3. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
4. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
5. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Вестк Вщебскага дзяржаунага утверспэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). - С. 124-129.
7. Юнгман И.В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. - С. 58-60.
ОЦЕНКА УСВОЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С ПОМОЩЬЮ КЛАСТЕРА
© Балакирева Е.А.*, Власов П.Н., Калмыкова Г.В., Черток Е.Д.
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж
В статье показано на примере кластерного метода, что вузовская лекция может включать в себя разные педагогические приемы для лучшего усвоения материала и контроля за его усвоением.
Ключевые слова кластер, лекция, студенты.
Вузовская лекция всегда являлась главным звеном дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В настоящее время наряду со сторонниками существуют противники лекционного изложения учебного материала. По их мнению лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление, не все студенты успевают осмыслить слова лектора, некоторые - только механически запи-
* Ассистент кафедры Пропедевтики детских болезней и педиатрии, доктор медицинских наук.
сать. Вывод из этих доводов, что лекции нужны, если нет учебников или их мало. Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе [2, с. 98]. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала. Элемент самостоятельной работы без применения технических средств (компьютер) значительно повышает продуктивность и качество требуемой компетенции в процессе обучения на клинических кафедрах медицинского ВУЗа [1, с. 83]. Одним из современных методов сочетания лекционного материала являются кластеры.
Кластер - графическая формаорганизации информации, где выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Прием кластера, как педагогическая технология критического мышления, универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации уже имеющейся информации, на стадии осмысления для фиксации фрагментов новой информации, на стадии рефлексии для группировки понятий и установления между ними логических связей. В нашем исследовании мы применили кластерный метод комплексно на стадии осмысления нового материала.
Цель: оценка усвоения лекционного материала студентами по нервно-психическому развитию детей.
Объект и методы исследования:
Студентам 3 курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (178 человек) было предложено в качестве индивидуальных рапортичек о посещении лекции составить кластер по прочитанному материалу. Тема лекции - «Нервно-психическое развитие детей». На первом часу лекции было представлено поэтапное нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни. Данная часть лекции содержала общие сведения о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, понятие о критических периодах развития нервной системы ребенка, принципы оценки нервно-психического развития, возрастные нормативы сна, краткое изложение основных безусловных рефлексов новорожденного и основные этапы формирования навыков у детей первого года жизни. Например: слайд «Принципы оценки нервно-психического развития у детей раннего возраста» приведены на рис. 1.
Заканчивалась презентация кластером нервно-психического развития здорового ребенка 1-го месяца жизни (рис. 2):
В начале второго часа лекции студентам было предложено следующее задание: по образцу, представленному в презентации, составить кластер нервно-психического развития ребенка 3 и 6 месяцев в зависимости от варианта (1 и 2).
Оценка нервно-психической деятельности
ребенка раннего возраста
■ Оценка крупной моторики
■ Оценка мелкой моторики
■ Оценка экспрессивной речи
■ Оценка импрессивной речи
■ Социальное развитие
■ Восприятие зрительное
■ Интеллектуальное развитие, игра
Рис. 1. Принципы оценки нервно-психического развития
у детей раннего возраста
Рис. 2. Нервно-психическое развитие здорового ребенка 1-го месяца жизни. Кластер
Оценивались следующие параметры:
1. Усвоение и правильность выполнения задания
2. Оформление кластера по предложенному образцу
3. Содержание каждого элемента кластера предложенному возрастному периоду.
Оценка результатов проводилась по 10-ти балльной шкале. Отсутствие кластера в рапортичке - 0 баллов, полный правильный, хорошо оформленный в виде кластера ответ - 10 баллов.
Баллы снижались за следующие нарушения:
- Отсутствие или ошибки в ключевых элементах кластера.
- Ошибки в возрастном соответствии элементов кластера.
- Отсутствие графического объекта - текстовый ответ.
- Тщательность оформления.
Например: кластер нервно-психического развития ребенка 6-ти месячного возраста составлен правильно, ответы в элементах кластера соответствуют заданному возрасту ребенка, не хватает оценки речевого развития (указаны виды речи - экспрессивная и импрессивная, но нет возрастной оценки -речь лепетная).
Основными причинами снижения оценки были ошибки в возрастных соответствиях.
Например: кластер нервно-психического развития ребенка 3-х месячного возраста составлен правильно, однако в элементе, соответствующем психике, указана способность ребенка отличать родственников от чужих и реагировать на собственное имя, что не соответствует данному возрастному периоду.
Наименьший балл получили студенты, которые не слушали лекцию, не усвоили задание, не потрудились обратиться к товарищам за помощью и к интернет-ресурсам за информацией, но все-таки сдали ответ для фиксации своего присутствия на лекции.
Результаты и их обсуждение:
По результатам исследования на отлично (9-10 баллов) кластер составили 14 студентов (7,9 %) из 178, на хорошо (7-8 баллов) - 39 студентов (21,9 %), на удовлетворительно (5-6 баллов) - 83 студента (46,6 %). Попытку выполнить задание (4 и менее баллов) сделали еще 24 студента (13,5 %) и 18 (10,1 %) даже не пробовали ответить на вопрос. Графически полученные результаты представлены на рис. 3.
47%
■ 9-10 баллов ■ 7-3 баллов 5-6 баллов
■ 4 и менее баллов ■ не ответа
Рис. 3. Результаты проведенного опроса среди студентов 3-го курса педиатрического факультета
Таким образом, студенты 3-го курса педиатрического факультета показали достаточный уровень усвоения лекционного материала 136 (76,4 %), причем почти 40 % (53 студента) выполнили задание на «хорошо» и «отлично».
Вывод:
Кластерный метод может эффективно применяться в течение лекции как в качестве стимулирующего, так и в качестве контролирующего способа оценки усвоения нового материала студентами медицинского ВУЗа.
Список литературы:
1. Педагогика - конспект лекций / О.О. Петрова, О.В. Долганова, Е.В. Ша-рохина. - М.: Эксмо, 2008. - 193 с.
2. Сравнительный анализ учебных историй болезни студентов 5 курса лечебного факультета на кафедре педиатрии / Е.А. Балакирева, А.В. Почи-валов, Г.В. Калмыкова, А.И. Балакирева // Инновации в науке. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. -№ 2 (39). - С. 78-83.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
© Радионова Е.А.*, Джеватханова Д.А.*
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассмотрено становлением развитие коммерческого образования в начале XIX векана примере московского императорского коммерческого училища. Важным этапом развития образования в России стала реформа в 1894-1896 годах.
Ключевые слова образовательные учреждения, коммерческие училища, образовательная среда, воспитанники, профессиональное образование.
Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России [1, с. 1].
Повышение профессионального уровня роста и развития педагога соответствует требованиям современной жизни и общества, являясь условием совершенствования и модернизации системы образования [7, с. 352]. Образовательное учреждение и качество его деятельности напрямую зависит от педагогического состава [6, с. 48]. Необходимо отметить, что идет постепенное усиление позиций профессионального образования, в том числе и коммерческого.
Именно при Александре I создается второе коммерческое училище в Москве, которое коренным образом отличается от училища Демидова, первого в своём роде профессионального учебного заведения на коммерческой основе.
* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.