Научная статья на тему 'Становление и развитие профессионального образования в начале XIX века на примере коммерческих училищ'

Становление и развитие профессионального образования в начале XIX века на примере коммерческих училищ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАННИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова Е.А., Джеватханова Д.А.

В статье рассмотрено становлениеи развитие коммерческого образования в начале XIX векана примере московского императорского коммерческого училища. Важным этапом развития образования в России стала реформа в 1894-1896 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие профессионального образования в начале XIX века на примере коммерческих училищ»

Список литературы:

1. Педагогика - конспект лекций / О.О. Петрова, О.В. Долганова, Е.В. Ша-рохина. - М.: Эксмо, 2008. - 193 с.

2. Сравнительный анализ учебных историй болезни студентов 5 курса лечебного факультета на кафедре педиатрии / Е.А. Балакирева, А.В. Почи-валов, Г.В. Калмыкова, А.И. Балакирева // Инновации в науке. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. -№ 2 (39). - С. 78-83.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ КОММЕРЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

© Радионова Е.А.*, Джеватханова Д.А.*

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассмотрено становлением развитие коммерческого образования в начале XIX векана примере московского императорского коммерческого училища. Важным этапом развития образования в России стала реформа в 1894-1896 годах.

Ключевые слова образовательные учреждения, коммерческие училища, образовательная среда, воспитанники, профессиональное образование.

Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является формирование у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России [1, с. 1].

Повышение профессионального уровня роста и развития педагога соответствует требованиям современной жизни и общества, являясь условием совершенствования и модернизации системы образования [7, с. 352]. Образовательное учреждение и качество его деятельности напрямую зависит от педагогического состава [6, с. 48]. Необходимо отметить, что идет постепенное усиление позиций профессионального образования, в том числе и коммерческого.

Именно при Александре I создается второе коммерческое училище в Москве, которое коренным образом отличается от училища Демидова, первого в своём роде профессионального учебного заведения на коммерческой основе.

* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

* Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.

Московское коммерческое училище, именовавшееся в исследуемый нами период как Московское Императорское коммерческое училище представляло собой среднее учебное заведение для подготовки учащихся к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи в XIX веке. Тогда цель коммерческого образования состояла в том, чтобы дать обширные знания, которые будут полезны в торговой деятельности.

Необходимо отметить, что коммерческое образование начинает выделяться в специальную отрасль образования в промышленно развитых странах в XIX веке. Тогда чрезвычайное развитие торговли, становление индустриального общества и, как следствие, появление громадных промышленных предприятий стали требовать множества людей, которые специально подготовлены к службе в этих учреждениях.

Что касается преподаваемых дисциплин, то коммерческие училища находились на стыке общественных, естественных и юридических. Таким образом, теория освещает путь практике [3, с. 38]. Совершать приемы и навыки профессиональной работы [5, с. 132]. Данные дисциплины читались учащимся через призму экономического образования. При этом, обучение в училище велось в течение 16 лет и представляло собой непрерывную структуру, для которой была характерна подготовка специалиста узконаправленной специальности.

Помимо бурного развития университетского образования в начале XIX века началось активное развитие профессионального, в том числе и коммерческих училищ, которые стали фундаментом прикладных коммерческих знаний на десятилетия вперед.

Воспитанники Московского коммерческого училища высоко ценились среди купцов-работодателей. Таким образом выпускники купеческого и мещанского звания могли рассчитывать и на присвоение чина 14 класса по истечении 10 лет безупречной службы, а затем поступать в государственные учреждения.

Помимо Московского коммерческого училища в Одессе и Таганроге были открыты гимназии с коммерческой специализацией, и обе они содержались за казенный счет.

Программы гимназий, помимо общеобразовательных дисциплин, содержали предметы: французский, итальянский языки, коммерческую географию, бухгалтерию, историю коммерции, коммерческие и морские юридические нормы, основы товароведения, «познание фабрик и заводов». Однако на практике его возможности в этом отношении использовались явно недостаточно [2, с. 192].

