10. Хильченко Т.В. Формирование письменной речевой компетенции студентов языкового факультета вуза посредством технологии педагогической мастерской [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/fi-les/nauka/vestnik/2014/2014-3-18.pdf.
11. Hedge, T. (1993). Writing. Oxford. OUP.
ПРОЦЕСС ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ П.Ф. КАПТЕРЕВА
© Тишкова Е.С.*, Орлова В.А.Ф
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются вопросы воспитания и обучения учащихся в трудах П.Ф. Каптерева.
Ключевые слова школа, умственная деятельность, воспитание, научно-педагогическое творчество.
Одним из приоритетных направлений политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России [1, с. 3].
В средствах массовой информации и педагогической литературе конца XX начала XXI вв. имеет место тенденциозный подход к богатому опыту советской педагогики и школы [5, с. 5].
Когда ребенок идет в школу, воспитание в семье на этом не должно прекращаться, а наоборот, расширяться, взаимодействуя со школой. Путь к этому лежит через воспитание творческого, поискового отношения к любому труду, которым занимаются школьники, и в первую очередь к учебному [3, с. 38]. Школьное и семейное воспитание должно идти по одной прямой, наравне друг с другом. Нет вопросов только школьных или вопросов только семейных, есть вопросы «семейно-общественно-школьные». Необходимо сотрудничество школы и семьи, детей и взрослых. В школе ребенок получает уроки «общественной» жизни».
Еще в первых своих научных трудах («Педагогическая психология» (1883); «Дидактические очерки» (1885); «Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели» (1898)) Петр Францевич затронул тему школьного воспитания [7, с. 61]. По его мнению, задачей учреждения школы выступает не только формирование у детей дисциплины и послушания, а,
* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
150 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
главным образом, формирование и развитие у школьников характера и мировоззрения. Благополучному становлению характера и развитию мировоззрения способствует развитие интереса к труду и, собственно, а также занятие умственной деятельностью. Добиться такой задачи можно только конкретными методами: побуждать учеников к самостоятельному поиску ответов, размышлению над поставленными вопросами, делать умозаключения. Эвристика - обучение, главная цель которого раскрыть индивидуальные способности учеников посредством деятельности по созданию ими образовательной продукции. Полученные или добытые знания школьника не являются единственным содержанием его образования. Учитель должен помочь переосмыслить или достроить полученный учеником школьный продукт. Но учитель здесь выступает помощником, садовником, который прикладывает все усилия на создание питательной почвы для выращивания личных образовательных результатов всеми учениками. Для П.Ф. Каптерева эвристика выступала как возможность обучения и научения учеников мыслить самостоятельно.
Воспитание по Каптереву определяется как намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей. Выбирать методы и формы воспитания следует, исходя из натуры воспитанника, его особенностей. Каждый ребёнок является формирующейся личностью. Именно поэтому в методике обучения и воспитания неотъемлемым пунктом является индивидуализация воспитания и обучения. Эффективность учебной ситуации во многом зависит от того, как ее воспринимают ученики [4, с. 194]. На основе этого можно сделать вывод, нельзя всех детей воспитывать одинаково, по одному, заранее составленному шаблону.
Каптерев критиковал существующее однотипное образование. Он обосновал эту позицию как исторически субъективно необходимое явление в развитии школы и образования. Чтобы проверить на практике различные типы школ, их направления, положительные и отрицательные стороны, необходимо экспериментировать, открывать новые школы и новые лаборатории. Педагог отрицательно оценивает школы того времени из-за дифференциации на классы. Разумно предполагая, что лучше их формировать по приоритету предмета: класс истории, класс арифметики и так далее. Именно такое деление будет способствовать быстротечному и результативному усвоению учебного материала, приобретению необходимых навыков. Предметные классы с полугодовыми и триместровыми учебными курсами, с разделением школ на отделения по возрастам учащихся и с определением для каждого возраста соответствующей группы учебных предметов должны, по его заключению, прейти на смену традиционной классной системе. Каждое учебное заведение должно быть направлено на удовлетворение потребностей каждого конкретного человека. Узкоспециализированное образование может навредить, подавить творческое начало в человеке, остановить развитие самостоятельности.
Воспитание нравственно целостной личности теснейшим образом связано с другими сторонами (составными частями) воспитания. Так, выработка нравственного сознания неотделима от активного овладения школьниками богатством общечеловеческой культуры, основами наук [6, с. 126]. Ученый рекомендовал брать за основу воспитания уважение к детской личности. Оно есть «необходимое свойство каждой хорошо поставленной школы». Доверие можно получить в случае предоставления учащимся возможности удовлетворения своих потребностей, то есть организовать различные мероприятия, кружки, секции, которые заинтересовали бы учеников. В таком случае дети будут считать школу своим домом, а организованные мероприятия станут значительным дополнением школьному курсу Родители обязаны принимать непосредственное участие в образовательном процессе своих детей. Школа, по возможности, должна учитывать мнение родителей и детей по поводу объема изучаемого и задаваемого на дом учебного материала и другие аспекты. Рассматривая эти рекомендации, можно выявить основную черту всего научно-педагогического творчества Каптерева - связь теоретического вопроса с его практической направленностью. Он не видел достижения поставленных целей в решениях воспитательно-образовательных проблем путем отрешенного от школы решения.
В своем научном труде «Педагогический процесс» Каптерев говорил о необходимости уважать и учитывать душевное состояние каждого ребенка. Школа должна формировать у детей новые положительные качества и направлять свою деятельность на устранение недостатков. Решение этого вопроса он находил во взаимодействии воспитания и культуры. Педагогика рассматривает детскую личность, как объект, подлежащий совершенствованию во всех отношениях.
Нередко руководителю школы бывает необходимо проанализировать и оценить психологическую, дидактическую и воспитательную стороны [2, с. 18]. Ученый полагал, что самосовершенствуясь, личность развивается, а саморазвитие - это основы и сущность всего воспитания. Достижение целесообразности само по себе предполагает сформированность некоторой цели, содержание которой не является априорно предзаданным человеку [8, с. 221].
Список литературы:
1. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
2. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.
152 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
3. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
4. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
6. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Т. 1
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
8. Непомнящий А.В., Краснянская Т.М. Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации // Известия ЮФУ Технические науки. - 2005. - № 5 (49). - С. 215-222.
ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Юнгман И.В.*, Саввонова О.А.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассмотрены понятия и сущность рефлексивно-дидактических игр, как средства формирования самосознания старших дошкольников.
Ключевые слова рефлексивно-дидактическая игра, ребенок, дошкольник, ведущая деятельность, развитие, формирование.
Главной задачей дошкольного образовательного учреждения и семьи является создание комфортных условий для гармоничного развития ребенка с учетом всех его потребностей и возрастных особенностей. В процессе
* Начальник Центра дополнительного предшкольного и школьного образования, преподаватель кафедры Педагогики, психологии.
* Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.