рористических и информационно-криминальных операций. В нем имеют все шансы расширяться пропагандистские материалы преступных объединений, рецепты производства взрывоопасных веществ, оружия, в том числе ядерного, наркотических и психотропных средств, изощренных методов вскрытия кодов. Такая информация скрывается под научно-технической информацией [6].
Современные исследования ученых показывают, что проблема информационно-психологической безопасности детей не теряет своей актуальности и ставит перед учеными, практикующими психологами и учителями, юристами и иными специалистами задачу выработки методики защиты здоровья подрастающего поколения [1].
Список литературы:
1. Анохин С.М. Информационно-психологическая безопасность российских детей // Народное образование. - 2013. - № 3. - С. 14-20.
2. Баранова Ю.М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети интернет // Социальная психология и общество. - 2012. - № 4. - С. 122-129.
3. Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия - Телеком, 2009. - 320 с.
4. Солдатова Г.У, Рассказова Е. И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в Интернете // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 3-15.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. - 1.12.2010. - Федеральный выпуск № 5376.
6. Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. - СПб.: Наука, 2006. - 290 с.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО В.Ф. ШАТАЛОВУ
© Гуркова В.С.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматривается разработанная В.Ф. Шаталовым методика, способствующая повышению эффективности обучения. Взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся. Делается акцент на методических приемах, выработанных В.Ф. Шаталовым.
Ключевые слова преподаватель, учащиеся, методика, приемы.
1 Студент 3 курса Гуманитарно-технического факультета.
В средствах массовой информации и педагогической литературе конца XX - начала XXI вв. имеет место тенденциозный подход к богатому опыту советской педагогики и школы 1950-80-х годов. В то же время многие прогрессивные деятели справедливо отмечают, что опыт образования и обучения в отечественной школе послевоенного периода является передовым в мире [6, с. 5].
Виктор Федорович Шаталов родился 1 мая 1927 г, ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. В 1987 году заведовал лабораторией по проблемам интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения АПН СССР в Донецке. Им была разработана система обучения, в которой использовались опорные сигналы, представляющие собой взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки, а также формулы, содержащие краткий вывод. Педагогический стаж Виктора Федоровича составляет более 53-х лет, 40 из которых посвящено экспериментам.
К качествам современного урока педагоги относят: рационализацию информационного наполнения урока, целесообразное сочетание форм, методов и приемов обучения, сочетание коллективной работы класса с самостоятельной деятельностью учащихся и др. [5, с. 4-5].
Шаталов обосновал необходимость создания благоприятного психологического климата, как в теории, так и на практике, не только в процессе учения, но и на каждом уроке в частности, а также формирования высочайшего уровня внутренней мотивации учащимися своего учебного труда. Им было показано, что определяющее влияние, в данном случае, оказывает особенности взаимоотношений педагога и учащихся [1, с. 70].
Основные трудности, возникающие у молодых специалистов, связаны с резким несоответствием между накопленными знаниями и реальным наполнением профессиональной деятельности [9, с. 50].
Методическая система, разработанная В.Ф. Шаталовым используется не только в школе, но и в техникумах и высших учебных заведениях. Эффективное использование методов и приемов воспитания требует от учителя владения педагогической техникой [4, с. 174].
Важной целью в образовательной модели В.Ф. Шаталова является раскрытие множества талантов посредством применения приемов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают чувствовать себя не только и не столь объектами, как субъектами учебно-воспитательного процесса.
Исследовав множество источников по данной проблеме, возникает вопрос: в чем заключается особенность метода обучения детей по Шаталову? Он не делал разграничения учеников на сильных и слабых. Все ученики равны. Способные дети могут осваивать школьную программу с опережением, остальные не отстают от них, потому что учителем вызван интерес к учению, а дети в свою очередь стремятся добиться успеха. Абсолютно все
дети отвечают по опорным сигналам, таким образом, получая высокие оценки. Благодаря методике Виктора Федоровича происходит воспитание учеников, укрепляется и развивается их воля и память.
Методика, разработанная Шаталовым, это существенный вклад в педагогическую науку и практику, отражая тем самым мировые тенденции развития дидактики. С уверенностью можно говорить о том, что реализация отдельных положений методики Шаталова повышала эффективность урока как одной из форм совместной деятельности учителя и учащихся [8, с. 50].
Системность в образовательной модели В.Ф. Шаталова определена взаимосвязью всех ее частей и логической последовательностью в учебно-воспитательном процессе. Активный процесс познания детьми окружающего мира, достижений культуры, науки и техники стал выходить далеко за рамки урока [3, с. 192].
К основным категориям технологии обучения Виктора Федоровича относят опорные сигналы и опорные конспекты, которые основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом основывается на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».
Методика по Шаталову состоит из таких методических приемов, как: планирование по отдельным блокам, а также контроль знаний. Как считал автор, такая компоновка подразумевает несколько целей:
а) точное запоминание с последующим воспроизведением учащимися опорных сигналов;
б) точность ответа учащихся на уроке во время опроса.
Шаталовым была предложена интенсификация обучения, которая основывалась на опорных конспектах и сигналах:
- изучение материала крупными блоками;
- оформление учебного материала в виде опорных схем, конспектов, представляющих собой наглядную конструкцию материала в его взаимосвязи;
- работа с опорными конспектами в процессе обучения [2, с. 90].