Можно сказать, что в начале XIX века правительство России было готово ввести коммерческую школу в общую систему народного просвещения. Кроме трех вышеупомянутых училищ, была открыта ещё и Московская практическая коммерческая академия.

Частным предпринимателем и титулярным советником Карлом Арнольдом, выходцем из Пруссии, в 1804 году создаётся в Москве частный Коммерческий пансион для юношества, пожелавшего избрать купеческие профессии.

Далее в 1806 году Карл Арнольд преобразовывает пансион в Московскую практическую коммерческую Академию. Такая инициатива была поддержана многими московскими купцами.

Большим приверженцем этого начинания был купец Первой гильдии коммерции советник, пожалованный в дворяне, А.А. Куманин. Эта личность весьма примечательна. Он был одним из первых видных купцов-меценатов.

Обучение в Академии было сконцентрированным, отвечало основной задаче, которая состояла в подготовке эффективных коммерческих кадров.

Важным отличительным моментом было то, что по Уставу академии, обучающиеся за свой счет воспитанники могли оставить учебу, а вот неимущие должны были обязательно окончить полный курс и могли поступить на государственную службу, по рекомендации академии.

В результате, важным показателем в начале XIX века стал регулярный приём воспитанников в московские коммерческие училища.

Теперь уже не нужно было разыскивать кандидатов на обучение и долгое время убеждать купцов-родителей в необходимости обучать своих детей. Кроме того, появился обычай: посылать купеческих сыновей в Москву на обучение, особенно в Академию, на сокращенные курсы на 2, 3 или 4 года. В Москву воспитанники приезжали даже из таких далеких городов как Астрахань и Кишинев.

Тем не менее, противоречия в обществе продолжали накапливаться. Наша страна постепенно отставала в социально-экономической и политической сферах от бурно развивавшихся стран Европы.

Важным этапом развития образования в России стала его реформа в 1894-1896 годах. Целью данной реформы была концентрация под эгидой Министерства финансов всех коммерческих учебных заведений, которое параллельно включало в себя обновление содержания коммерческого образования в соответствии с теми потребностями времени и созданием условий для эффективного всестороннего развития как общественной, так и частной инициативы в процессе формирования всех звеньев существующей коммерческой школы.

В соответствии с Положением о коммерческих учебных заведениях 15 апреля 1896 года на основе уже сложившейся практики и рекомендаций международных конгрессов по профессиональному образованию в России были введены четыре типа коммерческих учебных заведений: коммерческие училища с трех и семи годичным курсом обучения, которые давали общее и коммерческое образование; торговые классы, которые предназначались для обучения лиц от 12 лет и старше; торговые школы; курсы коммерческих знаний.

В начале XX столетия в систему существующего коммерческого образования были непосредственно интегрированы высшие коммерческие учебные заведения, где значительная часть сформировалась на базе нововведенных коммерческих курсов.

Коммерческие учебные заведения отличались от учебных заведений Министерства народного просвещения демократическим внутренним строем, который непосредственно позволял вести широкую экспериментальную работу по всем ключевым направлениям как дидактики, так и воспитательной работы. В то же время они являются своеобразной программой действия [4, с. 20].

Коммерческие училища, будучи главным звеном в системе коммерческого образования, стали сами по себе средоточием передовой педагогической мысли, а также центром живой практической работы как по обучению, так и воспитанию юношества, которое увлекалось прогрессивными идеями экономики.

Список литературы:

1. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

3. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.

4. Иохвидов В.В. Анализ урока: новый формат требований // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3 (33). - С. 17-20.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г.Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады// Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Весшк Вщебскага дзяржаунага утверсгтэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). -С. 124-129.

6. Юнгман И.В. Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. - 2016. - № 42. -С. 48-52.

7. Юнгман И.В. Факторы формирования мотивации профессионального роста педагога // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. IV Международная научно-практическая конференция: в трех томах. - 2015. - С. 351-354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.