воспитательного процесса, систематизация представлений детей о школе и развития их творчества меняются средства, которые они пользуют для создания игрового образа [5, с. 37]. Дети еще плохо представляют отличия ученика от воспитанника детского сада. Когда воспитатель поощряет детей, которые показывают себя как «специалиста» в какой-то области, например по книгам. Педагог проводит экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, что также является стимулом к организации игры, где закрепляются имеющиеся у детей представления о книге. Обычно одной из любимых игр становится игра в библиотеку. Но к игре в библиотеку готовятся постепенно. Сначала подбирают книги, делают билеты, затем оформляют стенды. Дети всегда хотят сделать все, как в настоящей библиотеке. Воспитатель должен посоветовать воспитанникам обстановку и оформление библиотеки, при этом не нарушив созданную детьми деловую обстановку. Для того, чтобы дети понимали, как много труда вложено в каждую книгу, педагог должен обратить внимание на то, как сделаны и оформлены книги, при возможности провести экскурсии с небольшими группами типографии, в переплетную мастерскую. Так дети получат новые знания о различных профессиях. Затем, при знакомстве с новой книжкой, нужно показывать обложку, где написано название, фамилия автора, издательство, Со временем это закрепляется и реализуется во время игр.
Активный процесс познания детьми окружающего мира, достижений культуры, науки и техники, желание подражать труду взрослых реализуются в творческих играх [6, с. 192]. Дети самостоятельно вырезают картинки и делают книжки. Для направления деятельности детей, воспитатель может предложить сделать заказ новых книг «библиотекарю», а для выполнения этого заказа советует открыть «издательство», «переплетную мастерскую». Содержание книг, сделанных детьми, пересказывают малышам. У дошкольников формируется бережное отношение к книгам, когда они понимают, что над книгой трудится много людей и сделать ее совсем непросто. В «издательстве» дети выполняют заказы «библиотеки», в «мастерской» ремонти-
руют книги. При организации работы у детей повышается ответственность за выполнение своей работы и работы товарища. Дети, трудятся в роли печатника, писателя, художника, таким образом, удовлетворяют свои художественные интересы. Оценка работы влияет на дошкольников больше, чем поучительные беседы. Через образ ребенка педагог может влиять на его поведение. Возникнув как игра, работа в «библиотеке», «издательстве» и «мастерской» превращается в серьезное занятие. Лучшей организации и занятости детей способствует интерес к книгам. «Библиотека» всегда должна быть открыта, а дети сами найдут себе дело, будут рассматривать книги или ремонтировать их в мастерской. В свободное время каждый ребенок может подключиться к работе «мастерской» или «издательства», а также заниматься в «библиотеке». У детей надолго сохраняется любовь и бережное отношение к книге. Дети, увлеченные в детском саду игрой в библиотеку, всегда записываются в школьную библиотеку. Потребность детей в книге, жажда находить в ней ответы на появляющиеся вопросы и бережное отношение к книгам еще с периода старшего дошкольного возраста помогают педагогу заинтересовать ребенка чтением, развить стремление как можно быстрее научиться читать и сформировать интерес к получению новых знаний.
Список литературы:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
2. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с.
3. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
4. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.
5. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 3. - С. 37-40.
6. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
7. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Т. 1.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
10. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // В сборнике: Актуальные задачи педагогики Материалы VI Международной научной конференции. - Чита, 2015. - С. 58-60.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
© Разумовская А.Е.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье особое внимание уделено теоретическим основам и особенностям педагогического подхода к применению скаутской методики в обучении и воспитании детей, с целью повышения целенаправленной социализации подрастающего поколения.
Ключевые слова: скаутинг, педагогические возможности в скаутском движении, социализация, самореализация ребенка, становление личности.
Одним из приоритетных направлений политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознании, обеспечивающего целостность многонациональной России [2, с. 3].
С возрождения скаутского движения в России прошло не более 16 лет. За это время педагоги убедились в обширных образовательных возможностях методики скаутского движения. На сегодняшний день скаутская организация благополучно функционирует во многих уголках России, позволяя детям и подросткам самореализоваться, выбрать для себя верные жизненные ориентиры.
* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.