Каждый блок заканчивался непременным контролем и оценкой учащихся.
Тем не менее, при увеличении объема информации возникало некоторое
несоответствие: с одной стороны, опорных материалов нужно много, по причине кодировки всего объема. С другой, его должно быть, мало, чтобы ученики смогли его изучить. Это противоречие Виктор Федорович решил путем внедрения в опорные схемы рисунков, которые объединяют в себе группу опорных понятий. Таким образом, Шаталовым была создана новая система - опорный сигнал. Объединив опорный сигнал в систему, появился новый педагогический инструмент - опорный конспект.
- при объяснении нового материала учителем использование опорных сигналов и конспектов. Опорный конспект можно было сравнить с
краткими записями педагога на доске во время объяснения нового материала. С помощью такой формы работы, учащийся мог наглядно видеть весь материал, который изложен педагогом. Упрощалось использование новых терминов, имен и дат. Рассказ ученика, подготовленный с помощью опорных сигналов, исключал возможность учащегося забыть материал, а также придавал уверенность в себе и, тем самым, увеличивал эффективность умственного труда;
- абсолютное понимание, усвоение, использование учебного материала для решения задач обеспечивает:
а) коллективное решение задач (возможность каждого высказать свое мнение, приняв участие в их обсуждении и решении;
б) регулярное применение поурочных наглядных пособий, конспектов для осознанного изучения материала и подготовки к решению задач;
в) систематическая проверка и взаимопроверка всех заданий, выполняемых в классе и домашних условиях;
- использование циклического развития практических навыков учащихся: повторение материала происходит по спирали;
- дружелюбная атмосфера на уроке способствует созданию ситуации успеха, благодаря которой пропадает неуверенность в выполнении внешне сложных заданий;
- для развития речи учеников в педагогическую практику внедряются устные ответы, которые позволяют увеличить их до 6 минут;
- предоставление учащимся свободы при выборе задач для домашнего задания, определяющего его количество и уровень сложности. Учащимися осуществляется самостоятельный выбор количества и сложности задач для домашней работы;
- четкий контроль усвоения знаний учащимися и возможность их проверки на уроке самими учащимися;
- система поощрения при оценивании знаний;
- творческая самостоятельность учащихся.
Приемы, разработанные Шаталовым, способствуют рациональному распределению времени на уроке, уменьшают затраты на выполнение домашнего задания, способствуют увеличению работоспособности педагога и учеников, а также создают условия для раскрытия творческих способностей учащихся.
Охарактеризовывая суть педагогического творчества, В.Ф. Шаталов отмечал, что это творчество - это главное в работе учителя. Чтобы творить, учителю необходимо располагать творческими способностями и желанием создавать новое. Важным стимулом формирования индивидуального стиля педагогического творчества учителя он считал педагогическую реальность: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому учени-
ку, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное - педагог должен поддержать ученика в познании своей личности, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, учебным заведением, социумом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости и терпения, умения своевременно прийти на помощь зависят успехи его учащихся на трудном пути познания». Итак, В.Ф. Шаталов подчеркивал мысль о том, что без понимания педагогом значимости его труда невозможно творить и формировать свою творческую индивидуальность.
Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф.Шаталову, характеризуют следующие черты: педагогическая наблюдательность и воображение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; умение пробудить потребность ребенка в познании себя, жизни и мира; способность вовремя прийти на помощь ребенку, привести его к успеху; вера в возможности каждого ученика, чувство заботы и отзывчивость; умение снять со школьника страх, неуверенность в своих силах; артистизм и эмоциональность; выразительность речи, мгновенность реакции и импровизация.
Вместе с тем как любая исследовательская область, продолжающая интенсивно развиваться, она сохраняет проблемные «зоны», не получившие ещё достаточной теоретико-практической визуализации и интерпретации [7, с. 70].
Разработанные В.Ф. Шаталовым на фундаменте педагогики сотрудничества основные средства и способы повышения эффективности обучения представляют собой оригинальную систему интенсивного обучения, ориентирующую на переход от педагогики требований к педагогике отношений, на модификацию самой их сути - на гуманизацию и демократизацию педагогических отношений через систему сотрудничества [1, с. 71].
Развитие образования сегодня раскрывает широкие возможности, что дает перспективы педагогам в решении проблемы повышения их профессионализма, уровня компетентности [10, с. 353].
Список литературы:
1. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В. Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
2. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
3. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007
6. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15, № 3. - С. 70-75.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987.
9. Юнгман И.В. Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. - 2016. - № 42. -С. 48-52.
10. Юнгман И.В. Факторы формирования мотивации профессионального роста педагога // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция: в трех томах. - 2015. -С. 351-354.
О ПРОБЛЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
© Карагодина О.С.1
ГБОУ СОШ № 14 СПДС № 18 «Радуга», г. Жигулевск
В данной статье рассматривается проблема в использовании ИКТ музыкальными руководителями, мониторинг.
Ключевые слова музыкальные руководители, информационно-коммуникативные технологии, диагностика.
Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, ускорить процесс и повысить мотивацию детей к знаниям. В дошкольных организациях формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Применение в прак-
1 Музыкальный руководитель, студент 1 курса магистратуры ТГУ.